ЛИТЕРАТУРА
1. Листван Ф. Утопия и антиутопия в художественном мире Леонида Леонова // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в XX веке. - СПб., 2002. - С. 51.
2. Леонов Л. Вор. Собр. соч.: В 10-ти т. - Т. 3. - М., 1982. - С. 593. В дальнейшем ссылка на это собра-
ние сочинений дается в тексте статьи. В круглых скобках указывается том, далее - страницы.
3. Цит. по ст.: Платошкина Г. Воспоминания о Леониде Леонове // Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью. - М., 1999. - С. 476.
4. Михайлов О. Примечания // Леонов Л. Собр. соч.: В 10-ти т. - Т.6. - М., 1983. - С. 519.
5. Мирошников В. Романы Леонида Леонова: становление и развитие художественной системы фило-
софской прозы. - Рязань, 2000. - С. 51.
6. Из творческого наследия русских писателей XX века. М. Шолохов, А. Платонов, Л. Леонов. - СПб., 1995. - С. 427.
7. Якимова Л. Подтекст и мотивная структура произведений Л. Леонова // Леонид Леонов и русская литература XX века. - СПб., 2000. - С. 23-24.
8. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963. - С. 82.
9. Крук И. Леонид Леонов. Очерк творчества. - Киев, 1985. - С. 101.
Поступила в редакцию 15.11.2006 г.
УДК 81'23 ББК 81
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА Рублик Т.Г.
Статья посвящается синтезированному обзору проблемы языковой личности и рассмотрению вклада различных ученых в ее решение.
Проблема языковой личности - одна из важнейших в современной науке - может быть решена на междисциплинарном уровне, что вписывается в общий процесс гуманизации научных дисциплин, изучающих человека как представителя социума.
При подходе к проблеме с психологических позиций правомерным представляется рассмотрение психических процессов, лежащих в основе речи. Речь здесь понимается как один из видов деятельности человека и анализируется в общепсихологическом ключе. Личность рассматривается как относительно стабильная организация мотивационных предрасположений, которые возникают в процессе деятельности из взаимодействия между биологическими побуждениями и социальной и физической средой. «В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы. В итоге получается, что в психологии в центре внимания исследователей находятся некогнитивные аспекты человека, т.е. его эмоциональные характеристики и воля, а не интеллект и способности» [1, с.35].
При подходе со стороны лингвистики эта проблема предстает как описание системы языка с позиции человека, владеющего системой национальных языковых средств. Введение понятия личности в лингвистику позволяет говорить о том, что язык принадлежит прежде всего и главным образом личности, осознающей себя и свое место в мире, свою роль в практической и когнитивной деятельности, что действительная сущность языка заключается в понимании его как формы, способа жизнедеятельности человека, способа вербализации человеческого опыта и его осознания, способа выражения личности и организации межличностного общения в процессе совместной деятельности [2, с.9 -10]. «Язык, как нам постоянно говорят и как все мы знаем, - пишет С.Левин, - это функция человека,
которая пронизывает и определяющим образом упорядочивает нашу повседневную жизнь. Мы по-истине сотворены языком в том смысле, что люди владеют им и что это владение выделяет нас среди других живых существ. Поэтому язык как свойство человека заслуживает самого серьезного исследования, и такое исследование вознаграждено тем, что мы получаем знания о нас самих и нашей действительности в мире» [3, с.342].
Психолингвистическое направление изучения проблемы заложено в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ, который рассматривал языковую личность как вместилище социально-языковых форм и норм коллектива. Психолингвистика, опираясь на это направление, сейчас сосредотачивается на изучении механизмов порождения и восприятия речи, т. е. на речевой деятельности в узком смысле.
Выделяется, кроме того, лингводидактический аспект проблемы. Еще Ф.И.Буслаев настаивал на представлениях о нерасторжимом единстве родного языка с личностью ученика. «Родной язык так сросся с личностью каждого, - пишет Ф.И.Буслаев, - что учить одному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащегося» [цит. по : 1, с.93].
Рассмотрим структуру языковой личности. Понятие структуры языковой личности не тождественно понятию структуры личности в психологии. Структура личности, как она понимается сегодня большинством психологов, состоит из четырех подструктур [4, с.137-140]. Обратимся к ним.
Первичная структура социально обусловлена. Направленность и отношение (установка) личности отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Формы существования этой подструктуры - влечения, желания, склонности, мировоззрение, убеждения. Здесь отношение понимается не как свойство личности, а как атрибут сознания наряду с переживанием и сознанием,
100
раздел ФИЛОЛОГИЯ
а убеждение - как наивысший уровень направленности личности. Вторую подструктуру составляют знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в личном опыте, но уже с заметным влиянием биологически и генетически обусловленных свойств. Третья подструктура представлена индивидуальными особенностями отдельных психических процессов или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: память, эмоции, ощущение, восприятие, чувства, воля. Четвертая включает свойства темперамента или типологические свойства личности.
В таком представлении языковой личности структурированию подлежит язык личности. Элементом, связывающим языковое структурирование с личностными подструктурами, является психологический по природе личностный атрибут - способность. С введением понятия способности сохраняется целостное, нерасчлененное представление о человеческой личности, потому что все компоненты подструктур личности, тем или иным образом детерминирующие построение дискурса, сфокусированы и преломлены через понятие способности. С психолингвистической точки зрения эту способность личности можно назвать способностью творить дискурс. Дискурс личности - это сама личность, владеющая языком [1; 13].
Идущий вслед за Ю.Н.Карауловым А.А.Пушкин подчеркивает, что под дискурсом личности понимается весь процесс говорения и зафиксированный за относительно длительный отрезок времени результат этого процесса [5, с.39]. Ю.Н.Караулов отмечает: «...для такого анализа вовсе не обязательно располагать связными текстами, достаточен определенный набор речевых произведений отрывочного характера (реплик в диалогах и различных ситуациях, высказываниях в несколько предложений и т.п.), но собранных за достаточно длительный промежуток времени» [6, с.6.]. По мнению А. А. Пушкина, Ю. Н. Караулов имеет здесь в виду реконструирование личности на основе ее языковых средств в её эволюционном становлении [5, с.39].
Ю. Н. Караулов предлагает трехуровневое представление структуры языковой личности (дискурса): вербально-семантический (лексикон); когнитивный (тезаурус); мотивационно-
прагматический (прагматикон) [1, с.48-61].
Вербально-семантический уровень предполагает для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя - традиционное описание формальных средств выражения определенных значений. Задача исследователя при анализе дискурса личности на этом уровне заключается в традиционном описании формальных средств выражения определенных значений.
Когнитивный, или тезаурусный уровень структуры языковой личности многоаспектен. Здесь выделяется знание о мире, которое в свою очередь является условием знания личности о себе, т.е. сознания своего Ego в его отношении к окружающему миру. Единицы когнитивного уровня -понятия, идеи, концепты - складываются у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, систематизированную картину мира, отражающую иерархию ценностей. Когнитивный уровень устройства языковой личности и её анализа предполагает расширение области языко-
вой информации включением в нее наряду со значениями знаний, а значит, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход через язык, через процессы говорения и понимания - к знанию, сознанию, процессам познания. Дискурсные способности когнитивного уровня отвечают за адекватное отображение в дискурсе фрагментов реального или мыслимого мира.
Прагматический уровень заключает цели, мотивы, интересы, установки и интенции личности. Он обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной действительности. Дискурсные способности прагматического уровня ориентированы на целенаправленное использование вербальных актов в социальном взаимодействии людей. Элементарной единицей анализа дискурса на прагматическом уровне является речевой акт. Следует однако помнить, что в целостном дискурсе уровни языковой личности не расчленяются, они тесно переплетены, и между ними нет четких границ.
По мнению Ю.Н.Караулова, «языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру вступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения - выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе» [1, с.36]. В философском плане семантический, когнитивный и прагматический уровни соотносятся как язык, интеллект и действительность. Названные уровни не равноправны, поскольку включают разную степень отражения языковой личности. Л.О.Савчук отмечает: «Неравнозначность уровней в конкретном описании ставит ряд запретов: знание об устройстве и особенностях функционирования вербальносемантического уровня данной личности (например, её полный ассоциативный словарь) является необходимой предпосылкой, но ещё не дает оснований делать заключения о языковой модели мира. Если известен только «тезаурус» личности, нельзя ещё делать выводов о мотивах и целях личности» [6, с.21].
Ю. Н.Караулов предлагает под языковой личностью понимать совокупность способностей и характеристик человека, которые обусловливают создание и восприятие им речевых произведений (текстов). Они различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью [6, с. 3]. В этом определении автор соединяет способности человека с особенностями порождаемых им текстов.
Языковая личность - это человек, рассматриваемый нами также с точки зрения его готовности производить речевые поступки; это тот, кто присваивает язык, для кого язык есть речь. Языковая личность характеризуется не только тем, что она знает о языке, но и тем, что она может с языком делать. Готовность к речевым поступкам существенно важна, и человек психически формируется в связи с формированием этой готовности.
Г отовность субъекта к использованию языка в своей деятельности можно назвать речевой (языковой) способностью. А. А. Леонтьев определил эту способность как совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство и адекватное восприятие языко-
вых знаков членами (данного) языкового коллектива [7]. Он рассматривает процесс порождения высказывания (т. е. дискурса - Т.Р.), выделяя в нем три фазы интеллектуального акта личности: ориентировки и планирования речевых и неречевых действий, формирования плана действия в речевой форме, контроля и корректировки речевых действий [8, с.223-228]. Отметим, что А.А.Леонтьев открыто не называет описанный выше процесс построением дискурса, но мы соглашаемся с мнением А. А. Пушкина: все три фазы процесса порождения речевого высказывания у А. А. Леонтьева, рассматриваемые с психолингвистических позиций, могут быть приведены в соответствие трехуровневому представлению языка (дискурса) [5].
Г. И. Богин, исследуя дискурс с позиций типологии понимания, также предлагает рассматривать язык в соответствии с уровнями его понимания и различает в дискурсе три его уровня: семантизирующий, когнитивный, распредмечивающий [2, с.15].
Исходя из психологической концепции А.А.Леонтьева, Г.И.Богин разработал параметрическую поликомпонентную модель речевой способности [9; 3]. В качестве параметров он выделяет важнейшие аспекты языка (фонетические, грамматические, лексические) и основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Уровни речевой способности располагаются в соответствии с реальным развитием речевой способности в онтогенезе или в учебном процессе, ориентированном на относительно полное научение языку. Г. И. Богин выделяет пять уровней речевой способности, разворачивающейся по направлению от низшего к высшему:
1. Уровень правильности, предполагающий знание достаточно большого лексического запаса и основных строевых закономерностей языка и позволяющий тем самым строить высказывания и продуцировать тексты в соответствии с элементарными правилами данного языка.
2. Уровень интериоризации, включающий умения реализовать и воспринимать высказывания в соответствии с внутренним планом речевого поступка.
3. Уровень насыщенности, выделяемый с точки зрения отражённости в речи всего разнообра-
зия, всего богатства выразительных средств в области фонетики, грамматики, лексики.
4. Уровень адекватного выбора, оцениваемый с точки зрения соответствия используемых в высказывании языковых средств в сфере общения.
5. Уровень адекватного синтеза, учитывающий соответствие порожденного личностью текста всему комплексу содержательных и коммуникативных задач, положенных в его основу.
В развитии речи в онтогенезе достаточно четко выделяется начальный уровень языковой личности - уровень правильности, являющийся необходимым основанием развития всех последующих уровней. Языковая личность начинается с овладения готовностью к номинализациям, к ассоциации слова с предметом, к обозначению вещи словесным знаком. Это - первый собственно человеческий акт сокращения психической работы. Установлено, в частности, что преддошкольники много лучше воспринимают, видят, группируют и практически осваивают те предметы, название которых им уже известно [10].
Реальный носитель языка с хорошо развитой речевой способностью владеет большинством компонентов высших уровней речевой способности. Он может владеть тем или иным компонентом 1У-У уровней неполно. Владение каждым уровнем включает в себя владение всеми предыдущими [9,
19].
Вышеизложенное трехуровневое понимание дискурсной деятельности личности и положено в основу понятия языковой личности. Несмотря на то, что исследователи исходили из различных позиций: Ю.Н. Караулов - с лингводидактических, Г. И. Богин - с герменевтических, А. А. Леонтьев - с психолингвистических, - все они в конечном итоге пришли к одинаковому взгляду на сущность языка в жизнедеятельности человеческой личности.
Таким образом, языковая личность реализует себя как таковую, участвуя в дискурсной деятельности на всех трех уровнях одновременно. На этой позиции стоит и Т. ван Дейк: «речевое произведение возникает не в процессе перехода от одного уровня к другому, а в процессе одновременного функционирования нескольких уровней [6, с.27]. Этим и объясняется сложность моделирования языковой личности, вернее построения ее языкового портрета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.
2. Богин Г.И. Типология понимания текста. - Калинин: Калининский ун-т, 1986. - 87с.
3. Левин С.Р. Прагматическое отклонение высказывания // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. -
С.342-357.
4. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека. - Калинин, 1975.
5. Пушкин А.А. Прагмалингвистические характеристики авторитарной языковой личности: Дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 1991. - 236с.
6. Караулов Ю.Н. (Вступительная статья) // Язык и личность. - М.: Наука, 1989. - 216с.
7. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. - М.: Наука, 1965.
8. Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1977. - С.223-228.
9. Богин Г. И. Противоречия в процессе формирования речевой способности. - Калинин: Калининский ун-т, 1977. - 84с.
10. Савчук Л.О. Системные соотношения словаря общества и словаря индивида (с точки зрения активного и пассивного запаса): Дисс. ... канд. филол. наук. - М., 1997. - 172с.
Поступила в редакцию 04.12.2006 г.