Научная статья на тему 'Языковые модели стратегии самопрезентации в виртуальном пространстве (на материале анализа твитов Хилари Клинтон)'

Языковые модели стратегии самопрезентации в виртуальном пространстве (на материале анализа твитов Хилари Клинтон) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
498
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИМИДЖ / ТВИТТЕР / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / КОНСОЛИДАЦИЯ / КОНФРОНТАЦИЯ / КОНТЕСТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТАКТИКА / SELF-PRESENTATION / IMAGE / TWITTER / POPULARIZATION / CONSOLIDATION / CONFRONTATION / CONTESTATION / COMMUNICATIVE STRATEGY / COMMUNICATIVE TACTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сергеева Диана Сергеевна

Настоящая статья посвящена анализу стратегии самопрезентации в личном аккаунте Хилари Клинтон в социальной сети Twitter. Самопрезентация играет ведущую роль в предвыборном политическом дискурсе, поскольку правильно созданное впечатление о себе (имидж) позволяет политику заручиться поддержкой электората, что способствует его победе на выборах. Интернет, обслуживая разные слои населения, многочисленные социальные и возрастные группы, позволяет представителю власти заявить о себе, представить свой имидж и продвинуть его. В статье использовались методы сплошной выборки, количественного анализа, интерпретационный и описательный методы, которые позволили нам выделить тактики в рамках исследуемой стратегии. Так, коммуникативная стратегия самопрезентации проявляется в тактике популяризации, тактике консолидации, тактике конфронтации и тактике контестации. Каждая из описанных тактик имеет свои особенности языкового оформления, которые проявляются в наличии языковых моделей. Согласно проведенному исследованию, стратегия самопрезентации в твитах Х. Клинтон способствует созданию имиджа общественного деятеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сергеева Диана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Presentation Strategy on Virtual Space (as exemplified on Hillary Clinton’s Twitter Account)

This article is devoted to the analysis of the self-presentation strategy on the Twitter personal account of Hilary Clinton. The self-presentation plays a leading role in a pre-election political discourse as a correctly made impression about oneself (image) allows the politician to get support of electorate, that promotes his victory. The Internet, serving different segments of the population, numerous social and age groups, allows the public agent to declare himself, show his own image and advance it. The methods of continuous selection, the quantitative analysis, interpretative and descriptive methods, which allowed us to allocate tactics within the researched strategy, were used in the present article. So, the communicative strategy of the self-presentation is manifested in popularization tactics, consolidation tactics, confrontation tactics and contestation tactics. Each of the described tactics has the features of language arrangement, which can be observed in different language models. According to the conducted research, the self-presentation strategy used by H. Clinton in Twitter helps to create the image of a civic leader.

Текст научной работы на тему «Языковые модели стратегии самопрезентации в виртуальном пространстве (на материале анализа твитов Хилари Клинтон)»

УДК 81'42

Д. С. Сергеева

Языковые модели стратегии самопрезентации в виртуальном пространстве (на материале анализа твитов Хилари Клинтон)

Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ, №16-34-0 0014а1 «Коммуникативное взаимодействие в современном медийном пространстве как способ конструирования имиджа»

Настоящая статья посвящена анализу стратегии самопрезентации в личном аккаунте Хилари Клинтон в социальной сети Twitter. Самопрезентация играет ведущую роль в предвыборном политическом дискурсе, поскольку правильно созданное впечатление о себе (имидж) позволяет политику заручиться поддержкой электората, что способствует его победе на выборах. Интернет, обслуживая разные слои населения, многочисленные социальные и возрастные группы, позволяет представителю власти заявить о себе, представить свой имидж и продвинуть его.

В статье использовались методы сплошной выборки, количественного анализа, интерпретационный и описательный методы, которые позволили нам выделить тактики в рамках исследуемой стратегии. Так, коммуникативная стратегия самопрезентации проявляется в тактике популяризации, тактике консолидации, тактике конфронтации и тактике контестации. Каждая из описанных тактик имеет свои особенности языкового оформления, которые проявляются в наличии языковых моделей.

Согласно проведенному исследованию, стратегия самопрезентации в твитах Х. Клинтон способствует созданию имиджа общественного деятеля.

Ключевые слова: самопрезентация, имидж, Твиттер, популяризация, консолидация, конфронтация, контестация, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика.

D. S. Sergeeva

Self-Presentation Strategy on Virtual Space (as exemplified on Hillary Clinton's Twitter Account)

This article is devoted to the analysis of the self-presentation strategy on the Twitter personal account of Hilary Clinton. The self-presentation plays a leading role in a pre-election political discourse as a correctly made impression about oneself (image) allows the politician to get support of electorate, that promotes his victory. The Internet, serving different segments of the population, numerous social and age groups, allows the public agent to declare himself, show his own image and advance it.

The methods of continuous selection, the quantitative analysis, interpretative and descriptive methods, which allowed us to allocate tactics within the researched strategy, were used in the present article. So, the communicative strategy of the self-presentation is manifested in popularization tactics, consolidation tactics, confrontation tactics and contestation tactics. Each of the described tactics has the features of language arrangement, which can be observed in different language models.

According to the conducted research, the self-presentation strategy used by H. Clinton in Twitter helps to create the image of a civic leader.

Keywords: self-presentation, image, Twitter, popularization, consolidation, confrontation, contestation, communicative strategy, communicative tactics.

В настоящее время социальные Интернет-платформы, такие как Facebook, Instagram, Twitter, стали неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека [8], поскольку они способствуют не только обмену информацией, являются способом коммуникации между пользователями, но и представляют собой основное средство самопре-

зентации [6, с. 377-386]. В широком смысле под самопрезентацией понимается управление впечатлением о себе у других людей посредством различных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего имиджа [2, с. 745]. Поэтому к представлению себя в выгодном свете в виртуальном пространстве все чаще прибегают звез-

© Сергеева Д. С., 2017

ды шоу-бизнеса, выдающиеся люди, общественные деятели и политики. Культивирование и поддержание позитивного имиджа имеет первостепенное значение для политической карьеры.

Целью настоящей статьи является анализ языковых моделей стратегии самопрезентации, используемой для формирования политического имиджа в социальной сети Twitter.

Материалом для исследования послужил личный аккаунт представителя Демократической партии - Хилари Клинтон в социальной сети Twitter (https://twitter.com/hillaryclinton), откуда методом сплошной выборки нами было отобрано около 500 твитов, опубликованных в период предвыборной гонки на пост Президента США в 2016 г.

Формирование собственного имиджа основывается на интерпретации «игры» и включает в себя сочетание вербальных и невербальных стратегий общения [4, с. 215]. В зависимости от круга общения, ситуации и целей общения индивид выбирает для себя определенную модель поведения и следует ей. Данная теория об управлении имиджем была заимствована политологией, что отразилось в ряде исследований политического имиджа при помощи внешнего вида [9, с. 108-127], эмоционального состояния [10, с. 345-368], окружающей среды [7, с. 265-278] и речи политиков [3, с. 41-59]. Однако эпоха глобализации и виртуализации социальных процессов способствует созданию политических сайтов, которые предоставляют полную информацию о политике и его партии, а также появлению политиков в социальных сетях, где возможно формирование необходимого положительного имиджа. В связи с этим появились исследования в области изучения имиджа посредством особенностей Интернет-платформы [5, с. 183-192], интерфейсов [1, с. 3-12] или пользовательских восприятий [11, с. 187-194].

Одним из самых распространенных Интернет сервисов, способствующих созданию положительного имиджа политика, является социальная сеть Twitter, поскольку его активная аудитория составляет около 313 миллионов пользователей [12]. Twitter - это сервис микроблоггинга, который предназначен для публикации и обмена короткими сообщениями объемом в 140 символов. Совмещая в себе несколько преимуществ - скорость распространения сообщения, отсутствие различного рода границ (пространственных, временных), информирование массовой аудитории, налаживание контакта с ней, социальная сеть Twitter способствует успешной самопрезентации политика. В отличие от самопрезентации, осуществляемой в

ходе живого общения, самопрезентация в виртуальном пространстве становится более сложной, поскольку обычных социальных навыков может быть недостаточно [6, с. 377-386], поэтому следует придерживаться коммуникативных тактик реализации данной стратегии.

В ходе анализа материала нами было выявлено, что стратегия самопрезентации в твитах Х. Клинтон осуществляется при помощи четырех тактик: тактика популяризации, тактика консолидации, тактика конфронтации и тактика контестации. Тактика популяризации направлена на распространение положительной информации о себе, освещение своих сильных сторон, заслуг и достижений. Для завоевания симпатии электората политик должен быть узнаваем и выгодно отличаться от своих оппонентов. Данная тактика реализуется при помощи следующих языковых моделей:

— личного местоимения «I» в связке с модальным глаголом «will», выражающим обещание:

№ 1. I will do everything I can to get incomes rising again for hardworking people... you deserve to be part of a growing, thriving middle class.

№ 2. I love our country, and I believe in our people, and I will never, ever quit on you. No matter what.

— личного местоимения «I» в связке с глаголами, демонстрирующими твердое намерение (to intend, to want, to wish, to think, to be going to):

№ 3. I want every public college and university to be tuition-free for every family making less than $125,000 a year.

№ 4. I'm reaching out to Republicans and Independents as well as Democrats because I want to be president for all Americans.

— личного местоимения «I» в связке с предельными глаголами (done, won, built, made, created, gained, improved), указывающими на совершенность действия, то есть на достижение политиком определенных результатов:

№ 5. As secretary of state, I restored our reputation around the world and made us safer.

№ 6. ✓ Stood up for 9/11 first responders ✓Protected families' health ✓ Fought for kids' education.

— личного местоимения «I» в связке с прилагательными (perfect, ultimate, the best prepared, ideal, excellent), характеризующими политика с точки зрения идеального кандидата:

№ 7. Whoever goes up against Donald Trump better be ready. I am the best prepared candidate to do that.

№ 8. Nobody has ever been more prepared to be @POTUS than me.

Языковые модели стратегии самопрезентации в виртуальном пространстве (на материале анализа твитов Хилари Клинтон)

Тактика консолидации заключается в стремлении политика сплотиться с электоратом. Здесь личное «I» заменяется коллективным «We». Политик демонстрирует свою символическую принадлежность к определенной социальной, статусной или политической группе. Если лидер воспринимается избирателями как «свой» и озвучивает проблемы, которые близки его потенциальной аудитории, он может рассчитывать на определенную поддержку электората. Реализация данной тактики возможна благодаря следующим языковым моделям:

— личное местоимение «we» в связке с глаголами, выражающими мольбу (to want, to need, to ask, to pray) или запрет (cannot allow, cannot let, ban), используемые с целью побуждения электората к конкретным действиям:

№ 9. A man who seeks to sow division in America for his own gain... we simply cannot let that happen as Americans-period.

№ 10. The flooding in Louisiana is worse than anyone expected, and they need our support. Here's how you can help.

— личное местоимение «we» в связке с глаголами, выражающими согласие с электоратом (to be right, to agree, to admit, to accept). Цель данной конструкции - создать общность взглядов политика и массовой аудитории.

№ 11. We can't accept this as «normal». It's time to help stop gun violence.

№ 12. At the #DemDebate, we agree we need universal health care.

Тактика конфронтации помогает политику разграничить свой имидж от имиджа своего оппонента. Как правило, создается модель «свой-чужой», где соперник расценивается как «чужой», в то время как сам политик предстает в выгодном свете. Даная тактика осуществляется при помощи антитезы (to create - to ruin, to increase - to decrease, to improve - to worsen):

№ 13. While Republicans attack the Clinton Foundation, the Clinton Foundation is attacking HIV/AIDs and Malaria.

№ 14. My campaign isn't about building walls. It's about breaking down all the barriers holding people back.

Тактика контестации направлена на оправдание себя в глазах избирателей. Наличие данной стратегии обусловлено тем, что в условиях борьбы за власть политики нередко прибегают к опорочиванию своих оппонентов. В связи с чем, политику приходится «защищать» свой имидж. Реализация данной тактики возможна за счет исполь-

зования глаголов с отрицательной частицей «not», указывающих на непричастность политика к каким-либо событиям:

№ 15. I have been called a lot of things over the years. «Quitter» isn't one of them.

Таким образом, мы рассмотрели реализацию стратегии самопрезентации в личном аккаунте Хилари Клинтон в социальной сети Twitter. Выявленные нами тактика популяризации, тактика консолидации, тактика конфронтации и тактика контестации характеризуются конкретным набором языковых моделей, общим для которых является стремление политика предстать перед электоратом в наилучшем свете: собственная положительная характеристика, обещания, намерение сотрудничать с избирателями, возвышение себя на фоне «чужого» оппонента. Следует отметить, что наиболее употребительной тактикой в твитах Х. Клинтон стала тактика консолидации, которая способствует созданию имиджа женщины-политика как общественного деятеля, который знает о проблемах/ желаниях своего народа и готов их решать/ реализовывать.

Библиографический список

1. Birnholtz, J., Fitzpatrick, C., Handel, M., Brubaker J. R. Identity, identification and identifi-ability: the language of self-presentation on a location-based mobile dating app. [Текст] // In Proceedings of the Proceedings of the 16th International Conference on Human-Computer Interaction with Mobile Devices & Services, 2014. - pp. 3-12.

2. Collins Dictionary and Thesaurus. 21st Century Edition [Текст]. - Glasgow, 2006. - 915 p.

3. Dolan, J., Kropf, J. «Credit Claiming from the U. S. House: Gendered Communication Styles?» [Текст]. - The International Journal of Press/Politics. - 2004. - № 9(1). - pp. 41-59.

4. Goffman, E. The presentation of self in everyday life [Текст] / E. Goffman. - Garden City : Dou-bleday Anchor Books, 1959. - pp. 215.

5. Guha, Sh., Birnholtz, J. Can you see me now? Location, visibility and the management of impressions on Foursquare [Текст] // In Proceedings of the 15th International Conference on Human-Computer Interaction with Mobile Devices and Services, 2013. - pp. 183-192.

6. Hogan, B. The presentation of self in the age of social media [Текст] : Distinguishing performances and exhibitions online. 2010. - Bulletin of Science, Technology & Society. - № 6. - pp. 377-386.

7. Kaid, L. L., Postelnicu, M. «Political Advertising in the 2004 Election: Comparison of Traditional

Television and Internet Messages» [Текст]. -2005. - Amerkan Behavioral Stientist. - № 49(2). -pp.265-278.

8. Perrin, A. Sotial Media Usage: 2005-2015 [Текст]. - Pew Research Center, Washington, DC, 2015.

9. Rosenberg, Sh. W., Bohan, L., M^aSei-ty, P., Harris, K. «The Image and the Vote: The Effed; of Candidate Presentation on Voter Preference» [Текст]. - 2001. - Amerkan Journal of Polit^l Sti-e^e. - № 30(1). - pp. 108-127.

10. Sullivan, D. G., Masters, R. D. «Happy Warriors: Leaders' Faoial Displays, Viewers' Emotions, and

Polit^l Support» [Текст]. - 1988. - American Journal of Politieal Stie^e. - № 32(2). - pp. 345-368.

11. Wohn, D. Y., Spottswood, E. L. Reactions to other-generated face threats on Facebook and their relational eonsequenees. Computers in Human Behavior [Текст]. - 2016. - pp. 187-194.

12. Официальный сайт Твиттер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpsV/twitterxom

Дата поступления статьи в редакцию: 02.05.2017 Дата принятия статьи к печати: 23.06.2017

Языковые модели стратегии самопрезентации в виртуальном пространстве (на материале анализа твитов Хилари Клинтон)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.