УДК 546.15.002.234:616.899.2 - 053.2
ЙОДНЫЙ ДЕФИЦИТ И ПСИХО-НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
М.Б. Лясникова
Кафедра госпитальной терапии с курсами эндокринологии и профессиональных болезней (зав. - проф. В.С.Волков) Тверской государственной медицинской академии
Многие территории России, в том числе Тверская область, характеризуются недостаточностью йода в окружающей среде. Дефицит йода в воде и пище способен оказывать неблагоприятное влияние на состояние здоровья.
Целью данной работы являлась оценка тяжести йодной недостаточности и клинических проявлений дефицита йода у детей с задержкой психического развития.
1-ю (основную) группу составили 50 учащихся (мальчиков — 35, девочек — 15, средний возраст — 9,5 0,08 года) школы-интерната для детей с задержкой психического развития. Во 2-ю (контрольную) группу вошли 50 детей (мальчиков — 27, девочек — 23, средний возраст — 9,9 0,08 года), обучающихся в средней школе того же района.
Для оценки тяжести дефицита йода применяли эпидемиологические критерии ВОЗ( 1,2).Уровень экскреции йода с мочой(с расчетом медианы йодурии) определяли церий-арсенитовым методом в разовой утренней порции с предварительным влажным озеленением образцов мочи. Исследование выполняли в биохимической лаборатории Эндокринологического научного центра РАМН. Согласно рекомендациям 1ССГОО[2], содержание йода в моче от 10 до 20 мкг/дл, считается нормальным, от 5,0 до 9,9 мкг/дл соответствует легкой степени йодной недостаточности, от 2,0 до 4,9 мкг/дл — средней и менее 2 мкг/дл — тяжелой степени.
Физическое развитие (рост, масса тела) исследовали по специальным цен-тильным таблицам и оценивали как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное. Кроме того, учитывали
количество пропусков занятий по болезни. Большинство детей были осмотрены невропатологом.
Психологическое обследование проводили с помощью методики Векслера [3]. По оценкам субтестов выясняли вербальный и невербальный показатели, а уже по ним — общий показатель интеллекта. Вербальные субтесты по методике Векслера в целом наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры и академической успеваемости и во многом определяются врожденным интеллектуальным потенциалом. Невербальный показатель отражает умения индивида и особенности его психофизических сенсомоторных и перцептивных характеристик, сформировавшиеся на основе полученных знаний. Согласно методике Векслера, у детей с высоким интеллектом общий показатель соответствует 120—140, с хорошим уровнем интеллекта - от 110 до 119, со средним -от 90 до 109, с низким - от 80 до 89 и у лиц с педагогической запущенностью составляет 70—79.
В табл. 1 представлены показатели йодурии у детей основной и контрольной групп. Медиана йодурии была значительно ниже у детей школы-интерната и соответствовала легкой степени йодной недостаточности, в то время как у детей средней школы она была в норме (соответственно 5,7 и 13,2 мкг/дл).
Йодная недостаточность наблюдалась у 39 (78%) обследованных (у 27 мальчиков и 12 девочек) школы-интерната и у 10 (20%) детей (у 6 мальчиков и 4 девочек) средней школы. При этом в обеих группах преобладала легкая степень йодного дефицита (в 36% и в 18% случаев соответственно).
Таблица 1
Показатели йодурии у детей г. Твери
Обследованные группы
школе -интернат (1-я группа) средняя школа (2-я группа)
Показатели всего мальчики девочки всего мальчики девочки
(„=50) („=35) („=15) („=50) („=27) („=23)
Медиана йодурии, мкг/дл 5,7 5,0 5,6 13,2 13,0 12,8
Р<0,05 Р,<0,05 Р2<0,05
Содержание йода в моче, %
более 10 мкг/дл 22,0 23,6 18,7 80,0 77,0 87,0
Р<0,05 Р,<0,05 Р2<0,05
от 5 до 9,9 мкг/дл 36,0 35,3 37,5 18,0 12,2 13,0
от 2 до 4,9 мкг/дл 28,0 23,5 37,5 — — —
менее 2 мкг/дл 14,0 17,6 6,3 2 — 4,3
мальчиков,
Р — различия между данными основных групп, Р1
Отчетливой зависимости неврологических расстройств от показателей йодурии
Антропометрическое исследование показало, что у детей 1-й группы гармоничное развитие отмечалось в 60% случаев, а у детей 2-й группы — в 78%. Напротив, дисгармоничное развитие было выявлено у 20% обследованных 1-й группы и у 6,5% — во 2-й группе. Резко дисгармоничное развитие у детей школы-интерната наблюдалось в 20% случаев и проявлялось в основном сниженным питанием (в 18%), в то время как у детей средней школы — в 15,2% случаев и лишь у 4,2% детей было обусловлено пониженной массой тела. Пропусков занятий по болезни у детей школы-интерната было больше, чем у детей средней школы (соответственно 15,1 1,39 дня и 9,2 0,92 дня; Р <0,05).
При неврологическом обследовании 40 детей школы-интерната и 40 учеников средней школы соответственно 55% и 42,5% обследованных жаловались на головные боли, головокружения, плохой сон, повышенную раздражительность и ослабление памяти. У 55% детей 1-й группы и у 45% из 2-й имелись вегетативные расстройства в виде дисталь-ного гипергидроза, акроцианоза, стойкого дермографизма, тремора пальцев рук, лабильности артериального давления и пульса. У 5 (12,5%) учеников школы-интерната и у 4(10%) детей средней школы наблюдались легкие нарушения координации (интенция при пальце-носовой или коленно-пяточной пробах, горизонтальный мелкоразмашистый нистагм, неустойчивость в позе Ромберга).
не выявлено. Симптомы вегетативной дисфункции определялись у детей с йодной недостаточностью несколько чаще, чем среди обследованных с нормальным содержанием йода (в 1-й группе - у 50% и 40%, во 2-й - у 40,6% и 26,2%).
Исследование уровня и структуры интеллекта показало, что высокий и хороший общие показатели интеллекта у детей школы-интерната встречались значительно реже, чем у детей средней школы (соответственно в 16% и 65% случаев; Р<0,05). Напротив, низкий общий показатель интеллекта, а также пограничная и легкая дебильность наблюдались чаще у детей школы-интерната, чем у учеников средней школы (соответственно в 32% и 6% случаев: Р<0,05). Из представленных в табл. 2 данных видно, что общий показатель интеллекта был значительно ниже у детей школы-интерната (97,0 2,78), чем у детей средней школы (117,0 2,53; Р<0,001). У первых были получены более низкие показатели практически по всем вербальным субтестам, в особенности по 5-му субтесту, отражающему словарный запас. По большинству невербальных субтестов учащиеся школы-интерната также показали более низкие результаты. Различия были выраженными по 10 и 11-му субтестам, отражающим соответственно аналитико-синтетические способности и зрительно-моторную координацию. Полученные данные позво-
Таблица 2
Показатели субтестов по методике Векслера у детей школы-интерната и средней школы
Гру ппы наблюдения
Субтесты дети школы- дети средней
интерната школы р
(n=40) (n=31)
Верба
Невербальные
1
2
3
4
5
6
7
8 9
10 11 12
Вербальный
Невербальный
Общий
7,0 11,0 10,0 10,0 3,0 8,0 13,0 12,0 11,0 8,0 10,0 13,0 87,0 108,0 97,0
0,48 0,51 0,51 0,33 0,26 0,33 0,37 0,51 0,51 0,55 0,40 0,48 1,98 2,78 2,78
11,0 16,0 11,0 12,0 8,0 10,0 14,0 14,0 13,0 11,0 13,0 13,0
0,61 0,52 0,57 0,57 0,74 0,48 0,48 0,65 0,44 0,61 0,61 0,44
109,0 2,62 121,0 4,02 117,0 2,53
<0,001 <0,001
<0,01 <0,001 <0,001
<0,02 <0,01 <0,001 <0,001
<0,001 <0,01 <0,001
ляют считать, что выявленные изменения уровня и структуры интеллекта детей с задержкой психического развития могут быть как врожденными, так и приобретенными.
При сравнении показателей интеллекта с экскрецией йода с мочой установлено, что среди детей школы-интерната у лиц со сниженной йодурией, в отличие от детей с нормальным содержанием йода в моче, имелась тенденция к снижению общего показателя интеллекта (соответственно 95,0 2,5 и 102,0 6,5; Р>0,05).
Таким образом, у детей с задержкой психического развития, обучающихся в школе-интернате, выявлена йодная недостаточность легкой степени, что может свидетельствовать о недостаточном поступлении в их организм йода с продуктами питания. Кроме того, у них чаще, чем у детей, посещающих среднюю школу, встречается дисгармоничное физическое развитие, и они больше пропускают занятия в связи с простудными заболеваниями. В неврологическом статусе у детей с задержкой психического развития часто обнаруживаются вегетативные расстройства и координационные нарушения. У них сни-
жен общий показатель интеллекта, они плохо адаптированы в социуме. Полученные данные позволяют предположить, что йодный дефицит у школьников интерната мог быть одним из факторов, приведших к их отставанию в физическом и интеллектуальном развитии, и они антенатально и после рождения находились в условиях недостаточного йодного обеспечения. В связи с этим актуальны вопросы йодной профилактики, особенно у детей указанной группы. Психометрические методики могут рассматриваться в таких случаях как один из путей выявления детей с возможной йодной недостаточностью.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дедое И.И., Дедов В.И.Чернобыль: радиоактивный йод - щитовидная железа.— М.,1996.
2.Indications for Assessing Iodine Deficiency Disorders and Their Control Through Salt Iodization.WHO/NUT.6.— Geneva,1994.
3.Wechsler Intelligence Scale for Children,WISC (адаптированный вариант)/Главный государственный центр единства измерений ГП "ИМАТОН".—
СПб, 1994.
Поступила 02.07.01.
IODINE DEFICIENCY AND PSYCHONEUROLOGICAL SHARACTERISTICS OF PUPILS OF SPECIAL SCHOOL FOR CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
M.B. Lyashnikova
S u m m a r y
Physical development, intellectual characteristics, neurological status and severity of iodine deficiency were examined in 100 pupils: in 50 (the 1 st group) from the school for children with mental retardation and in 50 (the 2d group) from secondary school, aged 8 to 11 years. Median of urinary iodine level showed the presence of mild-to-moderate iodine deficiency in the 1 st group of children. In their physical and mental development children from special school showed retardation in comparison with secondary school pupils. Children from the 1 st group had symptoms of vegetative disfunction and coordination abnormalities more often than in the 2d group. It can be supposed that in children with mental retardation there is a mild-to-moderate iodine deficiency which can be one of the reasons determining neurological abnormalities and retardation in their mental and physical development.
8. "Казанский мед. ж.", № 2.
113