Научная статья на тему 'Языковая репрезентация британского и американского юридического образования в современных СМИ'

Языковая репрезентация британского и американского юридического образования в современных СМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / СЛОВОСОЧЕТАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ / REPRESENTATION / WORD COMBINATIONS / LEGAL EDUCATION / LEGALMARKETPLACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низовец Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются особенности юридического образования в странах общего права. На основе анализа функционирования различных типов словосочетаний в интернет-версиях газет и профессиональных журналов выявляются позитивные и негативные репрезентации учебных заведений, преподавателей и студентов. Обнаружены некоторые новые тенденции на рынке юридических услуг и способы адаптации учебных заведений к работе в изменившихся социально-политических условиях. Обсуждаются вопросы использования полученных знаний в практике обучения английскому языку студентов-юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Низовец Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC REPRESENTATION OF BRITISH AND AMERICAN LEGAL EDUCATION IN MODERN MEDIA

The article deals with the peculiarities of law education in common law countries. On the basis of the analysis of the functioning of different types of word combinations in online newspapers and law journals, there are revealed positive and negative representations of universities, educators and students. There have been discovered some new trends in the legal marketplace and ways of law schools adapting to working in the changed environment. Issues of incorporating this knowledge in the legal English classroom are discussed.

Текст научной работы на тему «Языковая репрезентация британского и американского юридического образования в современных СМИ»

УНИВЕРСИТЕТА Языковая репрезентация британского и американского имени o.e. куг-афина(мгюА) юридического образования в современных СМИ

ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности юридического образования в странах общего права. На основе анализа функционирования различных типов словосочетаний в интернет-версиях газет и профессиональных журналов выявляются позитивные и негативные репрезентации учебных заведений, преподавателей и студентов. Обнаружены некоторые новые тенденции на рынке юридических услуг и способы адаптации учебных заведений к работе в изменившихся социально-политических условиях. Обсуждаются вопросы использования полученных знаний в практике обучения английскому языку студентов-юристов.

Ключевые слова: репрезентация, словосочетания, юридическое образование, рынок юридических услуг.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.39.11.091-105

T. I. NIZOVETS,

PhD in Philology, Associate Professor of English Faculty № 1 of the Department of Legal Translation of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

tatiananizovets@mail.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

LINGUISTIC REPRESENTATION OF BRITISH AND AMERICAN LEGAL EDUCATION IN MODERN MEDIA

Abstract. The article deals with the peculiarities of law education in common law countries. On the basis of the analysis of the functioning of different types of word combinations in online newspapers and law journals, there are revealed positive and negative representations of universities, educators and students. There have been discovered some new trends in the legal marketplace and ways of law schools adapting to working in the changed environment. Issues of incorporating this knowledge in the legal English classroom are discussed.

Keywords: representation, word combinations, legal education, legalmar-ketplace.

Будущее юриспруденции определяется тем, какое образование и какую профессиональную подготовку получают сегодня студенты.

Получение юридического образования всегда считалось престижным делом. Наличие соответствующей квалификации дает возможность выпускникам юридических вузов занимать самые высокие посты в государстве и влиять на

Татьяна Ивановна НИЗОВЕЦ,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка № 1 Института юридического перевода Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) tatiananizovets@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

Ш m К

Т □

"О Л И I

ш

И

п

Т И Ч

m

п

К

О

НАУКИ

© Т. И. Низовец, 2017

>

92

ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ß^j^umiwi*

судьбы людей. Диплом юриста британского или американского университета — мечта многих молодых людей. Но за последние десятилетия в мире произошли серьезные социально-политические изменения, которые повлияли и на систему юридического образования. Система вынуждена приспосабливаться к работе в новых условиях. Меняются модели взаимодействия между учебными заведениями и работодателями, меняются учебные курсы и методы обучения.

Кризисные явления в экономике, резкое сокращение финансирования государством юридической помощи для населения, повышение платы за обучение в вузах заставляют студентов всерьез задуматься о том, стоит ли вообще получать степень в области права. Это подтверждается следующими примерами:

«...Is there any value in legal education at all?»1

«Is the law degree an ass?»2

«Law students have been saying for years that America's legal education is broken»3.

«I wouldn't wish my law school experience on my enemy»4.

В связи с этим представляется интересным на основе анализа функционирования лингвистических средств в англоязычных СМИ выявить современные тенденции в развитии системы юридического образования в США и Великобритании как наиболее авторитетных стран англосаксонской правовой системы.

В качестве материала исследования использовались статьи правовой тематики из онлайн-версий таких источников, как The Guardian5, The Independent6, The Telegraph7, The Economist8, The Barrister9, Solicitors Journal10.

Основной единицей анализа в работе является словосочетание. Из опубликованных в Интернете статей была сделана выборка коннотативных, клишированных, фразеологических и других типов словосочетаний, которые прямо или косвенно характеризуют систему юридического образования Великобритании и США и отдельные ее элементы.

Использование категориального метода исследования словосочетаний, предложенного лингвистами МГУ11, позволило составить обобщенный образ системы

1 URL: https://www.lawgazette.co.uk/features/legal-education-big-learning-curve/5039684.ar-ticle (дата обращения: 09.08.2017).

2 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/oct/14/law-degree-an-ass-education (дата обращения: 09.08.2017).

3 URL: https://www.economist.com/news/business/21571213-could-law-schools-be-ready-change-their-ways-two-year-itch (дата обращения: 09.08.2017).

4 URL: http://www.businessinsider.com/is-law-school-worth-the-money-2013-12?IR=T (дата обращения: 09.08.2017).

5 URL: https://www.theguardian.com/uk (дата обращения: 09.08.2017).

6 URL: http://www.independent.co.uk/us (дата обращения: 09.08.2017).

7 URL: http://www.telegraph.co.uk (дата обращения: 09.08.2017).

8 URL: https://www.economist.com (дата обращения: 09.08.2017).

9 URL: http://www.barristermagazine.com (дата обращения: 09.08.2017).

10 URL: https://www.solicitorsjournal.com (дата обращения: 09.08.2017).

11 Тер-Минасова С. Г. Синтагматика функциональных стилей и оптимизация преподавания иностранных языков. М., 1986.

УНИВЕРСИТЕТА Языковая репрезентация британского и американского йЭ^Э

имени o.e. кугафина(мгюА) юридического образования в современных СМИ

юридического образования и выявить особенности ее функционирования на современном этапе, определить тенденции развития системы, ее положительные и отрицательные репрезентации.

Репрезентация в журналистике трактуется как представление какого-либо объекта в медиатекстах. В качестве объекта репрезентации в данном исследовании выступали юридические учебные заведения, их работники, студенты, учебные курсы и работодатели. Слово «репрезентации» также используется для обозначения самих представляемых объектов.

Репрезентация12 является отражением элементов реальности, но при этом не является ее копией. Из многократных репрезентаций различных элементов реальности у реципиента формируется своя информационная картина мира. Репрезентации являются основой формирования мыслей и идей, с течением времени они могут изменяться.

В определении преобладающих в текстах СМИ репрезентаций учитывались такие ключевые понятия медиатеории13, как репрезентация, идеология, язык ме-диатекста, жанр, целевая аудитория и медиаорганизация.

Рассмотрим основные репрезентации юридического образования в целом, а затем обратимся к репрезентациям учебных заведений, студентов и т.д.

Во многих источниках подчеркивается роль системы юридического образования в обеспечении нормального функционирования общества. Об этом свидетельствует использование таких словосочетаний, как «societal interest in the training of lawyers», «the centrality of lawyers in the effective functioning of ordered society», «a public good», «an important public benefit»14.

Подготовка квалифицированных юристов представляет собой общественное благо. (Юристы обеспечивают баланс в обществе: их деятельность напрямую связана с реализацией правовых норм и обеспечением правопорядка в различных сферах общества.) Однако юристы — это еще и товар, реализация которого зависит от ситуации на рынке. Юристы предлагают свои знания, умения и опыт для обеспечения своего собственного существования, и при этом они должны учитывать нужды, потребности и запросы потребителей:

«This private good aspect subjects legal education to consumer preferences and market forces»15.

Работники сферы образования и контролирующие организации должны следить за соблюдением баланса между интересами юристов, ожиданиями потре- Е бителей юридических услуг и факторами рынка («carefully calibrate» the public Т and private concerns)16. □

Л

12 URL: http://magazines.russ.ru/oz/2003M/2003_4_37.html (дата обращения: 09.08.2017).

13 Bateman A, Bennett P. et al. A2 Media Studies. London, New York, 2010.

14 URL: https://bestpracticeslegaled.albanylawblogs.org/2013/08/02/aba-future-legal-ed-task- И

force-working-paper-available-a-field-manual-for-people-of-good-faith/ (дата обращения:

working-paper-available-a-field-manual-for-people-of-good-faith/ (дата обращения: 09.08.2017).

П

09.08.2017). Ч

15 URL: https://bestpracticeslegaled.albanylawblogs.org/2013/08/02/aba-future-legal-ed-taskforce- m working-paper-available-a-field-manual-for-people-of-good-faith/ (дата обращения: 09.08.2017). д

16 URL: https://bestpracticeslegaled.albanylawblogs.org/2013/08/02/aba-future-legal-ed-taskforce- Й

НАУКИ

>

94

ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ß^j^umiwi*

Однако в современных медиатекстах находим также указание на то, что юридическое образование в Англии и США очень дорогое. Повышение платы за обучение в Великобритании до 9 тыс. фунтов в год является препятствием для получения такого образования выходцами из бедных семей и означает крушение надежд. Доступ к юридическому образованию в США также открыт не для всех; размер среднего долга студентов по образовательным кредитам в США превышает 100 тыс. долл.:

«Training to become a barrister or solicitor is a competitive and expensive business. ...The financial cost remains an enormous barrier for many». «A typical US law student debt amounts to well over $100,000»17. «.The crushed hopes of so many after the expenditure of £50,000 are not good for the profession.»18

Такое положение дел наносит вред профессиональному сообществу и нарушает интересы всего общества. Словосочетания «the extravagantly priced world of legal education»19, «the ridiculously expensive costs of the professional training courses»20 заставляют усомниться в справедливости такой системы. В прессе все чаще задаются вопросы о том, насколько оправданна такая стоимость обучения и оправдывает ли система образования ожидания студентов:

«Does the Legal Education and Training Review live up to its billing?»21 Следующей важной характеристикой системы юридического образования в странах общего права является ее приверженность традициям. В Англии, например, для получения права заниматься адвокатской деятельностью необходимо принять участие как минимум в 12 официальных обедах, организуемых корпорациями адвокатов:

«.Qualification as a barrister is contingent on law graduates attending a dozen formal dinners»22.

Данная традиция восходит к Средневековью. В наши дни она трансформировалась и приобрела большую образовательную ценность. Обеды сопровождаются публичными выступлениями, лекциями или практическими занятиями. Такие мероприятия теперь называются квалификационными сессиями — «Qualifying Sessions». Важное требование к церемонии — коллегиальность, активное участие студентов в мероприятии. Данная традиция рассматривается многими как загадочная, мистическая, старомодная («the most arcane feature of law's train-

17 URL: https://www.lawgazette.co.uk/comment-and-opinion/lawyer-education-lessons-from-the-us/5037891.article (дата обращения: 09.07.2017).

18 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/feb/24/few-law-graduates-become-barristers (дата обращения: 09.08.2017).

19 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/may/12/barristers-dinners-fun-indulgence (дата обращения: 09.08.2017).

20 URL: https://www.theguardian.com/law/2012/oct/19/law-degree-how-pay-bursaries-loans-scholarships (дата обращения: 09.08.2017).

21 URL: https://www.lawgazette.co.uk/practice/does-the-legal-education-and-training-review-live-up-to-its-billing/71547.article (дата обращения: 09.08.2017).

22 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/may/12/barristers-dinners-fun-indulgence (дата обращения: 09.08.2017).

УНИВЕРСИТЕТА Языковая репрезентация британского и американского ü^J

имени o.e. кугафина(мгюА) юридического образования в современных СМИ

ing regime»)23 и неприлично роскошная («to eat a series of decadent meals»)24. Но другие студенты после долгих месяцев учебы находят ее вполне забавной.

К отрицательным характеристикам системы юридического образования можно отнести ее несбалансированность.

Во-первых, нарушается соответствие между затратами на образование и выгодой от его приобретения. Уровень дисбаланса в финансовой системе современного образования не поддается логическому объяснению:

«All this adds up to a completely unsustainable system — one in which the cost of acquiring a law degree no longer bears any rational relationship to the benefits the typical graduate can expect to receive from it. In this regard, the economic disaster that legal education has become is merely a particularly stark example of the increasingly absurd financial structure of higher education in America»25. Во-вторых, система не отражает социальный состав общества: «Discussions about diversity were dominated by the usual platitudes about "better mirroring the make up of society" — an ideal the profession consistently fails to live up to, particularly on the issue of new recruits' socio-economic backgrounds»26.

В-третьих, наблюдается несоответствие между количеством мест для студентов в вузах и количеством вакансий на рынке труда. Вследствие данного дисбаланса, обозначаемого стертой метафорой «the mismatch between course places and graduate lawyer jobs»27, система не может гарантировать трудоустройства. Шанс получить работу по специальности после окончания юридического вуза ничуть не выше, чем выигрыш в лотерее, — получает работу один человек из восьми:

«The law is an attractive profession. And a success rate of one in 10 is a hell of a lot better than you get with the lottery.»28

Систему часто критикуют за амбивалентный характер отношений с профессиональным сообществом. На недостаточно конструктивные отношения между вузами и профессиональным сообществом, юридическими компаниями указывают следующие словосочетания: «the ambivalent nature of the profession's relationship with the law schools», «the lack of connection between state schools and law firms/barristers' chambers»29. Предлагается сделать такие отношения более

URL: https://www.theguardian.com/law/2013/jun/26/legal-education-training-review (дата об-

ращения: 09.08.2017). Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: https://www.theguardian.com/law/2011/may/12/barristers-dinners-fun-indulgence (дата Т

обращения: 09.08.2017). О

URL: http://www.salon.com/2012/05/15/debt_not_just_for_undergrads/ (дата обращения: 09.08.2017). Н

URL: https://www.theguardian.com/law/2011/feb/24/few-law-graduates-become-barristers г

(дата обращения: 09.08.2017). И

URL: https://www.theguardian.com/law/2011/feb/24/few-law-graduates-become-barristers

П

(дата обращения: 09.08.2017). Ч

URL: https://www.theguardian.com/law/2011/feb/24/few-law-graduates-become-barristers m

(дата обращения: 09.08.2017). К

URL: https://www.theguardian.com/law/2011/feb/24/few-law-graduates-become-barristers Й

(дата обращения: 09.08.2017). НАУКИ

>

23

24

25

26

27

28

29

96

ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ß^j^umiwi*

справедливыми и прозрачными, чтобы стажировки в компаниях, а затем и рабочие места не доставались только лицам со связями в среде профессионалов:

«.School-age work experience placements — long the preserve of kids with connections to lawyers — should be formalised, with a central application system allocating slots on a random basis»30.

Система образования юристов характеризуется как несправедливая и критикуется за отсутствие равноправия.

Расслоение начинается в учебных заведениях из-за высокой платы за обучение и далее проникает в профессиональную сферу. Дорогие частные учебные заведения славятся тем, что в них учатся преимущественно дети из богатых семей: «disproportionate numbers of students from wealthy backgrounds»31.

Один из четырех «Судебных иннов» в Великобритании — «Иннер темпл» — часто сравнивают с частным клубом для избранных: «a kind of private dining club for lawyers»32.

В вузах имеют место противоречия между студентами, которые пришли из частных школ, и теми, которые обучались в государственных. Довольно часто высокие оценки детей из богатых семей не являются показателем реального интереса к профессии, показателем желания мыслить самостоятельно, для того чтобы разобраться в профессии, а не просто сдать экзамен. А дети менее обеспеченных родителей, напротив, имеют природный ум («innate intelligence»), который не сразу бросается в глаза33. Подобные ситуации говорят о многочисленных барьерах на пути к образованию и получению профессии у малообеспеченных людей и свидетельствуют о том, что неравные условия конкуренции закладываются еще на уровне среднего образования. Идея неравных стартовых условий передается с помощью клишированного выражения, стертой метафоры «the lack of a level playing field»:

«.A much bigger barrier to access is the lack of a level playing field in secondary education.»34

В образовательном сообществе есть понимание несправедливости такой ситуации и необходимости оказания финансовой поддержки талантливым ученикам из семей с низким уровнем доходов. В отсутствие такой поддержки страна будет терять таланты:

«.We're not just losing talent but ultimately we're undermining justice.»35

30 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/feb/24/few-law-graduates-become-barristers (дата обращения: 09.08.2017).

31 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/feb/24/few-law-graduates-become-barristers (дата обращения: 09.08.2017).

32 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/feb/24/few-law-graduates-become-barristers (дата обращения: 09.08.2017).

33 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/mar/10/cherie-blair-widening-access-legal-pro-fession (дата обращения: 09.08.2017).

34 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/mar/10/cherie-blair-widening-access-legal-pro-fession (дата обращения: 09.08.2017).

35 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/mar/10/cherie-blair-widening-access-legal-pro-fession (дата обращения: 09.08.2017).

УНИВЕРСИТЕТА Языковая репрезентация британского и американского 97

имени o.e. кугафина(мгюА) юридического образования в современных СМИ

А пока соотношение богатых и бедных и в сфере образования, и в профессиональной сфере по-прежнему остается не в пользу последних. В Англии, например, представители высшего класса в юридической профессии составляют 82 %, и такое положение вряд ли скоро изменится:

«.An upper-class-dominated profession (two-thirds of barristers are privately educated and 82 % went to Oxbridge.»36

«The bar — already dominated by those from wealthy backgrounds — is set to become the exclusive preserve of the rich»37.

Университеты из серьезных академических и научно-исследовательских центров превращаются в «агентства по трудоустройству для высшего класса» («high-class employment agencies»)38.

Так внутри профессии, призванной укреплять и защищать закон и справедливость в обществе, на самом деле подрываются основы права.

Самой серьезной проблемой современного юридического образования не только в странах общего права, но и во многих других является его маркетиза-ция. Излишняя коммерциализация учебных заведений приводит к кардинальным изменениям взаимоотношений между вузами, студентами, работодателями и обществом в целом. Данная тенденция зафиксирована в следующих социолингвистически обусловленных словосочетаниях: «education driven by commercial agenda», «turn students into consumers», «law schools' drive to make money and gather power», «liken students to customers», «profit-making colleges», «merchants of knowledge» и во многих других.

Иными словами, юридическое образование сегодня — это бизнес со всеми его атрибутами: инвестициями, расходами, выходным продуктом и соответствующими отношениями:

«The law school is a business which feeds itself — the better you do the more will come»39. «We are also witnessing a mass-commercialisation of legal education, and a shrinking of the curriculum»40.

Как известно, бизнес стремится произвести товар с наименьшими затратами. Такой подход к «производству юристов» зафиксирован в метафорическом перифразе «a Motel 6 model of legal education» («Мотель 6» — сеть бюджетных отелей в США и Канаде). Это такой тип образования, который предлагает минимальный набор услуг по минимальной цене и не предполагает крупных инвестиций в учебный процесс. Действительно, в юридических вузах, где широко используется ме- Ш

тод Сократа, в общем представляющий собой дискуссию, не требуется больших Т

URL: https://www.theguardian.com/law/2011/may/12/barristers-dinners-fun-indulgence (дата Л

обращения: 09.08.2017). И

37 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/mar/10/cherie-blair-widening-access-legal-pro- г fession (дата обращения: 09.08.2017). И

38 URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2015/aug/09/student-debt-kick-in-teeth- Т for-poor-families (дата обращения: 09.08.2017). Ч

39 URL: https://www.lawgazette.co.uk/features/legal-education-big-learning-curve/5039684.article m (дата обращения: 09.08.2017). К URL: https://www.theguardian.com/higher-education-network/blog/2013/jul/03/legal-education- Й

36

40

global-development-business (дата обращения: 09.08.2017)

НАУКИ

>

98

ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ß^j^umiwi*

вложений в оборудование, как, например, при обучении медиков, химиков или физиков. Студентов не устраивает такой подход:

«This is a powerful, important argument against a Motel 6 model of legal education»41.

Студенты прежде всего воспринимаются как потребители услуг. Как с клиентами с ними приятно иметь дело и, что немаловажно, обходятся они недорого: «Lawyers are seen as cheap and cheerful to educate»42. Учебные заведения и их представители превращаются в «торговцев знаниями» («merchants of knowledge»). Для того чтобы сохранить поток денежных инвестиций, они готовы обещать студентам золотые горы, давать любые неисполнимые обещания, в английском варианте это идею выражает фразеологизм «to offer students the moon»43.

Спонсоры бизнеса — банки и инвестиционные компании — становятся участниками бизнеса по производству дипломов: «.got into the business of packaging, commodifying and selling degrees»44. Для рекламы образовательных услуг используются деньги налогоплательщиков. Постепенно развивается целая индустрия производства дипломов, которая сравнивается с Голиафом — огромным воином из Ветхого Завета, побежденным Давидом, будущим царем Иудеи и Израиля. Такое сравнение говорит об уязвимости данного бизнеса45.

Бизнес разрастается, и производство дипломов ставится на поток. Фразеологическое сочетание «turn out lawyers»46 передает идею конвейера, выпуска студентов-юристов в массовых масштабах.

Наиболее частотная метафора, используемая для характеристики учебных заведений, которые заинтересованы лишь в получении финансовой прибыли, а не в улучшении качества образования, — «diploma mills», или «фабрики дипломов». Эта стертая метафора, употребляемая в отношении вузов не только Великобритании и США, может обрастать дополнительными эпитетами и превращаться в развернутую метафору. Например:

«But with those dark satanic diploma mills churning ahead at full steam in Britain and elsewhere, it may just be a matter of time now until this or some other country finally takes a concerted tilt at the problem»47.

41 URL: http://www.chronicle.com/blogs/conversation/2014/03/12/the-true-spirit-of-law-school-reform/ (дата обращения: 09.08.2017).

42 URL: https://www.lawgazette.co.uk/news/universities-slammed-on-legal-education/31177. article (дата обращения: 09.08.2017).

43 URL: https://www.theguardian.com/higher-education-network/2016/jul/06/dont-turn-students-into-consumers-the-us-proves-its-a-recipe-for-disaster (дата обращения: 09.08.2017).

44 URL: https://www.theguardian.com/higher-education-network/2016/jul/06/dont-turn-students-into-consumers-the-us-proves-its-a-recipe-for-disaster (дата обращения: 09.08.2017).

45 URL: hhttps://www.theguardian.com/higher-education-network/2016/jul/06/dont-turn-students-into-consumers-the-us-proves-its-a-recipe-for-disaster (дата обращения: 09.07.2017).

46 URL: https://www.lawgazette.co.uk/comment-and-opinion/lawyer-education-lessons-from-the-us/5037891.article (дата обращения: 09.08.2017).

47 URL: https://www.theguardian.com/education/2002/mar/15/internationaleducationnews.high-ereducation (дата обращения: 09.08.2017).

™^ЕСТНИК Низовец Т. И. б

) УНИВЕРСИТЕТА Языковая репрезентация британского и американского йЭ^Э

/ имени o.e. кугафина(мгюА) юридического образования в современных СМИ

«Фабрики дипломов» работают на полную мощность и представляют собой глобальную индустрию — «a worldwide diploma mill industry»48, которая развивается благодаря «темным личностям» в образовании — «higher education hucksters and shysters»49. О широком распространении таких сомнительных учебных заведений и о желании многих покончить с ними говорят словосочетания «Britain's fake degree market», «the UK site fakedegree.co.uk», «combat the rash of fake degrees and phoney institutions», «tackle Britain's fake degree market» и др.

На работу образовательных учреждений самое непосредственное влияние оказывает рынок. Работники сферы юридического образования вынуждены приспосабливаться к изменениям в экономической и политической ситуации в государстве и нередко давать ложную информацию о востребованности выпускников на рынке. Ниже приводится очень критическое мнение выпускника о работе юридических вузов, деканов и преподавателей:

«Law schools will lie to you. Do not believe a word that comes from law schools, law deans, or law professors. They are salesmen and they want you to hand them $200,000 in non-dischargeable law school loans. That's all they are interested in»50.

«The main point to take away is to appreciate the reality that law schools are trying to sell you a product (the law degree). Law degrees are not in demand in the market so they're trying new tricks to lure in more consumers»51.

Деятельность юридических вузов, да и все юридическое образование в целом, получают в прессе неоднозначную оценку. Положительные репрезентации обнаруживаются чаще всего на сайтах вузов и являются частью саморекламы. Например:

«.. .A message on the UK site fakedegree.co.uk says only that the "potent content" of its degrees had "worked wonders for many clients across the globe"»52.

Словосочетания с положительной коннотацией в описаниях университетов, предлагаемых ими курсов, например «life experience degrees», «sentient law deans», «the magnificent new legal education dawn that was about to break», встречаются как часть рекламы либо сопровождаются оговорками, заставляющими читателя усомниться в приводимых положительных качествах.

В языке СМИ преобладают словосочетания, содержащие негативную оценку системы юридического образования и ее элементов: «fusty barrister training», «shady institutions», «phoney institutions», «dubious or non-existent universities», «an unranked, fourth-tier law school», «bottom-of-the-barrel law school», «a school Е

that can't even get ranked by U.S. News» и др. Т

"О Л

ereducation (дата обращения: 09.08.2017).

URL: https://www.theguardian.com/higher-education-network/2016/jul/06/dont-turn-students- г

into-consumers-the-us-proves-its-a-recipe-for-disaster (дата обращения: 09.08.2017). И

URL: http://www.businessinsider.com/is-law-school-worth-the-money-2013-12?IR=T (дата

48

49

URL: https://www.theguardian.com/education/2002/mar/15/internationaleducationnews.high-

П

обращения: 09.08.2017). Ч

URL: http://www.businessinsider.com/is-law-school-worth-the-money-2013-12?IR=T (дата m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обращения: 09.08.2017). К

URL: https://www.theguardian.com/education/2002/mar/15/internationaleducationnews.high- Й

ereducation (дата обращения: 09.08.2017). НАУКИ

>

51

52

100 ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ r^i

'М Я^' 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Подобным же образом работники университетов получают весьма лестные характеристики в профессиональных журналах или на официальных сайтах профессиональных организаций юристов, а в прессе характеристика этих же людей, как правило, отрицательная.

Эпитеты, метафоры и образные сравнения создают яркую картину того, что происходит сегодня в юридических университетах США и Великобритании. В одной из статей декан вуза, задача которого состоит в привлечении максимального количества студентов, предстает в виде тролля («Most Effective Troll Of His Own Students») — мифического существа, которое охотится на студентов и заманивает их в свое не очень престижное учебное заведение: «luring kids to his bottom-of-the-barrel law school»53. А Американская ассоциация адвокатов присуждает ему награду за улучшение сотрудничества в области юридического образования, юридической и судебной практики:

«.To an individual who has contributed significantly toward increased cooperation among legal education, the practicing bar, and the judiciary»54.

Данная характеристика совершенно отличается о той, которая предлагается в новостном дискурсе. Декана критикуют за непомерно высокую зарплату и за то, что он наживается на студентах, которые, надеясь на лучшее, сделали неправильный выбор. Он олицетворяет собой все грехи юридического образования, связанные с его экономической составляющей. Федеральное правительство критикуют за то, что оно играет роль посредника в этом бизнесе:

«.O'Brien's salary represents everything that is WRONG with the economics of legal education. It's an old, established man profiting off of the false hopes and bad decisions of the young. His salary is a vampiric redistribution of wealth from those who don't know any better to those who should, with the federal government acting as the middle man»55.

Далее декан наделяется еще одним образом — образом саранчи, насекомого вредного, но «благородного»: «the noble locust» (оксиморон). Он просто летает над посевами, уничтожает молодую поросль (студентов) не потому, что хочет причинить им вред, а потому что у него такая биологическая функция. Он это должен делать для сохранения всего вида. Действительно, как можно отказаться от 650 тыс. долл., приносимых студентами? В данном нарративе упоминается еще одно заинтересованное лицо — Американская ассоциация юристов. Ей отводится роль стороннего наблюдателя, который не спешит протянуть студентам, имеющим огромные долги по образовательным кредитам, руку помощи. В тексте данная характеристика выражается с помощью аллюзии к герою американских мультфильмов и комиксов Капитану Очевидность56. Данный герой, когда люди попадают в беду, сообщает им очевидные факты, но не торопится помочь. Все

53 URL: http://abovethelaw.com/2014/07/aba-to-honor-law-dean-who-has-done-the-most-to-embarrass-legal-education/ (дата обращения: 09.08.2017).

54 URL: http://abovethelaw.com/2014/07/aba-to-honor-law-dean-who-has-done-the-most-to-embarrass-legal-education/ (дата обращения: 09.08.2017).

55 URL: http://abovethelaw.com/2014/07/aba-to-honor-law-dean-who-has-done-the-most-to-embarrass-legal-education/ (дата обращения: 09.08.2017).

56 URL: http://www.wikireality.ru/wiki/Капитан_Очевидность (дата обращения: 09.08.2017).

^Т^ЕСТНИК Ниыовец Т. И. ^ л

^ 5 uuuDcwiuTETi Языковая репрезентация британского и американского II И!

IL_J ilHMbtrUllltlA /ii/i ** ■

/ имени o.e. кугафина(мгюА) юридического образования в современных СМИ

юридическое образовательное сообщество в данном тексте представляется как семейство саранчовых — насекомых, способных образовывать крупные стаи и уничтожать урожай:

«You know who I kind of feel bad for? Other law deans. I'm serious, there are over 200 of them, and not all of them are like this. Again, for all I know John F. O'Brien isn't even "like this". He might not be a cartoonish villain who gets his clothes washed in the tears of students who have graduated from his school. He might have many fans among New England Law's faculty, alumni, and students. So O'Brien could just be, like... a locust. The noble locust isn't out to get you, it's just flying around, eating what it can, oblivious to the destruction it and all of its friends can cause while going about the day-to-day task of fulfilling its biological imperative. Would you turn down $650,000 if you could get your mandibles on it? That's the nicest thing I can say about O'Brien: maybe he's a locust. Or, you know, LeBron James»57.

Такое описание не лишено сарказма. Аналогия с миром биологии помогает раскрыть определенные социально-экономические факторы, определяющие взаимоотношения между участниками юридического образовательного рынка. Приходит понимание того, что все они заодно, их главная задача — не думать о будущем юридического образования, а прокормить себя и выжить как социальной группе, сохраниться как классу. Этот вывод подтверждается использованием в дополнении образа декана аллюзии к американскому баскетболисту Джеймсу Леброну. Баскетбол — командная игра.

А если далее провести параллель с описаниями саранчи в Библии, где нашествия этих несекомых не только представлялись как стихийное бедствие или кара небесная, но и являлись неким знамением и призывом к действию, то становится очевидной необходимость изменения ситуации в современном юридическом образовании.

В Великобритании все участники системы юридического образования объединяются с государством и превращаются в «The UK Justice brand»58. Данное метафорическое сочетание говорит о выходе правовой системы страны, а также и национального юридического образования на международный рынок. Британское правосудие — это бренд, который ежегодно приносит в казну государства 2 млрд фунтов стерлингов. Система образования играет в этом не последнюю роль.

Несмотря на такую высокую прибыль, отрицательные последствия марке- Т

тизации юридического образования становятся очевидными. О

Следующая важная характеристика системы — неспособность полностью Л

выполнить свою функцию. В некоторых изданиях выражается сомнение в том, Н

что юридическое образование способно выполнить свою миссию. По мнению г

журналистов, оно не справляется ни с задачей подготовки квалифицированных И

юристов, ни с задачей либерализации юридического образования: Т

Ч

57 URL: http://abovethelaw.com/2014/07/aba-to-honor-law-dean-who-has-done-the-most-to- m

П

embarrass-legal-education/ (дата обращения: 09.08.2017). К

58 URL: https://www.lawgazette.co.uk/comment-and-opinion/legal-training-steep-learning- Й curve/5054583.article (дата обращения: 09.08.2017). НАУКИ

Ш m

>

___tn^^b i / i i Li ¡AES

102 ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ^У^ерситета

L-и мени O.E. Кугафина (МПОА)

«.Legal education no longer understands its purpose. «Is it to produce lawyers or provide a liberal education in law? It achieves neither.»59

«Other than explicitly for-profit degree mills, there are very few other educational programs in America that take ambitious, smart 20-somethings and turn out distressed, indebted graduates whose lives will be destroyed by debt»60.

В нижеследующих примерах идея нарушений в работе системы выражается с помощью прилагательного с негативной коннотацией «fusty» и категории отрицания, которая передается на лексическом и морфологическом уровнях языка использованием лексем «lack», «failing», «dysfunction»; частицы «only», местоимения «no» и отрицательной частицы «not»:

«Universities are failing the legal profession by providing degrees lacking in the clinical practicalities of law.»61

«Fusty barrister training surely had to change, it was assumed. The Bar Professional Training Course (BPTC) — from which only one in five graduates ever go on to practise as a barrister due to a lack of jobs — is toast, it was predicted confidently. Such dysfunction, with all the associated inns of court pageantry, could have no place in the magnificent new legal education dawn that was about to break, it was (not a little) smugly agreed»62.

Система не способна обеспечить финансовое благополучие выпускников. Использование таких словосочетаний, как «the burdens of law school debt», «a life-destroying amount of debt», «being saddled with so much debt», «have to struggle to put food on the table», «paltry wages in temporary jobs», указывает на непомерные долги и другие финансовые трудности, с которыми сталкиваются молодые юристы.

Ниже приводится описание жизни человека, получившего квалификацию юриста и лицензию на право работы адвокатом. Молодой человек говорит о тех простых вещах, от которых он вынужден отказываться. Категория отрицания на лек-сико-грамматическом уровне передает идею многочисленных жертв, на которые вынужден идти молодой специалист Повтор и параллельные конструкции усиливают эффект сказанного. Во всех этих бедах недавний студент обвиняет свой вуз: «I consider law school a waste of my life and an extraordinary waste of money. .Yes, it's extremely hard to get by. I can't afford rent or a car and can barely afford food. Anything extra like enjoying myself with friends, going to a movie, traveling, etc. — that's all out the window for the foreseeable future and possibly for the rest of my life thanks to law school. I live with my parents. I don't have a car. I don't go out to socialize. I don't date. I don't buy new clothes. I don't buy electronics. I don't buy much of anything. I spend my free time working other jobs to

59 URL: https://www.lawgazette.co.uk/features/legal-education-big-learning-curve/5039684.ar-ticle (дата обращения: 09.08.2017).

60 URL: https://www.economist.com/news/business/21571213-could-law-schools-be-ready-change-their-ways-two-year-itch (дата обращения: 09.08.2017).

61 URL: https://www.lawgazette.co.uk/news/universities-slammed-on-legal-education/31177. article (дата обращения: 09.08.2017).

62 URL: https://www.theguardian.com/law/2013/jun/26/legal-education-training-review (дата обращения: 09.08.2017).

^Т^ЕСТНИК НизовецТ. И. б

^ 5 uuuDcwiuTETi Языковая репрезентация британского и американского II Д_ ^

IL_J ilHMbtrUllltlA r^iw11/1 ****

/ имени o.e. кугафина(мгюА) юридического образования в современных СМИ

put more money toward my debt. I do contract work for other lawyers, but the pay is very low and payment is sporadic»63.

Положение выпускников юридических вузов осложняется несправедливым отношением к ним работодателей. В следующем примере образное сравнение дает представление о таком несправедливом отношении и перечисляются злоупотребления, допускаемые владельцами фирм в отношении молодых специалистов:

«I kicked around miserable small law firms for two years. My first job was at a small law firm where the owner ran through associates like tissue paper. He stole from paychecks, screamed, yelled, etc»64.

Еще одна негативная характеристика системы юридического образования — отсталость. Под сомнение ставится ее способность адаптироваться к изменениям на рынке и желание готовить специалистов, способных успешно работать в XXI в.:

«Are law schools adapting to meet the needs of the rapidly changing legal services sector or are they, in the words of legal technology guru Professor Richard Susskind, still intent on breeding 20th-century rather than 21st-century lawyers?»65

Тем не менее система не расстается со своими амбициями. Учебные заведения стремятся повысить свой статус и стать более влиятельными игроками на рынке юридических услуг. Объединение вузов и развитие новых направлений в образовании продиктовано желанием вузов создать свои ми-ни-империи66.

Если не принимать во внимание огромные долги студентов по образовательным кредитам и сложность трудоустройства, то в целом система юридического образования может быть признана результативной. Многие студенты рассматривают опыт обучения в вузе как позитивный. Навыки, развиваемые в юридическом образовании, могут быть легко использованы в других отраслях. Хотя иные студенты готовы поспорить с этим утверждением.

Несмотря на жесткую критику системы в СМИ, юридическое образование сохраняет свою привлекательность. Для представительниц слабого пола в юридическом вузе открывается еще одна перспектива — пойти по стопам Кейт Миддлтон и найти в университете богатого мужа («do a Kate Middleton and snag a wealthy man at uni»)67.

Наблюдаются изменения в поведении студентов как потребителей образовательных услуг. Они становятся более требовательны к качеству и содержанию

63

URL: http://www.businessinsider.com/is-law-school-worth-the-money-2013-12?IR=T (дата

К

Т

"О Л

обращения: 09.08.2017). Н

64 URL: http://www.businessinsider.com/is-law-school-worth-the-money-2013-12?IR=T (дата Г обращения: 09.08.2017). И

65 URL: https://www.lawgazette.co.uk/features/legal-education-big-learning-curve/5039684.ar- Т ticle (дата обращения: 09.08.2017). Ч

66 URL: https://www.theguardian.com/law/2011/feb/24/few-law-graduates-become-barristers m (дата обращения: 09.08.2017). К

URL: https://www.theguardian.com/law/2011/mar/10/cherie-blair-widening-access-legal-pro- Й

67

fession (дата обращения: 09.08.2017)

НАУКИ

>

104 ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ r^i

'М Я^' 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

курсов. Они хотят извлечь максимальную выгоду из обучения. Желание получить максимум за свои деньги в следующем примере выражается фразеологизмом: «.Students are demanding more bang for their buck»68. В условиях жесткой конкуренции вузы стали предлагать студентам двойные специальности — «combined degrees», чтобы повысить потребительскую выгоду студентов. В рамках одного курса, за то же время, студентам предлагают изучить основной курс по праву и дополнительный — какой-нибудь иностранный язык или еще одну правовую систему. Специалисты не пришли к единому мнению о пользе таких курсов.

Как видим, в изученных текстах преобладают негативные репрезентации юридического образования. Преобладание в СМИ критических отзывов о работе юридических вузов объясняется функциональной заданностью публицистического стиля, преобладанием функции воздействия над функцией сообщения, желанием журналистов привлечь внимание общества к наиболее острым вопросам.

Наиболее серьезными проблемами сферы юридического образования в США и Великобритании сегодня являются:

— маркетизация;

— переизбыток студентов-юристов и низкая вероятность трудоустройства по специальности сразу после окончания вуза;

— огромные долги студентов по образовательным кредитам;

— низкая репрезентативность в учебных заведениях и в профессиональном сообществе этнических меньшинств, женщин и людей с низким уровнем доходов.

Проблемы юридического образования оказывают негативное влияние на все общество. В британском обществе в ожидании выхода страны из ЕС и после довольно неудачных выборов, проведенных партией консерваторов, растут социально-политические противоречия, усиливается расслоение и разобщенность. В американском обществе (где, в отличие от Великобритании, не все, а лишь 70 % студентов заканчивает вуз с долгами по образовательным кредитам) такое разделение менее заметно. Но, как утверждает один из работников сферы юридического образования в США, имеются все основания сделать вывод о том, что в американском обществе в области образования выстраивается «стена отчуждения», подобная той, о которой пели участники британской музыкальной группы «Пинк Флойд»69 в 70-х гг. прошлого века70.

Для решения обозначенных проблем создаются альтернативные бизнес-структуры и открываются новые пути в профессию юриста для лиц, не получивших юридического образования. Они становятся помощниками юристов и имеют право оказывать определенные виды юридических услуг. По мнению законодателей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68 URL: https://www.theguardian.com/law/2012/oct/04/legal-education-llm-law-schools (дата обращения: 09.08.2017).

69 URL: http://composingwritingv2.weebly.com/project-text/the-real-meaning-of-another-brick-in-the-wall-by-pink-floyd (дата обращения: 09.08.2017).

70 URL: http://mnbenchbar-digital.com/mnbenchbar/may_june_2014?pg=16#pg16 (дата обращения: 09.08.2017).

"Т^ЕСТНИК

ILD УНИВЕРСИТЕТА

/-Ф имени О. E, Кутафина (МГЮА)

Низовец Т. И.

Языковая репрезентация британского и американского юридического образования в современных СМИ

105

такая мера сделает предоставление услуг более гибким и даст потребителям больше возможностей для выбора.

Делается упор на формирование универсальных профессиональных навыков, которые ценятся в других отраслях. Больше внимания уделяется курсам практическим, а не академическому направлению. Предлагаются курсы с двойной специализацией и курсы ускоренного обучения для лиц с опытом практической работы в сфере права. Развиваются курсы, улучшающие навыки использования в работе новых технологий. Многие вузы ориентируются на предоставление услуг иностранным студентам.

Полученные знания о состоянии рынка юридических услуг в странах общего права и об особенностях обучения студентов-юристов за рубежом необходимо использовать в практике обучения английскому языку российских студентов.

Регулярное знакомство с текстами англоязычных СМИ, в которых освещаются проблемы юридической профессии, позволит студентам сформировать более полное представление о работе юристов в англоязычных странах. А в рамках курса академического английского языка для юристов следует организовать научную работу таким образом, чтобы студенты могли сравнивать особенности функционирования правовых систем в разных странах и в дальнейшем совершенствовать российское законодательство.

1. Тер-Минасова С. Г. Синтагматика функциональных стилей и оптимизация преподавания иностранных языков. — М. : МГУ, 1986. — 152 с.

2. Bateman A., Bennett P. et al. A2 Media Studies. — London, New York : Routledge, 2010. — 296 p.

БИБЛИОГРАФИЯ

Ш

4

□ Р

л

И I

Ш И

п

ч

Ч

Ä □

s

НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.