Научная статья на тему 'ЯЗЫК "НЕВЕРБАЛИКИ"'

ЯЗЫК "НЕВЕРБАЛИКИ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ЯЗЫК / ТИПЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мухаметянов Д.М.

Статья посвящена особенностям невербального языка общения. Особый акцент делается на поведение человека в ответ на получение невербальных сигналов общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫК "НЕВЕРБАЛИКИ"»

отношений. В сборнике: Психология отношений и человеческие ресурсы в современном российском обществе: тенденции, проблемы и перспективы. Центр прикладных научных исследований. Москва, 2010, С. 117-120

8. Игебаева Ф.А. «Самопрезентация» в деловом общении. В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С.38-40.за 2007. С.120-122.

9. http://bibliofond.ru

УДК 316.7

Мухаметянов Д.М. магистрант ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа

ЯЗЫК «НЕВЕРБАЛИКИ»

Аннотация: статья посвящена особенностям невербального языка общения. Особый акцент делается на поведение человека в ответ на получение невербальных сигналов общения.

Ключевые слова: невербальное общение, язык, типы невербального общения.

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описываются такими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы», т. е. чувства выражаются средствами невербального общения. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника, поэтому означает также понимать язык невербального общения [1; 3].

Что же такое невербальное общение?

Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организация взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны.

Оно играет большую роль в обмене эмоциями, как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и дрессированными животными [2].

Язык невербального общения.

Невербальное общение, широко известное как «язык жестов»,

включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее, чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе [4].

Невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

Выделяют несколько типов невербального общения:

1. Паралингвистика - дополнения речи, мелодика, тембр, ритм и сила голоса, активность артикуляции. Паралингвистическая коммуникация представляет собой передачу информации посредством голоса. Характеристика речи, которая позволит прийти к взаимопониманию между партнёрами: точность, благозвучность, сжатость высказываний, ясность, логичность, простота и т.д. Речь выдаёт социальный статус, позволяет оценить личность собеседника, его темперамент и характер. Усовершенствовав формы речи, человек избавится от проблем в общении.

2. Кинесика - жесты, язык тела, выражение глаз. Кинетические особенности невербального общения заключаются в зрительном восприятии движений тела собеседника. К кинесике относят выразительные средства движения: походку, жесты, позу, мимику, взгляд.

3. Хронемика - время, которое занимает общение. Использование времени - один из основных компонентов невербального общения: пунктуальность на бытовом уровне указывает на самодисциплину и уважение к окружающим. Желание сказать как можно больше за короткий промежуток времени свидетельствует о неуверенности в себе: человек, привыкший, что его слушают, говорит в удобном для себя самого темпе.

4. Гаптика - взаимодействие между людьми посредством прикосновений, тактильного контакта.

5. Гастика - сигналы коммуникации, передаваемые с помощью еды и напитков.

6. Проксемика - положение собеседника в пространстве. Это положение корпуса в процессе контакта между людьми, расстояние между

ними, ориентация относительно друг друга. Проксемические особенности невербального общения - это дистанция между людьми во время контакта и ориентация вас относительно вашего собеседника в пространстве.

7. Актоника - человеческие поступки, как сигналы при общении [5].

Ответ на невербальное общение.

Интересно, что, отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом, мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слушаю. Продолжайте».

Как же реагировать на невербальное общение собеседника?

Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные «сообщения» противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, «судят не по словам, а по делам» [6; 7].

Когда несоответствие между словами и невербальными «сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на «противоречивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично.

Эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и вне меньшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов - жестов и мимики говорящего - поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения [8].

Итак, невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи - это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения.

Использованные источники:

1. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. / Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 352 с.

2. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. - Ростов-на-

Дону: Феникс. - 2003.

3. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. /Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. -Уфа: БАГСУ, 2010. - С.72 - 76.

4. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теории и мнения // Вестник ЧГПУ. 2014. №8. - С.7

5. Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2004.

6. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. - NovaInfo.Ru. 2016. Т.1. № 42. - С. 273. - 278.

7.Игебаева Ф.А, Кильдиярова. И.Д. Язык жестов в деловой коммуникации.// Экономика и социум. 2015. № 6-3 (19). - С. 65 - 67.

8. Игебаева Ф.А, Гареева А.М. Визуальный контакт в деловом общении // Экономика и социум. 2015. № 6-3 (19). - С. 61 - 63.

УДК 338

Нагапетян А. С. студент 4 курса Сивиргина С.А. студент 4 курса Горина К.С. студент 4 курса специальность «Финансы и кредит» Медовикова Е.А., к.пс.н. научный руководитель, ст. преподаватель кафедра экономики и управления Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева филиал в г. Прокопьевске Россия, Кемеровская область, г. Прокопьевск АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Оценка финансового состояния, устойчивости и деловой активности предприятия является не просто важным элементом управления предприятием, результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющим определить переговорную позицию предприятия при контактах с представителями различных партнерских групп. Финансовое состояние предприятия оценивается показателями ликвидности и платежеспособности. Данные показатели позволяют выяснить может ли предприятие в полном объеме и своевременно произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, платежеспособность, предприятие, собственный капитал, ликвидность.

Assessment of the financial condition, stability and business activity of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.