Научная статья на тему 'Языковая политика и языковая ситуация в Кабардино-Балкарской республике как условия формирования языковой личности'

Языковая политика и языковая ситуация в Кабардино-Балкарской республике как условия формирования языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
762
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / МОНОЭТНИЧНОСТЬ / БИЛИНГВАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / LANGUAGE PERSONALITY / OFFICIAL LANGUAGE / POLYETHNICITY / MONOETHNICITY / BILINGUAL PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Безрокова Мадина Борисовна

Статья посвящена проблеме становления и развития языковой личности в условиях монои полиэтнического пространства. В ней рассматриваются языковая политика и языковая ситуация в Кабардино-Балкарской Республике как условия формирования ЯЛ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Безрокова Мадина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE POLICY AND LINGUISTIC SITUATION IN THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC AS THE CONDITIONS FOR LANGUAGE PERSONALITY FORMATION

The article is dedicated to the problem of achievement and development of the language personality under the conditions of monoand polyethnic space. It considers the language policy and linguistic situation in the Kabardino-Balkarian Republic as the conditions of the language personality formation.

Текст научной работы на тему «Языковая политика и языковая ситуация в Кабардино-Балкарской республике как условия формирования языковой личности»

языковая политика и языковая ситуация в кабардино-балкарской республике как условия формирования языковой личности

М.Б. БЕЗРОКОВА

language policy and linguistic situation in the kabardino-balkarian republic as the conditions for language personality formation

M.B. BEZROKOVA

Статья посвящена проблеме становления и развития языковой личности в условиях моно- и полиэтнического пространства. В ней рассматриваются языковая политика и языковая ситуация в Кабардино-Балкарской Республике как условия формирования ЯЛ.

Ключевые слова: языковая личность, государственный язык, полиэтничность, моноэтничность, билингвальная личность.

The article is dedicated to the problem of achievement and development of the language personality under the conditions of mono- and polyethnic space. It considers the language policy and linguistic situation in the Kabardino-Balkarian Republic as the conditions of the language personality formation.

Keywords: language personality, official language, polyethnicity, monoethnicity, bilingual personality.

В последние два десятилетия языковая личность в полиэтнической Кабардино-Балкарии развивается под влиянием двух тенденций - интеграции, демократизации российского общества, и ростом национального самосознания народов, населяющих страну, что оказало определенное воздействие на языковую политику. Языковая политика в субъектах РФ была обусловлена, по мнению М.Ч. Теуниковой, а) недостаточным развитием социальных функций языков, б) снижением уровня языковой компетенции и культуры родной речи [12:3].

В 80-90-е годы ХХ века в республике была проведена национально-языковая реформа. Она была вызвана повышением интереса кабардинцев и балкарцев к своим национальным истокам, языкам, культуре и т.д. В этой связи, как известно, был принят Закон о языках народов Кабардино-Балкарской Республики. Закон «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики» (1995 г.), закрепил государственный статус кабардинского и балкарского языков, что было преимущественно направлено на расширение функций этих языков и повышение внимания к национальным языкам, недостаток которого, а также «игнорирование их равенства, как отмечает С.К. Башиева, привело к негативным последствиям» [3:45]. Главной задачей данного закона является возрождение, сохранение и развитие языков народов КБР. В соответствии с ним гражданам гарантируется воспитание и обучение на государственных языках; создание на территории республики системы воспитательно-образовательных учреждений и иных форм воспитания и обучения на русском, кабардинском и балкарском языках; обеспечение условий для изучения языков народов КБР; создание условий для научных исследований языков народов КБР; изучение русского, кабардинского и балкарского языков во всех образовательных учреждениях республики независимо от их ведомственной принадлежности. Такого рода преобразования способствовали созданию прочной нормативно-правовой базы для защиты национальных языков.

В целях реализации Закона была принята программа, призванная обеспечить конституционный статус государственных языков во всех сферах государственной и общественной жизни. В ней были обозначены такие проблемы, как подготовка кадров, исследование государственных языков КБР, изучение их в общеобразовательных, начальных, средних, высших профессиональных образовательных учреждениях, издание учебников, научной литературы, популяризация языков через СМИ и др., а также был определен следующий комплекс мероприятий: создание службы языковых переводов в законодательных и исполнительных органах власти, на предприятиях и в учреждениях; организация краткосрочных курсов по изучению языков для работников сферы обслуживания; разработка и издание лексических минимумов для работников различных отраслей народного хозяйства, государственных служащих; составление программы обучения руководителей всех рангов деловому письму, ораторской речи. Специальный раздел программы посвящен научному изучению государственных языков: разработке и принятию усовершенствованных вариантов кабардинского и балкарского алфавита, изданию трудов известных отечественных и зарубежных лингвистов по кабардинскому и балкарскому языкам; организации и проведению научных и научно-практических конференций с привлечением учителей по кабардинскому и балкарскому языкам; исследованию реального функционирования кабардинского и балкарского языков.

Особое внимание в документе уделяется функционированию государственных языков в общеобразовательных, начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Отдельный параграф программы посвящен техническому обеспечению реализации Закона: оснащению кабинетов кабардинского и балкарских языков лингафонной техникой, разработке программного обеспечения, адаптированного к государственным языкам, выпуску учебно-методических материалов на аудио- и видеоносителях на кабардинском и балкарском языках. Определенная работа по реализации Закона возложена на издательское и библиотечное дело: издание справочников, путеводителей по республике на государственных языках, учебников и учебных пособий, словарей, а также самоучителей и разговорников кабардинского и балкарского языков; комплектование библиотек республики книгами и материалами по кабардинскому и балкарскому языкам и литературе, организация выставок по популяризации государственных языков и т.д.

Таким образом, в Законе были учтены все факторы, которые могут повлиять на языковую ситуацию в республике. Следует отметить, что, несмотря на принятые на государственном уровне меры, как Закон, так и программа не получили реализации в полной мере, хотя и языковая политика, и языковая ситуация оказали определенное воздействие на процесс формирования и развития языковой личности. В частности, то, что в течение короткого периода на всех этапах воспитания и обучения были введены обязательные уроки кабардинского и балкарского языков; во многих школах (преимущественно в сельской местности с компактным проживанием одной титульной нации) начальная школа была переведена на обучение на родных языках. Однако результаты оказались совершенно иными. Как показало наше исследование, языковая личность тех, кто обучался на родном языке, принципиально отличается от языковой личности тех, кто обучался на русском языке и изучал родной язык и литературу как отдельный предмет. Отрицательные последствия этого процесса, то есть влияния фактора «язык обучения» на формирование и развитие языковой личности выявляются в период учебы в средних и высших профессио-

м.Б. БЕзроковА

нальных учебных заведениях, когда студенты находятся в одном учебном поле и к ним предъявляются одинаковые требования. Недостаточный уровень владения языком обучения в вузе представляет собой серьезное препятствие как в самом учебном процессе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, билингвальная языковая личность, формируемая в моноэтнической среде, изучает русский язык в условиях учебного двуязычия, что, безусловно, оказывает влияние на объем ее языковых и коммуникативных компетенций.

В силу перечисленных обстоятельств в эти же годы началась интенсивная научная разработка проблем государственных языков в условиях полиэтнической среды, были проведены научно-практические конференции, на которых широко обсуждались вопросы языковой ситуации в республике [1-10,12]. Исследователи отмечают, что «придание кабардинскому и балкарскому языкам статуса государственных языков сопряжено с решением нескольких проблем, предопределенных социальными, историческими, собственно лингвистическими и другими факторами, проблем многомерных и неоднозначно решаемых, но вполне разрешимых» [4:11-12]. Именно это и детерминировало обращение ученых Кабардино-Балкарского государственного университета к проблеме становления и развития языковой личности в условиях полиэтнического пространства. В последнее десятилетие на кафедре русского языка и общего языкознания в рамках научного направления «Русский язык в полиэтнической среде» проводятся исследования по таким проблемам, как языковая личность в полиэтнической среде, речевой портрет молодежи, языковой портрет СМИ и т.д. [5,6,8,9]. Следует при этом отметить, что языковая личность в республике, по результатам исследования, проведенного учеными кафедры, представлена и как монолингвальная, и как полилингвальная языковая личность, в зависимости от условий ее развития. Так, проблема формирования и развития языковой личности в полиэтнической Кабардино-Балкарии была фрагментарно обозначена лишь в 2009 году [6:142-153]. Специфика формирования языковой личности как индивидуальной, так и коллективной зависит от тех или иных условий, в которых развивается индивид. В нашем понимании такими условиями являются моноэтнич-ность и полиэтничность.

Полиэтничность является особым принципом существования, способом жизнедеятельности представителей разных этнических групп на определенном историческом этапе их развития. Она, как отмечает В. Шамбир, «не какой-то исторический недостаток, а ключевое преимущество нашей страны» [13]. Следовательно, именно этническое многообразие предопределяет специфику уникального пространства, в условиях которого формируется и развивается современная языковая личность. Однако данная проблематика в современной теории языковой личности приобретает новое содержание, предопределенное, с одной стороны, тенденциями к глобализации и интеграции в современном обществе, что принципиально меняет многие традиционные исторические условия жизнедеятельности народов, а вместе с этим и их сознание; с другой стороны, тенденцией к росту этнического самосознания этих же народов, оказывающих воздействие на многие социальные, культурные, языковые процессы развития общества.

Современная Кабардино-Балкарская Республика представляет собой регион, в котором часть районов отличается моноэтничностью в силу компактного проживания либо кабардинцев, либо балкарцев, например, в Баксанском районе 93% жителей составляют кабардинцы, в Черекском районе 61,6% составляют балкар-

цы, в городе Нальчике русские составляют 31,8% населения, кабардинцы - 47,3%, балкарцы - 11,4%, представители других национальностей - 9,5%. Естественно, языковые и коммуникативные компетенции представителей разных районов республики будут различны. Обратимся к результатам социолингвистического опроса, которые показали, что 45,5% старшеклассников, живущих в моноэтнической среде, испытывают трудности с языком обучения, 28,7% - в понимании учебного материала, 76% респондентов считают, что учиться легче на русском языке, 24% - на родном языке, поэтому 92% опрошенных хотят повысить уровень владения русским языком [4:134-137]. В моноэтнической среде формируется сельская языковая личность, которую можно квалифицировать как билингвальную, но монокультурную личность, а в полиэтнической - городская языковая личность, определяемая нами как билингвальная, поликультурная личность. По мнению Е.Ю. Поздняковой, «житель современного города представляет собой определенный тип языковой личности, сформированный под воздействием особых условий», к ним она относит исторический, социальный, географический факторы, например, особенности истории города, заселения его, социальную стратификацию и т.д. [11:234].

Билингвальная личность, развивающаяся в условиях полиэтнического окружения, активно использует русский язык как неродной, но в качестве функционально первого языка, так как процесс ее формирования происходит в естественных условиях общения. Она имеет большие возможности для контакта с носителями русского языка. Русский язык - язык обучения и изучения, на русском языке осуществляется просмотр телепередач (прослушивание песен, всевозможные вывески на русском языке, личные контакты и т.д.), в результате чего происходит овладение языком не только как знаковой системой.

Билингвальная личность в условиях моноэтнического окружения формируется в контексте родного языка (кабардинского или балкарского), который для него является функционально первым, а русским языком она овладевает в условиях «учебного двуязычия», приближенных к искусственным, или односторонним. В этой связи билингвальной личности не хватает языковой практики, что приводит к ослаблению процесса усвоения лексической базы, лексического кода, предопределяющих степень развитости тезауруса личности, формирующего определенную картину мира, которая свойственна представителю определенного общества на определенном этапе. Результаты исследования показали, что для одинакового усвоения второго (русского) языка так же, как и родного языка, необходимо усилить процесс изучения как русской, так и родной (кабардинской или балкарской) культуры в системе образования, ибо именно культура, литература является источником формирования билингвальной и бикультурной личности. А.М. Шахнарович отмечает, что в условиях двуязычия ребенок «должен овладеть культурными нормами и моделями социального взаимодействия, «заложенными» в двух системах. Однако это, простое внешне, положение скрывает за собой сложнейшую систему отношений и процессов» [14:255].

Следовательно, формирование языковой личности, языковой картины мира в ее сознании в условиях современного моноэтнического пространства, представленного одной титульной нацией, отличается от становления языковой личности в условиях этнического разнообразия. Именно подобная тенденция актуализирует рассмотрение факторов, влияющих на формирование языковой личности как моноэтнического, так и полинационального окружения на фоне поликультурного

м.б. безрокова

пространства республики, так именно этнический характер среды является приоритетной основой формирования и развития ЯЛ, определяющей процесс естественного вхождения человека в современный сложный и многогранный коммуникативный мир.

Литература

1. Абдоков А.И. Родной язык как средство обучения в начальной школе // Проблемы развития государственных языков КБР: Тезисы докладов. Нальчик, 1996. С.3.

2. Башиева С.К. Форумность как основа сохранения языков // Проблемы развития государственных языков КБР: тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции. Нальчик, 1996. С.16-17.

3. Башиева С.К. Некоторые проблемы языковой политики в Кабардино-Балкарии // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру. Материалы 1 Международного конгресса 11-14 сентября 1996 г. Симпозиум Языковая ситуация в современном мире: междисциплинарный анализ глобальной и региональной проблематики. Пятигорск, 1998. С. 45-51.

4. Башиева С.К., БаловаИ.М, БудаеваЛ.А., ШогеноваМ.Ч. Проблемы функционирования государственных языков в полиэтническом регионе (на примере Кабардино-Балкарской республики). Нальчик, 2006. 190 с.

5. Башиева С.К., Дохова З.Р. Особенности формирования языковой личности уча-шихся в полилингвальной школе (на материале Кабардино-Балкарской Республики) // Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч.1. Владикавказ, 2011. С. 163-166.

6. Башиева С.К., Дохова З.Р., Чепракова Т.А., Шогенова М.Ч. Языковая личность в полиэтнической Кабардино-Балкарии: влияние экстралингвистических факторов на ее становление и развитие (результаты социолингвистического опроса) // Ж. Вестник Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2009. № 6 (32). С.142-152.

7. Башиева С.К., Шогенова М.Ч. Тенденции развития поликультурного и поли-лингвального образовательного пространства в полиэтнической КабардиноБалкарской Республике // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. Материалы Международной научной конференции, 12-13 мая 2008. Владикавказ, 2008. С. 20-23.

8. Башиева С.К., Шогенова М.Ч. Проблемы становления и развития русской языковой личности в образовательном пространстве полиэтнического региона (на материале Кабардино-Балкарии) // Доклады и сообщения II Международной конференции «Русский язык и литература в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы», Гранада, 8-10 сентября 2010. С. 703-708.

9. Башиева С.К., Шогенова М.Ч., Дохова З.Р., Безрокова М.Б. Современная языковая личность в полиэтническом пространстве (на примере Кабардино-Балкарии) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып. IV. Владикавказ, 2012. С.147-155.

10. Габуниа З.М., Гусман Р.Т. Малочисленные языки в третьем тысячелетии и процессы глобализации. Владикавказ, 2010. 589 с.

11. Позднякова Е.Ю. Городская языковая личность (к постановке проблемы) // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 275-летию Барнаула. Барнаул, 2005. С.233-236.

12. ТеуниковаМ.Ч. Современные этноязыковые процессы в Кабардино-Балкарской Республике: факторы и тенденции их развития: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Нальчик, 2002. 19 с.

13. Шамбир С. Полиэтничность - ключевое преимущество нашей страны. Режим доступа: http://www.erpz.ru/news/335.

14. Шахнарович А.М. Двуязычие: язык, культура и социализация личности // Функционирование языков в многонациональном обществе. М., 1991. С.252-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.