Научная статья на тему 'Является ли преступная политика предметом криминологии?'

Является ли преступная политика предметом криминологии? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
390
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ПРЕСТУПНАЯ ПОЛИТИКА / СИРИЯ / КРИМИНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дикаев Салман Умарович

Задачами криминологии на ближайшую перспективу являются: отслеживание процессов, происходящих в политике мирового, регионального или национального уровней; выявление, обоснование и обнародование скрытых (отличающихся от декларативных) целей принятия преступных политических решений; поиск правовых механизмов удержания от принятия преступных политических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Является ли преступная политика предметом криминологии?»



68 Т КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

Основной доклад беседы «Готовящееся военное вторжение в суверенную Сирию: криминолого-правовая оценка» от 4 октября 2013 года

УДК 343.9 ББК 67.51

С.У. Дикаев*

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕСТУПНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДМЕТОМ КРИМИНОЛОГИИ?

Выжимка: Задачами криминологии на ближайшую перспективу являются: отслеживание процессов, происходящих в политике мирового, регионального или национального уровней; выявление, обоснование и обнародование скрытых (отличающихся от декларативных) целей принятия преступных политических решений; поиск правовых механизмов удержания от принятия преступных политических решений.

Ключевые слова: агрессия; преступная политика; Сирия; криминология.

S.U. Dikaev

IS CRIMINAL POLICY THE SUBJECT OF CRIMINOLOGY?

Summary: The short-term objectives of criminology are tracking processes in world, regional and national politics; identification, justification and public declaration of latent (different from declarative) objectives of criminal political decision-making; search for legal mechanisms of resistance to criminal political decision-making.

Key words: aggression; criminal policy; Syria; criminology.

Об актуальности заявленной темы говорит тот факт, что двадцать лет назад — 4 октября 1993 года — Россия оказалась в той ситуации, в которой сейчас находятся государства Ближнего Востока. Спасло Россию тогда от прямой внешней агрессии только наличие ядерного оружия.

Формулируя название своего доклада месяц назад, я исходил из того, что к тому времени, когда состоится заседание Клуба, ещё одно суверенное государство, на этот раз Сирия, падёт под натиском «цивилизованных» стран, которым не терпится установить во всём мире (особенно мусульманском) мир и всеобщее благоденствие. Такое благоденствие, кажется, «цивилизованным» Европе и США нужно больше, чем самим народам Азии и Северной Африки. США и Европа в очередной раз пред-

* Салман Умарович Дикаев — доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, соучредитель Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: dikaev@mail.ru

© С.У. Дикаев, 2013

лагают народу суверенного государства во имя его свободы и безопасности умирать от пуль террористов, от «точечных» бомбовых ударов НАТО, от голода, холода, болезней и прочих несчастий, которые сопровождают такие войны. Ради мира и счастья народов бывшей Югославии, Афганистана, Ирака, Ливии, Сирии на их территории были засланы вооружённые бандформирования, создавалось напряжение в международных отношениях, и попирались устоявшиеся нормы международного права, квалифицирующего такие действия, как агрессия и вмешательство во внутренние дела государства.

Огромные усилия пришлось приложить России и Китаю, чтобы принудить руководителей «цивилизованных» государств придерживаться норм международного права и отказаться от попыток в очередной раз легализовать свою преступную деятельность в отношении региона, являющегося колыбелью человечества.

Не может не вызывать возмущения то обстоятельство, что акты варварства руководителями западных государств готовят-

ся и совершаются вопреки мнению своего народа. Даже массовые антивоенные выступления по всем странам мира не могут удержать этих политических деятелей от желания причинить страдания большому числу людей суверенного государства.

Так, по подсчётам французского учёного Доминика Реинье, с 3 января по 12 апреля 2003 года по всему миру прошло порядка 3000 крупных демонстраций, в которых приняли участие 36 миллионов человек, выдвигавших требование прекратить агрессию против Ирака. 15 февраля 2003 года в Лондоне прошли массовые антивоенные демонстрации, в которых, по разным оценкам, приняли участие от 750 тысяч до 2 миллионов человек. 62 % опрошенных в январе 2003 года англичан не поддерживали политику тогда ещё премьер-министра Великобритании Тони Блэра в Ираке. В средствах массовой информации его открыто обвиняли в безоговорочном следовании политике Соединённых Штатов. Но война случилась, последствия которой будут ещё долго сказываться не только на народе Ирака, но и на всём регионе. Как видим, народ, однажды доверивший свою судьбу человеку, не может контролировать его в дальнейшем и даже не может призвать его к ответу за содеянное им.

Чтобы нейтрализовать такие выступления, убедить народ в необходимости агрессии используются различные приёмы, такие, как взрывы башен-близнецов в Нью-Йорке для устрашения населения, что имело место накануне агрессии против Афганистана; обман, как было в Ираке, когда госсекретарь США Колин Пауэлл демонстрировал пробирку с белым веществом, якобы доказывающим наличие у Ирака химического оружия. Теперь уже и ничем и никем недоказанные обвинения властей Сирии в применении химического оружия против своего народа.

Такая политика глав государств приводит к последствиям, которые многократно превышают последствия общеуголовных преступлений. Так, последствиями установления «мира» в Афганистане, начиная с 2001 года стали: боевые и небоевые потери международной коалиции — 3380 военнослужащих погибшими (по состоянию на 25 сентября 2013 г.). Это не считая потерь

сотрудников полиции стран Евросоюза, которые находятся в Афганистане по программе EUPoL-Afghanistan, они не являются военнослужащими ISAF, а также сотрудников иностранных частных военных и охранных компаний, действовавших в Афганистане с разрешения и в интересах стран коалиции. Таковых по состоянию на начало декабря 2009 года в Афганистане — 104 тыс. человек. Афганские силы безопасности с 2007 по 2012 гг. только убитыми потеряли 4434 человека. А точное число убитых и раненых боевиков, по оценкам западных военных экспертов, составляет от 10 до 45 тыс. человек. Потери гражданского населения по оценкам независимых организаций сильно расходятся. Всего (на июнь 2011 года) потери гражданских лиц по версии «Independent» составили от 14 до 34 тысяч человек.1

За первую половину 2013 года, по данным ООН, 74 % всех жертв среди гражданского населения являются результатом действий антиправительственных группировок, а 9 % — действий проправительственных сил.2 Кроме того, есть многочисленные жертвы этой войны и в соседних с Афганистаном странах. По данным западных средств массовой информации, только в период с июня 2004 по сентябрь 2012 года в результате авиаударов американских беспилотных летательных аппаратов на территории Пакистана были убиты от 2562 до 3325 человек.3

Итого, общее число погибших, по очень скромным подсчётам, составляет не менее 60 тыс. человек и не менее 250 тыс. — искалеченных.

Amnesty International в своём докладе (2012 г.) по Афганистану констатирует: 500 тысяч афганцев, бежавших из родных

1 Чего действительно удалось достичь в результате войны в Афганистане? URL: http://www.centr-asia.ru/newsA.php?st=1309291200 (дата обращения:

01.10.2013).

2 UNAMA report shows sharp rise in casualties among Afghan civilians in first half of 2103. URL: http:// unama.unmissions.org/Default.aspx?tabid=12254&ctl =Details&mid= 15756&ItemID=37114&language=en-US (дата обращения: 01.10.2013).

3 О применении Соединёнными Штатами БЛА в Афганистане // Зарубежное военное обозрение. — 2013. — № 2 (791). — С. 105.

70 Т КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

домов, спасаясь от войны, брошены и правительством, и международным сообществом на произвол судьбы.4

Как самостоятельное последствие войны следует рассматривать многократный рост производства опия-сырца в Афганистане (с 185 тонн в 2001 году, т.е. до агрессии, до 8200 тонн в 2007 году):

Пожалуй, самой кровавой по своим последствиям является война в Ираке, где боевые и небоевые потери международной коалиции с 20 марта 2003 года составили — погибшими — 4488 чел., ранеными (только боевые ранения) — 32 227 чел. В эти потери не включены потери сотрудников иностранных частных военных и охранных компаний, действовавших в Ираке с разрешения и в интересах стран коалиции. В период с 2003 по 2010 годы в Ираке действовали до 200 тысяч сотрудников 400 частных охранных и военных компаний.

Число потерь гражданского населения Ирака в ходе войны неизвестно, а опубликованные оценки отличаются друг от друга, как правило, на сотни тысяч погибших. Самое крупное число названо фирмой opinion Research Business в августе 2007 года. По её оценке, к этому времени жертвами войны стали от 733 158 до 1 446 063 мирных граждан Ирака. В январе 2008 года эти цифры были скорректированы на основании дополнительных данных и составляли от 946 000 до 1 120 000 погибших. В любом случае потери гражданского населения Ирака от действий США и государств Европы только погибшими составляют не менее 1 млн человек.

К этим последствиям следует добавить и многочисленные случаи пыток и издевательств над иракскими заключёнными в тюрьмах Абу-Грейт, Кэмп-Нама, насилие над мирными жителями.

Преступлением против человечности является случай применения белого фосфора в качестве зажигательного (по сути химического) оружия в ходе боёв за Наси-рию в апреле 2003 года, а также штурмов Фалуджи в апреле и ноябре 2004 года.

Вначале американцы отказывались признать факты применения запрещённого оружия. Утверждалось, что это были фосфорные осветительные бомбы, а все сообщения о жертвах назывались «распространённым мифом». Однако под давлением журналистов, которые продемонстрировали фотографии детей и взрослых с ожогами, характерными для белого фосфора, представитель Пентагона Б. Винэбл признал, что американская армия целенаправленно применяла белый фосфор против «вооружённого врага». По свидетельствам очевидцев, применённые боеприпасы уничтожали всё живое в радиусе 150 метров. В результате применения белого фосфора в Эль-Фалуджи погибло не менее 1200 соладт и офицеров армии Ирака, а жертвы среди мирного населения неизвестны.

Глава Пентагона Д. Рамсфельд заявил, что «белый фосфор — законный военный инструмент», и армия США будет применять его по своему усмотрению. Использование любого зажигательного оружия в местах сосредоточения гражданского населения запрещено ООН Протоколом III к Конвенции об обычном вооружении, однако США не ратифицировали этот документ и не связаны обязательствами по его выполнению.5

Сообщения о применении фосфорных бомб против людей вызвали негативную реакцию в мире. Но вопрос об ответственности США и должностных лиц, принявших решение о применении запрещённых

Таблица 1. Производство опия-сырца в Афганистане

1999 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год

4565 тонн 185 тонн 2700 тонн 3400 тонн 4200 тонн 4100 тонн 8200 тонн 7700 тонн 6900 тонн 3600 тонн

4 URL: http://news2000.com.ua/news/ekonomi _____________________

ka/196919 (дата обращения: 01.10.2013). 5 Российская газета. — 2005. — 17 ноября.

средств ведения войны, никто не ставил.

Организованная спецслужбами стран Запада и США гражданская война в Ливии6 и последовавшая оккупация этого суверенного государства стали крупнейшими по числу жертв и нанесённому экономическому ущербу. Число только погибших по состоянию на 20 октября 2011 года, по оценкам Переходного правительства Ливии, достигло 50 тыс. человек. Прямым следствием конфликта стал фактический развал страны и уничтожение ливийской государственности. Сергей Лавров так охарактеризовал последствия конфликта и внешнего вмешательства для страны: «Те, кто злоупотребили мандатом СБ ООН, разбили армию Каддафи, попутно убили десятки мирных жителей, оставили в конце концов то, что нельзя назвать государственностью».

По данным исследования международной консалтинговой компании Geopolicity, только бюджетные потери Ливии составили около 14 млрд долл. Большой ущерб был нанесён инфраструктуре страны. К августу 2011 года из-за недостатка сырья и плохого технического состояния встали все нефтеперерабатывающие заводы страны. По оценкам МВФ, потери ВВП страны к осени 2011 года составили 7,7 млрд долл. По итогам же 2011 года ВВП страны потерял 60 % по сравнению с 2010 годом. Заморожена значительная часть из 150 млрд долл., принадлежащих Ливии, на зарубежных счетах. По данным главного научного сотрудника Института востоковедения РАН, доктора исторических наук А. Егорина, эти средства для самой Ливии фактически потеряны. По данным этого же источника, непосредственные разрушения от натовских бомбардировок оцениваются в 14 млрд долл.7

По итогам конфликта Ливия превратилась в должника стран, где проходили

6 См., например: Д.А. Шестаков. Агрессия против суверенной Ливии, набросок формул обвинения // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011.

— № 4 (23). — С. 10—15. Данилов А.П. Криминологический анализ агрессии против Ливии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — N° 4 (23). — С. 16—21.

7 1^1: http://www.postsovet.ru/blog/russia/4136 69.html (дата обращения: 01.10.2013).

лечение повстанцы. Так, долг только перед Грецией составил около 150 млн евро.

Как результат насаждения западной демократии следует рассматривать потерю народом Ливии социальных гарантий (бесплатное электричество, беспроцентное кредитование, субсидии на приобретение жилья в размере 50 тыс. долл. при вступлении в брак, бесплатное образование и медицинское обслуживание, бесплатное получение земли сельскохозяйственного назначения при желании заняться фермерством, а также субсидирование связанного с ним строительства и приобретения техники, оплата обучения в зарубежных вузах, субсидирование при покупке нового автомобиля в размере 50 % от его стоимости, низкая стоимость бензина (0,14 долл.), льготные цены на продукты питания (например, на 0,15 долл. можно было купить 40 булок хлеба и др.).

Отдельная проблема — беженцы, число которых к началу мая 2012 года, по информации, озвученной комиссаром по внутренним делам ЕС С. Малмстремом, составляло 650 или 750 тыс.

Следствием войны стал рост преступности в Ливии. Так, новые власти зафиксировали рост убийств в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 503 %, число краж на 448 % и т.д. Распространённой практикой стали расправы боевиков над своими оппонентами прямо в больницах, куда последние попадали после вооружённых столкновений. В тюрьмах многочисленных региональных бригад находится около 8,5 тыс. человек, обвиняемых в сотрудничестве с прежней властью, в то время как число политических заключённых при М. Каддафи не превышало 6 тыс.8

По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, пиковые показатели исхода беженцев из Ливии составляли 10—15 тыс. человек в сутки.9

Есть и экологические последствия. В частности, в результате применения НАТО бомб с обеднённым ураном на севе-

8 иЯЬ: http://za-kaddafi.org/node/14655 (дата обращения: 01.10.2013).

9 иЯЬ: http://govorim.by/govorim-o-mire/1570-oon-chislo-bezhencev-iz-livii-v-tu (дата обращения:

01.10.2013).

72 4. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

ре страны возникли территории, на которых радиационный фон в разы превышает допустимые значения.

Все цифры о потерях носят весьма приблизительный характер, так как военные кампании проводятся и с использованием оружия неизбирательного и большого разрушительного действия.

Напомню, что С. Хусейн был казнён по обвинению в убийстве 500 курдов. Были убиты все члены семьи С. Хусейна, включая малолетних внуков. М. Каддафи был казнён без суда и следствия (ему нечего было вменить в вину). И после всего этого следует ли поддаваться внушаемому повсеместно мифу о цивилизованности США и Европы? Трудно даже представить, что бы было в мире, если бы какое-либо из мусульманских государств совершило похожее злодеяние в отношении руководителей Америки, Англии или Германии и членов их семей. Но общественную совесть европейских народов не сильно беспокоит, когда такие злодеяния совершаются западными странами в отношении других народов.

Прелюдия агрессии в Сирии мало чем отличается от той, что была использована в Ливии, но цель (свержение неугодного режима и получение доступа к контролю территории и природным ресурсам) и последствия неизменны. Но последствия попыток свержения Б. Асада пока не поддаются даже приблизительному подсчёту.

По данным Управления ООН по правам человека от 13 июня 2013 г., с марта 2011 по апрель 2013 года в Сирии было убито 92 901 человек. Из них примерно

82.5 % жертв составили мужчины, более

7.5 % — женщины. Среди погибших 6560 несовершеннолетних, включая 1729 детей младше 10 лет.10

Верховный комиссар ООН по делам беженцев заявил 3 сентября 2013 г., что за два с половиной года 7 миллионов человек, почти треть населения Сирии, были вынуждены оставить свои дома в ходе гражданской войны. Из них 2 миллиона человек являются беженцами, то есть на-

10 URL: http://9tv.co.il/news/2013/02/12/1450 30-print.html (дата обращения: 01.10.2013).

ходятся за пределами Сирии.11 Казалось бы, страдания народа Сирии должно было смягчить санкции Европы и США. Но нет, напротив, 28 мая 2013 года Совет Евросоюза по безопасности принял решение продлить экономические санкции против Сирии, истекающие 1 июня, ещё на год.

Такого рода преступные действия сказываются и на самих государствах-агрессорах, что говорит о том, что народы, чьи правители совершают акты агрессии, тоже должны быть заинтересованы в привлечении их к ответственности.

Так, лондонская «Гардиан» в 2008 опубликовала выдержки из новой книги о войне в Ираке лауреата Нобелевской премии в области экономики, главного экономиста Всемирного банка Джозефа Стиглица. По его подсчетам, только первые 10 дней боевых действий в 2003 году обошлись США в 5,5 миллиардов долларов. Он предположил, что прямые и косвенные потери от этой войны будут стоить человечеству 6 триллионов долларов. Половина этой суммы придётся на долю США.12

По официальным данным, конфликт в Ливии стоил Великобритании, Франции и США 2,2 млрд долл. Однако, по мнению независимого эксперта Фрэнсиса Тусы, только Великобритании операция в Ливии стоила 2,7 млрд долл.13

По оценке руководителя аналитического отдела «Инвесткафе» Д. Адамидо-ва, потери западных нефтяных компаний могут составить 50 млрд долл.14 Война в Сирии, по расчётам военных стратегов, могла обойтись странам Запада в 5 млрд долларов, которые согласились оплатить арабские страны (Саудовская Аравия и Катар).15

Я, как и многие из интересующихся вопросами преступности глобальной оли-

11 иИЬ: http://www.newsru.co.il/mideast/26jun 2013Дугіа_а206.Мт1 (дата обращения: 01.10.2013).

12 иИЬ: http://ru.enc.tfode.com/ (дата обращения: 01.10.2013).

13 иИЬ: http://www.arms-expo.ru/04905112405 0054057054048.html (дата обращения: 01.10.2013).

14 иИЬ: http://www.businesspress.ru/newspaper/ artic1e_mId_21960_aId_515944 (дата обращения:

01.10.2013)

15 иИЬ: http://ibra.com.ua/finansy/88123-2013-09-08-11-47-59 (дата обращения: 01.10.2013).

гархической власти (ГОВ),16 задавался вопросом: «Зачем западные страны с такой методичностью истязают государства Азии, Востока и Северной Африки?».

Дело в экономике, вернее, в стремлении транснациональных компаний и глобальной олигархической власти завоёвывать себе всё новые жизненные пространства, изгоняя или уничтожая региональные и национальные государства и компании. Если в Северной Африке имел место откровенный грабёж бюджетов Ливии, Египта, Туниса, то в Центральной Азии это возможность контроля над ресурсами региона в расчёте на длительную перспективу.

Так, официально продекларированными целями США в Афганистане были:

— свержение режима талибов;

— освобождение территории Афганистана от влияния талибов;

— пленение и суд над участниками Аль-Каиды.

Однако настоящей причиной послужил отказ талибов в прокладке Трансафганского трубопровода (ТАПИ, Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия) на условиях США, а план вторжения США в Афганистан существовал ещё за полгода до событий 11 сентября.17

Аналитики по вопросам энергии отмечают «полную взаимозависимость геоэкополитики Азии и Персидского залива», имея в виду колоссальную для различных глобальных и региональных сил важность объединения Азии с помощью разветвленной сети энергетических трубопроводов, которые свяжут Персидский залив, Центральную Азию, Южную Азию, Россию и Китай. То, как течёт энергия, через какие территории и кем они контролируются, формирует новый мир.

Россия и Китай в союзе с Сирией и Ираном являются непосредственными игроками на этом поле, и в силу своей геополитической особенности не могут не

16 См.: Шестаков Д. А. Планетарная олигархическая преступная деятельность // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2012. — № 2 (25). — С. 12—22.

17 Пепе Эскобар. Голубое золото, Туркменбаши и азиатские сети энергобезопасности. URL: http:// www.antidrugfront.ru/publications/01568.html (дата обращения: 01.10.2013).

представлять конкуренцию для стран Запада в грядущей азиатской интеграции.

Значимость Ирана в азиатской интеграционной игре — это гигантское поле природного газа в Южном Парсе, которое Иран делит с Катаром. По имеющимся оценкам, оно содержит по меньшей мере 9 % от разведанных ресурсов природного газа в мире. Россия и Иран вместе контролируют около 20 % мировых ресурсов нефти и около 50 % ресурсов природного газа.

Сирия в этой игре представляет интерес для агрессоров как главный союзник Ирана, которого нужно нейтрализовать для последующей агрессии против Ирана и вытеснения его из проектов или его участия в проектах на условиях, которые диктуют ГОВ. Кроме того, Сирия обладает собственными запасами нефти и газа, а также стоит на пути планируемого трубопровода на Запад, что учитывается транснациональными корпорациями (ТНК), рассматривающими агрессию против суверенного государства в качестве эффективного и допустимого средства обеспечения своих экономических интересов.

Китайцы уже вложились в постройку «Матери всех трубопроводов», Туркменистан — Казахстан — Китай, который пройдет с востока Туркменистана до китайской провинции Гуандон. Его стоимость 26 млрд долларов, протяженность — 7000 км.

Если Сеть когда-нибудь будет построена, её главной узловой точкой будет трубопровод Иран — Пакистан — Индия (ИПИ), также известный как «трубопровод мира», стоимостью 7,6 млрд долларов. Поэтому насилие в этом регионе политологи называют конфликтами в Трубопроводистане или «Жидкой войной».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, в решении таких конфликтов связывать себя обязательствами, возникающими из норм международного права, страны Запада и США не хотят и ищут возможности обойти их, используя для этого различные приемы, в том числе обман, шантаж, провокации, задействование международных институтов и др.

Вобщениисколлегами-криминологами нередко слышишь упрёки в том, что Санкт-Петербургский международный криминологический клуб становится клубом

74 4. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

политологов, что в Клубе поднимаются вопросы, которые не могут являться предметом криминологии, это, скорее, предмет социологии, политологии и т.д.

Приведённые выше последствия наглядно показывают преступную суть политики агрессии и других нарушений норм международного права. Поэтому политика и преступления в сфере политики должны быть предметом криминологии,18 поскольку политические решения, не основанные на нормах права, по сути своей, являются преступными решениями, наносящими ущерб неизмеримо больший, чем ущерб, причиняемый общеуголовными преступлениями. Полагаю, что ни одна другая отрасль науки (ни политология, ни социология, ни мировая экономика и др.) не может дать оценку происходящим в мире событиям с позиции «преступления и наказания».

В монографии Д.А. Шестакова «Преступность политики» дан обстоятельный анализ действий глав США, Англии, Франции и других организаторов и непосредственных участников ливийской драмы. В этой монографии приводится выжимка из моего выступления на круглом

столе, организованном нашим Клубом по ситуации в Ливии (14 октября 2011 года), где я высказывался за то, чтобы криминология предложила обществу надежный механизм привлечения к юридической ответственности государственных деятелей за преступную внешнюю или внутреннюю политику (с. 139).

В этой связи полагаю, что задачами криминологии и криминологов на ближайшую перспективу являются: а) отслеживание процессов, происходящих в политике мирового, регионального или национального уровней; б) выявление, обоснование и обнародование скрытых (отличающихся от декларативных) целей принятия преступных политических решений; в) поиск правовых механизмов удержания от принятия преступных политических решений; г) разработка механизмов ответственности государств за преступную политику и за отказ от подписания и ратификации принятых ООН Деклараций, Конвенций и других решений; д) поиск правовых механизмов привлечения к юридической ответственности политических деятелей за последствия принятых ими преступных решений.

18 См., например, Д.А. Шестаков. Преступность политики (размышления криминолога). — Монография. — СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс»,

— 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.