YOUTUBE КАК ОБУЧАЮЩИЙ РЕСУРС (ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ)
Ю.В. Ежова, магистрант
М.В. Пац, канд. филос. наук, доцент
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10880
Аннотация. Показана обусловленность применения контента видеохостинга YouTube в образовательном процессе высшей школы комфортной для молодежи обучающей средой. Анализируются перспективы использования видеоматериалов портала в процессе обучения иностранному языку в аудиторной и внеаудиторной работе. Формулируются критерии отбора материала. Выделены преимущества и недостатки применения на занятиях YouTube контента. Представлены элементы методики работы с учебным видео.
Ключевые слова: Web 2.0, YouTube, профессиональное образование, обучение иностранному языку.
Портал YouTube был основан в 2005 году в рамках разработки проектов эпохи «Web 2.0». Особенность сферы «Web 2.0» заключается в создании контента самими пользователями. Среди реализованных проектов данного этапа отметим свободную онлайн-энциклопедию «Википедия», блог-платформу «Живой журнал», социальную сеть MySpace. Эпоха «Web 2.0» становится лишь одним из этапов развития пространства сети Интернет. В «Web 3.0» основное внимание уделено комментариям и рекомендациям пользователей. Ярким примером являются социальные сети Facebook, VK. Эпоха 4.0 предполагает расширение реальности с помощью гадже-тов, меняющих взаимоотношения людей с сетью Интернет.
Одной из причин роста популярности YouTube стала возможность просматривать видеоролики на любой странице в сети Интернет. Именно YouTube первым создал окно онлайн-плеера, которое можно располагать на любом сайте [1, с. 95].
Опираясь на результаты статистических исследований русскоязычного сегмента YouTube, проведенных в 2019 году, отметим, что более 90% жителей РФ в возрасте от 18 до 44 лет используют возможности видеохостинга YouTube [2].Сегодня
YouTube занимает вторую позицию среди социальных сетей, уступая по посещаемости только Facebook. Примечательно, что
подобные исследования, проведенные в 2019 в США, демонстрируют следующее. Более широкий охват аудитории наблюдается у пользователей в возрасте от 18 до 35 лет и составляет 94%, 36% из которых ежедневно пользуются образовательным контентом: фильмами, обучающими программами и др. Молодежная аудитория пользователей YouTube превысила их количество в любом другом приложении [3]. Так, YouTube сегодня выступает в качестве привычной и комфортной самообразовательной среды для молодежи.
Вместе с тем, сегодня YouTube все чаще используется и для преподавания. Известно, что видео считается эффективным образовательным инструментом [4, 5, 6]. Возможности портала, включенные в аудиторную и внеаудиторную деятельность, могут повысить качество обучения.
YouTube способствует вовлечению студентов в атмосферу творческого совместного образовательного процесса через продуцирование, обмен, комментирование обучающих видео. Креативный характер обучения способствует положительным изменениям в организации учебных занятий [7].
Выделяют следующие преимущества портала в обучении иностранному языку:
- Широкий спектр видеоматериалов, от видеоуроков, созданных специально для использования в процессе обучения ино-
странному языку, до влогов, смонтированных блогерами, которые также можно включать в образовательный процесс.
- Возможность работать с аутентичными текстами, слушать речь носителей языка и вступать с ними в диалоги. Таким образом, главное преимущество использования рассматриваемого портала в том, что он способствует созданию языковой среды, давая возможность преподавателю совершенствовать методику обучения, опираясь на постоянное обновление и пополнение информации.
- Наглядность информации позволяет повысить эффективность процесса обучения. Во время просмотра есть возможность обратить внимание на артикуляционные особенности, мимику, пантомимику. Немаловажным является и то, что обучающийся получает сведения о внешнем виде участников коммуникации, обстановке, в которой происходят события. Так видеоролики могут стать средством, позволяющим дать обучающимся фоновую информацию, представление о жизни, традициях, действительности стран изучаемого языка, что способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики познания языка как погружения в иноязычную реальность и ее осмысления.
Отбор видеоматериала предполагает тщательный критический анализ материала до его включения в образовательный процесс и соблюдение определенных требований:
- Аутентичность контента - озвучение носителями языка.
- Соответствие речи требованиям и нормам литературного языка. Необходимо качественно оценивать содержание высказываний, особенно в случаях, когда педагог решает использовать видеоролики, созданные не в образовательных целях, а, например, блогерами.
- Четкое и качественное изображение, так как оно является основой зрительного восприятия ситуации общения.
- Оптимальная длина видеоролика, поскольку работа с аудиовизуальной информацией в течение более трех минут перегружает оперативную память мозга человека и тем самым нарушается процесс
восприятия. В этих случаях рекомендуется делить материал на фрагменты;
- Соответствие материала речевым способностям обучающихся.
Работа с видеороликами предполагает три основных этапа:
- пред-демонстрационный: мотивация обучающихся, подготовка к выполнению заданий, повторение лексического материала;
- демонстрационный: обеспечение понимания содержания видеофильма, развитие языковой компетенции обучающегося с учетом его реальных возможностей;
- последемонстрационный: использование видеоматериала для развития коммуникативной компетенции студента.
Соблюдение следующих методических шагов будет способствовать оптимизации процесса применения учебного видео:
- целеполагание стимулирует студентов к активному просмотру и привлекает максимальное внимание к материалу;
- подача материала короткими отрезками позволяет студентам сконцентрироваться на формулировке вопросов и критическом осмыслении содержания;
- поощрение к фиксации заметок во время просмотра видео. Последнее идеально подходит для отработки умения ведения записей (выделения основной идеи, сворачивания, развертывания мысли);
- применение «паузы» позволяет отрабатывать навык антиципации, позволяя студентам сделать попытку предвосхитить события, вспомнить информацию из видео;
- воспроизведение видео без звука способствует сосредоточению студентов на визуальных элементах видео, а преподавателя - на повествовании.
В целом, весь ряд заданий видео рассматривается как компонент общего содержания материала, ориентирован на це-леполагание занятия, обеспечение активности студентов, ясности и осмысленности предлагаемого контента.
Особое внимание заслуживает работа с комментариями. Данный вариант деятельности позволит ознакомиться с речевыми особенностями носителей языка, современными речевыми оборотами и сокраще-
ниями. Наряду с традиционными заданиями, связанными с переводом и чтением, могут быть даны задания на написание собственных комментариев, в которых обучающиеся должны выразить собственную точку зрения на то или иное явление, представленное в видеоролике.
Несомненным плюсом применения ресурсов сайта YouTube является возможность их использования в процессе планирования и организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Возможны следующие типы заданий:
- самостоятельное изучение лексики, используемой в видеоролике, но при этом, необходимо помнить о принципе доступности - обязательное наличие возможности у каждого обучающегося поработать с выбранным ресурсом;
- выбор видеоматериала по определенной теме для просмотра в аудитории, в ходе которого студенты сами анализируют свой уровень сформированности компетенций и производят отбор такого содержания, которое он сможет воспринять; задания, основанные на использовании лексики, взятой из видеоролика, например, написание эссе, сочинения;
- работа с комментариями, в ходе которой студенты могут не только обратиться к уже созданным комментариям, но и самостоятельно выразить собственную позицию по определенной теме;
- задания, ориентированные на анализ тйЬох (описания под видео), представляемое, как правило, автором видео. Студенты в данном случае могут не только рассмотреть имеющийся материал, но и попробовать составить своё собственное описание;
- творческие проекты, заключающиеся в создании собственного профиля на площадке YouTube или снятии видеоролика на английском языке. Такого рода задания являются наиболее сложными, но, стоит отметить, что у большинства студентов возникает желание включиться в такую деятельность. Это мотивирует их и создает условия для развития компетенций в рамках изучения иностранного языка.
Среди недостатков применения YouTube контента отмечают следующие технические моменты, которые могут быть выявлены в процессе подготовки к занятию: неясности протоколов авторских прав, а также он-лайн материалов, др.
Таким образом, YouTube является не только площадкой развлечения, но и дает реальные возможности использования ресурсов в образовательном процессе.
Применение видео способно облегчить восприятие трудных понятий, привлечь внимание слабых студентов, стимулировать визуальное восприятие обучающихся, расширить понимание лингвокультуроло-гических аспектов в изучении языка.
Выделяются следующие преимущества применения YouTube в качестве многомерного обучающего ресурса:
- наличие видео различной тематической направленности;
- доступность применения;
- ограниченность видеороликов во времени, что позволяет встраивать видео в формальный образовательный процесс в ходе аудиторных занятий;
- многоплановость видео определяет применение его в качестве элемента самообучения;
- аутентичность предлагаемого материала повышает эффективность изучения иностранного языка, способствует вовлеченности студентов в образовательный процесс, совершенствованию стратегий обучения, активизации вокабуляра, стимулируя обращение студентов к интересам и потребностям в языке реальной жизни.
Применение обучающего видеоконтента YouTube оказывает влияние на изменение традиционных функций преподавателя и студента:
- способствует усилению роли педагога в качестве когнитивного гида, направляющего творческий образовательный процесс;
- способствует развитию автономии студента, осознанию им ответственности за результаты обучения, повышению эффективности процесса обучения, росту мотивации к изучению иностранного языка.
Библиографический список
1. Верник А.Г. Анализ эпохи «Web 2. 0» и User Generated content как основы для появления социальных сетей // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2014. - № 2 (14). -С. 95-100.
2. Статистика русского Youtube за 2019 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rusability.ru/intemetmarketing/statistikayoutube2019infografika свободный/ (дата обращения: 10.02.2020).
3. YouTube Revenue and Usage Statistics (2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.businessofapps.eom/data/youtube-statistics/#1 (дата обращения: 10.02.2020).
4. Чернявский А.А. Использование YouTube в процессе обучения иностранному языку / Чернявский А.А., Воловикова И.П. // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы VII Международной конференции, посвященной 92-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2013 г.
5. Kozma R.B. The Influence of Media on Learning: The Debate Continues. School Library Media Research. 22. P. 233-239.
6. Пац М.В. О научности образования и технологических аспектах подготовки выпускника вуза. Новые смыслы // Глобальный научный потенциал. - 2015. - № 3 (48). - С. 2730.
7. Пац М.В Об инновационности и самообучении студента вуза в сетевой перспективе // Казанский педагогический журнал - 2015. - № 4-1 (111).- С. 42-46.
YOUTUBE AS A TRAINING RESOURCE (FOREIGN LANGUAGE, NON-LANGUAGE UNIVERSITY)
Yu.V. Ezhova, Graduate Student
M.V. Pats, Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor Penza State University of Architecture and Construction (Russia, Penza)
Abstract. The conditionality of the use of YouTube video hosting content in the educational process of higher education is shown. YouTube is considered to be a learning environment that is comfortable for young people. The prospects of using the video materials of the portal in the process of teaching a foreign language in classroom and extracurricular work are analyzed. The selection criteria for the material are formulated. The advantages and disadvantages of using YouTube content in class are highlighted. The elements of the methodology for working with the training video are presented.
Keywords: Web 2.0, YouTube, professional education, teaching a foreign language.