Научная статья на тему 'Языческие формы религиозного и мистического опыта'

Языческие формы религиозного и мистического опыта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
353
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ И МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ЯЗЫЧЕСТВО / ОККУЛЬТИЗМ / ЧУВСТВЕННОЕ И ВНЕЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / RELIGIOUS AND MYSTIC EXPERIENCE / PAGANISM / OCCULTISM / SENSUAL AND NON-SENSUAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волкова Антонина Никитична

В статье излагаются авторские представления о языческой (чувственной) форме религиозного и мистического опыта на основе исторического анализа и современных научных представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pagan Forms of Religious and Mystic Experience

The author offers her ideas of the pagan (sensual) form of religious and mystic experience basing them on historic analysis and modern theories.

Текст научной работы на тему «Языческие формы религиозного и мистического опыта»

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

УДК 130.2 : 257

А. Н. Волкова

Языческие формы религиозного и мистического опыта

В статье излагаются авторские представления о языческой (чувственной) форме религиозного и мистического опыта на основе исторического анализа и современных научных представлений.

The author offers her ideas of the pagan (sensual) form of religious and mystic experience basing them on historic analysis and modern theories.

Ключевые слова: религиозный и мистический опыт, язычество, оккультизм, чувственное и внечувственное восприятие.

Key words: religious and mystic experience, paganism, occultism, sensual and non-sensual perception.

Принятое в религиоведении разделение религиозного опыта на различные виды ставит проблему вычленения и описания смысла и проявления разных форм религиозного сознания и опыта. Несколько упрощая, можно расположить религиозный опыт между двумя полюсами континуума: языческий (телесный, материальный) - духовный (абстрактный, внечувственный) опыт. Между ними можно проследить много других форм, в которых в разной пропорции смешиваются чувственные и внечувственные компоненты. Языческий опыт относится к материальным, конкретным формам, тесно связанным с функционированием организма, его тканей и систем. Это магия, знахарство, ведовство, колдовство и т. п.

Всплеск языческих форм религиозного опыта может служить своеобразным индикатором конфликта между социальным и природным бытием. В случае обострения конфликта для западного сознания особенно привлекательными становятся восточные системы, позволяющие достигать синтеза личного и общего, природы и чело-

© Волкова А. Н., 2013

века, бога и личности: синтоизм, индуизм, даосизм и т. п. Эти системы предлагают человеку не двойственное, а целостное отношение к бытию, где человек видит общее без утраты и обезличивания частного, где крупные планы человеческой истории не отрицают и не нивелируют его малую жизнь. Одна из таких попыток воскрешения целостности человеческого бытия была предпринята оккультизмом в конце XIX - начале XX в.

Оккультизм конца XIX- начала XX в.

В «Энциклопедии мистицизма» оккультизм (от лат. осечет -тайный, сокровенный) определяется как «общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступное для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую тренировку» [4, с. 278]. В ходе исторического развития оккультизм вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, искусством. Ряд таких явлений, как магнетизм, гравитация, гипноз, считавшихся областью оккультизма, в XVIII-XIX вв. вошел в сферу науки.

Крупные открытия в физике, химии, биологии, технический прогресс изменяли представление о мироздании и человеке, в рамках картины мира, предлагаемой средневековой схоластикой, к началу XIX в. невозможно было объяснить целый ряд явлений. Это касалось в равной мере как картины природы и окружающего Землю космоса, так и человеческого общества и человека. Исследования жизни животных сообществ, изучение мозга высших животных и человека поставили под сомнение многие догматы церкви, в частности, догмат о сотворении человека богом. Значительным шагом, имеющим важное мировоззренческое значение, стало выделение психологии в опытно-экспериментальную науку. Душа, дух - традиционные области сакрального, основы многих религий - связаны с владением тайнами человеческого духа. В XIX в. психическое перестало быть областью схоластических спекуляций, настало время его научного изучения. Это было чрезвычайно важной задачей для европейской мысли, так как, по мнению С. Цвейга, естественнонаучная мысль XIX в., будучи вооруженной множеством сведений о внешнем мире, оказалась на редкость беспомощной перед исследованием психических явлений. Девятнадцатый век оказался временем «беспримерно низкой психической культуры наряду с высокой культурой интеллекта» [3, с. 229]. Необычные психические феномены, расширение возможностей человеческого познания за счет использования иррациональных форм психики, погружение в глубины

сознания, эксперименты с бессознательным вызвали необычайно живой интерес ученых и публики. Редкий человек не слышал о гипнотизме, не интересовался спиритическими сеансами, не читал многообразных изданий оккультистов, теософов, антропософов. Европу и США наводнили популярные изложения учений Рамакришны, Рамачараки, Вивекананды и т. д.

Второй фактор, способствовавший распространению оккультизма - отделение науки от диктата церкви и развитие атеистических взглядов. Религия и церковь утрачивали власть над умами, эпоха Просвещения породила стремление к инакомыслию и богоборчеству. Религиозная картина устройства души, ее жизни и смерти, общения с духом перестала удовлетворять умы. Просвещенная публика обратилась к тайнам психики, к тем загадочным проявлениям сознания, которые во все времена питали мистицизм: телепатия, ясновидение, духовидение и т. п. До XIX в. церковь всячески порицала интерес к этим явлениям, считая их «нечистыми» происками дьявола. История средневековья полна картин гонений и уничтожения несчастных, на которых пало лишь подозрение в сношении с нечистыми силами.

В XIX в. стало меняться отношение к паранормальным феноменам. Высший свет Европы проявлял большой интерес к фигурам типа Калиостро, посещал гадальные салоны, внимал астрологам и увлекался спиритическими сеансами. Общественное мнение благосклонно относилось к необычным психическим феноменам, что позволило легально обратиться к их исследованию. Среди поклонников и приверженцев оккультизма немало культурных и образованных людей, высоких научных авторитетов, которых трудно заподозрить в нечистоте намерений или заблуждениях разума. Провозглашенные ими задачи звучат вполне авангардно и благородно: «содействовать сравнительному изучению религий для обнаружения их единого духовносмыслового ядра, образовать всемирное братство последователей этой новой единой духовности, исследовать и поставить под контроль неизученные законы природы и силы человека» [2, с. 18].

Однако европейский оккультизм не дал удовлетворительного толкования ни выявленным психическим феноменам, ни сущности основанного на нем мистического опыта. Несмотря на огромную популярность оккультизма в Европе и США, провозглашенная цель - вскрыть тайны духа на основах и началах новейшей науки, -достигнута не была. Оккультизм оказался беспомощным перед сложностью этих явлений, их непростой природой и массой новых загадок, которые возникли в ходе проведенных наблюдений.

Неудовлетворительность результатов деятельности современного оккультизма вовсе не упраздняет тех феноменов, манифестация которых позволяла выдвигать новые толкования сущности духа и души. Современная критика оккультизма строится в основном на отрицании оккультных феноменов, обвинении в подлоге и шарлатанстве, преследовании и препятствовании деятельности оккультных обществ. Но в оккультизме накоплено достаточно вполне добросовестных исследований сверхчувственного восприятия, явлений телекинеза, ясновидения и т. п.

Чувствознание как форма языческого опыта

В современной эзотерической литературе языческий опыт чаще обозначают как чувствознание. Термин «чувствознание» закрепился в современной мистической литературе благодаря труду супругов Елены и Николая Рерихов «Живая этика». Однако феномены, которые мы отнесем к этому классу, широко известны в мистериальной литературе с незапамятных времен. Чувствознание в мистике выступает как важный инструмент постижения действительности. Ряд видов мистической практики целиком основывается на деятельности этого типа ума: целительство, магия, языческие формы, ведовство, колдовство и т. п. Большое внимание чувствознанию уделяется в оккультизме, тантризме, тибетской йоге и других телесно-ориентированных системах. Однако он хорошо известен и в религиозных практиках отшельников, исихастов, старцев, и в опыте искателей духовных истин всех направлений.

Нередко именно феномены чувствознания считаются собственно мистическими, а иные формы мистики - лишь дальнейшей обработкой и осмыслением этого первичного опыта. Феномен чувствознания чаще всего проявляется в экстрасенсорном восприятии, ясновидении, яснослышании, дальновидении и тому подобных формах внечувственного образного познания. Это познание имеет ряд характерных особенностей: оно осуществляется помимо традиционных органов чувств; отличается феноменом «непосредственного созерцания умом»; характеризуется способностью свободно перемещаться во внутреннем пространстве; позволяет видеть и слышать отдаленные объекты и события, воспринимать те характеристики реальности, которые лежат за пределами диапазона восприятия органов чувств. Нередко чувствознание выражается в психометрии - восприятии прошлой истории людей и объектов. По своей форме элементы чувствознания - типичные ощущения и восприятия, но с особым содержанием, способом манифестации и более красочные, фантазийные.

Понятие «чувствознание» можно сопоставить с известным в науке понятием «сенсорный интеллект». Однако чувствознание - не просто интеллект, опирающийся на данные внешне ориентированных органов чувств. Феномен чувствознания демонстрирует соединение текущих восприятий и ощущений с прошлым опытом субъекта. Субъективный опыт является своего рода матрицей, благодаря которой расшифровывается значение сигнала. При этом в качестве субъективной матрицы используется не столько прижизненный опыт личности с его культурными символами, сколько иные системы расшифровки информации. Это преимущественно изначальные, данные до опыта врожденные схемы познания действительности1.

Чувствознание - весьма загадочный феномен, которому еще не подобрано удовлетворительных объяснений. В современной литературе он часто рассматривается лишь описательно: приводятся факты чувствознания, обсуждается их объективное соответствие, рассматривается связь с другими впечатлениями и т. д. Нередко субъектов, имеющих образы чувствознания, подвергают пристрастной проверке, подозревают в подлогах и шарлатанстве. Однако сегодня уже редко спорят о реальности этих явлений, так как имеется достаточно протоколированных и достоверно описанных фактов. Феноменам чувствознания стали больше доверять и использовать в практике, в частности, следственной и розыскной. Частично внимание к чувствознанию основано на доверии к авторитету великих ясновидцев недавней истории, таких как Ж.Д. Арк, Сен-Жермен, С. Радонежский, С. Саровский, Св. Августин, Абеляр, мать Тереза, Рамачарака, Вивекананда, Д. Андреев, Е. Рерих, Е.П. Блаватская и т. д.

Для объяснения возможного механизма чувствознания рассмотрим ряд его характеристик и устойчивых проявлений, отмечаемых независимыми авторами. Как показывает практика, чувствознание оперирует одновременно данными внешних (эксте-рорецепция) и внутренних сенсорных сигналов (интерорецепция). Эти сигналы часто сливаются в сознании субъекта до неразличимости их источника. Другая особенность заключается в особом режиме деятельности внешних и внутренних органов чувств, отличающемся от режима обычного сенсорного восприятия.

1 Подробнее см.: Волкова А.Н. Мистический опыт: сущность, феноменология, механизмы [1, особ. с. 199].

Во-первых, происходит сенсибилизация внешних органов чувств вплоть до необычайного снижения порогов чувствительности. Снижение порогов характерно и для интерорецепторов, так что их показания воспринимаются сознанием гораздо точнее и полнее. Благодаря снижению порогов субъект воспринимает те характеристики физического мира и собственного тела, которые обычно лежат за пределами ощущений: расширяется восприятие видимых излучений в сторону инфракрасного и ультрафиолетового спектра, слышимых звуковых волн в инфра- и ультразвуковом диапазоне и т. д. Благодаря этим эффектам субъект может созерцать внутренние структуры тела: пресловутые чакры и энергетические каналы, перемещение в теле разнообразных огней, ауры и т. п. Во внешнем мире чувствознание позволяет воспринимать те физические величины, которые «очам земным не видимы». Возможность расширения диапазона восприимчивости органов чувств уже не оспаривается в психологической литературе.

О возможности реагирования органов и тканей человека на всевозможные характеристики невидимого диапазона физического мира свидетельствует большое количество современных исследований в области биофизики и биохимии. Организмы и их ткани чувствительны и дают строго определенный ответ на атмосферные, магнитные, гравитационные воздействия, воспринимая широкий спектр гелиогеокосмических факторов. Реакции на эти факторы дают мембраны и ядра соматических клеток, клеточная жидкость, стенки сосудов, клетки миокарда, клетки мозга и корковой мантии, клетки периферической нервной системы, внутриклеточные структуры, отдельные химические соединения. На наш взгляд, изменение порогов чувствительности органов чувств - одна из причин манифестации чувствознания. Можно также предполагать, что чувствознание является своеобразным отражением в сознании тех изменений, которые происходят с органами и тканями в ответ на физические воздействия природных и космических сил.

Во-вторых, для чувствознания характерна синхронизация сенсорных сигналов из внешних и внутренних рецепторов. Мы полагаем, что синхронизация может создать известное явление «непосредственного, прямого усмотрения умом» внешней реальности, минуя интеллектуальное осмысление. Для чувствознания также характерен феномен, известный в художественном творчестве как синестезия, движение сигнала одной модальности по другим сенсорным модальностям. В этом случае субъект способен дешифровать в языке слуховой или зрительной модальности те сигналы,

которые прямо не воспринимаются органами чувств. Превращения и движение сигнала практически по всей сенсорной системе приводят к его обогащению и тем самым к развитию информационного содержания.

Таким образом, чувствознание можно считать опытом восприятия, осуществляемого в особых условиях сверхсенсибилизации не только систем первичного познания действительности, но и других тканей тела. Ряд феноменов чувствознания вполне может быть истолкован в этой парадигме. Мы считаем, что не следует смешивать обычный сенсорный интеллект, даже хорошо развитый у художественных натур, у представителей ряда практических профессий, с мистическим чувствознанием. Разница здесь в том, что феномены чувствознания возникают спонтанно, без всяких тренировок, зачастую - у совершенно не готовых к ним субъектов. Далее, нет никаких признаков, по которым можно было бы строго отличить способных к проявлениям чувствознания от неспособных. В отличие от этого сенсорная одаренность или избирательно врождена, или требует длительного упражнения в соответствующей деятельности.

В чувствознании присутствует не только необычайная восприимчивость всего организма, его тканей и покровов, но и «интеллектуальная, мозговая компонента» - умственная схема интерпретации всех сигналов. Эта схема и есть главная загадка. Субъект не вырабатывает ее путем научения как новый функциональный контур познания. Этот контур есть как изначально данный план ума. Сигнал поступает в этот контур, и субъект - до всякого опыта и обучения -знает, что он означает. Он знает это так же непосредственно и точно, как мы знаем, что видимый нами лист бумаги белого цвета. Это знание кажется ему дарованным, потому что в прижизненном опыте оно было ему неизвестно.

Таким образом, мы предполагаем: феномен чувствознания выявляет имеющуюся у человека врожденную систему накапливания и понимания сверхсенсорных сигналов из мира иных величин и измерений. Можно предположить, что эта система описывается в индуистской и ведантистской практике как параматман - изначальный разум тел, ветхий деньми, старый завет и т. п. Выражение «мир иной» мы используем не как синоним виртуального мира неведомых форм жизни или загробных планов. Мы полагаем, что это мир тех физических характеристик, которые в норме не воспринимаются человеческими организмами (инфра- или ультрадиапазон); отличаются незначительными колебаниями (гравитационное поле, магнитные колебания); крайне редко встречаются в наших условиях обитания (гамма-излучение) и т. п.

Пробуждение системы чувствознания связано со значительным усилением соответствующих характеристик геофизического фона, на восприятие которых эта система настроена. По-видимому, это древнее эволюционное приспособление, и пробуждается оно в периоды действия сверхординарных для организма факторов. Поэтому такая система отображения есть у человеческих и животных организмов, и она не изобретается мистиками. Эта система позволяет животным точно ориентироваться в геофизических параметрах, предчувствовать природные катаклизмы, использовать геокосмические характеристики для организации видового поведения (миграции, сезонная активность). Эта сигнальная система - не искусственная система ориентации, как, например, выработанный в ходе тренировок сенсорный контур регулирования. Эта система действует постоянно, но в норме ее деятельность не сознается. Ее сигналы осознаются тогда, когда параметры среды обитания представляют угрозу существованию или настраивают организм на ритмические, связанные с сезонами формы активности. Частично наше предположение подтверждается известными фактами реагирования живых организмов на колебания геокосмических параметров, на которые мы указали выше.

Предположение о наличии подобной системы ориентации помогает объяснить почти математическую ритмику во всплесках феноменов чувствознания, которые, подобно эпидемии, охватывают большие массы людей. На данное время достоверно доказана связь этих всплесков с астрономическими событиями: крупные солнечные вспышки, потоки галактического излучения, вспышки сверхновых звезд и т. д. Эти события отличаются регулярностью и высокой точностью сроков. Отметим, что эта связь была известна египетским жрецам еще со времен Трисмегиста Великого, о ней знали брамины Индии, средневековые мистики и т. п. Мы можем предполагать, что у организмов существует система реагирования на базовые параметры геофизической среды, проявленная на всех уровнях организации живой системы, от молекулярного до системного. Эта система реагирует именно на геофизические характеристики, поэтому при ее активации в уме мистика всплывают представления космогонического и планетарного характера. Это - весьма распространенная тема в случаях манифестации чувствознания.

Образы чувствознания не сразу становятся понятными для посвящаемого интеллекта. Их фантастический характер общеизвестен. Однако посвященные высоких ступеней научаются извлекать из них весьма интересную информацию об устройстве организма и окру-

жающего физического мира. Мистики Индии знают о космических ритмах, водах Калахамсы, Водах Жизни, Великих приливах Мирового океана, ритмах Мировой Пралайи и преображающей роли этих волн жизни для тел Земли.

Однако чувствознание может пробуждаться не только в связи с геофизическими сроками, но и в минуты опасности для жизни. Эти факты мы обнаруживаем в литературе, посвященной изучению

с с _

кризисного реагирования, состояний клинической смерти и т. п. В этих состояниях нередко проявляются паранормальные феномены по типу чувствознания. Известно также, что пробуждение этой системы возможно искусственным путем, при помощи аскезы, депри-вации, упражнений на «сосредоточение огня» и других телесных практик. Не исключено, что уфологические феномены с их подчеркнутой космической тематикой также выявляются при помощи указанного механизма. В этом ключе истолковал свой опыт исследования контактов с космическими пришельцами Дж. Килль1.

Известно, что способность к чувствознанию сильнее проявляется в определенные периоды жизни, на которые указывает эзотерическая и астрологическая литература, например, возраст Христа, возраст 40-летия и т. д. Мы полагаем, что это можно объяснить разной реактивностью старых и молодых, здоровых и больных клеток и тканей на постоянные геокосмические параметры. В частности, установлено, что клетки проявляют разные реакции в зависимости от их возраста. Устойчивее всего ткани и клетки среднего возраста. Так как у разных клеток есть свои строго определенные сроки жизни, от нескольких дней, до семи лет, то привязка манифестаций чувствознания к астрологическим периодам жизни человека может быть понята строго научно.

Таким образом, мы считаем, что чувствознание как особое свойство ума является отражением в сознании биологической реактивности организма на окружающие природные факторы обитания, опирается на врожденные системы реагирования, имеет значительную инстинктивную основу и направляется тем, что мы могли бы обозначить как «разум тела природы». Здесь мы оставим без анализа вопрос о физиологических структурах, входящих в эту систему. В мистике, оккультизме, тантризме достаточно сведений о чакрах (ганглиолярной нервной цепи), чаше Востока (солнечное сплетение), круге мыслей (лимбическая система), образующих общее «тело природного ума», праматмана. Мы можем полагать, что это

1 Об этом подробнее см.: [1, с. 4, 25, 99, 206].

тело - реликт эволюции, изначальный совершенный разум «древнего человека», общеродовой и неизменной эволюционной основы. Мы предполагаем, что это его евреи называли Адамом, египтяне изображали собакоголовым богом Анубисом, а в Индии он - помощник Рамы, священная обезъяна Хануман. В оккультизме XIX -начала ХХ в. его называли «тибетцем» [1, с. 207].

Чувствознание позволяет по-новому поставить психофизическую проблему. По-видимому, возможности человеческого интеллекта воспринимать иные физические измерения гораздо шире и глубже, чем мы представляем. Можно предполагать, что мозг способен воспринимать и дешифровать информацию, которую запечатлевают органы и ткани тела. Однако этот опыт требует определенной тренировки. Путь интеллекта в материи, его способность заглянуть за завесу невидимого, увидеть жизнь материи и наблюдать материальные превращения - этот блестящий опыт для интеллекта, - невозможен, если он не следует врожденными путями природного ума, не запоминает тонких и весьма мимолетных связей. Е.П. Блаватская, излагая древние тибетские поучения для учеников тайной мудрости, пишет, что ученик должен стать послушен и мягок, тогда природа откроет ему свои тайны - великая Изида пустит человека в свои чертоги. Неслучайно прохождение интеллекта в лабиринтах материи называют чистилищем. Чувствознание - тягостный опыт, черный хлеб, это распятие ума на кресте материи и пространства. Пройдя чистилище, интеллект становится гораздо тверже и надежнее. Для нас же чувствознание всегда останется особой способностью человеческого организма, позволяющей его интеллекту непосредственно прикоснуться к метафизике бытия, реально воспринимать геокосмические параметры, обнаружить и исследовать глубинные ритмы вечного обновления природы.

Список литературы

1. Волкова А.Н. Мистический опыт: сущность, феноменология, механизмы. - Изд. LAP LAMBERT Akademie Publisching GmbH & Co. - Saarbrucken, Deutschland, 2011.

2. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих . 1929-1938 гг.: в 2 т. Т.1. - Рига: Угунс, 1940.

3. Цвейг С. Врачевание и психика. Ф. Месмер, М. Бекер-Эдди, З. Фрейд. - СПб.: ТсОО Гамма, 1992.

4. Энциклопедия мистицизма. - СПб.: Литера, ВИАН, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.