Научная статья на тему 'Язык как процесс и как саморазвивающаяся система'

Язык как процесс и как саморазвивающаяся система Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1681
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гураль Светлана Константиновна

Рассматривается язык как постоянно изменяющаяся коммуникативная система, доказывается, что наука о языке приобретает междисциплинарный характер и методика преподавания языка обусловлена пониманием природы языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language as aprocess and a self developing system

In the article given below the author is trying to show that language teaching methods are conditioned by our understanding the language nature. The author considers language as a constantly changing communicative system and is trying to prove that the language research is bearing an interdisciplinary character. Undoubtedly to make the language teaching success it is necessary to know the language nature with an account of constantly changing language model.

Текст научной работы на тему «Язык как процесс и как саморазвивающаяся система»

С.К. Гураль

ЯЗЫК КАК ПРОЦЕСС И КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Рассматривается язык как постоянно изменяющаяся коммуникативная система, доказывается, что наука о языке приобретает междисциплинарный характер и методика преподавания языка обусловлена пониманием природы языка.

Методики преподавания языка обусловлены нашим пониманием природы языка. Выбор методики обучения согласуется с теоретической моделью языка. Если исходной моделью является семиотическая, в которой язык предстает как знаковая система, то и методики обучения языку соответствуют этой модели. Если язык понимать и рассматривать в ином аспекте, тоже присущем языку как явлению, этот аспект можно обозначить как естественно-исторический, в котором язык предстает как саморазвивающаяся коммуникативная система, как культурный феномен и одновременно естественный процесс, то методика преподавания языка будет строиться на иных основаниях.

Целью нашего исследования является развитие методик преподавания иностранных языков с учетом современных философских и научных наработок, обогащающих языковую модель. Можно утверждать, что сегодня наука о языке приобретает междисциплинарный характер, происходит взаимодействие лингвистики, семиотики, философии языка (лингвистический поворот в философии), синергетики языка, психолингвистики, социолингвистики и т.д. В этом диалоге формируется новое понимание природы языка. Основываясь на этой междисциплинарной модели, концептуальный каркас которой обозначается в нашем исследовании, высказываются предположения применения этих новых обобщений в методике преподавания иностранных языков. Целью работы является также прояснение проблемы языкового моделирования внеязыко-вой действительности. Обсуждение этой теоретической проблемы основано на проецировании в область языка (синергетическое движение в языке) сложных взаимодействий, описываемых междисциплинарными научными моделями.

Язык рассматривается как самоорганизующаяся, коммуникативная система, развитие которой подобно развитию живого организма. Недостаточно изучать язык как замкнутую систему значений, для более глубокого понимания природы языка необходимо включать в рассмотрение не только семиотические параметры, но и онтологические, коммуникативные, социокультурные. Рассматривая язык как саморазвиваю-щуюся систему, следует учитывать не только лингвистические правила, но и общие эволюционные законы, которым подчиняется в своем развитии любая система. Например, универсальным законом эволюции считают закон Геккеля, согласно которому в онтогенезе повторяется филогенез, генезис и развитие индивида воспроизводит историю вида. Хотя в авторской формулировке это биологический закон (его смысл общенаучный), который характеризует повторяемость в генезисе элементов системы истории системы как целостности. Поэтому, чтобы обучение языку было более успешным и естественным, необходимо знать саму природу язы-

ка, уметь моделировать коммуникативные процессы в ходе освоения иностранных языков.

Безусловно, обучение языку происходит по какой-то определенной выбранной модели. Так, Джей Форрестер в своей книге «Мировая динамика» дает описание предложенной им мировой модели [7]. Действительно, человек всегда действует, как считает Форрестер, на основе моделей, имеющихся в его распоряжении. Мыслительные образы - это тоже модели. Мы в настоящее время также широко используем такие мыслительные модели в качестве основы для действий. «Каждый человек, который предлагает политику, закон или последовательность действий, делает это на основе модели, к которой он в данный момент питает наибольшее доверие» [7. С. 14].

В дальнейшем предложена синергетическая модель движения в языке, обоснование возможности применения которой попытаемся дать, используя наработки современных теоретиков в области лингвистики. Так, Стивен Пинкер отмечает, что различные языки заставляют своих носителей по-разному конструировать реальность [8]. Они знают, что дети учатся говорить в соответствии с ролевыми моделями и образцами. Крупный ученый-лингвист, доктор филологических наук, профессор М.М. Маковский эпиграфом к своей работе «Язык - Миф - культура - Символы жизни и жизни символов» взял стихи Николая Гумилёва, которые отражают суть сердца лингвистического явления:

В оный день, когда над миром новым Бог склонил лицо своё, тогда Солнце останавливали Словом,

Словом разрушали города.

Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово - это Бог [3].

Действительно, язык и слово - «апофеоз человеческой культуры» - издревле привлекали к себе пристальное внимание людей: они пытались разобраться в сущности, понять те скрытые механизмы, которые регулируют жизнь и смерть языка и отдельных слов, определенный выбор и распределение его элементов и особенно разгадать основную «загадку» языка: на основании каких закономерностей данное слово, состоящее из выбора определенных звуков, расположенных в определенном соотношении друг к другу в пространстве, находящихся в определенном «соседстве» друг с другом, «пропускает» только определенный участок семантического спектра, т.е. именно данные, а не другие значения; с другой стороны, почему те или иные значения могут «одухотворять» только данное, а не другое «тело» слова? На этот вопрос ответа нет и поныне.

Чем больше человек узнает о языке, тем больше замечательных открытий делают лингвисты, социологи,

антропологи, этнографы, тем больше, как это ни парадоксально, возникают новые сложнейшие вопросы, а иногда и ставится под сомнение то, что до определенного времени считалось бесспорным. В языке нет ничего прямолинейного, раз и навсегда данного: язык - это и система, и антисистема, это - саморегулирующее, самопорождающее и самодостаточное явление, но вместе с тем и социальное образование, отражающее быт и нравы его носителей.

Вслед за В.Е. Топоровым М.М. Маковский подчеркивает ритуальное происхождение языка [3. С. 9]. Он считает, что именно ритуал был исходным локусом, где происходило становление языка как знаковой системы, в которой предполагается связь означаемого с означающим, выраженным в звуке. Ритуал во многом предопределяет язык. Ритуальная деятельность явилась основой появления образного типа мышления.

Задолго до ритуальной деятельности, которая привела к человеческой коммуникации в царстве животных, господствовала знаковая коммуникация, которая представляла собой дочеловеческий аналог языка. Карл Бюллер, известный немецкий психолог и лингвист, убедительно обосновывает эту мысль, делая сравнительный анализ книги Уиллера «Общественная жизнь насекомых» и работы К. фон Фригла «Язык пчёл». В центре внимания первой книги стоит материальная коммуникация, продемонстрирована взаимная помощь в кормлении, в центре внимания второй - знаковая коммуникация [2].

К. Бюллер приходит к выводу, что высокоорганизованная материальная коммуникация между членами жизненного сообщества животных была бы вообще невозможна без знаковой коммуникации. Далее он рассуждает о знаковой коммуникации, которая осуществляется между людьми и другом дома - собакой. Встает вопрос: Язык ли это? Он доказывает, что психофизическая система собаки воспринимает не весь человеческий язык, да и звуки, издаваемые ею, ни в коей мере не эквиваленты языку, хотя эта форма коммуникации относится к самым высшим и дифференцированным формам коммуникации, доступным животным.

Автор отмечает, что высказанная Платоном в диалоге «Кратил» мысль о том, что язык есть organum, служащий для того, чтобы один человек мог сообщить другому нечто о вещи (Ding), удачно схватывает суть дела. И действительно, феномен речи занимает значительное место в жизни людей. «Даже одинокого путника в пустыне и грезящего во сне он не покидает полностью...» [2. С. 30]. Коммуникативная модель языка позволяет развить мысль о том, что этот феномен (язык - речь, коммуникация) сопровождает не только размышляющего в одиночестве и действующего молча, он постоянно возникает и в ходе взаимодействия между Я и Ты или в объединении Мы [2. С. 30]. Язык детерминируется средой, в которой нам открываются внешние и внутренние миры.

В коммуникативной модели языка особая роль принадлежит среде. Так, Э. Сепир - крупный ученый в области лингвистической теории, этнологии и истории культуры - в статье «Язык и среда» (1922) описал влияние среды обитания на язык. Он отмечает влияние среды на содержательную сторону языка, в основном на лексику. В то же время в последней статье раздела «Речь как черта личности» (1927) он пытается пока-

зать, в какой мере и в какой форме специфическая неповторимость личности выражается в языке [1. С. 17].

Э. Сепир разделяет социальный аспект на два слоя -языковой (разделяемый всем сообществом говорящих на данном языке людей) и групповой (характеризующий некоторую однородную социальную группу). С позиций этой классификации Сепир проводит анализ вариативности таких элементов языковой формы, как голос, голосовая динамика (включающая интонацию, ритм, плавность речи, темп), произношение звуков, лексика и стиль.

Сепир одним из первых указал на то, что человек с детства подготовлен к усвоению языка. Даже во внутриутробном состоянии его эволюция способствует развитию языковой способности так же, как умению ходить. Этому дается биологическое объяснение. Иная картина с развитием речевой способности. Поскольку становление человека происходит не только в природе, но и в обществе (социализация), общество не может не приобщить индивида к своим традициям: «Устраните общество, и все основания будут за то, что он научится ходить, если только выживет, но равным образом несомненно и то, что он никогда не научится говорить, т.е. сообщать свои мысли согласно традиционной системе определенного общества» [1. С. 28]. Сепир отмечает, что «если удалить новорожденного из социального окружения, в котором он появился на свет, и перенести его в совершенно иную среду, то он и в своем новом окружении овладеет искусством ходить примерно так же, как и в старом окружении. Однако речь его будет резко отличаться от речи его родной среды, поскольку речь есть чисто историческое наследие коллектива, продукт длительного социального употребления» [1. С. 28].

Любое слово не есть акустический акт, оно ассоциируется с каким-то образом. Так, дом в России и дом «house» в Великобритании будут представлять различный тип дома, т.е. различный образ, поскольку эти два понятия-образа отличаются друг от друга, хотя в настоящее время разница между ними стирается. Даже в Сибири работают английские фирмы, которые строят дома по модели английского дома. Безусловно, такое взаимопроникновение в российский социум английской культуры повлечет за собой развитие иного понятийного речевого аппарата другой культуры. Будут вырабатываться ассоциативные связи с образами другой культуры, и с течением времени эта связь сделается автоматической, как и другие ассоциации, связанные с тем либо иным образом. По мере накопления опыта «этот дом», «тот дом» и другие дома будут признаваться не только как различные. Они имеют много общего, несмотря на множество различий в деталях, их можно будет классифицировать под одинаковым обозначением «дом», т.е. это будет символ, способный охватывать тысячи явлений опыта.

Следует подчеркнуть, что в наши дни другие языки Великобритании, и особенно кельтские, проявляют тенденцию к маргинализации. Приведем пример, как герой Джеймса Джойса описывает беседу с учителем-англичанином в школе в Ирландии в книге «Портрет художника в молодые годы»: «Язык, на котором мы говорим, является, прежде всего, его языком, а потом уж моим. Как различны слова «дом, Христос, эль, хозяин», произносимые им и мной! Я не могу говорить или писать эти слова, не испытывая духовного трепета.

Его язык, столь знакомый и столь чужой, всегда будет для меня приобретенной речью. Я не составил этих слов и не принял их. Они всегда будут чужды моему голосу. Моя душа хоронится в тени этого языка» [4. С. 251]. Высказывание этого героя - иллюстрация, подтверждающая идею о языке как самоорганизующейся коммуникативной системе.

Развитие этой модели языка особенно интенсивно обеспечивается системным подходом, развиваемым в современной науке. Один из ярких сторонников системного мышления Ф. Капра в своей замечательной книге «Паутина жизни» отмечает, что наши лингвистические различения не изолированы, но существуют в сети структурных сопряжений, которую мы непрерывно сплетаем через оязы-чивание. Значение возникает как паттерн взаимоотношений между этими лингвистическими различениями, таким образом, мы существуем на семантической территории, созданной нашим оязычиванием. Самосознание возникает, когда мы используем представление об объекте и связанные с ним абстрактные понятия для описания самих себя. Таким образом, лингвистическая территория человека простирается еще дальше, включая рефлексию и сознание. Уникальность человеческого бытия заключается в нашей способности непрерывно создавать лингвистическую сеть, в которую вплетены и мы сами. Быть человеком, отмечает Ф. Капра, значит существовать в языке.

Действительно, человеческий мир зиждется на нашем внутреннем мире самосознания, абстрактных мыслей, понятий, символов, ментальных отображений. Быть человеком - значит обладать рефлексивным сознанием, узнавая, мы творим себя. В ходе беседы наш внутренний мир понятий и идей, наши эмоции и телесные движения вступают в тесную взаимосвязь, формируя сложную хореографию поведенческой координации. Анализ видеозаписей, сделанный под руководством Ф. Капры, показал, что «каждая беседа включает утонченный танец, в котором последовательность речевых паттернов (образцов) синхронизируется не только с мельчайшими телесными движениями говорящего, но и соответствующими движениями слушателя. Оба партнера включены в эту синхронизированную последовательность ритмических движений, и лингвистическая координация их взаимообусловленных действий длится до тех пор, пока поддерживается беседа» [5. С. 311].

Эволюционно-синергетический подход к языку развивают ученые, удостоенные нобелевской премии У. Матурана и Ф. Варела [6]. Они анализируют биологические корни языка и мышления. Через язык мы координируем наше поведение, через язык мы вместе творим мир. Авторы также отмечают особую роль коммуникативной среды: тот мир, который каждый из нас видит не есть определенный мир, но некий мир, который мы созидаем вместе с другими. Поскольку язык - это сложная саморазвивающаяся система, в которой каждый коммуникационный акт качественно обогащает ее, придавая ей новый смыслообразующий характер, необходимо мыслить системно, концентрируя свой концептуальный фокус на взаимоотношениях, на коммуникации, обращаясь к естественной окружающей среде.

Раскрывая механизмы самоорганизации в языке, современные ученые иногда определяют этот процесс как синергетическое движение в языке. Задача преподава-

теля - раскрыть для учащихся язык как сложную сетевую структуру и тем самым облегчить понимание учащимися языковой картины мира в процессе обучения, изначально вводя их в естественный динамический процесс развития языка.

По Сепиру, единичные значащие элементы речи являются символами значений, а реальный поток речи можно рассматривать как фиксацию этих значений в их взаимной связи. Появление мыслительных процессов как особого рода психической деятельности относится почти к самому началу развития речи. Значение, раз возникнув, неизбежно воздействовало на жизнь своего языкового символа, способствуя дальнейшему росту языка. Этот сложный процесс взаимодействия языка и мышления мы со всей наглядностью наблюдаем и теперь. Сепир стремился перейти в анализе языка от историко-описательных построений к использованию методов точных наук, дать систематическое описание языка, подобное математическому. Особое значение для Сепира имели семиологиче-ские теории де Соссюра.

Результаты применения структурных методов к анализу индейских языков позволили ему обратиться к общей теории языка, где при исследовании социального функционирования языка понимание исключительной важности языка в социализации человека привело его к построению гипотезы о решающей роли языка в формировании индивидуальных представлений об окружающем мире, лингвистической детерминированности понимания явлений реальности.

Существующие в языке наименования предметов, явлений, событий - суть «звуковые паттерны», стереотипные формы восприятия, которые, сохраняя устойчивость в культуре, оказывают решающее воздействие на сам процесс формирования человеческих представлений об этих явлениях и событиях и их оценку. Эта теория, развитая последователем Сепира Бенджамином Ли Уорфом (1897-1941), получила название концепции лингвистической относительности, или «гипотезы Сепира - Уорфа», и легла в основу так называемой этнолингвистики - ориентированного синхронного анализа языка, выявляющего его роль в культурном формообразовании.

Не менее интересен взгляд на язык Стивена Пинкера, одного из выдающихся лингвистов современности, изложенный в его книге «Язык как инстинкт» [8]. В этой книге ставится, как представляется, последняя точка в споре между сторонниками концепции Сепира - Уорфа, убежденными, что родной язык воздействует на нашу языковую картину мира, и сторонниками взглядов Н. Хомского, утверждающими, что существует особый язык мысли, универсальный для всех. С. Пинкер делает особый акцент на том, что активность среды ребенка особая, что это специальный генератор языка, который С. Пинкер называет «языковым инстинктом». Языковой инстинкт, который, по мысли автора, сродни инстинкту паука ткать паутину, или, другими словами, инстинкт создания языковой среды. Языковая среда (так же как и языковой инстинкт) не может быть чисто языковой. Язык не умеет существовать сам по себе, в безвоздушном пространстве. Воздух этого, заключает Стивен Пинкер, - Homo sapiens - такой же биологический вид, как синезеленые водоросли или земляные черви - смог совершить значительные изменения на нашей планете.

Язык так крепко связан со всем опытом человечества, что жизнь без него вряд ли можно себе представить. С. Пинкер, как и Сепир, отмечает, что когда не с кем говорить, люди говорят сами с собой, со своей собакой, даже с растениями. По мнению ученого, язык - не культурный артефакт, который мы усваиваем так же, как учимся определять время или узнаем, как работает федеральное правительство, а естественный процесс. В действительности, это определенная часть биологического устройства нашего мозга. Язык - это сложное, особое мастерство, которое в детях развивается спонтанно, безо всяких сознательных усилий или формальных инструкций, оно развивается без понимания его внутренней логики. По этим причинам некоторые ученые, исследующие познавательные процессы, описывали язык как психологическую способность, ментальный орган, нейросистему или вычислительный модуль. Но С. Пинкер предпочитает несколько непривычный термин «инстинкт».

Этот термин выражает ту идею, что люди знают, как говорить примерно в том же смысле, в каком пауки знают, как плести паутину. Плетение паутины не было изобретено неким гениальным пауком и не зависит от наличия у паука специального образования или склонности к архитектуре или конструкторскому делу. Иначе говоря, пауки плетут паутину, потому что обладают паучьими мозгами, которые побуждают их плести и делать это правильно. Хотя между словами и паутиной существуют различия, автор призывает посмотреть на язык именно с таких позиций, чтобы уловить суть явления. Эти идеи иллюстрируются примером с перелетными птицами, которые выверяют свой путь на протяжении тысяч миль по положению звезд в зависимости от времени года и суток. Автор отмечает, что среди такого парада талантов мы -просто разновидность приматов, умеющая передавать друг другу информацию о том, кто кому что сделал, с помощью звуков, которые мы производим, выдыхая. Он предлагает рассматривать язык не как неописуемую сущность человеческой уникальности, а как биологическое приспособление для передачи информации.

С. Пинкер обращает внимание на тот факт, что концепция языка как особого рода инстинкта была впервые сформулирована самим Дарвиным в 1871 г. С. Пинкер, ссылаясь на одного из последователей Дарвина Уильяма Джеймса, заметил, что обладатель инстинкта вовсе не должен действовать как «абсолютный автомат». Он утверждает, что нам присущи все те же инстинкты, что и животным, и многие другие; гибкость нашего разума происходит из взаимодействия множества соревнующихся между собой инстинктов. На самом деле именно инстинктивная природа человеческого мышления мешает нам замечать, что это и есть инстинкт. «Мы так же не

осознаем функционирование языка, как муха не обдумывает откладывания яиц». Наши мысли легко передаются нашими устами, ускользая из-под контроля сознания. Когда мы понимаем предложение, поток слов прозрачен, и мы автоматически схватываем значения. Но легкость, прозрачность, автоматизм - все это только иллюзии, скрывающие сложную, красивую и богатую систему.

С. Пинкер задает вопрос, почему мы не изучаем возникновение такой познавательной структуры, как язык, более или менее таким же образом, как мы изучаем сложный орган тела? Он доказывает, что индивидуумы в речевом сообществе формируют в сущности один и тот же язык. Он объясняет этот факт на основании предположения, что эти индивидуумы используют четко ограниченные принципы, управляющие построением грамматики. И здесь же задает вопрос о том, почему мы вообще должны верить, что человеческий язык - это часть человеческой биологии - инстинкт? В качестве доказательства своей гипотезы автор приводит интересный случай, который произошел в 60-е гг. XX в. на острове Новая Гвинея, втором по величине острове планеты. Там было обнаружено около миллиона обитателей каменного века, которые были отрезаны от остального мира в течение сорока тысяч лет. Язык, на котором говорили горцы, был не лепетом, а средством, позволяющим выражать абстрактные идеи и сложные цепочки рассуждений. С. Пинкер приходит к выводу, что язык - это особый инстинкт, а не хитроумное решение проблемы, придуманное мыслящим биологическим видом. Если язык - это инстинкт, он должен занимать определенный участок мозга и, возможно, должны существовать даже специальные гены, обеспечивающие его правильное расположение. Разрушьте эти гены или нейроны - и пострадает язык. Язык, по мнению автора, не просто порождение культуры, но продукт особого человеческого инстинкта.

Сложность продуктов культуры сильно варьируется от общества к обществу, например, одни считают, делая зарубки на деревьях или костях, и готовят на огне, добытом от трения двух деревяшек, другие используют компьютеры и микроволновые печи. Язык, однако, разрушает такие соотношения, поскольку существует общество каменного века, но не существует языка каменного века. Заблуждение считать стандартный английский языком, а его вариации - диалектами, как если бы между ними были существенные различия. В действительности же язык нельзя рассматривать вне культуры. По мнению этнолога К. Леви-Строса, оригинальность каждой из культур заключается прежде всего в ее собственном способе решения проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинаковой в разных культурах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 2001.

2. Бюллер К. Теория языка. Репрезентативные функции языка. М., 2001.

3. Маковский М. Язык - Миф - Культура. Символы жизни и жизнь символов. М., 1966.

4. Storry M., Peter C. British Cultural Identities. London; New York, 1990.

5. Капра Ф. Паутина жизни. София, 2003.

6. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. М., 2005.

7. ФоррестерДж. Мировая динамика. М.; СПб., 2003.

8. Пинкер С. Язык как инстинкт. М., 2004.

Статья представлена научно-редакционным советом журнала, поступила в научную редакцию «Филологические науки» 18 декабря 2006 г., принята к печати 25 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.