Научная статья на тему 'ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КОНФУЦИАНСТВО РЕЛИГИЕЙ?'

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КОНФУЦИАНСТВО РЕЛИГИЕЙ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1139
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ / НАУКА О РЕЛИГИИ / РЕЛИГИЯ И КОНФУЦИАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чжан Си

В статье рассматривается изучения отношение между религией и конфуцианством, раскрываются академические тенденции в изучении религии для более глубокого осмысления культурной ценности конфуцианства в современном Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КОНФУЦИАНСТВО РЕЛИГИЕЙ?»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КОНФУЦИАНСТВО РЕЛИГИЕЙ?

Чжан Си,

Китайская академия общественных наук,

г. Пекин, Китай

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается изучения отношение между религией и конфуцианством, раскрываются академические тенденции в изучении религии для более глубокого осмысления культурной ценности конфуцианства в современном Китае.

Ключевые слова: изучение религии, наука о религии, религия и ф конфуцианство.

В конце прошлого века в изучении китайских религий вокруг темы «Является ли конфуцианство религией» велась острая дискуссия. Несмотря на то, что эта тема обсуждалась в философском кругу, но значение этой дискуссии было не меньшее, чем у предыдущей. В конце 1978 года Жэнь Цзиюй (19162009) впервые выдвинул тезис: «Является конфуцианство религией». Вскоре в октябре 1979 года на первой конференции ассоциации китайской истории философии он вновь подтвердил свою позицию. В 1980 году он опубликовал статью «Становление конфуцианства как религии» в выпуске 1 журнала «Социальные науки Китая». Перечислим его основные постулаты [1]:

- представление «Небесный мандат» периода Чуньцю является наследием богословия «рок» и «поклонение предкам» эпохи Инь - Чжоу;

- формирование конфуцианства прошло два исторических этапа: западно-ханьскую и сун-инскую эпоху;

- основная позиция конфуцианства состоит в том, что верующие подчиняются учениям Конфуция - «Шестикнижию», стремясь приобрести святость.

В своей статье «Конфуцианство и конфуцианская школа», увидевшей свет в том же году, Жэнь Цзиюй определял как неоконфуцианство, так и индукционное богословие Дун Чжуншу как религиозные явления [2]. Вскоре его взгляды вызвали сомнение и критику Ли Гоцюаня, Хэ Кэжана, Цуй Дахуа и Фэн Юланя. Их возражения против позиции Жэнь Цзиюя заключались в следующем [3; 4; 5]:

- конфуцианское учение «Небесный мандат» не является наследием богословия «рок» Инь-Чжоуской эпохи, оно стало подвергаться сомнению позднее;

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- неоконфуцианство представляет собой развитие китайской философии;

- в действительности Конфуций является основателем конфуцианства, а не духовным иерархом;

- по сути, конфуцианство является системой этического воспитания. Не следует называть его движением творения бога;

- недостаток позиции Жэнь Цзиюя состоит в смешении природы религии и конфуцианства, неоконфуцианства, она имеет скорее легендарный характер.

В ответ на вышеуказанные замечания Жэнь Цзиюй опубликовал статьи «Вторичное мышление о конфуцианстве» и «Религия с китайской национальной спецификой», где он приводит следующие аргументы [6; 7]:

- «Три устоя и пять незыблемых правил» как основное содержание конфуцианской теории относятся к патриархальной идеологии, которая сама по себе не является религией, но после обожествления имеет религиозный характер;

- неоконфуцианство на основе феодальной этической идеологии, по сути, представляет собой плотную и грандиозную систему религиозного богословия. Его основное содержание включает в себя религию, философию, политические руководящие принципы и нравственные нормы;

- каждая нация имеет собственную традицию религии, конфуцианство рассматривается как религия с китайской национальной спецификой. На протяжении многих лет китайцы привыкли рассматривать конфуцианство как «религию Конфуция».

В 1998 году дискуссия «Является ли конфуцианство религией» была популярна в записках «Литература, история и философия», и велась на высоком теоретическом уровне. Ряд таких известных китайских ученых как Чжан Дайнянь, Джи Сюаньлинь, Цай Шансы, Го Циюн, Чжан Ливэнь, Ли Шэнь и другие были приглашены к участию в ней. Обсуждение касалось следующих вопросов [8]:

- конфуцианство является культурным или религиозным учением?

- если бы конфуцианство рассматривалось как религия, то оно могло бы выполнять нравственные воспитательные функции?

- с каким отношением конфуцианство подходит к жизни по сравнению с учением Арнольда Тойнби и Пауля Тиллиха?

Чжан Дайнянь ранее полагал, что конфуцианство является не религией, а философией. Но затем он изменил свою позицию и отметил, что высшие принципы морали конфуцианства («любить близких, почитать почитаемых, относиться к старшим как к своим родителям») имеют религиозную природу. Джи Сюаньлинь исследовал конфуцианство с точки зрения теории эволюции, утверждая, что становление учения переживало догматическую трансформацию. Цай Шансы полагал, что конфуцианство не является религией, но в действительности оно выполняет ее социальную функцию. Вслед за Ду Вэймином и Цинь Цзяъи, Го Циюн подчеркивал, что конфуцианство имеет религиозную окраску. Чжан Ливэнь считает, что конфуцианство само по себе

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

имеет природу духовной религии. Ли Шэнь также предположил, что конфуцианское воспитание морали является религиозным. Итак, идеи вышеупомянутых исследователей считаются основой дискуссии «Является ли конфуцианство религией».

В 1999 году Ли Шэнь вслед за Лун Хуаминем (Nicolas Longobardi, 15591654), Кан Ювэем и Жэнь Цзиюем изложил свой взгляд на проблему «Является конфуцианство религией» в предисловии к своей двухтомной монографии «История религии Конфуция». Жэнь Цзиюй считал, что работа Ли Шэня открывает новый путь для исследования китайской истории религии и культуры [9]. Чжан Жунминь также опубликовал рецензию, высоко оценив работы Ли Шэня [10]. Но вскоре Чэнь Юнминь, Ван Цзянь и Юй Сицянь выдвинули ряд сомнений, нашедших отражение в статьях «Научно-исследовательские впечатления», «Основы принципов в гуманитарных науках» и «Сомнение в аргументах религии Конфуция». Ли Шэнь также опубликовал ряд статей («Мэн-цзы и богословие Конфуция», «Что значит небо? Что значит небесное божество?», «В ответ на сомнение в аргументах религии Конфуция») в ответ на эти замечания. Следует отметить, что эта острая дискуссия свидетельствует о том, в то время ученые не только рассматривали саму тему «Является ли конфуцианство религией», но и обсуждали способ выражения религиозного характера конфуцианства [11].

В начале 80-х годов Жэнь Цзиюй единственный настаивает на позиции, что конфуцианство является религией, но затем большинство ученых также признало его религиозный характер. Эта тенденция нашла отражение на конференции «Конфуцианство и религия», которая была организована Институтом философии КАОН и редакцией «История китайской философии» в 2002 году, что знаменовало финальную стадию дискуссии. Достаточно протяженная во времени (более 20 лет), она не только дала толчок развитию китайского изучения религии, но и способствовала конструктивному диалогу между исследователями. Во-первых, несмотря на то, что в начале дискуссии позиции обеих сторон были непримиримы, в конце концов, в основных вопросах, было достигнуто относительное согласие. Этот факт подтверждает, что китайские научные исследования религии вышли за рамки здорового развития. Во-вторых, именно в рамках этой дискуссии подавляющее большинство ученых подтвердило религиозный характер конфуцианства. Это означает, что в настоящее время в Китайском обществе религия или религиозность не считаются суеверием или негативной вещью, они получили объективную оценку, что предполагает необходимые предпосылки для китайского изучения религии. В-третьих, в этой дискуссии китайские ученые стали различать институциональную и духовную религию. Это значит, что китайское изучение религии избавилось от вестернизма и национализма, и стало использовать для исследования философии и религии научный подход [12-14].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Жэнь Цзиюй. Образование конфуцианской религии // Социальные науки Китая. - 1980. - № 1. - С. 28-32 Ш1ШШМ // 1980^

2. Жэнь Цзиюй. Конфуцианская школа и конфуцианство // Китайская философия. - 1980. - С. 11 ШШНШШ // ФЩЩ^. Ш^, Н^

1980%

3. Ли Гоцюань, Хэ Кэжан. Сомнение в конфунциальной религии // Изучение философии. - 1981. - № 7. - С. 22-24, 28, 29 (^ЩШ^^: ШШШШ // Щ^Ш %. 1981^7$)

4. Цуй Дахуа. Расмышление о конфунциальной религии // Изучение

философии. - 1982. - № 6. - С. 46 (Ш^: ШШШ // ЩЭДШ982^6$);

5. Фэн Юлань. Характеристика, название и характер конфуцианства //

1 Фронт социальных наук. - 1982. - № 3. - С. 43 (ЩМ^: ^ШЭДШ^^

тш // 1982^3$).

6. Жэнь Цзиюй. Вторичное мышление о конфуцианстве // Фронт социальных наук. - 1982. - № 2. - С. 2-11 //

7. Жэнь Цзиюй. Религия с китайской национальной спецификой // Вэнь ши чжи ши. - 1988. - № 6. - С. 11-12 ^ФШ^ШММ^Ш -- ШШ // £

1988^6$).

8. Чжан Дайнянь, Джи Сюаньлинь, Цай Шансы, Го Циюн, Чжан Ливэнь, Ли Шэнь. Записки «конфуцианство как ли религия» // Литература, история и

философия. - 1998. - № 3. - С. 32-41 (ЗШ^, ФШШ, Ш^Ш,

^Ф: ШЖ // £&Щ.1998^3$) .

9. Жэнь Цзиюй. Предисловие. История китайской конфуцианской религии. Изд. Шан хай жэнь минь. - 1999

Ш±> 1999^) .

10. Чжан Жунминь. Новый путь для исследования конфуцианства // Исследование Конфуции. - 2000. - № 1. - С. 126 (ЗШШШШШ^ЙШ®^ --

// 2000^1$) .

11. Итоги китайского религиоведения за 30 лет: с 1978 по 2008 гг. - С. 160212.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

12. Ду Вэймин. Конфуцианские традиции в современности // Жу цзя чжоу бао / Под ред. Чэн Мин. - 2010. - № 4. - С. 21

Ж // ШШШШ. 2010^4$)

13. Фан Литянь, Хэ Гуанху, Чжао Дуньхуа, Чжо Синьпин. Текущее состояние и будущее отечественного религиоведения // Вестник Китайского

народного университета. - 2002. - № 4. - С. 9-21 :

Ш^« // ФЩЛЙ^^Ш. 2002^4$)

14. Ли Цян. Изучение конфуцианства с точки зрения социологии религии // Вестник Северо-западного университета сельского и лесного хозяйства. - 2006. -

№ 1. - с. 117-122 ^т^^шштт // 2006^1$).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.