Научная статья на тему 'Языковая агрессия в Интернете - вызов нравственным императивам'

Языковая агрессия в Интернете - вызов нравственным императивам Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1096
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / НАСИЛИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / INTERNET / VIOLENCE / E-VERBAL AGGRESSION / ONLINE COMMUNITIES / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васенина Ирина Владимировна, Кухтевич Татьяна Николаевна

Виртуальное общение занимает в жизни людей все больше места. По мере развития Интернет обретает свои собственные законы, устои и правила взаимодействия. Для миллионов людей социальные сети стали той социокультурной средой, в которой происходит усвоение социальных ценностей и норм. Однако, к сожалению, эти ценности не всегда соотносятся с нравственными и правовыми императивами. Среди прочего сегодня получили распространение сетевые ресурсы, где размещаются материалы клеветнического, лживого или враждебного характера по отношению к отдельным лицам или группам, это так называемые интолерантные сетевые сообщества. В данной статье мы рассмотрим электронную речевую агрессию по отношению к пользователям или группам пользователей в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE AGGRESSION ON THE INTERNET - CALL MORAL IMPERATIVES

Virtual communication plays increasingly important role in daily life. As long as the Internet develops, it shapes out its own rules, customs and norms of interaction. For millions of people social networks became a socio-cultural environment, where they perceive social values and standards. However, these standards, unfortunately, are not always correlate with moral and legal norms. Among all kinds of Internet resources, networks placing defamatory, false or hostile information towards other individuals or groups (so called intolerant online communities) have been widely spread. The researchers most commonly associate deviant or aggressive behavior of Internet users with social networks. In this articlewe consider electronic verbal aggression towards users or groups of users of the Internet.

Текст научной работы на тему «Языковая агрессия в Интернете - вызов нравственным императивам»

Социология образования

121

tionary of Russian Language]. Moscow. (In Russ.)

3. Demidova O.R. (2012) [‘Making It One’s Own’,

or Cultural Physiology of Plagiarism]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo univer-siteta im. A.S. Puschkina [Bulletin of Pushkin Leningrad State University journal]. Vol. 2, no 3, pp. 90-98. (In Russ.)

4. Brumshtein Yu.M., Kotlyarov I.D. (2012)

[Student’s plagiarism: influence on regions intellectual and information security]. Infor-matsionnaya bezopasnost’ regionov [Information Security of the Regions]. No 1, pp. 3036. (In Russ.)

5. Golunov S.V. (2010) [Plagiarism of students as

a challenge to higher education system in Russia and abroad] Voprosy obrazovaniya [Journal of Educational Studies]. No 3, pp. 243-257. (In Russ.)

6. Savochkina T.S., N eratova I.V. (2009) [Student’s

plagiarism in higher professional education]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Bulletin ofTver State University]. No 6, pp. 90-104 (In Russ.)

7. Chernyavskaya V.E. (2011) [The plagiarism as

a social-cultural phenomenon]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov [News of Saint-Petersburg State University of Economics and Finance]. No 3, pp. 26-31. (In Russ.)

8. Shteyner E. Ne zhenshchina s zaytsem, a

muzhchina s kozoy, ili kak ya pytayus’ uchit’ studentov [Not a woman with a hare, but the man with a goat or how I try to teach students]. Available at: http://russ.ru/Mirovaya-povestka/ N e-zhenschina-s-zajcem-a-muzh-china-s-kozoj (accessed 25.01.14). (In Russ.)

9. Badmaeva N.C. (2004) Vliyanie motivatsion-nogo faktora na razvitie umstvennykh sposob-nostey: Monografiya [Influence of motivational factors for the development of mental abilities: monograph]. Ulan-Ude. (In Russ.)

10. Stolin V.V., Pantileev S.R. (1988) Oprosnik samootnosheniya [Test of self-attitude]. Praktikum po psikhodiagnostike: Psikho-diagnosticheskie materialy [Practicum on psychodiagnosis: Materials for psychodiagnosis]. Moscow. (In Russ.)

Authors:

MERKULOVA Olga P. - Assoc. Prof., Department of Educational and Developmental Psychology, Volgograd State Socio-Pedagogical University, [email protected] DANILENKO Angelina S. - Graduate, specialty «Psychology», Volgograd State SocioPedagogical University, [email protected]

И.В. ВАСЕНИНА, доцент ЯзЫК°вая агрессия

т.н. кухтевич, профессор в Интернете - вызов

МГУ им. М.В. Ломоносова

Виртуальное общение занимает в жизни людей все больше места. По мере развития Интернет обретает свои собственные законы, устои и правила взаимодействия. Для миллионов людей социальные сети стали той социокультурной средой, в которой происходит усвоение социальных ценностей и норм. Однако, к сожалению, эти ценности не всегда соотносятся с нравственными и правовыми императивами. Среди прочего сегодня получили распространение сетевые ресурсы, где размещаются материалы клеветнического, лживого или враждебного характера по отношению к отдельным лицам или группам, - это так называемые интолерантные сетевые сообщества. В данной статье мы рассмотрим электронную речевую агрессию по отношению к пользователям или группам пользователей в Интернете.

Ключевые слова: Интернет, насилие, электронная речевая агрессия, сетевые сообщества, социальные сети

122

Высшее образование в России • № 4, 2014

Сегодня Интернет - это примерно миллиард пользователей по всему миру, которые имеют доступ практически к 75 миллионам веб-сайтов. Интернет привлекает возможностью получить многообразную информацию официального, делового, личного характера, которая все более широко используется в политике, управлении, сферах науки, образования и культуры. При этом нужно отметить, что коммуникацию в Интернете отличает целый ряд значимых особенностей: общение протекает исключительно в письменной форме, традиционные невербальные языковые средства практически полностью отсутствуют, нет непосредственного контакта между коммуникантами и достоверной информации об участниках общения.

Многие сегодня отмечают, что вслед за восторженными публикациями о принципиально новых возможностях Интернета появляются работы, в которых раскрываются его негативные стороны. Отечественные исследователи отмечают склонность к ненормативному, отклоняющемуся поведению как одну из ключевых психологических особенностей пользователей. Очевидно, что, каки в реальной коммуникативной среде, при общении в Интернете пользователь рано или поздно сталкивается с проявлениями вербальной агрессии.

В научной литературе имеются различные классификации социальных сетей и сетевых сообществ на основе наличия в них агрессивной, насильственной и экстремистской информации. Так, С.В. Бондаренко выделяет толерантные и интолерантные виртуальные сетевые сообщества [1]. Толерантные сетевые сообщества создаются для предоставления информации и интерактивных услуг, но при этом участвующие в их деятельности акторы не ставят перед собой задачи сбора и распространения информации, направленной против кого-либо. При создании интолерантных сообществ изначально закладывается идея про-

тивостояния какому-либо актору, в качестве которого может выступать индивид, группа и т.д. К числу последних относятся сообщества, формирующиеся вокруг:

• сайтов, на которых осуществляется сбор и размещение компрометирующей кого-либо информации политического, экономического и иного характера;

• сайтов, на которых осуществляется распространение националистической информации, пропагандирующей превосходство одной нации над другими;

• сайтов, сфокусированных на пропаганде экстремистских идей и освещении деятельности экстремистских организаций.

Отметим, что проявления насилия и агрессии в Интернете сегодня достаточно многообразны и представлены различными видами. Укажем на некоторые из них: электронная речевая агрессия, проявляющаяся по отношению к другим пользователям или группам пользователей; компьютерные игры и онлайн-игры агрессивного и насильственного характера; информация экстремистской направленности, в том числе террористического, религиозного, националистического толка. В своём анализе мы ограничимся лишь первым видом, то есть электронной речевой агрессией.

Конкретное содержание понятия «речевая агрессия » в научной литературе трактуется неоднозначно. Многие авторы делают акцент на выражении неприязни к кому-либо или чему-либо посредством враждебной манеры речи, оскорбляющей достоинство личности. Так, Т.А. Воронцова характеризует агрессивный тип речевого поведения как выражение негативного отношения к кому-либо или чему-либо и как ориентированность на антидиалог, то есть на субъектно-объектный,некооперативный тип общения с адресатом [2, с. 428]. В литературе выделяют акты, которые относятся к вербально-агрессивным, а именно: оскорбления, враждебные замечания, угрозы, грубые требования, грубые пори-

Социология образования

123

цания (упрёки), обвинения, ирония. Исследователи относят к речевой агрессии «наклеивание » ярлыков, унизительные характеристики объекта агрессии, нагнетание негативных ассоциаций, обсуждение неприятных или обидных для индивида характеристик, прямое оскорбление и т.п. Такое агрессивное поведение на языке современных пользователей получило название «ки-бербуллинга», или «Интернет-троллинга», «флейма». Коротко остановимся на характеристиках этих явлений.

По данным американских исследований, обнаружено, что чаще всего жертвы речевой виртуальной агрессии сталкиваются с грубыми или непристойными комментариями, которые были частью электронной агрессии (32%); далее идёт распространение клеветнических слухов (13%), а затем угрожающие или агрессивные комментарии (14%). Поскольку особенностью общения в Интернете является анонимность, то от 13% до 46% молодых людей, ставших жертвами электронной агрессии, не знали личности своих «домогателей ». И, с другой стороны, 22% молодых людей, которые признали, что совершали электронную агрессию, не знают личности своих жертв [3].

Насколько часто различные виды языковой агрессии проявляются в молодёжных сетевых сообществах Интернета? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к данным опроса, проведённого группой «Византия», оказывающей услуги коммуникационного консалтинга. Речь идет об использовании ненормативной лексики и проявлениях электронной речевой агрессии в рунете к Анализируемая аудитория представляет собой 2000 случайно выбранных пользователей социальных сетей и сетевых сообществ в возрасте от 16 до 60 лет. Результаты исследования показали, что больше всего ненормативной лексики используется в социальной сети «ВКонтакте ». Так,

из 1000 слов в «ВКонтакте» пользователи в среднем употребляли 17,2% ненормативной лексики, в «Одноклассниках» показатель ругательных выражений составил 15,4%, в «Twitter» - 15,5%, в «Facebook» - 12,8%. Здесь же анализировались и показатели проявления агрессии. Самым высоким показатель проявления агрессии оказался у пользователей сети «Facebook». Второе место заняли пользователи сети «Twitter», третье - сети «ВКонтакте». Наименьшее проявление агрессии наблюдается у пользователей сети «Одноклассники».

На сегодняшний день в Интернете существует большое количество сетевых сообществ, сфокусированных на проявлении и распространении агрессии. Например, в социальной сети «ВКонтакте» существует несколько групп такого толка. Одна из наиболее популярных среди пользователей сети - сообщество «MDK», в которое входит около 3 млн. человек. Данную группу можно отнести к агрессивной, так как способ общения в ней отличается грубостью, пошлостью, использованием нецензурной лексики. На странице данного сообщества можно увидеть огромное количество картинок непристойного содержания. При этом практически все картинки находят одобрение и отклики пользователей данного сообщества. Ещё одним примером служит группа «Орлёнок». Здесь количество подписчиков меньше - около 1,5 млн. Содержание ресурса аналогично предыдущему и содержит картинки и комментарии с нецензурной лексикой. Сообщество «Aggression» («Агрессия») насчитывает около 84 тыс. человек. Размещённая информация состоит из картинок, содержание которых - драки между подростками, физические издевательства над личностью с комментариями в виде нецензурной лексики. Но всё же превалирующими являются так называемые статусы (или цитаты) агрессивного характера. Например: «Если на

Проявление электронной агрессии в Интернете: bizzteams.ru

124

Высшее образование в России • № 4, 2014

зачёт прийти с автоматом, то зачёт ставится автоматом » или: «У меня есть мечта. Если случится конец света, я хочу умереть самым последним,, чтобы видеть, как умирают все, кого я ненавидел. Тогда я умру счастливым ». Цитаты такого рода могут набрать большое количество положительных откликов («лайков »), и многие подписчики таких групп размещают их на своих страницах. Так, последняя имеет 125 «лайков », и поделились ею 37 человек. Есть цитаты, где грань между юмором и призывом к действию совершенно размыта.

Опасным является то, что молодое поколение зачастую нейтрально, а иногда и положительно относится к такого рода комментариям, выражениям и картинкам. Для них это всего лишь повод лишний раз посмеяться над чем-то или кем-то. Употребляя нецензурные слова, они думают, что отстаивают свободу слова, но при этом забывают, что уважение к человеку, дружеские отношения между людьми в разных культурах всегда являлись высшей ценностью.

Следует подчеркнуть, что далеко не вся молодёжь оказывается втянутой в подобную языковую агрессию. Вот некоторые данные, которые были получены в ходе исследования «Виртуальная свобода и безопасность студентов в Интернете », проведённого кафедрой социологии МГИМО в декабре 2012 г.2. Выборка составила 529 студентов МГИМО, 103 студента социологического факультета МГУ и 109 студентов РУДН. На вопрос: «Что чаще всего вызывает у вас негативные эмоции при общении в Интернете?» - были получены следующие ответы: непристойные выражения и непристойный контент (МГИМО -52%; МГУ - 45%; РУДН -54%); оскорбление и клевета в адрес других (МГИМО -22%; МГУ - 19%; РУДН - 20%); оскорбление и клевета в собственный адрес (МГИМО - 17%; МГУ - 15%; РУДН -

28%).Значительная часть молодёжи понимает, что свобода, открытость и духовная безопасность не должны противопоставляться.

В настоящее время в СМИ и даже научной литературе озвучивается позиция, что Интернет уже стал одним из ведущих агентов социализации молодёжи. Однако его воздействие противоречиво: он может как способствовать, так и препятствовать позитивному развитию личности. При этом выбор всегда остаётся за нею.

Вместе с тем нельзя не учитывать особенности социокультурной ситуации, в которой формируется молодой человек. Продолжающиеся реформы привели к деструктивным изменениям во всех сферах жизни общества. В духовной сфере они в немалой степени способствовали разрушению российских культурно-нравственных традиций, привели к идейной раздробленности массового, в том числе молодёжного, сознания. К сожалению, значительная часть СМИ редко обращается к ценностям русского языка, а некоторые вольно или невольно поддерживают те негативные явления, о которых говорилось выше. Расширение использования насильственно-агрессивной и экстремистской лексики неоднозначно воспринимается общественным мнением, позиции которого варьируются от установки на полное невмешательство государства в решение проблем противодействия агрессивной Интернет-информации до признания возможности наделения государственной власти неограниченными функциями в этой сфере.

В настоящее время проблема влияния Интернет-информации, особенно насильственного и экстремистского характера, на формирование молодого поколения россиян мало изучена. Её глубокий анализ требует междисциплинарного подхода, внимательных теоретических и мониторинговых исследований.

2 Что угрожает студентам в Интернете? URL: www.mgirno.ru/news/experts/document234651.phtml

Социология образования

125

Литература

1. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов н/Д: Изд-во Ростов. госун-та, 2004. 320 с.

2. Воронцова Т.А. Речевая агрессия в публич-

ной коммуникации // Русский язык: исторические судьбы и современность: Тру-

ды и материалы II Международного конгресса исследователей русского языка. М.: Изд-во МГУ, 2004.

3. Electronic Media and Youth Violence: A CDC Issue Brief for Educators and Caregivers. US Department of Health and Human Services. Centers for Disease Control and Prevention. 2008.

Авторы:

ВАСЕНИНА Ирина Владимировна - канд. социол. наук, доцент, социологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, [email protected]

КУХТЕВИЧ Татьяна Николаевна - д-р филос. наук, профессор, социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, [email protected]_

VASENINA I.V., KUKHTEVICH T.N. LANGUAGE AGGRESSION ON THE INTERNET - CALL MORAL IMPERATIVES.

Abstract. Virtual communication plays increasingly important role in daily life. As long as the Internet develops, it shapes out its own rules, customs and norms of interaction. For millions of people social networks became a socio-cultural environment, where they perceive social values and standards. However, these standards, unfortunately, are not always correlate with moral and legal norms. Among all kinds of Internet resources, networks placing defamatory, false or hostile information towards other individuals or groups (so called intolerant online communities) have been widely spread. The researchers most commonly associate deviant or aggressive behavior of Internet users with social networks. In this article we consider electronic verbal aggression towards users or groups of users of the Internet.

Keywords: Internet, violence, e-verbal aggression, online communities, social networks

References

1. Bondarenko S.V. (2004) Sotsial’naya struktura

virtual’nykh setevykh soobshchestv [Social structure of virtual network communities]. Rostov-on-Don: Rostov State University Publ., 320 p.

2. Vorontsova T.A. [Verbal aggression in public

communication]. Russkiy yazyk: istoricheskie sud’by i sovremennost’. II Mezhdunarodnyy kongress issledovateley russkogo yazyka. Trudy

i materialy [Russian language: its historical destiny and present state. Proc. of the II International Congress of Russian language researchers]. Moscow: MSU Publ., 2004.

3. Electronic Media and Youth Violence: A CDC Issue Brief for Educators and Caregivers. US Department of Health and Human Services. Centers for Disease Control and Prevention. 2008.

Authors:

VASENINA Irina V. - Cand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., Lomonosov Moscow State University, [email protected]

KUKHTEVICH Tatyana N. - Dr. Sci. (Sociology), Prof., Lomonosov Moscow State University, [email protected]

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.