Научная статья на тему 'Языковая картина мира в региональном аспекте (научная школа доктора филологических наук, профессора К. И. Демидовой)'

Языковая картина мира в региональном аспекте (научная школа доктора филологических наук, профессора К. И. Демидовой) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
586
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА И ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ / ДИАЛЕКТНАЯ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА (ДЯКМ) / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ДЯКМ / ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ НАРОДА / СУБЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ ВИДЕНИЯ МИРА / ДИАЛЕКТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДИСГЛОССИЯ И РЕГРЕССИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИАЛЕКТОНОСИТЕЛЕЙ / LINGUISTIC WORLDVIEW AND THE FORMS OF ITS REALIZATION / DIALECTAL LINGUISTIC WORLDVIEW (DLW) / POLYPARADIGMATIC APPROACH TO RESEARCH / LINGUO-COUNTRY-STUDIES AS PART OF THE NATIONAL CULTURE / SUB-ETHNIC STEREOTYPES OF THE WORLD VISION / DIALECTAL COMMUNICATION / DISGLOSSIA AND REGRESSION IN MODERN SPEECH AND MENTAL ACTIVITY OF DIALECT SPEAKERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демидова Калерия Ивановна

Статья знакомит читателя с основными современными научными направлениями (лингвокогнитивным, лингвокультурологическим, аксиологическим, антропоцентрическим, психолингвистическим) изучения ДЯКМ как одной из форм реализации общей языковой картины мира (на материале уральских говоров). ДЯКМ исследуется в синхронном и диахронном аспектах, что дает возможность выявить территориально ограниченные стереотипы восприятия окружающего мира и определить причины территориального варьирования ДЯКМ. При исследовании ДЯКМ в лигвокогнитивном направлении выявлены региональные особенности языковых способов концептуализации и конкретизации денотативного пространства, а также определены языковые и внеязыковые факторы, влияющие на их особенности. В рамках научной школы исследуются особенности восприятия окружающего пространства носителями диалектной формы национального языка: 1) наглядно-образное его отражение, 2) конкретность мировидения, 3) перцептивно-чувственный тип познания и др. Использование современных достижений лингвокультурологического направления при изучении ДЯКМ позволяет выявить особенности процессов номинации в разных диалектных макрои микросистемах конкретной территории функционирования языка. На особом месте стоит лингвокраеведение, так как языковая среда, окружающая нас, содержит богатейший материал, помогающий в изучении региона, его культуры через факты языка, поэтому лингвокраеведение мы рассматриваем как часть культуры народа. Языковой диалектный материал, проанализированный в рамках аксиологического направления с использованием кодов культуры раскрывает возможности диалектной лексики как источника культурной информации и способов ее хранения в языке. Показана значимость антропоморфного кода для анализа диалектной лексики. Психолингвистическая направленность в исследовании ДЯКМ дала возможность изучить языковое сознание субсоциума и отдельной личности, что важно при выявлении параметров и национального типа русского менталитета через его диалектное выражение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC WORLDVIEW IN THE REGIONAL ASPECT (THE SCIENTIFIC SCHOOL OF DOCTOR OF PHILOLOGY, PROFESSOR K. I. DEMIDOVA)

The article acquaints the reader with basic modern scientific areas (cognitive, linguo-cultural, axiological, man centered and psycholinguistic) of research of the dialectal linguistic worldview (DLW) as a form of implementation of the general linguistic worldview (on the material of the Urals dialects). DLW is studied in synchronic and diachronic aspects, which gives the opportunity to identify locally limited stereotypes of perception of the world and determine the causes of local variation of the DLW. The linguo-cognitive study of the DLW reveals regional features of linguistic means of conceptualizing and concretizing the denotation space and defines the linguistic and extra-linguistic factors influencing their characteristics. The scientific school studies the peculiarities of perception of the environment by native speakers of dialectal forms of the national language: 1) visual-figurative reflection, 2) concrete nature of vision of the world, 3) perceptive-sensual type of cognition, etc. The use of modern achievements of the linguo-cultural trend of study of the DLW allowed one to reveal the peculiarities of the nomination processes in different dialectal macroand micro-systems of specific areas of functioning of language. A special place is occupied by linguo-country-study, as the linguistic environment that surrounds us contains a wealth of material that helps to study the region, its culture through the facts of the language, so linguo-country-study may be considered to be a part of the culture of the people. Dialectal linguistic material analyzed in the framework of the axiological trend using the codes of culture opens the potential of dialect vocabulary as a source of cultural information and ways of storing it in the language. The psycholinguistic direction in the study of DLW gives an opportunity to explore the linguistic consciousness of sub-social groups and individuals, which is important in identifying parameters and national type of Russian mentality through its dialectal expression.

Текст научной работы на тему «Языковая картина мира в региональном аспекте (научная школа доктора филологических наук, профессора К. И. Демидовой)»

УДК 378.14:001.89:81(Демидова К. И.)

ББК Ч25+Ч448.04+Ш100.3 ГСНТИ 16.21.63 Код ВАК 13.00.01; 10.02.01

Демидова Калерия Ивановна,

доктор филологических наук, профессор, кафедра общего языкознания и русского языка Института филологии, культурологи и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: Demidova_K_I@mail. ru.

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

(НАУЧНАЯ ШКОЛА ДОКТОРА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА К. И. ДЕМИДОВОЙ)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: языковая картина мира и формы ее реализации, диалектная языковая картина мира (ДЯКМ), полипарадигмальный подход к исследованию ДЯКМ, лингвокраеведение как часть культуры народа, субэтнические стереотипы видения мира, диалектная коммуникация, дисг-лоссия и регрессия в современной речемыслительной деятельности диалектоносителей.

АННОТАЦИЯ. Статья знакомит читателя с основными современными научными направлениями (лингвокогнитивным, лингвокультурологическим, аксиологическим, антропоцентрическим, психолингвистическим) изучения ДЯКМ как одной из форм реализации общей языковой картины мира (на материале уральских говоров). ДЯКМ исследуется в синхронном и диахронном аспектах, что дает возможность выявить территориально ограниченные стереотипы восприятия окружающего мира и определить причины территориального варьирования ДЯКМ. При исследовании ДЯКМ в лигвокогнитив-ном направлении выявлены региональные особенности языковых способов концептуализации и конкретизации денотативного пространства, а также определены языковые и внеязыковые факторы, влияющие на их особенности. В рамках научной школы исследуются особенности восприятия окружающего пространства носителями диалектной формы национального языка: 1) наглядно-образное его отражение, 2) конкретность мировидения, 3) перцептивно-чувственный тип познания и др. Использование современных достижений лингвокультурологического направления при изучении ДЯКМ позволяет выявить особенности процессов номинации в разных диалектных макро- и микросистемах конкретной территории функционирования языка. На особом месте стоит лингвокраеведение, так как языковая среда, окружающая нас, содержит богатейший материал, помогающий в изучении региона, его культуры через факты языка, поэтому лингвокраеведение мы рассматриваем как часть культуры народа. Языковой диалектный материал, проанализированный в рамках аксиологического направления с использованием кодов культуры раскрывает возможности диалектной лексики как источника культурной информации и способов ее хранения в языке. Показана значимость антропоморфного кода для анализа диалектной лексики. Психолингвистическая направленность в исследовании ДЯКМ дала возможность изучить языковое сознание субсоциума и отдельной личности, что важно при выявлении параметров и национального типа русского менталитета через его диалектное выражение.

Demidova Kaleriya Ivanovna,

Doctor of Philology, Professor of Department of General Linguistics and Russian, Institute of Philology, Culturology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

LINGUISTIC WORLDVIEW IN THE REGIONAL ASPECT

(THE SCIENTIFIC SCHOOL OF DOCTOR OF PHILOLOGY, PROFESSOR K. I. DEMIDOVA)

KEYWORDS: linguistic worldview and the forms of its realization, dialectal linguistic worldview (DLW), polyparadigmatic approach to research; linguo-country-studies as part of the national culture, sub-ethnic stereotypes of the world vision, dialectal communication, disglossia and regression in modern speech and mental activity of dialect speakers.

ABSTRACT. The article acquaints the reader with basic modern scientific areas (cognitive, linguo-cultural, ax-iological, man centered and psycholinguistic) of research of the dialectal linguistic worldview (DLW) as a form of implementation of the general linguistic worldview (on the material of the Urals dialects). DLW is studied in synchronic and diachronic aspects, which gives the opportunity to identify locally limited stereotypes of perception of the world and determine the causes of local variation of the DLW. The linguo-cognitive study of the DLW reveals regional features of linguistic means of conceptualizing and concretizing the denotation space and defines the linguistic and extra-linguistic factors influencing their characteristics. The scientific school studies the peculiarities of perception of the environment by native speakers of dialectal forms of the national language: 1) visual-figurative reflection, 2) concrete nature of vision of the world, 3) perceptive-sensual type of cognition, etc. The use of modern achievements of the linguo-cultural trend of study of the DLW allowed one to reveal the peculiarities of the nomination processes in different dialectal macro- and micro-systems of specific areas of functioning of language. A special place is occupied by linguo-country-study, as the linguistic environment that surrounds us contains a wealth of material that helps to study the region, its culture through the facts of the language, so linguo-country-study may be considered to be a part of the culture of the people. Dialectal linguistic material analyzed in the framework of the axiological trend using the codes of culture opens the potential of dialect vocabulary as a source of cultural information and ways of storing it in the language. The psycholinguistic direction in the study of DLW gives an opportunity to explore the linguistic consciousness of sub-social groups and individuals, which is important in identifying parameters and national type of Russian mentality through its dialectal expression.

Последние десятилетия ХХ века и начала XXI века ознаменовались особым вниманием исследователей к изучению языковой картины мира в разных аспектах: лингвокогнитивном, лингвокульту-рологическом, аксиологическом, антропоцентрическом, психолингвистическом и других. В рамках нашей научной школы разрабатываются теоретические проблемы, такие как: возможности современных научных направлений при изучении ЯКМ в региональном аспекте, диалектная языковая картина мира (ДЯКМ) в синхронном и диахронном аспектах, что расширяет и углубляет наши знания о таких феноменах, как: языковая картина мира и формы ее реализации, способствует выявлению территориально ограниченных стереотипов восприятия окружающего мира, обусловленных как внеязы-ковыми факторами, так и языковыми процессами, которые происходили и происходят в русских народных говорах вообще и уральской территории в частности.

В лингвистических работах языковая картина мира (ЯКМ) рассматривается как субъективный образ объективного мира, как способ репрезентации концептуальной картины мира в языке. ЯКМ - неоднородное явление: существуют разные системы, входящие в общую ЯКМ того или другого языка: профессиональная ЯКМ, художественная ЯКМ, детская ЯКМ, диалектная ЯКМ и другие. Диалектная языковая картина мира - одна из значимых для любого этноса и субэтноса: она сохраняет уникальные черты его мировидения, определившие существенные признаки культуры этноса и субэтноса и их языковую репрезентацию на конкретной территории функционирования языка. Наша научная школа занимается исследованием ДЯКМ в полипарадигмальном аспекте на материале русских говоров уральской территории. Участники школы разработали новую методологию изучения ДЯКМ как одной из форм реализации национальной ЯКМ на основе использования достижений разных научных направлений современной лингвистики: лингвокогнитивного, аксиологического, психолингвистического и других. Открываются новые пути полипара-дигмального исследования не только диалектной ЯКМ, но и других форм реализации национальной ЯКМ как русского, так и других языков.

Исследования участников научной школы, осуществленные в рамках изучения ДЯКМ в лингвокогнитивном направлении, выявили региональные особенности языковых способов концептуализации и конкретизации денотативного пространства, а

также определили факторы, влияющие на особенности последних.

Наши многочисленные наблюдения и анализ языкового материала уральских говоров показали, что существуют различия в мировидении людей и целых социумов, говорящих на одном и том же, в данном случае русском, языке, но живущих не в одинаковых условиях, исторических, климатических, культурных, лингвистических, социальных. Например, кисточку для смазывания сковородок, противеней одни диалектные сообщества называют словом крыло (Серов.), другие словом перо (Н.-Серг.), третьи - помазок (Асб., Реж). В самом выборе мотивировочных признаков проявляется различие мировосприятия, обусловленное неодинаковостью ассоциативных образов в сознании диалектоносителей (ассоциация с крылом птицы, с ее пером, с действием, которое осуществляется с помощью действия обозначаемого - помазать).

Выявлены наиболее продуктивные метафорические модели, используемые диалектоносителями уральской территории для репрезентации реалий окружающего мира, что связано с особенностями восприятия окружающего пространства сельскими жителями диалектного континуума, с особенностями в характере образной номинации в разных микросистемах, степени продуктивности тех или других метафорических моделей на конкретной территории. Например, слово роща в одних уральских говорах (Тур., Ирб.) людей одного возраста номинируют с помощью фитоморфной модели словом роща; в ЧДС Нижнесергинского района этот же фитоморфный образ был использован для названия озимой ржи. Ср. смысловую структуру слова роща в литературном языке: «небольшой, чаще лиственный лес» (МАС, т. 2, с. 734). Образ лиственного леса в разных ЧДС уральской территории был распространен и на другие обозначаемые (ровесники, всходы озимых) на основе сходства сем смысловых структур слов: соответственно «одинаковый, зеленый». Ср. значение литературного слова роща, приведенное выше, и диалектные значения: «люди одного возраста» и «озимые посевы ржи» (зазеленела озимь - СУ, т.1, с.777). Приведенный пример показывает, с одной стороны, наглядно-образное восприятие окружающего мира диалектными сообществами разной территории функционирования языка, а с другой стороны, неодинаковую реализацию его в конкретных ЧДС уральской территории, что свидетельствует о различиях в познавательном процессе диалектных

© Демидова К. И., 2015

сообществ и их вербализации в лексике: роща - «ровесники», роща - «озимые».

Более детальное исследование этого богатейшего материала еще предстоит диалектологам, культурологам, психолингвистам региона и других территорий функционирования русского языка.

В рамках научной школы выявлены особенности восприятия окружающего пространства носителями диалектной формы национального языка. Среди них можно отметить следующие: 1) наглядно-образное его отражение; 2) конкретность мировидения; 3) перцептивно-чувственный тип освоения окружающего мира; 4) эмоционально-экспрессивно-образное восприятие окружающего пространства; 5) большая детализация в названии концептов окружающего пространства; 6) выбор при номинировании неодинаковых признаков у одного и того же обозначаемого; 7) особенности духовной жизни сельских жителей; 8) неодинаковые природные условия и характер занятий и промыслов жителей сельских местностей; 9) неодинаковые история и исторические связи субсоциумов и др.

Другим направлением изучения ДЯКМ (на материале уральской языковой среды) в рамках полипарадигмального подхода является лингвокультурологическое направление, которое раскрывает существенные особенности мировидения диалектоносителей, обусловленное их воспитанием в условиях сельской жизни, в рамках конкретной сельской культуры. Так, в условиях сельской жизни носители диалекта при номинации тех или других концептов репрезентируют те их признаки, которые, с точки зрения диалектного сообщества, имеют практическую значимость в повседневной хозяйственной деятельности (например, орудие для обработки почвы в общенародном языке номинируется словом тяпка (внутренняя форма слова мотивирована характером действия тяпать). Среднеуральское диалектное сообщество эту же реалию называет либо словом пропольник, либо словом окучник; внутренняя форма приведенных слов связана со значимостью предмета для сельской жизни (нужно прополоть или окучить растения, чтобы был хороший урожай).

Языковой материал, проанализированный в русле указанного направления, показывает ценностную ориентацию сельского жителя (например, положительное отношение к тому, кто хорошо трудится, и явно отрицательное отношение к людям, не желающим трудиться, хорошо работать; слов с отрицательной оценкой человека значительно больше, чем слов первой группы, например, пустодомок (плохой, беспечный хозяин), неткошиха — непрями-

ха (лентяйка, белоручка) и многие другие.

Одно из направлений научной школы - исследование проблемы связи языка и культуры через призму лингвокраеведения, так как языковая среда, окружающая нас на Урале, содержит богатейший материал, помогающий в изучении региона, его культуры через факты языка. Языковой материал нередко содержит интересную этнографическую и культурологическую информацию, которая далеко не всегда используется при изучении истории края и его культуры, а между тем лингвокраеведение является частью культуры народа.

Аксиологическое направление изучения ДЯКМ раскрывает возможности диалектной лексики как источника изучения характера культурной информации и способов хранения ценностной информации в языке с учетом ее репрезентации в диалектной лексике. В этом направлении используются коды культуры: с этой точки зрения рассматривается специфика их репрезентации в диалектах. В связи с развитием новой, антропоцентрической, парадигмы в языкознании значимыми в диалектологии являются исследования лексики с использованием антропоморфного кода, который свидетельствует о связи человека с внешним миром, о его ценностной ориентации. В ДЯКМ наиболее значимые типы оценки, передаваемой с помощью антропоморфного кода, выявляются через следующие типы взаимоотношения человека и окружающей среды: человек - природа, человек - вещный мир, человек - диалектное сообщество, человек - трудовая жизнь, человек - отдых.

Диалектоноситель не только познает мир, но и одновременно оценивает его с точки зрения значимости его составляющих для удовлетворения своих потребностей.

Код культуры помогает исследователю обнаружить особенности восприятия мира диалектным социумом: какие образы, ценностные и понятийные стороны объекта он выделяет, с чем их соотносит и как репрезентирует в языке, - в этом проявляется и оценка окружающего мира.

Еще одним направлением изучения ДЯКМ является психолингвистическое ее исследование, в котором ведется исследование языкового сознания личности и социума конкретной территории. С психолингвистической точки зрения языковой материал может быть использован при изучении языкового сознания социума -носителя частной диалектной системы (ЧДС) и отдельной личности, пользующейся последней, что помогает изучить параметры и национальный тип русского менталитета через его языковое (диалектное)

выражение, что связывает культурологические и психолингвистические аспекты изучения ДЯКМ.

Разноаспектный анализ диалектного языкового материала дает возможность объяснить неодинаковость проявления ЯКМ на разной территории функционирования русского языка, а также выявить причины территориального варьирования ЯКМ. На конкретной территории ДЯКМ далеко не однозначна, раскрываются конкретные причины этого явления (языковые и внеязыковые).

В рамках научной школы анализируются разные формы реализации ДЯКМ, исследуются языковые процессы в диалектных микро- и макросистемах, изучение которых раскрывает новые аспекты исследования смысловой структуры слова, которые дают дополнительную информацию об окружающем мире и характере речемысли-тельной деятельности носителей диалектной формы национального языка.

Многоаспектный анализ смысловой структуры слова дал возможность выявить причины ее территориального варьирования.

Диалектная коммуникация - сложное явление, которое зависит от многих факторов, поэтому в последнее время диалектологи пришли к мысли о необходимости изучать не вообще диалектную речь, а ее модусы и типы речи, которые дают возможность наблюдать такие явления в речи диалектной личности, как дисглоссия (переключение с диалектной речи на литературно-разговорную) и регрессию (обратный процесс: возвращение диалектной личности к родному говору и его составляющим). Это направление стало развиваться недавно. Оно ждет своих исследователей.

Диалектная лексика содержит богатейший материал о самих носителях языка, их истории, культуре, традициях и обычаях, об их ценностной системе мировосприятия.

В рамках научной школы ведется работа по составлению разных типов словарей уральской территории. За последние годы опубликованы следующие словари уральской территории: «Тематический словарь лексики говоров Среднего Урала», вып. 1 (2009 г.), вып. 2 (2010 г.), вып. 3 (2011 г.), «Комплексный тематический словарь лексики русских говоров Среднего Урала» (т. 1, т. 2, 2013 г.).

Участники научной школы сотрудничают с 1975 года с ИЛИ РАН по программе ИЛИ РАН (Санкт-Петербург), который организует и возглавляет работу в нашей стране по сбору материала для «Лексического атласа русских народных говоров» и руководит составлением последнего. Наша группа осуществляет эту работу по 5 районам Свердловской области: Красноуфимскому, Ачитскому, Ар-тинскому, Шалинскому и Нижнесергин-скому. К этой работе привлечены также студенты 1-го и 2-го курсов очного и заочного отделений УрГПУ в рамках учебной диалектологической практики. Программа сбора материала конкретизируется в ходе работы с учетом особенностей говоров Среднего Урала. Нами разработаны принципы лексического картографирования говоров территории позднего образования, к которым относятся и говоры Урала. Участие в ежегодных совещаниях, проводимых в ИЛИ РАН (Санкт-Петербург) дает возможность выступить и обсудить научные доклады в аудитории специалистов-диалектологов, обменяться опытом работы по сбору и исследованию языкового материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демидова К. И. Диалектная языковая картина мира и аспекты ее изучения : монография. Екатеринбург, ч. 1, 2007; ч. 2, 2009 г.; ч. 3, 2010 г.

2. Демидова К. И. Языковая картина мира и аспекты ее изучения : монография. Екатеринбург, 2-ое изд, доп.и испр., 2011.

3. Демидова К. И Языковая картина мира в региональном аспекте. Изд-во LAB LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken. Deutschland.Германия (213 -10-17). URL: htth: //.d - nb Де. 2013. Классификация: ISBN:3659472212; ISBN-13(EAN): 9783659472213; ISBN: 3-659-47221-2; ISBN-13(EAN): 978-3-659-47221-3, 288стр, 2013 г.

4. Демидова К. И. Изучение смысловой структуры слова в полипарадигмальном аспекте // Педагогическое образование в России. 2014. № 5.

5. 5 Демидова К. И. Модусы и типы речи диалектной личности в современных условиях // Уральский филологический вестник. Серия - Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2014. № 1.

6. Демидова К. И. Лексическая семантика в региональном аспекте / / Вестник Южно-Уральского rec. ун-та. Серия «Лингвистика», т. 11. 2014. № 3.

7. Демидова К. И. Тематический словарь лексики говоров Среднего Урала как источник лингвокуль-турологической информации / / Филологический класс. 2010. № 24.

8. Демидова К. И. Культурно-дефинированные психологические структуры в сознании диалектоно-сителей и их отражение в смысловой структуре слова / / Уральский филологический вестник. 2012. № 3.

9. Демидова К. И. Территориальное варьирование смысловой структуры слова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического ун-та. 2013. № 1.

10. Демидова К. И. Стереотипы восприятия окружающего мира и смысловая структура слова / / Педагогическое образование в России. 2013. № 6.

11. Демидова К. И. Комплексный тематический словарь лексики современных русских говоров Среднего Урала : учебное пособие. Екатеринбург : УрГПУ. 2013.

12. Демидова К. И. Особенности ЯКМ на уральской территории и их причины / / Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. Часть 11. Материалы ежегодной международной научной конференции 30-31 января 2015 года. Екатеринбург, 2015.

13. Демидова К. И., Злыденная Т. А. Особенности семантики глаголов с включенными актантами в литературном языке и говорах / / Вестник Южноуральского государственного университета. Серия «Лингвистика». 2006. Вып. 3.

14. Демидова К. И., Овчинникова Л. Н. Ситуация «человек и его речь» как фрагмент денотативного пространства сквозь призму диалектной глагольной метафоры // Вестник Южноуральского государственного университета. Серия «Лингвистика». 2006. Вып. 3.

15. Парилова Н. А. Динамика процесса семантического отталкивания в русских народных говоров (на материале зауральских говоров) / / Шадринские чтения : материалы второй межрегиональной научно-практической конференции / Шадр. гос. пед. ин-т. Шадринск, 2006.

REFERENCES

1. Demidova K. I. Dialektnaja jazykovaja kartina mira i aspekty ee izuchenija : monografija. Ekate-rinburg, ch. 1, 2007; ch. 2, 2009 g.; ch. 3, 2010 g.

2. Demidova K. I. Jazykovaja kartina mira i aspekty ee izuchenija : monografija. Ekaterinburg, 2-oe izd, dop.i ispr., 2011.

3. Demidova K. I Jazykovaja kartina mira v regional'nom aspekte. Izd-vo LAB LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken. Deutschland.Germanija (213 -10-17). URL: htth: //.d - nb De. 2013. Klassifikacija: ISBN:3659472212; ISBN-13(EAN): 9783659472213; ISBN: 3-659-47221-2; ISBN-13(EAN): 978-3-659-47221-3, 288str, 2013 g.

4. Demidova K. I. Izuchenie smyslovoj struktury slova v poliparadigmal'nom aspekte // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 5.

5. Demidova K. I. Modusy i tipy rechi dialektnoj lichnosti v sovremennyh uslovijah // Ural'-skij filologicheskij vestnik. Serija - Jazyk. Sistema. Lichnost': Lingvistika kreativa. 2014. № 1.

6. Demidova K. I. Leksicheskaja semantika v regional'nom aspekte // Vestnik Juzhno-Ural'skogo goc. unta. Serija «Lingvistika», t. 11. 2014. № 3.

7. Demidova K. I. Tematicheskij slovar' leksiki govorov Srednego Urala kak istochnik lingvokul'turologicheskoj informacii / / Filologicheskij klass. 2010. № 24.

8. Demidova K. I. Kul'turno-definirovannye psihologicheskie struktury v soznanii dialektonositelej i ih otrazhenie v smyslovoj strukture slova / / Ural'skij filologicheskij vestnik. 2012. № 3.

9. Demidova K. I. Territorial'noe var'irovanie smyslovoj struktury slova // Vestnik Pjatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo un-ta. 2013. № 1.

10. Demidova K. I. Stereotipy vosprijatija okruzhajushhego mira i smyslovaja struktura slova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 6.

11. Demidova K. I. Kompleksnyj tematicheskij slovar' leksiki sovremennyh russkih govorov Srednego Urala : uchebnoe posobie. Ekaterinburg : UrGPU. 2013.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. Т. А. Гридина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.