Научная статья на тему 'Языковая политика властей СССР по отношению к вепсам в 1930-х годах'

Языковая политика властей СССР по отношению к вепсам в 1930-х годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕПСЫ / ФИННОУГОРСКИЙ ЯЗЫК / ЭТНОЛОКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Башкарев Андрей Альбертович

Статья содержит информацию о национальной политике властей СССР по отношению к вепсам. Рассматриваются исторические аспекты, связанные с подготовкой национальных кадров, осуществлением преподавания на вепсском языке и репрессиями конца 1930-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article contains information about national policy in USSR in relation to the veps. The historical aspects connected with education of national specialists and political repressions of the 1930th.

Текст научной работы на тему «Языковая политика властей СССР по отношению к вепсам в 1930-х годах»

УДК 323.15:314.83:314.92:314.7.045

А.А. Башкарев

языковая ПОЛИТИКА ВЛАСТЕЙ СССР ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЕПСАМ

В 1930-х ГОДАХ

В конце 1930-х годов в СССР произошло изменение политики национально-государственного строительства, в результате которого отношение властей к вопросам о языках национальных меньшинств значительно трансформировалось. В особенности это касалось народов, проживавших на приграничных и близких к государственной границе территориях, в том числе народов финно-угорской группы. Рассмотрим, как повлияла государственная политика конца 1930-х годов на языковую идентичность вепсов — малочисленного народа, в указанный период населявшего восточную часть Ленинградской области, северные районы Карельской Автономной Советской Социалистической Республики (КАССР) и Вологодский округ Северного края1.

Еще в 1920-е — начале 1930-х годов принимались меры по национально-культурному развитию вепсов, что напрямую влияло на демографическую ситуацию. Так, в 1926 году была зафиксирована самая высокая численность вепсов — 32,8 тыс. человек (из них в Ленинградской области 24,2 тыс., в Карелии 8,6 тыс. человек)2, что указывало на фактическое приостановление ассимиляционного процесса. В этот период создавались и национально-территориальные образования в местах компактного проживания вепсов3.

1 Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР, существовавшая с 1929 по 1936 год.

2 Всесоюзная перепись населения 1926 г. Т. 1. Северный район, Ленинградско-Карельский район. Народность. Родной язык. Возраст. Грамотность. М., 1928. С. 108-110, 114, 134, 183, 185, 205, 207.

3 Об аспектах формирования национально-территориальных образований см.: Национальные административные единицы на территориях компактного проживания вепсов в 1920-х — 1930-х гг. // Науч.-техн. вед. СПбГПУ. Сер. Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 4 (136). С. 173—177; Башкарев А.А. Территория расселения и условия проживания оятских вепсов как этнолокальной группы

Статус этнотерриториальных образований укреплялся в результате проводимой до второй половины 1930-х годов политики коренизации, целью которой провозглашалось выравнивание политического, культурного и экономического развития национальных меньшинств с «передовыми нациями». Преодоление национального неравенства реализовывалось в рамках системы взаимосвязанных мер, льгот и привилегий, обеспечивающих ускоренное формирование национальной элиты и рабочего класса. Делопроизводство и школьное образование переводились на языки местных народов, на них велась просветительская и культурная деятельность. Все это содействовало институционали-зации этничности и росту национального самосознания народов [1, с. 12].

Следует упомянуть, что «Декларация прав народов России», являвшаяся одним из первых документов советской власти, принятых Советом народных комиссаров РСФСР в ноябре 1917 года, провозглашала свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населявших территорию России. Политика коренизации была логическим продолжением декларации и должна была оказать большое влияние на формирование культурного пространства СССР как многонационального государства. Кроме того, распространение национального языка и культуры, участие национальных кадров в местном самоуправлении, по замыслу властей, должны были остановить распространение автономистских и сепаратистских настроений.

Ликвидацию неграмотности среди национальных меньшинств планировалось провести путем обучения на родном языке. Были образованы специальные отделы, ответственные за общую работу с национальными меньшинств период существования СССР // Актуал. проблемы соврем. полит. науки: сб. науч. тр. Вып. 11 / под. ред. И.Е. Тимерманиса. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. С. 95—105.

вами, а непосредственно языковыми вопросами, в том числе созданием не существовавшей ранее письменности вепсов, занялся Всесоюзный центральный комитет нового алфавита (ВЦКНА). Как следует из докладной записки инструктора Президиума ЦИК СССР Мандельштама о результатах изучения деятельности ВЦКНА, вепсский алфавит являлся одним из наиболее существенных вопросов для финно-угорского сектора [2, л. 45, 52—57].

С 1932 года началась интенсивная подготовка вепсских национальных кадров для политической и культурно-просветительной работы. В 1934 году в нескольких средних и высших учебных заведениях одновременно приступили к учебе около 200 представителей вепсской молодежи [3, с. 150—169, 178]. В Ленинградской области в период с 1931 по 1936 год планы по созданию вепсской письменности и подготовке учительских кадров для обучения вепсскому языку в школах национальных административных территорий были практически реализованы. Появились вепсская азбука и стабильные учебники для четырех классов начальной школы на основе латинизированного алфавита. Всего на территории СССР к 1937 году в 48 школах обучалось 2847 вепсов.

Несколько иной представлялась языковая политика в КАССР. Языковой аспект проводимой в республике коренизации получил в современной историографии название политики «финнизации»4. Считалось, что всю культурную работу, в том числе и школьное обучение вепсов, можно было организовать, как и для карелов, на финском языке. Однако непонимание вепсами финского языка и отрицательное к нему отношение определили неуспех этой политики, что было вынуждено признать руководство республики [4, с. 16—21]. В 1937 году в докладной записке секретаря Карельского обкома ВКП(б) П.А. Ирклиса секретарю ЦК и Ленинградского обкома ВКП(б) А.А. Жданову «О создании карельского литературного языка и о языке преподавания в карельских школах» сообщалось: «Карелы и вепсы, населяющие Карельскую АССР, имеют родной только разговорный язык, литературного родного языка

4 См.: ЛевкоевА.А. Национально-языковая политика финского руководства Советской Карелии (1920-1935). Петрозаводск, 1992.

они до настоящего времени не имели. Как карельский, так и вепсский язык являются совершенно самостоятельными родными языками карелов и вепсов, и ни в коем случае нельзя относить их к наречию финского языка, как это утверждают буржуазные языковеды Финляндии» [5, л. 184—187]. В своей записке Ирк-лис подчеркивал, что практика работы школ в южных районах КАССР показала невозможность восприятия вепсами финского языка в качестве языка преподавания [6, с. 235]. Исходя из этого возникла необходимость перевода обучения в вепсских школах на вепсский язык, на что обращалось особое внимание в документе. Ирклис полагал, однако, что для создания письменности карелов ввиду фонетических особенностей их языка более подходит русский алфавит, в то время как обучение вепсов в соседней Ленинградской области в тот период велось с помощью латинизированного алфавита. Тем не менее Карельским обкомом ВКП(б) были представлены два проекта языка — в русском и латинизированном виде.

К сожалению, положительная тенденция, направленная на поддержку национальной идентификации вепсов, к середине 1930-х годов была свернута. Можно утверждать, что начало репрессий в языковой политике по отношению к вепсам совпало по времени с критикой использования в образовательном процессе латиницы. Попытки создания латинизированных алфавитов к концу 1930-х годов представлялись как насильственные и сталкивающиеся с противодействием широких масс населения. Заведующий отделом науки, научно-технологических изобретений и открытий ЦК ВКП(б) К.Я. Бауман в 1936 году писал: «Враги советской власти и ВКП(б) пытались использовать латинизацию в целях отрыва трудящихся этих республик и областей от общей семьи народов Союза ССР. Прикрываясь разговорами о „международном характере" латинской основы, они отстаивали ориентацию на буржуазную культуру Западной Европы в противовес развивающейся культуре, национальной по форме и социалистической по содержанию» [Там же. С. 192]. Данные заявления напрямую соответствуют зарождавшейся в тот момент кампании «борьбы с буржуазным национализмом», что де-факто привело к борьбе с национальной самобытностью.

Обращаясь к секретарям ЦК ВКП(б) А.А. Андрееву и Н.И. Ежову, К.Я. Бауман подчеркивал, что вепсы не усвоили латинизированный алфавит и тяготятся им [7, л. 38—47]. Критикуя действия ВЦКНА, направленные на латинизацию в том числе и вепсского алфавита, Бауман указывал на то, что не имевшие ранее своей родной письменности вепсы, тем не менее, хорошо знали русский язык и пользовались русской письменностью.

Одновременно с критикой латинизации создаваемых для национальных меньшинств алфавитов власти приступили к ликвидации «нерусских» школ. В ноябре 1937 года нарком просвещения РСФСР П.А. Тюркин в докладной записке к А.А. Андрееву и Н.И. Ежову сообщал: «Нерусские школы в русских районах возникали стихийно, часто насаждались искусственно (например, для ижор, вепсов и др.), оставались и остаются без всякого внимания и руководства со стороны Наркомпроса РСФСР и его органов на местах. В результате этого нерусские школы имеют малоквалифицированный состав преподавателей, сплошь и рядом не знающих ни русского языка, ни своего родного (литературного) языка, своей работой они плодят безграмотность среди учащихся. Кадры учителей многих нерусских школ оказались засорены чуждыми, враждебными элементами» [8, л. 129—132].

На основе докладной записки Тюркина Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о признании вредным существование особых национальных школ [9, л. 15, док. № 147], что фактически предопределило их ликвидацию. Школы, существовавшие в местах компактного проживания вепсов, были реформированы в советские школы обычного типа с организацией учебного процесса на русском языке. Власти КАССР, значительную часть которых составляли «красные финны» (участники революции 1918 года в Финляндии) и выдвиженцы из карелов и вепсов периода коренизации, были репрессированы. В Ленинградской области национальные школы объявлялись «рассадниками буржуазного национализма», а искусственное их насаждение (в том числе и вепсских) — грубым извращением политики партии. Со второй половины 1938 года преподавание на вепсском языке в школах Ленинградской области и

КАССР было прекращено, обучение полностью переведено на русский язык с исключением всех сведений об истории, культуре, языке вепсского народа. Изданные в 1930-х годах учебники на вепсском языке изымались и уничтожались. Запрет на использование вепсской письменности распространялся и на проведение официальных культурных мероприятий, хотя общение на родном языке еще оставалось основным в вепсских деревнях [1, с. 13].

Сегодня можно утверждать, что кампания по ликвидации национальных школ в местах проживания вепсов и преподавания на вепсском языке, к 1938 году резко сменившая положительную тенденцию поддержки этнической самобытности малых народов СССР, нанесла серьезнейший удар по развитию и укреплению духовного единства вепсов, предопределив резкое сокращение их численности до 16,4 тыс. человек (1959 год). Таким образом, созданная в начале 1930-х годов база для этнокультурного развития вепсов спустя всего несколько лет была уничтожена. О несогласованности действий по этнической мобилизации национальных меньшинств свидетельствует и докладная записка К.Я. Баумана с критикой главы Наркомпроса Луначарского в связи с тем, что комиссия под его руководством признала в начале 1930-х годов необходимым и уместным создание национальной письменности для этнических меньшинств, в том числе на латинице [7, л. 38—47]. Очевидно, что по причине кратковременности своего существования база для формирования национальных кадров, отличающихся этнической самобытностью, в том числе и языковой, не принесла результатов.

Изменившаяся в конце 1930-х годов политическая ситуация создавала предпосылки для ускорения языковой и этнической ассимиляции вепсов. Попытки замедлить ассимиляционные процессы, в том числе путем возобновления преподавания и издания книг на вепсском языке, заслуживают отдельного исследования. Они будут предприняты властями СССР, а затем и России через пятьдесят лет, но по известным экономическим и социокультурным причинам не позволят восстановить ни прежнюю численность вепсов, ни ареал функционирования вепсского языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вепсы: модели этнической мобилизации [Текст]: сб. матер. и док. / под ред. Е.И. Климентье-ва, А.А. Кожанова, З.И. Строгальщиковой; Карельский науч. центр. — Петрозаводск, 2007.

2. РГАСПИ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 586.

3. Смирнова, Т.М. Национальность — питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области [Текст] / Т.М. Смирнова. — СПб., 2002.

4. Ровио, Г. Проблема языка в национальной политике АКССР [Текст] / Г. Ровио // Карело-Мурманский край. — 1931. — № 1—2.

5. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 114. Д. 953.

6. ЦК ВКП(б) и национальный вопрос [Текст]. Кн. 2. 1933-1945 / сост. Л.С. Гатагова, Л.П. Коше-лева, Л.А. Роговая, Дж. Кадио. — М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2009.

7. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 114. Д. 751.

8. Там же. Д. 829.

9. Там же. Оп. 3. Д. 994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.