Научная статья на тему 'Явление «Адаптивности» в архитектурной и городской среде, проблематика и компетенции'

Явление «Адаптивности» в архитектурной и городской среде, проблематика и компетенции Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
200
116
Поделиться
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ СРЕДЫ / СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / ADAPTABILITY / ADAPTATION OF ENVIRONMENT / MEANS OF ADAPTATION / FACTORS OF ADAPTATION AND GOALS OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Гагарина Екатерина Сергеевна

Статья рассматривает адаптивность как категорию проектного творчества. Предложено определение данной категории в рамках средового проектирования, описана суть процесса адаптации и приведены основные факторы и средства приспособления среды, а также сформирован перечень ключевых целей при адаптивном средоформировании.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Гагарина Екатерина Сергеевна,

The Phenomenon of «Adaptability» in the Architectural and Urban Environment, Perspective and Competence

The article considers adaptability as a category of design creativity. The author proposes a definition of this category in the environmental design, describes the essence of adaptation process and presents the key factors and tools fit the environment and generated alist of key goals.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Явление «Адаптивности» в архитектурной и городской среде, проблематика и компетенции»

Явление «адаптивности» в архитектурной и городской среде, проблематика и компетенции

Е.С.Гагарина

Статья рассматривает адаптивность как категорию проектного творчества. Предложено определение данной категории в рамках средового проектирования, описана суть процесса адаптации и приведены основные факторы и средства приспособления среды, а также сформирован перечень ключевых целей при адаптивном средоформировании.

Ключевые слова: адаптивность, адаптация среды, средства адаптации, факторы адаптации, целеполагания.

The Phenomenon of «Adaptability» in the Architectural

and Urban Environment, Perspective and Competence.

By E.S.Gagarina

The article considers adaptability as a category of design creativity. The author proposes a definition of this category in the environmental design, describes the essence of adaptation process and presents the key factors and tools fit the environment and generated alist of key goals.

Keywords: adaptability, adaptation of environment, means of adaptation, factors of adaptation and goals of adaptation.

Одной из важных характеристик среды обитания является подвижность, которая выражается в динамичности предметно-пространственных, организационных форм и состояний, а также в целенаправленной или непроизвольной трансформации условий восприятия среды и реакции человека на эти изменения. В проектной культуре это явление получило название «адаптивность» и означает в общем случае свойство нашего материального и интеллектуально-чувственного окружения менять свои параметры соответственно задачам его оптимального потребления.

Главный смысл любых адаптивных действий - изменить изначальные характеристики среды обитания таким образом, чтобы они обеспечивали оптимальное выполнение процессов жизнедеятельности, а суть проектных усилий, осуществляющих эти изменения, состоит в непрерывном поиске принципов, приёмов и технологий, меняющих среду в соответствии с потребностями человека.

В настоящее время главным источником представлений о путях и принципах адаптивных преобразований выстраиваемой среды обитания является мировая практика в области адаптивного средоформирования. Проектная практика столь многогранна и часто столь противоречива, что далеко не все её утверждения могут быть приняты теорией без критики. Это

во многом предопределило спорность выводов (полученных в результате проектной деятельности), даже если они были основаны на вполне доказательных наблюдениях. Эти наблюдения позволили выработать следующие базовые положения:

а) среда обитания образована системой материально-физических структур (пространственное «тело», комплекс объёмов, образующих его наполнение и окружение), обеспечивающих выполнение средовых функций, которые являются (вместе с потребителями среды) обязательной частью этого явления;

б) эти структуры и их движения, привязанные к динамике и содержанию средовых процессов, воспринимаются визуально, тактильно и эмоционально-осмысленно, и соответствие этого образа представлениям о предназначении, естественности и правдивости содержания среды обуславливают стремление либо его сохранить, либо изменить нужным потребителю способом.

Таким образом в основе процессов адаптации лежит система проектных и практических действий, меняющих сложившиеся характеристики в соответствии с запросами общества или человека. Этот процесс определяется следующими пунктами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- материальные слагаемые объекта проектирования (объёмы, плоскости, пластика, пространство, оборудование, растения и т.д.);

- параметры и состояния этих материальных слагаемых (статика, движение, ритм, размеры, цвет, вегетационные периоды и т.д.);

- режимы деятельности, условия эксплуатации (медленно, бурно, в тепле, при ярком свете и т.п.);

- менталитет и художественные предпочтения проектировщика.

Каждое из вышеперечисленных слагаемых может оказать своё влияние на то, каким образом предполагается адаптировать среду.

Первоначально архитектором определяется цель (или группа целей) адаптации (для чего необходимы те или иные изменения?). Анализ мировой проектной практики показывает, что адаптивное средоформирование осуществляется при выполнении нижеперечисленных целеполаганий.

А. Формирование оптимальных (наиболее благоприятных) условий существования среды

Смысл этого пункта - ликвидация факторов, мешающих комфортному существованию и деятельности в среде (помех), а также наоборот - создание передовых форм, обеспечи-

вающих этот комфорт. Данная группа целей относительно хорошо знакома большинству проектировщиков - в первую очередь это защита от неблагоприятных воздействий в открытых средовых системах. Имеются ввиду различного рода климатические мероприятия (защита от перегрева прямыми солнечными лучами, изменение режима инсоляции, ветрового и температурного режима, шумо- и грязезащита, защита от осадков (дождя, снега) и вредителей (насекомых, опасных животных), регулировка водного режима и влажности воздуха и т.д.) и организационные меры (специализация пространств, разделение людских или транспортных потоков) и т.п.

Примерами могут служить описанные ниже средовые системы. Павильон «Квадраччи» Милуокского музея искусств (Milwaukee art museum, 2001), построенного архитектором С. Калатравой. Конструкция павильона увенчана динамичными «крыльями», получившими название «Солнечный бриз», которые, меняя форму, в течении дня защищают музейные экспонаты от прямых солнечных лучей [1]. Центральный рынок «Алдар» в Абу-Даби (Aldar Central Market, 2011), выполненный Н. Фостером в сотрудничестве с Ч. Хоберманом: его трансформируемая крыша с ячеистой структурой, обеспечивая освещение и проветривание интерьера, фактически стирает грани между закрытыми и открытыми средовыми пространствами [2]. Каналы в Амстердаме являются примерами климатической адаптации городской среды, которые одновременно регулируют водный режим города и осушают городские территории с помощью инженерных сооружений, учитывающих рельеф местности.

Б. Сценарная (запланированная) смена функций,

происходящая за счёт динамики пространств, объёмов

и наполнения

Эта цель преследует почти полную переделку планировочной структуры средовой системы, сопряжённую со столь же радикальной трансформацией интерьеров, её образующих. Трансформация эта - «возвратная», техника позволяет осуществлять её многократно, хотя и в узких рамках заранее установленных случаев: повторного чередования во времени ограниченного числа видов деятельности в пределах одного и того же пространства. Это - «жёсткий», но очень практичный вариант функциональной мобильности среды, и он весьма подходит при решении так называемых «типовых» адаптивных ситуаций.

Пример такой ситуации - конференц-центр в Федеральной политехнической школе Лозанны (SwissTech Convention Center, 2014, проект архитектурное бюро Richter Dahl Rocha). Центр задуман как модульная структура, способная адаптироваться к различным группам пользователей и видам событий за счёт механических изменений гибкой пространственной структуры и встроенного оборудования. Всего за несколько минут кинотеатр можно трансформировать в лекторий, объединить пространство группы аудиторий в единую зону отдыха студентов и т.д. - действия, весьма актуальные во

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

время проведения конференций и других университетских мероприятий [3].

В ландшафтной и городской открытой среде изменение внешних условий затруднено, а процессуальная деятельность относительно регулярно меняется только внутри сезонных и суточных ритмов (днём использование водоёма в парке: для катания на лодках, вечером - как концертная площадка), однако дизайнерское оборудование (например, зонты-автоматы, регулируемая солнцезащита) позволяет существенно расширить адаптивную ёмкость таких территорий и ситуаций.

В. «Свободное» (нерегулируемое) изменение средовых

функций и процессов

Эта форма адаптивности пока встречается редко и носит в основном экспериментально-исследовательский характер: в её технологиях собрано много специальных дизайнерских знаний, потребность в которых не очень велика.

Пример - учебный проект группы Гипербоди (руководитель К. Остерхаус. Дельфтский технологический университет) «Подвижный дом» (The E-motive House, 2002). Одним из условий задания на проект индивидуального жилого дома с садом была задача использования интерактивных технологий, создание среды, реагирующей на любые раздражители в режиме реального времени и так, что какие-либо изменения, происходящие в одной комнате, активно влияли на все остальные пространства. Проект позволял изучить взаимодействия и связи как бы изолированных пространств (комнат) внутри единого объекта, при этом само пространство рассматривалось отнюдь не как гарант статичности проектного решения - его формы, конструкции и материалы стали своего рода «игроками» динамического взаимодействия средовых состояний [4].

Г. Поиск новых видов социально-технических

взаимодействий

Появление данной группы целей обусловлено развитием компьютерных технологий и носит скорее экспериментальный характер. Сегодня компьютеры могут быть встроены в физическую среду, ими можно управлять с помощью интерактивных дисплеев, пользовательских интерфейсов или с помощью жестов, движений, голосовых команд [5]. Встроенные в архитектурную среду компьютеры главным образом используются для функциональных целей, например, для интеллектуального контроля за климатом помещения. Однако, в последние десятилетия учёные, дизайнеры и архитекторы начали исследовать цифровые технологии в качестве элементов дизайна, чтобы создавать «среды взаимодействия» (интерактивные среды), формирование которых требует существенного количества экспериментов в этой области.

Именно таков проект Э. Диллер и Р. Скофидио «Размытое здание» («Blur building», 2002) для Швейцарской выставки на озере Невшатель - оно напоминает облако, зависшее над озером, и представляет собой платформу, покрытую туманом

(вода перекачивается из озера, фильтруется и выпрыскивается в виде мелкого тумана через форсунки высокого давления), при этом специальная интеллектуальная система считывает перемены климатических условий и регулирует давление воды в форсунках.

«Размытое здание» рассчитано на четыреста посетителей, для которых внутри облака реальное восприятие среды исчезает, остаётся только «белая мгла» и «белый шум» пульсирующих форсунок, то есть посетители «Размытого здания» лишены средств «нормальной» оценки его физической среды и происходящих в нём процессов. Взамен них каждому участнику шоу выдаются специальные «плащи», которые оснащены электронным «шестым чувством», позволяющим каждому, находящемуся в облаке, вступить в контакт с другими посетителя, но без использования голоса [6]. Все посетители до попадания в «облако» заполнили анкеты, из которых впоследствии была сформирована специальная база данных. При общении посетителей между собой эти данные анализировались компьютером (сводились в многомерную статистическую матрицу, расшифровывающую и изучающую мотивы и формы этих «слепых» контактов), и результаты трансформировались в «личный код плаща», куда были встроены световые индикаторы, которые собственно и обеспечивали общение людей между собой при перемещении по медиаплатформе.

Система в целом предусматривала несколько типов этих связей: плащи посетителей, схожих по каким-либо параметрам, загорались видными сквозь туман цветовыми индикаторами, а коммуникационная сеть при нахождении таких людей рядом издавала медленные или быстрые звуковые импульсы, описывающие их взаимное расположение. В результате каждый посетитель мог выбрать линию поведения с социальным локатором: избежать встречи, контролировать или игнорировать её. Кроме того, в каждый плащ был встроен вибрационный коврик, который начинал работать при стопроцентном сходстве между посетителями, и никакой туман не мешал этим людям встретиться [6].

Сейчас рано говорить о перспективности столь капитальной замены «нормальных» средств общения между людьми совместной эксплуатацией разного рода экзотических средовых систем, но желательность такого рода наработок в условиях, когда каждый день приносит новые подходы к идеям формирования нашего окружения, - очевидна [11].

Д. Обновление средовых объектов с использованием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инноваций нынешней проектной практики

Этот раздел целей связан не только с перепрофилированием (например, постпромышленных территорий), но и в целом с реконструкцией, обновлением городской среды, интеграцией традиционных приёмов средоформирования с технологиями. Это происходит, поскольку технологический прогресс и связанная с ним перестройка нашего сознания - процессы нескончаемые, неизбежно появление новых

открытий, тенденций, которые потребуют капитальной и неординарной перестройки сложившейся среды обитания. На данный момент нет возможности предсказать формы данных изменений - как это произошло с архитектурой нового и новейшего времени - можно только фиксировать их принципиальные мотивы и направления.

Одно из них - повсеместное вторжение в наш образ жизни информационных технологий, устройств и систем, которые полностью изменили облик современной городской среды. Примером может служить «Миллениум-парк» (Millennium Park, 1998) в Чикаго, где зеркальное облако тиражирует малейшие изменения цвето-светового режима площади в реальном времени. Другой пример - прямая театрализация жизни среды гигантского городского торгово-обществен-ного комплекса «Канал Сити Хаката» (Canal City Hakata, 1996, архитектор Дж. Джерде) в Фукуска, где среди офисов и ресторанов на берегу канала расположился постоянно действующий эстрадный открытый цирк-театр, превративший комплекс в своего рода «новую Венецию». Или - его же торговая галерея «Фримонт Строй Экспириэнс» (Fremont Street Experience, 1995) в Лас Вегасе, где тридцатиметровый свод «трубы» целиком покрыт динамичной «росписью» из экранов и комбинаций светодиодов, которую тридцать специальных компьютерных систем превратили в неповторимое «живое» рекламно-декоративное зрелище, действующее круглосуточно [12].

Другими словами, главным «действующим лицом» этих форм среды стали не архитектура, природа или дизайн, а специально придуманные эффекты, превратившиеся в объёмно-пространственные композиции, то есть налицо - новый виток развития приёмов реализации творческих идей современных проектировщиков. Появление этих приёмов расширило палитру целей, достижение которых стало доступно нашей проектной культуре - явление, значение которого мы пока что не в состоянии понять до конца. К одним из важнейших моментов этого явления относится свободное обращение со средствами средоформирования, понимание того факта, что у каждого из них есть не только узко понятое содержание. И именно оно постепенно делается доминантой средовой проектной деятельности.

В заключении стоит отметить ещё одну группу целей, которая в большинстве случаев является сопутствующей вышеперечисленным, однако в условиях экспериментального проектирования иногда рассматривается отдельно - это генерирование в адаптивной среде нестандартных художественных смыслов и эмоциональных ощущений. Эта форма адаптации стоит как бы особняком от привычных прагматичных и утилитарных целей адаптивного процесса - она удовлетворяет духовным и творческим потребностям человека, создавая неповторимый чувственный фон для всех форм его деятельности. В этом случае среда не только формирует платформу для прочтения «высоких» задач средовых процессов, она становится их генератором и катализатором. Примерами могут служить многие

архитектурно-дизайнерские эксперименты - инсталляция «Мимми» (Mimmi, исследовательская лаборатория INVIVIA и дизайнерско-исследовательское объединение UrbanDRC, США, 2003), «Дорога Ван Гога» (Van Gogh Path, архитектурная студия Roosegaarde, Нидерланды, 2012), «Авиари» (Aviari, архитектурная студия Howeler + Yoon Architecture, ОАЭ, 2013). Это направление адаптации нашего окружения в последнее время становится все более популярным.

Определение целей адаптивных преобразований средовых объектов и систем неизбежно ставит вопрос: к чему (кому) приспосабливается среда? Так возникает понятие «фактор адаптации», или «причинаадаптации» - источник возникновения тех или иных изменений средовых форм и состояний. Анализ примеров проектной практики показывает, что в средоформировании существует три основных причины адаптационных изменений:

- условия. Выделяют как минимум два класса: природные (ландшафтная ситуация, температура, осадки, влажность, движение воздуха, характер освещения и т.д.) и антропогенные (шум, загрязнения, вибрации и т.д.);

Рис 1. Качели «Свинг Тайм» (Swing Time, архитектурная студия Howeler+Yoon, США, 2014 год). Причина адаптации - недостаточная социальная активность (потребитель). Основное средство адаптации - качели с изменяющимся режимом освещения в зависимости от движения людей (дизайнерское оснащение).

Рис 2. Парк «Минху Ветланд» (Minghu Wetland Park, ланд. компания Turinscape, Китай, 2013 год). Причина адаптации - наводнения и паводки (условия). Основное средство адаптации - система террас (ландшафтные компоненты)

- процессы и функции. Смена деятельности, которая требует изменения материальных и эмоционально-эстетических параметров среды;

- потребитель (отдельный человек, социальные группы). В эту группу факторов входят индивидуальные потребности и представления, принятые в конкретном сообществе, регионе, социальном слое, о наилучших для них характеристиках среды.

Стоит отметить, что режимы изменений состояний среды (смена процессов, действия человека, динамика форм и т.д.) определяются обычно не отдельными факторами, а их совместным действием, причём «вес» каждого фактора внутри системы тесно связан с типом адаптируемой среды. Например, в интерьерах фактор «условия» поддаётся корректировке относительно легко за счёт искусственного освещения, кондиционирования и т.п., тогда как в ландшафтных формах среды этот фактор корректируется с трудом: велика роль «внешних» природных явлений и циклов (сезонные и суточные перемены температур, вегетационные периоды растений и пр.).

Освоение адаптивных технологий - это деятельность в первую очередь с материальными носителями адаптивных свойств: объёмами, функциями, вещными системами, физическими реакциями потребителя и т.п.; именно они образуют средства адаптации, которые делятся на объёмно-пространственные (архитектурные) структуры, дизайнерское и инженерно-техническое оснащение, а также ландшафтные компоненты. Художественные средства адаптации в исследовании отдельно не выделяются, так как в большинстве случаев они являются составной частью ключевых. Далее рассмотрены особенности и примеры основных средств адаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объёмно-пространственные (архитектурные) средства включают в себя архитектурные объёмы и детали, решающие вопросы адаптации в основном за счёт динамичного формообразования, характеристик материалов, оболочек и конструкций. Достаточно подробное описание архитектурных средств адаптации (на примере жилища) можно встретить в диссертации Л.Ю. Анисимова, где он выделяет постоянную часть здания - «ядро», и изменяемую часть -«ткань» [7]. Подобное деление можно встретить также в исследованиях Г.В. Есаулова (в рамках изучения принципов устойчивости архитектуры он рассматривает «стабильное» и «изменяемое») [8]. В определённой степени схожесть теорий развития адаптивной архитектуры у разных авторов говорит о том, что данная группа средств имеет достаточно мощный фундамент как теоретических исследований, так и практических наработок, что позволили отбросить неверные пути развития и сформировать перспективные направления.

Примерами такого типа средств могут служить: мобильный модульный дом архитектора М. Жантеза, способный «складываться» и «разворачиваться», вращающиеся вслед за солнцем небоскрёбы Д. Фишера, «Скользящий дом» архитекторов Р. Рассела и А. Де Рийке. Однако большинство подобных преобразований архитектурных объектов нацелены на адаптацию

внутреннего пространства и для городской среды скорее выступают как «стабильные» компоненты.

Дизайнерское оснащение (в том числе инженерно-техни-ческоеоборудование) позволяет быстро «перенастраивать» и приспосабливать среду к смене процессов, функций и условий её потребления. Виды и формы этого оборудования (по М.В Лазаревой [9]) делятся на: информационные системы и визуальные коммуникации, системы освещения, акустические установки, системы микроклимата, механические устройства (подъёмники, траволаторы, лифты и т.д.) и сменное временное и трансформирующееся оборудование и, несколько особняком, произведения декоративного искусства и арт-дизайна.

Обычно эти группы решают только присущий им набор адаптивных задач: системы информации и освещения прежде всего прорабатывают организационные проблемы средовых процессов, установки микроклимата улучшают показатели комфортности и т.д. Однако современные формы адаптивной среды все чаще интегрируют вместе разные виды оборудования и категории средств адаптации: архитектуру дополняет дизайн, ландшафт совмещается с инженерными системами. К примеру, чтобы интенсивнее использовать уникальное пространство форума «Сони-центра» в Берлине, архитектор Х. Ян перенасытил его различными видами оборудования, избыточным в повседневной жизни, резко повысив при этом ёмкость и эффективность его адаптивного потенциала [9].

Ландшафтные компоненты берут на себя задачу экологической, «мягкой» адаптации пространства. Чаще других используется способность защищать среду от загрязнений, перегрева, неблагоприятных условий и явлений (холод, дождь, наводнение, засуха, эрозия и т.д.), прежде всего за счёт разумной пространственной организации природных процессов или с помощью разного рода защитных устройств (например, групповые посадки). Велика роль природных компонентов с художественной и эмоциональной точек зрения, которую нельзя недооценивать в условия крупных городов.

Рисунки 1-3 демонстрируют возможное использование конкретных средств адаптации при реакции на основные «раздражители» (причины адаптации).

Богатство примеров архитектурных и городских сред с высоким уровнем адаптивности позволяет выделить свойства, характерные для большинства из них:

- динамичность, мобильность, способность к разнообразнейшим трансформациям среды в целом и в деталях;

- эволюционность среды - способность к развитию (изменение функций, объёмно-пространственных параметров, эмоционального климата и пр. в процессе адаптации среды);

- «реактивность» - способность среды реагировать на изменения факторов её формирования («раздражители»);

- интерактивность среды - это свойство пространства, способного поддерживать диалог со своим пользователем, не только отвечая на его требования, но и активно вовлекая во внутрипространственную деятельность [10];

- «двухвекторность» процессов адаптации - встречное движение изменений, вызванных действиями человека в среде и последствиями реализации независящих от него видов и форм средовой деятельности.

Каждое из свойств подтверждает: адаптивность среды фактически концентрирует такие характеристики современной проектной культуры, как стремление к новизне, многозначности смыслов и человечности, которые делают её важнейшим источником положительных перемен, происходящих сегодня в нашем обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели, задачи и средства адаптивной деятельности активно дополняют друг друга, совмещая близкие позиции в интегральных це-леустановках. Это накладывает свой отпечаток на динамику «средств адаптации»: узкая специализация конкретных слагаемых среды фактически заменяется их многовекторным, универсальным использованием, границы которого определяются не спецификой данного средства (пространство обобщает задачи адаптации, дизайн их конкретизирует, ландшафт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Конференц-центр «СвисТех» (SwissTech Convention Center, архитектурное бюро Richter Dahl Rocha, Швейцария, 2014 год). Причина адаптации - частая смена мероприятий (функции). Основное средство адаптации - подвижные конструкции и перегородки (архитектурные средства)

подчёркивает естественность образа, а декор - его индивидуальность), а характером средовой деятельности. Является ли этот переход «от частного к общему» особенностью только феномена «адаптивность» или он относится к нынешнему этапу развития проектной культуры - несущественно. Важно, что он чётко обозначен мировой проектной практикой. Это значит, что проблемы теории средового проектирования, в том числе и в сфере адаптивных технологий, следует рассматривать с учётом этих позиций.

Литература

1. Милуокский музей искусств [Электронный ресурс] // Официальный сайт С. Калатравы. - Режим доступа: http:// www.calatrava.com/projects/milwaukee-art-museum.html (дата обращения 27.04.2017).

2. Центральный рынок Алдар [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Фостер и партнёры» - Режим доступа: http://www.fosterandpartners.com/design-services/ interiors/aldar-central-market-interiors/ (дата обращения 27.04.2017).

3. Конференц-центр Федеральной политехнической школы Лозанны, официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stcc.ch/en/presentation/the-center/ (дата обращения 27.04.2017).

4. Гипербоди, официальный сайт исследовательской группы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. hyperbody.nl/research/projects/smart-environments/ (дата обращения 27.04.2017).

5. Wiberg, M. Interactive textures for architecture and landscaping / M. Wiberg. - IGI Global-N.Y., 2011. - 206 p.

6. Flachbart, G. Disappearing Architecture: from real to virtual to quantum / G. Flachbart, P. Weibel. - Birchauser, 2005. - 272 p.

7. Анисимов,Л.Ю. Принципы формирования архитектуры адаптируемого жилища: дис. канд. арх.: 18.00.02 / Лев Юрьевич Анисимов; Моск. арх.ин-т. - М., 2009. - 30 с.

8. Есаулов, Г.В. Устойчивая архитектура - от принципов к стратегии развития [Электронный ресурс] / Г.В. Есаулов // Вестник ТГАСУ. - 2014 - № 6 - Режим доступа: http:// www.tsuab.ru/upload/files/additional/6_2014_01_Esaulov_ file_4945_4283_6015.pdf (дата обращения 27.04.2017).

9. Ефимов, А.В. Специальное оборудование интерьера. Архитектурно дизайнерское проектирование / А.В. Ефимов, М.В. Лазарева, В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2008. - 136 с.

10. Jaskiewicz, T. Dynamic design matter. Practical considerations for interactive architecture [Электронный ресурс] // AMIT. - 2008 - № 3 (4) - Режим доступа: http:// www.marhi.ru/AMIT/2008/3kvart08/Jaskiewicz/Abstract.php (дата обращения 27.04.2017).

11. Гагарина, E.C. Архитектурные эксперименты в контексте интерактивности и информационных технологий [Электронный ресурс] / Е.С. Гагарина // Архитектура и современные информационные технологии. - 2015. - № 4 (15). - Режим доступа: https://www.marhi.ru/AMIT/2015/4kvart15/ gagarina/gagarina.pdf (дата обращения 27.04.2017).

12. Архитектурное бюро Дж. Джерде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jerde.com/ places/detail/fremont-street-experience (дата обращения 27.04.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Literatura

1. Miluokskij muzej iskusstv [Elektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj sajt S. Kalatravy. - Rezhim dostupa: http://www. calatrava.com/projects/milwaukee-art-museum.html (data obrashheniya 27.04.2017).

2. Tsentral'nyj rynok Aldar [Elektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj sajt kompanii «Foster i partnery» - Rezhim dostupa: http:// www.fosterandpartners.com/design-services/interiors/aldar-central-market-interiors/ (data obrashheniya 27.04.2017).

3. Konferents-tsentr Federal'noj politehnicheskoj shkoly Lozanny, ofitsial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.stcc.ch/en/presentation/the-center/ (data obrashheniya 27.04.2017).

4. Giperbodi, ofitsial'nyj sajt issledovatel'skoj gruppy [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. hyperbody.nl/research/projects/smart-environments/ (data obrashheniya 27.04.2017).

7. Anisimov L.Yu. Printsipy formirovaniya arhitektury adaptiruemogo zhilishha: dis. kand. arh.: 18.00.02 / Lev Yur'evich Anisimov; Mosk. arh.in-t - M., 2009. - 30 s.

8. Esaulov G.V. Ustojchivaya arhitektura - ot printsipov k strategii razvitiya [Elektronnyj resurs]. / G.V. Esaulov // Vestnik TGASU. - 2014 - № 6 - Rezhim dostupa: http:// www.tsuab.ru/upload/files/additional/6_2014_01_Esaulov_ file_4945_4283_6015.pdf (data obrashheniya 27.04.2017).

9. Efimov A.V. Spetsial'noe oborudovanie inter'era. Arhitekturno dizajnerskoe proektirovanie / A.V. Efimov, M.V. Lazareva, V.T. SHimko. - M.: Arhitektura-S, 2008. -136 s.

11. Gagarina E.C. Arhitekturnye eksperimenty v kontekste interaktivnosti i informatsionnyh tehnologij [Elektronnyj resurs] / E.S. Gagarina // Arhitektura i sovremennye infor-matsionnye tehnologii. - 2015. - № 4 (15). - Rezhim dostupa: https://www.marhi.ru/AMIT/2015/4kvart15/gagarina/ gagarina.pdf (data obrashheniya 27.04.2017).

12. Arhitekturnoe byuro Dzh. Dzherde [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.jerde.com/places/ detail/fremont-street-experience (data obrashheniya 27.04.2017).