Научная статья на тему 'ЙОЗЕФ ГЕББЕЛЬС И ИСКУССТВО ПРОПАГАНДЫ'

ЙОЗЕФ ГЕББЕЛЬС И ИСКУССТВО ПРОПАГАНДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2871
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / РАСОВАЯ ТЕОРИЯ / КРАСНОРЕЧИЕ / ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / ПОПУЛИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давлетбаков Саддам Куштарбекович

В данной работе рассматривается видение автором политики Йозефа Геббельса на посту министра пропаганды Третьего Рейха и искусства подачи информации в массы. Выявляются возможности использования этого произведения для изучения принципов сотрудничества СМИ и властных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOSEPH GOEBBELS AND THE ART OF PROPAGANDA

In this work author considers his view on Josef Goebbels policy on the position of Deutsches Reich's head of Ministry of Propaganda. This work can be used in order to understand principles of cooperation between media and government powers.

Текст научной работы на тему «ЙОЗЕФ ГЕББЕЛЬС И ИСКУССТВО ПРОПАГАНДЫ»

Йозеф Геббельс и искусство пропаганды Joseph Goebbels and the art of propaganda

Давлетбаков Саддам Куштарбекович Davletbakov Saddam Kushtarbekovich

Научный руководитель: Мадалие Мухтарбек Мисирович

Scientific advisor: Madaliev Mukhtarbek Misirovich

Аннотация.

В данной работе рассматривается видение автором политики Йозефа Геббельса на посту министра пропаганды Третьего Рейха и искусства подачи информации в массы. Выявляются возможности использования этого произведения для изучения принципов сотрудничества СМИ и властных структур.

Annotation.

In this work author considers his view on Josef Goebbels policy on the position of Deutsches Reich's head of Ministry of Propaganda. This work can be used in order to understand principles of cooperation between media and government powers.

Ключевые слова: пропаганда, расовая теория, красноречие, ораторское искусство, популизм.

Key words: propaganda, racial theory, eloquence, art of oratory, populism.

Искусство ведения толпы по удобному и нужному государству пути не является особенным явлением, так как такие практики использовались на протяжении всей истории человечества с античных времён. Но именно нацистское руководство Третьего Рейха возвело этот принцип в Абсолют, и непосредственную руку к этому приложил неказистый и малозаметный доктор филологии Йозеф Геббельс. Вбирая в себя теорию итальянских фашистов, российских большевиков и французских сорелианцев, он смог заложить основы национал-социалистической идеологии. Сам термин, в свою очередь, появился на свет по решению папской курии от 1622 года "Congregatio de propaganda fide" («Конгрегация евангелизации народов»), и брал за основу вопросы распространения веры. Но именно в рамках борьбы за власть, Адольф Гитлер, после провала Мюнхенского путча 1923 г., пришёл к осознанию того факта, что захват и удержание власти насильственным путём не позволят ему долго удержаться на штыках, и что нужно достучаться до эмоций людей - «затмить их умы и сердца». Именно с подачи Гитлера, Геббельс использовал тезис о том, что пропаганда должна работать не на подачу объективной информации, а показывать только необходимые государству интересы.

В марте 1933 года, с подачи рейхсканцлера Гитлера, было создано министерство народного просвещения и пропаганды. Его главой и самым молодым членом правительства был назначен Йозеф Геббельс. При этом бюджет министерства с каждым годом лишь увеличивался и достиг 187 миллионов рейхсмарок уже к 1941 году. При этом из высшего руководства НСДАП докторской степенью обладал только Геббельс, все остальные были либо профессиональными военными (Гейдрих, Геринг) либо недостаточно образованными специалистами (Гитлер, Гиммлер). Именно Геббельс познал истину, которая в современную эпоху стала обыденностью: пропаганда и власть - это понятия, тождественные друг другу. Даже своим примером (образцовый семьянин, многодетный отец) доктор Йозеф смог показать рядовому гражданину Германии, что власть и народ могут быть близки, тем самым получив почву для почти 100% одобрения своих замыслов.

Однако, как гласит старая пословица, «ничто человеческое мне не чуждо», так и образ идеального арийского человека и любящего мужа тяжело поддерживать, когда эмоции превалируют над разумом. Брак

супругов Геббельсов едва не развалился, только личное вмешательство Гитлера в 1936 году сохранило доктора Йозефа от отбытия в Японию послом с чешской актрисой Лидой Бааровой. Одной из отрицательных черт пропаганды можно назвать факт потери самосознания с течением времени, когда человек начинает верить в сказанное сам. Всех своих детей Геббельсы назвали именами на латинскую букву "Н" как бы давая понять и выразить своё почтение Гитлеру. Доктор Йозеф, вместе со своей семьей, принимал непосредственное участие в пропагандистских фильмах, подчеркивающих особый статус арийской расы и необходимость ликвидации физически и умственно неполноценных людей. Данная программа получила название «Т4», получила она своё название от адреса дома, где располагалась «Рабочая ассоциация санаториев и приютов республики» -Тиргартенштрассе, дом 4. Многими исследователями эта акция была признана как отвратительная и антигуманная. При этом, несмотря на ключевой акцент пропаганды на оздоровление Рейха и очищение его от калек и душевнобольных, не менее выразительным, а оттого не менее ужасным, выглядит экономический эффект от «расовой гигиены». Согласно одному из документов, до 1 сентября 1941 года было в рамках «Т4» умерщвлено около 70000 человек, далее говорилось, что «в результате было сэкономлено 885 439 800 рейхсмарок». То есть, в рамках программы был лишён лечения, заморен голодом или просто убит 1% населения Германии (к сентябрю 1939 года в Третьем Рейхе проживало примерно 65-70 миллионов человек).

Пропаганда уничтожения тяжело больных людей, инвалидов, людей с психологическими проблемами, была широко поставлена. Жителей Третьего Рейха с помощью плакатов убеждали в потенциальной выгоде от «расового очищения». На одном из таких плакатов описывалась эта «выгода»: «Этот больной за время жизни обходится народу в 60 000 рейхсмарок. Гражданин, это и твои деньги!» «Здоровые» граждане Рейха присваивали себе продуктовые карточки и ценные вещи умерщвлённых, конторы, занимавшиеся эвтаназией лиц, признанных неизлечимо больными, делали состояния на консультациях. В годы Второй Мировой войны уничтожение неизлечимо больных людей объясняли необходимостью освободить места для раненых немецких солдат. Может показаться, что сознательная «зачистка» общества от людей с ограниченными возможностями здоровья является отголоском нравов давних времён, когда, например, в Спарте избавлялись от детей, признанных старейшинами больными, и неспособными в будущем стать солдатами, только со временем методы уничтожения людей получили развитие и механизацию. Надо ли пояснять, что идеологи человеконенавистнических идей, включая Геббельса, не задумывались о возможности систематической ошибки выжившего - как о жертвах катастроф судят по сведениям только выживших, поскольку спросить умерших физически невозможно, так и невозможно предугадать, кто из тех, кто был признан неизлечимо больным, а потому обречённым на смерть, мог бы полностью излечиться или же он был на самом деле полностью здоровым.

Программа «Т4» была не первой пропагандистской акцией. Йозеф Геббельс понимал, что общество необходимо постепенно довести до нужной кондиции, когда оно само будет поддерживать политику государства беспрекословно, и поэтому в самом начале ограничения на какой-либо вид деятельности или дискуссий не вводились. При этом, поддержка традиционных ценностей и забота об оставленных без внимания детях (последствия «Великой депрессии»), отчасти заимствованная у кемалистов, в будущем воспитает ту самую радикальную часть партии, готовую исполнить любое желание вождя, или «фюрера». Геббельс также занимался жёсткой критикой отличных от национал-социализма идеологий, обвиняя их в том, что они не могут предоставить своим гражданам «мечту о великом». В свою очередь, суть этого термина он заведомо не раскрывал, а тем временем машина пропаганды раскручивалась на полную, затмевая умы людей лживыми надеждами о благоденствии.

Постепенная милитаризация общества находила выражение в радиодискуссиях о том, «что есть запах немецкой нации», где от разнообразия цветов и запахов, которые были лишь для отвода внимания, а единственно

правильным ответом был «запах чистоты, духовной и расовой». На фоне триумфальных успехов Третьего Рейха во внешней политике, до сентября 1939 года это производило огромное впечатление.

Отдельно стоит выделить отношения Геббельса с радио. С приходом к власти НСДАП , 18 августа 1933 года в немецких радиомагазинах появились несложные по внутреннему устройству радиоприёмники прямого усиления, получившие название "Народный радиоприёмник" ("Volksempfänger"). В своих речах Йозеф Геббельс высоко оценивал силу радио, сравнивая его с печатным станком во времена Гутенберга и с прессой во времена Наполеона. Радиоприёмники получили название VE 301 (от сокращения "Volksempfänger der Nationalsozialistischen Revolution am 30.1.1933"). Выбор названия не является случайным, 30 января 1933 года Адольф Гитлер был назначен рейхсканцлером, и эту дату Йозеф Геббельс называл "днём великой национал-социалистической революции". Радиоприёмник стоил 65 рейхсмарок, или около половины средней зарплаты рабочего, но это было почти в два раза дешевле других приёмников. В результате к 1941 году число абонентов радио в Германии приблизилось к 16 миллионам человек, источником финансирования радио были ежемесячные отчисления от абонентов, часть которых шла в пользу Министерства народного просвещения и пропаганды. Из-за своей простоты и дешевизны аналоги "народного радио" появились в союзных Рейху государствах - Венгрии ("Nepradio"), Испании и др.

Однако доктор Геббельс упустил из виду тот факт, что союзные державы будут также использовать достижения науки и техники своего времени в информационной войне и сообщать информацию, которая отличалась от официальной точки зрения Министерства пропаганды Рейха. В особенности, это касалось передач советского Московского радио, предназначенного специально для вещания за границу. Ещё с 1937 года Германия, а также Италия, осуществляли глушение радиопередач из Москвы, но до 1941 года, несмотря на то, что вещание геббельсовского радио уже велось более чем на 30 языках, создание службы радио на русском языке даже не входило в планы чиновников Рейха. С одной стороны, немцы не хотели портить отношения с СССР, с которым они заключили Договор о ненападении, с другой стороны, оголтелый расизм гитлеровцев, определявших русских как "неарийскую нацию", а значит, недостойную их превращения в граждан Великой Германии.

Некоторые исследователи рассматривают такие действия рейхспропаганды как заведомую оплошность, ведь ещё до того, как у граждан СССР были изъяты личные радиоприёмники, была возможность организации "дружественного" вещания на СССР, чтобы рассказывать о советско-германских связях, культурном обмене и т.д., с целью деморализовать противника. Однако этого не произошло. Влияние прежних ошибок в деле пропаганды усиливалось по мере торможения наступлений на африканском и восточноевропейском театре военных действий. После поражений при Эль-Аламейне и Сталинграде впервые общественное мнение о скорой и безоговорочной победе пошатнулось.

В то же время нужно отметить, что фразы «Ложь, сказанная тысячу, раз становится правдой» и «Чем больше ложь, тем больше людей в нее поверит», на самом деле, были сказаны не доктором Йозефом. Автором этих выражений является сам Адольф Гитлер, высказавший эти постулаты в своём opus magnum «Mein Kampf». Идея-фикс о необходимости «жизненного пространства» (Lebensraum) является геббельсовской точкой зрения на теорию Чарльза Дарвина о том, что право сильного всегда будет выше, ибо так было заложено природой. Основой пропаганды стала идея, которая актуальна и в наши дни: обещай всё, но при этом не давай конкретных фактов, за которые тебя могут спросить в будущем.

Корни взглядов Геббельса нужно искать в его прошлом: в отличие от других руководителей Третьего Рейха, он рос в обычной семье, и не подвергался травле или физическому насилию, в отличие от Гитлера или Гиммлера. И он не сразу встал на националистические позиции. В годы его учёбы в университете Геббельс писал:

«.. .Я был изгоем... не потому, что был не так умён, как другие, а потому, что у меня не было денег, которых у других было полно, и они их тратили, не считая».

Позднее в письмах к жене Магде это будет выражено словами «Я не мог позволить себе лишний билет в кино или кружку пива, из-за чего на меня все смотрели с жутким презрением. Сострадать себе? Людям без работы? Тем, кто копошится в помойке? Или же никому вовсе?» После окончания работы над диссертацией и успешной защиты Геббельс устроился работать в «Dresdener Bank», но его эго не могло ограничиться одним зарабатыванием денег, ведь в духе «Sturm und Drang» его душа жаждала большего. После нескольких не слишком удачных в коммерческом плане романов он попытался стать журналистом, но везде получал отказ со словами «слишком много страсти и антисемитизма». Именно в этот момент он сблизился с Грегором Штрассером. С подачи последнего, Геббельс стал голосом Национал-социалистической рабочей партии в народе, так как Гиммлер, не обладавший ораторскими способностями, вести людей за собой не умел. В это же время сформировалась идейная составляющая пропаганды по Геббельсу: говорить просто, агрессивно, громкими заголовками, повторять по несколько раз и редактировать ненужные фразы, подгоняя их под необходимую стезю. «Пусть сколько угодно говорят, что наша пропаганда крикливая, грязная, скотская, что она нарушает все приличия. Плевать! Важно только, чтобы она вела к успеху» - фраза, ставшая путеводной звездой с 1929 года.

Но ни одна пропаганда не может работать без экономики, или, как говорилось в Древнем Риме, «Panem et circenses» - «Хлеба и зрелищ». Слова Геббельса легли удачно на ликвидацию безработицы и подъём уровня жизни в середине 1930-х (экспроприация богатств немецких евреев + выпуск векселей МЕФО). После начала войны он немного снизился, но в целом правительству удалось поддерживать его за счёт эксплуатации жителей на оккупированных территориях. Именно экономические показатели позволили Геббельсу произнести знаменитую речь в период коренного перелома в войне в 1943 году, о тезисе "Totalen Krieg" - «тотальной войны на уничтожение». Финал истории известен, идея смогла продержаться всего два года. После 1945 года режим, который культивировался, в том числе, усилиями Геббельса, был побеждён и осуждён. Но, к сожалению, некоторые государства, имеющие амбиции на региональное или даже на мировое лидерство, при выстраивании своей внешней политики прибегают к методам и приёмам, которые активно использовались или даже сами разрабатывались Министерством пропаганды Третьего Рейха. Поэтому сейчас, когда, на первый взгляд, нет угрозы новой мировой войны, вопрос состоит в том, смогут ли современные идеологи извлечь уроки из прошлого, чтобы не повторить ошибки прежних поколений.

Список используемой литературы:

1. Abteilung: IV Radio. Oktober 1933. URL: http://fotopolska.eu/i68989,foto.html?s=i.08&cx=502&cy=272

2. Daniel Mühlenfeld: Vom Kommissariat zum Ministerium. Zur Gründungsgeschichte des Reichsministeriums für Volksaufklärung und Propaganda. In: Rüdiger Hachtmann, Winfried Süß (Publ.): Hitlers Kommissare. Wallstein, Göttingen 2006.

3. Dr. Joseph Goebbels, "Signale der neuen Zeit". 1938.

4. German Volksempfaenger VE 301 Dyn Radio (1938). AntiqueRadio. URL: http ://www.antiqueradio. org/VolksempfaengerVE3 01 dyn.htm

5. Kóger László. A Koronacímeres „Horthy" Néprádió. RMK Hírújság. 72. szám. 2010.

6. Kurpis Witold. Glos „Lorda". Warszawa. 1967. [seria „Zólty tygrys"]

7. Longerich P. Goebbels: A Biography. — Random House, 2015.

8. Manvell R., Fraenkel H. Doctor Goebbels: His Life and Death. — Skyhorse, 2010.

9. Project Gutenberg of Australia - Mein Kampf tr. James Murphy. URL: http://gutenberg.net.au/ebooks02/0200601 .txt

10. Reuth R. G. Goebbels. — Pieper, 1990.

11. The 1939 Register - when is a 'census' not a census? National Archives. URL: https://blog.nationalarchives.gov.uk/1939-register-census-census/

12. The Sacred Congregation of Propaganda. Dominicana Journal. Vol. 7. 1928. P. 16-22.

13. Адель Калиниченко. Памятники памяти. Новые известия. 19.07.2013. URL: https://newizv.ru/news/world/19-07-2013/185881 -pamjatniki-pamjati

14. В.Н. Сойфер. Чарлз Дарвин и эволюционная теория. «Наука из первых рук» №4(34). 2010. URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431538/Charlz_Darvin_i_evolyutsionnaya_teoriya

15. Голос России: история отечественного иновещания. C-News. 01.06.2012. URL: https://www.cnews.ru/articles/golos_rossii_istoriya_otechestvennogo

16. Д. Мельников, Л. Чёрная. Конвейер смерти. М.: Вече, 2005.

17. Наши враги. Йозеф Геббельс. Дилетант. 29.10.2021. URL: https://diletant.media/articles/30568056/

18. Петрюк П. Т., Петрюк А.П. Психиатрия при нацизме: проведение «Акции T-4» с активным участием психиатров. Сообщение 3 // Психiчне здоров'я. — 2011. — № 2. — С. 53—63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.