Научная статья на тему 'Языковые средства, используемые для создания образа героя в ранней прозе М. Ауэзова'

Языковые средства, используемые для создания образа героя в ранней прозе М. Ауэзова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1140
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ГЕРОЯ / РАННЯЯ ПРОЗА / СИНОНИМЫ / АНТОНИМЫ / МЕТАФОРА / HERO IMAGE / EARLY PROSE / SYNONYMS / ANTONYMS / METAPHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дүйсенғазин Д.М., Жунисова К.К.

В статье на материале ранних произведений М. О. Ауэзова рассматриваются такие языковые средства, как синонимы, антонимы, парные слова, повторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE MEANS USED TO CREATE A HERO IMAGEIN THE EARLY PROSE BY M. AUESOV

The article on the basis of the early prose by M. Auesov investigates such language means as synonyms, antonyms, paired words, repetitions.

Текст научной работы на тему «Языковые средства, используемые для создания образа героя в ранней прозе М. Ауэзова»

УДК 821

Д. М. Дуйсенгазин, К. К. Жунисова

Дуйсенгазин Д. М., старший преподаватель кафедры практического казахского языка, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева e-mail: dulat_84_16@mail.ru

Жунисова К. К., старший преподаватель кафедры практического казахского языка, Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева e-mail: kamshatik_84@mail.ru

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ В РАННЕЙ ПРОЗЕ М. АУЭЗОВА

В статье на материале ранних произведений М. О. Ауэзова рассматриваются такие языковые средства, как синонимы, антонимы, парные слова, повторы.

Ключевые слова: образ героя; ранняя проза; синонимы; антонимы; метафора.

D. M. Duysengazin, K. K. Zhunisova

Duysengazin D. M., Senior lecturer, Eurasian National University named after L e-mail: dulat_84_16@mail.ru

Zhunisova K. K., Senior lecturer, Eurasian National University named after L e-mail: kamshatik_84@mail.ru

LANGUAGE MEANS USED TO CREATE A HERO IMAGE IN THE EARLY PROSE BY M. AUESOV

The article on the basis of the early prose by M. Auesov investigates such language means as synonyms, antonyms, paired words, repetitions.

Key words: hero image; early prose; synonyms; antonyms; metaphor.

Рассмотрение изобразительно-выразительных средств литературного произведения позволяет глубже осмыслить поэтику текста и персонажный ряд героев. Образ героя, восходящий к классическому казахскому народному устному творчеству, нашел свое продолжение в произведениях Ж. Аймауытова, Б. Майлина, С. Муканова, Г. Мусре-пова. В современном литературоведении образ героя в произведениях О. Бокея, Ш. Муртазы, М. Магауина, Р. Сейсенбаева, Д. Исабекова достаточно изучен. Среди вышеперечисленных авторов особое место занимает М. Ауэзов.

. N. Gumilev

. N. Gumilev

Мухтар Ауэзов, бесспорно, является литературным деятелем, который увековечил свое имя и заслужил особое место в литературе благодаря своим трудам. Ранние произведения Мухтара Ауэзова представлены рассказами и повестями. В начале и середине 1920-х гг. Мухтар Ауэзов написал много расказов («Сиротская доля», «Сирота», «Расправа», «Тени прошлого», «Кто виноват», «Барымта» и др.), в которых всесторонне изобразил в традициях реализма социальную правду старого казахского аула. «Сиротская доля» (1921) - первое опубликованное произведение писателя. В нем повествуется о том, как бездомная девочка-сирота Газиза, не выдержав нечеловеческих условий жизни, насилие, умирает, замерзнув в лютую зимнюю ночь. В этом произведении разоблачаются образы таких героев, как жестокосердный волостной Акан. «Сиротская доля» своей изобразительной мощью привнесла новые формы в казахскую литературу. В рассказе мастерски раскрыты нетипичные особенности человеческой жизни. Очень реалистично представлены образы управляющего Акана, его подельника Калтая, маленькой девочки Газизы, ее старой бабушки. В рассказе «Сирота» рассказывается о скорбной доле сироты по имени Касым, который убежал из аула от издевательств своего дальнего родственника Исы и умер темной ночью в лесу. Основной приметой критического реализма было описание скорби и страданий обиженных людей. В рассказе «Тени прошлого» рассказывается о доле девушки Жамеш, которая, не считаясь с желанием своего любимого Кабаша, дала согласие, по старому обычаю, стать второй женой престарелого мужа своей умершей старшей сестры.

По силе правдивого отражения жизненных противоречий и неравенства людей Мухтар Ауэзов стал основоположником психологической прозы в казахской литературе. В рассказе «Расправа» (1926) повествуется о судьбе робкого бедняка Жаксылыка, который нашел свой путь и стремился к свободной и полноценной жизни. Однако богачи Абиш и Курман, привыкшие держать бедняков в ежовых рукавицах и помыкать ими, не дают такой возможности и продолжают издевательства.

Особой для Ауэзова является тема равенства женщин. Всегда стремившийся показывать в своих произведениях правду жизни без прикрас, писатель реалистично изображает жизнь казахской женщины того времени. Если в произведении «Зарницы» писатель рассказывает историю женщины, вышедшей по настоянию родителей замуж

за нелюбимого и покорившейся своей судьбе, то в другом рассказе («Кто виноват») говорится об умершей от тоски из-за невозможности быть с любимым девушке Газизе. В рассказе «Женитьба» описывается история девушки, не подчинившейся воле отца и убежавшей со своим возлюбленным.

Одним из важнейших показателей мастерства писателя, его таланта художника слова, является создание образа героя. На самом деле большим испытанием, большой ответственностью для творца является умение раскрыть посредством художественного слова внутренний мир героя, показать его характер, представив героя как личность, индивидуальность. С этой целью писатель использует такие средства, как сравнения, олицетворение. Даже если человек считается всемогущим на земле, хозяином, покровителем всего сущего, писатель находит различные способы сравнения его со всем живым на земле.

Как бы мы ни называли - художественный образ, литературный персонаж, герой или персонаж произведения, это все одно понятие -образ. Из способности писателя отразить индивидуальное в типическом, показать через детали в случайном значимое рождается литературный образ. При определенной интерпретации и обобщении жизненных моделей, отражаемых в художественном произведении, создается собирательный типизированный образ героя, вбирающий в себя черты и особенности человека эпохи. Характер героя создается при помощи использования прямых и опосредованных описаний.

В произведениях М. Ауэзова бросается в глаза умелое использование языковых средств. В творениях писателя встречается новое наполнение содержания слов с обобщенным значением, выявление новых оттенков значений общеупотребительных слов, точное использование синонимов, антонимов, омонимов, неожиданные сочетания слов и непривычное словообразование, высказывание героями наивных сентенций и глубоких, умных мыслей, и всё это преподносится автором умело, тонко, к месту.

Художественно-изобразительные средства, используемые в произведениях, разнообразны. К ним относятся такие лексические средства, как синонимы, антонимы, парные слова, повторы.

Синонимия в художественной прозе - это явление, характеризующее национальный язык, его мощь, потенциал, изобразительные возможности.

В произведениях М. Ауэзова наблюдается частое использование параллельно двух синонимов: сенгш, илангъш; сулу, квркем; тазалыцты, пэктiктi; тж байланып, ундей алмай отыр; бой бермейтт, квнтерль Хорошо освоивший богатство казахского языка М. Ауэзов активно использует в своих литературно-критических статьях слова с близкими значениями. И это неслучайно: отчетливо видно, что при помощи параллельного и последовательного использования данного языкового средства ученый-критик хочет более точно выразить свою мысль. Умелое использование синонимов можно рассматривать как своеобразие стиля М. Ауэзова, отличающего его от стиля других писателей. Например:

Кемшрдщ жасы цартайып, куаты азайгандыгы шын болса да, бетшде бiр ерекше кайрат бшшед^ еркек шшщдес кесек. Тацырлау, суйыц кабактыц астынан кершген юшкене етюр кeздерi кажыган салкын жанармен жалтылдайды. Мацдайы мен ею ^ртына TYCкен катпарлы калыц терец эжiмдерi вмiрiнiц талай кайгы, талай бейнетте куэ [1, с. 73].

Здесь слова жасы цартаю-цуаты азаю, тацырлау-суйыц, цайгы-бейнет являются синонимами.

В трудах М. Ауэзова встречаются, в основном, следующие разновидности синонимов:

а) синонимы - имена существительные;

б) синонимы - имена прилагательные;

в) синонимы - глаголы;

г) синонимы - наречия [2].

В художественном произведении антонимы также используются в качестве изобразительного средства и выполняют стилистические функции. Каждый писатель умело оперирует антонимами для более точного выражения мысли. Если в лингвистике общепринятым пониманием антонимов является следующее: «антонимы - слова, имеющие противоположное значение», то ученый Айгабылулы утверждает: «Антонимы, употребляемые как слова с противоположным значением, образуют отдельную лексическую группу». Академик М. Сергалиев писал: «При сравнении двух явлений, через противопоставление становится понятным, какому из них необходимо придать особое значение» [3, с. 15]. В произведениях М. Ауэзова наблюдается использование антонимов не только для выражения противоположных значений, но и в стилистических целях. Антонимы используются в произведении в определенной стилистической функции.

В результате умелого использования антонимов писателю удается четко описать жизненную ситуацию, продемонстрировав тем самым свое мастерство детализации.

Парные слова в речи М. Ауэзова способствуют отражению разнообразных движений, их интенсивности: фзац-фзац жарысу; шаба-шаба жвнелку; салцын-салцын квздер; цалыц-цалыц цойлар и др.

В рассказах М. Ауэзова повторы занимают особое место. Встречается два вида повторов: первый - повторное описание ситуации, явления, второй - собственно языковой повтор, повтор как языковое средство. Оба вида, способствуя всестороннему, полному раскрытию образа героя, гармонируют друг с другом. Особое внимание автор уделяет повтору полнозначных слов [1, с. 73], а также приему повтора полнозначных слов в предложении. Таким образом автор подводит читателя к тому, чтобы он обратил внимание на какое-то явление или на его свойства и признаки:

0з1 сейлеткен сез, вз1 жырлаткан Yн, ей алгашкы рет эрi с^лу, эр1 эсем,

эрг жас эншшщ келденеи Yнiмен айтылганда, ендi езш де катты толкыта

эсер етл (песня Татьяны).

При использовании повторяемых союзов писатель чаще отдает предпочтение разделительным союзам. В ситуации выбора в ответственный момент рассматриваются все варианты, взвешиваются все «за» и «против», в итоге выбирается один, наиболее приемлемый вариант. Можно сказать, что другие союзы не встречаются:

Айтканыма кенбей, менi CYЙмесеи, не сен, не сенщ KYЙеуiи, не болмаса

мен елемш («Кто виноват»).

Как видно из примера, автор не повторяет лексему не полностью (точнее, три раза), но несколько изменяет форму при употреблении в третий раз (не болмаса, немесе). Это, видимо, стремление автора не утомить читателя и избежать однообразности форм.

Используемые в произведениях М. Ауэзова определения позволяют продемонстрировать мощь национального языка, его потенциал, изобразительные возможности. В текстах писателя в неограниченном количестве встречаются сложные определения-прилагательные. Рассмотрим примеры из произведений:

Б^л жтттщ жасы отыз шамасында. С^ргылт бет деигелек жалпактау.

Суык карайтын кисык бггкен кiшiлеу еткiр кезiнде жэне туксиген

кабагында езгеше каталдык бар. Клшкене м^рны кез, кабагына Yйлеспейдi. Б^л адамныц KYлгендегi пiшiнi к¥марлыкка кеп салынгандыгын бiлдiрiп тирады.

Так писатель характеризует богача Акана в «Сиротской доле». Его друга Калтая автор характеризует следующим образом:

^алтай аса пысык, сезге ^ста, калжыцкой, эаресе Аканныц TYHдегi ЖYрiсiне ете ыцгайлы, эрi жылпос, эрi тiлдi ер жтт едi.

Здесь раскрытию образа героя способствуют определения орта бойлы, двцгелек денелi, цысцалау муртты, шоцша сацалды, аса пысыц, свзге уста, цалжыццой, жылпос, тiлдi ер жтт.

Фразеологизмы, содержащие компоненты с описанием внешности человека, его характеристики, употребляются для создания портрета героя и описания духовного состояния: етi елт кеткен, тепсе тYйе влтiредi; сiркелi жецге биттi быек; адамынан хайуаны; тYлкiсiнен тышцаны озып; тYске дейт мYйiз, тYстен кейт кшз и др. Например:

Бiреудi MYжiп-жегенде жшж майына дейт цацтап, цан тастататын кеспей-бауызданыц мактаганы даттауга берпиз, тиш кетсе ойын TYсетiн нагыз жойкынныц езi той. Нагыз жойкы! ... Г^мыры бiреудiц цуйрыгына цалжуыр байлап кермеген Бекет карап отырып кисык м^рынга ат тауып койганына катты куанды [1, 44 б].

В передаче мыслей геров, отражении их характеров важную роль играют крылатые слова. В одних случаях они включены в речь героя и демонстрируют его ораторское искусство, его находчивость, в других - выражают мысли. Например, в составе диалога крылатые слова выполняют функцию оценки-характеристики:

жаманныц жаназасы ж^ртка мiндет; бiр жыл кой бакканнан ЖYЗ жыл акыл с^рама; сiркелi жецге биттi бшек; тепсец Yзiлмейтiн темiр бак; айткан ауыз ауырмайды, какалы к¥лакка дарымайды; алыстан айдаhар ыскырса, iргеден издер коса талайсыздар; Арба сынбайтын епз елмейтiн жол тап; к¥лга ^рек, тереге камшы; басыц не ойласа, колыц содан жазбасын; ер адам есек мшсе де жарасады; ^рсац токпак, кессец пышак батпайды; к¥рык ^стаган сыншыл, кайшы ^стаган мшшш; Yрерге итi, сыгарга битi; корлыкпен еткен емiрден кесiлiп жатар кер артык; екi елi езуге бес елi какпак т. б.

В приведенных крылатых выражениях заключается множество различных характеристик человека. Можно утверждать, что созданный

образ героя является показателем способности автора к использованию всего богатства языка, речевая характеристика героя свидетельствует об индивидуальности самого автора, его писательского таланта.

Художник использует метафору как при создании образа героя, так и при описании различных граней его характера. Образ героя может создаваться при помощи метафоры-характеристики. В произведениях М. Ауэзова, кроме эпитетов, сравнений, метафоры, метонимии при описании героя используется также синекдоха. Можно смело утверждать, что синекдоха является одним из наиболее употребляемых тропов при характеристике героя в произведениях М. Ауэзова.

Исследование позволило выявить, что у талантливого казахского писателя, мощной языковой личности Мухтара Ауэзова есть неразгаданная тайна, чудо в его способности использовать все богатство языка и умение находить нужные языковые средства. Вместе с тем, предполагается, что в научных изысканиях будет продолжено исследование образа персонажа, еще до конца не изученного и не занявшего достойного места в научном плане.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ауэзов М. Собрание сочинений : в 20 т. - Т. I. Рассказы. - Алма-Ата : Жазушы, 1979. - 345 с.

2. Ауэзов М. Современная эпоха казахской литературы // Ауэзов М. Собрание сочинений : в 50 т. - Алматы : Гылым, 1998. - 432 с.

3. Исаев С. Казахский язык. - Алматы, 1993. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.