Научная статья на тему 'Языковая репрезентация коммуникативных стратегий в полемическом дискурсе'

Языковая репрезентация коммуникативных стратегий в полемическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
329
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сажина Елена Владимировна

Статья посвящена установлению набора коммуникативных тактик, реализующих стратегию побуждения в полемическом дискурсе печатных СМИ. В ходе проведения исследования на материале англоязычных проблемных статей определяется репертуар языковых средств, характерных для репрезентации таких тактик, как тактика создания эффекта достоверности, тактика создания эффекта значительности события, тактика оценки, тактика повторения, тактика вопросительности. Устанавливается, что каждая тактика реализуется посредством определенного набора языковых средств и является очень эффективной в плане воздействия на адресата, что подтверждается активным участием читателей в обсуждении той или иной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the repertoire of communicative tactics which realize the strategy of incentive in the polemic discourse of the printed Mass Media. During the analysis of problem articles written in English the repertoire of language means which are characteristic of the representation of such tactics as the tactics of creation of the effect of reliability, the tactics of creation of the effect of significance of the event, the tactics of appraisal, the tactics of repetition, the tactics of interrogation is singled out. It has been found out that each tactics is realized by means of the definite repertoire of language means and is effective in influencing the addressee. The result of the influence is proved by the active participation of the reader in the discussion of this or that problem.

Текст научной работы на тему «Языковая репрезентация коммуникативных стратегий в полемическом дискурсе»

108

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 811.111:811(043.3)

Е. В. Сажина

ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ПОЛЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Статья посвящена установлению набора коммуникативных тактик, реализующих стратегию побуждения в полемическом дискурсе печатных СМИ. В ходе проведения исследования на материале англоязычных проблемных статей определяется репертуар языковых средств, характерных для репрезентации таких тактик, как тактика создания эффекта достоверности, тактика создания эффекта значительности события, тактика оценки, тактика повторения, тактика вопросительности. Устанавливается, что каждая тактика реализуется посредством определенного набора языковых средств и является очень эффективной в плане воздействия на адресата, что подтверждается активным участием читателей в обсуждении той или иной проблемы.

Введение

Вопросы эффективной коммуникации, находящиеся в центре внимания лингвистов уже не одно десятилетие, побуждают ученых к анализу различных типов дискурса, в том числе и полемического дискурса печатных СМИ, целью которого является поиск решения актуальной проблемы. Данный тип дискурса имеет структурные особенности, которые получают эксплицитное выражение на различных уровнях языка. Помимо этого для полемического дискурса характерно оказание воздействия на адресата, которое может реализовываться при помощи таких языковых средств, как эмоциональная и эмоционально окрашенная лексика, вопросительные конструкции и аргументация [1]. При использовании последних авторы обращаются к различным приемам. Эти приемы представляют собой набор коммуникативных тактик, которые в совокупности служат реализации определенной стратегии. Изучение таких стратегий и тактик, их реализующих, которые характерны для полемического дискурса печатных СМИ, может в дальнейшем способствовать расширению представления о способах оптимизации эффективности воздействия, оказываемого адресантом дискурса на адресата.

Результаты исследования и их обсуждение

В научной литературе встречаются различные определения коммуникативной стратегии. В настоящей статье под стратегией мы понимаем коммуникативную категорию, представляющую собой процесс планирования и поэтапной реализации автором статьи языковых способов корректировки модели мира адресата. Каждая стратегия осуществляется с помощью набора определенных тактик. Под тактикой понимается система действий по подготовке эффективной реализации стратегий. В отличие от стратегии, которая соотносится с глобальной прагматической целью автора проблемной статьи, лежащей вне речевой деятельности, тактика производства статьи имеет дело с языковыми целями и описывает действия на некотором этапе коммуникации. Суть применения каждой тактики заключается в изменении определенных параметров модели мира адресата и различных аспектов его психики (знаний, оценок, желаний) [2]. Представляя собой комплекс речевых приемов построения текста, тактики, в отличие от стратегий, могут быть установлены посредством анализа текста, поскольку каждая тактика актуализуется с помощью определенного набора языковых средств [Там же].

Установление репертуара наиболее распространенных языковых средств, реализующих ту или иную тактику в дискурсе и являющихся ее маркерами, позволяет говорить не только о коммуникативных стратегиях, на осуществление которых нацелены данные тактики, но и о прагматическом потенциале этих языковых средств.

В полемическом дискурсе печатных СМИ коммуникативные стратегии и тактики находят воплощение в таких прагматически заряженных языковых средствах, как метонимия, эпитеты, перифраз, эмоциональная и эмоционально окрашенная лексика, оценочная лексика, гипербола, лексические повторы, инверсия, вопросительные и побудительные высказывания, риторические вопросы. Данный репертуар языковых средств имеет собственную специфику функционирования в исследуемом типе дискурса, выявлению которой и посвящена настоящая статья.

ФІЛАЛОГІЯ

109

В ходе анализа содержательной структуры текстов проблемных статей было установлено, что для полемического дискурса печатных СМИ характерно использование стратегии информирования, направленной на обмен информацией между автором и его получателем. Однако наибольший интерес представляет собой стратегия побуждения, которая является одной из основных стратегий воздействия в полемическом дискурсе и может реализовываться через различные тактики. В настоящей статье мы рассмотрим тактики, используемые авторами проблемных статей, в которых стратегия побуждения реализуется косвенно: используемые языковые явления формируют у читателя определенное мнение относительно излагаемых событий, побуждают его к размышлению, к соотнесению этих событий со своим опытом, пробуждают в нем определенные чувства и эмоции. Иными словами, зачастую в тексте не содержится прямого призыва к какому -либо действию и у читателя создается впечатление независимости принятия решений.

Реализовывая стратегию побуждения, автор полемического дискурса стремится создать атмосферу доверия между собой и адресатом и для этого прибегает к тактике создания эффекта объективности.

Тактика создания эффекта объективности может реализовываться с помощью цитирования и приведения мнений и оценок экспертов, аналитиков и т. д. Например:

«What we're finding,» said Dr. Calvin Morrill of the University of California at Irvine, who studies corporate culture, «is that some of the behaviors that we think most protect us are what in fact allow the behavior to continue. Workers become desensitized, tacitly complicit and don’t always act rationally» (The New York Times).

При осуществлении тактики создания эффекта объективности авторы проблемных статей полемического дискурса зачастую указывают не только мнения специалистов в определенной области, но также приводят статистику тех или иных организаций, занимающихся исследованием конкретной проблемы, например:

These observations do not answer the question of whether any policy, no matter how strategically sound, is worth the deaths of 500,000 Iraqi children - a figure that originated in a UNICEF report on infant mortality in sanctions-era Iraq and became the rallying cry of antisanctions campaigners. And the argument against sanctions on Iraq went beyond even this single, horrifying statistics (The New York Times).

В данном примере источником информации является доклад ЮНИСЕФ, в котором сообщается о смерти 500 000 иракских детей в результате санкций, которые были введены США против Ирака.

Предложения такого рода оказывают воздействие на адресата, т. к., используя мнение специалиста и подкрепляя его статистическими данными, адресант убеждает читателя в необходимости принять меры по решению проблемы.

Как показал практический анализ, особую роль в реализации стратегии побуждения играет привлечение внимания аудитории. Известно, что события, отличающиеся своей экстраординарностью, способны создавать эффект «разорвавшейся бомбы». Поэтому автор проблемной статьи старается всячески подчеркнуть, что описываемое событие является редким и необычным, для чего прибегает к тактике создания эффекта значительности события, языковыми маркерами которой становятся прилагательные в превосходной степени. Рассмотрим пример из статьи « Were sanctions right?»:

Meanwhile, at the General Assembly, governments of a majority of the countries in the developing world were actively denouncing sanctions as wantonly brutal - as a policy that in effect punished the Iraqi people in the cruelest possible manner without weakening Saddam Hussein’s grip on power in the slightest (The New York Times). Используя прилагательные cruel, slight в превосходной степени, автор проблемной статьи подчеркивает тот факт, что санкции против Ирака представляют собой самое жестокое преступление против народа и ничуть не ослабляют власть диктатора.

Кроме того, прилагательные в превосходной степени могут употребляться вместе с географическими названиями, что будет свидетельствовать о том, что произошедшее событие обладает большой степенью важности для той или иной страны. Например:

A gunman opened fire in a university hall of residence and classrooms in Virginia today, killing 32 people and injuring at least 15 more in the deadliest shooting rampage in American history (The Guardian).

В вышеприведенном примере сообщение о стрельбе в одном из университетов Виржинии, открытой неизвестным и ставшей самой кровавой в истории Америки. Автор подчеркивает, что проблема свободного ношения оружия становится все более актуальной именно в этой части планеты.

110

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Реализуя стратегию побуждения, автор проблемной статьи стремится сформировать в сознании адресата определенный (чаще всего заранее запланированный) образ события. Для этого он прибегает к различным тактикам, одной из которых является тактика оценки, осуществляемая с помощью оценочной, эмоционально-оценочной и экспрессивной лексики, как в следующем примере:

For officials in Washington and London and for American administrators now in Iraq, that country’s postwar woes are essentially the legacy of Saddam Hussein’s tyrannical, cruel and corrupt rule (The New York Times).

Употребление эмоционально окрашенных слов имеет целью создание определенной эмоциональной атмосферы. Так, в вышеприведенном примере автор стремится подчеркнуть ужасные последствия для Ирака после долгих лет правления в нем Саддама Хусейна.

Особую роль в осуществлении тактики оценки в тексте проблемной статьи играют метафоры. Рассмотрим пример:

But others argue that the fundamental reason Iraq is in such terrible shape is not Hussein’s brutality but rather the comprehensive regime of economic sanctions that the United Nations Security Council imposed on Iraq for almost 13 years, sharply restricting all foreign trade. It was these sanctions, they claim, that brought this one rich country to its knees (The New York Times).

Основываясь на ассоциативном мышлении, метафора порождает множество ассоциаций в сознании читателей, многие из которых довольно расплывчаты, что дает возможность манипулировать сознанием адресата.

Не менее распространенным в проблемных статьях является употребление тактики повторения, которая реализуется с помощью лексики, принадлежащей к одному лексикосемантическому полю. Степень повторяемости в содержании дискурса одного и того же синтагматического ряда превышает норму, и коммуникативно значимым становится сам факт дублирования, что приводит к лучшему запоминанию повторяющейся лексемы и тем самым оказывает воздействие на читателя. Рассмотрим пример из статьи, посвященной проблеме крушения браков:

«That angers me so much about him», Kate says, with surprising vitriol. All the anger Kate had bottled up during the 11-year relationship exploded. Through his anger, he could see how hard Kate was struggling to be candid, and her candor held some sense ofpossibility for him (The New York Times).

Таким образом, при частом повторе слова anger читатель видит, что крушение брака было неизбежным. Ведь отношения, в которых существует неприязнь друг к другу, накопленная злость, не могут продолжаться.

Помимо рассмотренных выше тактик, в реализации стратегии побуждения в полемическом дискурсе печатных СМИ активно используется тактика вопросительности, которая на языковом уровне реализуется при помощи постановки вопросов. Данная тактика предназначена для стимулирования ответной реакции адресата, что будет способствовать реализации цели дискурса -поиску решения актуальной проблемы.

Проведенный нами анализ позволил выявить единичные вопросы, последовательности вопросов (ряд вопросов, следующих непосредственно друг за другом), вопросы, на которые автор сам дает ответы, а также единичные риторические вопросы. Каждый из перечисленных групп вопросов имеет определенные функции. Так, единичные вопросы, вкрапленные в корпус проблемной статьи, направлены на выделение различных аспектов обсуждаемой проблемы. В примере из статьи «Untying the knot», посвященной проблеме крушения браков, адресант ведет рассуждение о причинах, в результате которых происходит раскол в семье, а также пытается понять, можно ли сохранить брак, если осознать необходимость решения данной проблемы: «Kate says she felt Max already wanted more from her than she wanted to give. Or perhaps the real issue for both of them was that their relationship would have to change, their fused twosome divided into three. Would the relationship survive?» (The New York Times). Задавая вопрос в конце своего рассуждения, адресант предполагает воздействие на адресата с целью получения его ответных рассуждений и продолжение дискуссии. Единичные вопросы, как правило, располагаются в конце абзаца и обеспечивают плавный переход к дальнейшему изложению обсуждаемой проблемы, одновременно создавая в представлении адресата реальную картину о происходящих событиях.

При проведении анализа также удалось установить, что в реализации тактики вопросительности участвуют вопросы, на которые автор сам дает ответы, чьей основной функцией является сообщение о существующих путях решения той или иной проблемы и тем самым побуждение адресата к их анализу.

ФІЛАЛОГІЯ

111

Так, в примере: «How do we describe the arc of a failed marriage? In one model, a period of happiness would turn into unhappiness, as if the marriage were a plant that bloomed and then withered. Another model of a failed marriage holds that the crucial elements are written into the marriage contract from the beginning, and like genes, express themselves over time» (The New York Times) адресант путем ответа на поставленный вопрос предлагает свой вариант интерпретации сложившейся ситуации. Данный ответ дает возможность читателю ознакомиться с мнением автора. Одновременно он стимулирует аналитическую реакцию, что в дальнейшем находит отражение в откликах читателей, которые либо соглашаются с точкой зрения автора, либо нет, либо высказывают свои мнения по данной проблеме, и дискуссия продолжается.

Риторический вопрос в тексте проблемной статьи выполняет двойную функцию: с одной стороны, он является языковым средством констатации факта, который предлагается читателю для дальнейшего анализа. С другой стороны, утверждая определенный факт посредством риторического вопроса, адресант побуждает адресата к ответной реакции, которая может быть выражена ответом на данный вопрос или в виде самостоятельных рассуждений по теме вопроса. Так, реакцией на риторический вопрос Is it ethical to hold the common people responsible for the actions of their leaders? (The New York Times) может явиться согласие с тем фактом, что неэтично возлагать на простых людей ответственность за поступки руководителей государств.

Однако особого внимания, на наш взгляд, заслуживают последовательности следующих друг за другом вопросов, прагматическая функция которых заключается в авторском побуждении читателей осознать всю сложность и остроту проблемы, тем самым заставить их искать другие ответы и поделиться своим мнением, приняв участие в дискуссии. Так, в примере So how is it that ordinary love ordinarily fails? If love is, as Wallace Stevens suggests, a dwelling «in which being there together is enough», how does silence fall on thousand evenings and the possibility of intimacy flicker and die? How do lovers become lonely? (The New York Times) из статьи «Untying the knot» адресату предлагается осмыслить следующее: как люди, которым было так хорошо вместе до свадьбы, становятся одинокими и нелюбимыми друг другом в самом браке. В известной мере ответы на эти вопросы могут способствовать решению данной проблемы. В ходе поиска ответов на поставленные вопросы адресаты не только делятся своим опытом, но и узнают другие мнения, что в результате может изменить существующее положение дел.

Выводы

Таким образом, можно прийти к выводу, что, реализуя стратегию побуждения, автор использует различные тактики, такие, как тактика создания эффекта достоверности, тактика создания эффекта значительности события, тактика оценки, тактика повторения, тактика вопросительности. Данные приемы являются очень эффективными в плане воздействия на адресата, что подтверждается активным участием читателей в обсуждении той или иной проблемы. Каждая тактика реализуется посредством определенного набора языковых средств, дальнейшая систематизация которых позволит проводить сравнительный анализ стратегий полемического дискурса со стратегиями других дискурсов.

Литература

1. Сажина Е. В. Структурные и прагматические характеристики полемического дискурса (на материале англоязычной прессы) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Е. В. Сажина ; Минск. гос. лингвистич. ун-т. -Минск, 2007. - 132 л.

2. Лавренко, Е. В. Тактики реализации стратегии побуждения в информационном экономическом дискурсе / Е. В. Лавренко // Материалы ежегодной науч. конф. преподавателей и аспирантов ун-та / под ред.: А. В. Зубов [и др.]. - М. : МГЛУ, 2006. - С. 15-22.

Summary

The article is devoted to the study of the repertoire of communicative tactics which realize the strategy of incentive in the polemic discourse of the printed Mass Media. During the analysis of problem articles written in English the repertoire of language means which are characteristic of the representation of such tactics as the tactics of creation of the effect of reliability, the tactics of creation of the effect of significance of the event, the tactics of appraisal, the tactics of repetition, the tactics of interrogation is singled out. It has been found out that each tactics is realized by means of the definite repertoire of language means and is effective in influencing the addressee. The result of the influence is proved by the active participation of the reader in the discussion of this or that problem.

Поступила в редакцию 28.01.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.