Научная статья на тему 'ЯЗЫК И СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА В КОРПОРАТИВНОЙ ПРЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ "УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ГАЗЕТЫ" ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА)'

ЯЗЫК И СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА В КОРПОРАТИВНОЙ ПРЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ "УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ГАЗЕТЫ" ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / РУБРИКА / ЗАГОЛОВОК / ПОДЗАГОЛОВОК / ЛИД / ЭЛОКУТИВЫ (ТРОПЫ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) / КОНТАМИНАЦИЯ ЭЛОКУТИВОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пекарская Ирина Владимировна

В данной статье исследована специфика языка и стилистических особенностей газетного заголовка в корпоративной прессе. Исследование проведено на материале текстовых заголовочных конструкций, представленных в корпоративной газете («Университетская газета») Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Заголовок рассматривается в рамках заголовочного комплекса «рубрика - заголовок - подзаголовок - лид» в их соотнесённости. Специфика языка и стиля газетного заголовка описывается в аспекте элокутивной прагматики современной публицистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON LANGUAGE AND STYLE OF A MODERN NEWSPAPER HEADLINE IN THE CORPORATE PRESS (THE CASE OF THE UNIVERSITY NEWSPAPER OF KATANOV KHAKASS STATE UNIVERSITY)

This article examines the specificity of the language and stylistic features of a newspaper headline in the corporate press. The research is based on textual headline structures presented in the corporate newspaper of Katanov Khakass State University ("University Newspaper"). The headline is considered within the heading complex of rubric, headline, subtitle and lead in their correlation. The specificity of the language and style of the newspaper headline is described in the aspect of the eloquent pragmatics of the modern journalism.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫК И СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА В КОРПОРАТИВНОЙ ПРЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ "УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ГАЗЕТЫ" ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА)»

УДК 82-5+80(042.5)

ЯЗЫК И СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА В КОРПОРАТИВНОЙ ПРЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ «УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ГАЗЕТЫ» ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА)

Пекарская Ирина Владимировна,

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В данной статье исследована специфика языка и стилистических особенностей газетного заголовка в корпоративной прессе. Исследование проведено на материале текстовых заголовочных конструкций, представленных в корпоративной газете («Университетская газета») Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Заголовок рассматривается в рамках заголовочного комплекса «рубрика - заголовок -подзаголовок - лид» в их соотнесённости. Специфика языка и стиля газетного заголовка описывается в аспекте элокутивной прагматики современной публицистики.

Ключевые слова: заголовочный комплекс, рубрика, заголовок, подзаголовок, лид, элокутивы (тропы, стилистические фигуры), контаминация элокутивов.

ON LANGUAGE AND STYLE OF A MODERN NEWSPAPER HEADLINE IN

THE CORPORATE PRESS (THE CASE OF THE UNIVERSITY NEWSPAPER OF KATANOV KHAKASS STATE UNIVERSITY)

Pekarskaya Irina Vladimirovna,

Ph. D., Dr. ofPhiljljgy Sciences, Professor, Head of the Department of the Russian Language Stylistics and Journalism

Katanov Khakass State University (Abakan)

This article examines the specificity of the language and stylistic features of a newspaper headline in the corporate press. The research is based on textual headline structures presented in the corporate newspaper of Katanov Khakass State University ("University Newspaper"). The headline is considered within the heading complex of rubric, headline, subtitle and lead in their correlation. The specificity of the language and style of the newspaper headline is described in the aspect of the eloquent pragmatics of the modern journalism.

Key words: heading complex, rubric, headline, subtitle, lead, eloquent units (tropes, stylistic figures), contamination of eloquent units.

Как свидетельствует Античный риторический канон, положения которого неуклонно сохраняли и сохраняют до настоящего времени все теоретические и практические штудии красноречия, знаковыми по прагматической силе частями любого речевого произведения, будь то письменный или устный тексты, являются их начало и конец. С одной стороны, важно красиво «войти» в повествование, увлекая за собой внимание собеседника и не давая этому вниманию ослабнуть, с другой - не менее важно красиво «выйти» из речи, оставляя коммуникативного партнёра под впечатлением услышанного (прочитанного) и пробуждая желание вернуться к обсуждаемой теме.

В настоящей статье нами будет рассмотрен феномен вхождения в речь в рамках анализа языковой и стилистической специфики газетного заголовка, который, без сомнения, метафорически можно назвать «флагманом» любого речевого произведения.

От того, какой прагматической силой обладает заголовок (и в целом заголовочный комплекс), будет зависеть успех или неуспех всего коммуникативного произведения. Данное безапелляционное заявление будет тем более важно в отношении корпоративной газеты, так как она читается, с одной стороны, в соотнесённости с газетами центрального и регионального масштабов, имеющих многодесятилетние традиции публицистических изысков, с

другой, с заинтересованной «придирчивостью» не только к выбираемой тематике («а почему пишут о них и не пишут о нас?», «надо перенять их опыт» и под.), но и к стилеязыко-вому полотну, выплетающему образную коммуникативную картину.

Материалом языкового анализа стало корпоративное издание «Университетская газета» Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Ранее «Университетская газета» выходила два раза в месяц, но с укрупнением тематической и содержательной составляющей публицистических материалов стала выходить в свет ежемесячно, исключая месяцы летних каникул и Новогодние праздники.

Названное издание имеет как текстовый вариант, так и электронную версию (с 2011 года), которая выставляется на сайт университета. Важным моментом становится то, что газета имеет и виртуальное приложение, которое готовится студентами, обучающимися как по направлению «Журналистика», так и по другим направлениям, испытывающими желание не только рассказать об интересном или необычном, но и «отточить» своё словесное мастерство.

О тематической, коммуникативно-деятельностной специфике «Университетской газеты» мы писали ранее [1-5]. В настоящей статье нами будет обращено внимание на стилистические и языковые особенности элементов заголовочного комплекса данного корпоративного издания, которое отличается прагматически значимой направленностью, связанной, в том числе, с владением элокутив-ной обработкой печатного слова [6].

«Университетская газета» включает в себя постоянные рубрики, которые формируются её концепцией и перспективой роста: «Территория студенчества», «Слово ректору», «Твои люди, Университет», «События», «Говорим по-русски» и др.

Специальный публицистический пласт был посвящён 75-летию Победы в Великой Отече-

ственной войне. Этот тематический пласт газета заявила за полтора года до наступления знаменательной даты. Материалы выставлялись и на сайте вуза, что делало их ещё более читаемыми. Последний системный материал вышел в декабре 2020 года.

Рассматриваемое корпоративное издание имеет формат А4, который определяет характер заголовка: он, как правило, лаконичен по семантике, которая облекается в короткую форму. Редки бывают (в силу объективных причин) многоступенчатые заголовки. Они используются лишь в материалах, даваемых на разворот.

Газета имеет логически выстроенный структурно системный заголовочный комплекс: рубрика - подзаголовок - заголовок -лид (при необходимости).

Язык заголовка ярок, самобытен и отличается авторской прагматикой. Чаще в заголовке реализует себя косвенная речь. Использование цитат наблюдается, но в соотнесённости с жанром, в котором выполнен материал. Так, цитирование используется в интервью, портретных зарисовках и очерках с целью укрупнить описываемую личность, вскрыть нюансы духовного мира героя материала.

Особую притягательную силу имеют так называемые «игровые» заголовки, меняющие формат восприятия, создающие эффект неожиданности: «Фарш несогласных» (ср.: Марш несогласных), «Учительница строгого режима» (ср.: Колония строгого режима).

Использование элокутивов усиливает риторическую прагматику текстов: так, эллиптированная конструкция заголовка «ВРУЧЕНА ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ» лаконично выражает прагматику произошедшего, которое в рубрике «Актуально» описано лидом: «В канун Дня российской науки ректор ХГУ им. Н. Ф. Катанова, доктор экономических наук, профессор Татьяна Григорьевна Краснова удостоена высокой награды -грамоты Совета Федерации Федерального

собрания Российской Федерации - за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие науки, образования, подготовку высококвалифицированных специалистов и активную общественную деятельность» (здесь и далее анализируются заголовки и заголовочные комплексы из № 1 (392) «Университетской газеты», февраль 2020).

Рубрика «События» продолжает тему «наград»: «Награждены за высокие результаты в науке» (эллептированное подлежащее выполняет функцию продемонстрировать общность коллег и высокий уровень развития университетской науки); «Учёные становятся мобильнее» (сравнительная степень прилагательного в очередной раз усиливает ощущение научного прогресса). «Посвящается Великой Победе» (о Катановских чтениях 2020 года) - в данном случае эллипсис подлежащего как бы протягивает «мостик» между темой науки и темой Победы. В рамках рубрики «События» рассмотрены и другие темы, включённые в заголовки: «Онлайн-секция конференции «Иннова - 2020» (фигура именительного темы сосредоточивает внимание на важном)»; «Исследование хакасского языка за счёт РФФИ» (в данном случае эллиптируется сказуемое с той же целью); «Заслуженный артист России встречается со студентами» (речь идёт о встрече со студентами Института искусств Владимира Скворцо-ва - заслуженного артиста России, известного актёра театра и кино, продюсера, театрального режиссёра). Данный заголовок также несёт в себе энергию «завораживания» внимания.

Если рубрика «События» является постоянной в газете, то подрубрика «У нас в колледже» появляется не в каждом номере. В рассматриваемый коммуникативный контекст включена и рубрика «Успешное будущее за молодёжью, опережающей время». Здесь использована конвергенция и контаминация (следование друг за другом = цепочка и наложение элокутивов: «успешное» - эпитет + олицетворение; эллипсис - отсутствие глагола

между сегментами «будущее» и «за молодёжью»; «опережающая время» молодёжь» -контаминация метафоры и гиперболы). Все названные элокутивы усиливают прагматику заголовка, делают его ёмким, образным, оптимистично перспективным. Описанная рубрика включает в себя пять подрубрик-заголовков: «Педагогический поиск», «Творческие находки», «Учимся играя», «Занимаемся наукой», «Успешные выпускники». В основе первых двух заголовков лежит фигура именительного темы, третий эллиптирует подлежащее, что приводит, как нами было отмечено ранее, к созданию ощущения сплочённости научного содружества университета и видения перспективы развития университета как научного содружества; четвёртый заголовок является итогом всего того, о чём говорилось: вся работа в вузе направлена на получение успешного выпускника с перспективами роста.

Продолжает эту тему следующая рубрика -«Глазами социолога», в названии которой оставлено лишь дополнение - устойчивое высказывание, не требующее присутствия рядом с собой подлежащего и сказуемого: они будут лишними и «отяготят» его образность. Данная рубрика включает материал под заголовком: «О выпускниках и абитуриентах», в котором также пропущены подлежащее и сказуемое с целью фокусной остановки внимания читателя на значимом.

Следующая рубрика данного номера - метафорический номинатив «Деловой завтрак», сразу завораживающий внимание и «подталкивающий» к прочтению материалов, стоящих под ним. Но здесь журналисты «ломают» стереотип словесной конструкции, выводя лид вперёд, что концентрированно вводит конвергируемую далее информацию через серию материалов с заголовками «Инновационные кадры для Хакасии», «Экология и сельское хозяйство» (материал, констатирующий факт необходимости подготовки экологов в стенах университета), «ХГУ несёт ответственность

за подготовку кадров для региона». Приведём лид к последнему материалу: «Быть ответственным за подготовку и развитие кадрового потенциала для Хакасии - вызов, который стоит перед ХГУ. Об этом шла речь на встрече ректора Татьяны Красновой с журналистами в формате делового завтрака, посвященного стратегии развития университета».

Ещё одной основополагающей рубрикой газеты является рубрика «Территория студентов», которая высвечивает основные (значимые) события, происходящие в мире студенчества: «Стартовал отборочный этап чемпионата АССК России» (контаминация метафоры и метонимии выполняет здесь функцию командного единения в стремлении добиться победы), «Владислава Калиновская: «Пусть годы учебы будут богаты на открытия!». Данный заголовок иллюстрирует собой возможность включения прямой речи в косвенную с целью оживления повествования путём его персонификации.

Следующая рубрика данного номера тради-ционна - «Говорим по-русски». На данной странице помещён материал с заголовком «Названы десять самых неприятных речевых ошибок», в котором приводится «топ» самых неприятных речевых ошибок и охарактеризованы возможные пути их устранения.

Последней традиционной рубрикой анализируемого периодического издания является эмоциональная рубрика-призыв: «Внимание!», в рамках которой реализуют себя основные новостные события: «Новости ХГУ теперь в видеоформате». Эллипсис сказуемого укрупняет предлагаемую информацию о том, что новостные ленты с настоящего времени можно просмотреть не только в печатном и электронном вариантах, но и в видеоформате.

Нами был выбран для анализа выпуск «Университетской газеты», который максимально представил в разнообразии языка и

стиля используемые рубрики и подрубрики, определяющие тематическую языковую и стилистическую специфику журналистских материалов. Как показал проведённый нами анализ, языковые особенности и рубрик/подрубрик, и заголовков связаны с умелым и целесообразным использованием элокутивной системы языка.

Самой распространённой фигурой становится в «Университетской газете» эллиптирование, имеющее своей функцией концентрацию внимания на главном. Причём чаще всего (и это традиционный приём) эллиптируется сказуемое как наиболее семантически значимый компонент высказывания. Реже намеренно «упускаются» подлежащее, дополнение и проч. Самыми частотными тропами становятся метафора и метонимия, «предвосхищающие» образную ткань включаемых в номер материалов и акцентирующие внимание на основополагающих семантических точках повествования.

Стилевая палитра «Университетской газеты» также отличается разнообразием: используются как языковые средства различных книжных стилей, так и элементы разговорного стиля. Так, материалы о научных достижениях соответственно включают в себя научно-популярную лексику и фразеологию. Официально-деловые объявления оформляются с учётом канцелярской текстовой специфики. Основным стилем газеты естественно становится публицистический, особенностями которого является возможность и допустимость присутствия в предлагаемых к прочтению материалах элементов разных стилей, включая средства художественного и разговорного. Стилевая и языковая специфика определяется особенностями тематики и задачами той или иной публикации, что связано с мастерством владения сотрудниками газеты воздействующим словом.

Библиографический список

1. Пекарская И. В. Информационное пространство Республики Хакасия: от речевой агрессии к гуманизации языков и культур // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 80-летию со дня рождения первого декана факультета журналистики Казанского университета Флорида Агзамова (11 февраля 2016 г., г. Казань) / под ред. В. З. Гарифуллина, сост. Р. Л. Зайно. Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. 414 с. С. 186-194.

2. Пекарская И. В., Спалевич А. Ю. Элокутивное воздействие журналистского текста: от типа языковой личности автора - к выбору средств языковой выразительности // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 4. С. 86-96.

3. Пекарская И. В. Коммуникативные особенности корпоративной газеты (на материале газеты Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова «Университетская газета») // Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 17-18 мая 2018 г. / Министерство образования и науки РФ, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Департамент «Факультет журналистики»; составитель О. Ф. Автохутдинова. Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2018. 246 с. С. 61-63.

4. Пекарская И. В. Корпоративная пресса: от коммуникативных стратегий к коммуникативным тактикам (на материале газеты Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова «Университетская газета») // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Абакан: Изд-во ГОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2018. № 24. 160 с. С. 34-37.

5. Пекарская И. В. Рубрика «Мы этой памяти верны» в корпоративной прессе (по материалам сайта Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова» и «Университетской газеты») // Медиапространство Российской Федерации: глобальный и национальный аспекты»: мат-лы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (12 ноября 2020), посвящённой 95-летию со дня рождения выдающегося учёного, писателя, Заслуженного деятеля науки БАССР, Заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора филологических наук, профессора Мидхата Фазлыевича Гайнуллина. Уфа: Изд-во Башкирского государственного университета, 2020. С.151-154.

6. Пекарская И. В. Теория и практика элокуции в аспекте комплексной системной риторической подготовки // Культура русской речи в условиях многоязычия: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 18-19 мая 2015 г.) / отв. ред. М. Д. Ваджибов. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2015. 331 с. С. 238-241.

© Пекарская И. В., 2020

УДК [316.663+81 '27] :[339.543+659.4]

РОЛЕВАЯ ИГРА «Я Б В ТАМОЖЕННИКИ ПОШЁЛ!» КАК УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Фишер Мария Геннадьевна,

магистрант

Научный руководитель - Е. А. Шпомер, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка и журналистики

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования положительного имиджа таможенной службы с помощью ролевой игры «Я б в таможенники пошёл!». Ролевая игра является оригинальной разработкой главного государственного таможенного инспектора по связям с общественностью Хакасской таможни. Помимо разных адресатов - педагогов, школьников, их родителей, студентов, материалы статьи будут интересны также специалистам таможен, в чьи обязанности входит работа по профориентации школьников и студентов. Данной целевой аудитории через ролевую игру предлагается познакомиться с некоторыми понятиями, связанными с таможенным делом, узнать о функциях таможни, истории развития таможенного дела Хакасии и юга Красноярского края.

Ключевые слова: таможня, таможенная служба, положительный имидж, музейно-выставочная деятельность, ролевая игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.