Научная статья на тему 'Языковая личность в определении лингвостилистических особенностей песенного дискурса'

Языковая личность в определении лингвостилистических особенностей песенного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
642
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПЕСЕННЫЙ ДИСКУРС / МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / LINGUISTIC PERSONALITY / SONG DISCOURSE / MUSICIAN WORLDVIEW / PROFWSSIONAL WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Холодняк Л.В., Ломтева Т.Н.

В статье рассмотрены разные подходы к определению языковой личности, выделены основные характеристики языковой личности в песенном дискурсе. Ключевыми понятиями являются: понятие языковой личности музыканта как неотъемлемой части песенного дискурса и уровни ее исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LINGUISTIC PERSONALITY IN THE FORMATION OF LINGUASTYLISTIC PECULARITIES OF SONG DISCOURSE

In this article different ways of defining the meaning of linguistic personality are described and key characteristics of linguistic personality in song discourse are pointed out. The key notions are the linguistic personality of the musician as the integral part of song discourse and the levels of its investigation.

Текст научной работы на тему «Языковая личность в определении лингвостилистических особенностей песенного дискурса»

УДК 81

Л.В. Холодняк

магистрант, специальность «Лингвистика», ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный

университет»

Т.Н. Ломтева

д-р пед. наук, профессор, кафедра романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный

университет»

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕСЕННОГО ДИСКУРСА

Аннотация. В статье рассмотрены разные подходы к определению языковой личности, выделены основные характеристики языковой личности в песенном дискурсе. Ключевыми понятиями являются: понятие языковой личности музыканта как неотъемлемой части песенного дискурса и уровни ее исследования.

Ключевые слова: языковая личность, песенный дискурс, музыкальная картина мира, профессиональная картина мира.

L.V. Kholodnyak, North-Caucasian Federal University

T.N. Lomteva, North-Caucasian Federal University

THE ROLE OF LINGUISTIC PERSONALITY IN THE FORMATION OF LINGUASTYLISTIC PECULARITIES

OF SONG DISCOURSE

Abstract. In this article different ways of defining the meaning of linguistic personality are described and key characteristics of linguistic personality in song discourse are pointed out. The key notions are the linguistic personality of the musician as the integral part of song discourse and the levels of its investigation.

Keywords: linguistic personality, song discourse, musician worldview, profwssional worldview.

Значимость песенного дискурса как социального явления философы, антропологи и лингвисты оценили лишь во второй половине XX века. Именно тогда песня как один из основных компонентов песенного дискурса выступила в качестве преобладающего вида массового общения. Благодаря песне формировались жизненные смыслы, укреплялась коллективистская культура, которая снимала различия между отдельными индивидуумами. Отличительной чертой песенного дискурса является тот факт, что коммуникация исходит опосредованно от авторов произведения и непосредственно от исполнителей песни.

Именно поэтому одной из центральных проблем при интерпретации текстов песен является выявление языковой личности автора. По справедливому замечанию исследователя В.Е. Хализева, «"дух авторства" не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности: и при наличии у произведения индивидуального создателя, и в ситуациях коллективного, группового творчества, а также в случаях, преобладающих в данное время, когда автор назван и когда его имя утаено (анонимность, псевдоним)» [11, с. 61].

Исследование языковой личности является одной из актуальных проблем современной лингвистики. Лишь во второй половине XX века ученые-лингвисты обратили внимание на явление языковой личности, с помощью структуры которого строится диалог культур. На рубеже XX-XXI веков данная проблема стала объектом исследования психолингвистики, социолингвистики, культурологии, лингводидактики, прагматики, семантики текста и т.д.

Первые попытки исследования языковой личности в отечественной лингвистике были сделаны В.В. Виноградовым в его публикации «О художественной прозе» (1930). Позднее Ю.Н. Караулов ввел понятие языковой личности в широкий научный обиход. В своих работах ученый разработал и предложил уровневую модель языковой личности. По мнению лингвиста, обязательным условием исследования языковой личности является ее анализ, начиная с выс-

шего уровня. В своей работе «Русский язык и языковая личность» Ю.Н. Караулов подчеркивает, что «коль скоро известна ценностно-смысловая иерархия понятий в авторской картине мира, известны его цели, то объяснению поддаются и вербально-семантические, и структурно-языковые средства, использованные в его текстах» [3, с. 43]. Обратный путь также возможен, однако в этом случае необходимы знания о процессе социализации личности, об истории усвоения жизненно важных понятий, представлений и идей.

В зарубежной лингвистике одним из первых исследователей языковой личности был И.Л. Вайсгербер, который считал, что вся жизнь человека зависит от его родного языка. По его мнению, существует взаимосвязь между родным языком и духовным формированием личности [2, с. 102].

Как утверждает Ю.Н. Караулов, в центре внимания исследователя при анализе языковой личности должен учитываться лексический уровень языка. Это обусловлено тем, что, во-первых, слово является отображением уровня представлений человека о том предмете или явлении, которое оно называет. Второй причиной является то, что слово в том или ином контексте может приобретать дополнительное индивидуальное значение. В-третьих, при использовании многозначного слова в разных контекстах оно может иметь одно и то же значение, важное для индивида.

По мнению таких ученых, как В.В. Виноградов, Б.А. Ларин, Ю.С. Сорокин, Н.А. Кожевникова, Ю.М. Лотман и других, слово в контексте художественного произведения всегда неоднозначно. И зачастую слово меняет свое значение не только в процессе метафоризации. Художественная речь всегда индивидуальна, так как она возникает под действием жизненных ценностей автора, его мировоззрения [4, с. 35].

Таким образом, под языковой личностью подразумевают:

1. любой конкретный носитель того или иного языка и культуры, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения специфики использования в этих текстах системных строевых средств данного языка для отражения видения и оценки им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определенных целей в этом мире;

2. комплексный способ описания языковой способности индивида, соединяющий в себе системное представление языка с функционированием его в процессе порождения речи.

В современной лингвистике существуют также другие подходы к определению сущности языковой личности. Так, например, ряд лингвистов (например, Ворожбитова А.А., Карасик В.И., Седых А.П.) полагают, что языковая личность - это коллективный носитель языка, характеризуемый на основе анализа продуцируемых им текстов с учетом двух «инстанций»: языка как системы и речи как ее реализации, при этом важным элементом ее реализации выступает прагматика использования текстов в различных типах дискурса (Карасик 2000, Ворожбитова 2012, Седых 2013).

Другую концепцию языковой личности представили в своих работах Крысин Л.П., Николаева Т.М., Парсамова В.Я. По их мнению, языковая личность включает в себя описание языковых способностей человека с целью получения знаний об индивидуальных признаках личности [6; 7; 8].

В последние десятилетия активно исследуется профессиональная языковая личность. Вслед за исследователем Седых А.П., мы считаем, что профессиональная языковая личность - это часть национальной языковой личности и не может рассматриваться вне связи с национальной культурой [9, с. 8]. Профессиональная языковая личность является предметом изучения как в отечественном, так и в зарубежном языкознании.

Языковая личность музыканта также является предметом исследования. Зачастую в качестве дополнительного элемента, входящего в состав понятия «языковая личность музыканта», выступает «филологическая личность». Данная категория, в первую очередь, соотносится

с личностью музыканта, который реализует свои творческие способности в плане обогащения средств родного языка [9, с. 35].

Язык и музыка являются диалектическим целым, поэтому является логичным предположение о том, что культурно-исторические и этнические ценности найдут свое отражение в музыкальном творчестве нации. Музыкальная терминология - динамически развивающаяся, многомерная и неоднородная система, которая раскрывает творческую сущность музыканта. По словам исследователя С.Г. Тер-Минасовой, «окружающий человека мир представлен в трех формах: реальная картина мира, культурная (или понятийная) картина мира, языковая картина мира, а языковая картина мира в свою очередь отражает реальность через культурную картину мира» [10, с. 224]. Терминологическая база музыканта также создает определенные представления о языковой личности определенного типа. Понимание музыкальной картины мира требует от слушателя дополнительных усилий по расшифровке дополнительных смыслов. По словам А.Л. Кораловой, восприятие и понимание музыкальной картины мира не должно быть буквальным, так как в данном случае должны учитываться речевая ситуация, а также рациональная и эмоциональная оценка происходящего [4, с. 18].

Одной из основных особенностей музыкальной картины мира является ее способность вербализировать связь музыки с культурой, традициями, мифологией и нацией в целом. По словам М.С. Быкановой, языковая личность музыканта может быть рассмотрена с четырех разных позиций, каждая из которых отображает конкретную совокупность устойчивых приемов словесного выражения, свойственных индивиду как носителю национального языка. Рассмотрим каждый из этих уровней:

1. идеологический - соотносится с системой идей, представлений, взглядов, которые характеризуют воззрения на реальность, по отношению к которой позиционирует себя музыкант;

2. психоэмотивный - отображает личностные параметры коммуникативного поведения музыкантов. Эмоциональность лексики, по мнению М.С. Быкановой, можно разделить на три уровня: нейтральная, средняя и повышенная;

3. тематический - данный уровень подразумевает разделение лексики музыканта на тематические группы и выделение превалирующего тематического материала для анализа культурных и личностных характеристик музыкального деятеля;

4. этнокультурный - демонстрирует принадлежность каждого индивида, в том числе и музыканта, к определенной этнокультурной группе. Употребление тех или иных лексем дает представление о национальных ценностях, реалиях жизни, стереотипах и т.д. [1, с. 24].

Таким образом, языковая личность музыканта представляет собой многоуровневую систему, анализ которой поможет выявить не только личностные характеристики индивида, но также этнокультурные особенности нации, представителем которой он является.

Список литературы:

1. Быканова М.С. Языковая личность музыканта в этнокультурном аспекте (на материале дискурсных манифестаций А.Н. Скрябина и К. Дебюсси): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Белгород, 2014.- 195 с.

2. Вайсгербер Л.О. Родной язык и формирование духа. - М., 1993. - 409 с.

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987. - 45 с.

4. Коралова А.Л. Характер образности фразеологических единиц // Вопросы фразеологии: сб. науч. тр. / МГПИИЯ им. М. Тореза. - М., 1978. - Вып. 131. - С. 17-21.

5. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. - М., 2001. - № 1. - С. 90-106.

6. Ларин Б.А. О методах и предпосылках эстетики языка. - Л., 1974. - 153 с.

7. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики: доклады Всесоюзной на-

учной конференции. - М., 1991. - Часть 2. - С. 73-75.

8. Парсамова В.Я. Языковая личность ученого в эпистолярных текстах: на материале писем Ю.М. Лотмана: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Саратов, 2004. - 23 с.

9. Седых А.П. Французская языковая личность. Когнитивно-коммуникативный аспект: монография. - Белгород, 2013. - 232 с.

10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. - М., 2000. - 624 с.

11. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2005. - 392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.