Самигуллин Э.В. д.э.н., профессор, Бишкек
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РОССИЯ ЛИДЕРОМ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЕАЭС?
Ключевые слова: межгосударственные организации (союзы, объединения), интеграционные процессы как основа организации, государства-лидеры организаций, сущность лидерских качеств.
Как известно, есть несколько правил формирования межгосударственных политических, экономических, финансовых, оборонных или иных организаций (союзов, объединений).
Одно из правил: межгосударственные объединения образуются с целью координации интеграционных процессов в политике, экономике, культуре, образовании, обороне, в иной сфере или в комплексном подходе по всем сферам жизнедеятельности государств.
К примеру, при формировании НАТО была обозначена необходимость интеграции вооруженных сил государств-участников с целью формирования оборонного союза, обеспечивающего безопасность государств Европы, США и Канады.
Создание Европейского Союза первоначально было направлено на интеграцию товарных рынков европейских государств в единый товарный рынок Европы, затем на экономическую интеграцию с единой валютой и позже на политическую интеграцию 28 государств Европы.
Формирование ЕАЭС в 2015 г. должно было способствовать интегрированию товарных рынков пяти республик бывшего Советского Союза в единый рынок Экономического Союза.
Учитывая необходимость интеграции культур и образования тюркоязычных государств, была создана Организация тюркских государств.
Второе обязательное правило: вне зависимости от численности участников объединения один из участников непременно является лидирующим участником.
К примеру, в НАТО лидером являются США, в Европейском Союзе - Германия, в Организации тюркских государств - Турция, в ЕАЭС - Россия, в ОПЕК - Саудовская Аравия.
Что такое государство-лидер и какова роль такого государства по отношению к объединению и к каждому участнику объединения в частности?
Во-первых, лидирующее государство - наиболее крупное государство по численности населения и состоянию экономики в составе объединения.
Во-вторых, лидером может быть лишь такое государство, которое сформировалось как развитое политическое, экономическое и культурное государство.
В-третьих, лидером может быть государство, которое обладает лидерскими качествами, имеет опыт лидера, добилось лидерских успехов в межгосударственных отношениях.
В-четвертых, совершенно очевидно, что успешная деятельность объединения становится результатом усилий и участия, прежде всего, лидирующего государства, хотя и другие участники вносят свой вклад в развитие организации.
Наконец, в-пятых, в крупнейших межгосударственных организациях может быть несколько лидеров, например, в ООН пять лидирующих государств: США, Китай, Россия, Франция и Великобритания, которые являются постоянными членами Совета Безопасности с правом вето.
Со времени создания ЕАЭС Россией, Казахстаном, Беларусью, Кыргызстаном и Арменией прошло семь лет. Достаточный срок для приближения к цели интегрирования экономик республик. В действительности, достигнутые результаты интегрирования экономик весьма и весьма скромные и далекие от предполагаемых ожиданий в промышленности, в сельском хозяйстве, в иных экономических секторах.
Конечно, основная причина скромных успехов по интегрированию экономик участников Экономического союза состоит в том, что не все республики являются активными членами объединения. К примеру, Кыргызстан и Армения, обладающие скромным экономическим потенциалом, очевидно, зависимы от других участников ЭС. Беларусь -активный участник. Наиболее активными организаторами ЕАЭС были Россия и Казахстан. При этом безусловным лидером ЕАЭС была и остается Россия.
Являясь лидером ЕАЭС, справляется ли Россия с лидерскими обязанностями по интегрированию экономик республик? Очевидно, не справляется.
Создаются управленческие структуры. Принимаются многочисленные проекты и программы интегрирования экономик республик. Проводятся многочисленные встречи и обсуждения. Однако нет главного - нет результатов интегрирования.
Казалось бы, не должно быть особых сложностей с интеграционными процессами в сфере грузового транспорта (железной дороги и автомобильного транспорта). Именно как результат отсутствия успехов интеграции в сфере грузо-
вого транспорта, транспортные средства с грузами из Кыргызстана нередко застревают на границе с Казахстаном, а затем на границе с Россией. Двухдневный путь из Кыргызстана на Урал превращается в утомительный 10-15дневный путь, нередко с товарными потерями.
Нет интеграции в сельском хозяйстве по переработке сельхозпродукции, по снабжению городов Урала и Сибири экологически чистыми овощами, фруктами и ягодами. Как результат интеграции, Кыргызстан мог бы быть крупным производителем экологически чистой баранины.
Нет интеграции в промышленности. К примеру, в России, как и в других государствах ЕАЭС, есть потребность в качественной и модной швейной продукции. Кыргызстан вполне готов к производству такой продукции, но при условии создании в республике сети современных швейных фабрик, которые могли бы возникнуть на территории республики в результате интеграционных усилий.
Можно привести множество примеров отсутствия интеграционных процессов между республиками ЕАЭС. И нет ни одного примера завершенного интеграционного процесса в масштабе Союза.
Между тем, при создании ЕАЭС были ожидания, во-первых, успехов в интеграции экономик государств-участников, и, во-вторых, в результате интеграции экономик у государств-участников будут возможности вовлечения в мировую экономику, благодаря России как лидеру, обладающей соответствующим экономическим потенциалом и ресурсами.
Была ли необходимость в создании ЕАЭС с целью экономической интеграции входящих в него государств? Безусловно, необходимость была.
Россия лидер в составе ЕАЭС? Безусловно, лидер.
Справляется ли Россия с лидерскими обязанностями? Безусловно, не справляется.
Есть ли необходимость развития функционирования ЕАЭС? Безусловно, есть, но при обязательном условии исполнения Россией лидерской роли в организации.