УДК 811.11
Н. А. Гедгафова
Языковая репрезентация категории аттрактивности в научно-популярном журнале путешествий
В статье рассматривается жанр туристического дискурса в рамках такого медийного института, как Национальное географическое общество. Выявляется ряд характеристик туристического дискурса: институциональность, диалогичность, информативность, где аттрактивность играет важную роль.
Ключевые слова: туристический дискурс, прагматический потенциал, научно--популярный журнал путешествий, ат-трактивность.
N. A. Gedgafova
Language Representation of the Attraction Category in the Popular Science Travel Magazine
The article deals with the genre of tourist discourse in the framework of such media institution like the National Geographic Society. A number of tourist discourse characteristics are identified: institutional character, dialogic nature and informativity, where attraction plays an important role.
Keywords: tourist discourse, pragmatic potential, popular science travel magazine, attraction.
Современная лингвистика уделяет большое внимание изучению различных типов дискурсов. В настоящее время активно исследуются дискурсы, которые могут быть отнесены к институциональному типу. Институциональный аспект предполагает опору на социальную среду, в том числе профессиональную, формируя социальную идентичность общества [3].
Туристический дискурс отличает особая сфера его употребления - специализированный язык, в котором содержатся термины из разных областей человеческого знания: искусство, история, экономика, гастрономия, фольклор, традиции. Используемый в сфере туризма, этот дискурс направлен на информирование массового читателя, что позволяет его определить как массово-информационный институциональный дискурс [5].
В сфере туризма широко используются дискурсивные жанры, например журнал, брошюра, проспект, буклет, справочник, путеводитель, каталоги, записки путешественника, научно-популярные статьи, которые могут быть отнесены к письменно-информативным жанрам, так как в них преобладает функция информирования.
Объектом данного исследования является научно-популярный журнал путешествий. Обратимся к терминам журнал / научно-популярное издание / научно-популярный журнал путешествий. Журнал определяется как периодическое
издание, включающее некоторое число произведений разных авторов, рефератов, других документов, объединенных общей программой, с листами, скрепленными в корешке, покрытое, как правило, обложкой [10, с. 136]. Научно-популярное издание имеет социально-функциональное назначение: популяризировать научные знания, достижения науки, культуры, техники, искусства среди широкой аудитории [10, с. 272]. Научно-популярный журнал путешествий носит универсальный характер и относится к массовому научно-популярному типу издания, ориентированному на читательскую аудиторию категории General Interest. Журнал рассказывает о природе и человеке, путешествиях по различным странам, быте, культуре, истории и мифологии людей во всех уголках планеты [9].
Исследования научно-популярных журналов путешествий как нового дискурсивного жанра представляют собой перспективное направление в современной лингвистике с точки зрения их ат-трактивности. Журнал National Geographic Traveller (NGT) - один из самых успешных проектов Национального географического общества (НГО) США, который в настоящее время входит в число мировых лидеров журналов путешествий.
Английский журналист Марк Тангейт, автор книги о медиагигантах, к которым он относит и анализируемый журнал NGT, подчеркивает ат-
© Гедгафова Н. А., 2018
трактивность журнала и характеризует его как интеллигентное издание, которое выбирает нарочито старомодную гарнитуру шрифта, разговорную и информативную прозу и превосходные фотографии [15]. Согласимся с мнением С. В. Васильева в том, что дизайн, учитывающий все запросы читателей, законы эстетики и удобочитаемости, привлекают еще большую аудиторию, а крупные и талантливые фотографии играют важнейшую роль в формообразовании издания, обогащая и оживляя облик журнальной страницы [2].
Современные СМИ усилили внимание к личности читателя и его познавательной деятельности, организованной средствами печатного текста. Можно говорить о том, что журнал NGT использует антропоцентрический подход к передаче информации читателям, что находит свое выражение в аспекте порождения текста и его восприятия, а также воздействия на читателя [6, с. 99]. Таким образом, важнейшими составляющими структуры текстовой деятельности издания NGT являются автор, читательская аудитория, отображаемая действительность, знания о которой передаются в тексте, и языковые средства, позволяющие автору воплотить свой творческий замысел.
Любой институциональный дискурс выделяется на основании двух принципиальных признаков -целей и участников общения [7, с. 6]. Цель туристического дискурса - обратить внимание потенциального путешественника на тот или иной туристический продукт, дать более обширную информацию о туристической дестинации и убедить путешественника посетить конкретное место. Прагматическая направленность текстов данного дискурса сводится к созданию аттрактивного образа того или иного путешествия, коммуникативной задачей которых является популяризация научных знаний для массового адресата [12]. NGT - это ежемесячный научно-популярный журнал, своего рода пособие для часто путешествующих людей, способное заменить путеводитель [18].
Адресантом в рассматриваемой британской версии американского научно-популярного журнала NGT предметной сферы путешествие являются авторитетные авторы статей, члены НГО США. Это общество было создано 130 лет назад (1888) 33 исследователями, целью которых было способствовать распространению географических знаний. Однако первый номер журнала о путешествиях НГО был напечатан только спустя 96 лет в США (1984) [18].
Основной задачей современных СМИ, в том числе научно-популярного журнала путешествий, становится формирование целевой аудитории. Вводя читателя в свое коммуникативное пространство, журнал стремится к саморекламированию. В этом плане актуально мнение Л. В. Уховой о том, что авторы подобных текстов пытаются «привлечь внимание потребителя, запомниться ему, вызвать или помочь сформулировать определенное эмоциональное отношение к заложенной в тексте информации и побудить его к определенному действию» [16, c. 220].
Адресатом журнала являются потенциальные туристы и путешественники. Как пишут отечественные ученые, турист - это тот, кто совершает путешествие для отдыха и самообразования; путешественник - человек, отправляющийся в поездку по каким-нибудь местам, странам [11]. Стоит отметить тот факт, что в официальном приложении для журнала в Apple Store, разработчик приложения APL Media Limited относит журнал к категории travelling (путешествия) [17]. Из этой информации можно заключить, что журнал предназначен в первую очередь для путешественников.
В процессе социального коммуникативного взаимодействия участники коммуникации выражают в текстах (продуктах коммуникации) свои потребности, ценностные предпочтения, как личностного свойства, так и той среды, к которой принадлежат [13, c. 52]. В таком случае, чтобы создать собственную аудиторию, значимой становится категория аттрактивности.
Категория аттрактивности знака является одной из основополагающих характеристик туристического дискурса, определяющих возможность для обеспечения желаемого восприятия объекта высказывания [14, c. 167]. В рамках данной работы под аттрактивностью (лат. attrahere - привлекать) понимается свойство лингвистического объекта обращать на себя повышенное внимание читателя, на которого направлено содержащееся в нем сообщение.
Огруктуры дискурса, опредмеченного в текстах, отражают уже осуществленные автором процессы означивания (профилирование объектов, их концептуализация и категоризация). Как следствие, они транслируют определенное оценочное видение объектов - ситуаций, лиц, фактов и событий [4].
Рассмотрим способы придания аттрактивности тексту научно-популярного журнала путешествий NGT.
Языковая репрезентация категории аттрактивности в научно-популярном журнале путешествий
Один из способов придания аттрактивности -использование абсолютных и всеми разделяемых привлекательных ценностных понятий. В словарной статье словаря лингвокультурологических терминов обнаруживаем следующее определение слова ценность - высшие ориентиры в культуре, занимающие значительное место в структуре языковой личности [8, с. 135]. При посредстве языка говорящий сам ориентируется в мире своих ценностей и ориентирует других субъектов, оказывая регулирующее влияние на их последующие состояния и действия.
(1) Find your island paradise [NGT June 2017: 49] (Найдите свой собственный райский остров). В приведенном примере (1) аттрактивным является словосочетание island paradise и это неслучайно, поскольку понятие рай относится к духовной ценности. Для современного городского человека рай ассоциируется с островом, где человек может почувствовать себя счастливым вдали от цивилизации.
(2) I'm going to Jamaica and want to immerse myself in local culture [NGT May 2017: 161] (Я собираюсь поехать на Ямайку и хочу погрузиться в местную культуру). С позиции лингвокультуроло-гического подхода культура представляет собой многомерное семиотическое пространство, имеющее ценностное содержание, в которое включено все, что происходило за время существования человечества [8, с. 50]. В приведенном примере (2) аттрактивным выступает словосочетание local culture, представляя собой границу центрального понятия культура, данное словосочетание привлекает внимание читателя к ознакомлению с совокупностью продуктов духовного труда и духовных ценностей конкретного народа.
Научно-популярный журнал путешествий становится ценностным ориентиром, помогающим принять правильное решение в выборе направления.
Еще одним из способов придания тексту ат-трактивности является использование лексем оценочной семантики, прежде всего прилагательных:
(3) Right royal experiences without the price tag [NGT June 2017: 66] (Настоящие королевские впечатления, и ни слова о цене).
Наличие в примере (3) специального модального показателя, свидетельствующего о коммуникативном намерении говорящего эксплицировать некоторую модель восприятия, задает эпистеми-ческую перспективу оценивания высказывания.
Представляется важным отметить и другие языковые средства создания аттрактивности. Так, например, за счет превосходной степени прилага-
тельных, значимость тех объектов, о которых идет речь в журнале, очень возрастает.
(4) The Kilauea Volcano, the most active volcano on Earth and the most spectacular too. Manua Loa, the largest active volcano on Earth [NGT June 2017: 80] (Вулкан Килауэа, самый активный вулкан на Земле и самый впечатляющий. Мауна-Лоа, крупнейший активный вулкан на Земле).
В примере (4) с целью показать преимущества путешествия использованы качественные прилагательные в превосходной степени the most active, the most spectacular, the largest, обозначающие характеристику вулканов.
(5) Right next door to Kilauea is her sister, Mauna Loa - fiery sisters, side by side [NGT June 2017: 80] (Рядом с Килауэа ее сестра, Мауна-Лоа - огненные сестры, бок о бок).
Метафоры исключительно важны для описания аттрактивности текстов научно-популярных журналов путешествий [1]. В примере (5) метафора fiery sisters, обозначает соседний вулкан. Метафора в тексте создает привлекательный образ для читателя, так как в образе метафоры отражено древнейшее представление о тесной родственной связи. Жизненные ориентиры, вырабатываемые социумом и закрепленные в нормах и стереотипах поведения, связываются с ценностями [8, c. 133].
Образность высказывания в туристическом дискурсе научно-популярного журнала путешествий достигается также олицетворением, которое как аттрактор, дает возможность ассоциативного переноса внешних признаков и внутренних характеристик человека на предметы, явления, животный и растительный мир, а также приписывания им антропоморфных свойств.
(7) Sleepy villages are silent except for birdsong [NGT June 2017: 92] (Только птицы нарушали сон безмолвных деревень);
Язык отражает реальный мир по-своему, тем самым складывая языковую картину мира, определяющую специфику национального мировиде-ния. Язык становится ценностным ориентиром при научном исследовании той или иной культуры [8, c. 144]. Олицетворение в примере (7) помогает создать образ, яркий и неповторимый, расширяет возможности слова в передачи картины мира, ощущений и чувств.
Анализ текстов журнала NGT показал, что категория аттрактивности является одной из основополагающих характеристик научно-популярного журнала путешествий и выражается через использование лексических и стилистических приемов. Коммуникативная природа тури-
стического дискурса имеет возможность обеспечивать его аттрактивность за счет особенностей процесса интерпретации соответствующих сообщений, предполагающей достаточную свободу, а также благодаря диалогической природе данного дискурсивного феномена, постулирующей значимость каждого из участников коммуникации.
Библиографический список
1. Борисова, Е. Г. Маркетинговая лингвистика: направления и перспективы [Текст] / Е. Г. Борисова // Верхневолжский филологический вестник: научный журнал. - 2016. - № 4. - С. 140-143.
2. Васильев, С. Л. Удобочитаемость газеты и журнала [Текст] : монография / С. Л. Васильев. - Воронеж : ВГУ 2010. - 200 с.
3. Викулова, Л. Г. Издательская деятельность как дискурсивная практика: книжный каталог [Текст] / Л. Г. Викулова, И. В. Макарова // Когниция, коммуникация, дискурс. - 2013. - № 7. - С. 23-32.
4. Викулова, Л. Г. Структура моделирования ценностных ориентиров дискурса социальной реальности в массмедийном коммуникативном пространстве [Текст] / Л. Г. Викулова, Е. Ф. Серебренникова // Вестник МГПУ Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2014. - № 2 (14). - С. 55-63.
5. Викулова, Л. Г. Туристические проспекты и брошюры как дискурсивные жанры [Текст] / Л. Г. Викулова, С. А. Погодаева // Эффективность коммуникации: сборник статей по итогам междисциплинарной конференции / сост. Е. Г. Борисова. - М. : МГПУ, 2008. - С. 176-182.
6. Герасимова, С. А. Антропоцентрический подход к языку [Текст] / С. А. Герасимова // Вестник МГПУ Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». - 2011. - № 2 (8). - С. 96-100.
7. Карасик, В. И. О типах дискурса [Текст] / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград : Перемена, 2000. - С. 5-20.
8. Ковшова, М. Л. Словарь лингвокультурологиче-ских терминов [Текст] / М. Л. Ковшова, Д. Б. Гудков / отв. ред. М. Л. Ковшова. - М. : Гнозин, 2017. - 192 с.
9. Лучинская, С. Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / С. Ю. Лучинская. -Краснодар, 2009. - 23 с.
10. Мильчин, А. Э. Издательский словарь-справочник. 2-е изд., испр. [Текст] / гл. ред. А. Э. Мильчин. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2003. -558 с.
11. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : Оникс, 2008. - 1200 с.
12. Погодаева, С. А. Языковые средства аргументации во французском туристическом дискурсе
[Текст] : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05 / С. А. Погодаева. - Иркутск, 2008. - 234 с.
13. Серебренникова, Е. Ф. Аспекты социально ориентированного дискурсивного анализа итальянского языка [Текст] / Е. Ф. Серебренникова // Вестник ИГЛУ: Серия: Филология. - 2008. - № 4. - С. 52-55.
14. Серебренникова, Е. Ф. В поисках «глубинного уровня»: некоторые аспекты лингвистической аксиологической диагностики [Текст] / Е. Ф. Серебренникова // Вестник ИГЛУ Серия: Филология. - 2012. - № 2 (19) - С. 6-11.
15. Тангейт, М. Медиагиганты: Как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство [Текст] / М. Тангейт; пер. с англ. - М. : Аль-пина Бизнес Букс, 2006. - 252 с.
16. Ухова, Л. В. Эффективность рекламного текста [Текст] : монография / Л. В. Ухова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 375 с.
17. Apple INC (US) [Electronic resource]. - Режим доступа: https://itunes.apple.com/ru/app/national-geographic-traveller-uk/id503118162, free
18. National Geographic, the official site of the magazine [Electronic resource]. - Режим доступа: https ://www. nationalgeographic.com, free.
Bibliograficheskij spisok
1. Borisova, E. G. Marketingovaja lingvistika: naprav-lenija i perspektivy [Tekst] / E. G. Borisova // Ver-hnevolzhskij filologicheskij vestnik: nauchnyj zhurnal. -2016. - № 4. - S. 140-143.
2. Vasil'ev, S. L. Udobochitaemost' gazety i zhurnala [Tekst] : monografija / S. L. Vasil'ev. - Voronezh : VGU, 2010. - 200 s.
3. Vikulova, L. G. Izdatel'skaja dejatel'nost' kak diskursivnaja praktika: knizhnyj katalog [Tekst] / L. G. Vikulova, I. V. Makarova // Kognicija, kommu-nikacija, diskurs. - 2013. - № 7. - S. 23-32.
4. Vikulova, L. G. Struktura modelirovanija cen-nostnyh orientirov diskursa social'noj real'nosti v mass-medijnom kommunikativnom prostranstve [Tekst] / L. G. Vikulova, E. F. Serebrennikova // Vestnik MGPU. Serija: Filologija. Teorija jazyka. Jazykovoe obrazovanie. - 2014. - № 2 (14). - S. 55-63.
5. Vikulova, L. G. Turisticheskie prospekty i broshjury kak diskursivnye zhanry [Tekst] / L. G. Vikulova, S. A. Pogodaeva // Jeffektivnost' kommunikacii: sbornik statej po itogam mezhdisciplinarnoj konferencii / sost. E. G. Borisova. - M. : MGPU, 2008. - S. 176-182.
6. Gerasimova, S. A. Antropocentricheskij podhod k jazyku [Tekst] / S. A. Gerasimova // Vestnik MGPU. Serija «Filologija. Teorija jazyka. Jazykovoe obrazovanie». - 2011. - № 2 (8). - S. 96-100.
7. Karasik, V I. O tipah diskursa [Tekst] / V. I. Karasik // Jazykovaja lichnost': institucional'nyj i personal'nyj diskurs: sb. nauch. tr. - Volgograd : Peremena, 2000. - S. 5-20.
8. Kovshova, M. L. Slovar' lingvokul'turologicheskih terminov [Tekst] / M. L. Kovshova, D. B. Gudkov / otv. red. M. L. Kovshova. - M. : Gnozin, 2017. - 192 s.
Языковая репрезентация категории аттрактивности в научно-популярном журнале путешествий
9. Luchinskaja, S. Ju. Zhurnaly-travelogi v uslovijah globalizacii mass-media [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.10 / S. Ju. Luchinskaja. - Krasnodar,
2009. - 23 s.
10. Mil'chin, A. Je. Izdatel'skij slovar'-spravochnik. 2-e izd., ispr. [Tekst] / gl. red. A. Je. Mil'chin. - M. : OLMA Media Grupp, 2003. - 558 c.
11. Ozhegov, S. I. Slovar' russkogo jazyka [Tekst] / S. I. Ozhegov, pod obshh. red. L. I. Skvorcova. - 24-e izd., ispr. - M. : Oniks, 2008. - 1200 s.
12. Pogodaeva, S. A. Jazykovye sredstva argumen-tacii vo francuzskom turisticheskom diskurse [Tekst] : dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.05 / S. A. Pogodaeva. -Irkutsk, 2008. - 234 s.
13. Serebrennikova, E. F. Aspekty social'no orientirovannogo diskursivnogo analiza ital'janskogo jazyka [Tekst] / E. F. Serebrennikova // Vestnik IGLU. Serija: Filologija. - 2008. - № 4. - S. 52-55.
14. Serebrennikova, E. F. V poiskah «glubinnogo urovnja»: nekotorye aspekty lingvisticheskoj aksiologicheskoj diagnostiki [Tekst] / E. F. Serebrennikova // Vestnik IGLU. Serija: Filologija. -2012. - № 2 (19) - S. 6-11.
15. Tangejt, M. Mediagiganty: Kak krupnejshie mediakompanii vyzhivajut na rynke i borjutsja za liderstvo [Tekst] / M. Tangejt; per. s angl. - M. : Al'pina Biznes Buks, 2006. - 252 s.
16. Uhova, L. V. Jeffektivnost' reklamnogo teksta [Tekst] : monografija / L. V. Uhova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - 375 s.
17. Apple INC (US) [Electronic resource]. - Rezhim dostupa: https://itunes.apple.com/ru/app/national-geographic-traveller-uk/id503118162, free
18. National Geographic, the official site of the magazine [Electronic resource]. - Rezhim dostupa: https://www.nationalgeographic.com, free.
Reference List
1. Borisov E. G. Marketing linguistics: directions and prospects / E. G. Borisova//Verkhnevolzhsky Philological Bulletin: scientific magazine. - 2016. - No. 4. - Page 140-143.
2. Vasiliev S. L. Readability of the newspaper and magazine: monograph / S. L. Vasiliev. - Voronezh: VSU,
2010. - 200 pages.
3. Vikulova L. G. Publishing as discursive practice: book catalogue / L. G. Vikulova, I. V Makarova // Cognition, communication, discourse. - 2013. - No. 7. - Page 23-32.
4. Vikulova L. G. Structure of modeling of valuable reference points of social reality discourse in mass media communicative space / L. G. Vikulova, E. F. Serebrennikova // Bulletin of MSPU. Series: Philology. Theory of Language. Language education. - 2014. -No. 2 (14). - Page 55-63.
5. Vikulova L. G. Tourist avenues and brochures as discursive genres / L. G. Vikulova, S. A. Pogodaeva // Efficiency of communication: the collection of articles as a result of a cross-disciplinary conference / author E. G. Borisova. - M. : MSPU, 2008. - Page 176-182.
6. Gerasimova S. A. Anthropocentric approach to language / S. A. Gerasimova//Bulletin of MSPU. Series «Philology. Theory of Language. Language Education». -2011. - No. 2 (8). - Page 96-100.
7. Karasik V I. On types of discourse / V I. Karasik // Language personality: institutional and personal discourse: collection of articles. - Volgograd : Peremena, 2000. - Page 5-20.
8. Kovshova M. L. Dictionary of linguoculturological terms / M. L. Kovshova, D. B. Gudkov / editor-in-chief M. L. Kovshov. - M. : Gnozin, 2017. - 192 pages.
9. Luchinskaya S. Yu. Magazine-travelogues in conditions of mass media globalization : author's thesis. ... Candidate of Philological Sciences: 10.01.10 / S. Yu. Luchinskaya. - Krasnodar, 2009. - 23 pages.
10. Milchin A. E. Publishing dictionary reference. 2nd edition, corrected / editor-in-chief A. E. Milchin. - M. : OLMA Media Group, 2003. - 558 p.
11. Ozhegov S. I. The dictionary of Russian / S. I. Ozhegov, under a general editorship of L. I. Skvortsov. - 24 edition, corrected. - M. : Onyx, 2008. - 1200 pages.
12. Pogodaeva S. A. Language means of the argument in the French tourist discourse: thesis. ... Candidate of Philological Sciences: 10.02.05 / S. A. Pogodaeva. - Irkutsk, 2008. - 234 pages.
13. Serebrennikova E. F. Aspects of the socially oriented discursive analysis of Italian / E. F. Serebrennikova // Bulletin of ISLU. Series: Philology. - 2008. - No. 4. - Page 52-55.
14. Serebrennikova E. F. In search of «the deep level»: some aspects of linguistic axiological diagnostics / E. F. Serebrennikova // Bulletin to ISLU. Series: Philology. - 2012. - No. 2 (19) - Page 6-11.
15. Tangeit M. Media giants: How the biggest media-companies survive in the market and M. Tangeit fight for leadership; translated from English - M. : Alpina Business Books, 2006. - 252 pages.
16. Ukhova L. V. Efficiency of the advertizing text: monograph / L. V. Ukhova. - Yaroslavl: YSPU Publishing House, 2012. - 375 pages.
17. Apple INC (US) [Electronic resource]. - Access mode: https://itunes.apple.com/ru/app/national-geographic-traveller-uk/id503118162, free
18. National Geographic, the official site of the magazine [Electronic resource]. - Access mode: https ://www. nationalgeographic.com, free.
Дата поступления статьи в редакцию: 18.01.2018 Дата принятия статьи к печати: 16.02.2018