Бизнес в законе
5’2014
1.2. ЯВНЫЕ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Новак Зайнаб Абасовна, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров
Место учебы: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
abasick@mail. ru
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос об исследовании функциональной характеристики государства в контексте нетрадиционного подхода к классификации функций государства по характеру их выражения Ключевые слова: функции государства, явные функции государства, латентные функции государства
SOME THEORETICAL QUESTIONS CLASSIFICATION OF THE FUNCTIONS OF THE STATE
Novak Zainab A., adjunct faculty training scientific teaching and research staff
Study place: Russian Ministry of Internal Affairs of Moscow University
abasick@mail. ru
Annotation: this article discusses the study of the functional characteristics of the state in the context of a non-traditional approach to the classification of state functions by the nature of their expression
Keywords: the functions of the state, explicit functions of the state, latent functions of the state
Вопрос классификации функций государства до настоящего времени остается актуальным и дискуссионным, поскольку, несмотря на существование многочисленных подходов к систематизации функций государства, теоретики продолжают предлагать новейшие критерии классификации, разрабатывать интегрирующие или дифференцирующие направления.
В юридической теории существует традиционный подход к вопросу классификации функций государства. Согласно такому подходу, в основу которого традиционно положены цели и задачи государства, критериями классификации будут выступать социальная значимость, время действия, сфера действия. В соответствии с этим функции государства разграничиваются на основные и неосновные (производные), постоянные и временные, внутренние и внешние. Предлагаемая классификация представлена в традиционной теории государства в качестве основной, поскольку выделяемые в рамках такой классификации, общепринятые закрепленные функции - политическая, экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, охранительная - выражают сущность государственной деятельности.
Многие авторы сходятся во мнении о целесообразности такого разделения функций государства1. С таким подходом нельзя не согласиться, так как он позво-
1 Боженок С.Я. О критериях классификации функций государства // Российский следователь. № 11.2009; Корельский В.М. Функции государства // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 1998; Морозова Л.А. Функции государства // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999; Корельский В.М. Функции государства // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 1998.
ляет обобщить существующие взгляды на вопрос о функциях государства, их характеристике.
В более поздних теоретических исследованиях заметна тенденция к поиску новых критериев классификации функций государства, появлению инновационных подходов к их выявлению. Так, в последние годы актуальность исследований среди функций государства приобрели антиалкогольная2, антинаркотическая3, информационная4 как отдельные самостоятельные функции государства. Кроме того, в современной юридической науке выделяются явные и латентные функции (В.А. Владимиров)5; функции тоталитарной системы, авторитарного государства и демократического государства (Н.Б. Пахоленко)6; правовые и неправовые функции (В.П. Малахов)7. Вопросам разграничения правовых и неправовых функций государства посвящены также работы А.С. Палазяна8, Д.А. Хвана9.
В контексте данной статьи наиболее интересной представляется классификация функций государства, предложенная В.А. Владимировым, выделившим в качестве критерия классификации характер выражения (видимость) функций. Согласно такой позиции, функции государства подразделяются на явные и латентные.
На наш взгляд, исследование функций государства с позиции их выражения (явности или латентности) необходимо и актуально, так как такой подход к их изучению позволит рассматривать государство со стороны всех аспектов его внутреннего существования и функционирования. Все осуществляемые в государстве процессы, проводимые реформы, программы, законопроекты имеют определенную цель, для установления истинности которой необходимо подробное изучение деятельностной стороны государства, исходя из его сущности и назначения.
В чем же заключаются особенности так называемых явных и латентных функций государства.
Следует отметить, что понятие явных функций и латентных функций изначально получили свое опреде-
2 Административно-правовой механизм в реализации антиалкогольной функции государства. Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.02 / Дорогих Н.М. - Киев, 1990.
3 Антинаркотическая функция Российского государства и гражданского общества: вопросы теории и практики. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Кипселиди Ю.Г. - Волгоград, 2012. - 37 c.; Двинский М.В. Антинаркотическая функция государства и некоторые вопросы ее законодательного обеспечения // Актуальные проблемы современного обществознания. Вып. 3: Из опыта осмысления гуманитарной проблематики в жизни современного общества. Теория и практика: сборник научных трудов. - Абакан: Ред.-изд. сектор ХТИ - филиал сФу, 2012. - С. 87-91.
4 Васенина А.Н. Информационная функция современного российского государства: автореферат дис. к кандидата юридических наук: 12.00.01 / Васенина А.Н. - Нижний Новгород, 2007.
5 Владимиров, В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики / В.А. Владимиров. -Тверь, 1992.
6 Пахоленко, Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период / Н.Б. Пахоленко // Политические проблемы теории государства: сб. науч. ст. - М., 1993.
7 Малахов В.П. Актуальные проблемы правовой теории государства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.П. Малахова, А.И. Клименко. - М.: юНитИ-ДаНА: Закон и право, 2013. С. 59-71.
8 Палазян А.С., Малахов В.П. Функциональная характеристика права: вопросы методологии. Монография. - М.: Московский университет МВД России, 2009.
9 Хван Д.А. Проблема определения и дифференциации функций государства // История государства и права. 2011. № 24. С. 44-46.
14
Новак З. А.
ЯВНЫЕ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
ление в социологической науке. Основоположником разделения функций социальных институтов на «явные» и «скрытые (латентные)» функции выступил американский социолог Р. Мертон. Такое различие функций было введено им для объяснения определенных общественных явлений, в случае которых необходимо учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные. Как известно, основной, общей функцией любого института, является удовлетворение потребностей, ради которых он был создан и существует. Функции государства, исходя из его сущности и социальной направленности, должны соответствовать объективным потребностям общества. Основными из них, согласно их нормативной зафиксированности, «публичности», соответственно являются получившие конституциональное закрепление следующие функции государства:
- по обязанности признания, соблюдения и защиты им прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 Конституции РФ);
- обеспечения достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ);
- свободы экономической деятельности, защиты частной, государственной, муниципальной собственности (ст.8 Конституции РФ);
- правосудная функция;
- законотворческая функция;
- организационная функция;
- идеологическая функция;
- обеспечения законности и правопорядка и другие.
Это пример явных функций государства. Явная функция - это распознаваемые и ожидаемые последствия того или иного социального явления.10 Явные функции являются необходимыми, они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей11. Итак, явные функции социальных институтов нормативно зафиксированы, формально заявлены, записаны в уставах, закреплены в системе статусов и ролей, носят преднамеренный и осознаваемый характер.
Среди политических институтов, основным из которых является государство, можно наблюдать процессы, выражающиеся в нежелательных или неожиданных для общества последствиях деятельности таких институтов, либо скрытом от остальных членов социальной системы характере истинных намерений проводимой деятельности, в которой они проявляются. Латентные, или скрытые функции государства - функции, которые осуществляются посредством деятельности, направленной не на обеспечение потребностей общества, а на достижение целей, преследуемых природой функционирования государства, направленных на его самосохранение, самопродолжение, либо на удовлетворение потребности определённых социальных групп. Иными словами, это функции, которые осуществляются на самом деле. Такие функции не осознаваемы всеми членами общества, они завуалировано являются побочной («теневой») стороной заявленных, осознаваемых и ожидаемых всеми членами общества функций.
Истинное значение, истинный характер государства проявляется именно на уровне реально получаемых результатов его функционирования. Поэтому, расхождение между формальной и реальной деятельностью
10 Социология. Словарь. Сост. Т. Е. Зерчанинова. - Екатеринбург УрАГС, 2006. С. 26.
11 Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. — М., 1996.
государства - своеобразный показатель нестабильности общества.
Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда, а порой и вовсе остаются неосознанными до конца12.
Как известно, чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, основным из которых является государство, у которых латентные функции развиты в очень большой степени. «Они выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их, могут быть выявлены лишь в результате специального исследования, а также в случаях, когда они проявляются самостоятельно через определенный отрезок времени»13. Рассмотрим проблему латентности функций на примере законотворческой функции государства, заключающейся в издании нормативных актов, регулирующих и регламентирующих те или иные общественные отношения. В этом выражены ее явные цели. Однако, на наш взгляд, есть и другая сторона такой деятельности. Государство, в лице государственных органов, издавая законы, выражает в законе свою волю, придавая ей публичный характер. Таким образом, эта деятельность направлена на поддержание существования самого себя. В этом, по нашему мнению, выражается латентная сторона законотворческой функции государства.
Также рассмотрим указанную проблему на примере экономической функции государства, заключающейся, как известно, в выработке экономической политики, установлении правовых основ рынка и ценовой политики, обеспечении равноправия всех форм собственности, принятии мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя. Явной функцией введения государством в сфере экономики многократных запретов, контролирующих инстанций, является задача усиления государственного контроля. Однако, в случае, когда законное преодоление таких инстанций лишает экономического смысла занятие соответствующей предпринимательской деятельностью в рамках закона, в такой ситуации реализуется латентная функция введения государственного контроля: предпринимательство неизбежно переходит в сферу теневой экономики и сопровождающей ее коррупции.
Обратимся к актуальным на сегодняшний момент антиалкогольной, антинаркотической функциям государства. Так, если явной функцией запрета на алкоголь, наркотики или азартные игры являлось их прекращение, пресечение, то латентной функцией соответствующих действий могло быть создание мощной разветвленной подпольной сети организованной преступности.
Необходимо отметить, что все процессы, происходящие в государстве, имеют определенные цели и в зависимости от явности этих целей или «их завуали-рованности» и наступит ожидаемый или неожидаемый результат.
Исходя из подобных примеров, можно предположить, что латентные функции выступают теневой стороной заявленной и ожидаемой явной функции, т.е. у каждой явной функции имеется теневая сторона, проявляю-
12 Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики / В.А. Владимиров. -Тверь, 1992. С. 45.
13 См. там же.
15
Бизнес в законе
5’2014
щаяся не всегда в ожидаемом, планируемом и положительном результате. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.
Приведем еще один пример: демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, при помощи парламента, правительства и президента стремилось создать благоприятные условия для жизни народа, цивилизованные отношения в обществе, внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, провозглашенные цели и задачи. Однако реальные результаты оказались не совсем благоприятными: уровень преступности в стране не уменьшился, оставался низким уровень жизни населения упал. Так проявилась латентная сторона деятельности государственных институтов. Отсюда следует, явные функции свидетельствуют о том, чего хотелось бы достичь в рамках того или иного института, а латентные - о том, что из этого в результате вышло.
Определение функций государства с позиции их явности и латентности имеет немаловажное значение в процессах изучения функционирования государственных структур, определения реальных задач государства, анализа исторических аспектов его становления. Такой подход, на наш взгляд, является уникальным и представляет большой интерес с теоретической и практической точки зрения, так как такое исследование позволяет рассматривать государство со стороны всех аспектов его существования и функционирования, а также происходящих в нем процессов внутреннего и внешнего характера.
Список литературы:
1. Административно-правовой механизм в реализации антиалкогольной функции государства. Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.02 / Дорогих Н.М. - Киев, 1990.
2. Антинаркотическая функция Российского государства и гражданского общества: вопросы теории и практики. Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук / Кипселиди Ю.Г. - Волгоград, 2012.
3. Боженок С.Я. О критериях классификации функций государства // Российский следователь. № 11.2009.
4. Васенина А.Н. Информационная функция современного российского государства: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Васенина А.Н. - Нижний Новгород, 2007.
5. Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики / В.А. Владимиров. - Тверь, 1992.
6. Двинский М.В. Антинаркотическая функция государства и некоторые вопросы ее законодательного обеспечения // Актуальные проблемы современного обществознания. Вып. 3: Из опыта осмысления гуманитарной проблематики в жизни современного общества. Теория и практика: сборник научных трудов. - Абакан: Ред.-изд. сектор ХТИ - филиал СФУ, 2012.
7. Корельский В.М. Функции государства // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.
- М., 1998.
8. Малахов В.П. Актуальные проблемы правовой теории государства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.П. Малахова, А.И. Клименко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.
9. Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова.
— М., 1996.
10. Палазян А.С., Малахов В.П. Функциональная характеристика права: вопросы методологии. Монография. - М.: Московский университет МВД России, 2009.
11. Пахоленко, Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период / Н.Б. Пахолен-ко // Политические проблемы теории государства: сб. науч. ст. - М., 1993.
12. Социология. Словарь. Сост. Т. Е. Зерчанинова. - Екатеринбург УрАГС, 2006.
13. Хван Д.А. Проблема определения и дифференциации функций государства // История государства и права. 2011. № 24.
14. Тараканов А . П. Понятие и основные особенности компенсационной функции права // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. №1
15. Ковалёва Е.А., Виприцкий Н.Н. Функции государства в аспекте программно-целевого подхода к управлению социальными процессами // «Пробелы в российском законодательстве». 2011 г. №2
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Явные и латентные функции государства» Новак З.А.
Представленная на рецензирование научная статья отражает актуальность вопроса об исследовании функциональной характеристики государства. Она представляет интерес, как в теоретическом, так и практическом аспектах, так как в ней обосновывается необходимость исследования вопроса о классификации функций государства, а также излагаются традиционные и инновационные подходы к рассмотрению данного вопроса. В качестве нетрадиционного подхода статье представлена классификация функций государства по характеру их выражения, согласно которого они подразделяются на явные и латентные функции. Актуальность темы, рассматриваемой в статье, не вызывает сомнения, поскольку исследование функций государства, исходя из характера их выражения, позволяет более полно представить функциональную характеристику государства, его деятельностную сторону в неразрывной связи с природой и сущностью последнего.
Автор акцентирует внимание на том. что определение функций государства с позиции их явности и латентности имеет значение в процессах изучения функционирования государственных структур, определения реальных задач государства.
Представленная статья удовлетворяет всем требованиям оформления. Необходимо отметить, что представленная для рецензирования статья посвящена анализу одной из современных проблем теории государства, соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть допущена к публикации в рецензируемых научных журналах ВАК России.
Профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России. кандидат юридических наук, доцент
И.И. Лизикова
16