Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА: НА ПРИМЕРЕ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА РОССИИ'

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА: НА ПРИМЕРЕ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
159
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС / БЫЛИНА / РУССКАЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРА / СВОЕОБРАЗИЕ МИРОВОСПРИЯТИЯ / РУССКИЙ НАРОД / СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ван Минвэй

В статье анализируются история становления и характерные черты русского героического эпоса. Большое внимание уделяется сюжету, способам выражения главных героев в литературных произведениях, а также смыслу мифологических мотивов в виде отдельных реминисценций. Был сделан вывод о том, что произведения героического эпоса в разных его вариациях показывают самобытность жизни русского народа и показывают важные исторические моменты государства. Также были охарактеризованы языковые особенности героического эпоса через призму русского национального сознания. В качестве примера были выбраны былины про Илью Муромца. В рамках проведенного анализа были описаны функции синонимов, топонимов, архаизмов, эпитетов, текстово-образных универсалий, которые появляются в текстах былин про данного богатыря. Акцент делается на стремлении Ильи Муромца к трансцендентному идеалу: мирной, благочестивой, православной России. Был сделан вывод о том, что он предстает в качестве богатыря со сверхъестественными способностями, который помогает слабым. Также автором была рассмотрена роль природы и других сверхъестественных сил в происходящих событиях данных былин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE MEANS OF TRANSFERRING NATIONAL AND CULTURAL EXPERIENCE: ON THE EXAMPLE OF THE HEROIC EPIC OF RUSSIA

The article analyzes the history of the formation and characteristic features of the Russian heroic epic. Much attention is paid to the plot, the ways of expressing the main characters in literary works, as well as the meaning of mythological motifs in the form of individual reminiscences. It was concluded that the works of the heroic epic in its various variations show the identity of the life of the Russian people and show important historical moments of the state. The linguistic features of the heroic epic were also characterized through the prism of the Russian national consciousness. Epics about Ilya Muromets were chosen as an example. Within the framework of the analysis, the functions of synonyms, toponyms, archaisms, epithets, textual-figurative universals that appear in the texts of epics about this hero were described. The emphasis is on Ilya Muromets’ striving for a transcendent ideal: peaceful, pious, Orthodox Russia. It was concluded that he appears as a hero with supernatural abilities who helps the weak. The author also considered the role of nature and other supernatural forces in the events of these epics.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА: НА ПРИМЕРЕ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА РОССИИ»

Языковые средства передачи национально-культурного опыта: на примере героического эпоса России

Ван Минвэй,

аспирант филологических наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет E-mail: [email protected]

В статье анализируются история становления и характерные черты русского героического эпоса. Большое внимание уделяется сюжету, способам выражения главных героев в литературных произведениях, а также смыслу мифологических мотивов в виде отдельных реминисценций. Был сделан вывод о том, что произведения героического эпоса в разных его вариациях показывают самобытность жизни русского народа и показывают важные исторические моменты государства. Также были охарактеризованы языковые особенности героического эпоса через призму русского национального сознания. В качестве примера были выбраны былины про Илью Муромца. В рамках проведенного анализа были описаны функции синонимов, топонимов, архаизмов, эпитетов, текстово-образных универсалий, которые появляются в текстах былин про данного богатыря. Акцент делается на стремлении Ильи Муромца к трансцендентному идеалу: мирной, благочестивой, православной России. Был сделан вывод о том, что он предстает в качестве богатыря со сверхъестественными способностями, который помогает слабым. Также автором была рассмотрена роль природы и других сверхъестественных сил в происходящих событиях данных былин.

Ключевые слова: героический эпос, былина, русская лингво-культура, своеобразие мировосприятия, русский народ, специфика национального сознания.

Каждая нация, которая ставит перед собой задачу передать историческую перспективу бытия следующим поколениям, старается как можно пристальнее, полнее и продолжительнее оберегать свой жертвенно-героический опыт для будущих поколений. Героический эпос не становится исключением. Данный жанр является не только ярким отражением важнейших исторических моментов, пережитых местным населением, но и предстает в качестве устной коллективной формы созидания. Также данное произведение имеет синкретический характер, т.е. в нем наряду с языковым слоем значимы и другие средства выражения, например, жесты, мимика, пение и другие явления.

Героический эпос является частью фольклора, который представляет собой полифункциональное явление, характеризующееся единством практическо-жизненной, эстетической, нормативной и мировоззренческой функций. Он основан на прямом общении и благоприятствует назначению особых носителей культуры, таких как сказители, народные певцы или странствующие коммуникаторы через обряды.

Обряды содержали установленные нормы поведения человека в важные для него жизненные моменты. Передача этих норм была предметом обязательного семейного и социального воспитания. Участие местной группы в праздновании обрядов убеждало участников в сильной связи и принадлежности к общинной группе, которая присутствовала в важные для человека моменты и всегда могла на нее рассчитывать. К тому же люди могли обмениваться песнями и легендами через устные коммуникации, причем стоит отметить, что данный опыт передавался из поколения в поколение.

В традиционной народной культуре семейные обряды, как и ежегодные, выполняли определенные функции. Они изобиловали, предписаниями, запретами, магическими практиками, а также символическими вещами, защищавшими от всякого зла и трудностей. Участие общества гарантировало укрепление семейных связей между соседями, усиливало межличностную доброту и повышало чин обаятельности. В качестве типичных обрядов перехода акцентировались моменты приема или исключения из местного сообщества. Соответственно, героический эпос народов мира является порой важнейшим и единственным свидетелем отдаленной эпохи, отразившей глубины народной памяти.

Героическому эпосу присущи разномасштабные и разнохарактерные хронотопы, когда карти-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ны военных событий переплетаются с реалиями мирной жизни [2]. В данных литературных произведениях почти отсутствуют картины личной жизни персонажей. Такие герои как Илья Муромец, Добрыня Никитич, предстают в качестве воинов, которым присущи верность, настойчивость, смелость, решительность, стойкость духа, доброжелательность. Чувство вассального долга, потребность борьбы в трудное для страны время возносятся в поэме на высоту общественного идеала, гражданского долга. Так, например, образу Ми-хайло Потыка свойственны черты эпического героя, обусловленные новыми историческими этнокультурными реалиями, которые сложились в процесс написания данного новгородского цикла.

Наиболее ярким проявлением героического эпоса является былина - песня об героических событиях богатырей или важных исторических событиях, происходящих в прошлом. Самые ранние письменные копии былин относятся к 19 веку, когда фольклористы начали собирать их на окраинах Российской империи - на севере и в Уральских горах, где они все еще исполнялись в устной традиции. Как и другие героические эпосы мира («Песнь о Роланде», «Беовульф», «Илиада»), русские былины способствуют формированию чувства национальной идентичности, рассказывая о приключениях национальных героев, основанных на географической и исторической реальности.

Содержание двух основных циклов былин берет свое начало в Новгороде и Киеве, каждый из которых был центром геополитической власти в период Киевской Руси, который существовал примерно с конца девятого по начало тринадцатого века. В это время Киев доминировал на торговых путях между Балтикой на севере и Византией на юге и между Западной Европой и Востоком, а город Киев и его великий князь занимали центральное положение в совокупности городов-государств, управляемых князьями из одной правящей семьи.

Часто проводится аналогия между периодом Киевской Руси и западноевропейским средневековьем из-за их приблизительного совпадения, а также из-за феодального распределения власти внутри придворного общества Руси. Однако для славян этот период не находится между темными веками и возрождением, как в Западной Европе. Скорее, это рассматривается как своего рода золотой век до прихода монгольского ига в тринадцатом веке, времени, когда Русь была одновременно могущественным и процветающим государством. Восточнославянское наследие культуры Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины прослеживают свое наследие до этого золотого века.

Хотя былины киевского цикла прочно привяза-5 ны к периоду Руси своим географическим поло-§ жением и социальными структурами, они также Я выходят за рамки этого времени и места. На про° тяжении большей части своей истории Великое ав Киевское княжество чаще сражалось с местны-

ми племенами, чем с восточными захватчиками, а «Киевская летопись» посвящает страницы перечислению соседних племен и границ их земель.

Однако часто злодеи, с которыми сражаются богатыри в былинах, представляют собой стереотипы противников монголов, которые завоевали Русь в 1230-х годах и властвовали над ними до тех пор, пока Москва не получила независимость при Иване III, великом князе всея Руси, в 1480 году. Былины, действие которых разворачивается в Киеве золотого века, но в которых фигурируют монгольские противники более позднего исторического периода, что является фантазией сказителей. Они поместили противников более позднего времени в дискурсивное пространство воображаемого средневекового прошлого, в котором эпические герои могли бы победить их.

Перемещения героя по эпическому пространству и его поединки с противниками зачастую имеют «шаманский» характер. Это выражается в способах пересечения границ между различными областями мифологического космоса, а также в использовании противоборствующими сторонами различных сверхъестественных возможностей.

Советские фольклористы идеализировали воинов, изображенных в русских былинах, как выразителей народных «ожиданий»; по мнению мифологов и ритуалистов, внутренняя жесткость эпического героя - его тотальная завершенность должна рассматриваться как черта, унаследованная от мифа о культурном герое-прародителе. Подразумевалось также, что в сознании традиционной аудитории внутренний мир такого героя неизмеримо превосходил границы, принадлежащие как эпическому певцу, так и его слушателям: герой был выше любых моральных суждений своих «потомков» и, как следствие, не мог измениться психологически, но проходил сложный путь становления личности. Например, русские былинные витязи обладают «одномерной» психологией, их внутренний мир постоянен во времени. Чтобы увидеть, что внутренний мир эпического героя динамичен - его мировоззрение изменчиво и не совпадает с мировоззрением эпического певца, можно рассмотреть мотивацию героев былин, а затем попытаться раскрыть их внутренний (т.е. аксиологический) конфликт, обнаружить различия между эмоционально-волевыми потенциалами героя и лирического певца.

Неотъемлемой частью былин были сверхъестественные способности богатырей, такие как черпание силы из природных стихий, а также часто умение общаться с животными. Многие люди продемонстрировали искусство превращения в любого хищника, что указывает на склонность к оборотню. Не стоит даже упоминать о контроле над временем и пространством, что позволяло святым мгновенно преодолевать любые расстояния или незаметно проникать во вражеские укрепления. Естественно, все сражались чудо-мечом. Неслучайно они были наделены необыкновенными спо-

собностями: всегда заступались за более слабых, борясь со злом.

Также войны служат мифическому князю Владимиру Красному Солнышку, который правит Киевом, и защищают русскую землю от злонамеренных антагонистов, таких как Соловей Разбойник и его банда, татаро-монголы или другие (иногда магические) силы зла. Однако многочисленные былины, первоначально воспетые местными сказителями, не имеют таких остросюжетных сюжетов; они могут включать ссоры богатырей между собой, часто тривиального характера, например, по поводу того, чья одежда красивее. Смысл данных литературных произведений, которые все состоят из многочисленных локальных вариаций одной и той же истории, заключается не в том, чтобы рассказывать истории, а скорее в том, чтобы прославлять определенных персонажей. Определенные персонажи развиваются и меняются со временем: князь Владимир, например, становится менее популярным в более поздних былинах.

Особую роль в этом жанре играл всезнающий, объективный рассказчик, держащийся в стороне от изображаемых событий и обнаруживающий свое присутствие в прямых высказываниях реципиентам. Стиль произведения помпезный, торжественный в поступках и реалистический в подробном описании ситуаций, предметов и внешности персонажей.

Русская героическая парадигма имеет длительную историю развития, чем можно объяснить своеобразие ее характерных черт. Прежде всего, героический эпос был ориентирован на создание мифологических концепций. В центре литературного произведения лежит сюжет о том, что главному персонажу противостоят злодеи с четко мотивированными именами Горыня (производными от существительного «гора»), Дубыня (производными от «дуба»), Змей Горыныч (связано с образом змеи).

Например, «Слово о полку Игореве» предстает единственным эпическим сказанием, дошедшее до современности из киевского периода. Он посвящен военной кампании, предпринятой в 1185 году русским князем Игорем Святославичем против половцев, или куманов, извечных степных врагов Руси того времени. Игорь был разбит и взят в плен, но позже ему удалось сбежать и вернуться домой [4]. Эта история сохранилась в единственной рукописи, которая, очевидно, датировалась шестнадцатым веком. Она была опубликована в 1800 году, примерно через десять лет после того, как была обнаружена, но сама рукопись была разрушена во время наполеоновской оккупации Москвы в 1812 году. Это произведение, созданное на рубеже Х1У-ХУ веков и принадлежащее к циклу рассказов о Куликовом поле битвы, демонстрирует множество разнообразных связей с поэмой о происхождении князя Игоря.

Второй период - религиозный, который связан с появлением божественных символов и ортодоксальных героев в связи со становлением Русской

Православной Церкви. Она представила множество героев, представленных идеализированными образами монахов, правителей и военачальников, мучеников и святых. Имена Александра Невского, Сергия Радонежского, Ксении Петербургской, Иоанна Кронштадского являются хорошо известными примерами таких героев. В их честь были построены церкви и монастыри, мифы и легенды об их жизни и героических деяниях до сих пор популярны, местам их захоронения поклоняются [5].

Позднее современные мифы накапливают и отражают старые традиции преувеличивать роль и власть политиков и лидеров стран, превращая их в мифологические концепции - архетипы. Легендарные герои приобрели новые характеристики в советский период, например, труженики труда, лидеры пятилетки, науки и промышленности. Культовое имя Чапаева, известного военачальника периода Гражданской войны, даже вошло в фольклор и многочисленные анекдоты. Имя Стаханова стало символом выдающихся трудовых достижений; летчик Чкалов, первый космонавт Гагарин проявили героизм в воздухе и космосе.

Так и Илья Муромец известен как главный герой многих героических эпических сказаний, а также различных сказок на основе былин, художественных фильмов. Данный персонаж имеет более полную эпическую биографию, чем любой другой богатырь. Более поздние адаптации сводят множество эпизодических историй устной традиции в связные фильмы, в каждом из которых используются сюжетные последовательности из нескольких приключений [3].

Языковая специфика былин, в которых появляется данный персонаж, представлена своеобразием лексических и синтаксических средств, например, туда относятся постоянные эпитеты, тавтологические словосочетания, эмоционально окрашенные выражения уменьшительно-ласкательного или утолщающего типа, противоречащие сравнения, гиперболические метафоры, а также параллели, градации и антитезы.

Прежде всего можно встретить в тексте былины синонимы: «деньги-богатство», «горевать-печалиться». Чаще всего используются стилистические синонимы, которые представляют признаки объекта или деятельность с разных сторон, подчеркивая различные оттенки значения слов. Используются в тексте и антонимы: «зло-добро», «лежать-сидеть». Благодаря ним реализуются оригинальные, удивительные понятия, основанные главным образом на контрастах значений. Также они делают текст более интересным и ярким.

Топонимы предстают как составляющие национального мировоззрения, которые выполняют функцию актуализаторов идейно-содержательного и художественно-образного содержания: «Киев-град», «Русь Великая».

Функция архаизмов в героическом эпосе заключается прежде всего в стилизации используемого литературного языка под язык данной соци-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

альной группы в описываемый исторический период для придания сюжету большей реалистичности. Чаще всего используются лексические архаизмы, которые устарели, потому что вещи, явления или функции, которые они определяют, больше не существуют, например, палица, ендовина.

В былинах, в которых описываются героические поступки Ильи Муромца, доминируют формы составных глаголов, а также преобладают простые предложения: «Самсон-богатырь пробудился, вскочил на резвы ноги и крикнул громким голосом».

Роль эпитетов в тексте былин состоит прежде всего в том, чтобы расширить высказывание или придать ему эмоциональный оттенок. Им присущи отсутствие эмоционально маркированной и оценочной лексики, а также фактичность, точность, последовательность, например, румяное яблоко, красивое лицо. Также он может разнообразить текст и выделить какую-то одну особенность больше других, привлечь к ней внимание для описания внешнего вида Ильи Муромца, например, «удаленький», «дородный».

Даже суффиксы играют большую роль в изображении героев. С помощью них выражается отношение к ним. Илью любят. Он - герой. И у него не просто руки - а «белы ручушки», не тетива -а «тетивочка», не стрела - а «стрелочка».

Также с помощью суффиксов выражено пренебрежение князя Владимира, когда он не верит, что Соловей убит Ильей. Он называет Илью «мужичищей-деревенщиной». В голосе звучит ирония.

Лексика былины наполнена устаревшими словами, которые в современном мире не употребляются, но имеют значение при изучении истории, устного народного творчества. Они помогают представить давность произошедших событий, воспевающихся в былине: «дородный» - статный, «заутреню» - утром, «град» - город, «покляпая бе -реза» - нагнутая, «стремечко» - темя, «уста» - губы. Также интересны некоторые грамматические формы слов - особые окончания: не прохаживат, не-проезживат,-преклонялися,-заплеталлися,-осы-палися. Употребляется былинная лексика - зако-лодела (стала непроходимой), замуравела (заросла травой). Предложения сложные, имеют множество грамматических основ, позволяя перечислять действия подробно.

Присущи и данным былинам текстово-образные универсалии, появление которых продиктовано импровизационным характером русского фольклора. Для текстово-образных универсалий характерна гибкость, приспособленность к контексту. Яркими примерами являются языковые структуры, присущие фольклору в целом (например, отец-мать, щука-рыба, хлеб-соль, серебро-золото), так и представленные только в представ-5 ленном тексте (чужая земля), а также те, что об-§ разованы по принципу фольклорных поэтических Я средств, то есть в их основе лежит универсальный ° способ поэтического изображения действительного сти (например, фигура параллелизма).

Если обращаться к происходящему в былине, то крепкая дружба со своим конем не является чем-то необычным для эпического героя, привязанность Ильи к животным более широка [1]. Когда Илья и великий князь Владимир двигались по лесу, герой осознавал свое окружение и прислушивался к фоновому шуму животных, чтобы получить информацию о том, что еще происходило поблизости. Напротив, великий князь ничего не замечал. Позже, находясь в Византии, великий князь Владимир и Илья оба встречают одного и того же слона, но каждый из них по-разному взаимодействуют с ним. Во время верховой езды великий принц ударил слона вилкой, заставив его убежать от укротителя. Слон знал, что он нарушил правила, ограничивающие его жизнь, и был напуган, когда он, наконец, остановился. В то время как великий князь Владимир продолжал действовать властно, Илья говорил мягко и спокойно, обращаясь со слоном как с существом, достойным уважения.

Это не является неожиданностью для эпического героя. Связи Ильи со своей лошадью и животными, которых он слышит в лесу, которые являются частью его родной земли, являются продолжением его связи с землей.

Также был момент, когда князю Владимиру трудно ориентироваться в опасностях в лесу и в городе Царьграде. Наивная бравада Аленушки не защищает ее от обмана мошенника, который предлагает помощь, но затем продает ее императору в рабство. В отличие от Аленушки и великого князя Владимира, Илья одинаково хорошо ориентируется во всех трех пространствах: знакомом пространстве Киева, диком пространстве леса и чужом пространстве Византии. Доброта Ильи дает ему нового могущественного компаньона в слоне, и он способен спасти великого князя Аленушку и его лошадь из плена византийского императора.

Его общение со слоном, экзотическим существом, которого он встречает в стране, где они оба иностранцы, показывает привычку к уважительному взаимодействию и уважительному отношению к элементам природного мира в позитивном свете, в результате чего Илья Муромец имеет все канон-ные черты эпического героя.

Стоит упомянуть и комикс «Былинная Русь», созданный художником Виктором Агафоновым, который стал популярным в советское время. Он оперирует сюжетами, представленными существующими былинами с участием Ильи Муромца, но использует только те, которые насыщены наибольшим действием и имеют четкое линейное повествование. Текст имеет оригинальную стихотворную структуру, которое заключается в вариации белого, тонического стихотворения, не знающего ни одной строфы, которое поэтому производит впечатление «непереводимого» и трудно переносимого на другой язык и систему стихосложения. Ему присущи замысловатые шрифты, образные рисунки сверхъестественных зверей, вы-

полненных утвердительным, смелый штрих и ярко окрашенные, и популярные рисунки русских богатырей, созданные художником 19 века Васнецовым и, по-видимому, отсылающие к героическому эпосу - былинам, повествующим о героических деяниях воинов-патриотов, а также эпизодах из их повседневной жизни.

В комиксе представлены пять событий из жизни Ильи Муромца в качестве мини-сказок, причем они также функционируют как единое целое: рассказы о некоторых героических деяниях, совершенных персонажем. Многие менее впечатляющие моменты из жизни героя, описанные в былинах, опущены. Например, читатель может узнать, как персонаж обрел сверхъестественную силу и стал богатырем, выпив волшебную воду, предложенную ему тремя случайными страдающими от жажды странниками, которые постучали в его окно, прося попить; как эта новая, энергичная и могущественная версия Ильи победила злых выпученных татар, сеющих хаос в богатом и праведном городе Чернигове, а затем победила злого Соловья-Разбойника.

Данные истории объединены общей целью -описание того, как Илья Муромец выявляет определенную проблему в своем окружении; эта проблема или угроза не обязательно должны быть внешними. В первой сказке его проблема заключается в его собственной физической слабости; сила, дарованная ему волшебной водой, данной ему щедрыми мудрыми странниками, позволяет ему решить проблемы своих родителей: они слишком стары и слабы, чтобы взять на себя всю пахоту и другие сельскохозяйственные работы. имеет значение. Герой выполняет годовую работу в мгновение ока. Во втором рассказе он уничтожает армию татар, нападающих на богатый город Чернигов. В третьем рассказе он расчищает путь из Чернигова в Киев, разгромив банду Соловья-Разбойника. Затем он выбивает гордость и высокомерие из Добрыни Никитича, который вызывает его на поединок; они становятся кровными братьями. Наконец, Илья встряхивает довольно декадентский и несколько вялый двор князя Владимира, преподнося ему свой знак уважения: Соловья-Разбойника, которого он привез с собой из Чернигова. После того, как он убивает Соловья, чей высокочастотный свист чуть не оглашает весь город, ему предлагают остаться в Киеве и служить князю, но он решает иначе: уйти в «чистое поле» и защищать матушку-Русь.

Илья Муромец совершенно не обращает внимания на социальную реальность; вместо этого он стремится лишь к трансцендентному идеалу: мирной, благочестивой, православной России. Он должен продолжать путешествовать, потому что остепениться означало бы вписаться в мир, который на самом деле имеет мало общего с этим идеалом, как он осознает снова и снова, спасая людей от еще одной угрозы. По мере того как цикл историй приближается к концу, образы становятся все более и более красочными, структура графи-

ческих и текстовых фреймов усложняется, и все больше внимания уделяется межличностным отношениям.

Вместо того, чтобы быть главным героем, который дает читателю определенную точку зрения, которую он может либо принять, либо раскритиковать, Илья Муромец кажется субъектом, который «попадает в мир», на которого влияют и значительно трансформируют внешние силы. Согласно комиксу, он всегда является частью запутанного, почти двумерного мира, где трудно отличить иконы на стенах соборов от людей. Ему нужен текст, в основном в виде пояснительных панелей, чтобы рационализировать свое поведение, придать ему смысл. С другой стороны, среди этого хаоса им всегда движет идеал, который кажется трансцендентным и запредельным одновременно. От первой до последней сказки Муромец утверждает, что у него одна цель: защитить Россию и ее народ.

Однако этот идеал, который, согласно любым логическим рассуждениям, должен охватывать людей, с которыми он имеет дело ежедневно, оказывается совершенно трансцендентным, несуществующим в его мире: люди, с которыми он сталкивается, являются олицетворениями «зла», с которым он намеревается бороться: усталости, лени, высокомерия, индивидуализма, снобизма. Они только вместе создают идеал, как будто их единение избавляет их от индивидуальных недостатков, как будто расстояние объединяет их в субъект другого типа. Эти характеристики, в частности, ориентация Муромца на коллективное трансцендентное, которое может быть достигнуто только через работу над миром (и только в последствии над самим собой), выравнивают субъективность комикса со всем миром фантазий, а не только с Муромцем в одиночку, и намекают на расположение, напоминающее о Русской христианской православной иконографической традиции.

Например, настойчивый мотив Ильи «защищать Россию-матушку и служить князю Владимиру» и его неприятие пороков, таких как чрезмерное увлечение земными удовольствиями любого рода, резко контрастируют с жизнью князя Владимира, который показан (т.е. изображен на визуальном уровне) как чрезвычайно богатый и веселый человек, привыкший к безоговорочному повиновению со стороны своих подданных и, по-видимому, не принимающий близко к сердцу страдания своего народа. Тем не менее, Илья не пересматривает ни свою лояльность царю и его двору, ни свой мотив защиты «беспомощных», даже увидев, что на самом деле они не совсем беспомощны, а, скорее, ожидают, что внешние силы придут им на помощь. Таким образом, можно сделать вывод, что общая эстетика комикса и, следовательно, его фэнтезийного мира основана на этой образно-текстовой непоследовательности.

Если сравнивать примеры литературных произведений, которые относятся к героическому эпосу, с подобными работами в странах Европы, то становится ясно, что народные творения разных го-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

U

см л

сударств отражают общественные мнения на тему важных для национальной истории явлений, происходивших в «эпическую» эпоху.

События былин и героических поэм воспроизведены на конкретном географическом и этническом фоне. Например, в большинстве произведений мотив защиты рода трансформировался в тему отстаивания интересов государства. Эпизод смерти героя как неотъемлемая часть сюжета героического эпоса подчеркивает понимание общественного нравственного поведения и социального идеала. Важную роль играет мотив «вещего сна», что является эпическим шаблоном для героического эпоса большинства народов. Ряд эпизодов произведения являются содержательно близкими к архаическим эпосам, созидание которых происходило в эпоху, когда чудесное выдавалось возможным. Примером могут быть картины переправы многочисленного войска в одной лодке, масштабные по количеству участников бои и др.

При этом их объединяет достоверное изображение действительности, чему способствовало как уменьшение роли сказочно-мифологических деталей, так и разработка общественно-важных тем (преданность государству, любовь к Родине, верность королю и тому подобное).

Таким образом, каждая из перечисленных фольклорных языковых традиций положительно сказалась на национальном самосознании русского народа. Героический эпос - это эпические произведения, которые происходили в более ранние эпохи, описывающие исторические события. На страницах литературных произведений героического эпоса воспеваются разные философско-мировоззренческие ценности, которые остаются актуальными и для сегодняшних поколений. На художественном уровне литературным произведениям героического эпоса присуща устойчивая система художественных средств: эпитеты, гиперболизация, зачины и концовки, трехкратные повторы, распространены диалоги и тому подобное. Илья Муромец предстает в качестве богатыря со сверхъестественными способностями, который помогает слабым.

Для рассматриваемых былин присущи следующие характеристики:

1) вектор внутреннего конфликта (особая слабость или страсть, которая захватывает героя и которой богатырь должен противостоять; как правило, это то, что вызывает сочувствие у слушателей в начале былины);

2) момент совершения преступления;

3) демонстрация духовного закона, связывающего преступление с наказанием;

4) «мораль» былины - ее духовный смысл, легко понятный традиционной аудитории.

Литература

1. Агафонова Е.В. Былина о русском богатыре Илье Муромце и сказки русских арктических старожилов: мотивные связи, герои, язык //

Вопросы русской литературы. - 2018. - № 4. -С. 77-92.

2. Долгов В.В. Русский героический эпос как источник реконструкции элементов сознания народа Древней Руси XI—XIII веков: к вопросу об эпической картине социального быта // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 15. - С. 15-22.

3. Козловский С.В. Илья Муромец и его время: историография и перспективы изучения образа былинного героя // Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. -2016. - № 5. - С. 177-189.

4. Миронов А.С. Ценностная сущность русского героического эпоса: проблемы и перспективы исследования // Знание. Понимание. Умение. -2021.- № 3. - С. 84-99.

5. Родионов М.С. Героическая поэма русского эпоса // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 13. - С. 124127.

LANGUAGE MEANS OF TRANSFERRING NATIONAL AND CULTURAL EXPERIENCE: ON THE EXAMPLE OF THE HEROIC EPIC OF RUSSIA

Wang Mingwei

Belgorod National Research University

The article analyzes the history of the formation and characteristic features of the Russian heroic epic. Much attention is paid to the plot, the ways of expressing the main characters in literary works, as well as the meaning of mythological motifs in the form of individual reminiscences. It was concluded that the works of the heroic epic in its various variations show the identity of the life of the Russian people and show important historical moments of the state. The linguistic features of the heroic epic were also characterized through the prism of the Russian national consciousness. Epics about Ilya Muromets were chosen as an example. Within the framework of the analysis, the functions of synonyms, toponyms, archaisms, epithets, textual-figurative universals that appear in the texts of epics about this hero were described. The emphasis is on Ilya Muromets' striving for a transcendent ideal: peaceful, pious, Orthodox Russia. It was concluded that he appears as a hero with supernatural abilities who helps the weak. The author also considered the role of nature and other supernatural forces in the events of these epics.

Keywords: heroic epic, bylina, Russian linguoculture, singularity of worldview, Russian people, specificity of national consciousness.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Russian Russian Literature 1. Agafonova E.V. Bylina about the Russian hero Ilya Muromets and the tales of Russian Arctic old-timers: motivic connections, heroes, language // Questions of Russian literature. - 2018. - No. 4. - pp. 77-92.

2. Dolgov V.V. Russian heroic epic as a source of reconstruction of elements of consciousness of the people of Ancient Russia of the XI-XIII centuries: on the question of the epic picture of social life // Bulletin of Chelyabinsk State University. - 2008. -No. 15. - pp. 15-22.

3. Kozlovsky S.V. Ilya Muromets and his time: historiography and prospects of studying the image of the epic hero // Paleoro-sia. Ancient Russia in time, in personalities, in ideas. - 2016. -No. 5. - pp. 177-189.

4. Mironov A.S. The value essence of the Russian heroic epic: problems and prospects of research // Knowledge. Understanding. Ability. - 2021. - No. 3. - pp. 84-99.

5. Rodionov M.S. Heroic poem of the Russian epic // Bulletin of Chelyabinsk State University. - 2011. - No. 13. - pp. 124-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.