Библиография
1. Евсеев В., Харитонова Д. Российско-турецкие отношения в свете сирийского кризиса // Обозреватель-übserver. - 2016. - № 2. - С. 25-40.
2. Иванов С. Ситуация на севере Ирака в связи со штурмом Мосула // URL: http://www.arms-expo.ru/analytics/voyny-i-konflikty/stanislav-ivanov-situatsiya-nasevereiraka-v-svyazi-so-shturmom-mosula/
3. Иванов С.М. Деятельность Исламского государства и других радикально-исламистских организаций: Основные тенденции // Специальное приложение ИМЭМО к русскому изданию ежегодника СИПРИ-2015. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - Разд. 2. Научная экспертиза. П. 11. - С. 913-920.
4. Коалиция штурмует Мосул // URL: http://nvo.ng.ru/nvo/2016-10-21/1_923_ mosul.html
5. Кто воюет в Сирии // URL: https://www.gazeta.ru/politics/2015/09/30_a_ 7788269.shtml
6. Премьер Курдистана предсказал распад Ирака на три части // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2765835
7. Путин согласился сократить военное присутствие России в Сирии // URL: http://www.rbc.ru/politics/29/12/2016/5864f29a9a7947b1c7d955ad
8. Спецназ США на севере Сирии станет организатором альянса наземных сил против ИГ // URL: https://eadaily.com/ru/news/2015/11/24/specnaz-sshanasevere-sirii-stanet-organizatorom-alyansa-nazemnyh-sil-protiv-ig
9. США создали новую военную базу в Западном Курдистане // URL: http://riataza.com/2017/01/22/ssha-sozdali-novuyu-voennuyu-bazu-v-zapadnom-kurdistane/
10. Турецкая армия наносит артиллерийские и авиаудары по северу Сирии // URL: https://topwar.ru/104089-tureckaya-armiya-nanosit-artilleriyskie-iaviaudary-po-severu-sirii
11. http s ://cont.ws/@fanc/135143
12. http://rusvesna.su/news/1483011168
«Обозреватель-übserver», М, 2017 г., № 3, с. 14-24.
У. Шарипов,
доктор политических наук,
главный научный сотрудник
Института востоковедения РАН
ЙЕМЕН - ФРОНТАЛЬНОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ
СУННИТСКОГО И ШИИТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
И ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВНЕШНИХ СИЛ
Ключевые слова: Йемен, сунниты, шииты, внутриконфессиональ-ный конфликт.
Йемен - страна, где на протяжении веков сосуществуют многочисленные племенные образования, принадлежащие к двум ведущим ветвям ислама - шиизму и суннизму. Хотя между ними имелись идеологические религиозные различия, их взаимные противоречия никогда не принимали острых форм. Однако текущие политические и социальные события, которые охватили регион БСВ, привели к тому, что встал принципиальный вопрос - кто является ведущим фактором в йеменском обществе. В течение всего XX в. эта страна, бывшая долгое время феодальной монархией, была вовлечена в вихрь политических перемен. В 1962 г. в результате революции зейдистская (ветвь шиитского ислама) монархия была свергнута, и страна стала жить в рамках Йеменской Арабской Республики (ЙАР) под руководством тем не менее суннитской правящей верхушки. Шиитское меньшинство же представлялось как бы на вторых ролях. Но после исламской революции в Иране 1979 г. успехи шиитов на политической арене БСВ в плане восстановления своих социально-общественных прав на Аравийском полуострове постепенно настраивали на соответствующий лад и йеменских шиитов.
Вместе с тем целесообразно иметь в виду, что в государственном устройстве Йемена в последние десятилетия прошлого столетия произошли изменения: в 1967 г. Южный Йемен, бывший британским протекторатом, получил независимость, и была образована Народно-демократическая Республика Йемен (НДРЙ), придерживавшаяся просоциалистической ориентации; в 1990 г. ЙАР и НДРЙ после двух десятилетий враждебных отношений объединились в единую Республику Йемен (РЙ). Именно в этот период на политической арене разделенного, но сближавшегося Йемена и началось проникновение «Аль-Каиды» в Йемен. Так, шейх Та-рик аль-Фадли, возглавлявший йеменскую радикальную организацию «Исламский джихад», отмечал, что глава «Аль-Каиды» бен Ладен был в числе спонсоров операции по свержению правительства НДРЙ (Алъ-Джарбани X. Алъ-Йаман: Макталь Сыта Ашхас байнахум Джундиян фи Иштибак бы Маариб. Аш-Шарк аль-Аусат. Февраль 2005). Однако Йемен как в 90-е годы, так и в дальнейшем рассматривается «Аль-Каидой» не как объект для установления своей верховной власти ввиду его племенного устройства, а как опорный пункт для проведения диверсий с целью дестабилизации КСА и подрыва американских интересов в зоне Аравийского полуострова, а также в Афганистане, Сирии, Ираке и Восточной Африке. Под мощным давлением извне к 2003 г.
йеменские исламисты подверглись существенному разгрому. Однако радикалы от ислама сумели внедрить в силовые органы и правительство немало своих сторонников. Пользуясь неспособностью государственной власти под чрезвычайно затянувшимся президентством Али Абдаллы Салеха контролировать большую часть национальной территории, «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП) всё более внедрялась в йеменское общество (особенно в пяти провинциях северного, центрального и восточного Йемена, в том числе в Хадрамауте, Аль-Джауфе, Абьяне, Лахедже и Шабве). Стратегия «Аль-Каиды» в Йемене сводилась к показательным террористическим акциям против объектов западных государств: посольств, жилых комплексов иностранцев, армейских контрольно-пропускных пунктов и т.д. Они сопровождались активными пропагандистскими кампаниями в подконтрольных ей населенных пунктах путем обеспечения местных жителей безопасностью и снижением межклановых противоречий, медицинскими услугами и проведения в жизнь проектов социально-экономического назначения - строительство больниц, новых ирригационных систем, восстановление, электрификация и налаживание систем водоснабжения (Шарджаби А. Аль-Касир аль-Диван: Ад-Давр ас-Сияси ли-ль Кабиля фи аль Йаман. Сана, 2010, с. 43-44). На юге же власть захватили полевые командиры разных группировок. Таким образом, Йемен стал представлять собой мозаичную по интересам страну. Причем АКАП и ИГИЛ, представляющие преимущественно интересы местных суннитов, вместе с тем выступали против вмешательства США и Саудовской Аравии, а также во имя успокоения местных шиитских племен проявляли лояльность к их неприятию тех же иностранных врагов. Только «Ансар-аш-Шариа» считает, что основная угроза стабильности йеменского общества исходит от местных племен, между которыми существуют сложные отношения. Салафиты из «Ансар-аш-Шариа» в контролируемых провинциях активно участвуют в качестве надклановой структуры в разрешении на основе шариата различных конфликтов среди племен. Всё это в итоге направлялось против высших представителей государственной власти. Таким образом, война в Йемене вылилась в межрелигиозный конфликт с вмешательством в нее суннитских и шиитских внешних политических сил, что привело к усилению влияния радикальных исламистских организаций с обеих сторон - суннитов и шиитов.
Что касается шиитов, компактно проживающих на севере и западе страны, то они также выступали против правительства
президента Али Абдаллы Салеха в Сане, его коррумпированности и связей с США. Их представители потребовали автономии региона. Лидером восстания стал Хусейн Аль-Хуси (был убит в том же 2004 г.). Он еще в 1994 г. создал радикальную исламскую группировку «Ансар Аллах», которая получала неофициальную поддержку от иранского хомейнистского руководства; суннитское правительство же Йемена во всем поддерживалось Саудовской Аравией. После его смерти движение восставших шиитов, которое он возглавлял, стало называться хуситским. С 2009 г. движение хуситов активизировалось и совершило налет на саудовскую деревню Джабаль ад-Дукан, где убили двух пограничников. В ответ Саудовская Аравия начала открытое вмешательство в йеменский внутриконфессиональный конфликт. Хотя в 2010 г. между хусита-ми и правительством было подписано перемирие, оно продержалось ровно год, до начала «арабской весны». В январе 2011 г. в Йемене начались массовые демонстрации с требованием отставки президента Али Абдаллы Салеха и проведения социальных реформ. В ответ, под угрожающим давлением, президент заявил о некоторых уступках: сократил количество президентских сроков до двух подряд, а сам отказался от участия в грядущих выборах. Однако правительственные репрессии стали усиливаться и 18 марта в Сане, столице страны, были убиты 52 демонстранта. Али Абдалла Салех ввел режим ЧП, но на фоне роспуска правительства, а также отставки ряда министров и посла Йемена в ООН манифестации продолжились. Тогда было сообщено о достижении перемирия и готовности президента Салеха уйти с поста в течение 30 дней, а в течение двух месяцев после его ухода должны быть проведены новые президентские выборы. Салех отказался подписывать согласованный сторонами документ. Манифестации возобновились с большей интенсивностью и охватили весь север страны, что привело к крупным жертвам среди сторон. 3 июня была обстреляна президентская резиденция в Сане. При этом ранения получили сам Али Абдалла Салех, премьер-министр и спикер парламента. Салех убежал из Йемена, а в ноябре из столицы Саудовской Аравии, в присутствии короля Абдаллы и наследного принца Наифа Аль Сауда, было объявлено от его имени о передаче власти Абд Раббо Мансуру Хади - вице-президенту Йемена.
Таким образом, казалось бы, что 27 февраля 2012 г. политическая и конфессиональная борьба в Йемене закончилась утверждением в должности президента Абд Раббо Мансура Хади. Но его правительство в течение двух лет также оказалось неспособным
провести жизненно необходимые реформы, а хуситское движение, АКАП и ИГ продолжили укреплять свои позиции в подконтрольных провинциях.
И вот уже более пяти лет продолжается хаос междоусобной войны между многочисленными политическими противниками, среди которых четко обозначаются прошиитские и просуннитские религиозные группировки, а также племенные образования. Ныне страна оказалась разбита на три зоны подчинения: Север и Запад, включая Сану и Таиз, находятся под властью радикальной шиитской группировки «Ансар Аллах»; Юг (по сути, побережные районы) и часть центральных территорий - под контролем центрального правительства, поддерживаемого народным ополчением, лояльной частью йеменской армии, а также саудовской коалицией. «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП) больше сосредоточена в центральной части страны, в том числе с крупными городами: Аль-Мукалла, Хаббан, Аззана и Тарим; восточные районы смешанно контролируются ИГ, племенными ополчениями и салафитами из «Ансар-аш-Шариа» (той же «Аль-Каидой»).
Противоборство шло с переменным успехом. Однако хуситы стали преуспевать, оккупировав нефтепромысловые районы и их транспортные коммуникации к Красному морю и частично в южном направлении, и в итоге овладели столицей Саной, со всеми правительственными учреждениями, центральным банком, арсеналом. 20 января 2015 г. заняв резиденцию президента Йемена, вынудили Мансура Хади 22 января подать заявление об отставке. В феврале он бежал из страны через южный порт Аден. Тогда хуситские повстанцы сформировали свой орган центральной власти - Революционный комитет, который в августе 2016 г. был упразднен, передав свои полномочия Верховному политическому совету.
Президент Хади, понимая, что Эр-Рияд не устраивает развитие йеменских событий в пользу шиитов и иранского влияния, бежал в Саудовскую Аравию, где призвал к организации внешней военной интервенции в Йемен. Была собрана иностранная военная коалиция в составе практически всех стран-членов ССАГПЗ (кроме Омана), Египта, США, Марокко, Судана, Пакистана, Сенегала и Иордании. Кроме того, некоторые другие государства согласились оказывать частичное содействие. После этого Абд Раббо Мансур Хади вернулся в Аден и провозгласил его временной резиденцией своего правительства. Эр-Рияд стал полностью
диктовать свои условия деятельности его кабинету. Таким образом, международная коалиция обеспечила себе официальное приглашение на проведение военных действий на территории Йемена.
26 марта 2015 г. военные действия международной коалиции против хуситов начались с операции «Буря решимости», которая длилась в течение без малого месяц. Далее была организована новая операция - «Возрождение надежды». Обстрелы охватили ряд регионов, включая Аден, Таиз, Сааду, Ибб. Удары наносились не только по военным, но и гражданским объектам городов и сельских населенных пунктов: по жилым кварталам, школам, портам, заводам и фабрикам, складам. В ходе военных действий использовались артиллерия, авиация и ВМС. Причем корабли Саудовской Аравии периодически серийно обстреливали йеменскую территорию ракетами.
Однако хуситы преуспели не только в захвате крупного города Таиз, но и во временном установлении контроля даже над Аденом. Тогда президент Хади бежал в восточный Сайвун в провинции Хадрамаут. Аден, главный порт страны, окончательно был отбит от хуситов после продолжительных боев силами саудовской коалиции лишь 17 июля 2015 г. Хотя ООН предлагала свое посредничество по прекращению кровопролития при помощи своей «Дорожной карты», боевые действия возобновились вновь 8 августа. Война продолжила свою затяжную фазу.
Какую роль в поддержании внутрийеменского кровопролития играли западные державы на вспыхнувшем этапе открытых, фактически непримиримых, вооруженных столкновений конфессиональных и политических сил внутреннего и внешнерегиональ-ного происхождения?
То что именно Запад играл провокаторскую роль с самого начала обострения политической и конфессиональной ситуации на БСВ, было определено еще несколько десятилетий назад. Хотя объяснения своего политического и вооруженного вмешательства в тех или иных частях региона БСВ правительства и силовые ведомства, включая секретные спецслужбы западных держав, НАТО и прежде всего США, они умело оформляли своими псевдологическими доводами и насущной необходимостью срочного принятия жестких мер, то на деле они несли в местные страны массовые разрушения и людские жертвы.
Брат Хусейна Аль-Хуси - основателя радикальной исламской группировки «Ансар Аллах» и нынешний ее руководитель Мухаммед Али аль-Хуси дал такую характеристику роли США
в Йемене: «Мы считаем, что Саудовская Аравия ввязалась в эту войну не по своей собственной инициативе. Ее назначили на роль главы коалиции. Но подлинный инициатор этой войны - США. Именно американцы руководят операциями, определяют цели для авиабомбардировок и передают саудовцам координаты целей».
Фактически Вашингтон в отношении Йемена также проводил свою традиционную политику «двойных стандартов» во имя своих эгоистичных интересов, не считаясь ни с гуманностью, ни с объективной критикой своих действий, ни с колоссальными жертвами в данной стране.
США неизменно поддерживают Саудовскую Аравию и связанные с нею и Западом силы в Йемене, чтобы вместе бороться с ИГ, «Аль-Каидой», с антиамериканскими силами и настроениями на БСВ, и в настоящий период представленными ИРИ, сирийским правительством, а также с возможностью расширения влияния РФ, КНР и других факторов, которые способны подорвать ныне фактически установленную военную оккупацию мировым правительством западных корпораций и США региона БСВ.
Вашингтон закрывает глаза на то, что КСА своими бомбежками, ракетными обстрелами и другими агрессивными военными действиями уничтожает всю инфраструктуру - хозяйственную государственную и социальную - Йемена, обрекает местное гражданское население на многочисленные жертвы от военных действий, террора и голодной смерти, лишает йеменский народ в целом нормального развития его национальных кадров в просвещении и гражданском становлении. Более того, Вашингтон постоянно наращивает поставки вооружений и соответствующую современную военную технологию Эр-Рияду, чтобы способствовать КСА вмешиваться в политические противоречия на БСВ через свое многократное превосходство в военной области. К примеру, только в мае 2017 г., во время визита Д. Трампа в Эр-Рияд, новый президент США и руководство Саудовской Аравии заключили соглашение на сумму более 100 млрд долл. на поставку в течение ближайших лет американского вооружения и оборудования. В целом подобный шаг, по сути, обозначил не только тесное сотрудничество этих государств, но и создание ближневосточного военного альянса прозападных государств, подобного НАТО. В свою очередь, Британия и Франция продают Саудовской Аравии боевые самолеты, вертолеты, бронетехнику и другие военные товары.
Следует отметить, что США непосредственно участвуют в бомбежках и проведении десантных операций в Йемене против
АКАП и других исламистских организаций, а также против поддерживающих их племен. Это приводит не только к потерям в хуситских ополчениях, но и зачастую к многочисленным жертвам среди мирного населения. Так, к примеру (которых можно было привести множество), 29 января 2017 г. в результате налета американских самолетов были уничтожены 30 террористов и 16 мирных жителей.
Как Вашингтон аргументировал свое вмешательство в йеменском конфликте? Так, в частности, в сентябре 2015 г. тогдашний министр обороны США Эштон Картер, выделяя стратегические цели США в регионе, отметил: «Соединенные Штаты должны поддержать Саудовскую Аравию в ее желании защитить свою территорию и своих людей от атак хуситов и предотвратить дальнейшее снабжение повстанцев и отрядов Салеха иранскими кораблями, которые доставляли им летальное вооружение».
При этом нельзя обходить стороной и то, что поставками военной техники Йемену занимаются и другие державы мира: КНР и Россия. Однако их поставки, будучи многократно меньшими по суммам контрактов и количеству поставляемой техники, носят скорее коммерческий характер. Так, Китай развивает отношения как с Эр-Риядом, так и с Тегераном, а через него - с йеменскими хуситами. Но будучи более платежеспособными, Саудовская Аравия и ОАЭ закупили партии китайских дронов для борьбы против хуситов и исламистских организаций в Йемене.
Как известно, в течение 2015 г. были предприняты три наступательные кампании Международной коалиции и правительственных войск Адена против севера Йемена. Хотя они и смогли со стороны границы с Саудовской Аравией сильно потеснить «хуситов» на севере и даже резко снизить их активность на занятой было территории, главной цели операции они не достигли. Стало очевидным, что выиграть войну в многоплеменном Йемене быстро не удастся, так как в тылу коалиции и южан местное население, которое попало под влияние АКАП и ИГ, начало партизанскую войну против иностранцев и за свои узкоплеменные интересы. Поэтому коалиции пришлось перебросить часть своего военного потенциала во внутренние районы страны. Хуситы потеряли территории только на юге страны: большую часть провинции Аль-Джавф, а также в провинции Мариб.
В 2016 г. взаимные противоречия между аль-каидовцами и иностранными участниками коалиции позволили повстанцам начать успешное контрнаступление на юге в провинции Мариб,
что заставило коалицию в марте начать новое наступление в районе саудовской границы. Но максимум чего она добилась, это потеснить хуситов на запад в сторону столицы. Ввиду полного развала фронта на юге и провала последнего наступления на севере Саудовская Аравия согласилась на перемирие, которое вступило в силу 10 апреля.
Военный тупик, который возник к концу 2015 г. в Йемене пока не преодолен, но стратегический перевес постепенно переходит на сторону «хуситов» и экс-президента Салеха.
В течение первого полугодия 2017 г. военная ситуация мало изменилась, хотя 9 марта правительственная армия президента Йемена Абд Раббу Мансура Хади приблизилась к захваченной повстанцами-хуситами столице Сане, взяв контроль над рядом стратегически важных позиций в ее окрестностях. При поддержке коалиции она приблизилась к захвату центра муниципалитета Нихм, который расположен в 30 км от Саны.
Вместе с тем растет число жертв и разрушений военных и гражданских объектов друг друга в Йемене, а также на территории Саудовской Аравии посредством взаимных терактов (включая совершенные террористами-смертниками в мечетях и на базарах, бомбардировки американскими самолетами и вертолетами, а также авиацией арабских участников иностранной коалиции массовых скоплений людей). Это увеличивало жертвы среди йеменцев. Хотя официальные данные о потерях считаются многократно заниженными, на середину 2017 г. были опубликованы следующие цифры потерь в стране: всего убитых 6,5 тыс. человек, среди которых более половины - мирные жители, а раненых -30,6 тыс.
Счет жертвам в Йемене, в условиях непримиримого противоборства (по существу войны) противостоящих сил суннитов и шиитов, с соучастием международной коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией (и поддерживаемой США), продолжится надолго на фоне фактически малоперспективного процесса переговоров. При этом Эр-Рияд периодически осуществляет бомбардировки йеменской столицы: не только по жилым постройкам, но и, в частности, как всегда «ошибочно», по социальным учреждениям, как, например, в отношении городской больницы, в результате чего там погибли более сотни пациентов и членов медперсонала, а затем целями становились другие мирные объекты и мероприятия массового скопления людей.
Просаудовская коалиция не хочет решить йеменский конфликт мирным путем, надеясь на то, что в конечном счете ее войска смогут разгромить хуситов-салеховцев. Усилия же специального посланника Генерального секретаря ООН Исмаила Ахмеда оказываются пока явно напрасными. Все понимают, что это может произойти только после длительных и кровопролитных сражений между аравийской коалицией, с одной стороны, и объединенными отрядами хуситов и вооруженных сил Абдалла-ха Салеха - с другой. И никто не может предсказать, сколько лет это может занять, хотя с начала вооруженного конфликта прошло уже несколько лет.
«II десятилетие XXI века -новая "большая кровь " на Ближнем Востоке» (кукловоды, акторы и жертвы), М., 2017г., с. 179-190.
Г. Кутырев,
кандидат политических наук, старший научный сотрудник отдела Европы и Америки (ИНИОН РАН) ПОЗИЦИЯ ИТАЛИИ В СИРИЙСКОМ КРИЗИСЕ: МЕЖДУ ЗАПАДОМ И РОССИЕЙ
Аннотация. В статье анализируется внешнеполитическая позиция Итальянской Республики по отношению к гражданской войне в Сирии. Рассматриваются внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс принятия внешнеполитических решений официальным Римом. Особое внимание в данном контексте уделяется последствиям мирового финансово-экономического кризиса, превратившего Италию в одну из «больных стран» Европейского союза.
Ключевые слова: Италия, Сирия, Россия, гражданская война в Сирии, международные отношения, «арабская весна», Ближний Восток, ИГ.
Введение
17 декабря 2010 г. самосожжение торговца фруктами и овощами Мухаммада Буазизи, чьи товары были конфискованы властями, послужило началом широких антиправительственных