Научная статья на тему 'Ятрогении в гериатрической практике'

Ятрогении в гериатрической практике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
272
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ятрогении в гериатрической практике»

ет около 1 млн человек. По данным годовых отчётов терапевтического отделения областного госпиталя для ветеранов войн (ОГВВ) по частоте встречаемости ХОБЛ занимает второе место после ишемической болезни сердца. Несмотря на впечатляющее совершенствование бронхолитических, противовоспалительных средств, повсеместно отмечается рост случаев тяжелого течения, высокая инвалидизация и смертность от ХОБЛ среди больных пожилого и старческого возраста. Помимо типичных симптомов ХОБЛ - кашля с выделением мокроты, одышки и чувства нехватки воздуха, постепенно развивается ограничение физической активности пожилых людей, потеря независимости, появление потребности в постоянной медицинской и социальной помощи. Постоянное прогрессивное снижения функции внешнего дыхания заставляет искать новые подходы к комбинированной терапии ХОБЛ.

С этой целью в условиях терапевтического отделения ОГВВ обследовано 20 пациентов с обострением ХОБЛ II ст., эмфизематозно - бронхитическим вариантом. Сопутствующая патология: гипертоническая болезнью III ст., ХСН IIA ст., ФК III. Средний возраст пациентов - 81 год. Из них 75% - мужчины, 25% -женщины. 50 мужчин имели стаж курения более 40 лет. У женщин из факторов риска фигурировали переохлаждение и работа, связанная с пылью (ткацкое производство). Обследование больных включало: рентгенография ОГП, спирометрия, ЭКГ, ОАК, ОАМ, общий анализ мокроты, анализ мокроты на ВК по ВОЗ.

При поступлении в стационар у всех больных отмечался кашель с мокротой, усиление признаков дыхательной недостаточности - выраженная одышка, цианоз губ. При физикальном обследовании выслушивалось ослабленное везикулярное дыхание, рассеянные сухие свистящие хрипы. До госпитализации пациенты получали терапию беродуалом (ДАИ) при усилении одышки в среднем до 5 раз в сутки с недостаточным эффектом, что требовало коррекции лечения.

В зависимости от степени сохранности когнитивных функций 50% пациентов (которые смогли освоить использование аэролайзера) получали форадил 12 мкг 2 р/д в комбинации с бенакортом 500 мкг 2 раза в день через небулайзер (основная группа). Остальные 50% больных получали ингаляционную комбинированную терапию бенакортом в дозе 500 мкг и беродуалом по 30 капель через небулайзер 2 раза в день (контрольная группа). До начала лечения и спустя 3 недели оценивали динамику клинических, лабораторных показателей и измеряли функцию внешнего дыхания.

Результаты и обсуждение: По результатам обследований в ОАК у всех обследованных отсутствовали признаки активного воспаления: в лейкоцитарной формуле изменений не выявлено, СОЭ в среднем составила 18 мм/ч. На рентгенограммах ОГК в лёгких у всех пациентов выявлены признаки диффузного пневмосклероза. На ЭКГ у 75% исследуемых отмечались признаки повышения нагрузки на правое предсердие, у всех курящих пациентов - блокада правой ножки пучка Гиса. На фоне проводимой терапии у пациентов основной группы ОФВ1 увеличился на 29%, что было достоверно выше исходных значений и показателей контрольной группы в которой ОФВ1 увеличился на 14,5% (Р<0,05).

У всех пациентов прирост ЖЁЛ был практически одинаковым и составил в основной группе 22%, а в контрольной - 22,5%. В обоих случаях отмечалась положительная динамика клинических симптомов - значительно уменьшилась одышка, кашель, количество мокроты, исчезли побочные дыхательные шумы, со стороны сердечно-сосудистой системы побочных эффектов не отмечалось. При этом в контрольной группе сохранялась потребность в ингаляции бронхолитиков короткого действия в среднем до 2-х раз в сутки.

Таким образом, применение форадила в сочетании с бенакортом у больных ХОБЛ в стадии обострения по клинической эффективности не уступает сочетанной терапии беродуалом с ингаляционными бенокорта, а по приросту ОФВ1 превышает практически в 2 раза и позволяет достигать полной ремиссии, в то время как в контрольной группе оставалась потребность в бронхо-литиках короткого действия до 2 раз в сутки.

ЯТРОГЕНИИ В ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Е.В. Кирсанкина, В.Ю. Суровцева, Ю.Ю. Кардаков ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России, г. Тюмень E-mail авторов: kirsankina@list.ru

Современный этап развития медицины характеризуется резким увеличением осложнений лечения и диагностики, получивших название ятрогений. Понятие "ятро-гения" было введено немецким психиатром О. Бумке в 1925 г. и первоначально под этим явлением понималось причинение вреда пациенту неосторожным, непродуманным, бестактным словом врача. ВОЗ в 1995 г. приняла ятрогении в ранг основных заболеваний, определив их как любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и терапевтических вмешательств или процедур, которые приводят к нарушениям функций организма, инвалидности или смерти. В МКБ-10 ятрогении представлены как самостоятельные патологические процессы [6].

В настоящее время в нашей стране сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением численности и доли лиц пожилого и старческого возраста, которые страдают множественными хроническими заболеваниями [1-4]. Гериатрические больные чаще обращаются за медицинской помощью, поэтому являются наиболее уязвимыми для формирования ятрогений. У ятрогенных заболеваний отсутствуют патогномоничные симптомы. Психогенные ятрогении проявляются в форме неврозов, психозов, неврастений, истерий, фобий, депрессий, чувства тревоги, депрессивных и ипохондрических расстройств. Они вызываются неосторожными и неправильно понятыми высказываниями медицинского работника о состоянии здоровья пациента [6]. Психогенная ятрогения также может проявляться отказом от лечения из-за недостаточных объяснений врача о необходимости приема препаратов, или частым посещением поликлиники, мнением больного о наличии у него тяжелого заболевания и требованиями усиленного лечения. Врачи, курирующие пожилых больных, не придают должного значения такому компоненту, как рациональная психотерапия - разъ-

16

Тюменский медицинский журнал Том 16, № 2, 2014

яснение больному в доступной форме сущности его заболевания, возможностей лечебного воздействия, пользы и риска назначаемой терапии, ссылаясь на когнитивные нарушения у гериатрических больных [2].

Основными ятрогенными событиями при госпитализации больных пожилого возраста являются внутрибольничные инфекции, падения, делирий, нежелательные лекарственные реакции, послеоперационные осложнения, нозокомиальные инфекции. Например, при анализе 1200 случаев нозокомиальных инфекций риск их возникновения у больных в возрасте 70-79 лет оказался в 10 раз выше, чем в группе 40-49 лет [5].

У большинства больных пожилого и старческого возраста сочетается несколько хронических заболеваний, конкурирующих между собой в выраженности клинических проявлений, прогностической значимости, влиянии на качество жизни. Полиморбидность часто является объективной предпосылкой полипрагмазии, которая может приводить к нежелательным лекарственным реакциям, побочным и токсическим эффектам в гериатрической практике. Так, одновременный прием 3 препаратов приводит к лекарственным взаимодействиям у 6% больных, 5 медикаментов - увеличивает их частоту до 50%, при приеме 10 препаратов риск лекарственных взаимодействий достигает 100% [5].

Таким образом, создание медико-социальных отделений в поликлиниках для пожилых больных, знания врачей об основных принципах гериатрии позволят уменьшить риск ятрогенных событий в гериатрической практике.

Литература:

1. Абрамушкина М.В., Болотнова Т.В. Структура сердечнососудистой патологии у долгожителей Тюменской области // Медицинская наука и образование Урала. - 2005. - № 5. - С. 46-47.

2. Болотнова Т.В., Юсупов А.Р. Интеграция деятельности медицинских и социальных служб при оказании помощи пожилым // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - N° 3. - С. 6-7.

3. Болотнова Т.В., Литвинова Т.А. Особенности хронической об-структивной болезни легких в ассоциации со стенокардией напряжения и артериальной гипертензией у больных пожилого возраста // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. -Том 9, № 1. - С. 14-15.

4. Гуртовенко И.Ю. Эпидемиология социально-значимых заболеваний желудочно-кишечного тракта // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - Том 9, № 5. - С. 17-18.

5. Дворецкий Л.И. Ятрогенные события в гериатрической практике // Врач. - 2012. - № 5. - С. 14-17.

6. Красильников А.П. Ятрогении и безопасность медицинской помощи // Медицинские новости. - 1996. - № 4.

7. Пристансков В.Д. Ятрогении в системе норм уголовного закона // Медицинское право и этика. - 2003. - № 2.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ В АССОЦИАЦИИ С ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ В ПОЖИЛОМ И ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

Б.Х. Китаева, Н.С. Оконечникова, Т.В. Болотнова

ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России, г. Тюмень ЦГБ, поликлиника №1, г. Новый Уренгой

В структуре заболеваний внутренних органов сердечно-сосудистая патология занимает первое место

среди причин первичного выхода на инвалидность, госпитализации и смертности [1, 7, 9, 11]. В пожилом возрасте преобладают ассоциированные формы сердечно-сосудистых заболеваний, которые имеют взаимоотя-гощающее влияние [2, 3, 6, 10]. В настоящее время большой интерес представляет изучение качества жизни у кардиологических больных пожилого возраста с учетом сопутствующей патологии [4, 5, 8].

Цель исследования: провести сравнительную характеристику показателей качества жизни (КЖ) больных артериальной гипертензией (АГ) в ассоциации с ишемической болезнью сердца (ИБС) и хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) в пожилом и зрелом возрасте.

Материал и методы. Основную группу составили 32 больных пожилого возраста с АГ в ассоциации с ИБС и ХОБЛ (средний возраст - 72,1 года). Группу сравнения составили 14 больных зрелого возраста с аналогичной ассоциацией (средний возраст - 51,6 лет).

Качество жизни определяли с помощью опросника SF-36 (SF-36 Health Status Survey). Опросник SF-36 заполнялся медицинским работником путем анкетирования. Результаты представляли в виде оценок в баллах по 8 шкалам (физический компонент здоровья: физическая активность, ролевое физическое функционирование, интенсивность боли, общее состояние; психологический компонент здоровья: жизнеспособность, социальная активность, ролевое эмоциональное функционирование, психическое здоровье), составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на более высокий уровень КЖ. Показатели каждой шкалы варьируют от 0 до 100 баллов, где 100 баллов - полное здоровье.

Результаты и обсуждение. На основании проведения шкалирования результатов с помощью русской версии опросника MOS SF-36 было установлено, что КЖ пожилых больных ассоциированной патологией по 7 шкалам было ниже в сравнении с больными зрелого возраста. Исключение составило ролевое физическое функционирование, показатели которого практически не отличались у больных пожилого и зрелого возрастов (46,8 и 46,3 балла соответственно).

При оценке физического компонента здоровья наибольшие различия были получены по шкале физическая активность: в группе больных пожилого возраста этот показатель составил всего 47,0 баллов, тогда как в группе больных зрелого возраста этот показатель был гораздо выше и составил 67,1 балла. Показатели по шкалам интенсивность боли и общее состояние здоровья были незначительно ниже у больных пожилого возраста в сравнении с больными зрелого возраста (35,4 и 39,0 баллов; 32,3 и 36,0 баллов соответственно).

При оценке психологического компонента здоровья наибольшие различия получены по шкале психического здоровья: в группе больных пожилого возраста этот показатель составил всего 34,7 балла, тогда как в группе больных зрелого возраста этот показатель был гораздо выше и составил 61,0 балл. Показатели по 3-м остальным шкалам (жизнеспособность, социальная активность и ролевое эмоциональное функционирование) также были ниже у больных пожилого возраста в сравнении с больными зрелого возраста (32,8 и 45,0

Том 16, № 2, 2014 Тюменский м,едицин.ский журнал

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.