Марина МИЛОВАНОВА, Елена ТЕРЕНТЬЕВА
ЯЗЫКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА: ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье рассматриваются основные направления изучения языкового пространства полиэтнического региона, специфика которого определяется в т.ч. усиливающимися миграционными потоками. В качестве эффективного метода предлагается проведение эколингвистического мониторинга состояния русского языка в отдельно взятом регионе.
The article considers the main directions of studying language landscape in a multiethnic region the specificity of which is defined by growing migration processes. Ecological and linguistic monitoring of Russian language's condition in a single region is suggested as the most effective method.
Ключевые слова:
эколингвистика, язык региона, эколингвистический мониторинг, интеграция мигрантов; eco-linguistics, regional dialect, ecological and linguistic monitoring, immigrants' adaptation.
МИЛОВАНОВА Марина Васильевна — д.филол.н., доцент; профессор кафедры русского языка ВолГУ
milovаnovаmv05@
yandex.ru
ТЕРЕНТЬЕВА
Елена
Витальевна — д.филол.н., доцент; профессор кафедры русского языка ВолГУ
terentieva2008@
yandex.ru
В настоящее время процессы миграции, как внешней, так и внутренней, характерны для большей части европейских госу -дарств. С каждым годом усиливаются миграционные потоки и в Российской Федерации. В связи с этим одним из наиболее важных направлений деятельности органов государственной власти в России является последовательная языковая политика, учитываю -щая тенденции развития русского языка не только в масштабе всей страны, но и в рамках отдельно взятых регионов, многие из которых являются полиэтническими.
Вызовы времени таковы, что теоретическое обсуждение проблем, связанных с перспективами развития русского и других националь ных языков, все в большей степени перемещается в практическое русло разработки принципов языковой политики, языкового регулирования и эффективных мер воздействия на языковые процессы, протекающие в обществе. При этом возрастает необходимость привлечения лингвистических знаний для моделирования и про -гнозирования явлений гуманитарной сферы и решения вопросов, направленных на развитие личности человека и гармонизацию социальных отношений средствами языка1.
Разработка теоретических основ изучения языкового простран -ства полиэтнического региона требует обновления инструментария лингвистики и, прежде всего, такого ее направления, как социо -лингвистика. В связи с этим наибольший интерес вызывают работы ученых, в которых предлагаются различные методы и приемы исследования языка отдельных регионов: стратификация, моде -лирование, дисперсионный анализ языковых страт2; мониторинг одного речевого дня3; метод лингвоэкологической экспертизы4.
1 Шамне Н.Л. Разработка краткосрочных прогнозов развития русского лите -ратурного языка в Нижневолжском регионе // Власть, 2012, № 7, с. 165—168.
2 Ерофеева Т.И. Идиолект и социолект как объекты социальной диалектологии // Теоретические проблемы языкознания. — СПб. : Филологический факультет, 2004, с. 131-137.
3 Богданова Н.В., Асиновский А.С. и др. Звуковой корпус как способ монито -ринга и фиксации разных форм естественного языка // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии.- М., 2009, вып. 8(15), с. 38-44.
4 Савельева Л.В. Об одном насущном направлении творческой мысли Д.С. Лихачева: к теории и практике языковой экологии в России // Наука. Культура. Общество: к 100 -летию со дня рождения акад. Д.С. Лихачева. — Петрозаводск, 2006, с. 37-38.
Как видим, в последние десятилетия для описания языковых процессов, проис ходящих в полиэтническом регионе, при влекаются термины и терминологические сочетания смежных гуманитарных и есте ственных наук, среди которых наиболее активными являются экология языков, эколингвистика, языковая толерантность, эколингвистическая ниша, лингвоэколо гический мониторинг и т. п.
Термин «экология языков», введенный в научный оборот Э. Хаугеном1, в современ -ном понимании подразумевает два основ ных подхода: исследование языковой и речевой среды в ее динамике, в частности «проблематики языковой и речевой дегра -дации» (факторов, негативно влияющих на развитие языка и его речевую реализа цию), и процессов «языковой и речевой реабилитации»2.
Исследователи подчеркивают, что использование некоторых терминов носит достаточно регулярный характер и сви детельствует об относительно сформиро вавшемся специальном понятии, основ ное содержание которого раскрывается в дефиниции. Вместе с тем появление новых терминов социолингвистики, сопрово ждающееся их понятийной диверсифика цией, заслуживает отдельного внимания. Некоторого комментария, на наш взгляд, требуют терминологические сочетания «лингвоэкологический мониторинг» и «эколингвистический мониторинг». С одной стороны, вполне возможно их сино нимичное употребление. Однако термино -логическое сочетание «лингвоэкологиче ский мониторинг» имеет некоторый оце ночный компонент в значении.
Действительно, под лингвоэкологи -ческим мониторингом, прежде всего, понимается отслеживание процессов, происходящих в речевой практике соци ума, которые позволяют судить о некото рых нездоровых явлениях и тенденциях массовой речи, нуждающихся в «реаби литации». Выявление, фиксация и про паганда здоровых проявлений, удачных результатов языкового творчества рас сматривается как задача подчиненная и
1 Haugen E. The Ecology of Language : Essays — Stanford : Cambridge University Press, 1972.
2 Сковородников А. П. Лингвистическая эко -логия: проблемы становления // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения : науч. -метод. бюл. Вып. 1. — Красноярск—Ачинск:
Краснояр. ун-т, 1996, с. 5—9.
решаемая преимущественно на материале анализа творчества писателей, речи жур -налистов, политических деятелей и т.д. Терминологическое сочетание «эколинг вистический мониторинг», на наш взгляд, подходит для исследований всего языко вого пространства региона, без отнесения полученных результатов к «здоровым» либо «нездоровым» проявлениям языко вого употребления. Это особенно важно в связи с изучением функционирования русского языка в полиэтнической среде.
Таким образом, сложившиеся научные подходы и имеющаяся теоретическая база позволяют осуществлять изучение языко вого пространства полиэтнического реги -она с эколингвистических позиций. В то же время не вполне отработан механизм эколингвистических приемов и методов анализа языкового материала; отсутствует системная и подробная характеристика подходов к проведению лингвоэкологи ческого/эколингвистического мониторинга состояния русского языка как языка межнационального общения в отдельно взятом полиэтническом регионе. Кроме того, в специальных исследованиях еще недостаточно четко определены неко торые понятия, в частности такое реле вантное для эколингвистики понятие, как язык региона, в результате чего «и в отече ственной, и в зарубежной научной литера туре отсутствует четкость в определении предмета самой региональной науки»3. Язык региона — это реально существую -щая знаковая система, включающая еди -ницы, функционирующие в литературном языке, а также единицы, используемые членами социума в пределах локально ограниченного пространства, специфика употребления которых определяется природно географическим, историко политическим, общественно социальным и этнокультурным своеобразием ареала распространения.
Как уже отмечалось, определенный опыт накоплен и в организации лингви стического мониторинга языка различных групп населения. Вместе с тем приходится констатировать, что пока отсутствуют системные описания, единые принципы в области эколингвистического монито
3 Карабулатова И.С. Региональная этнолингви -стика: современная этнолингвистическая ситуация в Тюменской области. — Тюмень : Изд - во ТюмГУ, 2001.
ринга состояния русского языка в отдельно взятом регионе РФ.
Изучение языка полиэтнического региона с позиций эколингвистики осуществляется коллективом научно образовательного центра «Дискурсивная организация современного информаци онного пространства региона», созданного при Институте филологии и межкультур ной коммуникации Волгоградского госу дарственного университета (руководитель — профессор Н.Л. Шамне).
Деятельность центра имеет практиче скую направленность — проведение эко -лингвистического мониторинга состоя ния русского языка в Нижневолжском регионе, разработка рекомендаций по улучшению эколингвистической ситуа ции в регионе, методологических прин ципов программ и тренингов, способству ющих социально культурной и языковой подготовке мигрантов к взаимодействию с государственными и социальными инсти тутами Волгоградской обл.1
Важнейшей задачей комплексного описания Нижневолжского региона с позиций эколингвистической ситуации является также разработанная в рамках научно образовательного центра система эколингвистической параметризации, включающая учет как социальных, социо культурных, так и собственно лингвисти ческих признаков. Эколингвистическая параметризация опирается на специально разработанную систему анкетирования по следующим позициям:
- пол;
- возраст (20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60 и старше);
- национальность, к которой себя отно сит информант;
- место рождения (республика, область, край и т.д.; областной центр, районный центр, село, поселок, деревня и т.д.);
- место постоянного проживания (областной центр, районный центр, село, поселок, станица, хутор и т.д.);
- длительность проживания (10, 20, 30, 40, более 50 лет);
для мигрантов (дополнительные сведения):
- страна, республика прибытия;
- период проживания в регионе (5, 10, 15, 20, 30, 40, более 50 лет);
1 Милованова М.В., Терентьева Е.В. Языковое пространство полиэтнического региона: пробле -мы экологии. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011.
- язык, который информант считает родным;
- образование;
- профессия, род занятий и др.
Лингвистические признаки охватывают
лексический, морфологический и син таксический уровни. Лексический уро вень: знание и употребление диалектных, архаических, жаргонных единиц, просто речных слов и выражений; наличие/отсут ствие в речи эвфемизмов, дисфемизмов. Морфологический уровень: колебания рода у имен существительных. Синтаксический уровень: длина предложения, характер синтаксической конструкции.
Для выявления структурной иерархии установленных признаков в эколингви стической системе языка региона осу ществляется построение его статистиче ской динамической модели с максималь ным учетом всей структуры изучаемого объекта, что позволяет определить зако -номерности функционирования результи -рующего признака (в данном случае линг вистического) в различных социально ориентированных группах объектов.
Как показал опыт исследования состоя -ния языка Нижневолжского региона, на 1 м этапе работы по проведению эколинг вистического мониторинга целесообразно построение частных статистических моделей региональных вариантов языка, объединенных на основе одного блока установленных признаков. На 2 м этапе полученные частные модели обобщаются в единую сводную модель, в которой фик сируются общие и специфические осо бенности влияния всех рассматриваемых факторов, а также находит отражение их иерархия.
Таким образом, изучение языкового пространства региона с позиций эко лингвистики, в частности эколингвисти ческого мониторинга, является весьма перспективным, т.к. дает возможность выявить разнонаправленные тенденции в развитии русского языка, установить лингвистические и экстралингвистиче ские факторы, влияющие на стабильность полиэтнического региона, а также позво ляет разработать систему практических мер, направленных на поддержание еди -ного языкового пространства в регионе с помощью государственного языка РФ.
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 13-14-34001.