Научная статья на тему 'Яшмовый пояс Урала как объект психологического туризма'

Яшмовый пояс Урала как объект психологического туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
208
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / ЯШМА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЯШМОВЫЙ ПОЯС / УРАЛ / NATURE / JASPER / EMOTIONAL TOURISM / JASPER BELT / THE URALS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Белан Лариса Николаевна, Галяутдинова Светлана Ишбулдиновна, Гумерова Рамзия Башировна

Психологический туризм — новое направление туристических услуг, заключающееся в грамот­ном психологическом сопровождении человека во время прохождения маршрута. В статье описыва­ется специфика психологического туризма и перспективы его развития на примере уникального природного объекта «Яшмовый пояс Урала».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Urals Jasper Belt as an Emotional Tourism Site

Emotional tourism as a new direction in tourism is aimed at the competent psychological follow-up of people while passing the route. The article considers a peculiarity of еmotional tourism and prospects for its development, the Urals jasper belt, a unique object of nature, taken as an example.

Текст научной работы на тему «Яшмовый пояс Урала как объект психологического туризма»

Л.Н. Веяан, С.И. Галяутдинова, Р.Б. Гумерова

ЯШМОВЫЙ ПОЯС УРАЛА КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Психологический туризм — новое направление туристических услуг, заключающееся в грамотном психологическом сопровождении человека во время прохождения маршрута. В статье описывается специфика психологического туризма и перспективы его развития на примере уникального природного объекта «Яшмовый пояс Урала».

Larisa N. Belan, Svetlana I. Galyautdinova, Kam^iya B. Gumerova THE URALS JASPER BELT AS AN EMOTIONAL TOURISM SITE

Emotional tourism as a new direction in tourism is aimed at the competent psychological follow-up of people while passing the route. The article considers a peculiarity of еmotional tourism and prospects for its development, the Urals jasper belt, a unique object of nature, taken as an example.

Ключевые слова: природа, яшма, психологический туризм, яшмовый пояс, Урал. Key words: nature, jasper, emotional tourism, jasper belt, the Urals.

Внимание исследователей чаще всего направлено на изучение воздействия социальной среды на личностный рост, на выгавление механизмов этого воздействия, определение закономерностей становления духовно-нравственной сферы человека. Реже, как показал анализ, изучается влияние природной среды на гармоничное развитие личности. Вместе с тем через взаимодействие с природой у человека пробуждается первозданная сила, открываются внутренние знания, высвобождается скрытый потенциал возможностей.

Психологами отмечено, что особую напряженность для человека представляют гомогенные и «агрессивные поля города»: голые стены из бетона и стекла, асфальтовые покрытия, преобла-

дание одинаковых элементов, к примеру, однообразные ряды окон на стенах высотных домов. Однообразный городской ландшафт может способствовать развитию стрессов, появлению депрессии. Выход в природу — это возможность попадания человека в более комфортную многоликую среду природы, положительно влияющую на его социально-психологическое состояние.

Обращение к природе, выражение человеком определенного к ней отношения возможно через туризм [I].

Башкортостан, находясь в географическом центре России, отличается исключительным разнообразием природных условий. Богатство и уникальность башкирской природы несет в себе не только эстетическую ценность, но и облада-

Белан Лариса Николаевна, доктор геолого-минералогических наук, профессор Башкирского государственного университета

Галяутдинова Светлана Ишбулдиновна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей психологии Башкирского государственного университета

Гумерова Рамзия Башировна, кандидат медицинских наук, доцент Башкирского государственного университета

©Белан Л.Н., Галяутдинова С.И., Гумерова Р.Б., 2012

ет огромным духовно-нравственным потенциалом [2].

Именно эта ее особенность и позволяет реализовать новое, востребованное сегодня направление туристической деятельности — психологический туризм.

Цель его заключается в грамотном психологическом сопровождении человека в прохождении маршрута, во время которого специалистами-психологами ведется работа по формированию позитивного мировосприятия, навыков самопознания.

В программу психологического туризма входят мероприятия, проводимые в местах нахождения конкретных природных объектов, выделенных народом как имеющие особенную ценность. В республике перспективными объектами в этом отношении обозначены Ахуновский мегалитический комплекс, городище Багшай, источник «Аулия» на горе Ауштау, пещера Шульган-таш и др. Наиболее привлекательным маршрутом для организации психологического туризма, на наш взгляд, является Яшмовый пояс Урала.

Образную картину происхождения яшм1 нарисовал академик А.Е. Ферсман: «Несколько сот миллионов лет назад, в так называемый девонский период не было современного уральского кряжа. То мелководье, то более глубокое море с отдельными островами покрывало те места, где сейчас высятся горные хребты Южного Урала. Не было ещё следов горообразующей деятельности, но уже изливались лавы, подводные извержения нарушали спокойную картину девонского моря. На морском дне заливаемой лавами, обитала фауна в виде разнообразных животных с кремнистым скелетом — губок и радиолярий».

В сложном химическом процессе накапливались их остатки, на дне образуя целые слои кремнистого ила — будущей яшмы. Прошло много миллионов лет и мощные процессы горообразования положили начало Уральскому хребту, а вместе с ним и яшме [4, с. 252].

Разнообразие видов яшмы, ее красота, а также ее способность при восприятии этой породы человеком создавать у него уникальные психические образы, позволяющие развивать воображение, проявлять адекватные эмоции, совершен-

ствовать процессы чувственного познания, дают возможность психологам использовать эти маршруты с целью совершенствования психической сферы личности.

Говоря о разнообразии яшмы, следует отметить, что этот камень представлен однотонными, ленточными, волнисто-переливчатыми и пестро-цветными (пейзажными) разновидностями. Пейзажная яшма представлена на Ташбулатовском месторождении в Абзелиловском районе. Однотонными яшмами сургучно-красного, желтого и зеленого цвета сложены Файзуллинское, Балта-тауское месторождения в Баймакском районе. В Учалинском районе расположено Аушкульское (нежно-розовая яшма), Наурузовское (ленточная яшма с чередованием темно-красных и серо-зеленых полос), Мулдакаевское (серо-синяя, красная яшма), Калканское (яшма серо-зеленого цвета) месторождения.

Богатая история этого камня, вобравшего в себя весь спектр солнечного света, как камень грез и вдохновения, символ тайн бытия, позволяет человеку настраиваться на медитацию, погружая в его собственные эмоции и чувства и помогая увидеть их в необычном ракурсе.

Опыт организации психологического туризма показал, что именно созерцание яшмы в природных условиях, благодаря ее уникальным эстетическим свойствам в сочетании с живописным ландшафтом Башкирского Зауралья, привлекает людей, мотивированных на духовно-нравственное развитие.

Народы Юго-Восточной Азии наделяли этот камень сверхъестественной силой, он был предметом межплеменного обмена. Например, с особым почтением к яшме относились в Японии. Когда посылали гонца с каким-либо поручением или в знак приветствия, к ветке дерева адзуса обязательно привязывали яшму. Она таким образом символизировала человеческую жизнь. Ценилась яшма в Корее и Китае, где ее считали символом тайн бытия. Из яшмы резали украшения, кубки, символы власти. Вставки из яшмы на шлемах, поясах, рукоятях мечей считались надежными оберегами.

По даосским представлениям, яшма считалась «камнем жизни», ибо укрепляла физичес-

1 Яшма — в пер. с греч. «яспис» «пестрый». По мнению исследователей, «яспис» является производным от арабского «яшб», персидского «яшм» и древнееврейского «ясфе». На Руси же слово «яспис» означало «крапчатый камень», его также назвали «тигровым» камнем за характерные полосы и разводы.

70

Л.Н. Беяан, С.И. Таляутдинова, Р.Б. Тумерова

кое тело и продлевала жизнь. В одном из храмов Таиланда находится статуя Будды, выточенная из монолита яшмы зеленого цвета массой более 5 т. Считается, что эта уникальная скульптура обладает сильной целительной энергией. В старину яшму считали средством от эпилепсии и лихорадки. Еще Авиценна советовал носить яшму на животе, чтобы предотвратить болезни желудка.

Со времен палеолита из яшмы изготавливались различные инструменты. Древние шумеры резали из камня амулеты и печати. Вытачивались талисманы, геммы, декоративные предметы.

Приписывали яшме и способность ограждать от отравлений. Сохранились сведения, что византийский император Мануил I Комнин (правил в 1143—1180 гг.) преподнес в подарок монахам горы Афон яшмовую чашу, которая не только исцеляла от различныгх недугов, но и противодействовала всевозможным ядам. В Древнем Риме больные нередко носили на шее амулет из яшмы, на котором были вырезаны их имена.

Яшма — один из немногих камней, обладающих особыми таинственными свойствами. Не случайно первые христиане посвятили яшму апостолу Петру, сделав ее эмблемой твердости духа. Во многих странах считается, что яшма притягивает в дом удачу, счастье и достаток.

На территории СССР, в древних стоянках людей, наряду с кремнями и нефритом были обнаружены наиболее древние изделия повседневного назначения из яшм. Наряду с жемчугом, хрусталем и янтарем М.В. Ломоносов вписал яшму в перечень важнейших русских товаров. В 1766 г. в Екатеринбурге быша составлена первая карта месторождений цветных и драгоценных камней Урала, из которыгх 68 быши яшмовые. Необходимо также отметить, что еще при Петре I именно уральскую яшму собирали для пополнения Кунсткамеры и для Петергофской гранильной фабрики.

С XVIII в. до первой четверти XX в. башкирские яшмы быши объектом разработок на сотнях кустарных рудников, исходным материалом для уникальных изделий российских камнерезов, украшающих поныне Эрмитаж, Русский музей, Лувр и другие музеи Европы. А затем наступило время её забвения. Из яшмы строили дороги, фундаменты зданий, заборы и т.п.

Одно из ранних свидетельств об открытии уральской яшмы относится к 1742 г. и связано с именами «рудоприищика Екатеринбургского ведомства» Фёдора Бабина, его сына Петра и ученика Кирилла Обвищева. Ими были отысканы четыре месторождения красных и зеленых яшм по реке Тура (Средний Урал). В 1743 г. в разных местах по той же Туре гранильщик Екатеринбургской гранильной фабрики Несенцов обнаружил тёмно-красные с желтыми крапинками и «фигурчатые» яшмы — темно-желтоватые с красными угловатыми пятнышками и густой сетью кварцевых жилок. В 1751 г. оренбуржец Семен Черемисинов отыскал в старых чудских копях близ озера Иртяш (Южный Урал) «камня крапчатого наподобие яс-писа». В ноябре этого же года башкирский старшина Агилды Сатангулов объявил о найденной им «в полуденную сторону от Чебаркуль-ской крепости, при речке Санарке, зеленой яшме» [3] .

Ранней весной следующего года башкиры Умер (Юмер) Юмышев и Янгилды Биекилдишев обнаружили светло-зеленые яшмы на реках Бе-шеляк, Кандабулак и «камень подобной агату видом красной с белыми прожилками подобен мелкому глянду» на окруженной топкими болотами небольшой возвышенности в окрестностях д. Уразово. Это была та самая уразовская яшма, известная под именем «великолепного мясного агата» [3].

Сегодня в РФ известно около 500 месторождений поделочных яшм, из них более половины сконцентрированы в Башкортостане. Республика Башкортостан — мировой лидер по богатству и разнообразию яшмы — «священного камня Южного Урала» (по выражению академика А.Е. Ферсмана), единственный регион в России, где выполнены современные геологоразведочные работы по оценке ресурсов яшмы, доказавшие её внушительный недровый потенциал. Но в силу инерции многолетнего застоя в добыче и переработке яшмы практическое использование этого камня крайне ограничено. В РБ месторождения и проявления яшмы размещены на восточном склоне Южного Урала среди пород зеленокамен-ного комплекса в Учалинском, Абзелиловском, Баймакском, Хайбуллинском районах. Здесь полоса развития яшмы и яшмоидов шириной 30— 50 км прослеживается с севера на юг более чем на 400 км.

Данный экскурс в историю яшмы является лишь небольшой частью характеристики этого камня и специфики его распространения. Несомненно, Яшмовый пояс Урала содержит огромный потенциал для развития рекреации в целом и психологического туризма в частности. Как показал опыт, предлагаемый маршрут психологического туризма под названием «Яшмовый пояс Урала» дает положительный настрой, помогает обрести цельность и ценность собственного бытия, гармонизирует энергетическую структуру человека, восстанавливает духовные и интеллектуальные силы. На наш взгляд, психологический туризм в перспективе должен занять достойное место в системе отдыха, познавательной и оздоровительной деятельности человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галяутдинова С.И., Белан JI.H., Гумерова Р.Б. Понимание психологической готовности туриста к чрезвычайной ситуации в походе // Материалы Все-рос. науч.-практ. конф. «Социально-психологическая помощь населению в чрезвычайных ситуациях» (6 октября 2011 г.). - Уфа: БашГУ, 2011. - 220 с.

2. Никонов В.В.^ Белан JI.H. и др. Перспективы развития геотуризма в Республике Башкортостан // Материалы VIII Межрегион. науч.-практ. конф., г. Уфа, 17-20 ноября 2010. - С. 278-280.

3. Семёнов В.Б. Яшма. - Свердловск, 1979. - Режим доступа: geo.web.ru/druza/a-SemenVB.htm

4. Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. - М.: Наука, 1974.

К сведению читателей

Вышла книга:

Барлыбаев Х.А. Структура сознания и идентичность. — Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. — 116 с.

Рассматривается структура сознания в двух основополагающих формах: интеллектуальное сознание и духовное. Выделяются их совмещенные и функциональные формы, а также особая сфера бессознательного и подсознательного в природе человека — психика. Исследуется содержание идентичности, раскрывается эволюция понятия «идентичность». Показана роль идентичности в социальном управлении, международных отношениях и решении российских проблем. Анализируются различные формы идентичности.

Для специалистов, изучающих философскую антропологию, теорию познания, а также читателей, интересующихся наукой о человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.