Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА (НА МАТЕРИАЛАХ СМИ ГЕРМАНИИ)'

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА (НА МАТЕРИАЛАХ СМИ ГЕРМАНИИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
364
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ (СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ) / ИМИДЖ / ПОЛИТИК / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / МЕДИАДИСКУРС / МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мифтахова О. В., Мокрова К. Г.

Данная статья освещает специфику языковых средств, используемых в немецких СМИ для создания образа политического деятеля. Поскольку средства массовой информации обладают мощнейшим манипулятивным действием, они играют ведущую роль в формировании массового сознания и социального мнения. В СМИ специально создаются политические образы не только отдельных представителей власти, но и государств в целом. Политический имидж лидеров стран влияет на развитие международных отношений: от положительной или негативной окраски того или иного государственного деятеля напрямую зависит успешность проведения внешней политики страны. Цель статьи - рассмотреть на примере двух немецких политиков, Сары Вагенкнехт и Аннегрет Крамп-Карренбауэр, языковые средства создания имиджа, формирующие у аудитории данных деятелей субъективное мнение о них. СМИ выступает мощнейшим оружием в данном вопросе, придавая особую значимость тем или иным высказываниям политиков. Выражая собственную оценку, средства массовой информации незаметно влияют на сознание и суждения людей. Предмет исследования - средства выразительности, которые оказывают воздействие на создание положительных или негативных медиаобразов политиков Германии. Актуальность темы проявляется в необходимости правильно трактовать тонкости речи и письма, которые могут формировать оценочные мнения о том или ином политическом деятеле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE MEANS OF CREATING POLICIAN’S IMAGE (ON GERMANY MEDIA MATERIALS)

This article considers the issues of language means of creating the image of a politician used in the German media. Since the media have a powerful manipulative effect, they play a leading role in creating mass consciousness and social opinion. In the media, political images are specially formed not only of individual representatives of the government, but also of the state as a whole. The political image of the leaders of states have the influence the development of international relations: the success of the country's foreign policy directly depends on the positive or negative coloring of a statesman. The purpose of the article is to examine, using the example of two German politicians, Sarah Wagenknecht and Annegret Kramp-Karrenbauer, as language means for creating an image, forming a subjective opinion of them among the audience. The media act as a powerful weapon in this matter, attaching particular importance to certain statements of politicians. Expressing their own assessment, the media imperceptibly affect the consciousness and judgments of people. The subject of the research is the means of expression that influence the creation of positive or negative media images of German politicians. The relevance of the topic is manifested in the need to understand the intricacies of speech and writing, which can form evaluative opinions about a concrete political figure.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА (НА МАТЕРИАЛАХ СМИ ГЕРМАНИИ)»

УДК 811.112.2'42:32

DOI 10.36622/AQMPJ.2021.23.91.019

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко старший преподаватель кафедры романо-германской филологии Мифтахова О.В.

ЛНР, г. Луганск, тел. +3(8099)7950001 e-mail: olga_miftakhova@mail ru Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

студент 3 курса филологического факультета специальность немецкий, английский язык и литература Мокрова К.Г.

ЛНР, г. Луганск, тел.+3(8099)7632194

Lugansk Taras Shevchenko National University

The department of Romance-Germanic Philology, senior lecturer Miftakhova O. V.

LPR, Lugansk, tel. +3(8099)7950001

e-mail: olga_miftakhova@mail. ru

Lugansk Taras Shevchenko National University

the student of the 3d course, the Faculty of Philology specialty: German, English and Literature

Mokrova K. G.

LPR, Lugansk, tel. +3(8099)7632194

О.В. Мифтахова, К.Г. Мокрова

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА (НА МАТЕРИАЛАХ СМИ ГЕРМАНИИ)

Данная статья освещает специфику языковых средств, используемых в немецких СМИ для создания образа политического деятеля. Поскольку средства массовой информации обладают мощнейшим манипулятив-ным действием, они играют ведущую роль в формировании массового сознания и социального мнения. В СМИ специально создаются политические образы не только отдельных представителей власти, но и государств в целом. Политический имидж лидеров стран влияет на развитие международных отношений: от положительной или негативной окраски того или иного государственного деятеля напрямую зависит успешность проведения внешней политики страны. Цель статьи - рассмотреть на примере двух немецких политиков, Сары Вагенкнехт и Аннегрет Крамп-Карренбауэр, языковые средства создания имиджа, формирующие у аудитории данных деятелей субъективное мнение о них. СМИ выступает мощнейшим оружием в данном вопросе, придавая особую значимость тем или иным высказываниям политиков. Выражая собственную оценку, средства массовой информации незаметно влияют на сознание и суждения людей. Предмет исследования - средства выразительности, которые оказывают воздействие на создание положительных или негативных медиаобразов политиков Германии. Актуальность темы проявляется в необходимости правильно трактовать тонкости речи и письма, которые могут формировать оценочные мнения о том или ином политическом деятеле.

Ключевые слова: СМИ (средства массовой информации), имидж, политик, языковые средства, дискурс, политический дискурс, медиадискурс, мнение.

O.V. Miftakhova, K.G. Mokrova

LANGUAGE MEANS OF CREATING POLICIAN'S IMAGE (ON GERMANY MEDIA MATERIALS)

This article considers the issues of language means of creating the image of a politician used in the German media. Since the media have a powerful manipulative effect, they play a leading role in creating mass consciousness and social opinion. In the media, political images are specially formed not only of individual representatives of the government, but also of the state as a whole. The political image of the leaders of states have the influence the development of international relations: the success of the country's foreign policy directly depends on the positive or negative coloring of a statesman. The purpose of the article is to examine, using the example of two German politicians, Sarah Wagenknecht and Annegret Kramp-Karrenbauer, as language means for creating an image, forming a subjective opinion of them among the audience. The media act as a powerful weapon in this matter, attaching particular importance to

© Мифтахова О.В., Мокрова К.Г., 2021

certain statements of politicians. Expressing their own assessment, the media imperceptibly affect the consciousness and judgments of people. The subject of the research is the means of expression that influence the creation of positive or negative media images of German politicians. The relevance of the topic is manifested in the need to understand the intricacies of speech and writing, which can form evaluative opinions about a concrete political figure.

Key words: media (mass media), image, politician, language means, discourse, political discourse, media discourse, opinion.

В настоящее время СМИ активно влияют на сознание человека. Общественное политическое мнение формируется вследствие восприятия и обработки материала как из традиционных средств массовой коммуникации, так из интернет-СМК. При этом важно отметить, что аудитория получает нужную, выгодную для адресанта информацию. В некоторых случаях это может осуществляться прямо, а может косвенно - через использование разнообразных языковых средств, которые, в свою очередь, являются стилистическими оборотами, способствующими увеличению выразительности речи и вносящими в нее особую коннотацию. В политическом дискурсе при создании имиджа политика подобные обороты получают широкое распространение, обогащая различного рода выступления и агитационные обращения к народу.

Современный человек хочет знать о происходящем в общественной и политической жизни, он хочет разумно и объективно оценивать ситуацию не только в своей стране, но и на мировой арене. СМИ превращаются в мощнейший способ влияния на людей, контролируя всю информацию, имея к ней доступ и пропуская через себя, они выделяют то, что, по их мнению, является важным, опуская те элементы, которые считают менее значимыми. Обрабатывая информацию, передавая ее читателям, объясняя и ранжируя последние события, СМИ все чаще отклоняются от нейтрального тона, занимая определенную позицию или сторону. В.В. Абрамейцева утверждает, что СМИ, создавая социальное мнение, консолидируют общественность вокруг значимых политических фигур, помогают в осуществлении демократических реформ. Таким образом, СМИ оказывают значительное влияние на развитие современного общества [1; с. 4].

Передавая определенную новость реципиенту, журналисты зачастую кратко говорят о фоновых событиях, а большую часть репортажа отводят оцениванию ситуации, передаче своей точки зрения. Аудитория чаще всего сталкивается с аргументами и мнениями, а не напрямую с событием и его последствиями. Статьи политической направленности имеют особое значение: они не только показывают события в «чистом виде», но и способствуют формированию оценочных суждений, оказывающих определенное давление на граждан.

В бесконечном потоке различных сенсаций СМИ выявляют наиболее острые и актуальные социальные и политические явления, а уже потом освещают их. Стоит учесть, что именно журналисты определяют повестку дня, а значит, они создают окружающую реальность. Целенаправленное акцентирование внимания на одних новостях может отвлекать реципиентов от более глобальных проблем, которые не придаются огласке. В ситуации современных реалий, при которых характер международных отношений напрямую зависит от характеристик лидеров государств, средства массовой информации играют особую роль.

По мнению Гади Вольсфельд, если государственный деятель не значится в СМИ, то он не значится как политик [2; с. 153]. Средства массовой информации служат источником информации обо всех политических субъектах. В конкурентной политической борьбе информационные ресурсы занимают главенствующее положение вследствие возможности оказания определенного воздействия на аудиторию.

Термин «дискурс» (от фр. discours, англ. discourse <= лат. discursus 'рассуждение, довод') широко используется в различных науках и имеет различные интерпретации у исследователей. Теория дискурса отражает общую устремленность к интеграции новейших научных знаний. Существует огромное многообразие подходов к изучению данного понятия. Но есть два основных направления. В первом случае стоит рассматривать дискурс как коммуникацию, практику речевых навыков, как интерактивную деятельность участников общения, установление и поддержание контакта, эмоциональный и информационный обмен, оказание воздействия друг на друга, переплетение моментально меняющихся коммуникативных стратегий и их вербальных и невербальных воплощений в практике общения. Что касается второго случая, дискурс понимается как вариация соотнесенных по темам текстов, взаимосвязь множества текстов, функционирующих в пределах одного коммуникативного вида;

это «социальная деятельность, осуществляемая с помощью языка в условиях реального мира и реального взаимодействия людей» [3; с. 21].

Стоит также осветить вопросы медийного и политического дискурсов. Медиадискурс - система продуктов и процессов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем разнообразии и сложности их взаимодействия [4; с. 263]. Массовая коммуникация, в свою очередь, является «последовательным распространением сообщений среди больших аудиторий, цель которого - подтверждение духовных ценностей и оказание идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, суждения и поведение людей» [5; с. 256]. Согласно Т.Г. Добросклонской, «если СМИ понимаются как совокупность технических средств, общественных организаций и человеческих ресурсов, которые задействованы в массовом распространении информации, то массовая коммуникация представляет собой сам процесс распространения этой информации» [6; с. 286].

Политический дискурс - это использование языка не только в социальной и политической сфере жизни, но также в области публичного общения. Его целью является приобретение и сохранение власти. Политик воздействует на потенциальную аудиторию посредством использования в своей речи разнообразных языковых средств. Исследовать политический дискурс необходимо не только для того, чтобы политик мог выявить оптимальные способы воздействия на людей с помощью языка, но и для того, чтобы слушатели могли понимать скрытое влияние и манипуляции со стороны представителей власти.

Г.Г. Почепцов отмечает, что «лидер не борется, чтобы оказаться в центре публичного внимания, его интересует положительная окраска собственного образа» [7; с. 16].

Политический имидж - специфический вид имиджа, который включает в себя не только общие, присущие ему политические и психологические особенности, но и признаки, принадлежащие лишь конкретному типу политического образа. Затрагивая политический имидж, специалисты нередко идентифицируют его как целенаправленно формируемый и пропагандируемый образ кандидата, партии, общественного или политического движения, не акцентируя внимание на том, что имидж в политической сфере является феноменом массового сознания независимо от реализации предвыборных технологий [8; с. 6-7].

Политический имидж - сложный, многофакторный феномен, его особенности связаны со свойствами политики как вида деятельности, с ее значимостью в человеческой жизни и инициативностью политического лидера или организации. Постоянный приток лояльной к политическому деятелю аудитории является признаком его успеха.

Ученые говорят о существовании двух ведущих механизмов возникновения и формирования политического имиджа - «стихийного» и «искусственного». В первом имеется в виду непринужденный, естественный способ создания имиджа политического деятеля «в головах» избирателей, получающийся с помощью социально-перцептивных механизмов восприятия. «Искусственный» происходит за счет демонстрации определенного выгодного образа, который создают имиджмейкеры, специалисты PR и сам политик.

Политические деятели активно примеряют на себя роли патриотов и державников, поскольку именно они пользуются большой популярностью в современном мире. Патриот, он же «Слуга Народа», «Голос Народа», типичен и предсказуем в своих речах, а вот сами избиратели значатся как «простые люди».

Имидж политика создается в СМИ благодаря оценке журналистов, выражающих свое субъективное мнение о том или ином деятеле [8; с. 7]. Суждения прессы зависят от публичной работы, которую проделывает политик. Это могут быть выступления, появления на различных мероприятиях, общение с представителями СМИ. Журналисты прибегают к использованию в своих статьях языковых средств, чтобы полномерно обозначить качества политического деятеля. Народ выбирает те суждения, которые ему предлагаются, несмотря на то, что сформированный образ может не совпадать с реальным портретом политика. Имидж - своего рода посредник между известной персоной и ее аудиторией. Он создается и совершенствуется в расчёте на положительное его восприятие другими людьми [8; с. 34].

Актуальным вопросом остается то, какие языковые средства используются в СМИ, какое влияние они оказывают на создание образа политика. Многие учёные-лингвисты считают метафору наиболее часто встречающимся лингвистическим средством воздействия в политическом контексте,

которое позволяет наиболее метко охарактеризовать политического лидера. Н.И. Андреев считает, что «политическая метафора - это не просто приём иносказательности для украшения и образности речи, а средство мышления, познания окружающего мира, коммуникации и манипуляции сознанием» [9; с. 78]. Главная функция политической метафоры - речевое воздействие, которое формирует у общества или отдельного субъекта положительную или негативную оценку относительно того или иного политического явления. Выражение эмоций способствует проявлению в речи элемента артистизма, за которым следует метафора. Она, в свою очередь, является уже готовым штампом и образом, именно поэтому о ней говорят, как о лучшем средстве манипуляции. Подобное влияние не вызывает отторжения и даже больше, остается незамеченным. Внимание читателей привлекает и удерживает краткость, информативность и содержательная насыщенность интересующей информации.

Язык средств массовой информации воспроизводит убеждения и мысли политиков страны и, таким образом, общий настрой народа. Этот факт вытекает из особенностей языка, которые применяются, в основном, в виде стилистических приемов, благодаря которым и создается образ политика в СМИ. Языковые средства выразительности придают высказываниям наполненность, блистательность, эмоциональную выразительность.

Сара Вагенкнехт - яркий пример немецкой оппозиции, лидер парламентской фракции Левой партии, на примере которого можно изучить некоторые речевые уловки, используемые как, непосредственно, в ее речи, так и в суждениях журналистов. Немецкая газета «Süddeutsche Zeitung» 12 ноября 2019 года опубликовала статью под названием «Immer noch linker als die Linke», в которой представлен политический путь Сары Вагенкнехт от самого его начала и до сегодняшнего дня. Там отмечается, что «Wagenknechts Erfahrungen mit der Politik sind anfänglich eher negativ» (Опыт Вагенкнехт в политике изначально скорее негативный) [10]. Использование данного предложения практически в самом начале статьи направлено на повышение внимания читателей. Благодаря этому высказыванию, у потенциальных реципиентов появляется заинтересованность ходом дальнейших событий в жизни политического деятеля. Также это подведение к тому, что несмотря на наличие трудностей в начале своей карьеры, Сара все же смогла преодолеть их и стать лидером Левой партии.

В статье также говорится о том, что у Вагенкнехт есть «die weitgehende Forderungen» (Далеко идущие требования) из-за которых «Wagenknecht stößt weiterhin auf innerparteiliche Gegner» (Она продолжает сталкиваться с внутрипартийными противниками) [10]. Данные слова дают представление об этой женщине, как о человеке сильном, целенаправленном, не обращающим внимание на неприятелей. В число ее требований входили: преодоление капитализма и контроль государства над важными областями жизни - над жильем, образованием, энергоснабжением, банками и важными отраслями промышленности. Позитивная оценка Сары формируется благодаря ее стремлению к улучшению основных сфер жизни населения.

В конце статьи освещается актуальный момент, касающийся объявления Вагенкнехт о том, что она больше не будет баллотироваться на пост председателя парламентской группы левых.

Та же «Süddeutsche Zeitung» называет Сару Вагенкнехт «Die Frau, die geht und bleibt» (Женщина, которая идет и остается). Несмотря на положительную характеристику, указывающую на непрерывное развитие, далее говорится, что «Wagenknecht stand im Verdacht, eine Konkurrenz zur eigenen Partei aufzubauen» (Она подозревалась в создании конкуренции в собственной партии) [11].

Многие вздохнули с облегчением, узнав о нежелании женщины быть в политике, ведь она являлась серьезным конкурентом для многих. Вдумчивая позиция Сары четко просматривается в следующих словах: «Sie sagt: «Ich glaube, dass ich mehr verändern kann, wenn ich wieder mehr Zeit habe, zu lesen und zu denken (Она может изменить больше, если у нее вновь появится больше времени, чтобы читать и думать) [11].

По мнению эксперта и тренера по риторике Юргена Холла, Сара Вагенкнехт - один из лучших ораторов. «Sie nutzt meisterlich eine bildhafte Sprache und arbeitet mit allen möglichen rhetorischen Stilmitteln. In ihren Reden wirkt sie sehr kraftvoll, kämpferisch und erzeugt Emotionen. Zudem verfügt sie über ein gutes Gespür für Betonung» (Она мастерски использует визуальный язык и работает со всеми видами риторических и стилистических приемов. Своими высказываниями она производит мощное впечатление и порождает эмоции. У нее есть талант к акцентированию) [12].

Аннегрет Крамп-Карренбауэр - еще один небезызвестный политик, председатель Христианско-демократического союза; также она является преемницей Ангелы Меркель. Немецкая газета «Spiegel» выпустила статью, в которой ставится под сомнение то, что Карренбауэр станет хорошим

кандидатом в канцлеры. Она признала свои ошибки в управлении за год нахождения на должности председателя ХДС. Крамп-Карренбауэр утверждает, что «Das ist natürlich nicht spurlos an mir vorübergegangen» (Это, конечно, не прошло для меня бесследно). Несмотря на наличие слова «конечно», которое должно подействовать на аудиторию как раскаяние в действиях, это стало почвой для подозрений в ее некомпетентности.

Аннегрет выражает понимание того, что в партии ее критикуют. Она говорит, что «Eine Partei, die CDU insbesondere, will natürlich immer eine Vorsitzende, von der sie weiß: Die steht da vorne, auf die kann ich mich verlassen, die macht keine Fehler» (Партия хочет председателя, о котором она знает: на него можно положиться, он не допускает ошибок). Это выражает ее понимание и принятие своих ошибок. Публикой и партией она воспринимается положительно, так как своими изречениями указывает на наличие недостатков, прослеживающихся в политической деятельности, которые она старается устранить.

По мнению «Deutschlandtrend» и, непосредственно, интернет-ресурса от телевизионной программы «tagesschau. de», который выпустил статью «Kramp-Karrenbauer unter Druck, Erfloge krampfhaft gesucht» (Крамп-Карренбауэр, судорожно ищущая успех, находится под давлением), «Es läuft nicht wirklich rund für die CDU-Chefin» (Дела у лидера ХДС идут не очень хорошо) [13]. Один из подзаголовков к данной статье гласит: «Zweifel in den eigenen Reihen» (Сомнение в собственных рядах). Там указано, что Аннегрет отстает по популярности от других немецких политических деятелей. Auch in den eigenen Reihen ist ihre Position nicht sicher, vor allem nicht im Hinblick auf eine mögliche Kanzlerkandidatur (Даже в их собственных рядах ее позиция не определена, особенно в отношении возможной кандидатуры канцлера) [13]. Offen sagt das niemand, doch hinter den Kulissen schüttelt manch einer den Kopf und wünscht sich, dass Kramp-Karrenbauer das eine oder andere Interview so besser nicht gegeben hätte. (Открыто об этом никто не говорит, но за спиной некоторые люди качают головой и хотят, чтобы Крамп-Карренбауэр не давала интервью) [13].

Другой подзаголовок данной статьи утверждает, что «Merkel hat ihr den Weg bereitet» (Меркель проложила ей дорогу». Далее задается волнующий многих людей вопрос: «CDU-Chefin, Verteidigungsministerin und am Ende Kanzlerin?» (Глава ХДС, министр обороны и, в конце концов, канцлер?). «... .Bundeskanzlerin Angela Merkel hat ihr den Weg bereitet, sie zur Generalsekretärin gemacht, ihr den Platz am Kabinettstisch angeboten. Ausfüllen muss sie die Aufgaben allein. Vom Saarland nach Berlin - das war ein temporeicher Aufstieg, der manche Hürde mit sich bringt und den Kreis der politischen Freunde kleiner werden lässt» (Канцлер Ангела Меркель проложила ей дорогу, сделала ее генеральным секретарем и предложила ей место в кабинете. Она должна выполнять работу в одиночку. От Саара до Берлина - это было быстрое восхождение, которое вызвало некоторые препятствия и сузило круг политических друзей) [13].

Становится понятно, что Аннегрет Крамп-Карренбауэр с самого начала ее пути, до момента, когда она стала преемницей Ангелы Меркель, и по сегодняшний день, находится под пристальным контролем не только представителей прессы, но и политических деятелей. Каждый ее шаг оценивается, каждое высказывание подвергается сомнениям, но, в конечном счете, никто не может открыто пойти против нее. Актуальным остается вопрос о том, станет ли она в дальнейшем новым канцлером Германии. Мнения разделяются и независимо от мнения политиков, нельзя утверждать, как поведут себя избиратели.

«.Die Konkurrenz schläft nicht - und Kramp-Karrenbauer braucht ein Thema, mit dem sie glänzen kann.» (Конкуренция никогда не спит и Крамп-Карренбауэр нуждается в теме, в которой она сможет засветиться) [13].

В недавнем комментарии Штефана Ланге на сайте «Ausburger Allgemeine» указывается положительная оценка действий Аннегрет. «Annegret Kramp-Karrenbauer agiert als CDU-Vorsitzende sehr zurückhaltend. Kritik und schlechte Umfragewerte nimmt sie dabei in Kauf» (Аннегрет Крамп-Карренбауэр в качестве председателя ХДС действует очень осторожно. Она принимает во внимание критику и плохие результаты опроса) [13]. Это также говорит о ней, как о руководителе, который способен не сдаваться при негативной оценке журналистов, избирателей или коллег, а целенаправленно идти по намеченному пути, не сходя с дистанции. В условиях реальности это - действительно важные качества для политического деятеля любого государства. Нейтральное восприятие ею критики говорит о холодном рассудке, обладать которым важно, чтобы думать не только о себе и своих приоритетах, но и об окружающих.

Позиция лидера ХДС остается и неизменной. Несмотря на недоверие в собственных рядах, давление конкурентов и нестабильную мировую ситуацию, которую ей нужно брать во внимание как назначенному министру обороны Германии, она призывает: «Bisschen weniger jammern, mehr arbeiten» (Чуть меньше ныть, больше работать) [14].

При рассмотрении сформированных средствами массовой информации образов двух немецких политиков, можно сделать вывод, что большое значение имеют высказывания политических деятелей. Основной посыл несут их изречения, а журналисты в своих работах добавляют словам политиков определенные оттенки, приукрашают их, делая понятными для аудитории. Также они обрабатывают материал таким образом, чтобы «на выходе» создался именно такой имидж политика, который был бы им выгоден.

Средства массовой информации оказывают воздействие на все сферы жизни человека. В наибольшей степени это воздействие проявляется в формировании общественного мнения и сознания, ведь именно с подачи СМИ формируется определенное разъяснение того или иного события. СМИ в настоящее время можно отнести к первоисточникам политических сведений.

Медиаобразы политических деятелей создаются с учетом уже составленных журналистами представлений, которые они передают читателям и зрителям. Медиаобразу присущи субъективность и динамичность.

Медиа-политический дискурс невозможно представить без языковых средств выразительности, которые способствуют формированию запоминающихся образов политических деятелей, а также оценочного отношения аудитории к ним.

СМИ специально создают определенный имидж политикам, таким образом, у них появляется возможность управлять сознанием людей, чтобы последние, в свою очередь, воспринимали определенную политическую фигуру в позитивном или негативном контексте, в зависимости от того, что более выгодно для прессы и самого политика.

Библиографический список

1. Абрамейцева, В.В. Средства массовой информации в процессе формирования общественного мнения в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Абрамейцева Валерия Владиславовна. Саратов, 2006. 21 с.

2. Вольсфельд, Г. Создание смысла средств массовой информации и политики: пять принципов в политической коммуникации / Г. Вольсфельд. Нью-Йорк: Тейлор и Френсис, 2011. 153 с.

3. Шерковин, Ю. А. Массовая коммуникация / Ю.А. Шерковин // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 348 с.

4. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь): учеб. пособие / Т.Г. Добросклонская. М.: Флинта: Наука, 2008. 263 с.

5. Михалёва, О. Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия / О.Л. Михалёва. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 256 с.

6. Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: опыт исследования современной английской медиаречи / Т.Г. Добросклонская. 2-е изд., стер. М.: Едиториал УРСС, 2005. 286 с.

7. Почепцов, Г. Г. Профессия: имиджмейкер / Г.Г. Почепцов. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Алетейя, 2000.

256 с.

8. Лозовский Ю.Г. Языковые средства создания имиджа известной личности (на материале СМИ Приморского края) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Владивосток, 2009. 6-7 с.

9. Андреев Н.И. Особенности метафоры в немецком политическом дискурсе / Вестник Московского университета. Сер. 22. 2011. № 3. 72-86 с.

10. «Süddeutsche Zeitung» / «Immer noch linker als die Linke». URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/sahra-wagenknecht-linkspartei-karriere-bilder-1.4678496

11. «Süddeutsche Zeitung» / «Die Frau, die geht und bleibt». URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/sahra-wagenknecht-1.4619331

12. «Bild» / «Die Tops und Flops am Rednerpult». URL: https://www.bild.de/politik/inland/bundestag/politiker-im-rede-check-das-sind-deutschlands-beste-und-schlechteste-redner-40302382.bild.html

13. «tagesschau.de » / «Kramp-Karrenbauer unter Druck, Erfolge krampfhaft gesucht». URL: https://www.tagesschau.de/inland/kramp-karrenbauer-unter-druck-101.html

14. «Frankfurter Allgemeine Zeitung» / «Neujahrsrede in Bitburg. Bisschen weniger jammern, mehr arbeiten". URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/inland/neujahrsrede-in-bitburg-bisschen-weniger-jammern-mehr-arbeiten-16577609.html

References

1. Abrameytseva, V.V. Mass media in the process of forming public opinion in modern Russia: author. dis. ... cand. watered Sciences: 23.00.02 / Abrameytceva Valeria Vladislavovna. Saratov, 2006 . 21 p.

2. Wolfsfeld, G. Making Sense of Media and Politics: Five Principles in Political Communication / G. Wolfsfeld. New York: Taylor & Francis, 2011. 153 p.

3. Sherkovin, Yu.A. Mass communication / Yu.A. Sherkovin // Philosophical Encyclopedic Dictionary. M., 1983. 348 p.

4. Dobrosklonskaya, T. G. Medialinguistics: a systematic approach to the study of the language of the media (Modern English media speech): textbook. allowance / T.G. Dobrosklonskaya. M .: Flint: Nauka, 2008. 263 p.

5. Mikhaleva, O. L. Political discourse: Specificity of manipulative influence / O. L. Mikhaleva. M.: Book House "LIBROCOM", 2009. 256 p.

6. Dobrosklonskaya, T. G. Issues of studying media texts: the experience of studying modern English media speech / T. G. Dobrosklonskaya. 2nd ed., Erased. M.: URSS editorial, 2005. 286 p.

7. Pocheptsov G.G. Profession: image maker / G.G. Pocheptsov. 2nd ed., Rev. and add. SPb. : Aletheia, 2000.

256 p.

8. Lozovsky Yu.G. Language means of creating the image of a famous person (based on the media of the Pri-morsky Territory) // Abstract of dissertation for the degree of candidate of philological sciences. Vladivostok, 2009. 6-7 p.

9. Andreev N.I. Features of a metaphor in German political discourse / Bulletin of Moscow University. Ser. 22. 2011. No. 3. 72-86 p.

10. «Süddeutsche Zeitung» / «Immer noch linker als die Linke». URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/sahra-wagenknecht-linkspartei-karriere-bilder-1.4678496

11. «Süddeutsche Zeitung» / «Die Frau, die geht und bleibt». URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/sahra-wagenknecht-1.4619331

12. «Bild» / «Die Tops und Flops am Rednerpult». URL: https://www.bild.de/politik/inland/bundestag/politiker-im-rede-check-das-sind-deutschlands-beste-und-schlechteste-redner-40302382.bild.html

13. «tagesschau.de » / «Kramp-Karrenbauer unter Druck, Erfolge krampfhaft gesucht». URL: https://www.tagesschau.de/inland/kramp-karrenbauer-unter-druck-101.html

14. «Frankfurter Allgemeine Zeitung» / «Neujahrsrede in Bitburg. Bisschen weniger jammern, mehr arbeiten". URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/inland/neujahrsrede-in-bitburg-bisschen-weniger-jammern-mehr-arbeiten-16577609.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.