Научная статья на тему 'Языковой образ человека-зооморфа как фрагмент ЯКМ'

Языковой образ человека-зооморфа как фрагмент ЯКМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
270
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ЯКМ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ / ЗООМОРФИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арнаутова Алина Федоровна

В статье уточняется содержание определения образа человека-зооморфа путем раскрытия его когнитивных, семантических и лингвокультурологических параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковой образ человека-зооморфа как фрагмент ЯКМ»



SCIENCE TIME

ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА-ЗООМОРФА КАК ФРАГМЕНТ ЯКМ

Арнаутова Алина Федоровна, Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

E-mail: arnautovaalina@rambler. ru

Аннотация. В статье уточняется содержание определения образа человека -зооморфа путем раскрытия его когнитивных, семантических и лингвокультурологиче ских параметров.

Ключевые слова: образ, ЯКМ, тематические группы слов, зооморфизм.

История изучения образа человека заложена в трудах В. фон Гумбольдта,

A.А. Потебни и А.А. Афанасьева. Образ человека рассматривается с позиции «внешнего» и «внутреннего» смыслового наполнения различными научными направлениями. Когнитивная лингвистика занимается отображением в языке способов познания человеком действительности (А.Н. Баранов, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова). Лингвокультурология изучает человека-создателя культуры (Н.Д. Арутюнова, В.В. Воробьев, В.А. Маслова). Лингвострановедение (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров) изучает реалии национальной культуры, отображенные в языке. Социолингвистика занимается особенностями изучения языков разных возрастных и социальных групп (Л.П. Крысин, Н.Б. Мечковская,

B.П. Коровушкин). Лингвоантропология, объектом которой является человек как субъект/объект в языке, интегрирует все эти дисциплины.

Материалы и методы. Материалом исследования выступают лингвокультурологические параметры семантического компонента «фурри» в антропоцентрической картине мира. Методами исследования выступают метод семантической реконструкции образа человека-зооморфа в языковой картине мира и метод дискурс-анализа для выявления категориальных черт образа.

Категориальный статус языкового образа человека

Как междисциплинарное понятие «образ» трактуется в философии, эстетике, рекламе, литературоведении, лингвокультурологии, психолингвистике, дискурсологии и логике. В «Психолингвистическом словаре» мы находим

Введение

следующее определение: «Образ - это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий» [5, с.211].

В «Словаре литературоведческих терминов» категория «образ» интерпретируется как «одно из самых важных и сложных понятий. Художественный образ возникает в результате пересоздания явлений жизни в явления искусства» [7, с. 117]. Философия изучает образ, как «результат и идеальную форму отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Образ - это субъективное явление, возникающее в результате предметно-практической деятельности, а также её специальных форм, таких, как восприятие, память, мышление. В образе представлены основные свойства предметного мира: пространство, время, движение, форма, цвет и т.д. во взаимоотношениях между ними. В образе осознается в первую очередь то предметное содержание воспринимаемого или мыслимого объекта, которое соответствует смыслу возникшей перед субъектом задачи. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные семиотические модели, произведения искусства» [8, с.173]. В религиозной философии образ есть отражение Бога в человеке.

В «Кратком словаре по эстетике» это понятие получает следующее определение « Образ художественный - один из важнейших терминов эстетики и искусствознания, который служит для обозначения связи между действительностью и искусством и наиболее концентрированно выражает специфику искусства в целом. Художественный образ обычно определяют как форму или средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретно-чувственной форме» [2, с.106].

В англоязычной линвокультуре образ (image) получает следующие дефиниции: «Image - 1. A picture formed in the mind: She had a clear image of how she would look in twenty years. 2. A picture formed of an object in front of the mirror. 3. The general opinion about a person, organization e.t.c., especially one that has been intentionally intend in people's minds: The government will have to improve its image if it wants to win the next election. 4. A copy: He is the image of his father. 5. A phrase giving an idea of something in a poetical form, especially a metaphor or simile. 6. Old use likeness, form: According to the Bible, man was made in the image of God [10, p.696]. В словаре «Webster's Merriam's Dictionary» дается следующее определение этому лингвокультурному феномену: «Image. 1. A reproduction or imitation of the form of a person or thing;) : a likeness of an object produced on a photographic material (2) : a picture produced on an electronic display (as a television or computer screen). 3a : exact likeness : semblance <God created man in his own image — Genesis 1:27 (Revised Standard Version)> b : a person strikingly like

another person <she is the image of her mother> 4a : a tangible or visible representation : incarnation <the image of filial devotion>£ archaic : an illusory form : apparition 5a (1) : a mental picture or impression of something <had a negative body image of herself> (2) : a mental conception held in common by members of a group and symbolic of a basic attitude and orientation <a disorderly courtroom can seriously tarnish a community's image of justice — Herbert Brownell>6 : idea, concept 6: a vivid or graphic representation or description 7: figure of speech8: a popular conception (as of a person, institution, or nation) projected especially through the mass media <promoting a corporate image of brotherly love and concern — R. C. Buck> ».

Словарь Oxford English Dictionary детализирует это понятие следующим образом: «Image. Noun 1. A physical likeness or representation of a person, animal, or thing, photographed, painted, sculptured, or otherwise made visible. 2. An optical counterpart or appearance of an object, as is produced by reflection from a mirror, refraction by a lens, or the passage of luminous rays through a small aperture and their reception on a surface. 3. A mental representation; idea; conception. 4. Psychology. a mental representation of something previously perceived, in the absence of the original stimulus. 5. Form; appearance; semblance: We are all created in God's image.6.counterpart; copy: That child is the image of his mother.7. A symbol; emblem» [12, р.246].

На основе вышеперечисленных определений можно прийти к выводу, что понятие «образ» включает следующие признаки: картина мира, взаимодействие между означаемым и означающим, эмотивность, оценочность.

Как следует из рассмотренных определений терминологическое словосочетание «картина мира» является условным, так как ученые понимают под ним особенности концептуализации ментального изображения мироустройства. ЯКМ - центральное понятие этнолингвистики и лингвоантропологии. В широком смысле ЯКМ - это «всё концептуальное содержание языка» [4, с.35]. В узком смысле под ЯКМ понимается членение смысловых универсалий конкретным языком. При первом подходе исследователи (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, Н.Л. Грейдина, О.А. Алимурадов) сравнивают картины мира различных языков, при втором подходе описывается отдельная ЯКМ или её фрагменты (С.Г.Воркачев, А.А. Ворожбитова). В принятой классификации различают: статическую и динамическую картины мира (П.В. Чесноков). Исследователи трактуют ЯКМ как «семантическую систему языка», определяя её как «совокупность знаний и представлений о мире» [1, с.12]. Следовательно, семантическая система языка является моделью, отражающей языковую концептуализацию объектов действительности.

При описании языкового образа «фурри» мы обратимся к семантике

знаков, смысл которых заключается в отражении познавательной деятельности человека. Первичным знаком, репрезентирующим данный образ, является слово, так как оно воссоздает «первичный образ предмета» [5, с. 97]. При опоре на лексический уровень слова, лингвокультурология не ограничивается изучением лексического значения, а фиксирует весь комплекс смыслов, получаемых словом в процессе его функционирования, что позволяет выявить его культурологические характеристики и определить семантически и тематически связанные группы слов, составляющие языковую часть образа «фурри». Данный подход является классическим в антропоцентрической парадигме.

Согласно определению Л. П. Крысина, зооним представляет собой номинацию представителей мира животных [3, с.315]; зооморфизм трактуется как «внутрисловная метафора» [13, p. 16]; зоолексема понимается как наименование определенного животного. Попытаемся выделить в этих дефинициях общую сему «зоо», которая в переводе с греческого означает «относящийся к животному миру, к животным» [3, с.269]. Исходя из набора вышеперечисленных сем, можно предложить рабочее понятие зоонима с макрокомпонентом «фурри» - лексема, семантическая структура которой вербализует антропоморфный образ данной субкультуры. Например, в английском субъязыке «фурри» зооним «bull» репрезентирует зооморфную идентификацию человека, относящего себя к парнокопытным, данное значение возникло в результате доминирования в английской лингвокультуре образа Джона Буля (Joh Bull), представляющего английский национальный характер [10, р.1209], а в русской лингвокультуре «бык» обозначает упрямого человека [6, с.272], но в русском фурри-фэндоме бык эквивалентен зоониму «bull».

Фурри-фэндом выделяет ряд черт в облике фурсоны, указывающих на его принадлежность к зооморфному миру: телесный облик животного (лапы, хвост, шерсть, размер). Для определения степени зооморфности персонажа используется шкала от одного до шести. Основным персонажем в субкультуре «фурри» является фурсона, понимаемая как совокупность релевантных, повторяющихся в традиции признаков и функций, скрепленных именем. Фурсоны обладают разной степенью зооморфизации (например, волкодлак) -одни из них понимаются как животные, другие как демоны (оборотни). В разряд зооморфных персонажей включаются персонификации состояний человека. Среди названий персонажей выделяется слой лексики с неясной или трудно мифологизируемой этимологией. Она отражает первоначальный этап наименования фурсон. Большая часть имен фурри основана на следующих способах номинации: по месту обитания (ср. aksolotl), по времени появления, по внешнему виду (taurs, saurs, furry-centaurs, динозавры). Для одних персонажей характерен антропоморфный облик (gidjinka), для других - зооморфный (волкодлак). Третьи персонажи появляются в виде киберфурри,

сверхъестественных или гигантских персонажей. Облик фурсоны характеризуют атрибуты, с которыми она изображается (молоток у леотавра, копье у мантикоры). «Некоторые виды фурсон встречаются в фурри-сообществе чаще других. Это зависит от предпочтений и сегмента сообщества: например, у представителей субкультуры из TLK-фэндома очень популярны львы и часто встречаются гиены, тогда как у поклонников «Балто» - хаски и полуволки [9]. Место проживания участника фэндома может быть выражено характерным животным: например, в Канаде популярны бобры, а в прибрежных частях США - акулы» [9]. Характерной чертой фурри-персонажей служит изменение облика. Большинство фурсон имеют несколько обликов, меняющихся в зависимости от ролевой ситуации. Набор фантастических и мифологических персонажей определяется традициями фурри-фэндома и инвариантами этих персонажей в античных и средневековых бестиариях.

Тематическая группа «Поведение» указывает на взаимоотношения между персонажами: фурри, терианами и драконами с точки зрения иерархии. Многие фурри считают терианов близкими по духовным устремлениям существами, в то время как драконы и терианы подчеркивают свою обособленность. Иерархичность внутри одного класса персонажей репрезентирует дробление значения «фурри» на семы «антро». Разные персонажи связаны одной сюжетной линией (игра «Dungeons»), наподобие Evil Cats и Giant Hamsters.

Генезис фурсоны является ее составной чертой: души умерших (бакэнэко), античность (мантикора), геральдика (онокентавры) и т.п. Наиболее существенным элементом фурсоны является набор признаков или действий, приписываемых ей. Эти действия могут приносить выгоду фурсоне, или вредить ей и окружающим. В перечне действий, направленных на причинение вреда: убийство, съедение. В группе действий, характеризующих фурсон: сексуальные мотивы, глоссолалия, звукоподражания, фурспич.

Эмотивный компонент образа «зверя» особенно продуктивен в милитаристской картине мира, как доказано исследователями [13, р.15]. Данная трактовка представляет образ «чужого» с позиции имагологии, дисциплины, возникшей в междисциплинарном синтезе рецептивной эстетики и дискурсологии. Этот подход позволяет сформировать жанровую корреляцию образа «фурри» в публицистическом и художественном дискурсах с целью фиксации языковой идентификации участников субкультуры и формируемого зоонимами эстетического объекта. Тематическая группа «Эмоция» различает положительное аксиологическое пространство и апофатический

лингвокультурный код такого поля. Позитивный аспект изначально присущ культурному самосознанию «фурри» и относится к ядерной части социолекта: первостепенное место здесь занимает лексика, передающая характеристику способности пушистых жить в фурри-фэндоме. Этот всеобщий смысл занимает

SCIENCE TIME

первое место по количеству языковых реализаций (25 процентов всей «пушистой» лексики с положительной коннотацией, которая зафиксирована в Интернет-глоссарии: furry (purrfect-perfect), фуррь, фуррево, (сравним, также контекст к слову «фурревый» - «такой, как все фурри»).

Заключение

С целью комплексного описания образа человека-зооморфа нами были изложены теоретические и методологические основы исследования, зафиксированы его основные черты: картина мира, взаимодействие между означаемым и означающим, эмотивность, оценочность. Перспективным направлением подобного материала могут стать исследования, обращенные к языковому образу человека в контексте его категориальных семантических черт.

Литература:

1. Караулов, Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. - Кн.1. - Москва: Астрель,2002. - 784 с.

2. Краткий словарь по эстетике. - М.: Азбуковник, 2014. - 450 с.

3. Крысин Л.П. Словарь иностранных слов. - М.: Языки славянских культур, 2013. - 1290 с.

4. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2013. - 421 с.

5. Психолингвистический словарь. - М.: URSS, 2014. - 794 с.

6. Славянские древности// Под ред. Н.И.Толстого. - В 3т. - М.: Международные отношения, 1995.

7. Словарь литературоведческих терминов. Под ред. С.П.Белокуровой. -М.:УРСС, 2005. - 560 с.

8. Философский словарь. - М.: Гнозис, 2015. - 655 с.

9. Alt.Fan.Furry [Electonic resource]. - URL: http://www. alt. fan. furry (Date of access 12.03.2015)

10. Longman Dictionary of English Language and Culture. - England: Longman, 2011. - 1620 p.

11. Merriam Webster Dictionary. - USA: Merriam-Webster, 2004. - 1623 p.

12. Oxford English Dictionary / Edited by Paul Falla revised and updated throughout by Colin Howlett. - М.: Oxford-Moscow, 2014. - 612 р.

13. Weiss Parasites, Carrion and Rubbish. The Image of the Enemy in Soviet Propaganda. - Zurich: Unizh, 2008. - 187 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.