Научная статья на тему 'Языковое представление образа автора и экспрессивности в сказе В. П. Астафьева (на материале повествования в рассказах «Царь-рыба»)'

Языковое представление образа автора и экспрессивности в сказе В. П. Астафьева (на материале повествования в рассказах «Царь-рыба») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
416
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / ОБРАЗ АВТОРА / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / THE AUTHOR''S IMAGE / LINGUISTIC ANALYSIS OF A LITERARY TEXT / EXPRESSIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аксенко Ольга Викторовна

Статья посвящена проблеме лингвистического анализа художественного текста в школе. Представлен лингвоэстетический анализ «повествования в рассказах» В. П. Астафьева «Царь-рыба». Анализ художественного текста основан на современных методах лингвистического исследования. В центре внимания автора статьи находятся текстообразующие категории образа автора и экспрессивности, которые определяют языковые закономерности в организации художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the linguistic analysis of a literary text at school. Linguistic and esthetic analysis based on modern methods of linguistic research is presented in the article (on the example of "narrative in the stories" by V.P. Astafiev "The Tsar-Fish"). The author focuses on semantic categories of the author's image and expressivity.

Текст научной работы на тему «Языковое представление образа автора и экспрессивности в сказе В. П. Астафьева (на материале повествования в рассказах «Царь-рыба»)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2 (293). Филология. Искусствоведение. Вып. 74. С. 6-8.

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

О. В. Аксенко

ЯЗЫКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗА АВТОРА И ЭКСПРЕССИВНОСТИ В СКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА (на материале повествования в рассказах «Царь-рыба»)

Статья посвящена проблеме лингвистического анализа художественного текста в школе. Представлен лингвоэстетический анализ «повествования в рассказах» В. П. Астафьева «Царь-рыба». Анализ художественного текста основан на современных методах лингвистического исследования. В центре внимания автора статьи находятся текстообразующие категории образа автора и экспрессивности, которые определяют языковые закономерности в организации худо-

жественного текста.

Ключевые слова: лингвистический анализ прессивность.

На современном этапе развития науки лингвисты (И. И. Бабенко, Н. С. Болотова, М. Н. Кожина, Е В. Падучева) уделяют пристальное внимание функции воздействия художественного текста на читателя. Это связано с развитием интегральной парадигмы научного знания и определяется актуальностью лингвостилистического подхода к анализу художественного текста.

Отбор и организация лингвистических средств разных уровней осуществляются в зависимости от коммуникативной стратегии адресанта и формируют языковое представление образа автора. Под образом автора понимается прежде всего основная категория текстообразования, которая определяет лингвистические и экстралингвистические факторы текстопорождения и текстовосприятия и формирует коммуникативно-прагматический эффект текста. Исследователи подчеркивают, что именно образ автора реализует идею художественности в художественном тексте. Проблему образа автора рассматривают в своих работах В. В.Виноградов, Е. В. Падучева,

Н. С. Болотнова, Е. В. Сергеева [2-5].

Заметим, что в школьном обучении к художественному произведению принято применять два традиционных подхода: от формы к содержанию и от содержания к форме. При этом часто не уделяется достаточного внимания языку, то есть в художественном тексте анализируются прежде всего литературоведческие понятия, а не особенности языкового воплощения в художественном тексте идей автора.

художественного текста, образ автора, экс-

Специальные методы современного лингвистического исследования художественного текста (лексикографическая интерпретация, метод контекстуального анализа, метод анализа ассоциативного потенциала ключевого слова) эффективны для достижения цели изучения предмета «Литература»: к концу 11 класса должна быть сформирована духовно развитая личность, обладающая гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма [8]. Рассмотрим повествование в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба» (19721975), которое изучается в 11 классе общеобразовательной средней школы, и продемонстрируем продуктивность применения современного коммуникативно-когнитивного подхода к анализу художественного текста.

Творчество В. П. Астафьева - это творчество писателя, во многом определившего литературную и культурную ситуацию второй половины ХХ в.

Ситуация воспоминания, которую конструирует В. Астафьев в повествовании «Царь-рыба», с одной стороны, дает возможность писателю создать объективный образ действительности, а с другой - формирует в произведении образ «небезразличного» автора, которому «не хватает сердца». Заметим, что с образом автора связана важная для повествования В. П. Астафьева категория экспрессивности. Вслед за В. Н. Телия под экспрессивностью понимается эмоциональное и оценочное отношение субъекта речи к тому, что происходит во внутреннем мире человека [7. С. 637-638].

Образ автора в повествовании В. Астафьева организует все повествование. Этот образ мудрого, нравственного человека, неравнодушного к изменениям, которые происходят с душой современника, создается прежде всего при помощи языковых средств.

Для картины мира, которую конструирует В. Астафьев, характерно противопоставление человека природного, естественного, искреннего, живущего в гармонии с дикой природой (природой Сибири), умеющего «смотреть-смо-треть, стараясь глазами не только увидеть, но и услышать», и человека окультуренного. Лексическое значение слова «культура» в тексте В. Астафьева отличается от общеязыкового. Отметим, что переосмысление семантики языковых единиц в повествовании «Царь-рыба» является одним из приемов экспрессивизации.

Так, слово «культура» в общеязыковом значении стилистически не окрашено и прежде всего ассоциируется носителем языка с такими положительными чертами, как образованность и интеллигентность. (Ср.: «1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. 2. Уровень, степень развития какой-л. отрасли хозяйственной или умственной деятельности. 3. Наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека.

4. Просвещенность, образованность, начитанность» [6]). В контексте произведения В. Астафьева актуальный смысл слова «культура» переосмысливается; более того, в некоторых контекстах слово получает яркую ироническую стилистическую окрашенность: «Я глядел и дивовался: вот ведь выучился ж где-то культуре человек, а мы, из земли вышедшие, с земляным мурлом в ряды интеллигенции затесавшиеся, куда и на что годимся? Культурно покутить и то не хватает толку!» (рассказ «Не хватает сердца»).

Рассуждая об интеллигентах, среди которых встречаются люди с земляным мурлом, автор не случайно использует причастие «затесавшийся». У В. Астафьева есть книга лирических миниатюр, которая состоит из семи хронологических тетрадей и которую писатель вел на протяжении всей жизни. Эта книга называется «Затеси».

Слово «затесь» (Ср.: «То же, что затес» и «Метка, зарубка на деревьях») в художественной картине мира В. Астафьева связано с коммуникативной ситуацией воспоминания, памяти. Интеллигентный человек в картине мира

В. Астафьева - это такой, который помнит или умеет вспомнить. В художественной картине мира В. Астафьева возможна даже контекстуальная антонимия «культура» - «интеллигентность».

Писатель отмечает разную степень причастности человека к миру: есть люди культурные, а есть - интеллигентные. Культурный человек, в отличие от интеллигентного, - это тот, кто пользуется совокупностью достижений человеческого общества в производственной, материальной, но не духовной жизни.

Некоторые люди окультуриваются, то есть становятся, по замечанию автора, людьми «утонченной воспитанности, как бы даже и утомленье имеющих от жизненных пресыщений и благоденствия» (рассказ «Не хватает сердца»). Окультурившийся человек, по мнению автора, способен причинить вред тому гармоничному пространству, в котором живет. «Окультуривание», по В. Астафьеву, содержит в себе стихию разрушения и является причиной озлобления человека, который ищет выгоды и живет исключительно для собственного удовольствия. Он начинает жить по тем законам, которых нет в природе: законам корысти, выгоды и равнодушия. Люди, любуясь творениями своих рук, меняют природу, окультуривают ее, например, строят гидростанции на той реке, о которой «дурная молва велась»: «леших, водяных и прочей нечисти водилось на ней видимо-невидимо, отбивало у многих желание здесь охотиться и рыбачить» (рассказ «Нет мне ответа»).

Показательно то, что природа в картине мира писателя ассоциируется с гармонией, а культура - с дисгармонией. Узуальное значение слова «культура» трансформируется в тексте В. Астафьева: это слово употребляется в значении «цивилизация». Таким образом, в повествовании В. Астафьева «Царь-рыба» природа, совесть и искренность - это контекстуальные синонимы, а культура и природа - это контекстуальные антонимы. Культура, с точки зрения писателя, как она понимается современниками, - явление, которое лицемерно, неестественно, антиприродно.

Образ природы в «Царь-рыбе» - это образ таинственный и загадочный, но не страшный. Тайны и загадки природы пугают героев рассказов только в том случае, когда герои забывают о своей связи с миром природы. Городские жители не помнят о связи с природой, поэтому царь-рыба - воплощение природы

и персонализация совести - для них является чем-то мифическим. Природа и совесть - также контекстуальные синонимы в повествовании «Царь-рыба».

Таким образом, анализ художественного текста «Царь-рыба» при помощи современных методов лингвистического исследования позволяет реализовать образовательную, воспитательную и эстетическую задачи литературного образования в школе и продемонстрировать, как организована семантическая категория экспрессивности в повествовании «Царь-рыба».

Список литературы

1. Астафьев, В. П. Собрание сочинений : в 15 т. [Электронный ресурс]. Красноярск, 1997. иКЬ: http://www.fro 196.narod.ru/library/asta-

fiev/astafiev.htm.

2. Болотнова, Н. С. Коммуникативная стилистика текста : слов.-тезаурус. М., 2009. 384 с.

3. Виноградов, В. В. Проблема сказа в стилистике // Виноградов, В. В. Избр. труды. О языке художественной прозы. Л., 1980. С. 42-54.

4. Падучева, Е. В. В. В. Виноградов и наука о языке художественной прозы // Изв. РАН. Сер. лит. и языка. 1995. Т. 54. № 3. С. 39-48.

5. Сергеева, Е. В. К вопросу о классификации концептов в художественном тексте // Вестн. Томс. гос. пед. ун-та. 2006. № 5. С. 98102.

6. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред.

А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М., 1999.

7. Телия, В. Н. Экспрессивность // Русский язык : энциклопедия. М., 1997. 703 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. иКЬ: http://standart.edu.ru/catalog.

aspx?CatalogId=2627.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2 (293).

Филология. Искусствоведение. Вып. 74. С. 8-10.

Е. Н. Бекасова

СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭЛИТАРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Рассматривается стратегия воспитания элитарной языковой личности в условиях современного образовательного процесса. Предлагается коррекция содержания курса русского языка в школе и введение курса «Язык и культура общения», направленного на формирование параметров полифункциональной языковой личности.

Ключевые слова: элитарная (полифункциональная) языковая личность, русский язык, методика преподавания, курс «Язык и культура общения».

Язык - первая программа, с которой начинается культурное воспитание человека, его вхождение в человеческое общество. Значение слов, их коннотативное восприятие проецирует дальнейшее отношение личности к окружающей действительности. Язык как «орган внутреннего бытия человека» и выразитель «национального духа народа» в определенной степени подчиняет, согласно взглядам

В. Гумбольдта [3. С. 86-87], практическую деятельность людей. В свою очередь, изучение общих языковых процессов приводит к изучению проблемы коммуникации, а значит, и к ее создателю - языковой личности, кото-

рая тесно связана с этнокультурными и национальными чертами индивидуальности. В рамках теории языковой личности, разработанной Ю. Н. Карауловым, под языковой личностью понимается «вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психические, и социальные, и этические, и другие компоненты, но представленные через ее язык, ее дискурс», таким образом, языковая личность включает в себя языковую компетенцию, определенный уровень знаний и интеллектуальную способность порождать новые знания на основе накопленных с целью объяснения всей совокупности как своих действий, так и дей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.