Научная статья на тему 'Языковые средства современного студенческого социолекта при общении в социальной сети'

Языковые средства современного студенческого социолекта при общении в социальной сети Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
680
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СОЦИОЛЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / STUDENTS' SOCIOLECT / SOCIAL NETWORK SERVICE / VIRTUAL DISCOURSE / WEB-COMMUNICATION / ETHICS IN SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гончар Мария Сергеевна

Речь молодежи характеризуется многообразием применяемых языковых средств, что обусловлено целым спектром субкультур и социальных групп, входящих в молодежное сообщество, влиянием контакта с другими возрастными, профессиональными группами, активным заимствованием жаргонизмов и речетворчеством. Молодое поколение активно реагирует на любые изменения в обществе, что своевременно находит отражение в речи. Речь молодежи при общении в социальной сети характеризуется определенными языковыми средствами, применяемыми в процессе интернет-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE MEANS OF STUDENTS’ SOCIOLECT IN SOCIAL NETWORKING

The speech of youth is marked by a variety of applied language means that are attributable to the diversity of subcultures and social groups comprising the youth community. The variety of language means used by young people is also caused by the influence of contacts with other gender and professional groups, by dynamic loan of slang, and word creation. The youth react to all changes in the society that are reflected in their speech. The speech communication of young people in social network service is defined by special language means applicable in the process of web-communication.

Текст научной работы на тему «Языковые средства современного студенческого социолекта при общении в социальной сети»

УДК 398.1

М. С. Гончар

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СОЦИОЛЕКТА ПРИ ОБЩЕНИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Речь молодежи характеризуется многообразием применяемых языковых средств, что обусловлено целым спектром субкультур и социальных групп, входящих в молодежное сообщество, влиянием контакта с другими возрастными, профессиональными группами, активным заимствованием жаргонизмов и речетворче-ством. Молодое поколение активно реагирует на любые изменения в обществе, что своевременно находит отражение в речи. Речь молодежи при общении в социальной сети характеризуется определенными языковыми средствами, применяемыми в процессе интернет-коммуникации.

Ключевые слова: студенческий социолект, социальная сеть, виртуальный дискурс, интернет-коммуникация, культура речи.

M. S. Gonchar

LANGUAGE MEANS OF STUDENTS' SOCIOLECT IN SOCIAL NETWORKING

The speech of youth is marked by a variety of applied language means that are attributable to the diversity of subcultures and social groups comprising the youth community. The variety of language means used by young people is also caused by the influence of contacts with other gender and professional groups, by dynamic loan of slang, and word creation. The youth react to all changes in the society that are reflected in their speech. The speech communication of young people in social network service is defined by special language means applicable in the process of web-communication.

Key words: students' sociolect, social network service, virtual discourse, web-communication, ethics in speech.

Образ жизни современного представителя молодежной среды неразрывно связан с электронными средствами обмена информацией. Как показывают недавние исследования, социальную сеть использует для общения каждый второй пользователь Интернета (52 %) [2, с. 1006]. По данным исследования, проведенного на базе ПГПУ им. В. Г. Белинского в 2011 году, российская социальная сеть «В Контакте» стала пространством общения в основном молодежи (99 % молодых людей имеют в ней аккаунт) [2, с. 1006].

Компьютерно-опосредованная коммуникация в силу специфичных условий речепроизводства порождает особую функциональную разновидность языка. Новая коммуникативная среда предопределила появление также особой ситуации общения, что, в свою очередь, привело к появлению и развитию виртуального дискурса — «текста, погруженного в ситуацию общения в виртуальной реальности» [1, с. 10].

Представляется, что возникшие условия речепорождения влияют прежде всего на речь представителей молодежной среды, поскольку именно они наиболее активно используют виртуальную среду в повседневном общении. Думается, что общение

в виртуальной среде в целом и в социальной сети в частности преследует общую стратегию — репрезентация говорящего, создание некоего идеального, отличного от реального, образа говорящего. На это направлены как экстралингвистические средства (например, прикрепление личных фотографий, чаще исполненных профессиональными фотографами, с целью выделиться, показать себя с более привлекательной стороны), так и языковые средства.

Лингвисты давно отмечают общую тенденцию стилистического снижения речи, это особенно ярко наблюдается в виртуальной среде. Социальная сеть дает равные возможности общения, это объясняет частотное обращение на ты к незнакомым людям. На письме фиксируются грамматические, стилистические, пунктуационные ошибки, возможны стяжения (все прекрасны, кроме мя — здесь и далее примеры наши — М. С. Гончар), сокращения или недописанные слова (ты будешь во вт? Па-сиб. Вот, кст, та же проблема. Инфа вместо информация; крест вместо перекресток). Ошибки во многих случаях объясняются незнанием правильного написания, сокращения же делаются осознанно в целях экономии времени. В плане национальной культуры речи следует отметить участившееся в последнее годы наименование человека по имени-фамилии без отчества. Считается, что начало такому употреблению было положено СМИ, на сегодняшний день в виртуальном дискурсе это тоже становится нормативным употреблением: Александр Солженицын — русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель.

Экспрессия при общении в социальной сети достигается различными способами, например, умножением гласных (Сестрёнка огооооооооонь! Много работы и подааарки! Приезжай чаааще!), путем выделения значимых слов заглавными буквами, умножением восклицательных и вопросительных знаков, использованием специальных эмотивных знаков — смайлов (например, ©, ©, :), ;), ))) и пр.). Характерной чертой оценочности речи молодежи в интернете можно считать словотворчество (чу-десатый новый год; шикарнитет). Заметим, что некоторые языковые единицы начинают образовывать словообразовательные гнезда: фотография — фотка — фото — фота — фотать — сфотать — пофотать, что свидетельствует об их активном употреблении и определенной ценности в молодежном сознании (в данном примере приведены лексемы литературного языка и встречающиеся в социолекте молодежи их варианты).

Неприятие единообразия видится положительной чертой в характере современной молодежи. Довольно частотны иностранные заимствования (в основном англицизмы), написанные кириллицей (диар френдз, оукей, ван лав, гоу и пр.), использование которых характерно для молодежной и подростковой среды. Современная молодежь нередко оценивается старшими поколениями как инфантильная. Анализируя речь в социальной сети, находим подтверждение таких черт: широко использование диминутивов (обоими полами), подражание детской или неправильной речи (мимими; фафкучилась вместо соскучилась; тофе вместо тоже; низя вместо нельзя).

Общий стиль коммуникации в Интернете имеет тенденцию к сниженности, действует закон экономии усилий: тому пример сокращения, стяжения (бум вместо будем) даже в речи филологов, лингвистов. На пленарном заседании XLШ Международной филологической конференции в СПбГУ В. В. Химик в своем докладе предложил разделять разговорную речь и разговорность. Разговорная речь может быть только устной, разговорность может быть в письменной форме. Именно разговор-

ность, на наш взгляд, характеризует речь в виртуальном дискурсе. Прежде всего, к этому приводит, как уже было отмечено, стремление коммуникантов к саморепрезентации, стремление выделиться в языковом плане, здесь применяется разговорный стиль речи, открывая широкие возможности к речетворчеству. Во-вторых, немалую роль играет дистантность общения, что позволяет коммуникантам чувствовать себя свободнее в речевом проявлении. Сфера общения в социальной сети подразумевает в основном бытовое, повседневное общение. Поэтому книжный и научный стиль речи функционирует редко и только в специфичных сообществах социальной сети или темах обсуждений. В-третьих, интернет-общение часто происходит параллельно с другими видами деятельности, что объясняет отрывочный характер высказываний, стремление к минимизации языковых усилий, всевозможные сокращения. Однако, имея возможность редактирования текста, временную техническую возможность предварительно обдумать реплику, коммуникант старается сделать свою речь более образной.

Думается, что репрезентация языковой личности представителя современной молодежи осуществляется не только языковыми единицами, но и речевыми — применяемыми в процессе общения тактиками и стратегиями. Наблюдаемые тенденции могут послужить базой исследований речевого и психологического портрета современного носителя языка.

Литература

1. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 2009.

2. Шахмартова О. М., Болтага Е. Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 1002-1008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.