4
Terra Lingüistica. 2022, Том 13, № 2. С. 7-10. Terra Lingüistica. 2022, Vol. 13, No. 2. Pp. 7-10.
Редакторская заметка УДК 81
DOI: https://doi.org/10.18721/JHSS.13201
ЯЗЫКОВЫЕ МОДУСЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СЛОВО ОТ РЕДАКТОРА
В.Е. Чернявская н
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург, Российская Федерация
н tcherniavskaia@rambler.ru
Для цитирования: Чернявская В.Е. Языковые модусы идентичности: слово от редактора // Terra Lingüistica. 2022. Т. 13. № 2. С. 7-10. DOI: 10.18721/JHSS.13201
Editorial note
DOI: https://doi.org/10.18721/JHSS.13201
INTRODUCTION TO SPECIAL ISSUE ON 'LANGUAGE AND IDENTITY'
V.E. Chernyavskaya H
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation
e tcherniavskaia@rambler.ru
Citation: V.E. Chernyavskaya, Introduction to special issue on 'Language and identity', Terra Lingüistica, 13 (2) (2022) 7-10. DOI: 10.18721/JHSS.13201
Идентичность — это то понятие, которое в пространстве гуманитарных наук получает сегодня статус «зонтичного» и ключевого понятия, обеспечивающего точки доступа к анализу человека, его поведения, форм (само)выражения в различных социокультурных практиках. Идентичность — это восприятие человека себя как уникальной личности, то, что определяется как самовыражение, самопрезентация, и одновременно это социальная проекция, восприятие себя как части группы, коллективного сообщества. Идентичность находится в центре исследовательского интереса психологии, социологии, философии, культурной антропологии и лингвистики тоже. Именно лингвистика сегодня в ее современных исследовательских направлениях, таких как дискурсивный анализ, социолингвистика, этнолингвистика, лингвистическая конфликтология, лингвистическая экспертиза, вносит вклад в комплексное изучение вопросов идентичности и идентификации через язык и с опорой на язык. Идентичность как самовыражение и/или принадлежность к некой социальной группе и социальной роли по социальному статусу, гендеру, культурной, этнической принадлежности и т. д. рассматривается как выражаемая с помощью семиотических ресурсов и в первую очередь языковых. Различные теории идентичности, Я-кон-цепции индивида и возможности их приложения в практике языкового и дискурсивного анализа становились объектом исследования в ряде основополагающих работ [1—7], сложились объяс-
© Чернявская В.Е., 2022. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
■4-■
нительные подходы, показывающие взаимную обусловленность и комплементарность нелингвистических (социально ориентированных) и собственно лингвистических исследования, для обзора см.: [8]. Создавая и выражая с помощью языка определенные смыслы, мы можем быть идентифицированы как члены определенного сообщества или социальной группы. Новые исследования в лингвистике показывают значимые результаты и новые точки роста в этом направлении, для обзора [9—11].
Предлагаемый тематический выпуск журнала объединяет исследования, представляющие современные концепции и подходы к анализу идентичности через язык в первую очередь как динамической, подвижной конструкции, но не как статичному монолиту. Представления отдельной личности или социальной группы о себе, о своей «самости» меняются, мы переосмысляем значимость и ценность одних составляющих идентичности по сравнению с другими. Это происходит в социальном взаимодействии.
Открывающая выпуск статья Е.Н. Молодыченко «Идентичность, стиль и стилизация: социолингвистическая перспектива» предлагает своего рода теоретико-методологическое введение в проблему и одновременно детальный обзор исследовательских подходов к изучению идентичности через язык в мировой и отечественной социолингвистике, лингвистической антропологии, дискурсивном анализе. Стилизация показывается как целенаправленная проекция определенного "образа" коммуниканта, который в социальном взаимодействии может быть соотнесен с узнаваемыми социальными типизациями. Акцент на динамической стороне выражения идентичности, то есть на стилизации, дает теоретическое осмысление идентичности и возможности выражения множественных идентификаций одного индивида (его "результирующей" идентичности) и одновременной актуализации разных уникальных форм идентичности в различных актах социального взаимодействия. Применимость теоретической модели обсуждается на примере использования приемов стилизации в переделах одного текста для актуализации "голосов" различных социальных категорий, а также на примере лингвокультурных типажей, изучаемых в отечественной социолингвистике.
«Метафоры цифровой идентичности» в анализе Н.В. Чичериной и С.Ю. Стрелковой выдвигают в центр внимания цифровую среду и оставляемый индивидом «цифровой след» и систематизируют сложившиеся подходы к метафорическому осмыслению бытия человека в мире цифровых технологий. Сегодня мы часто используем определение «виртуальное пространство», которое может быть прочитано как некое противопоставление «реальному миру». При этом значим и выходит на первый план другой фокус — виртуальное, то есть цифровое пространство создает ту действительную среду, в которой можно наблюдать и анализировать различные ипостаси проявления себя, «самости» и представлений человека о себе как проекции многих коммуникативных и социальных ролей. Выявлены и описаны ключевые метафоры, дающие точки доступа в анализе идентичности в проекции сетевого взаимодействия. Метафоры анализируются как в структурном аспекте с точки зрения моделей их образования, так и в интеракциональном аспекте как динамический процесс восприятия и отражения цифрового времени и пространства.
В проекции интернет-пространства и взаимодействия в социальных сетях С.А. Жилюк анализирует лингвистические средства самопрезентации и самоидентификации немецких граждан, живших в Восточной Германии (Германской Демократической республике) до объединения Германии в единое государство, и выдвигает понятие «остальгия» как один из исследовательских аспектов в изучении проблем самоидентификации личности, см. статью «Самоидентификация бывших жителей ГДР в интернет-пространстве».
Проблема формирования региональной идентичности и роль средств массовой информации в конструировании идентичности человека в привязке к территориальным социокультурным категориям анализирует И.Л. Ильичева: «Семиотические ресурсы выражения идентичности в медийном кластере Брестского региона».
© V.E. Chernyavskaya, 2022. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
В статье Е.С. Клочковой и Т.Г. Евтушенко «Идентичность исследователя в Сети: дискурсивная репрезентация когнитивного агента в виртуальной научной дискуссии на английском языке» представлен результат анализа лингвистических способов конструирования и дискурсивной репрезентации идентичности коммуниканта в виртуальной научной дискуссии в социальных сетях. Значимый акцент, на который обращают внимание авторы, таков: виртуальная коммуникация во многом «размывает» личностные характеристики коммуникантов, их социальный пол, возраст, социальный статус, национальность, и, как следствие, виртуальный коммуникант воспринимается как когнитивный агент через призму его речевого поведения и выбор лингвистических ресурсов самопрезентации.
П.И. Кондратенко в статье «Лингвокультурные особенности оценивания в научно-экспертной коммуникации (на материале немецко- и русскоязычных лингвистических рецензий)» показывает, как идентичность исследователя-эксперта становится видимой через выражение им языковой оценки в научном дискурсе. Представлены лингвокультурные различия в выборе экспертами/ рецензентами научных публикаций мотивационных оснований для рационально-оценочных высказываний и предложены культурно-специфические модели оценивания в виде полевых структур с аксиологическими доминантами, типичными для немецко- и русскоязычного академических экспертных сообществ.
Визуальные средства выражения идентичности, используемые вместе с языковыми ресурсами для выражения смыслов, создают особый аспект в анализе. Он раскрывается в исследовании В.О. Андреевой «Просветительский плакат как средство выражения советской идентичности».
Исследования на языковом материале, с использованием лингвистических методов и подходов углубляют и дополняют современные социально ориентированные концепции идентичности, с одной стороны, и понимание роли языка в социуме, с другой.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Grad H., Martin Rojo l. Identities in discourse: an integrative view // Analysing identities in discourse. 2008. Pp. 3-30. DOI: 10.1075/dapsac.28
2. Jenkins R. Social Identity. L.; N.Y.: Routledge, 2004.
3. Benwell B., Stokoe E. Discourse and Identity. Edinburgh: Edinburgh univ. Press, 2006.
4. De Cillia R., Reisigl M., Wodak R. The discursive construction of national identities // Discourse & Society. 1999. Vol. 10, no. 2. Pp. 149-173. DOI: 10.1177/0957926599010002002
5. Сулейманова О.А., Водяницкая А.А. Academic Recycling как новая реальность: проблема определения цифровой идентичности современного исследователя, Общество. Коммуникация. Образование. 2022. Т. 13, № 1. С. 48-56. DOI: 10.18721/JHSS.13105
6. Горшкова Н.Э., Чернявская В.Е. Визуальная интертекстуальность как способ смыслопо-рождения // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 8 (4). С. 689-700. DOI: 10.24147/2413-61-82.2021.8(4).689-700
7. Benwell B. Is there anything "new" about these lads? The textual and visual construction of masculinity in men's magazines // Gender identity and discourse analysis / Ed. Litosseliti J., Sunderland L. Amsterdam: John Benjamins Publ. company. 2002. Pp. 149-174. DOI: 10.1075/dapsac.2.09ben
8. Молодыченко Е.Н. Идентичность и дискурс: от социальной теории к практике лингвистического анализа // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 122-133. DOI: 10.18721/JHSS.8312
9. Нефедов С.Т., Чернявская В.Е. Контекст в лингвистическом анализе: прагматическая и дис-курсивно-аналитическая перспектива // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 63. С. 83-97. DOI: 10.17223/19986645/63/5
10. Беляева Л.Н., Чернявская В.Е. Доказательная лингвистика: метод в когнитивной парадигме // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 3. C. 77-84. DOI: 10.20916/1812-3228-2016-3-7
-4-■
11. Чернявская В.Е. Дискурсивный анализ и корпусные методы: необходимое доказательное звено? Объяснительные возможности качественного и количественного подходов // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 2. С. 31-37. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-2-31-37
REFERENCES
[1] H. Grad, Rojo l. Martin, Identities in discourse: an integrative view // Analysing identities in discourse. 2008. Pp. 3-30. DOI: 10.1075/dapsac.28
[2] R. Jenkins, Social Identity. L.; N.Y.: Routledge, 2004.
[3] B. Benwell, E. Stokoe, Discourse and Identity. Edinburgh: Edinburgh univ. Press, 2006.
[4] R. De Cillia, M. Reisigl, R. Wodak, The discursive construction of national identities, Discourse & Society. 10 (2) (1999) 149-173. DOI: 10.1177/0957926599010002002
[5] O.A. Suleymanova, A.A. Vodyanitskaya, Academic Recycling as a new reality: defining digital identity of a modern researcher, Society. Communication. Education, 13 (1) (2022) 48-56. DOI: 10.18721/ JHSS.13105
[6] N.E. Gorshkova, V.E. Chernyavskaya, Visual Intertextuality as a Method for Meaning Generation, Communication Studies (Russia). 8 (4) (2021) 689-700. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(4).689-700
[7] B. Benwell, Is there anything "new" about these lads? The textual and visual construction of masculinity in men's magazines, Gender identity and discourse analysis, ed. Litosseliti J., Sunderland L. Amsterdam: John Benjamins Publ. company. 2002. Pp. 149-174. DOI: 10.1075/dapsac.2.09ben
[8] E.N. Molodychenko, Identity and discourse: from social theory to practice of discourse analysis, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 8 (3) (2017) 122-133. DOI: 10.18721/JHSS.8312
[9] S.T. Nefedov, V.E. Chernyavskaya, Context in linguistics: pragmatic and discourse analytical dimension, Tomsk State University Journal of Philology, 63 (2020) 83-97. DOI: 10.17223/19986645/63/5
[10] L.N. Belyayeva, V.E. Chernyavskaya, Evidence-based linguistics: methods in cognitive paradigm, Voprosy Kognitivnoy Lingvistiki, 3 (2016) 77-84. DOI: 10.20916/1812-3228-2016-3-7
[11] V.E. Chernyavskaya, Discourse analysis and corpus approaches: a missing evidence-based link? Towards qualitative and quantitative approaches, Voprosy Kognitivnoy Lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 2 (2018) 31-37. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-2-31-37
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT AUTHOR
Чернявская Валерия Евгеньевна Valeria E. Chernyavskaya
E-mail: tcherniavskaia@rambler.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6039-6305
Поступила: 09.06.2022; Одобрена: 10.06.2022; Принята: 25.06.2022. Submitted: 09.06.2022; Approved: 10.06.2022; Accepted: 25.06.2022.