Научная статья на тему 'ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ НА МЫСЕ БЕСОВ НОС: НОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕТРОГЛИФОВ'

ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ НА МЫСЕ БЕСОВ НОС: НОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕТРОГЛИФОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ НА МЫСЕ БЕСОВ НОС: НОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕТРОГЛИФОВ»

Д.Г. Шкаев*

ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ НА МЫСЕ БЕСОВ НОС: НОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕТРОГЛИФОВ

Люди начали селиться по берегам карельских рек и озер около 7-8 тыс. лет назад, почти сразу же после того, как 12 тыс. лет назад Карелия освободилась ото льда. Стоянки людей были небольшие и немногочисленные. Постепенно сознание первобытных обитателей северного края менялось, возникали и обряды и культы. Задолго до появления письменности люди выбили на скалах изображения животных и людей, загадочные символы и знаки - петроглифы. Возраст их около 4-5 тыс. лет. Древние верования и первобытное искусство слились воедино в многочисленных языческих святилищах. Пожалуй, самым известным из них является Бесов Нос - один из мысов на Онежском озере.

Фигура «беса», двухметрового человекоподобного существа с непропорционально маленькими ногами и растопыренными пальцами, вызывает споры ученых уже не один год. Расположенный среди выбитых на скале «выдры», «сома» и множества более мелких изображений животных, «бес» может являться «хозяином подземного мира», тем богом или демоном, которому поклонялись древние.

Однозначного ответа нет до сих пор. Однако, судя по всему, «бесу» действительно поклонялись. Ученые определили, что Бесов Нос когда-то являлся языческим святилищем. Вероятно, что язычники лили кровь в рот существа, и жизненно важная жидкость стекала в темные воды озера. До сих пор местные охотники, проезжая

* Дмитрий Геннадьевич Шкаев - научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, руководитель Гуманитарной лаборатории проблем молодого поколения.

мимо, не преминут положить что-нибудь в рот демоническому изображению «на удачу».

Скандинавские мифы гласят, что изначально во Вселенной была лишь бездна Гиннунгагап, царство огня Муспельхейм и царство льда Нифльхейм. Огонь, лед и пустота - три среды - породили протосущество - великана Имира.

Первобытный человек обладал синкретичным сознанием и воспринимал окружающий мир через призму мифопоэтического. Взглянем на берег Онего подобно ему. Три среды: камень, воздух и вода. Зимой поверхность озера покрыта льдом. Зимой господствует стихия льда. Сама зима - это царство мрака и холода, царство льда, среда льда по сути своей. Летом же солнце освещает красноватые скалы Бесова Носа. Нельзя ли предположить, что это - среда огня, Муспельхейм? И если это так, то рассматривая стихию воздуха в качестве бездонной пустоты, приходим к выводу, что на стыке двух основных северных сезонов, на стыке двух стихий, на стыке начал этого мира рождается Имир?..

На самом деле, петроглифы обнаружены во всей Скандинавии по берегам крупных водоемов. Если предположить, что такая символика (камень - воздух - вода) статична в мифологической системе древних людей, то в этом случае не такой уж надуманной представляется гипотеза о святилищах, где поклонялись Имиру (или тому существу, что позже получило это имя). Разумеется, общность древних народов была более близкой, чем кажется ныне. Учитывая расселение индоевропейцев, вполне возможно, что шаманские культы древних жителей Карелии имеют непосредственное отношение к формированию германо-скандинавского эпического цикла.

В связи с этим возможен и еще один вариант трактовки петроглифов. В том же предвечном мире, что и Имир, были рождены первые скандинавские боги - братья Один, Вилли и Ве, - которые убили великана и из его трупа выстроили землю. Вновь обратимся к святилищу «Бесов Нос». Три крупных изображения - «бес», «выдра» и «сом» - выбиты на скалах. Они выбиты рядом и, судя по всему, в один и тот же период времени. То есть первобытный художник хотел показать, что все три создания чем-то объединены. Но чем? Оглядимся вокруг. Множество мелких зверей и птиц, -возможно, все это масштабное изображение есть не что иное, как проекция Мирового Древа (все существа этого мира и боги на вершине). В сюжетах карельских петроглифов есть и более четкие проекции (с присутствием изображения человека и хтонического

существа (владыки подземного мира). Однако проекция на Бесовом Носу интересует нас больше, так как на ней, возможно, изображен Один (а возможно, еще Вилли и Ве). Это видно из того, что один глаз «беса» как бы «закрашен» первобытным художником. В «Прорицании Вельвы» («Старшая Эдда») есть намек на то, что Один отдал свой глаз Мимиру, великану - хранителю источника меда поэзии. Один сделал это ради мудрости, содержащейся в источнике. Впрочем, одновременно упоминается и о Мимире, который пьет мед из источника, где покоится глаз бога. Иными словами, глаз Одина - тоже источник мудрости.

Также в «Старшей Эдде» в «Речах Высокого» описывается, как Один приносит в жертву самого себя. Он висит на Мировом Древе девять дней, пронзенный собственным копьем. После бог пьет священный мед и получает руны мудрости из рук великана Бельторна. Близок этому сюжет в «Речах Гримнира»: Конунг Гейрред захватывает в плен странника Гримнира, в обличье которого скрывается Один. До тех пор, пока юноша Агнар не дает напиться Одину, бог проводит в муках между двух костров восемь ночей. После Один начинает вещать.

Все это, похоже, миф о посвящении первого шамана. Такая шаманская сторона образа Одина характерна прежде всего для Севера. И развивается она, возможно, под влиянием культур финской и саамской. Возможно, проекция мудрости Одина - экстаз шамана. Также шаманскому искусству отчасти обязаны вдохновение, интуиция и магическое мастерство Одина.

Древние карелы, справляя первобытные обряды, глядели на шамана как на воплощение великого Одина (кстати, вполне возможна параллель: Один (Вотан) - Вяйнямейнен). Фигура «беса» -предположительно, изображение Одина, древнего и грозного, еще опасного для человека. Однако ему поклоняются. Один глаз бога (слепой) смотрит в царство мертвых, другой (зрячий) - в царство живых. Лицо изображения пересекает серповидный знак. Возможно, это - символ луны (месяца), символ ночного мира. Рядом с головой «беса» мы видим изображение круга с точкой в центре, так называемый «третий глаз». Возможно, это - утерянный Одином «глаз мудрости», а возможно, и символ солнца, символ мира живых. Продольная полоса, пересекающая тело фигуры, - возможно, то самое копье, что пригвоздило Одина к Мировому Древу. По этой выемке в озеро вполне могла стекать жертвенная кровь. Вспомним, что мед поэзии на треть состоит из крови посланца богов - поэта Квасира, на треть - из жидкости (воды). Кто знает,

быть может, древние приносили в жертву людей, а возможно, шаманов и скальдов? И тогда воды Онего становились поэтическим медом, тем самым источником мудрости? У источника Один провисел девять дней, в источнике лежит его глаз, мед поэзии на треть состоял из крови, на треть - из воды. Три причины, по которым можно сделать предположение, что Онего считалось или тем самым источником, или его проекцией в мир людей.

Как бы то ни было, можно еще предположить, что в гео-морфной структуре Мирового Древа Север - это дно мира, корни Иггдрасиля (Мирового Древа), где течет источник мудрости, а Юг - вершина, Асгард, «усадьба богов-Асов». В 1989 г. в серии «Знак вопроса» вышла работа В.И. Щербакова под названием «Где жили герои эддических мифов?». В ней (а также в статье «Феномен параллельных миров?» и в книге «Асгард - город богов») автор утверждает, на мой взгляд, очень интересные вещи. Так, в очерке «Феномен параллельных миров?» он пишет: «Известные филологи и лингвисты В. Иванов и Т. Гамкрелидзе в восьмидесятых годах выступили с концепцией: европейцы вышли из восточной части Малой Азии. <.. .> ... где же они, асы? Это и боги, и люди одновременно. Они предки скандинавов, и они или сами были когда-то асами (название древнего племени), или несколько позднее верили в богов-асов (культ предков). <...> В 1989 г. ТАСС дважды сообщил об открытии Асгарда, одновременно вышли работы и две книги, посвященные этому событию. <...> .осетины, они же осы (так называют их в Грузии), они же ясы русской летописи, оказались на Северном Кавказе. <...> .потому, что там осела часть асов (алан) по пути следования в Европу, в Скандинавию. <...> В моей работе "Где жили герои эддических мифов?" описан огромный круглый зал Валгаллы в местечке Старая Ниса (античная Нисая). Там же расположена сокровищница Одина, где хранились ритоны (сосуды в форме рогов из слоновой кости). Недаром же в «Эдде» сказано, что Одину не нужно еды, он только пьет. Это еще ближе к Ашхабаду, название этого города еще в прошлом веке писалось так - Асхабад. Сейчас переводят: «город любви». Это, однако, переосмысление древнего арийского названия города Ассак (его можно найти в сочинении Исидора Харак-ского, античного автора). Асхабад - город асов. Таков точный перевод с наполовину отюрченного его названия. И он полностью соответствует имени города ариев - Ассак. Л.Н. Гумилёв в своей книге "Древние тюрки" пишет, что туркмены - отюрченные арийцы. И это правда». Возможно ли, что если это так и Асгард на юге,

то Онего - место, где Один получил мудрость? А значит, чисто гипотетически Карелия - место, где родился новый виток цивилизации?

В итоге мы получаем некую гипотетическую схему, возможно, объясняющую сущность петроглифических изображений. Размышления в данном случае (в соответствии с эддическими представлениями) приводят нас к выводу, что в мифологических представлениях существует вероятность того, что изображение «беса» - изображение Одина, фигурки зверей и птиц - проекция Мирового Древа, а вышеописанный берег Онего - источник мудрости, или его проекция в сознание и мир древнего человека.

Так или иначе, нам остается только гадать, кто же такой «бес», кому поклонялись наши древние предки и как это связано с фигурой Одина. Но это лишь гипотеза, и, в принципе, любое петроглифическое изображение человекоподобного существа в Скандинавии могло быть изображением Одина, любой скандинавский водоем мог быть тем самым источником, если он когда-либо существовал... Лишь одно остается очевидным: «бес» все еще хранит в себе непостижимую пока тайну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.