Научная статья на тему 'Языковая репрезентация картины мира вятского студенчества (по данным ассоциативного эксперимента)'

Языковая репрезентация картины мира вятского студенчества (по данным ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА / IMAGE OF THE PERSON / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / КОНЦЕПТ / CONCEPT / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / ВЯТСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО / VYATKA STUDENTS / РЕАКЦИЯ / REACTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наумова Наталья Геннадьевна

Статья посвящена характеристике языковой репрезентации картины мира студентов г. Кирова. Источником анализа послужили данные ассоциативного эксперимента, проведенного с более чем 600 студентами разных факультетов и курсов Вятского государственного гуманитарного университета. Было получено более 3500 реакций. Основными методиками обработки полученных реакций стали описание категориальной структуры концепта (описание концепта как иерархии когнитивных классификационных признаков); описание полевой организации выявленных когнитивных признаков (выявление признаков, составляющих ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию концепта). В статье представлены краткие выводы о результатах анализа таких концептов, как «Любовь», «Счастье», «Жизнь», «Россия», «Америка», «Работа», «Отдых», «Студент». Показывается, что мировосприятие студентов отличается общим позитивным настроем, оптимизмом, жизнерадостностью, доброжелательностью, активной позицией, целеустремленностью, установкой на успех и высокие достижения, эгоцентричностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language representation of a picture of the world of Vyatka students (according to associative experiment)

Article is devoted to a problem of the description of an image of the person by means of language, namely to the description of a fragment of a picture of the world of students of Kirov. Data of the associative experiment made with more than 600 students of different faculties and courses of Vyatka State University of Humanities were a source of the analysis. More than 3500 reactions were received. The main techniques of processing of the received reactions became the description of the categorial structure of a concept (the description of a concept as a hierarchy of cognitive classification signs); the description of the field organization of the revealed cognitive signs (identification of the signs which are the center, the near, distant and extreme periphery of a concept).). In the article short conclusions about the results of the analysis of such concepts, as "Love”, "Happiness”, "Life”, "Russia”, "America”, "Work”, "Rest”, "Student” are given. As a result attitude of students differs in the general positive spirit, optimism, cheerfulness, goodwill, an active position, commitment, aspiration to success and high achievements, egocentricity.

Текст научной работы на тему «Языковая репрезентация картины мира вятского студенчества (по данным ассоциативного эксперимента)»

students] // Rektor vuza - Rector of the university. 2012, № 8, pp. 34-39; Olkhovskaya T.A. Kriticheskoe myshlenie kak osnova razvitiya informacionno-poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov [Critical thinking as a basis for development of information and informative independence of students] // Vysshee obrazovanie segodnya - Higher education today. 2013, № 9, pp. 46-51; Raikova I.N. «Ot sessii do sessii zhivut studenty veselo» (studencheskij fol'klor v sovremennyh zapisyah) ["From session to session, students live with fun" (student in modern folklore records)] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of Moscow City Pedagogical University. 2004, № 2. Philological issue. Pp. 45-55; Rozanov K.A. Studencheskaya zhizn' v novejshej rossijskoj internet-literature: dis. ... kand. filol. nauk [Student life in modern Russian literature online: dis. ... Cand. Phililogy]. Saratov. 2010; Tsaplina O.V. Pozitivnost' obraza mira i obraza «YA» sovremennoj molodezhi [Positive image of the world and the image of the "I" of modern youth] // Molodezh' i obshchestvo - Youth and Society. 2014, pp. 85-96.

9. Chekhov A.P. Student [Student] // Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t - Complete works and letters: 30 vols. Works. Vol. 8 M. Science. 1986. Available at: http://ilibrary.ru/text/979/p.1/index.html

10. R.L. Jackson «CHelovek zhivet dlya ushedshih i gryadushchih»: O rasskaze A. P. CHekhova «Student» ["Man lives for the future and the gone": About the story of Anton Chekhov's "Student" // Voprosy literatury - Questions of literature. 1991, № 8, pp. 125-130; Dunayev M.M. [Orthodoxy and Russian literature]. Part IV. M. 1998. (analysis of the "student", pp. 598-599); Kataev V.B.Chekhov [Chekhov] // Russkaya literatura XIX-XX vekov - Russian literature of XIX-XX centuries: in 2 vol. Vol. I. M. 2008 (analysis of the "student", pp. 498-501); Zlochevskaya A.V. Rasskaz A. P. CHekhova «Student» [The story of Anton Chekhov's "Student"] // Russkaya slovesnost'- Russian literature. 2001, № 8, pp. 24-29; Matiushenko A.G. K voprosu o duhovnom soderzhanii rasskaza A. P. CHekhova «Student»: 14 sent. 2009 [To the question of the spiritual content of the story of Anton Chekhov's "Student": 14 September. 2009]. Available at http://www.pravmir.ru/k-voprosu-o-duxovnom-soderzhanii-rasskaza-ap-chexova-student.

11. Osorgin M.A. Vremena. Avtobiograficheskoe povestvovanie. Vremena: romany i avtobiograficheskoe povestvovanie [Times. Autobiographical account. Times: novels and autobiographical narrative]. Ekaterinburg. 1992. 540 p.

12. Kalinin L.V. Leksiko-grammaticheskie razryady sushchestvitel'nyh kak peresekayushchiesya klassy slov: monografiya [Lexical and grammatical level of nouns as the overlapping classes of words: a monograph]. Kirov. 2009. Pp. 186-187.

УДК 811.161.1'271(470.342)

Н. Г. Наумова

Языковая репрезентация картины мира вятского студенчества (по данным ассоциативного эксперимента)*

Статья посвящена характеристике языковой репрезентации картины мира студентов г. Кирова. Источником анализа послужили данные ассоциативного эксперимента, проведенного с более чем 600 студентами разных факультетов и курсов Вятского государственного гуманитарного университета. Было получено более 3500 реакций. Основными методиками обработки полученных реакций стали описание категориальной структуры концепта (описание концепта как иерархии когнитивных классификационных признаков); описание полевой организации выявленных когнитивных признаков (выявление признаков, составляющих ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию концепта). В статье представлены краткие выводы о результатах анализа таких концептов, как «Любовь», «Счастье», «Жизнь», «Россия», «Америка», «Работа», «Отдых», «Студент». Показывается, что мировосприятие студентов отличается общим позитивным настроем, оптимизмом, жизнерадостностью, доброжелательностью, активной позицией, целеустремленностью, установкой на успех и высокие достижения, эгоцентричностью.

Article is devoted to a problem of the description of an image of the person by means of language, namely to the description of a fragment of a picture of the world of students of Kirov. Data of the associative experiment made with more than 600 students of different faculties and courses of Vyatka State University of Humanities were a source of the analysis. More than 3500 reactions were received. The main techniques of processing of the received reactions became the description of the categorial structure of a concept (the description of a concept as a hierarchy of cognitive classification signs); the description of the field organization of the revealed cognitive signs (identification of the signs which are the center, the near, distant and extreme periphery of a concept).). In the article short conclusions about the results of the analysis of such concepts, as "Love", "Happiness", "Life", "Russia", "America", "Work", "Rest", "Student" are given. As a result attitude of students differs in the general positive spirit, optimism, cheerfulness, goodwill, an active position, commitment, aspiration to success and high achievements, egocentricity.

* Научное исследование проводится при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Кировской области в рамках проекта № 15-14-43001

© Наумова Н. Г., 2015

Ключевые слова: образ человека, языковая картина мира, студенчество, концепт, ассоциативный эксперимент, вятское студенчество, реакция.

Keywords: image of the person, language picture of the world, students, concept, associative experiment, Vyatka students, reaction.

Настоящая статья представляет собой результаты научного исследования, посвященного разработке проблемы реконструкции образа человека посредством языка, в частности отражения картины мира человека через его речь. Реконструкция образа человека посредством языка является одним из приоритетных направлений лингвистических исследований конца XX - нач. XXI в. Существует целый ряд лингвистических концепций построения образа (модели) человека по данным языка: описывается образ человека [1], языковая (коммуникативная) личность [2], концепт Человек [3], языковая модель поведения человека [4] и т. д.

Проблемным является вопрос выбора термина для обозначения реконструированного по данным языка образа человека, определения универсальной схемы описания образа человека, выделения составляющих его компонентов. Различия существующих концепций описания данного феномена связаны с различием лежащих в их основе подходов к его рассмотрению, принципов анализа.

Актуальной является задача соединения методов анализа различных наук, изучающих человека, при сохранении лингвистического взгляда на предмет, т. е. осуществление междисциплинарного подхода к описанию образа человека, что отвечает требованиям современной мировой науки.

В рамках исследования образа человека активно ведется разработка проблемы картины мира человека. Выделяется теоретический и практический аспект данного анализа. Теоретический аспект связан с задачей определения и уточнения понятия «картина мира» в его сопоставлении с понятиями «наивная картина мира», «научная», «языковая», «речевая», «национальная», «культурная», «когнитивная», «концептуальная», «художественная», «картина мира текста» и т. д.; изучается структура картины мира человека, составляющие ее единицы, среди которых называются фрагменты, концепты, фреймы, поля и т. д. Исследуемое понятие определяется как «создаваемый человеком субъективный образ объективной реальности» [5]. В трактовке данного понятия лингвисты подчеркивают такие компоненты картины мира, как систему ценностей (ср., напр.: «Основными составляющими картины мира является Человек и его ценностная ориентация в объективной деятельности...» [6]); систему связей и отношений между предметами и явлениями (ср., напр.: картина мира - «идеальное представление всей взаимосвязанности объективных предметов и процессов, соответственно существующих в такой же сложной сети взаимосвязей в мире понятий» [7]); систему правил и норм, определяющих поведение человека (ср., напр.: «Человек обращается с вещами в соответствии со своей картиной мира, которая формирует систему запретов на его поведение в мире» [8]) и т. д.

Проблема изучения картины мира теоретически обоснована в трудах признанных отечественных ученых: Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, А. А. Зализняк, В. В. Колесова, В. И. Карасика, Ю. Н. Караулова, Е. С. Кубряковой, Д. С. Лихачева, И. А. Стернина, З. Д. Поповой, В. И. Постоваловой, Б. А. Серебренникова, Е. В. Урысон, М. В. Пименовой, М. П. Одинцовой, А. П. Бабушкина, А. Д. Шмелева, В. И. Убийко и др. Также данная проблематика активно разрабатывается исследователями из Воронежа, Н. Новгорода, Омска, Екатеринбурга, Магнитогорска и других городов России.

Практический аспект анализа реализуется в исследовании конкретных картин мира (чаще их фрагментов) того или иного народа (в отдельности или в сопоставлении), социальной группы, конкретного человека (чаще писателя или поэта); изучении изменчивости картины мира в диахронии, сопоставлении картин мира представителей различных эпох в рамках определенной культуры. Лингвистами предлагаются различные пути выявления картины мира: «анализ рефлексов человеческой подсознательной деятельности» [9], анализ «отношения человека к окружающей действительности, обнаруживающегося в его настроениях, чувствах, действиях» [10] и т. д.

Наше исследование продолжает ряд работ в рамках изучения конкретных картин мира. Цель нашего исследования - описать фрагмент языковой картины мира студентов г. Кирова. Исследование дает представление о предпочтениях и оценках, целях и желаниях, общем настрое и культурном уровне студенчества как одного из самых социально активных слоев общества. Понимание особенностей мировосприятия современной молодежи позволит более грамотно выстраивать молодежную политику, что поможет избежать отрицательных явлений в среде молодежи и создаст условия для формирования здорового (во всех смыслах) поколения как фундамента будущей здоровой нации.

В данной статье представлены результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с более чем 600 студентами разных факультетов и курсов ВятГГУ. Было получено более

3500 реакций. Основными методиками обработки полученных реакций стали описание категориальной структуры концепта (описание концепта как иерархии когнитивных классификационных признаков); описание полевой организации выявленных когнитивных признаков (выявление признаков, составляющих ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию концепта). Были исследованы такие концепты, как «Семья», «Любовь», «Счастье», «Свобода», «Жизнь», «Дом», «Деньги», «Судьба», «Россия», «Америка», «Работа», «Отдых», «Интересное», «Студент», «Преподаватель», «Учеба». Далее представим выводы относительно существующих в языковом сознании студентов представлений и взглядов на мир, к которым мы пришли после анализа ряда концептов.

Представление о любви. Основное качество любви с позиций студентов - взаимность (31). Любовь основывается на самопожертвовании, доверии, ответственности и терпении, что свидетельствует о нравственном воздействии этого чувства на человека, готового отказаться от лич-ностно важного, эгоистического во имя любимого (самопожертвование 10, доверие 8, ответственность 6, откровение 3, доверять друг другу 2, терпение 2, терпеть друг друга, потому что идеальных не бывает, переступить через собственный эгоизм). Любовь чаще связывается с семейными отношениями (семья 23, родители 6, дети 6, семейная пара), чем с отношениями между противоположными полами (мужчина 12, женщина 3). Любовь представляется как что-то очень ценное, яркое, обновляющее, возвышающее, кратковременное и в то же время вечное (полет 5, вспышка 5, новая жизнь 3, вечная 3; то, ради чего стоит жить, одно из самых ярких чувств в жизни человека). Любовь приносит как положительные состояния (счастье 15, гармония 7), так и отрицательные (безумна 5, разочарование 5, безрассудство 3, страдание 3, одурманенность 2, глупость 2).

Представление о работе. «Работа» в представлении молодых людей г. Кирова выступает прежде всего как средство получения материальных благ (деньги 30, заработная плата 10, доход 3, достаток 3, заработок 3, стабильность 3 и т. д.) и средство самореализации (карьера 9, развитие 6, самореализация 5, карьерный рост 2, возможности 2, перспектива, самосовершенствование, найти себя, путь к саморазвитию и т. д.), она чаще связывается с трудностями и отрицательными состояниями (усталость 15, рутина 4, раб 2, однообразие 2, тяжело 2, стресс 2, забота 2, недосыпание 2, плохо, тяжелая, нудная, ненависть, нервы, напряжение, безысходность, печаль, скучность, лень, изнеможение, нежелание, озлобление и т. д.), хотя может быть и любимым, интересным делом, делом всей жизни и приносить радость, счастье и удовлетворение (удовольствие 8, интересная 6, интерес 5, хорошо 2, любимая 3, захватывающая, хорошая, счастье, смысл жизни, дело жизни, любимое занятие, любимое дело, сила, радость и т. д.). Под работой часто подразумевается труд, занятость, связанные с определенной профессиональной сферой (шахтер 3, начальник 3, директор 2, профессия, юрист, официант, event-менеджер, строитель, секретарша, босс, начальство, строитель, учитель и т. д.). Иногда отмечаются качества человека, которыми он должен обладать для выполнения работы (трудолюбие 2, ответственность 2, усердие 2, умение 2, ум 2, опыт 2, старание, профессионализм, быть незаменимым, образование, серьёзность), подчеркивается время работы - большая часть жизни, ее периодичность (постоянная 2, каждый день 2, часть жизни, занимает большую часть жизни, без выходных, 52 часа в неделю и т. д.), коллектив и отношения на работе. Последнее менее всего интересует студентов в работе. Основное внимание обращается на результат труда (получение денег) и состояние, в котором человек находится во время выполнения работы.

Представление об отдыхе. «Отдых» в представлении студентов чаще всего связывается с активностью, поездками в другие места (море 28, путешествие 11, спорт 7, активный 6, горы 4, поездка 3, баскетбол 2 и т. д.).

Юноши гораздо чаще, чем девушки, связывают отдых также и с пассивностью, отсутствием деятельности (сон 18, кровать 3, ничего не делать, пассивный, полежать, постель).

Для юношей отдых часто - это занятие любимыми делами (рыбалка 3, музыка 2, хобби 2, DOTA 2 (игра) 2, занятие любимым делом, краеведение, любимые дела, охота, кино, телевизор, фильмы, компьютер). Для девушек отдых чаще ассоциируется с местом, где он осуществляется (чаще на природе: природа 6, солнце 5, пляж 5, дом 5, свежий воздух 2, веранда, деревня, дача, лагерь, лес, сауна, парк, вода, пикник, звёздное небо), а также с состоянием, в котором они пребывают во время отдыха (тишина 5, спокойствие 3, радость 2, веселье 2, приятно, комфорт, расслабленность, релаксация, нирвана, покой, успокаивает, уют, счастье и т. д.).

Представление о России. Россия прежде всего предстает как положительно оцениваемое явление, родное, близкое и важное для молодого человека, его дом и семья (Родина 80, дом 15, Россия наш большой дом, наш отчий дом, Родина-мать 2, мама 4, мать 5, Россия-матушка 4, родители, семья 5, отечество 4, отчизна 3 и т. д.). Отмечается ее величие (великая 8, великая держава 8, великая страна 4, величие 6, слава 5 и т. д.), богатство и сила (богатая 4, богатство 2, сила 8, могучая 7, могущество 3, мощь 9, сильное государство, сильная страна), единство, красота, не-

63

зависимость (свобода), самобытность, что вызывает чувство гордости и любви (гордость 7, любовь 7, сердце, любимая, радость 2, счастье,уважение и т. д.). Очень редко указывается на отрицательные качества России, которые связываются с неустроенностью, неразвитостью страны, несправедливостью, вызывающими чувства безысходности и недовольства. Россия связывается с огромной территорией, обладающей природными богатствами, но отличающейся суровым климатом (березы 35, лес(а) 26, медведь 21, поля 11, просторы 18, большая 12, зима 10, огромная 6 и т. д.). Россия характеризуется определенным государственным устройством, централизованной властью (Путин 33, Москва 15, флаг 7, государство 4 и т. д.), имеет богатую историю (история 6, история богатейшая, великая история, страшная история, империя 4, монархия 2, Иван IV, крестьяне, Петр I, Великая отечественная война 4, война 3, победа 8, Сталин, ГУЛАГ, ГРУ, КГБ 2, День Победы, космос, КПСС, Ленин 2, коммунизм, СССР 3 и т. д.), культуру (прежде всего литературу и язык) и разнообразные народные традиции. Россия имеет и ряд общественных проблем (плохие дороги, затем взяточничество и бюрократизм, алкоголизм и преступность, бедность и отсталость). Отмечается доброта, открытость и дружелюбие, щедрость, сила духа, духовность, талантливость русского человека (гуманизм, доброта, добрая, добрая душа, добрые люди, добрые и душевные люди, гостеприимность, дружелюбие, друзья, открытость, открытость души, щедрая душа, щедрость, щедрота души, широкая душа, самопожертвование; достоинство, выдержка, патриотизм 7, патриоты, справедливость 2, честь, честность, особенное чувство юмора; богатыри 2, подвиги, великий народ, сильный дух, сила духа, сильные духом люди, суровость, мужество, отвага 2; глубокие люди, русский дух 3, великий дух 2, духовность 2, душа 4; изобретательность, креативность, находчивость, неординарность, талант, сила ума и т. д.).

Представление об Америке. «Америку» молодые люди представляют как достаточно привлекательный и интересный культурный объект, предоставляющий разнообразную продукцию развлекательного характера. При этом представление студентов о культуре Америки весьма стереотипно, оно включает в себя культурные символы и достопримечательности (статуя свободы 14, небоскребы 6, американские горки, Диснейленд, аллея звезд, фастфуд 10, гамбургер 3, хот-дог, бейсбол, реп и т. д.). Чаще упоминаются американская еда (фастфуд 10, гамбургер 3, конфеты, стейк, виски, жвачка, американские блинчики, хот-дог), киноискусство (кино 8, глупые комедии 3, сериалы 2, боевики 2, известные актеры 2, Арнольд Шварценеггер, Стэн Ли), реже спорт и музыка. Вообще не упоминаются явления «настоящей культуры»: серьезной литературы, музыки, изобразительного искусства и т. д. Достаточно часто Америка ассоциируется у молодых людей с определенными политическими отношениями, которые характеризуются как насильственные, подавляющие, агрессивные (война 10, власть 2, вмешательство 2, провокация 2, империализм, разбой). В связи с этим упоминаются места военных конфликтов, инициатором которых была Америка (Ирак 3, Вьетнам, Сирия, Косово, Ливия), современные события с отрицательной оценкой (Майдан 3, 11 сентября 2, теракты), а также далеко не мирные явления прошлого, связанные с этой страной (испанские конкистадоры 2, рабы 2, ядерная война, цветная революция, геноцид индейцев, гражданская война, «холодная война»). Значительно меньше реакций указывают на другие стороны политической жизни страны: строй, президентов, население. Также Америка ассоциируется с государством, упоминаются наиболее известные города и штаты (Голливуд 11, Нью-Йорк 8, Лас-Вегас 2, Вашингтон, Лос-Анджелес, Флорида, Аризона, Аляска), а также с частью света, континентом и характерными для нее видами (океан 2, Гранд Каньон, пустыни, закат). В представлении молодежи США часто связываются с деньгами, бизнесом, крупными всемирно известными компаниями (доллар 12, деньги 8, корпорации, бизнес, торговля, Mcdonalds 5, General Motors, Harley-Davidson, Reebok, Apple, Starbucks, Coca-Cola, Microsoft и др.). Отмечается высокий уровень жизни американцев, а также свойственный нации дух свободы (свобода 7, отдых 2, независимость).

Представление о студенте. «Студент» - это прежде всего тот, кто занимается учебной деятельностью, которая наиболее сильно проявляется во время сессий (учёба 36, учиться 9, обучение 2, сессия 33, экзамен 15, зачёт 13, диплом 11, зачётка 10, университет 17, лекции 8, пара 8 и т. д.); это человек, который постоянно не высыпается (сон 18, бессонница 7, не выспавшийся 7, сонный 6, бессонные ночи 3, нездоровый сон, отсутствие сна, без сна; недосып 4, спать 3, спит, спящий, любит поспать, проспал, мало спит и т. д.) и думает о еде (голодный 10, голод 3, еда 7, кофе 3, батон с майонезом, гастрит, горячая вода и т. д.), но, несмотря на это, находится в веселом расположении (весёлый 22, веселье 7, весёлое время 2, весёлая жизнь, веселиться; беззаботность 2, беззаботный 2; радость 2, жизнерадостный, счастливчик 2, любовь 3, лёгкость, счастье, интерес 2), в состоянии некой личной независимости (самостоятельность 2, свобода 2, свободный, вольность); человек, ведущий активный образ жизни (активный 8, деятельность 3, занятой 2, активист, активная жизнь, бегать, все успевающее существо, постоянно торопится, труд, хлопоты, энтузиазм), успевающий помимо учебы и отдохнуть (погулять), и поработать, и пообщать-64

ся с друзьями; человек старательный, трудолюбивый, упорный и вообще хороший, хотя иногда склонный к лени и хитрости, но при этом разносторонне развитый и умный; человек молодой и бедный. Стоит отметить, что такой стереотип студента существует достаточно давно в рамках европейской цивилизации.

Представление о счастье. «Счастье» связывается с теплыми семейными отношениями (семья 119, дети 41, близкие 7, родные 6, родители 10, мама 10, дом 13, здоровая семья 4 и т. д.), основанными на любви, доброте, взаимопонимании и уважении (любовь 76, друзья 22, доброта 5, милосердие, понимание 2, взаимоуважение, забота, теплое отношение к людям, задушевная беседа, верность), с наличием близких и любимых людей, детей; с состоянием легкости и радости (радость 37, улыбка 7, хорошее настроение 4, жить и радоваться жизни, хочется летать, лёгкость 2, смех, не хочется злиться, блеск в глазах 2, внутренняя радость), спокойствием и гармонией (спокойствие 8, равновесие 2, мир, гармония 7, душевное спокойствие, стабильность), здоровьем, с состоянием свободы от проблем и забот, с независимостью (независимость 3, беззаботность 2, свобода, освобождение, безмятежность, хочется прыгать, безоблачное, независимость, отсутствие проблем). Молодые люди счастливы от того, что занимаются какой-то деятельностью (жить 5, любимое дело 5, работа 3, активность 2, процесс, цели), часто духовно-интеллектуальной (стремление 2, вера в Бога, смысл жизни, философия, нирвана, саморазвитие 5, думать, учёба 3, хорошо учиться, чтение, книга 3, книги 2,) или творческой (рисунок, творить 2, мечтать 3, вдохновение, созидательная деятельность, хор), и добиваются в ней успехов (успехи 6, достижения, процветание, успех, полезность, самореализация 3, ощущать себя лучшим). Небольшой части молодежи счастье приносит обладание материальными благами, деньгами. Редко счастливыми молодежь делает природа и еда.

Представление о жизни. «Жизнь» в представлении студентов - это нечто положительное, прекрасное и светлое (прекрасная 6, прекрасна, светлая 3, свет, гармоничная, позитивная), радостное и счастливое (счастье 26, счастливая 7, радость 13, любовь 12, любить 4, веселая 5, смех и т. д.), вдохновляющее, дающее удовольствие (вдохновение, вдохновляться, оптимизм, приносит удовольствие, наслаждения) и поэтому очень ценное (бесценная, ценность, величайшая драгоценность, самое главное, дорожить, любимая, одна). Жизнь делает такой ее содержательность, наполненность яркими интересными событиями (яркая 2, радуга, интересная 4, интерес 3, насыщенная 2, события, наполненная событиями, полна разнообразия и ярких моментов, каждый день не похож на предыдущий, неповторимость, разнообразная, запоминающаяся), теплые отношения между людьми (взаимопомощь, поддержка, помощь другим, желание помогать ближним, давать, добро, любить и радоваться, прощать) (семейные и дружеские: семья 15, дети 11, дом 6, родители 2, иметь рядом близких и родных, родственники; друзья 4, дружба 3, много друзей); возможность действовать и проявлять себя (в учебе, на работе, в творчестве: учеба 5, диплом, университет, работа 4, карьера, активная 3, труд 2, борьба, заниматься любимым занятием, активность, великолепная возможность реализовать свои идеи и планы, самореализация, самостоятельность), достигать целей и добиваться успеха (добиваться целей, достижение своих целей, общение, творчество, успехи, удача, взлеты и падения, возможности), возможность духовно развиваться (мечты, мечтать, чувствовать 2, эмоции, видеть красоту, духовная, поиск себя, познание). Жизнь - это активность и движение (путешествие, путь, свой путь, движение), процесс, растянутый во времени. Отрицательные характеристики жизни практически не встречаются, что говорит о достаточно позитивном отношении молодых людей к жизни.

Таким образом, мы представили общие выводы о некоторых особенностях языковой картины мира учащейся молодежи г. Кирова, полученные нами на основании анализа ряда концептов по данным ассоциативного эксперимента.

Примечания

1. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1; Чернова С. В. Художественный образ: к определению понятия // Вестник ВятГГУ. 2014. № 6; Калинина Л. В. Образ человека рубежа ХХ-ХХ1 веков в зеркале языковых и социальных процессов: монография. Киров, 2013.

2. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: АДД. Л., 1984; Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М., 1993; Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72; Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 1996; Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987; Кацнель-сон С. Д. Речемыслительные процессы // Вопросы языкознания. 1984. № 4; Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. Воронеж, 2000; Кубрякова Е. С. Введение // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. М., 1991; Маслова В. А. Лингвокультурология. М., 2001; Стернин И. А.

Понятие коммуникативного поведения и проблема его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж, 2000. С. 4-20; Сухих С. А., Зеленская В. В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций. Краснодар, 1997; Тарасов Е. Ф. Введение // Речевое общение: проблемы и перспективы. М., 1983.

3. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999; Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 40; Убийко В. И. Типология концептов и методика когнитивного анализа // Теория поля в современном языкознании: материалы науч.-теор. семинара. Уфа, 1999. Ч. 5. С. 42-47.

4. Чернова С. В. Деятельность: лингвистический анализ. Киров, 2008.

5. Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С. 44.

6. Торсуева И. Р. Интонация и картина мира художественного текста // Текст как отражение картины мира. М., 1989. С. 5.

7. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990. С. 18.

8. Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С. 26.

9. Там же. С. 46.

10. Там же. С. 24.

Notes

1. Apresyan Y.D. Obraz cheloveka po dannym yazyka: popytka sistemnogo opisaniya [Image of a man according to language data: an attempt of system description] // Voprosy yazykoznaniya - Problems of Linguistics. 1995, № 1; Chernova S.V. Hudozhestvennyj obraz: k opredeleniyu ponyatiya [Artistic image: to the definition of concept]// Vestnik VyatGGU - Herald of VyatSHU. 2014, № 6; Kalinina L.V. Obraz cheloveka rubezha XX-XXI vekov v zerkale yazykovyh i social'nyh processov: monografiya [Image of a man of abroad in XX-XXI centuries in the mirror of language and social processes: a monograph]. Kirov. 2013.

2. Bogin G.I. Model' yazykovoj lichnosti v ee otnoshenii k raznovidnostyam tekstov: ADD [Model of language personality in its relation to the species text: ADD]. L. 1984; Winokur T.G. Govoryashchij i slushayushchij: varianty rechevogo povedeniya [Speaker and listener: speech behavior options]. M. 1993; Vorkachev S.G. Lingvokul'turologi-ya, yazykovaya lichnost', koncept: stanovlenie antropocentricheskoj paradigmy v yazykoznanii [Cultural linguistics, language personality, concept: becoming of anthropocentric paradigm in linguistics] // Filologicheskie nauki - Philology. 2001, № 1, pp 64-72; Karasik V.I. YAzykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs [Linguistic circle: personality, concepts, discourse]. M. 1996; Karaulov Y.N. Russkij yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian language and linguistic identity]. M. 1987; Katznelson S.D. Rechemyslitel'nye processy [Speach and thinking processes] // Voprosy yazykoznaniya - Questions of linguistics. 1984, № 4; Kashkin V.B. Vvedenie v teoriyu kommunikacii: ucheb. Posobie [Introduction to communication: tutorial]. Voronezh. 2000; Kubryakova E.S. Vvedenie [Introduction] // CHelovech-eskij faktor v yazyke: yazyk i porozhdenie rechi - The human factor in language: the language and speech production. M. 1991; Maslova V.A. Lingvokul'turologiya [Cultural linguistics]. M. 2001; Sternin I.A. Ponyatie kommunikativnogo povedeniya i problema ego issledovaniya [The concept of communicative behavior and the problem of his research] // Russkoe i finskoe kommunikativnoe povedenie - Russian and Finnish communicative behavior. Voronezh. 2000. Pp. 4-20; Sukhikh S.A., Zelenskaya V.V. Reprezentativnaya sushchnost' lichnosti v kom-munikativnom aspekte realizacij [Representative essence of the person in the communicative aspects of implementations]. Krasnodar. 1997; Tarasov E.F. Vvedenie [Introduction] // Rechevoe obshchenie: problemy i perspektivy -Speech dialogue: challenges and prospects. M. 1983.

3. Arutyunova N.D. YAzyk i mir cheloveka [The language and the world of man]. M. 1999; Stepanov Yu.S. Konstanty: Slovar' russkoj kul'tury. Opyt issledovaniya [Constants: Dictionary of Russian culture. Experience of studies]. M. 1997. P. 40; Ubiyko V.I. Tipologiya konceptov i metodika kognitivnogo analiza [Typology of concepts and methods of cognitive analysis] // Teoriya polya v sovremennom yazykoznanii: materialy nauch.-teor. Seminara - Field theory in modern linguistics: Proceedings scientific-theoretical. workshop. Ufa. 1999. Pt. 5. Pp. 42-47.

4. Chernova S.V. Deyatel'nost': lingvisticheskij analiz [Activities: linguistic analysis]. Kirov. 2008.

5. Postovalova V.I. Kartina mira v zhiznedeyatel'nosti cheloveka [Picture of the world in human activities] // Rol' chelovecheskogo faktora v yazyke. YAzyk i kartina mira - The role of human factor in language. Language and world picture. M. 1988. P. 44.

6. Torsueva I.R. Intonaciya i kartina mira hudozhestvennogo teksta [Intonation and the picture world of the art text] // Tekst kak otrazhenie kartiny mira - Text as a reflection of the world picture. M. 1989. P. 5.

7. Kolshansky G.V. Ob"ektivnaya kartina mira v poznanii i yazyke [Objective picture of the world in knowledge and language]. M. 1990. P. 18.

8. Postovalova V.I. Kartina mira v zhiznedeyatel'nosti cheloveka [Picture of the world in human activities] // Rol' chelovecheskogo faktora v yazyke. YAzyk i kartina mira - The role of human factor in language. Language and world picture. M. 1988. P. 26.

9. Ibid. P. 46.

10. Ibid. P. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.