Научная статья на тему 'Языковая личность: факторы становления и развития'

Языковая личность: факторы становления и развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2905
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковая личность: факторы становления и развития»

Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 4

ЯЗЫК, ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА

Л.А. Милованова

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ:

ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Настоящая статья посвящена исследованию закономерностей становления и развития языковой личности как объективного основания для отбора дидактических условий ее эффективного формирования в рамках профильно ориентированного обучения старшеклассников иностранному языку. В связи с этим мы посчитали необходимым остановиться на выявлении сущностных характеристик языковой личности, ее функций в процессе социализации старшеклассников, а также рассмотреть целевые установки в языковой подготовке школьников и формировании их коммуникативной компетенции в системе национальных образовательных проблем.

Определяя развитие языковой личности старшеклассника в контексте профильно ориентированного обучения иностранному языку как педагогическую и методическую проблему, мы имеем в виду субъекта учебно-воспитательного процесса, обладающего совокупностью способностей к совершению речевой деятельности и использующего эти способности для ориентировки в социуме.

Языковая личность как объект изучения

На рубеже веков в условиях коренного преобразования общества произошла переоценка общечеловеческих ценностей, что привело к изменению образовательной парадигмы от традиционной к гуманистической, пересмотру традиционных концепций личности, когда в центре изучения оказывается не когнитивный опыт личности, не личность с какими-то внешне заданными свойствами, а весь внутренний мир человека, его личностное мировосприятие, иерархия его собственных смыслов и ценностей.

Значительный интерес к изучению личности вызван, на наш взгляд, тем, что в условиях глобальных коммуникаций и свобод, доступа к информации возможности человека резко расширились. В науке о роли и месте человека в цивилизации произошло осознание того, что личность может быть соизмерена с миром, что персонален сам мир культуры. Это явилось определяющим в эволюционном развитии теории личности, в выдвижении этой теории в число приоритетных объектов изучения философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии, языкознания

и других наук, исследование которых дополняет новым содержанием и само определение личности.

"Язык и культура — важнейшие понятия гуманитарного знания. Социальная сущность языка заключается в том, что он существует, прежде всего, в языковом сознании — коллективном и индивидуальном. Соответственно языковой коллектив, с одной стороны, и индивидуум, с другой стороны, являются носителями культуры в языке"1.

Обращение к теме человеческого фактора в языке способствовало смене парадигмы лингвистики. Произошел переход от изучения собственно лингвистики к изучению лингвистики антропологической, в центре которой стоит человек со своими психическими особенностями, формами социального существования и культурной деятельностью. Идеи антропоцентричности проникают в науку о языке, которая рассматривает личность с позиций культурологической лингвистики.

Речевое поведение составляет сущностную характеристику личности. Попытки выделить отличительные особенности речевого поведения и речевой деятельности привели к возникновению в науке нового объекта изучения — языковой личности (ЯЛ). С позиции антропоцентрической парадигмы человек познает мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем, определяя иерархию ценностей, которая проявляется в речи человека, а центром внимания становится личность носителя языка — языковая личность2.

Когнитивные аспекты функционирования личности, интеллект человека проявляются в языке, поэтому, считает О.М. Осиянова, говорить о человеке можно только как о языковой личности, как о личности, воплощенной в языке. Языковая личность, по мнению автора, складывается из способностей человека осуществлять различные виды речемыслительной деятельности и использовать разного рода коммуникативные роли в условиях социального взаимодействия друг с другом и окружающим их миром. Эта универсальная категория имеет выход на такие человеческие качества, как раскрепощенность, творчество, самостоятельность, способность строить диалог с партнером по общению, включаться в современные мировые процессы развития цивилизации и совершенствовать человеческое общество3.

Проблема развития языковой личности, речевого поведения человека волнует и лингвистов и педагогов, которые понимают, что в отрыве от теории языковой личности, от ее многоуровневой организации, без обращения к принципам ее формирования и ее структуры создать эффективную модель обучения языкам невозможно. Однако приходится констатировать, что до сих пор ученые не предложили четких требований к формированию ЯЛ, что,

впрочем, не останавливает ни лингвистов, ни дидактов, которые постоянно находятся в поиске.

В логике антропоцентрической парадигмы языковая личность, как считает В.А. Григорьева-Голубева, представлена несколькими составляющими: Я — физическое, Я — социальное, Я — интеллектуальное, Я — эмоциональное, Я — речемыслительное. Воздействуя на любую ипостась личности, можно воздействовать на все остальные стороны адресата. Языковая личность, вступающая в коммуникацию, многоаспектна, и это соотносится со стратегиями и тактиками речевого общения, с социальными и психологическими ролями коммуникантов, а также культурным смыслом информации, включенной в коммуникацию. Изучение языковой личности затрагивает одну из граней личности индивида, ту, что показывает его отношение к языку и речи4.

Под языковой личностью в языкознании понимается "совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью. В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов"5. Ю.Н. Караулову принадлежит идея разработки модели языковой личности с опорой на художественный текст. По его мнению, языковая личность имеет три структурных уровня: вербально-се-мантический, когнитивный и прагматический.

В своем исследовании "Языковой круг: личность, концепты, дискурс" В.И. Карасик выделяет пять аспектов в речевой организации человека: 1) языковая способность как органическая возможность научиться вести речевое общение (сюда входят психические и соматические особенности человека); 2) коммуникативная потребность, т.е. адресность, направленность на коммуникативные условия, на участников общения, языковой коллектив, носителей культуры; 3) коммуникативная компетенция как выработанное умение осуществлять общение в его различных регистрах для оптимального достижения цели, компетенцией человек овладевает, в то время как способности можно лишь развить; 4) языковое сознание как активное вербальное "отражение во внутреннем мире внешнего мира" (Лурия); 5) речевое поведение как осознанная и неосознанная система поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека6.

Языковая способность и коммуникативная потребность выступают как предпосылки для овладения языком и осуществления общения, коммуникативная компетенция — как проявление языкового сознания в выборе средств общения. Важнейшим компонентом речевой организации человека является языковое сознание.

Языковая личность в условиях общения может рассматриваться как коммуникативная личность (КЛ) — обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. Применительно к КЛ В.И. Карасик выделяет ценностный, познавательный и поведенческий планы этого понятия, что заслуживает большого внимания и представляется весьма перспективным для дальнейшего развития эффективных моделей языкового обучения.

В контексте проводимого исследования нам представляется интересной концепция культурно-языковой личности О.А. Леон-тович. Она определяет языковую личность в межкультурной коммуникации как "национально-специфический тип коммуниканта, обладающий культурно обусловленной ментальностью, картиной мира и системой ценностей, придерживающийся определенных когнитивных подходов, языковых, поведенческих и коммуникативных норм и потенциально способный к межкультурной транс-формации"7.

В основу интегративных лингвистических исследований положена идея о языке как общественном явлении, включенном в общественно-практическую деятельность человека и обслуживающем его социальное "бытование". Лингвистов отличает стремление выявить механизм способности к речевому общению и установить закономерности, согласно которым это общение протекает.

Таким образом, мы вслед за В.И. Карасиком считаем, что ЯЛ — человек, существующий в языковом пространстве — в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов; обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций.

Большой интерес для нашего исследования представляет теория ЯЛ в ее отношении к разновидностям текстов, описанная Г.И. Богиным. "Человек обладает родовой способностью быть языковой личностью, но каждый индивид еще должен стать ею"8.

Именно Г.И. Богину принадлежит заслуга разработки типологии уровней становления языковой личности. Критерием развитости ЯЛ автор считает степень развития у личности дискурсивного мышления.

Лингводидактическая модель языковой личности Г.И. Богина представляет собой значительный вклад в исследование развития языковой личности на основе ее дискурсивной деятельности. Существенным в этом смысле является утверждение ученого о том, что речь как человеческая функция и способность развивается в специфической форме — в форме усвоения, овладения. Поэтому язык рассматривается не абстрагированно от развивающегося человека, а как сторона человеческой личности. "Владение языком — институирующая черта языковой личности — есть единственное

средство переноса действия в умственный план, гарантия продвижения человека по пути саморегуляции поведения, форма организации психической жизни человека. Человек не может быть личностью, не будучи, в частности, и языковой личностью"9.

Языковая личность является видом полноценного представления личности, вмещающим в себя и психический, и социальный, и этический, и другие компоненты, но преломленные через ее язык, дискурс.

Понятие "языковая личность" тесно связано с рядом других понятий, таких, как "языковая картина мира", "ценностная картина мира", "ценности", "культурные концепты", "коммуникативная компетенция" и др. Таким образом, понятие "языковая личность" становится одним из основных понятий в рамках социокультурного подхода в обучении иностранных языков.

Культура и социум, язык и культура, языковая личность, межкультурная коммуникация, социокультурная деятельность, лингво-социокультурная компетенция — это научные категории, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Язык является главной формой выражения и существования национальной культуры. Немецкий ученый М. Хайдеггер определяет язык как "дом бытия" и утверждает, что "в жилище языка обитает человек"10. Культура не наследуется биологически, а предполагает обучение и связана с идеями, которые передаются посредством языка. В ходе приобретения межкультурной компетенции социализация личности проходит наиболее гармонично.

Обобщая вышесказанное, мы можем констатировать, что проблема формирования языковой личности обретает ярко выраженный междисциплинарный характер. Познание языка и становление личности — эти процессы имеют между собой глубинную связь.

Описать структуру и содержание модели владения языком — значит вскрыть сложные взаимосвязи между когнитивной и языковой сферами личности. Следовательно, лингвистика все более последовательно обращается к закономерностям научения (в широком понимании) языку11. Понимание природы исследуемого явления языковой личности мы признаем исходным в построении учебно-воспитательной деятельности в области преподавания иностранных языков.

Целью обучения иностранным языкам, считает Н.Д. Гальско-ва, является формирование личности, способной и, что не менее важно, желающей участвовать в общении (опосредованном и непосредственном) на межкультурном уровне. Речь идет о становлении у обучающегося основных черт вторичной языковой личности, совокупность которых составляет сложное интегративное целое. Указанная цель обучения иностранным языкам есть совокупность трех взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов:

прагматического, педагогического и когнитивного. По мнению автора, поскольку процесс становления вторичной языковой личности связан не только с овладением обучающимся вербальным кодом иностранного языка и умением использовать его в общении, но и с формированием (на определенном уровне) в его сознании "картины мира", свойственной носителю этого языка как представителю определенного социума, то обучение иностранному языку должно быть направлено на приобщение учащихся к концептуальной системе чужого лингвосоциума.

Своеобразие коммуникативных проявлений языковой личности в ситуациях общения определяется деятельностью ее сознания, которое, по определению Л.С. Выготского, есть "частный случай социального опыта"12. Языковая личность в условиях общения рассматривается нами как коммуникативная личность — обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций13.

Формирование такой личности, делающей ее способной стать эффективным участником межкультурной профильно ориентированной коммуникации непосредственно или опосредованно, и есть цель обучения старшеклассников иностранному языку в профильной школе.

Таким образом, ЯЛ старшеклассника, изучающего иностранный язык в рамках профильно ориентированного курса, предстает в виде сложного, многоаспектного объекта исследования, уникальность и неповторимость которого определяется сформиро-ванностью его языкового сознания, уровнем развития языковых способностей и коммуникативных потребностей для осуществления особого профильно ориентированного общения и взаимообусловленностью личностных диспозиций, проявляющихся как личностные функции.

Центральным системообразующим элементом нашего исследования является ведущая идея о возможности формирования языковой личности в рамках особого педагогического пространства — профильного обучения иностранному языку, — способствующего полноценному проявлению и развитию личностных функций участников межкультурного взаимодействия. Эта идея "пронизывает все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне языка"14.

Введение в широкий научный обиход категории "языковая личность" позволяет раздвинуть рамки исследований речевого онтогенеза. На первый план все отчетливее выступает не формирование языковой структуры, а становление человека в его коммуникативной компетенции, которая предстает как проявление языкового сознания в выборе средств общения.

И в педагогической и в лингвистической литературе термины "компетенция", "компетентность" встречаются все чаще в таком контексте, как "ключевые компетенции", "компетентный носитель языка", "коммуникативная компетенция школьника", "межкультурная коммуникативная компетенция". В модели психологического развития человека понятие "компетентность" применяется к ситуациям, в которых у человека возникает необходимость решать проблемы, минимизируя затраты своих ресурсов на "единицу" полезного результата. Сложность в трактовке этого понятия состоит в том, что оно описывает потенциал, который а) проявляется ситуативно (следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов образования); б) описывает инструментарий понимания и действия одновременно.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых до производственных и социальных.

Компетентность в обучении иностранным языкам часто понимают как "коммуникативную компетенцию". Как справедливо отмечает Р.П. Мильруд, компетентностный подход лишь частично соответствует содержанию коммуникативной компетенции15. Компетентность, по его определению, есть комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций, которые являются единицами учебной программы и составляют "анатомию" компетентности. Важно подчеркнуть, что анализ сущностных характеристик коммуникативной личности старшеклассника, проведенный нами выше, в значительной мере согласуется с пониманием Р.П. Мильрудом природы компетент-ностного подхода в обучении школьников иностранному языку.

Ценностный, познавательный и поведенческий аспекты коммуникативной личности являются основой для формирования предметной, деятельностной и развивающей компетенции школьников в рамках профильно ориентированного обучения иностранному языку. Мы солидарны с В.И. Карасиком в том, что с позиции аксиологии можно рассматривать когнитивные и поведенческие характеристики общения, с позиции ментальных представлений — ценности и коммуникативные ходы, с позиции речевого взаимодействия — этические, утилитарные и другие нормы, которых придерживаются носители данной культуры, и языковую категоризацию мира.

Таким образом, изложенное выше еще раз подтверждает нашу мысль, что исходным пунктом развиваемой концепции являются представления о личности как о цели и факторе образовательного опыта в рамках профильно ориентированного обучения старшеклассников иностранному языку.

Личность как целое, и языковая личность в том числе, проявляет свои сущностные особенности в структуре личностных функций.

Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал личность как носителя сознания, т.е. в первую очередь отношения к миру. В этом смысле личность для С.Л. Рубинштейна проявляется как способность человека вырабатывать это отношение, т.е. занимать определенную позицию. Такова в его понимании фундаментальная функция личности16.

Функциональность личностного выделяется А.Н. Леонтьевым посредством введения понятия о смысле. Смыслообразование — одна из наиболее тонких личностных функций человека. Внутренний мир личности представляет собой как бы сплетение, иерархию, взаимопревращение ее смыслов. Образование смысла — это придание личностного значения чему-либо17.

Рассматривая специфику личностных функций, нельзя не отметить огромную творческую роль языка в познавательной деятельности личности, ибо человеческое отражение носит творческий характер. Таким образом, творческая активность личности, закрепленная в языке, приводит как к объективному, так и к субъективному отражению мира. И это мы считаем еще одной важной личностной функцией языковой личности.

В соответствии с названными функциями в содержание образования входит новый вид опыта — опыт быть личностью, личностный опыт. Как считает В.В. Сериков, это опыт выполнения личностных функций, содержание которых может быть представлено по-разному, в зависимости от того, какое представление о природе личности имеет проектировщик такого образования. В самом общем виде это опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире18.

Личностная сторона речевой деятельности участника коммуникации — это ее субъективное начало, проявляющееся в творческой, закрепленной в языке активности личности; исследование речевой ситуации на предмет выявления ее смысла, коммуникативной потребностной значимости.

Рассматривая развитие языковой личности в личностной парадигме, нельзя не коснуться представления о содержании этого развития. Вслед за В.В. Сериковым мы понимаем развитие личности как:

а) развитие ее атрибутивных функций: избирательности, осмысления действительности, произвольности, креативности, рефлексивности, ответственности, автономности. Актуализация личностных функций способствует развитию ценностного, понятийного и поведенческого аспектов языковой личности;

б) развитие духовной сферы — мировоззренческих, нравственных, эстетических и других ценностей в форме мотивов, установок

и способностей. Сюда мы относим развитие языковых способностей и коммуникативных потребностей языковой личности;

в) деятельностно-поведенческое развитие личности, которое предполагает становление ее привычек, опыта, стиля и манеры презентации своего "Я", т.е. становление речевого поведения языковой личности;

г) развитие коммуникативного пространства — сферы отношений, круга общения, собственного микросоциума, что предполагает развитие и становление коммуникативной компетенции;

д) становление индивидуальности личности, что проявляется в формировании и развитии языкового сознания личности.

Таким образом, мы считаем, что, развивая языковое сознание, способности и свойства языковой личности, мы будем не только развивать коммуникативный потенциал, коммуникативную компетенцию, коммуникативную культуру личности, не только учить эффективному речевому общению, но и актуализировать личностные функции школьников, а значит, развивать и совершенствовать гуманистическую ценностную диспозицию личности.

Очевидно, что формирование и совершенствование вышеназванных сущностных личностных характеристик должно привести к развитию и совершенствованию языковой личности. Создание условий для становления и развития языковой личности школьника во всем спектре ее проявлений и есть цель профильно ориентированного обучения иностранному языку. Эти условия реализуются в рамках особого образовательного пространства — педагогического процесса профильно ориентированного обучения иностранному языку.

Примечания

1 Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. С. 8.

2 См.: Григорьева-Голубева В.А.. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности): Дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2002. С. 280.

3 См.: Осиянова О.М. Языковая личность XXI века: проблемы и перспективы // Вестн. ОГУ. 2002. № 6. С. 191.

4 См.: Григорьева-Голубева В.А.. Указ. соч. С. 8.

5 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. С. 3.

6 См.: Карасик В.И. Указ. соч. С. 8.

7 Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. Волгоград, 2002. С. 122.

8 Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. ... докт. филол. наук. Л., 1984.

9 Там же.

10 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 192.

11 См.: Гальскова Н.Д. Теоретические основы образовательной политики в области подготовки учащихся по иностранным языкам: Дис. ... докт. пед. наук. М., 1999. С. 120.

12 Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.

13 См.: Карасик В.И. Указ. соч.

14 Караулов Ю.Н. Указ. соч.

15 См.: Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // ИЯШ. 2004. № 7. С. 30.

16 См.: Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 102.

17 См.: Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 251.

18 См.: Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. С. 37.

Résumé

The paper outlines the regularities of formation and development of linguistic personality and examines the choice of didactic conditions required for the most effective fulfillment of these targets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.