Научная статья на тему 'Язык как уникальная открытая и саморазвивающаяся система'

Язык как уникальная открытая и саморазвивающаяся система Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5792
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ И ТЕОРИЯ ЯЗЫКА / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ / ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА / ПОТЕНЦИАЛ ЯЗЫКА / PHILOSOPHY AND THEORY OF A LANGUAGE / LANGUAGE SYSTEM DEVELOPMENT MECHANISMS / LANGUAGE ECOLOGY / LANGUAGE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Некипелова Ирина Михайловна

Ель исследования: Статья посвящена вопросам познания смысла и сущности языка как феномена человеческой деятельности. Метод или методология проведения работы: Исследование выполнено в рамках проблемно-ориентированного поиска и представляет язык как уникальную систему человеческого общения, характеризующуюся открытостью и саморазвитием. Область применения результатов: результаты исследования будут иметь значение при выявлении механизмов развития и действия языковых систем, а также при исследовании иных языковых явлений в области истории, теории и философии языка. Результаты: Проведённое исследование позволило выявить сущностные характеристики языка: 1) язык уникальный феномен человеческой деятельности, это одна из форм существования и представления мира;2) язык динамически развивающаяся, одновременно и уникальная, и универсальная сверхсистема, открытая для пополнения и убывания её единиц; 3) язык исторически развивающаяся и саморазвивающаяся система; 4) язык такая открытая система, которая имеет вероятностный фактор развития, она отражает всю сложность реального мира; 5) язык глобальная система, включенная в проблематику существования жизни отдельных обществ и человечества в целом. Такие положения статьи, как двунаправленность развития системы «язык» → «человек» и «человек» → «язык», эволюция и необратимость в развитии языка обладают научной новизной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE AS A UNIQUE OPEN AND SPONTANEOUS SYSTEM

Purpose: The article is devoted to questions of knowledge of a language essence as phenomenon of human activity. Methodology: Research is executed within problem-oriented search and represents a language as a unique system of the human communication, being characterized with openness and self-development. Practical implications: The results of the study will be of importance when identification of mechanisms of development and action of language systems are detected as well as researches of other linguistic phenomena in history, theory and philosophy of a language are carried out. Results: The carried out research allows to conduct of a language essential characteristics: 1) a language as unique phenomenon of human activity; it is one of the form of existence and representation of the world; 2) a language is a being in dynamic progress, unique and at the same time universal super system, that opened for replenishment and decrease of its units; 3) a language is historically being in progress and spontaneous system; 4) a language is a such system, that has a probabilistic factor of development; it reflects complexity of the world; 5) a language is a global system, included to range of problems of some separate societies and humanity existence. Such points of the article as two way direction of the system development «language» → «human» и «human» → «language», evolution and language irreversibility in a language development have scientific novelty.

Текст научной работы на тему «Язык как уникальная открытая и саморазвивающаяся система»

УДК 811.1/.8 ЯЗЫК КАК УНИКАЛЬНАЯ ОТКРЫТАЯ И САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Некипелова И.М.

Цель исследования: Статья посвящена вопросам познания смысла и сущности языка как феномена человеческой деятельности.

Метод или методология проведения работы: Исследование выполнено в рамках проблемно-ориентированного поиска и представляет язык как уникальную систему человеческого общения, характеризующуюся открытостью и саморазвитием.

Область применения результатов: результаты исследования будут иметь значение при выявлении механизмов развития и действия языковых систем, а также при исследовании иных языковых явлений в области истории, теории и философии языка.

Результаты: Проведённое исследование позволило выявить сущностные характеристики языка: 1) язык - уникальный феномен человеческой деятельности, это одна из форм существования и представления мира;2) язык динамически развивающаяся, одновременно и уникальная, и универсальная сверхсистема, открытая для пополнения и убывания её единиц; 3) язык - исторически развивающаяся и саморазвивающаяся система; 4) язык - такая открытая система, которая имеет вероятностный фактор развития, она отражает всю сложность реального мира; 5) язык - глобальная система, включенная в проблематику существования жизни отдельных обществ и человечества в целом. Такие положения статьи, как двунаправленность развития системы «язык» ^ «человек» и «человек» ^ «язык», эволюция и необратимость в развитии языка обладают научной новизной.

Ключевые слова: философия и теория языка; механизмы развития языковой системы; экология языка; потенциал языка.

LANGUAGE AS A UNIQUE OPEN AND SPONTANEOUS SYSTEM

Nekipelova I.M.

Purpose: The article is devoted to questions of knowledge of a language essence as phenomenon of human activity.

Methodology: Research is executed within problem-oriented search and represents a language as a unique system of the human communication, being characterized with openness and self-development.

Practical implications: The results of the study will be of importance when identification of mechanisms of development and action of language systems are detected as well as researches of other linguistic phenomena in history, theory and philosophy of a language are carried out.

Results: The carried out research allows to conduct of a language essential characteristics: 1) a language as unique phenomenon of human activity; it is one of the form of existence and representation of the world; 2) a language is a being in dynamic progress, unique and at the same time universal super system, that opened for replenishment and decrease of its units; 3) a language is historically being in progress and spontaneous system; 4) a language is a such system, that has a probabilistic factor of development; it reflects complexity of the world; 5) a language is a global system, included to range of problems of some separate societies and humanity existence. Such points of the article as two way direction of the system development «language» ^ «human» и «human» ^ «language», evolution and language irreversibility in a language development have scientific novelty.

Keywords: philosophy and theory of a language; language system development mechanisms; language ecology; language potential.

Введение. Язык является очень сложной системой. Он всегда вызывал интерес учёных, начиная ещё с того времени, когда научное знание только формировалось. Все попытки познать систему языка, однако, приводили к пониманию, что язык - принципиально непознаваемая система, поскольку что-то, что составляет суть языка, постоянно ускользало от изучения учёных, - каждая концепция, каждая теория имели своих сторонников и противников, последователей и оппонентов, преимущества и слабые места. Однако попытки познать смысл и сущность языка не прекращались. С развитием научного знания менялись подходы и методы, менялись принципы познания языка, со сменой научных картин мира менялось и представление о языке.

Материалы и методы исследования. Многие современные лингвистические исследования посвящены описанию тех явлений и процессов, которые происходят в современных языках. Исследования эти узконаправленны и глубоки, раскрывают суть исследуемых явлений. Однако лингвистическая научная картина мира представляет собой сейчас огромную мозаику, в которой каждая часть соответствует отдельному исследованию: без какого-то из этих исследований мозаика будет неполной, но, чтобы увидеть картину в полном объёме, надо объединить в восприятии все части этой сложной мозаики.

За последнее десятилетие было выпущено немало фундаментальных трудов, посвященных исследованию глубинных процессов, происходящих в языках [7], не только наблюдению за современными процессами и их описанию, но и реставрации прошлых состояний, а также выявлению скрытых механизмов функционирования той или иной языковой системы [2, 8]. Выявление таких сложных параметров и аспектов существования языковых систем оказывается возможным лишь при комплексном подходе к исследованию. Комплексное изучение предполагает привлечение данных других наук, сопоставление прикладных и фундаментальных теорий. «В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Все чаще изменения этих картин протекают не

столько под влиянием внутридисциплинарных факторов, сколько путем «пара-дигмальной прививки» идей, транслируемых из других наук. В этом процессе постепенно стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира» [10].

Язык - ежедневная реальность человеческого общества, поскольку каждый человек живёт в определённом языковом пространстве. Язык во многом определяет личность человека, взаимоотношения в обществе. Именно поэтому при изучении «деятельности» языка необходимо учитывать данные всех наук о языке, а, следовательно, и о мире, так как человек - значимая деятельная часть мира. Только междисциплинарные исследования помогут учёным не топтаться на месте, а постепенно познавать скрытые механизмы действия языка как феномена человеческой деятельности и отдельных языков: «В междисциплинарных исследованиях наука, как правило, сталкивается с такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при узкодисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске» [10].

Результаты исследования и их обсуждение. Ключевой идеей современной науки является идея целостного осмысление мира, видение его как единство материального и идеального, имеющего постоянное развитие и функционирование. Всё это, безусловно, определено антропоцентрическим видением мира, в основе которого лежит «целостное осмысление единства человека, общества и природы, материального и духовного, характеристика человека как развивающегося и функционирующего биопсихосоциального существа» [3, с. 14]. Центральным понятием, вокруг которого формируется всё знание о мире, является понятие антропоцентризма, поскольку человек познаёт мир только в рам-

ках своего мышления и существующих достижений науки и культуры. Новое знание накладывается на то, что уже известно, корректирует и дополняет имеющееся знание, а также становится основой для порождения нового знания, достоверного или кажущегося. Человек представляет мир только таким, каким он ему кажется, следовательно, сложно говорить об объективном знании, поскольку современное знание так же, как и историческое, складывается из множества субъективных знаний, формирующихся в мышлении отдельного человека или разделяемых группой людей. Сложность формирования общего (универсального) знания в целом о языке как феномене человеческой деятельности и в частности о каждом отдельном языке связана с тем, что язык является такой системой, которая удовлетворяет потребности как человечества (в случае использования мировых языков), так и национальных сообществ и отдельных людей. Следовательно, язык как система, порождающая общество и человека и одновременно порождаемая обществом и человеком, является настолько сложной, что отделить её исследование от исследования человека в широком понимании оказывается невозможным. Чем больше мы узнаём о языке, тем больше понимаем, сколько всего, ещё неизученного, таит в себе язык. Именно такие сложные системы и оказываются в центре исследования современной науки: «Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки» [10].

Разграничение Ф. де Соссюром синхронии и диахронии языка имело чрезвычайно важное значение, значимость которого сложно переоценить. Вслед за идеями Ф. де Соссюра и его последователей язык стал представляться исторически развивающейся системой, современное состояние которой является следствием её прошлого состояния. Эта идея во многом предвосхитила идеи последующей науки о языке. И, как бы то ни было, идея постоянного развития

языка имеет концептуальное значение для лингвистики, поскольку «исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Последние выступают особым состоянием динамики исторического объекта, своеобразным срезом, устойчивой стадией его эволюции. Сама же историческая эволюция характеризуется переходом от одной относительно устойчивой системы к другой системе с новой уровневой организацией элементов и саморегуляцией. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени все новые уровни своей организации, причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов. Формирование каждого такого уровня сопровождается прохождением системы через состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур» [10]. Однако, изучая языки, их структуру и историю, современная лингвистика не видит те состояния неустойчивости, которые способствуют выбору дальнейшего пути развития системы.

Изменение видения объекта исследования должно сопровождаться и изменением подходов к его исследованию и воздействию на него: «Деятельность с такими системами требует принципиально новых стратегий. Их преобразование уже не может осуществляться только за счет увеличения энергетического и силового воздействия на систему. Простое силовое давление часто приводит к тому, что система просто-напросто "сбивается" к прежним структурам, потенциально заложенным в определенных уровнях ее организации, но при этом может не возникнуть принципиально новых структур» [10].

Зависимость познания языка от научной парадигмы и научной картины мира и моделей его познания выявляется при постановке общих проблем исследования сложных систем. Так, развитие языка определено (но не предопределено) действием условий и факторов, определяющих развитие и других сложных систем: а) объективные потребности социальной жизни, проблемы

социального развития общества; б) саморазвитие системы; в) субъективные творческие результаты деятельности человека (в данном случае носителя языка). Однако, безусловно, есть и иные факторы: национальное самоопределение и языковая самоидентификация, потребность вербального самовыражения и пр. В современном обществе человек понимается как часть общностей, обусловленных культурной традицией (субкультурой, масскультурой, нацкультурой и др.). Индивидуальное (личное, субъективное) в человеке проявляется прежде всего в понимании и проявлении человека как биопсихосоциального существа, одновременно действующего в определенном языковом пространстве и формирующего его.

Однако использовать идеи других наук и мире и человеке надо с известной осторожностью и ограничениями. Следовательно, не отказ от идей классической науки, а их переосмысление и взаимодействие с общенаучным современным знанием должно находиться в фокусе внимания научной общественности. Так, в исследовании языка, как, впрочем, и в исследовании других систем, огромную роль сыграло его функциональное и структурное представление, что обусловило эволюцию системных представлений о языке (в науке - о мире), стало основанием формирования системной модели языка (мира) и системной модели познания языка (мира). Язык представляется как система отношений взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, функционирование которых обеспечивает целостность и жизнестойкость данной системы.

Более того, развитие функционализма и структурно-функционального анализа в лингвистике стимулировало эволюцию системных представлений о языке и о мире: «Доказательством тому, в частности, могут служить характеристики целостности и жизнестойкости социальных систем в зависимости от их элементов (структур), выполняющих те или иные функции. Само определение системы как совокупности элементов, функции которых обеспечивают целостность и жизнестойкость данной системы, говорит в этом смысле само за себя»

[3, с. 16].

Итак, в рамках новой научной парадигмы язык является уникальным открытым саморазвивающимся функциональным системным феноменом человеческой деятельности. Смысл и сущность языка определяются следующими его характеристиками.

1. Язык - уникальный феномен человеческой деятельности. Существование языка в человеческом обществе всегда являлось настолько необъяснимым явлением, что его появление изначально представлялось одним из аспектов теологии в рамках любой религии. Языку приписывалось божественное происхождение, вневременность и бесконечность существования. Однако с течением времени взгляды на появление и функционирование языковой системы существенно изменились. Теперь уже ни у кого из учёных не возникает никаких сомнений в том, что языковая система имеет точку рождения, определённое развитие и точку исчезновения. Языки развиваются неравномерно, имеют разный престиж, словом, у каждого языка своя судьба, связанная с судьбой того или иного сообщества.

2. Язык - одна из форм существования и представления мира. С одной стороны, язык создан человеком, человек способствует функционированию языка, язык - феномен человеческой деятельности. С другой стороны, эта система не смоделирована человеком, человек не определяет те законы, по которым развивается язык.

3. Язык - одновременно явление материальное и идеальное. С одной стороны, это модель когнитивных категорий, закодированная в звуковых и письменных знаках; с другой стороны, это материально проявленное выражение понятий и мыслей человека.

4. Язык - двунаправленная система. Это явление заключается в том, что, с одной стороны, язык формирует «человека - общество - человечество», а с другой стороны «человечество - общество - человек» формируют язык. Развитие языка происходит вследствие развития мышления homo sapiens, однако и развитие мышления homo sapiens определяется развитием языка [9].

5. Язык - уникальная система. Один язык в другой принципиально непереводим; перевод может осуществляться с одного языка на другой, и при переводе надо учитывать множество нюансов и особенностей функционирования единиц языка в каждой из языковых систем, да и сам состав того или иного языка не только уникален, но и спонтанно подвижен.

6. Язык - уникальная и одновременно универсальная система, самая сложная из всех, созданных человеком. Язык отражает универсальные общечеловеческие, ментальные (национальные) категории мышления и индивидуальные категории мышления отдельных людей. Исследование языка далеко не всегда ориентировано на поиск закономерного и универсального, однако оно также не всегда ориентировано и на познание уникального.

7. Язык - динамически развивающаяся система. В определении истоков и выявлении механизмов развития системы в первую очередь актуально выявление первопричин этих процессов. В условиях диалектической картины мира сам мир можно условно поделить на статику и динамику: динамика - процесс развития, статика - элементы, наполняющие этот процесс. Все системы являются динамическими, то есть изменяющимися. Всё, что имеет изменения, имеет начало и конец. Ни одно явление не может появиться из ничего и ниоткуда, для его появления необходимы первооснова и первопричина. И язык не является исключением. Языки зарождаются, процветают и угасают с течением времени, со сменой цивилизаций или потерей языком энергии. Однако причины зарождения и развития языка, появления самой сложной из созданных человеком систем, являющейся процессом и результатом человеческой коммуникативной и мыслительной деятельности, до сих пор остаются неизвестными.

8. Язык - эволюционирующая системы. В целом, рассматривая новую эволюционную парадигму, Пригожин выделяет два класса природных процессов, охватывающих а) изолированные системы, эволюционирующие к хаосу, и б) открытые системы, эволюционирующие ко все более высоким формам сложности. В первом случае процессы ведут к установлению равновесного состоя-

ния, отвечающего (при определенных условиях) максимально возможной степени неупорядоченности. Такое состояние называют физическим хаосом [1]. Во втором случае из физического хаоса в процессе самоорганизации возникает последовательность все более упорядоченных диссипативных структур. И жизнь человеческого общества является «поразительной иллюстрацией явлений самоорганизации, образования диссипативных структур. Эти структуры наряду с замечательными регуляторными свойствами проявляют необычайную гибкость и разнообразие» [6]. Понятия структурной устойчивости и порядка через флуктуации применимы к системам различной природы, в том числе и к языковым системам. Явления фуркации, бифуркации и полифуркации определяют скрытые механизмы развития языка. А в реализации языка огромную роль играет его потенциал, который определяется многими факторами, собственно лингвистическими и нелингвистическими.

9. Язык - уникальная открытая система. Открыта она как на пополнение, так и на убывание. Ежемоментно происходит корректировка этой системы: одни элементы входят в обращение, другие активизируются, третьи переходят на периферию языковой системы, четвёртые перестают употребляться и забываются и пр. И эта система открыта естественным образом. Мы не замечаем утраты какой-либо единицы и постепенно привыкаем к появлению новых единиц. Каждый из нас сам определяет для себя, какими словами родного (и неродного) языка он должен свободно оперировать, какие должны знать, но не считает необходимым их употреблять, какие может исключать из поля понимания и употребления. Однако мы во многом ориентируемся на то, что в данный момент используется обществом. Безусловно, на формирование состава активного и пассивного запаса каждого человека накладывается очень много параметров: включённость в диалект, профессия, национальность, религиозная принадлежность, сфера интересов, образованность, социальное положение, половая принадлежность человека и пр. Но при этом даже при совпадении всех этих параметров в отношении нескольких людей вряд ли можно встретить хотя бы двух

людей, чей лексический запас тождественен или тождественно вообще владение языком. Однозначно можно утверждать только одно: знать всю систему языка в состоянии его «стабильности» [4, с. 311] не дано никому. Расслоение языка происходит для удовлетворения потребностей как человечества, так и каждого отдельного человека. Универсальность диктует образование пласта, общего для всех, понятного всем, уникальность - образование тех подсистем, которые способны наиболее точно передавать нюансы общения отдельных групп. Языковая система объединяет всех людей, использующих её для общения, однако владение этой системой у всех разное. Так, все россияне знают русский язык, получают образование на этом языке и обучаются ему по общей программе, однако очень часто при общении людей разных социальных групп и территориальных объединений возникают коммуникативные сложности и даже коммуникативные неудачи. Ко всему прочему следует отметить и существование такого явления, как неудовлетворённость коммуникацией, что возникает в результате вербального проявления едва уловимых, сформированных в течение жизни каждого отдельного человека особенностей общения, владения языком (владение интонацией, употребление лексики и фразеологии, особенности построения предложений) и особенностей восприятия речи.

10. Язык - такая открытая система, которая имеет вероятностный фактор развития, она отражает всю сложность реального мира. В противном же случае язык представлял бы собой косную идеализированную систему, не способную отражать не только ментальные, но и индивидуальные аспекты мышления, а также неспособную выражать общечеловеческие и национальные понятия и мысли отдельных людей в полной степени. Язык, как и все другие системы высочайшего уровня сложности, характеризуется развитием, основанным на действии неустойчивых процессов, обусловленных особенностями мировоззрения не только отдельных людей, но и национальных сообществ. Смысл языка заключается в его способности, отражающая общечеловеческое мировидение и формирующий отдельные национальные картины мира, успешно функциони-

ровать в мире людей, по-разному представляющих себе этот мир. Взаимодействие многих факторов неизбежно приводит к развитию языка, а исследование этих факторов раскрывает тот факт, что языку свойственно закономерное (объективное), плановое развертывание во времени, которое постоянно дополняется и корректируется случайными (субъективными) процессами, делающими язык более гибким и функциональным: «Диатропическая модель познания мира, его соответствующая научная картина концентрируют внимание на общих свойствах разнообразий независимо от природы элементов» [3, с. 14].

11. Язык - исторически развивающаяся система. Исследование и понимание законов его развития определяются во многом представлениями учёных о способности / неспособности и состоятельности / несостоятельности человека изменять эту систему в соответствии со своей волей и желанием, однако «историческая эволюция характеризуется переходом от одной относительно устойчивой системы к другой системе с новой уровневой организацией элементов и саморегуляцией» [10]. Конечно, не всё неподвластно человеку: учёные проводят реформы языка, кодифицируют нормы литературной формы языка, но они не имеют монополию на использование и развитие языка.

12. Язык - саморазвивающаяся система. При оценке выполнения какой-либо работы человеком учитывают «человеческий» фактор - фактор, который допускает наличие определённых сбоев и ошибок и который связан с самочувствием человека, его психическим и физиологическим состоянием на момент выполнения работы и пр. Наверно, то же можно сказать и по отношению к языку: есть какой-то «языковой» фактор, направляющий язык вне зависимости от желания человека и учёных к определённым изменениям и отклонениям, воспринимаемым людьми как сбои в системе и исключения.

13. Язык - глобальная система, включенная в проблематику существования жизни отдельных обществ и человечества в целом. Проблемы функционирования языков формируют одну из глобальных проблем современности, которая предстаёт в виде постепенного умирания большинства языков планеты и

выявления глобальной роли лишь нескольких из современных языков. Сейчас на первое место выходит общая тенденция глобализации: «Рост информационного общества делает возможными такие способы глобальной коммуникации, которые были немыслимы лишь десятилетие назад, однако он также чреват опасностями культурной и языковой унификации» [5]. Из более чем семи тысяч языков планеты через сто лет, по мнению учёных, останется по разным прогнозам от двухсот до шестисот языков, поскольку «на уровне национальных языков можно отметить пугающие темпы сокращения их числа» [11]. Однако учёные, скорее, осуждают эту тенденцию в области лингвистики: «Я сам склонен рисовать мрачную картину - триумф глупости, когда все говорят только по-английски. Но это, разумеется, всё-таки риторическое преувеличение» [11]. Современная наука актуализирует понятие экологии языковых систем, поскольку «анализируя глобальные проблемы современности, связывает их с национально-культурной, социально-экологической спецификой жизни современных народов, эволюцией их жизненных сил» [3, с. 15].

14. Язык - необратимая система. Описание языковых систем конца XX века привело к ориентации на генерализацию и установление законов в функционировании языков. Однако исследование закономерностей функционирования языков должно дополняться идеями неустойчивости и необратимости. Язык эволюционирует, его инволюция невозможна, как невозможна и точка возврата.

15. Язык - самая сложная система общения людей. Это система взаимосвязанных противоречий: имея в своей структуре пласты общечеловеческого, национального (ментального) и индивидуального выражения, язык сохраняет баланс этих трёх компонентов; как и все природные системы, язык имеет процесс «самоочистки», и чем больше факторов, влияющих на «загрязнение» языка, тем в большей степени стимулируются процессы этой «самоочистки»; язык - биологически возможная, генетически предрасположенная, но не обязательная система; язык - естественная, то есть естественным путём возникшая, но

одновременно искусственная, то есть созданная человеком, система; система развития языка зависит от человека, но не определяется им; язык постоянно изменяется, но его изменения неуловимы. И законы развития и функционирования этой системы учёным ещё только предстоит выявить.

Заключение. Язык является сверхсистемой, поскольку система самого языка состоит из множества других систем, постоянно взаимодействующих и пересекающихся. Такое видение языка стало возможным только в условиях междисциплинарного и проблемно-ориентированного исследования его функциональных возможностей и структуры. В результате «усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках» [10]. Многое из того, что мы уже знаем о языке и что нам ещё только предстоит узнать, связано с идеями других наук. В результате идеи и самой лингвистики начинают восприниматься «в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира» [10].

Список литературы

1. Аршинов В.И. Естествознание и развитие: диалог с прошлым, настоящим и будущим / В.И. Аршинов, Ю.Л. Климонтович, Ю.В. Сачков [Электронный ресурс]. URL: http://dr-gng.dp.ua/library/xaos/_index.htm (дата обращения:

25.06.2012).

2. Бурлак С.А. Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы. М.: Астрель, CORPUS, 2012. 445 с.

3. Григорьев С.И. Смена научных картин мира и социология // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 13-22.

4. Гумбольдт В. фон О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития // Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. под ред. Г.В. Рамишвили. М.: Прогресс, 19S4. С. 307-323.

5. Даньел Дж. Наш общий многоликий мир: Языковое, культурное и биологическое разнообразие планеты [Электронный ресурс]. URL:

http://www.terralingua.org/wp-ontent/uploads/downloads/2011/01/RussianWOD.pdf (дата обращения: 25.06.2012).

6. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. [Элек-

тронный ресурс] / А.А. Аруцев, Б.В. Ермолаев, И.О. Кутателадзе, М.С. Слуцкий. URL: http://nrc.edu.ru/est/pos/51.html (дата обращения:

25.06.2012).

7. Матевосян Л. Б. Стереотипный пласт языкового сознания: от стандартного к оригинальному. Berlin: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 188 с.

8. Некипелова И.М. Деривация и словообразование в семантической системе русского языка (на материале памятников деловой письменности XI-XVII веков). Berlin: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 432 с.

9. Некипелова И.М. Экстраполяция как лингвофилософская категория и способ формирования языковой картины мира // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». № 2 (261). Выпуск 14. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. С. 66-72.

10. Степин В.С. Научные революции и смена типов научной рациональ-

ности [Электронный ресурс] / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов // Философия науки и техники. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_

Buks/Science/Step/11.php (дата обращения: 01.07.2012).

11. Трабант Ю. С языком умирает культура [Электронный ресурс]. URL: http://www.goethe.de/ins/ru/lp/prj/drj/ser/spr/rul/ ru9108115.htm (дата обращения:

24.06.2012).

References

1. Arshinov V.I. Estestvoznanie i razvitie: dialog s proshlym, nastoyashchim i budushchim [Natural Science and Development: Dialog with the past, the present and the future]. http://dr-gng.dp.ua/library/xaos/_index.htm (accessed June 25, 2012).

2. Burlak S.A. Proiskhozhdenie yazyka: Fakty, issledovaniya, gipotezy [Origin

of a Language: Facts, Stydies, Hypotheses].

http://elementy.ru/lib/431515?page_design=print (accessed June 15, 2012).

3. Grigor'ev S.I. Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 9 (2000): 13-22.

4. Gumbol'dt V. fon Izbrannye trudypoyazykoznaniyu. M.: Progress, 1984. pp. 307-323.

5. Dan'el Dzh. Nash obshchiy mnogolikiy mir: Yazykovoe, kul'turnoe i biologicheskoe raznoobrazie planety [Our General World of Many Faces: Language, Cultural, Biological Variety of the Planet]. http://www.terralingua.org/wp-ontent/uploads/downloads/2011/01/RussianW0D.pdf (accessed June 15, 2012).

6. Arutsev A.A., Ermolaev B.V., Kutateladze I.O., Slutskiy M.S. Kontseptsii

sovremennogo estestvoznaniya [Conception of Modern Natural Science]

http://nrc.edu.ru/est/pos/51.html (accessed June 25, 2012).

7. Matevosyan L. B. Stereotipnyy plast yazykovogo soznaniya: ot standartnogo k original'nomu. Berlin: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 188 p.

8. Nekipelova I.M. Derivatsiya i slovoobrazovanie v semanticheskoy sisteme russkogo yazyka (na materiale pamyatnikov delovoy pis'mennosti XI-XVII vekov). Berlin: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 432 p.

9. Nekipelova I.M. Vestnik YuUrGU. Seriya «Lingvistika» 261, no. 2. Vypusk

14. (2012): 66-72.

10. Stepin V.S. Nauchnye revolyutsii i smena tipov nauchnoy ratsional'nosti

[Scientific Revolutions and Change of Scientific Rationality Types].

http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Science/Step/11.php (accessed July 7, 2012).

11. Trabant Yu. S yazykom umiraet kul'tura [Culture Dies with a Language]. http://www.goethe.de/ins/ru/lp/prj/drj/ser/spr/rul/ru9108115.htm (accessed June 14, 2012).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Некипелова Ирина Михайловна, доцент кафедры философии, кандидат филологических наук, доцент

Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова ул. Студенческая, д. 7, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426069, Россия e-mail: irina.m.nekipelova@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Nekipelova Irina Mikhaylovna, associate professor of philosophy department, Ph.D. in Philological Science, Associate Professor

M. T. Kalashnikov Izhevsk State Technical University

7, Studencheskaya street, Izhevsk, Udmurt Republic, 246069, Russia e-mail: irina.m.nekipelova@mail.ru

Рецензент:

Струганец Л.В., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания украинского языка и культуры речи Тернопольского национального педагогического университета им. В. Гнатюка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.