ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КОНФУЦИАНСТВО РЕЛИГИЕЙ?
Чжан Си,
Китайская академия общественных наук,
г. Пекин, Китай
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается изучения отношение между религией и конфуцианством, раскрываются академические тенденции в изучении религии для более глубокого осмысления культурной ценности конфуцианства в современном Китае.
Ключевые слова: изучение религии, наука о религии, религия и ф конфуцианство.
В конце прошлого века в изучении китайских религий вокруг темы «Является ли конфуцианство религией» велась острая дискуссия. Несмотря на то, что эта тема обсуждалась в философском кругу, но значение этой дискуссии было не меньшее, чем у предыдущей. В конце 1978 года Жэнь Цзиюй (19162009) впервые выдвинул тезис: «Является конфуцианство религией». Вскоре в октябре 1979 года на первой конференции ассоциации китайской истории философии он вновь подтвердил свою позицию. В 1980 году он опубликовал статью «Становление конфуцианства как религии» в выпуске 1 журнала «Социальные науки Китая». Перечислим его основные постулаты [1]:
- представление «Небесный мандат» периода Чуньцю является наследием богословия «рок» и «поклонение предкам» эпохи Инь - Чжоу;
- формирование конфуцианства прошло два исторических этапа: западно-ханьскую и сун-инскую эпоху;
- основная позиция конфуцианства состоит в том, что верующие подчиняются учениям Конфуция - «Шестикнижию», стремясь приобрести святость.
В своей статье «Конфуцианство и конфуцианская школа», увидевшей свет в том же году, Жэнь Цзиюй определял как неоконфуцианство, так и индукционное богословие Дун Чжуншу как религиозные явления [2]. Вскоре его взгляды вызвали сомнение и критику Ли Гоцюаня, Хэ Кэжана, Цуй Дахуа и Фэн Юланя. Их возражения против позиции Жэнь Цзиюя заключались в следующем [3; 4; 5]:
- конфуцианское учение «Небесный мандат» не является наследием богословия «рок» Инь-Чжоуской эпохи, оно стало подвергаться сомнению позднее;
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
- неоконфуцианство представляет собой развитие китайской философии;
- в действительности Конфуций является основателем конфуцианства, а не духовным иерархом;
- по сути, конфуцианство является системой этического воспитания. Не следует называть его движением творения бога;
- недостаток позиции Жэнь Цзиюя состоит в смешении природы религии и конфуцианства, неоконфуцианства, она имеет скорее легендарный характер.
В ответ на вышеуказанные замечания Жэнь Цзиюй опубликовал статьи «Вторичное мышление о конфуцианстве» и «Религия с китайской национальной спецификой», где он приводит следующие аргументы [6; 7]:
- «Три устоя и пять незыблемых правил» как основное содержание конфуцианской теории относятся к патриархальной идеологии, которая сама по себе не является религией, но после обожествления имеет религиозный характер;
- неоконфуцианство на основе феодальной этической идеологии, по сути, представляет собой плотную и грандиозную систему религиозного богословия. Его основное содержание включает в себя религию, философию, политические руководящие принципы и нравственные нормы;
- каждая нация имеет собственную традицию религии, конфуцианство рассматривается как религия с китайской национальной спецификой. На протяжении многих лет китайцы привыкли рассматривать конфуцианство как «религию Конфуция».
В 1998 году дискуссия «Является ли конфуцианство религией» была популярна в записках «Литература, история и философия», и велась на высоком теоретическом уровне. Ряд таких известных китайских ученых как Чжан Дайнянь, Джи Сюаньлинь, Цай Шансы, Го Циюн, Чжан Ливэнь, Ли Шэнь и другие были приглашены к участию в ней. Обсуждение касалось следующих вопросов [8]:
- конфуцианство является культурным или религиозным учением?
- если бы конфуцианство рассматривалось как религия, то оно могло бы выполнять нравственные воспитательные функции?
- с каким отношением конфуцианство подходит к жизни по сравнению с учением Арнольда Тойнби и Пауля Тиллиха?
Чжан Дайнянь ранее полагал, что конфуцианство является не религией, а философией. Но затем он изменил свою позицию и отметил, что высшие принципы морали конфуцианства («любить близких, почитать почитаемых, относиться к старшим как к своим родителям») имеют религиозную природу. Джи Сюаньлинь исследовал конфуцианство с точки зрения теории эволюции, утверждая, что становление учения переживало догматическую трансформацию. Цай Шансы полагал, что конфуцианство не является религией, но в действительности оно выполняет ее социальную функцию. Вслед за Ду Вэймином и Цинь Цзяъи, Го Циюн подчеркивал, что конфуцианство имеет религиозную окраску. Чжан Ливэнь считает, что конфуцианство само по себе
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
имеет природу духовной религии. Ли Шэнь также предположил, что конфуцианское воспитание морали является религиозным. Итак, идеи вышеупомянутых исследователей считаются основой дискуссии «Является ли конфуцианство религией».
В 1999 году Ли Шэнь вслед за Лун Хуаминем (Nicolas Longobardi, 15591654), Кан Ювэем и Жэнь Цзиюем изложил свой взгляд на проблему «Является конфуцианство религией» в предисловии к своей двухтомной монографии «История религии Конфуция». Жэнь Цзиюй считал, что работа Ли Шэня открывает новый путь для исследования китайской истории религии и культуры [9]. Чжан Жунминь также опубликовал рецензию, высоко оценив работы Ли Шэня [10]. Но вскоре Чэнь Юнминь, Ван Цзянь и Юй Сицянь выдвинули ряд сомнений, нашедших отражение в статьях «Научно-исследовательские впечатления», «Основы принципов в гуманитарных науках» и «Сомнение в аргументах религии Конфуция». Ли Шэнь также опубликовал ряд статей («Мэн-цзы и богословие Конфуция», «Что значит небо? Что значит небесное божество?», «В ответ на сомнение в аргументах религии Конфуция») в ответ на эти замечания. Следует отметить, что эта острая дискуссия свидетельствует о том, в то время ученые не только рассматривали саму тему «Является ли конфуцианство религией», но и обсуждали способ выражения религиозного характера конфуцианства [11].
В начале 80-х годов Жэнь Цзиюй единственный настаивает на позиции, что конфуцианство является религией, но затем большинство ученых также признало его религиозный характер. Эта тенденция нашла отражение на конференции «Конфуцианство и религия», которая была организована Институтом философии КАОН и редакцией «История китайской философии» в 2002 году, что знаменовало финальную стадию дискуссии. Достаточно протяженная во времени (более 20 лет), она не только дала толчок развитию китайского изучения религии, но и способствовала конструктивному диалогу между исследователями. Во-первых, несмотря на то, что в начале дискуссии позиции обеих сторон были непримиримы, в конце концов, в основных вопросах, было достигнуто относительное согласие. Этот факт подтверждает, что китайские научные исследования религии вышли за рамки здорового развития. Во-вторых, именно в рамках этой дискуссии подавляющее большинство ученых подтвердило религиозный характер конфуцианства. Это означает, что в настоящее время в Китайском обществе религия или религиозность не считаются суеверием или негативной вещью, они получили объективную оценку, что предполагает необходимые предпосылки для китайского изучения религии. В-третьих, в этой дискуссии китайские ученые стали различать институциональную и духовную религию. Это значит, что китайское изучение религии избавилось от вестернизма и национализма, и стало использовать для исследования философии и религии научный подход [12-14].
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. Жэнь Цзиюй. Образование конфуцианской религии // Социальные науки Китая. - 1980. - № 1. - С. 28-32 Ш1ШШМ // 1980^
2. Жэнь Цзиюй. Конфуцианская школа и конфуцианство // Китайская философия. - 1980. - С. 11 ШШНШШ // ФЩЩ^. Ш^, Н^
1980%
3. Ли Гоцюань, Хэ Кэжан. Сомнение в конфунциальной религии // Изучение философии. - 1981. - № 7. - С. 22-24, 28, 29 (^ЩШ^^: ШШШШ // Щ^Ш %. 1981^7$)
4. Цуй Дахуа. Расмышление о конфунциальной религии // Изучение
философии. - 1982. - № 6. - С. 46 (Ш^: ШШШ // ЩЭДШ982^6$);
5. Фэн Юлань. Характеристика, название и характер конфуцианства //
1 Фронт социальных наук. - 1982. - № 3. - С. 43 (ЩМ^: ^ШЭДШ^^
тш // 1982^3$).
6. Жэнь Цзиюй. Вторичное мышление о конфуцианстве // Фронт социальных наук. - 1982. - № 2. - С. 2-11 //
7. Жэнь Цзиюй. Религия с китайской национальной спецификой // Вэнь ши чжи ши. - 1988. - № 6. - С. 11-12 ^ФШ^ШММ^Ш -- ШШ // £
1988^6$).
8. Чжан Дайнянь, Джи Сюаньлинь, Цай Шансы, Го Циюн, Чжан Ливэнь, Ли Шэнь. Записки «конфуцианство как ли религия» // Литература, история и
философия. - 1998. - № 3. - С. 32-41 (ЗШ^, ФШШ, Ш^Ш,
^Ф: ШЖ // £&Щ.1998^3$) .
9. Жэнь Цзиюй. Предисловие. История китайской конфуцианской религии. Изд. Шан хай жэнь минь. - 1999
Ш±> 1999^) .
10. Чжан Жунминь. Новый путь для исследования конфуцианства // Исследование Конфуции. - 2000. - № 1. - С. 126 (ЗШШШШШ^ЙШ®^ --
// 2000^1$) .
11. Итоги китайского религиоведения за 30 лет: с 1978 по 2008 гг. - С. 160212.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
12. Ду Вэймин. Конфуцианские традиции в современности // Жу цзя чжоу бао / Под ред. Чэн Мин. - 2010. - № 4. - С. 21
Ж // ШШШШ. 2010^4$)
13. Фан Литянь, Хэ Гуанху, Чжао Дуньхуа, Чжо Синьпин. Текущее состояние и будущее отечественного религиоведения // Вестник Китайского
народного университета. - 2002. - № 4. - С. 9-21 :
Ш^« // ФЩЛЙ^^Ш. 2002^4$)
14. Ли Цян. Изучение конфуцианства с точки зрения социологии религии // Вестник Северо-западного университета сельского и лесного хозяйства. - 2006. -
№ 1. - с. 117-122 ^т^^шштт // 2006^1$).