Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА В ВИРТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА "ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА")'

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА В ВИРТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА "ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискурс / электронный жанр / домашняя страница / веб-сайт / языковая личность / публицистический стиль / официально-деловой стиль / рекламный текст / discourse / electronic genre / home page / Web site / linguistic personality / publicistic style / official documents style / advertising text

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Асмус Нина Геннадьевна

Настоящая статья посвящена изучению лингвистических особенностей сетевого жанра «домашняя страница». Домашняя страница определяется нами как информационный электронный жанр, направленный на реализацию институционального общения, осуществляющий информирование пользователей о происходящих событиях, товарах и услугах, а также воздействие на общественное сознание. Домашняя страница отличается стилевым своеобразием, так как совмещает в себе публицистический и официально-деловой стили, а также черты рекламного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC PERSONALITY OF THE AUTHOR IN VIRTUAL DISCOURSE (ON THE EXAMPLE OF THE GENRE "HOME PAGE")

This article is devoted to the study of the linguistic features of the electronic genre "home page". The home page is defined as an informational genre aimed at the implementation of institutional communication, informing users about current events, goods and services, as well as influencing public consciousness. The home page is distinguished by its stylistic authenticity, since it combines peculiarities of publicistic and official business styles, as well as features of the advertising text.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА В ВИРТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА "ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА")»

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) ВОПРОСЫ ДИСКУРСОЛОГИИ

УДК: 81

Н.Г. Асмус N.G. Asmus

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА В ВИРТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА "ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА") LINGUISTIC PERSONALITY OF THE AUTHOR IN VIRTUAL DISCOURSE (ON THE EXAMPLE OF THE GENRE "HOME PAGE")

Настоящая статья посвящена изучению лингвистических особенностей сетевого жанра «домашняя страница». Домашняя страница определяется нами как информационный электронный жанр, направленный на реализацию институционального общения, осуществляющий информирование пользователей о происходящих событиях, товарах и услугах, а также воздействие на общественное сознание. Домашняя страница отличается стилевым своеобразием, так как совмещает в себе публицистический и официально-деловой стили, а также черты рекламного текста.

Ключевые слова: дискурс, электронный жанр, домашняя страница, веб-сайт, языковая личность, публицистический стиль, официально-деловой стиль, рекламный текст

This article is devoted to the study of the linguistic features of the electronic genre "home page". The home page is defined as an informational genre aimed at the implementation of institutional communication, informing users about current events, goods and services, as well as influencing public consciousness. The home page is distinguished by its stylistic authenticity, since it combines peculiarities of publicistic and official business styles, as well as features of the advertising text.

Key words: discourse, electronic genre, home page, Web site, linguistic personality, publicistic style, official documents style, advertising text

Введение

Роль информации в повседневной жизни становится все более значимой. Глобальная сеть Интернет выступает как новое коммуникативно -информационное пространство, отличающееся безграничным объемом ресурсов и предлагающее своему пользователю удобство и быстроту поиска нужного материала, осуществляемого посредством веб-сайтов.

Практически любая деятельность строится на основе коммуникации, успех которой в открытом, цивилизованном обществе обеспечивается не только знанием о других, но и умелым представлением значащих сведений о себе.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

Каждая серьезная организация стремится создать свой веб-сайт, соревнуясь за внимание получателя. Важными элементами создания имиджа компании являются следующие: презентация визуального характера (удобное и оригинальное навигационное меню, общее оформление домашней страницы) и вербальный имидж. В пространстве веб-страницы создатели стремятся излагать информацию сжато и лаконично, дополняя ее графическими средствами. Самопрезентация в Интернете направлена на облегчение понимания посредством группировки информации в пространстве виртуальной страницы в смысловые темы, выражаемые в пределах абзаца.

Цель исследования - охарактеризовать домашнюю страницу как особый жанр электронного дискурса и выявить особенности лингвистического построения домашних страниц на примере американских веб-сайтов.

Материалом для исследования послужили тексты домашних страниц Интернет-сайтов американских сотовых компаний, ресторанов, туристических компаний, женских он-лайн журналов и развлекательных комплексов. В ходе исследования были применены следующие методы: описательный метод, структурно-семантический анализ, метод словарных дефиниций.

Результаты исследования. Обобщая и интерпретируя результаты известных исследований, мы выделяем следующие характерные особенности виртуального дискурса, в рамках которого осуществляется общение посетителя с контентом сайта в рамках электронного жанра "домашняя страница": субъективность информации, интерактивность, гипертекстуальность, креативность, глобальность, анонимность, мозаичность [1, с. 23].

Характеристика домашней страницы Интернет-сайта

Домашняя страница Интернет-сайта представляется нам информативным сетевым жанром, характеризующимся следующим рядом признаков: наличие тематического признака; размытость границ образа автора-читателя; традиционное композиционное оформление, состоящее из навигационного

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) меню и развитой системы гиперссылок; письменная фиксация текста; сочетание вербальной и невербальной частей в организации Интернет-текста.

Доступ к информации в Интернете осуществляется через пользовательский интерфейс домашней страницы определенного сайта. Она представляет собой, как правило, сочетание навигационных меню, графиков и текстовой информации (в небольшом размере). Домашняя страница отражает структуру и содержание всего веб-сайта, и грамотно составленная веб-страница способна привлечь внимание пользователя. В нашей работе мы учитываем лишь лингвистические факторы, которые, совместно с оформлением вебстраницы, играют решающую роль.

Домашняя страница, являясь составной частью сайта, оказывается своеобразной визитной карточкой. Визитная карточка (или визитка) - важный элемент фирменного стиля компании. Она всегда ассоциируется со своим владельцем, поэтому ее значение для успешного бизнеса сложно переоценить. Она может быть разной: по-деловому простой или роскошной, элегантной или затейливой. Так и домашняя страница Интернет-сайта, повторяя характеристики визитной карточки, является атрибутом взаимоотношений в современном мире.

Стилевые особенности домашней страницы

Поскольку функциональная лингвистика изучает коммуникативно -прагматические характеристики текстов, с точки зрения данной дисциплины структура текста зависит от тех целей и задач, которые ставит себе автор высказывания. Домашняя страница совмещает в себе публицистический и официально-деловой стили, так как важная функция публицистики - это предоставление информации, а основные функции делового стиля - это сообщение и воздействие. Таким образом, домашняя страница, будучи своеобразной визитной карточкой, предоставляет основную информацию об авторе и поле его деятельности, оказывая, при этом, влияние на реципиента.

Мы выделяем следующие стилевые особенности данного электронного жанра. Основная цель - информировать пользователей Интернета о

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) происходящих вокруг событиях, товарах и услугах, а также воздействовать на общественное сознание; именно поэтому домашние страницы в большинстве проанализированных нами случаев демонстрируют отточенное умение подать информацию, что достигается посредством использования общеупотребительной лексики, простых синтаксических конструкций, лаконичных и ярких слов и выражений.

Рассмотренные нами электронные тексты домашних страниц направлены на представление информации таким образом, чтобы заставить читателя обратить внимание на данный текст и по возможности вызвать у него определенные размышления. Соответственно, данные тексты ориентированы на «виртуальную самопрезентацию» [3, с. 105] со стороны владельцев сайта и на действенность, на занятие активной позиции со стороны читателей.

Образ автора и его язык

Образ автора - другая важнейшая категория данного типа текста. С одной стороны, в нем проявляются черты человека, «занимающегося общественной деятельностью, выражающего коллективные оценки и пристрастия» [6, с. 121]. А с другой стороны, автор всегда индивидуален, он стремится донести информацию до потребителей в наиболее интересной форме, он самостоятельно выбирает подходящие языковые средства, направленные на достижение основных целей: информативности и воздействия.

Язык домашних страниц веб-сайтов национален, он отражает зависимость от социальных, возрастных, территориальных, профессиональных факторов; языковая норма - кодифицированная, а «употребляемые внелитературные образования составляют ей контраст и воспринимаются на ее фоне особенно рельефно как выразительные средства» [4, с. 184].

Еще одна важная особенность домашней страницы состоит в том, что здесь присутствует четкая дифференциация текстов по тематикам (новости, календарь событий, торговые марки, справочные и сервисные услуги и т.п.). Это одновременно упрощает получение информации и делает общение более интерактивным.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

Также мы считаем, что реклама - естественный атрибут любого сайта

(иногда бывает завуалированной). О.А. Лаптева определяет ее как один из жанров официально-деловой речи, но «наиболее яркий и ушедший от нее» [4, с. 196]. Сходство жанра домашней страницы, который мы определяем как визитную карточку, с рекламными текстами не случаен, ведь trade cards -предшественники современных визиток, являются одним из видов печатных рекламных публикаций.

Как и в рекламных текстах, на домашних страницах веб-сайтов наблюдается совмещение двух разнородных начал: информирование делового характера и «обертывание» [8, с. 323] его в экспрессивную, эмоционально воздействующую на потребителя оболочку, способную привлечь внимание максимального числа людей. Таким образом, заключенная на домашних страницах информация компактна и деловита, однако во многих случаях «деловая тональность совмещается с подлинной экспрессией» [8, с. 334].

Таким образом, мы отмечаем новые явления в словообразовании, стилистике и лексике: Интернет продолжает тенденцию к демократизации языка.

В. Марчок в своей работе «Контуры авторства в постмодернизме» отмечает, что каждый исторический этап авторства представляет собой относительно устоявшийся набор текстообразующих приемов, придающих произведению характерную смысловую нагрузку и тональность высказывания [5]. Также мы согласны с данным ученым в том, что каждый автор обладает определенным набором авторских стратегий высказывания.

Итак, исходя из работы В. Марчка «Контуры авторства в постмодернизме», мы анализируем домашние страницы американских Интернет-сайтов, исходя из трех аспектов:

1) воздействие автора на читателя;

2) автор - «субъект, формирующий других или поддающийся формированию» [5, с. 51];

3) каким автор стремится создать текст?

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

Мы выделяем аспект первый:

- воздействие автора на читателя, которое может быть активным, либо пассивным.

Примером достаточно активной авторской позиции выступает объявление ресторана Hooters о дополнительных привилегиях при использовании пластиковой карты MasterCard в данном заведении:

Hooters is proud to announce the launch of the first Hooters MasterCard. Now you can enjoy more rewards than ever for eating at Hooters. It's the first-of-its-kind Hooters Reward Card and a MasterCard card in one. That means that you have the flexibility and security of a MasterCard card that can be used anywhere in the world that MasterCard cards are accepted and earn Hooters Reward Points at the same time.

Данный отрывок текста, отражающий ярко выраженную авторскую позицию, начинается с официально-деловой синтаксической конструкции Hooters is proud to..., подчеркивающей торжественность момента. Фразовый эпитет first-of-its-kind содержит основной акцент всего текста, так как семантически подчеркивает уникальность карты Hooters MasterCard. Синтаксический уровень представлен разнообразием конструкций - развернуто простыми и сложно-сочинительным предложениями - что направлено на придание тексту определенной динамичности. Употребление личного местоимения you (you can enjoy., you have the flexibility.) придает эмоционально-доверительную окраску всему высказыванию.

Пример пассивного типа воздействия автора:

Ted's Montana Grill, a gathering place for family and friends, is a time-honored restaurant which was founded by Ted Turner and George McKerrow, Jr. It provides a 21st century twist on the classic comfort foods of family dinners and church suppers.

The decor blends the warmth and charm of an authentic Montana bar and grill. The design is faithful to the Arts & Crafts architectural style of the early 20th century, which emphasized comfort and the use of natural materials.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

Данный пример иллюстрирует пассивную позицию автора, проявляющуюся через употребление синтаксических конструкций, содержащих неодушевленные предметы в качестве подлежащего: It provides..., Ted Montana Grill is., The décor blends., The design is faithful... Однако автор при помощи детального описания наделяет текст высокой степенью одушевленности, создает атмосферу теплоты и уюта. Именно на ее создание направлено сочетание the classic comfort foods of family dinners and church suppers, эпитет time-honored restaurant, группа, состоящая из синонимичных существительных the warmth and charm.

Таким образом, мы приходим к выводу, что автор стремится информировать читателей и произвести определенный положительный эффект. И при кажущейся пассивности воздействия автора, текст обладает смысловой нагрузкой и потенциалом для привлечения внимания.

Наши наблюдения показали, что автор в виртуальном пространстве обязательно является «субъектом, формирующим других» [Там же], ведь именно перед ним стоит задача донести до пользователя информацию с наибольшим эффектом, а значит, сформировать определенное отношение, мнение. Рассмотрим следующие примеры, демонстрирующие разные стилистические приемы, оказывающие воздействие на читателей.

В следующих примерах мы можем наблюдать выигрышный вопросно-ответный ход, формирующий определенное представление, но не давящий на индивида.

Why order your ribs from the Rendezvouz? Because after all the care we take to cook them, we're not going to ship them any old way.

Think you've got a cute dog? Watch this. Got an unhealthy craving? The Snack Swapper has a healthy alternative. Sacrifice calories - not taste - with the Snack Swapper!

Следующий прием - побудительное высказывание. Такие утверждения можно встретить на любом сайте, независимо от тематики.

Be sure to watch "Road Tasted " during the month of August on Food Network.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

Call today for your next party or special occasion!

Join us for lunch or dinner. Get your baby to sleep through the night. Fire your boss: start your own business

Побудительное высказывание уже по своей природе является формирующим. Но помимо самой синтаксической конструкции мы наблюдаем следующие стилистические средства, способствующие привлечению внимания и, как следствие, являющиеся способом воздействия: игру слов, построенную на контрасте (fire your boss and start your own business), неологизмы, метафору.

Третий аспект научной работы В. Марчка звучит следующим образом: - каким автор стремится создать текст?

В ходе нашей работы мы отметили особенность разделения текстов на теоретические, или развернутые (с предоставлением достаточно полного объема информации на домашних страницах), и краткие, рекламного «практического» характера (для которых на первый план выходит функция воздействия, такому типу текста присуще представление информации в более сжатом, но оригинальном виде).

Примером первого типа текста может служить домашняя страница американского ресторана Scotch & Sirloin:

The Scotch N Sirloin is a Central New York landmark. Established in 1967 in Syracuse and 1972 in Rochester "The Scotch" serves central New York the finest aged USDA steaks, fresh fish from Boston and specialty dishes available anywhere. Everything from appetizers through dessert is homemade and cooked to order. Our rustic setting, Wine Spectator "Award of Excellence" winning wine list and professional courteous staff will round out your visit. If your plans do not include dinner, enjoy a cocktail by our large open-pit fireplace in our Coppertop Lounge.

Данный отрывок текста представляет из себя описание. Текст содержит топонимы (Central New York, Syracuse, Rochester, New York, Boston), даты образования заведения (1967 и 1972), название награды за превосходное вино (Wine Spectator "Award of Excellence"). Основным выступает семантическое поле еды (steaks, fish, appetizers). Синтаксис разнообразен (присутствуют как

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) простые, так и сложные предложения), что соответствует описательной манере высказывания. Употребляется нейтральная лексика (глаголы to establish, to serve, to enjoy, прилагательные homemade, rustic, professional, fine, fresh, существительные landmark, dish, dessert, dinner), так как автор преследует цель информирования читателя через легко воспринимаемое описание.

Примером второго типа текста (краткого рекламного характера) является домашняя страница американского ресторана Hurley's, где в очень сжатой форме представлена информация о ресторане и его традициях:

Welcome to Hurley's, where we honor the finest traditions of Northwest American cooking - like fresh, seasonal ingredients - and apply classic French techniques to create unique, flavorful dishes that transcend traditional cuisine. We hope you'll join us soon to experience it for yourself.

Весь текст состоит всего из 3 предложений (двух сложносочиненных и одного простого, распространенного), но, тем не менее, мы отмечаем высокую степень смысловой нагрузки сообщения. Данное краткое описание носит рекламный характер. Основным стилистическим средством выступают эпитеты (unique, flavorful dishes; classic French techniques; finest traditions of Northwest American cooking). В тексте наблюдается ярко выраженное авторское начало: используются личные конструкции we honor..., we hope..., которые наделяют высказывание вежливой тональностью.

Важный аспект любого текста - тема. Они могут быть разнообразными: от достаточно интимных: Sex with an Ex?; Three common sex problems, solved? порой даже шокирующих, до общественно-значимых, дающих советы: Exercise of the Week, Choosing and Using Resistance Bands, Health, Wellness, Diet. Но наличие разнообразных тематик можно встретить лишь на сайтах журналов, телеканалов и т.п. В основном же, домашние страницы имеют четкую структуру. Таким образом, довольно часто можно встретить такие стандартные тематики, как News, Our Services/, About Our Company/, Contacts. Однако каждый автор так или иначе стремится сделать свою домашнюю страницу неповторимой, и тогда мы можем встретить вполне обычные темы, но с

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) оригинальным названием в навигационном меню. Так, одинаковые тематики двух женских он-лайн журналов различаются названиями: Pregnancy & Parenting = Motherly; Beauty & Style = Beautiful, Fashionable, Food = Hungry. Таким образом, на сайте www.today.com для обозначения разделов навигационного меню используются имена существительные, в то время как Redbook Magazine привлекает внимание именами прилагательными, четко и ясно обозначающими тематики. Несмотря на то, что домашние страницы несут в себе впечатляющие объемы информации, активно воздействуя через автора на окружающий мир, принято говорить об «удалении автора» [2, с. 117], которое происходит на всех уровнях восприятия текста. Исторически сложилось, что автор вынашивает свое произведение, после чего «следы мысли, представленные в тексте, обретают способность к самостоятельной жизни» [7, с. 74]. Так и домашние страницы сайтов, будучи результатом творчества определенного человека или группы людей, отделяются от создателя и понимаются пользователями Интернета не всегда одинаково с автором. Но мы можем видеть его работу через призму тех языковых средств, тех приемов, которые он выбрал для реализации своих мыслей.

Заключение. Анализ показал, что воздействие автора на читателя может быть активным и пассивным, автор определенно выступает как «субъект, формирующий других», а также считаем, что на домашних страницах автор создает два типа текста: теоретический (т.е. развернутый) и практический (т.е. краткий, «рекламного» характера). В организации текста присутствует тема, которая варьируется от сайта к сайту.

Литература

1. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дисс. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2005. - 266 с.

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. - М.: Прогресс: Универс, 1994. - 615 с.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

3. Капанадзе Л.А., Ширяев Е.Н. Текст и его реализация // Вестник РГНФ. -2001. - №1. - С. 101-110.

4. Лаптева О.А. Теория современного русского литературного языка. -М.: Высш. шк., 2003. - 351 с.

5. Марчок В. Контуры авторства в постмодернизме (перевод со словацкого) // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. - 1998. - № 1. - С. 46-55.

6. Соганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 256 с.

7. Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида) // Вопросы философии. - 1993. -№ 3. - С. 68-79.

8. Ученова В.В, Шомова С.А. Полифония текстов в культуре. - М.: Омега-Л: ИМПЭ, 2003. - 389 с.

9. Charlie Vergos Rendezvous. URL:http://www.hogsfly.com (дата обращения: 11.08.2020).

10. Hooters Restaurants. URL:http://www.hooters.com (дата обращения: 08.08.2020).

11. Latest News, Videos & Guest Interviews from the Today Show. URL: https://www.today.com (дата обращения: 16.08.2020).

12. Redbook Magazine. URL:http://www.redbookmag.com (дата обращения: 21.08.2020).

13. Scotch 'N Sirloin. URL:http://www.scotchnsirloin.com (дата обращения: 10.08.2020).

14. 14. Ted's Montana Grill. URL:http://www.tedsmontanagrill.com (дата обращения: 13.08.2020).

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

References

1. Asmus N.G. Lingvisticheskie osobennosti virtual'nogo kommunikativnogo prostranstva: dissertacija kandidata filologicheskih nauk [Linguistic features of the virtual communication space. Thesis of doctor of philological sciences]. Chelyabinsk, 2005. - 266 p.

2. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika. Pojetika [Selected works: Semiotics. Poetics]. Moscow: Progress, 1994. - 615 p.

3. Kapanadze L.A., Shirjaev E.N. Tekst i ego realizacija [Text and its implementation]. VestnikRGNF [RGNFBulletin], 2001. - No. 1. - pp. 101-110.

4. Lapteva O.A. Teorija sovremennogo russkogo literaturnogo jazyka [The theory of modern Russian literary language]. Moscow: High school, 2003. - 351 p.

5. Marchok V. Kontury avtorstva v postmodernizme [Contours of Authorship in Postmodernism]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 9: Filologija [Moscow University Bulletin. Episode 9: Philology], 1998. - No. 1. - pp. 6-55

6. Soganik G.Ja., Dronjaeva T.S. Stilistika sovremennogo russkogo jazyka i kul'tura rechi [Stylistics of the modern Russian language and culture of speech]. Moscow: Publishing Center "Academy", 2005. - 256 p.

7. Subbotin M.M. Teorija i praktika nelinejnogo pis'ma (vzgljad skvoz' prizmu «grammatologii» Zh. Derrida) [Theory and practice of non-linear writing (a look through the prism of J. Derrida's "grammatology")]. Voprosy filosofii [Philosophy questions], 1993. - No 3. - pp. 68-79.

8. Uchenova V.V, Shomova S.A. Polifonija tekstov v kul'ture [Polyphony of texts in culture]. Moscow: Omega-L: IMPE, 2003. - 389 p.

9. Charlie Vergos Rendezvous. [Electronic resource]. URL:http://www.hogsfly.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Hooters Restaurants. [Electronic resource]. URL:http://www.hooters.com

11. Latest News, Videos & Guest Interviews from the Today Show. [Electronic resource]. URL:https://www.today.com

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

12. Redbook Magazine. URL:http://www.redbookmag.com

13. Scotch 'N Sirloin. URL:http://www.scotchnsirloin.com

14. Ted's Montana Grill. URL: http: //www.tedsmontanagrill .com

[Electronic

[Electronic

[Electronic

resource].

resource].

resource].

УДК 811.161.1

О.Л. Заболотнева, И.В. Кожухова O.L. Zabolotneva, I. V. Kozhukhova

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАРКЕРА OK В АКАДЕМИЧЕСКОМ

ДИСКУРСЕ MARKER OK IN ACADEMIC DISCOURSE

Основной целью статьи является рассмотрение функционирования дискурсивного маркера OK в англоязычных лекциях. Обоснованность анализа маркера связана с изменением целевого использования маркера OK в академическом дискурсе. Так, авторы рассматривают три функции "академического ОК": экспрессивную (привлечение внимания), конативную (средство обратной связи) и интраперсональную. На материале лекций на английском языке приводятся примеры употребления рассматриваемого маркера в различных функциях. Статья завершается выводами и определением перспективы исследования.

Ключевые слова: дискурсивный маркер, академический дискурс, лекция, маркер ок, экспрессивная функция, конотативная функция, метадискурсивная функция.

The main objective of the article is to examine the functioning of the discourse marker OK in English-language lectures. The validity of marker analysis is connected with a change in the intended use of the OK marker in the academic discourse. Thus, the authors consider three functions of "academic OK": expressive (attracting attention), conative (a means of feedback) and intrapersonal. On the material of lectures in English, examples of the use of the considered marker in various functions are given. The article ends with conclusions and an outline of the research perspective.

Key words: discourse marker, academic discourse, lecture, marker ok, expressive function, conative function, metadiscursive function.

Введение

Лекция является неотъемлемой составляющей академического дискурса, который имеет прототипную модель и представляет собой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.