УДК 793.3
Н.В.Мочалова, Д.В.Мочалов
ЯЗЫК ХОРЕОГРАФИИ КАК ФАКТОР ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
В статье раскрыт потенциал языка хореографии как фактор интерпретации интеллектуальных возможностей личности. Показана роль хореографического искусства в развитии творчества. Проведена оценка потенциала личности и ее ориентации на творчество. В ходе эксперимента показано, что создание сильных эмоциональных образов и историй языком хореографии являются результатом высокого уровня интерпретации интеллектуального потенциала личности, импровизации и творческого воображения.
Ключевые слова: искусство хореографии, язык танца, интерпретация, творчество, развитие, интеллектуальный потенциал, личность, культура
N.V.Mochalova, D.V.Mochalov LANGUAGE AS A FACTOR OF CHOREOGRAPHY INTERPRETATION OF INTELLECTUAL CAPACITY PERSONALITY AND DEVELOPMENT OF CREATIVITY
The article discloses a potential choreography language as a factor in the interpretation of the intellectual abilities of the individual. The role of choreographic art in the development of creativity. The evaluation of the individual building and its orientation on creativity. The experiment shows that the creation of strong emotional images and stories of the language of choreography are the result of a high level of intellectual potential of the individual interpretation, improvisation and creative imagination.
Keywords: art of choreography, dance language, interpretation, creativity, development, intellectual capacity, personality, culture
С древних времен человек не умеющий говорить использовал для общения с себе подобными невербальный язык знаков: жесты, движения и танец. И сегодня в коммуникационных процессах большая часть информации воспринимается через язык жестов. В этой связи правильная интерпретация невербальных знаков общения и лицом генерирующим идею и лицом ее воспринимающим остается актуальной проблемой эффективности коммуникаций.
Особую роль в коммуникационных процессах отводится и к хореографическому искусству как сфере развития креативной, творческой личности, ориентированной на преобразование и участвующей в формировании культуры общества. [1]
Искусство хореографии включает в себя понятия танец и хореография, очень близкие по значению. Хореография по своей сущности это искусство танца, постановка танцев, танцевальных композиций, балетного спектакля. Танец, по определению В. Пасютинской, это искусство движений, пластических и ритмических, музыкально-пластическая импровизация, создание музыкально-танцевальных образов. [2]
Танец всегда выражал ту эпоху, в которой жило общество. Как первое средство коммуникаций, которыми стал обладать человек на протяжение долгих веков танец был и остается средством выражения чаяний человека в процессе жизни, например, танцем встречали рождение человека, танцем, выражая скорбь, провожали его в последний путь, использовали как целительство, например, шаманские танцы. С развитием цивилизации танец обрел черты светского развлечения, стал элитным искусством. И это искусство стало называться искусством хореографии. [3] Следует отметить, что отечественная танцевальная культура имеет свои истоки, и сегодня современное ее состояние характеризуется воспитательными возможностями танца различного по своему жанровому разнообразию.
Искусство хореографии и танец, как язык хореографии представляет собой многогранное явление, которое не каждому доступно сразу, а только лишь посредством обучению хореографии и его основам, базирующимся на интерпретации передачи информации, через язык танцевальной хореографии, то есть созданного образа других миров, разных сторон жизни. И эта интерпретация должна быть понятна тем, кому она обращена, воспринята без искажения. В этом то и суть языка хореографии в передаче ярких сильных чувств, красивых отношений и все это в сопровождении и усилении восприятия посредством слиянии с музыкой. [4]
Однако для передачи образов и коммуникационных знаков языком танца необходим язык хореографии и его интерпретация сферой восприятия, для чего потребуется интеллектуальный потенциал личности, креативность и творчество.
Творчество само по себе не присуще человеку с рождения, оно присутствует только в виде возможности. Творчество не даруется природой, оно приобретается как свойство личности через его преобразующую деятельность, которая является условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность воспитывает в человеке волю, делает его всесторонне развитым, позво-
ляет творить, в том числе и посредством искусства и языка хореографии.
Развитие творческой личности следует рассматривать с позиции системного подхода, как совокупность взаимосвязанных элементов, одним из которых является танец. Танец способен раскрывать не только духовные составляющие личности, но и воспитывать художественный вкус, любовь к прекрасному, вдохновлять к творчеству. В этой связи, танец способствует воспитанию гармонически развитой личности, развивая ее творческую составляющую, то есть воображение.[5] По мнению психолога Уэбстера воображение есть психологический процесс, создания новых образов, представлений, путем переработки предыдущего опыта восприятий и представлений, это ключ к творческой силе.
Таким образом, развитие творческого воображения, мышления, «конструирование» танцев на основе полученных знаний, ведет личность к готовности создавать собственные творческие проекты, участвовать в проектах других, что способствует раскрытию творческого потенциала личности, самостоятельному поиску решений, активизирует мыслительную деятельность.
В интерпретации образов языком хореографии участвуют, как материальная составляющая личности - его тело, так и духовная составляющая - душа. Инструментом выражения движения в танце является тело. Хореография танца это процесс движения. Но танец как механическое движение выученных хореографических па, не будет восприниматься на клеточном уровне восприятия без биения самого сердца, самого дыхания, без внутреннего импульса души. И если удастся войти внутрь такого импульса, найти его, то часто рождается какой-то образ. И если усилить этот импульс, то он может обретать форму какого-то движения. Этот процесс называется созданием образом. И когда дается возможность этому образу выразиться в движении, то получается интерпретация образа. [6]
По мнению знаменитой русской балерины Анны Павловой, главное в танце это душа. Айседора Дункан говоря об интерпретации движений в танце, предлагала свои варианты - прижмите руки к своему сердцу и вы узнаете, как надо танцевать. Если прижать руки к своим сердцам и прислушиваться к своим душам, то можно понять, как надо действовать.
Авторы статьи, имея опыт работы в ряде хореографических коллективах г.Казани Республики Татарстан, и частной школы НеЫегее ВаПе^Лоо1 в Нидерландах, заметили, что на занятиях хореографией, связанных с импровизацией участники хореографического коллектива, используя спонтанные движения, создают очень сильные эмоциональные образы. Рассказ языком хореографии неких историй в данном случае базируется на использовании для выражения своего чувства не только набора хореографических элементов танца, но и не стандартных движений и связок, то есть того, что помогает им довести свои образы и историю до логического конца. Все это в конечном итоге ведет к творческому развитию личности.
История имеет много таких примеров, например, в студии Мэриан Чейс на занятиях хореографией были перенесены акценты с танцевальной техники на выражение индивидуальности посредством движений, соотнесения тела и движений, которое оно совершает с эмоциональными переживаниями и творчеством. Позднее подобные начинания стали использовать целый ряд психотерапевтов, которые через танец стали не только исследовать эмоциональное состояние своих пациентов, но и воздействовать на них, опираясь на взаимосвязь психологических и физических процессов, человеческой души и человеческого духа. [7]
Таким образом, язык хореографии как фактор интерпретации и средство выстраивания коммуникаций с окружающим миром, включает в себя такие компоненты личности, как тело, интеллект, душа и творчество.
Тело как зеркало души, находится в постоянном созвучном динамике жизни движении, выражает динамику трансформации энергии творчества и спонтанности, является вместилищем, носителем, проводником и инструментом реализации творческих импульсов интерпретации. Осознанный опыт спонтанного выражения образов может стать настоящим актом творчества и источником непосредственного знания. В данном случае имеется в виду, что знание является не простым набором фактов или объемом информации, а осознанным опытом, воплощенном в теле. Тогда знание может действительно принадлежать человеку, и тогда он способен им пользоваться. Таким образом, понимание не всегда выражает знание. Понимание должно быть пережито в теле. В данном случае тело представляется собой нечто конкретное, как анатомия, в которой происходит масса движений, очень конкретных, которые поддаются измерению и объяснению. В то же время в теле происходит многое, что не поддается никакому объяснению. Это может быть едва заметный поворот головы, движение глаз, изменение дыхания. Маленькие движения пальцев, которые человек просто не осознает. Это могут быть позы, движения, походка, то есть качественные критерии присущие только отдельному человеку и никому другому. Все это тот язык, на котором говорит тело. Часто этот язык остается непонятым или не воспринимается окружающими. Навык интерпретации позволяет расшифровывать эти знаки, символы, которые посылает тело, позволяет начать диалог с ним. [8]
Таким образом, раскрытие потенциала хореографии как способа творческого самовыражения личности является сегодня приоритетной задачей, решение которой заключается в привлечении языка хореографии для интерпретации интеллектуального потенциала личности, через язык тела и чувственность, чтобы была возможность делиться даром творчества с окружающими.
Как исторически эволюционная форма активности человека, творчество выражается в различных видах его деятельности и способствует развитию личности, непрерывно развивает возможности человека, создает условия для покорения им новых вершин. [9]
И опять возвращается к тому, что среди множества форм гармоничного развития личности хореография занимает не последнее место. Творение хореографа танец, как язык хореографии, представляет собой не только уникальный язык общения, но и способ передачи чувств, эмоций, самовыражения, повышения самооценки, развития творчества личности. Актуальность искусства хореографии в системе инструментов гармоничного развития личности в последние годы растет в связи с приоритетностью проблемы воспитания целостной личности. В этой связи занятия хореографией, в том числе в школе, не только обучают пониманию и созданию прекрасного, но и способствуют формированию образного мышления, развивают фантазию, творческое воображение. Хореография, как деятельность через танец наряду с физическим развитием, воспитывает красоту и пластичность движения тела, осанку, гармоничность поступи, жестов и культуру поведения. [10]
Интерпретацию интеллектуального потенциала личности языком хореографии рассмотрим по оценке потенциала личности и его ориентации на творчество. Эксперимент по оценке потенциала были проведен на базе двух фокус групп. В первой коллектив участников для занятия хореографией был отобран по физическим данным: подъем, шаг, прыжок, гибкость, выразительность, музыкальность. Во вторую был набран коллектив участников, просто желающих заниматься хореографией. Количественный состав участников в каждой группе 12 человек. Количественный состав определялся возможностью постановки танцевальных номеров. НаблюдениЕ проводилось в течение года с ежемесячной фиксацией результатов. У педагога-хореографа на каждого участника в группе была заведена диагностическая карточка, в которой отмечались первоначальные данные потенциала участников и их ежемесячная их динамика. Потенциал участников оценивался по таким показателя как физические данные, музыкальность, профессиональные данные, обучаемость, темперамент, которые оценивались педагогом по 100 балльной системе согласно единому реестру оценки, принятой для проведения данного эксперимента. Данные по трем периодам, разностью в полгода, представлены в таблице 1.
Табл. 1
Сравнительные результаты оценки ^ потенциала
Показатели Группа, отобранная по физическим данным Группа без отбора, все желающие
Даты оценки 1.09. 1.02. 1.06. 1.09. 1.02. 1.06.
2013 2014 2014 2013 2014 2014
Профессиональное мастерство группы
Число постановок 1 3 4 1 2 4
Новые постановки - 2 2 - 1 3
Доля новых номеров в общем числе постановок, (Дп)
(Дп) - 0,67 0,5 - 0,5 0,75
Солисты 1 1 2 - 4 4
Доля солистов в общем числе участников, (Дс)
(Дс) 0,08 0,08 0,17 0,08 0,33 0,33
Потенциал участников в среднем по группе по 100 балльной шкале:
Физические дан- 80 83 85 30 45 48
ные (Ф)
Музыкальность (М) 80 80 80 40 45 48
Профессиональ- 60 65 70 50 55 55
ные навыки (П)
Восприимчивость (обучаемость) (В) 70 75 75 60 65 65
Темперамент (Т) 50 60 75 60 70 75
Расчет потенциала по формуле П = Ф+М+П+В+Т/п^100 + Дс + Дп, где п - количество параметров
Потенциал (П) 0,76 1,48 1,44 0,56 1,39 1,66
В ходе эксперимента проводились наблюдения за участниками, за тем как они усваивают уп-
ражнения, как они участвуют в творческих заданиях, как они участвуют в новых постановках. Целью эксперимента были также наблюдение за интерпретацией заданий, за достоверность изображения языком хореографии, например, в танце кошечки, каждый участник должен был передать характер той кошечки, которую он представляет. Все наблюдения хореограф выражал баллами, по результатам, суммирования которых можно было сделать следующие выводы: несмотря на то, что по ряду показателей группа, подобранная по профессиональным данным, превосходила группу участников без профессиональных данных, тем не менее, потенциал у последней оказался выше. Причиной тому явилось тот факт, что обладая только одним желанием танцевать, у участников в большей степени проявлялись такие качества, как умение наиболее ярко выражать, то, что они хотят выразить в танце, в большей степени проявлялся креатив, активность и творчество. Это также проявилось в том, что желающих стать солистами в танцевальных миниатюрах было больше и желание создавать новые сценические постановки шло в большей степени не от педагога, а от самих участников в группе. Желание стать лучшими и быть первыми также в большей степени проявлялось в этой группе. Таким образом, можно сказать, что двери хореографических коллективов должны быть открыты для всех желающих танцевать, только в этом случае можно получить более высокий результат интерпретации интеллектуального потенциала личности языком хореографии.
В условиях социокультурной модернизацией общества повышенное внимание проявляется к воспитанию личности активной, креативной, творческой, ориентированной на преобразование, способной к ответственному социальному выбору и принятию эффективных решений в преодоление кризисов и трудностей, участию в формировании культуры общества.
Таким образом, рассматривая язык хореографии как фактор интерпретации интеллектуального потенциала личности и развития ее творческой направленности, следует отметить его роль и важность в процессе воздействия на внутренний мир личности, ее потенциал и креативность. Творчество, в свою очередь, является высшим проявлением человеческой деятельности, направленным на преобразование действительности и создание новых социально значимых культурных ценностей.
Литература
1.Мочалов Д.В. Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива: Дис...канд. пед. наук:13.00.05/Д.В.Мочалов, Казань, 2012 . - 170 с.
2.Пасютинская В. Волшебный мир танца / В.Пасютинская. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с.
3.Кабурнеева Е.О. Становление хореографического образования в России: традиции балетного искусства в культурно-историческом контексте / Е.О. Кабурнеева / / Вестник МГУКИ.- 2010.- №5.- С.185-189.
4. Egorov D. Adding typology to lexicostatistics: A combined approach to language classification / / Linguistic Typology. Volume 13, Issue 1, May 2009, Pages 169-181. 15 citations
5. Khabutdinova M.M., Bayanova L. Norms and Values Characteristics of Students in a Foreign Cultural Environment / / Middle-East Journal of Scientific
Research, 2013, Volume 16, Issue 1, pp. 1527-1531.
6. Мочалов Д.В. Язык танца как средство выражения поэзии хореографического искусства /Д.В.Мочалов, Н.В.Мочалова// Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность: В сб. мат-лов Ме-ждунар. науч. конгресса, посвященного 40-летию Каз. государственного университета культуры и искусств. Ч.2. - Казань: РМБИЦ, 2009. - С.195-199.
7. Sadykova G., Dautermann J. Crossing cultures and borders in international online distance higher education / / Journal of Asynchronous Learning Network. - 2009. - 13 (2). - PP. 89-114.
8. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е.Семёнов // Социс. - 2007. - №4. -C.37-43.
9.Mukhametshina R.F., Galimullina A.F. Inculcation of Bimental personality in context of cultural dialogue (as exemplified by Tatarstan Schools) / / Middle-East Journal of Scientific Research, 2014, Volume 20, Issue 12, pp. 2135-2138.
10. Khurmatullina R.C., Salpykova I.M. Tatar folklore in the creative work of composer Rafael Belyalov// Middle-East Journal of Scientific Research, 2014, Volume 19, Issue 1, pp. 29-41.