Н.А. ЯНКОВА кандидат филологических наук, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных
дисциплин
Международного юридического института*
Языковой сепаратизм: сущность, условия возникновения и пути преодоления
Любое многонациональное государство, тем более находящееся в стадии становления, неизбежно сталкивается с проблемой регулирования языкового вопроса как важнейшего условия достижения национального единства. Способы его решения зависят от многих факторов — исторических, социально-политических, культурных — и скреплены определенными идеологическими установками. Самым опасным в этой ситуации оказывается отказ от исторического прошлого и провозглашение через законодательство, систему образования, СМИ такой идеологической установки, которая не принимает социокультурных условий бытия народов, входящих в состав этого государства, устанавливает единый государственный язык без учета языковой самоидентификации граждан. Подобное решение языкового вопроса провоцирует такое крайнее явление, как языковой сепаратизм.
На сегодняшний день словосочетание «языковой сепаратизм», ставшее чрезвычайно популярным в политическом дискурсе и включающее в себя значительную идеологическую составляющую, в общем-то не имеет строгой дефиниции, поэтому феномен языкового сепаратизма требует всестороннего социально-философского и политологического исследования. Более того, содержательное наполнение данного понятия получает существенное практическое значение, предопределяет более детальное объяснение социокультурных и политических процессов в глобализирующемся мире.
Цель статьи - через теоретическое осмысление понятия «языковой сепаратизм» показать условия возникновения этой сложной социальной проблемы и наметить пути её решения.
Мы предлагаем понимать под языковым сепаратизмом такую разновидность этнического сепаратизма, при которой язык определенной этнической общности, входящей в состав многонационального государства, выступает решающим фактором, реализующим её интересы на экономическую, политическую, духовную автономию. При этом нужно иметь в виду, что нет проблемы языкового сепаратизма в чистом виде, всегда в качестве его движущего механизма выступают социально-экономические или политические причины.
* Янкова Наталия Алексеевна, e-mail: [email protected]
В настоящее время в 184 государствах мира насчитывается более 600 языковых групп, поэтому с проблемой языкового сепаратизма сталкиваются большинство многонациональные государства1. У её истоков стоит языковая политика государства, которое, опираясь на принцип эффективности, распространяет язык доминирующего в демографическом, а чаще социальном отношении этноса на чужую языковую общность обычно путем объявления его государственным. Такую языковую политику будем называть политикой монолингвизма. Граждане, чей язык наделяется особым статусом (становится государственным, официальным), оказываются в более привилегированном положении по сравнению с другими этническими общностями. При продвижении многонациональным государством политики монолингвизма в обществе формируются этнические меньшинства, которые такую политику воспринимают как несправедливую, а по мере роста их этнического, отстаивающего право на самоопределение и самосохранение, складываются все условия для зарождения этнических конфликтов. Следовательно, языковой сепаратизм может быть спровоцирован двумя факторами: языковой политикой государства, основанной на принципе монолингвизма, с одной стороны, и ростом этнического самосознания определенных общностей внутри многонационального государства — с другой.
Продвигаемая государством языковая политика монолингвизма строится по модели: одно государство - один язык. Данная политика, как правило, принимается государством в целях укрепления государственного суверенитета. Используя все культурно значимые средства, прежде всего религию, язык, национальные мифы, и навязывая модель языкового монолингвизма, такое государство тем самым стремится достичь национального единства. Происходит самое болезненное для народностей, входящих в состав этого государства, вытеснение их родного языка из официального общения и замещение его языком доминантной народности. Это неизбежно со стороны государства приводит к подавлению национальных особенностей этнических общностей, в том числе за счет языковой унификации на основе языка, принятого в качестве государственного. В связи с этим среди граждан такого государства формируется не только этническое, но и языковое меньшинство, социальные возможности которого постепенно ограничиваются. Такие граждане теряют возможность в полном объёме участвовать в общественно-политической жизни, развивать свою культуру, получать образование и информацию на родном языке и т. п., что в целом порождает в обществе национализм, шовинизм и ксенофобию.
1
См.: Илишев И.Г. Языковые права народов в европейском измерении: опыт государств-членов ОБСЕ. Уфа, 2002.
Так происходит в государствах, выделившихся после распада Советского Союза. Они начали утверждать свою независимость с принятия закона о языке, а в силу идеологических предубеждений стали вытеснять русский язык из социокультурного обращения. Можно даже говорить, что их языковую политику определял постсоветский синдром отторжения русского языка, что обусловливало и его низкий социальный престиж здесь. В бывших советских республиках в настоящее время наблюдается такая функциональная дистрибуция языков, при которой русский язык в основном ограничивается сферой бытового общения, а установленный государственный язык покрывает все остальные коммуникативные сферы. Русский язык провозглашен в качестве государственного(кроме России) лишь в Белоруссии (вместе с белорусским). Несмотря на то, что в постсоветских республиках русскоязычное население имеет большой численный состав, русский язык имеет статус либо языка межнационального общения (например, Казахстан, Молдова и др.), либо иностранного языка (например, республики Прибалтики), что неизбежно порождает сепаратистские настроения (конфликт в Приднестровье, в Южной Осетии).
Очень непростая языковая ситуация складывается сегодня на Украине. Признание русского языка здесь даже в качестве регионального в тех областях, где в основном проживает русскоязычное население, расценивается властью этого государства как отступление от украинских национальных интересов и возврат к историческому прошлому с подчинением России, поэтому категорически отвергается, что становится одной из причин развернувшейся здесь гражданской войны. С другой стороны, здесь, по сути, назревает проблема ирредентизма, когда русскоязычные регионы все активнее выступают за воссоединение с Россией.
В связи с проблемой языкового сепаратизма, обострившейся на постсоветском пространстве, необходимо указать и на следующее: чрезмерная политизация проблемы языка отодвигает на второй план центральную проблему социокультурного бытия этих обществ -проблему выработки языка самоописания культуры, создания собственного концептуального языка на национальной основе (философского языка, языка медицины, технического языка и т. п.). Понятно, что установить государственный язык можно законодательно, а для формирования языка самоописания культуры нужна определенная традиция и время. Русский язык как функционально развитый на протяжении всей советской истории не только удовлетворял потребности людей во взаимопонимании в многонациональном государстве и тем самым занимал все социально значимые позиции, но и создавал важнейшие культурные тексты (научные, философские, художественные), формировал системы понятий различных областей знания. В условиях осознанной политики отторжения русского языка и отсутствия средств и времени на выработку своего концептуального языка страны бывшего
СССР все чаще вынуждены обращаться к английскому языку. Вслед за складывающейся языковой ситуацией в Европе в постсоветском пространстве также обнаруживается гегемония английского языка.
Таким образом, на примере бывших советских республик можно говорить о том, что истоки языкового сепаратизма определяются языковой политикой монолингвизма, проводимой государством, и тем положением языков национальных меньшинств, в данном случае русского языка, при котором часть населения этих государств (иногда это значительная часть) подвергается насильственной культурно-языковой ассимиляции, а в целях национального самосохранения все активнее выражает сецессионистские настроения. Следовательно, другое основание языкового сепаратизма - резкий рост самосознания определенного этноса внутри многонационального государства, отстаивающего право на самоопределение, самосохранение. Языковой сепаратизм, возникающий в этих условиях, не всегда связан с языковой политикой монолингвизма.
В различных социально-философских исследованиях отмечается, что в современном мире обнаруживается общая тенденция девальвации национальных государств и реактивация этнического потенциала, проявляющаяся в возрождении этнического самосознания, что со времен окончания холодной войны довольно часто выступает причиной широкомасштабных вооруженных конфликтов2. Политические партии и движения, опирающиеся на идеологию этноцентризма, выступают за автономию определенного региона. Как показывает В.А. Авксентьев в своей работе по этнической конфликтологии, языковой сепаратизм проявляется уже на первом этапе этнических конфликтов, когда возникают группы сторонников национально-этнического возрождения, настаивающих на реставрации этнических традиций и актуализации
о
определенного этнического диалекта3. Главная причина, которая обусловливает формирование идеологии этноцентризма - стремление этнических общностей сохранить собственную культурную самобытность и оградить себя от стандартизации и унификации, столь характерных для глобализирующегося мира, а язык выступает как фактор сохранения национальной идентичности. Поэтому суть сепаратистских лозунгов, связанных с идеологией этноцентризма, в основном сводится к отстаиванию максимальной национально-культурной, экономической и политической автономии в рамках существующих ныне государственных границ4.
Так, например, в современной Западной Европе на протяжении долгого времени сохраняется несколько очагов языкового сепаратизма,
2
См.: Костина А.В. Национальная культура - этническая культура - массовая культура. «Баланс интересов» в современном обществе. М., 2009, с. 48.
3 См.: Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. Ставрополь, 1996, ч.1, с. 119.
4 См.: Егорова М.А. Новые голоса в диалоге цивилизаций: проблема этнокультурного многообразия // Россия в современном диалоге цивилизаций. М., 2008, с. 282.
возникших из-за роста национального самосознания определенных этнических меньшинств: в Испании (проблема басков), в Великобритании (ольстерская проблема), во Франции (проблема Корсики), на севере Италии и др. Политические и экономические условия во всех этих странах спровоцировали сепаратистские процессы, а воплощенный в недавнем прошлом способ решения проблемы Косово лишь укрепил сепаратистские настроения в этих регионах.
В европейских странах, где можно усматривать проявление тенденций языкового сепаратизма, язык, с одной стороны, используется как одно из оснований получить автономию в случае, если регион развит экономически, с другой стороны, как важнейшее средство политического воздействия для сохранения государственной целостности. В этих условиях со стороны государства фиксируются определенные культурные притеснения в сфере образования, в делопроизводстве, которые в конечном итоге приводят к тому, что усиливаются националистические настроения, обнаруживается всплеск ксенофобии.
В связи с проблемой языкового сепаратизма следует отметить, что очаги национально-языковой напряженности есть и в России, поскольку функционирование русского языка в качестве общенационального в России осуществляется в условиях чрезвычайно большого языкового разнообразия. Языки, функционирующие на территории России, не являются в массе своей близкородственными. Это языки разных групп и семей - индоевропейские, кавказские, тюркские, монгольские, финно-угорские, тунгусо-маньчжурские, палеоазиатские, самодийские. Исторически российская нация, гетерогенная в своих этнических основаниях, стремилась к единству через формирование единого информационно-символического пространства, а стержневая интегрирующая роль русского народа в формировании многонационального российского общества определила особую роль русского языка в нем. Не случайно поэтому русский язык Конституцией РФ определен как государственный язык.
В настоящий момент в рамках принципа федерализма национальным регионам предоставлена не только экономическая и отчасти политическая, но и национально-культурная автономия, подразумевающая укоренение и развитие своих национальных языков. В ст. 68 Конституции РФ республикам предоставляется право устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в государственных учреждениях наряду с русским языком. Кроме того, вслед за сложившейся культурно-исторической традицией для других языков народов России в Конституции РФ устанавливается статус родного языка, что также поддерживается административной сферой, СМИ и системой образования. Как показывают исследования последних лет, в этой ситуации обнаруживается недостаточная правовая урегулированность вопросов функционирования русского языка как государственного языка РФ и государственных языков республик РФ,
что приводит к сокращению объема использования русского языка в различных сферах общественной жизни, особенно в сфере образования и государственного управления5. В связи с этим является целесообразным и своевременным создание при Президенте РФ Совета по русскому языку, перед которым поставлена задача защиты и поддержки русского языка именно внутри нашей страны. Ведь русский язык в такой многонациональной стране, как Россия, неоднородной в культурно-языковом отношении, по-прежнему остаётся мощнейшим объединяющим фактором, а продуманная языковая политика государства позволяет не доводить ситуацию до разрушительных последствий. Знание русского языка является важнейшим социальным лифтом, обеспечивающим гражданину независимо от его этнической принадлежности социальную адаптированность, возможность получения высшего образования, а значит и профессиональную конкурентоспособность, приобщает к ценностным основаниям социального бытия российского общества. Русский язык является стержневым в российской цивилизации, сыграл роль в становлении самобытной российской государственности и культуры, является её концептуальным языком, языком сомоописания культуры. Тысячелетняя история России творилась в канве русского языка. Все смыслоопределяющие понятия русской культуры имеют русскоязычное обрамление. Достаточно привести в качестве примера понятия «государство», «страна», «народ» и т. п.
Русский язык, играя ключевую роль в формировании национального самосознания, не только скрепляет все народности, проживающие на территории России, дает импульс для их самосохранения, но и выполняет важнейшую социокультурную функцию - функцию самоописания и самовыражения русской культуры. Поэтому с полным основанием можно говорить о том, что русский язык в России это не просто государственный язык, это общенациональный язык, социальная значимость которого определяется такими его специфическими свойствами, как способность выделять нацию и объединять её, способность обеспечивать преемственность поколений, формировать пространственные границы нации. Ориентируясь на опыт России, можно утверждать, что важнейшее направление языковой политики государства - формирование языка нации, общенационального языка, способствующего предотвращению различных сепаратистских тенденций в многонациональном обществе.
Итак, в современном мире в ситуации обострения языкового сепаратизма, вызванного рассмотренными выше причинами, правительства различных стран оказываются перед сложной дилеммой: уступить сепаратистам или прибегнуть к языковой политике
5
См.: Ляшенко Н.В. Русский язык как государственный язык Российской федерации: конституционно-правовой анализ. Автореф. канд. юр. наук. М., 2004, с. 3.
монолингвизма. На наш взгляд, единственный способ преодолеть нарастающие сепаратистские тенденции видится в следующем: в проведении государством языковой политики необходимо соблюдать баланс между сохранением единства общества и укреплением самобытности этнических меньшинств, представляющих это общество. Опыт многонациональных государств, сумевших преодолеть сепаратистские тенденции, показывает, что предоставление гарантий сохранения языка этническим общностям является залогом общенационального единства.
Кроме того, языковая политика государства должна определяться цивилизационно-детерминированным укладом общества. Чтобы избежать языковых конфликтов, которые неминуемо приводят к развалу страны, необходимо учитывать исторические, социально-политические, культурные аспекты существования нации, устанавливая государственный язык, заботиться о том, чтобы он воспринимался гражданами как общенациональный язык, который выполнял, кроме прочих, важнейшую функцию общенационального значения - культурообеспечивающую функцию, стал языком самоописания конкретной культуры. На наш взгляд, это функция проявляется в том, что общенациональный язык, с одной стороны, должен обеспечивать самоидентификацию нации и принадлежащего к ней индивидуума на основе конструирования общего смыслового пространства, ас другой, - не должен подавлять другие национальные языки. Через СМИ и систему образования необходимо формировать уважительное отношение к общенациональному языку, показывать его интегрирующую роль для общества. Государство должно создавать все условия для укрепления общенационального языка: готовить квалифицированных учителей, создавать эффективные обучающие программы и т. п.
Вместе с тем общенациональный язык должен стать той питательной средой, в границах которой развивается другая национальная этническая традиция. Такой положительный опыт есть в некоторых многонациональных странах. Например, в Финляндии официальные документы данного государства, которые затрагивают интересы саамского населения, публикуются на его языке; в Великобритании кроме общенационального английского языка развивается шотландский и ирландский языки; в России многие малочисленные народности преодолели этническую замкнутость и стали интенсивно развивать свои культурные традиции благодаря обретению их языками письменности, которая была составлена в основном из знаков кириллической системы.
Во избежание ситуации языкового сепаратизма необходимо выстроить индивидуальную языковую политику в каждом регионе, а для этого в регионах, где доминирует этническое меньшинство, следует формировать двуязычие. При обеспечении знания общенационального языка государство через сферу образования и СМИ должно поддерживать знание родного языка этнических меньшинств. Распространение двуязычия является нормой для большинства
многонациональных государств. Так, в России двуязычие распространено, например, в ряде таких республик, как Башкортостан, Татарстан, Чувашия, республики Северного Кавказа и др. Признавая ценность всех культур, государство должно следовать также принципу протекционизма по отношению к языку и культуре малочисленных народностей для сохранения и развития их национально-культурной самобытности. Иными словами, языки всех этнических групп, представленных на территории многонационального государства, должны законодательно получить какой-либо официальный статус.
Предпосылкой для развития сепаратистских тенденций становится неорганическое встраивание в государственную систему регионов, исторически, социокультурно далеких друг от друга и подавление в них национально-языковой специфики путем продвижения государством языковой политики монолингвизма. Кроме того, языковой сепаратизм может стать следствием нерешенного национального вопроса в определенном регионе многонационального государства, а в связи с усилением в мире тенденции этноцентризма язык определенной этнической общности выступает в качестве одного из ведущих оснований обретения данной общностью национально-культурной и политической автономии. Предотвращению языкового сепаратизма способствует продуманная языковая политика государства, учитывающая циви-лизационно-детерминированный уклад определенного общества, формирующая положительный образ общенационального языка в сознании всех представителей данного общества, а также следование принципу протекционизма по отношению к языку и культуре этнических меньшинств.
Янкова Н.А. Языковой сепаратизм: сущность, условия возникновения и пути преодоления. В данной статье поднимается проблема языкового сепаратизма, столь актуальная в современном мире в связи с процессами социокультурной и языковой, в том числе, экспансии, выявляются условия возникновения этой сложной социальной проблемы и намечаются пути её решения.
Ключевые слова: языковой сепаратизм, языковая политика, государственный язык, общенациональный язык.
Yankova N.A. Linguistic separatism: the nature, conditions of occurrence and Cures. This article raises the problem of linguistic separatism, so relevant in today's world due to the processes of socio-cultural, and language including expansion, identifies the conditions of this complex social problem and identifies ways to solve it.
Key words: linguistic separatism, language policy, national language, national language.