Научная статья на тему 'Язык жанра очерка'

Язык жанра очерка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
567
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОЗНАНИЕ / ЯЗЫК ГАЗЕТЫ / ЯЗЫК / СТИЛЬ / ОЧЕРК / ЖАНР / ОТРАСЛЕВЫЕ ГАЗЕТА / LINGUISTICS / NEWSPAPER LANGUAGE / LANGUAGE / STYLE / ESSAY / GENRE / BRANCH NEWSPAPER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каллибекова Гулнара Палбековна

В статье рассказывается об одном из жанров художественном жанре. Степень исследования и ряд типов упоминаются. Методологические особенности очерка анализируются на ряде примеров. Основное содержание жанра, особенности использования языковых единиц при объяснении формы изучались на примере каракалпакских отраслевых газет. Когда мы исследуем жанр очерк в отраслевые газетах, они основаны на специальных постоянных колонках. Среди литературных и публицистических жанров есть ряд примеров, которые иллюстрируются при изучении языковых и методологических особенностей жанра очерк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSAY GENRE LANGUAGE

The article described one of the genres of art genre. The degree of types are mentioned. The methodological features of the essay are analyzed using a number of examples. The main content of the genre, especially the use of language units in explaining the form, were studied on the example of Karakalpak branch newspapers. When we research the essay genre in industry newspapers, they are based on special standing columns. Among the literary and journalistic genres there are a number of examples that are illustrated in the study of the linguistics and methodological features of the genre.

Текст научной работы на тему «Язык жанра очерка»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЯЗЫК ЖАНРА ОЧЕРКА Каллибекова Г.П. Email: Kallibekova672@scientifictext.ru

Каллибекова Гулнара Палбековна - докторант (PhD), отдел каракалпакского языка, Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук, Каракалпакское отделение Академия наук Республики Узбекистан, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассказывается об одном из жанров - художественном жанре. Степень исследования и ряд типов упоминаются. Методологические особенности очерка анализируются на ряде примеров. Основное содержание жанра, особенности использования языковых единиц при объяснении формы изучались на примере каракалпакских отраслевых газет. Когда мы исследуем жанр очерк в отраслевые газетах, они основаны на специальных постоянных колонках. Среди литературных и публицистических жанров есть ряд примеров, которые иллюстрируются при изучении языковых и методологических особенностей жанра очерк.

Ключевые слова: языкознание, язык газеты, язык, стиль, очерк, жанр, отраслевые газета.

ESSAY GENRE LANGUAGE Kallibekova G.P.

Kallibekova Gulnara Palbekovna - Doctoral Candidate (PhD), DEPARTMENT OF THEKARAKALPAK LANGUAGE, KARAKALPAK HUMANITARIAN SCIENCES SCIENTIFIC RESEARCH INSTITUTE, KARAKALPAKSTAN BRANCH ACADEMY OF SCIENCES OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article described one of the genres of art genre. The degree of types are mentioned. The methodological features of the essay are analyzed using a number of examples. The main content of the genre, especially the use of language units in explaining the form, were studied on the example of Karakalpak branch newspapers. When we research the essay genre in industry newspapers, they are based on special standing columns. Among the literary and journalistic genres there are a number of examples that are illustrated in the study of the linguistics and methodological features of the genre. Keywords: linguistics, newspaper language, language, style, essay, genre, branch newspaper.

УДК 801.55

При изучении стилистических особенностей жанра очерка отраслевых газет Каракалпакстана провели анализ нескольких газетных материалов. В отраслевых газетах в тематике очерков во многом наряду с героями дня рассказывается о жизни и профессиональной деятельности работников образования, культуры, спорта, медицины. Их тематика, в основном, посвящена портретному очерку, путевому очерку, судебному очерку.

В отраслевых газетах часто встречается портретный очерк. В стиле изложения портретного очерка во многом встречаются цифровые факты (год), в обеспечении выразительности контекста продуктивно использованы синоними, антонимы, а также сравнения. Одна из основных особенностей жанра - последовательно излагается биография героя. Во-вторых, раскрывается характер героя. Даются сведения о его месте в обществе и о его семье. Портретный очерк дается в постоянных рубриках. Например: рубрики построены по следующим темам: «Арамыздагы адамлар» (Люди среди нас) [12], «Очерк», «Мийнети мунэсип ба^аланганлар», (Достойно оцененный труд), «Устазлар - устаз ^аккында сез етеди» (Учителя говорят о своих наставниках) [5], «Искусство» [6], «Добрые люди живут среди нас» [10], «Я преклоняюсь каракалпаку» [14].

Теперь обратим внимание на язык изложения портретного очерка. Например: в очерке «Всегда впереди» [4] раскрыт образ героя на точных фактах: «1-марта 1942-года в первый день весны, в семье аксакала Уснатдина из города Нукус появилась на свет девочка. Новорожденной девочке дали имя Рысгул. Она в 1949 году пошла в первый класс в столичную

школу № - и обучалась там до 7-го класса, потом училась до десятого класса известной в те времена школе имени Пушкина. Не было у нее отметок «3» и «4» в школьном журнале и в дневнике. Училась только на «пять». В очерке основную информацию о героине можно получить из этих строк. В приведенных фактах автор раскрыл основную тематику о герое последовательно. А в последующих строках раскрыты жизненный путь героя, внешность и характер. Например: «Рысгул не выбрала себе простой путь. Ее жизненный опыт год за годом увеличивался, благодаря целеустремленности и энергичности». В этих строках уместно использовано сравнение как «тойган козыдай» (сытый ягненок). При раскрытии характера героя удачно использовано сравнение. Значит, в портретном очерке дается сведение о жизни повествующего героя. Одна из главных особенностей этого очерка то, что в его введении указывается год и место рождения героя. Таких примеров можно встретить в каждом портретном очерке. В очерке требуется раскрытие присущего герою характера и образ выбранного героя. Поэтому, в каждом портретном очерке основные факты о герое излагается в таком порядке.

Путевый очерк отличается от портретного свойственной тематикой. Его рубрика дается под следующими названиями «Из путевых записей журналиста» [8], «Из записей ученого» [17], «Из путевых записей писателя» [2]. В газетах в содержании путевого очерка повествуется тема дня, дыхание времени, культура, литература, достижения в сфере искусства, их взаимосвязь. Например: под рубрикой «Из путевых записей журналиста» даны очерки «Я твой поклонник, Устюрт!» [7], под рубрикой «Из записей ученого» очерк «Четыре дня на родине Чингиз» [15], под рубрикой «Из блокнота писателя» очерк «Алпамысты ардаклатан агайин» ("Родня, чтившая Алпамыс") [1].

В том числе, в рубрике «Из путевых записей журналиста» в путевом очерке на тему: «Ашыгьщман Yстирт!» (Я твой поклонник, Устюрт!) [7] мы обращаем внимание на язык изложения этого путевого очерка: «...Устирттиц сан мыц цупыя сырлары бар. Жамгырдыц сууларынан цац-цац айырылып кеткен жерлерге теп квгермей турса, гэ жерлерде дизеге келмейтугын цара сецсеуиллер, сары, кегис туске денип цулпырып турган турли-турли шеплер козицниц отын алады. Цайсы тэрепке царасацда, узац-узацларда пышьщ мурны батпастай тогайлар, гэ бес алты шацырымдай жерде мелдир суулы айдын-айдын келлер коз алдыцда квринсе, %эп-заматта олардыц козден гайып болганында сезбей цаласац» (Есть множество тайн Устюрта. Притягивает взор множество растений оранжевого и зеленого цветов, черные саксаулы, дотягивающие до колен и растущие в пустынных землях под дождевыми водами. Куда не посмотришь, вдали перед глазами появляются дремучие леса и в пяти-шести метрах раскинутые озера с прозрачными водами, то не заметишь как они все сразу исчезают перед взором). Как видно из этого, в дорожном очерке в первую очередь описываются явления природы, место расположения объекта. Автор излагает каждую деталь перед читателями, как будто сам их видит своими глазами. С этой стороны путевый очерк привлекателен, то есть как жанр привлекает внимание читателей газет. В этих строках в описании явлений природы уместно использованы фразеологизмы: «кезицниц отын алады» (притягивает взор), «пышыц мурны батпастай» (дремучий лес), «кез алдыцда керинсе» (явится перед взором), «кезден гайып болганын» (исчезают перед глазами). Эти словосочетания обеспечивают выразительность контекста.

Судебный очерк в основном подготавливается из зала суда, с места совершения преступления. Они даются под рубриками: «Жынаят жазасыз калмайды» (Преступление не остается без наказания), «Суд залынан» (Из зала суда), «Адам саудасы» (Торговля людьми). Если обратить внимание на стилистические особенности судебных очерков, журналист в изложении событий, привлекает общественность, в свою очередь призывает их к бдительности. Например: В судебном очерке на тему: «Егизек нэрестелердиц кез жаслары» (Слезы младенцев-двойняшек) [13] уместно использованы средства языка, обеспечивающие его выразительность. Например: «Гулдей терт нэрестениц анасы бирден наукасланып, тосаттан кез жумды» (Внезапно заболела и умерла мать четырех маленьких младенцев). «Терт жаска еле шыга коймаган еки егизек кызлар анасын излеп жылаган уакытлары кемпир апасы менен экеси Некисбай тац атканша кирпик цацпай шыгатугын еди» (Когда по матери плакали девочки-двойняшки, которым еще не исполнилось и четыре года, их бабушка и отец Нокисбай до утра не могли находить себе места и не сомкнули глаз). «Жасы Yлкенлер Некисбайга «мына нэрестелердиц мацлайын сыйпалап, бауырына басатугын бир шуберекбаслыны алып келсец-о, езиц де еле жассац, отызга еле толмадыц» деп ойласкан х,алда, оны уйлендириу мэселесин шешти» (Старшие совместно решили вопрос о его женитьбе и не раз говорили Нокисбаю: "ты еще молод, тебе еще нет тридцати, должен жениться на такой, которая заботилась бы о твоих

маленьких детях"). «Бирак негедур цатъщтай уйып отырган бул шацарактыц бахытлы емири узакка созылмады»; [Но счастливая жизнь этой семьи не продлилась долго]. «Егиз-егизден болтан терт аклыгыньщ да кири менен ыссы-сууыгы кемпирдиц мойнына тусти» (Все заботы о четырех младенцах-близняшках легли на плечи бабушки). В этих приведенных примерах словосочетания квз жумды (отвела душу), кирпик щащпай (не сомкнув глаза), шYберекбаслыны (жену с платком), щатыщтай уйып (тихо и спокойно), кири менен ыссы-сууыгы (все заботы о семье) использованы в целях увеличения выразительности. В предложении словосочетания отвела душу, не сомкнув глаза, семейные заботы есть фразеологизмы, жену с платком -синекдоха; как цветок, тихо и спокойно использованы как сравнение. А в конце очерка основная тематика освещается таким образом: «Тамарахан нэрестелерди асхана ощлауы менен урып, квзлерин квгертип, «экецизге айтсацыз елтиремен» деп щолларына ийне тыгып, щыстыц щыраулы сууыщ кунлери аущат берместен желец квйлек пенен оларды сыртща шыгарып жиберип, «тэрбия деген мине усындай болады» деп азаплап кетеди» (Тамарахан избивала маленьких детей кухонной скалкой, с угрозами "если скажете отцу, то убью"она втыкала иголки в руки малышей, в холодное зимнее время голодных детей отправляла на улицу в одной рубашке и говорила вот что такое воспитание). Значит, как видно из этого, судебный очерк имеет свой язык изложения и стилистические особенности. Точными фактами изложены состояние обвиняемого и его мытарства. В судебном очерке рассказываемая тематика подготавливается из зала суда, с места совершения преступления. Его смысл заключается в привлечении общественности, возникает возможность предотвращения негативных явлений и борьбу за их предотвращения.

Значит, подобные судебные очерки, опубликованные в газетах имеет высокое воспитательное значение в глубоком размышлении человека, иметь свое мнение, в повышении духовности посредством передачи языка.

В заключении следует отметить, что в отраслевых газетах Каракалпакстана в изучении стилистических особенностей жанра очерка смогли анализировать ряд газетных материалов, ознакомились с их содержанием. Когда изучали газеты 1998-2000-годов, при раскрытии содержания очерка дается только одна тема. На этой основе изложена выбранная тема. А опубликованные в последующие годы очерки даны подтемами (маленькая тема), сделана попытка раскрытия содержания. (Например: «Талпынган жетер муратка» (Целеустремленный добьется цели) [9], «Хурметке беленген инсан» (Всеми уважаемый человек) [3], «Шыцгыс журтында терт кун» (Четыре дня на родине Чингиз) [15], «Жаца илим докторы» (Новый доктор наук) [11]. В этих очерках обеспечены краткость, точность, притягательность. В изложении каждого факта идет рассказ в рамках определенной темы. Это можно рассмотреть как одно из проявлений стилистического совершенства жанра.

Список литературы / References

1. АбдиевА. Алпамысты ардаклаган агайин // Каракалпакская культура, 2019. № 17-18.

2. Абдиев А. Жазыушыныц жол дэптеринен // Каракалпакская литература, 2019. № 17-18.

3. АтажановА. Хурметке беленген инсан // Путь наставника, 2003. № 27.

4. Атажанов А. Бирдейине биринши // Путь наставника, 2012. 22 февраля.

5. Эбдиреймов Ж. Очерк // Путь наставника, 1999. 23 декабря.

6. Балтамуратов А. Керкем-енер // Путь наставника, 2004. 29 апреля.

7. Ембергенов С. Ашыгыцман Yстирт // Путь наставника, 2001. 7 июня. № 23.

8. Ембергенов С. Журналисттиц жол дэптеринен // Путь наставника, 2001. 7 июня. № 23.

9. Ерназаров К. Талпынган жетер муратка // Путь наставника, 2001. № 11.

10. Ерназаров К. Жаксы адамлар арамызда жур // Путь наставника, 2001. 21 июня. № 25.

11. Жэримбетова Ж. Жаца илим докторы // Каракалпакский университет, 2017. № 2.

12. Жэримбетова Ж. Арамыздагы адамлар // Каракалпакский университет, 2010. № 45.

13. Цабулова М. Егизек нэрестелердиц кез жаслары // Каракалпакская литература, 2013. № 1.

14. Матякупова Н. Мен тэжим етемен каракалпакка // Каракалпакская литература, 2018. № 11-12.

15. Оразымбетов К. Шыцгыс журтында терт кун // Каракалпакская литература, 2013. № 12.

16. Оразымбетов К. Алымныц жол дэптеринен // Каракалпакская литература, 2013. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.