Научная статья на тему 'ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РЕЛИГИЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ?'

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РЕЛИГИЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
158
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ / НАУКА О РЕЛИГИИ В КИТАЕ / РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чжан Си

В статье рассматривается религия как одна из форм человеческой культуры, раскрываются тенденции в изучении религии для более глубокого осмысления процессов развития религиоведения в современном Китае, а также способствование созданию свободной академической сферы в китайском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РЕЛИГИЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ?»

I

SCIENCE TIME

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РЕЛИГИЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ?

^Ч^жан Си,

Китайская академия общественных наук,

г. Пекин, Китай

E-mail: zhxzhangxi@hotmail.com

Аннотация. В статье рассматривается религия как одна из форм человеческой культуры, раскрываются тенденции в изучении религии для более глубокого осмысления процессов развития религиоведения в современном Китае, а также способствование созданию свободной академической сферы в китайском обществе.

Ключевые слова: изучение религии, наука о религии в Китае, религия как одна из форм человеческой культуры.

В начале 80-х годов ХХ века в Китае раскрепощение мышления, прежде всего, проявляется в том, что ученые постепенно избавились от догматического понимания марксистских взглядов на религию и осознали вредность идеологического подхода в академической сфере. Одни из них отмечали недостатки в прошлых «искаженных» марксистских взглядах на религию, критикуя ультралевые взгляды эпохи «культурной революции»; другие начали систематически и всесторонне исследовать многообразные феномены религии, применяя научный подход. Показательным является то, что отечественные ученые начали уделять внимание темам «Является религия одной из форм человеческой культуры» и «Национальные религии как важные составляющие части национальной культуры». Это привело к тому, что в конце 80-х годов ХХ века в материковом Китае исследования культуры достигли небывалого расцвета.

Несмотря на то, что упомянутые выше темы сами по себе не новые, они сыграли огромную роль в дальнейшем раскрепощении мышления, способствовали всестороннему рассмотрению религии и её социальных функций. Китайский ученый Фан Литянь (1933-2014) отмечал, что феномены религии тесно связаны с человеческой культурой. Люй Дацзи также считал, что «религия является архаическим и универсальным социально-культурным явлением в истории человечества». Хэ Гуанху полагает, что «материальное

«

I

SCIENCE TIME

I

производство, система организации и концепция сознания стали тремя составляющими различных цивилизаций. С первой религия взаимодействует, со второй еще и многократно повторяют друг друга, и она даже часто занимает основное место в третьей». Эти взгляды подчеркивали значимость понимания религии для рассмотрения культурных феноменов общества.

Представление «Является религия одной из форм человеческой культуры» также в значительной степени расширило проблемную сферу китайского изучения религии. Культуру можно рассматривать как достаточно обширное понятие, включающее в себя широкий спектр различных социальных явлений (литература, искусство, музыка, философия, наука, политика, экономика, право). В 80-х годах было опубликовано большое количество популярных книг, монографий, переводов, темой которых стали отношения между религией и различными образами культуры. В 1995 году журнал Института мировой религии КАОН «Материалы мировых религий» был переименован, и стал называться «Культура мировых религий» (The World Religions Cultures). Вышли в свет такие журналы, как «Рецензия культуры христианства», «Культура религии» и «Культура буддизма».

После 1949 года, по мнению Люй Дацзи, не было никакой другой теории или идеи исследования, кроме как «Является ли религия одной из форм человеческой культуры», которая сыграла значительную роль в раскрепощении мышления. Однако это не было общим мнением научного сообщества. Так, например, Хэ Гуанху полагал, что по внешнему виду религия представляет собой культуру, но по внутреннему она - неотъемлемый дух культуры. Однако и он совместно с другими исследователями единодушно признал огромную позитивную роль этой дискуссии в развитии современного китайского изучения религии. Она способствовала созданию свободной академической сферы в китайском обществе, открыла новую эру китайского исследования религии, которое стало входить в объективное научно-исследовательское русло.

Литература:

1. Люй Дацзи. Основы религиоведения. - Изд. Социальные науки Китая. -

2. Популярный сборник культуры религии (в том числе «Культура буддизма», «Очерк христианской культуры», «Очерк исламской культуры» и

т.д.)( ш<шшшштъ, тшшшш

религий и т.д.)

1989.

3. Ван Чжиюань. Культура религии (в том числе сто вопросов различных

5. Гэ Чжаогуан. Даосизм и китайская культура Ж^^ФШХ

ю

6. Дин Гуансинь, Ян Хуэйлинь. Энциклопедия христианской культуры. (Т

Ш, ШШ:

7. Хэ Гуанху. Религия и мир. (в том числе разные переводы трудов по религии и литературе, религии и политики, религии и науки, религии и

философии, религии и культуры)

Ш5Х&Ш.)

8. Итоги китайского религиоведения за 30 лет: с 1978 по 2008 гг. / Под ред. Чжо Синьпин.

*

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.