Научная статья на тему 'ЯРОСЛАВСКИЙ ДЕМИДОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ - ДЕТИЩЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА'

ЯРОСЛАВСКИЙ ДЕМИДОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ - ДЕТИЩЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ЯРОСЛАВСКИЙ ДЕМИДОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Артем Борисович

В статье исследуются проблемы становления и развития высшего юридического образования в Ярославле во второй половине XIX - начале XX в. Рассматривается роль Демидовского юридического лицея как научного, образовательного и культурного центра общероссийского значения. Показываются особенности ярославской юридической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЯРОСЛАВСКИЙ ДЕМИДОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ - ДЕТИЩЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА»

А.Б. Иванов*

ЯРОСЛАВСКИЙ ДЕМИДОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ -ДЕТИЩЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА

Аннотация. В статье исследуются проблемы становления и развития высшего юридического образования в Ярославле во второй половине XIX - начале XX в. Рассматривается роль Демидовского юридического лицея как научного, образовательного и культурного центра общероссийского значения. Показываются особенности ярославской юридической школы.

Ключевые слова: юридическое образование, Российская империя, Ярославский Демидовский юридический лицей, высшая школа, профессорско-преподавательский состав, учебный процесс.

В настоящее время Ярославский государственный университет носит имя Павла Григорьевича Демидова (1738-1821) - представителя знаменитой династии российских предпринимателей1. В 1803 г. по инициативе и на средства этого мецената в Ярославле было открыто училище высших наук, которое имело «одинаковую степень с университетом»2. Это событие считается временем зарождения в Ярославском регионе высшей школы, именно с него ведет свою историю современный Демидовский университет.

С момента своего учреждения Ярославское Демидовское высших наук училище (с 1834 г. - Ярославский Демидовский лицей) обладало статусом образовательного центра губернского города, играло важную роль в его

-5

общественной жизни . Однако подлинно всероссийский размах деятельность лицея получила после его преобразования в 1868 г. в учебное заведение юридического профиля. Рубеж XIX-XX вв. стал периодом расцвета Демидовского лицея, временем, когда сформировалась и получила широкую известность ярославская юридическая школа как самобытный феномен в научном, образовательном и культурном пространстве России.

До своего преобразования в юридический Ярославский Демидовский лицей являлся учебным заведением камерального профиля. Согласно Уставу 1845 г. основная главная цель лицея определялась как «распространение основательных сведений по части камеральных наук в связи с отечественным

* Иванов Артем Борисович, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, ivart76@mail.ru

1 Подробнее о династии Демидовых см.: Головщиков К.Д. Род дворян Демидовых. Ярославль, 1881; Чумаков В.Ю. Демидовы. Пять поколений металлургов России. М., 2011; Юркин И.Н. Демидовы. М., 2017.

2 См.: Именной Указ императора Александра I Правительствующему Сенату от 6 июня 1803 г. «О преимуществах, предоставляемых Ярославской гимназии» (ответ на прошение статского советника Демидова) // Очерки истории высшей школы Ярославского края / отв. ред. А.М. Селиванов. Ярославль, 2003. С. 27-29.

Подробнее о начальном «доюридическом» этапе развития Демидовского лицея см.: Головщиков К.Д. Черты жизни и деятельности Ярославского Демидовского высших наук училища и потом лицея, с краткой биографией П.Г. Демидова. Ярославль, 1869.

19

законоведением»1. Камеральное образование, идея которого была взята из Германии, представляло собой совокупность технических, экономических и финансовых знаний, и было нацелено на подготовку чиновников для службы в ведомстве министерства государственных имуществ и казенных палатах.

Посредством подготовки камералистов правительство рассчитывало повысить эффективность государственного управления. Однако на практике концепцию камерального образования реализовать надлежащим образом в Демидовском лицее не получилось. В середине XIX века лицей находился в состоянии упадка по причине «органического недостатка внутреннего его устройства, от множественности учебных дисциплин при отсутствии связующего их единства» . Приезжавшие в Ярославль представители министерства народного просвещения отмечали низкий уровень знаний лицеистов, бедность библиотеки, слабую организацию учебного процесса. Учебный план лицея являлся «смесью предметов общегимназических с предметами высшего специального образования и, по многочисленности их,

-5

представлялся неисполнимым» . Образовательному учреждению не хватало квалифицированных кадров, нередкими были ситуации, когда должности преподавателей долгое время оставались вакантными (оплата труда в лицее была ниже, чем в университетах и в гимназиях). В 1862 г. численность студентов в лицее сократилась до 34, а в 1864 г. - до 29. В 1863 г. попечитель Московского учебного округа Д.С. Левшин констатировал, что лицей «в настоящее время сам собою распадается»4.

В рассматриваемый период кризисные явления затронули лицейское образование в целом. Современники фиксировали ничтожное количество поступающих, слабость и недостаточность преподавательского состава. По мнению министра народного просвещения А.В. Головина, необходимость существования учебных заведений лицейского типа не имела ни научного, ни практического значения. «Занимая среднее место между университетами и гимназиями, они не принадлежали вполне ни к разряду средних, ни к разряду высших учебных заведений, печальным следствием этого является поверхностность образования»5.

Вопрос о дальнейшей судьбе Ярославского и других лицеев стал предметом широкого обсуждения с участием ученых и государственных деятелей, в ходе него рассматривалась возможность закрытия учебного заведения6. Предлагалось также преобразовать лицей в реальное училище с

1 Егоров С.А. «На честное дело жизни»: Ярославская юридическая школа. Ярославль, 1997. С. 26.

Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее / под ред. С.А. Егорова, М. А. Лушникова, Н.Н. Тарусиной. Ярославль, 2009. С. 45.

Щеглов В.Г. Высшее учебное заведение в г. Ярославле имени Демидова в первый век его образования и деятельности. Ярославль, 1903. С. 208.

4 Цит. по: Щеглов В.Г. Указ. соч. С. 175.

5 Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902. С. 429.

6 Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее. С. 47.

20

целью подготовки руководящих кадров для промышленности, другой вариант виделся в расширении учебного курса ярославской гимназии, переименовании ее в лицей с финансированием из демидовского фонда.

Наибольшую поддержку в итоге получила идея об утверждении лицея в статусе специальной юридической школы, целенаправленно готовящей учащихся к практической деятельности, к службе в правоохранительных и судебных органах. Сторонники данной точки зрения, ссылаясь на судебную реформу 1864 г., указывали на большой недостаток в стране подготовленных юристов, на то, что юридические факультеты университетов и училище правоведения не в состоянии покрыть даже одну треть этой потребности1. Так, в первой половине XIX в. выпуск юристов по всем университетам России не превышал 40-50 специалистов в год . По данным на 1869 г. в губерниях центральной части Российской империи более 80% мировых судей

-5

не имело университетского образования .

Сторонники правовой специализации лицея из среды столичных чиновников и ученых делали акцент на практическую составляющую образовательного процесса, подчеркивая, что в учебных планах лицея должна быть широко представлена юридическая практика по новому судопроизводству4. Одним из первых данный подход озвучил профессор Московского университета К.Д. Кавелин, позднее его поддержали главноуправляющий II Отделением Императорской канцелярии В.Н. Панин и окружной московский инспектор П.Д. Шестаков. Решающую роль в преобразовании Демидовского лицея сыграла позиция обер-прокурора Святейшего Синода и министра народного просвещения Д.А. Толстого5. Таким образом, кадровый голод, вызванный судебной реформой 1864 г., определил судьбу высшего учебного заведения в Ярославле - в 1868 г. после преобразования оно стало именоваться Демидовским юридическим лицеем.

Важно отметить, что руководство лицея, вопреки официальной позиции, стремилось выстраивать учебный процесс, базируясь на широкой концепции юридического образования, близкой к университетской системе обучения. Наиболее последовательным сторонником такого подхода являлся директор лицея, профессор М.Н. Капустин6. «Юридическая школа, - писал ученый, - призвана готовить деятелей широкого профиля, способных проявить себя на самых разнообразных поприщах... анализ явлений жизни,

1 Нестеренко Л.С. Реализация судебной реформы 1864 г. на пространстве Российской империи: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 15.

2 Галай Ю.Г. Подготовка юристов в университетах Российской империи. Нижний Новгород, 2011. С. 60.

3 Попова А.Д. Правда и милость да царствуют в судах (из истории реализации Судебной реформы 1864 г.). Рязань, 2005. С. 47.

Записка о необходимости преобразования лицеев: Демидовского и князя Безбородко. СПб, 1863. С. 17.

5 Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее. С. 57.

6 Михаил Николаевич Капустин (1828-1899) занимал должность директора Демидовского юридического лицея с 1870 по 1883 год.

историческое понимание их, знакомство с великими законодательными памятниками древности и нового времени, с богатством юридического мышления, - все эти преимущества правоведения должны действовать плодотворно на образование характеров и на весь общественный строй. Рассчитывать же число обучающихся правоведению по числу штатных вакансий в различных учреждениях значило бы низводить науку на степень рутины и механического мастерства»1. В целом концепция лицейского образования, заложенная М.Н. Капустиным, была нацелена «исключительно на научную, чуждую практической направленности подготовку юристов широкого профиля, ставившей в центр обучения гражданское и римское право»2.

Временный устав Демидовского юридического лицея был утвержден 3

-5

июля 1868 г. , предполагалось, что он будет действовать три года в виде опыта. В уставе подчеркивалось, что на лицей распространяются права и преимущества университетов, в нем нашли отражение основные принципы Университетского устава 1863 г. В штат Демидовского лицея входили десять профессоров и три доцента. На десяти кафедрах преподавались практически те же дисциплины, что и на юридических факультетах университетов. Уставом устанавливался четырехлетний срок обучения, но пребывать в статусе студента лицея можно было в течение шести лет. Директор учебного заведения избирался его Советом из числа ординарных профессоров с последующим высочайшим утверждением4. Выпускники лицея, также как и студенты, окончившие университет, получали в зависимости от достигнутых успехов либо звание действительного студента, либо степень кандидата наук.

В 1870 г. директором лицея был утвержден профессор Московского университета, доктор международного права М.Н. Капустин, который в итоге сыграл ключевую роль в становлении и развитии высшего юридического образования в Ярославле. Этот педагог и ученый являлся настоящим подвижником своего дела. Первоначально, помимо руководства учебным заведением, он взял на себя обязанности директора библиотеки и инспектора лицея. Несмотря на загруженность административными делами, М.Н. Капустин нередко вел по три лекционных курса (международное право, энциклопедию права, институции римского права). Если кто-то из лицейских преподавателей переходил в другое учебное заведение, то директор брал его

1 Временник Демидовского юридического лицея. 1873. Кн. 5. С. 423.

2

Егоров С.А. «На честное дело жизни»: Ярославская юридическая школа. С. 49. См.: Высочайше утвержденный временный Устав Демидовского Юридического Лицея от 3 июля 1868 г. // Очерки истории высшей школы Ярославского края / отв. ред. А.М. Селиванов. Ярославль, 2003. С. 33-41.

4 По новому Уставу 1874 г. за лицеем не были сохранены права автономии. Его профессора не избирались, подобно университетским, Советом лицея, а назначались министром народного просвещения. Назначению министра подлежали также директор и инспектор лицея.

предмет и преподавал (безвозмездно) до тех пор, пока не находился достойный кандидат на вакантную должность1.

М.Н. Капустин проявил себя и как квалифицированный руководитель, проводя весьма эффективную кадровую политику в непростые начальные годы работы юридического лицея. Он смог привлечь на преподавательские должности молодых специалистов, которые, начав в лицее свою научно-педагогическую деятельность, выросли в последующем в крупных ученых-юристов. Такими специалистами, в частности, являлись историк права В.Ф. Владимирский-Буданов, государствовед Н.К. Нелидов, теоретик права П.Л. Карасевич, цивилист Н.Л. Дювернуа, криминалист М.В. Духовской. М.Н. Капустин и в дальнейшем умело подбирал преподавателей, на смену первой генерации педагогов и ученых пришла «вторая волна», которую составили цивилисты Д.И. Азаревич, А.И. Загоровский, Н.С. Суворов, криминалисты Н.Д. Сергеевский, Л.С. Тальберг, Л.С. Белогриц-Котляревский, специалисты по административному и финансовому праву А.А. Исаев, И.Т. Тарасов, историк права И.И. Дитятин и др. Эта традиция продолжалась и при других руководителях. По словам С.М. Шпилевского, возглавлявшего учебное заведение в 1885-1904 гг., «преподавание в Демидовском юридическом лицее всегда стояло на значительной высоте»2.

С целью привлечения преподавательских кадров в провинциальный Ярославль в 70-е гг. XIX вв. при лицее был создан институт профессорских стипендиатов. Выпускники университетов (прежде всего, Московского, находившегося поблизости) получали возможность за счет средств лицея готовить научные исследования, проходить стажировку за границей. То есть Ярославль привлекал молодых исследователей хорошими условиями для научной работы и подготовки диссертации. Впоследствии, получив ученую степень, специалисты оставались преподавать в Демидовском лицее более или менее продолжительное время.

Исследователей также привлекала в Ярославль лицейская библиотека, благодаря фондам которой они могли выполнять диссертационные работы. Библиотека в учебном заведении была сформирована еще в первой половине XIX в., в том числе благодаря активному участию П.Г. Демидова, который передавал книги из своей домашней коллекции. После преобразования лицея в учебное заведение юридического профиля возникла острая необходимость комплектования библиотеки с уклоном в правовую тематику, так как из 11

-5

тыс. книг брошюр и журналов только 4 тыс. являлись профильными . В годы директорства М.Н. Капустина было приобретено литературы на 88 тыс. рублей. В итоге лицейская библиотека вошла в число крупнейших в России,

1 Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее. С. 61.

Цит. по: Покровский С.П. Демидовский лицей в Ярославле в его прошлом и настоящем. Ярославль, 1914. С. 205.

Соловьев А.А. Статус - «вузовская»: библиотека Демидовского лицея // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 142.

к 1914 г. в ее фондах числилось свыше 53 тыс. томов научной и учебной юридической и иной литературы, не считая брошюр1.

В Демидовском лицее преподаватели получали широкие возможности для публикации результатов своих научных исследований на страницах периодических изданий. С 1872 г. в учебном заведении начал издаваться «Временник Демидовского юридического лицея», в котором основное место отводилось трудам профессорско-преподавательского состава (монографии, лекционные курсы и др.). Также во «Временнике» публиковались научные работы студентов, протоколы заседаний Совета лицея, сведения о главных событиях жизни образовательного учреждения. В общей сложности вышло 115 книг «Временника».

С 1886 г. при «Временнике Демидовского юридического лицея» стала выходить «Юридическая библиография», в которой давались подробные обзоры новой юридической литературы, причем авторами рецензий как правило были преподаватели лицея. С 1907 г. «Юридическая библиография» стала самостоятельным изданием, это был первый и единственный в стране юридический библиографический журнал и одно из лучших изданий в области библиографии2. Также в это время увидело свет третье лицейское издание - «Юридические записки», выходившее с периодичностью 4 раза в год, в нем публиковались менее объемные, чем во «Временнике» научные работы, объемом до трех печатных листов. Таким образом, в начале XX в. Демидовский юридический лицей стал самым богатым по своим изданиям высшим учебным заведением в России.

Несмотря на весьма привлекательные условия для научной работы, созданные в Ярославле, все же оставались актуальными проблемы нехватки и частой сменяемости преподавателей. Выбор специалистов ограничивался в связи с тем, что «...Ярославль далеко не предоставляет всех им удобств жизни, свойственных университетским городам и высоко ценимых людьми, получившими высшее образование»3. Преподавание в университете считалось более престижным и лучше оплачиваемым. Поэтому после защиты диссертации и получения известности в научном мире многие приезжавшие в Демидовский юридический лицей ученые переходили на университетские кафедры. По словам современников, лицей являлся «рассадником ученых сил для всех юридических факультетов российских университетов»4.

С другой стороны, одним из конкурентных преимуществ Демидовского лицея являлось его относительно близкое нахождение от Москвы, и часть преподавателей имела возможность вести занятия в Ярославле, проживая и работая в столичном городе. Нередки были случаи, когда основным местом

1 Покровский С.П. Указ. соч. С. 239.

2 Егоров С.А. «На честное дело жизни»: Ярославская юридическая школа. С. 78.

3 Щеглов В.Г. Указ соч. С. 267.

4 Там же. С. 268.

работы оставался лицей, а преподавание в столичных вузах осуществлялось по совместительству1.

Одной из серьезных проблем высшего юридического образования в Российской империи являлось низкое качество методического обеспечения учебного процесса, слабая разработанность методики проведения лекций и практических занятий. Как пишет Ю.Г. Галай, «методика преподавания юридических наук в литературе того времени фактически не обсуждалась, да и методических пособий почти не существовало». В этом плане первенство принадлежало не университетам, а Демидовскому лицею в Ярославле, в котором «собралась блестящая плеяда преподавателей-юристов, активно работающих как в научном, так и в методическом плане»2. И действительно, на страницах «Временника Демидовского юридического лицея» регулярно публиковались подготовленные преподавателями курсы лекций для студентов: «Наука о государстве как предмет высшего образования» Н.К. Нелидова, «О значении римского права для русских юристов» Н.Л. Дювернуа, «Введение в энциклопедию права» П.Л. Карасевича, «Хрестоматия по истории русского права» М.Ф. Владимирского-Буданова, «Конспект лекций по международному праву» М.Н. Капустина, «Задачи науки уголовного права» М.В. Духовского, «Основные начала и формы уголовного процесса» Н.Д. Сергеевского, «Введение в курс всеобщей истории права» В.В. Сокольского и др.

К началу XX в. в университетах было издано лишь три учебно -методических пособия, предназначенных для проведения практических занятий со студентами-юристами. При этом два из них были составлены профессорами Демидовского юридического лицея Н.Д. Сергеевичем -«Казуистика (сборник судебных случаев для практических занятий по уголовному праву)» и В.А. Юшкевичем - «Руководящие начала к преподаванию гражданского права». Обе работы были опубликованы во «Временнике Демидовского юридического лицея» и «служили пособием не только для изучающих, но и для преподающих юридические дисциплины в российских университетах»3. Примечательно, что третье пособие было разработано профессором Московского университета П.Л. Карасевичем, ранее также несколько лет работавшим в Демидовском лицее.

В целях фундаментализации юридической подготовки в лицее в 1872 г. было введено и никогда не прерывалось преподавание всеобщей истории права, тогда как на юридических факультетах российских университетов дисциплина была упразднена по Университетскому уставу 1884 г. «Видимо не случайно, - пишет И.А. Емельянова, - данная дисциплина осталась лишь в Демидовском лицее, так как в нем всеобщая история права всегда стояла на высоком уровне. Именно там директор лицея М.Н. Капустин написал учебное руководство «Очерки истории права в Европе», ставшее первым

1 Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее. С. 101.

2 Галай Ю.Г. Указ. соч. С. 126, 127.

Егоров С.А. «На честное дело жизни»: Ярославская юридическая школа. С. 104.

25

отечественным учебником по всеобщей истории права»1. В лицее раньше, чем в университетах был введен курс и создана торгового права2. Римское право читалось в большем объеме, впоследствии институции, история и догма римского права преподавались как три самостоятельных предмета.

Качество юридического образования в лицее соответствовало самым высоким стандартам. Не случайно его выпускники: Л.Н. Казанцев, И.Я. Гурлянд, В.А. Удинцев, В.А. Гаген, В.Н. Ширяев стали ординарными профессорами, известными учеными. В.А. Удинцев и В.А. Гаген были деканами юридических факультетов Петербургского и Варшавского университетов, В.Н. Ширяев стал последним директором лицея, а затем возглавил образованный на его базе в 1918 г. Ярославский государственный университет. Магистром государственного права являлся бывший лицеист С.П. Покровский.

Отличался лицей и фундаментальным уровнем общеобразовательной подготовки, культивированием интереса студентов к проблемам истории и искусства. Видимо, не случайно, в числе его студентов оказались поэты К.Д, Бальмонт, М.А. Богданович, писатель-фантаст А.Р. Беляев, драматурги и писатели И.Я. Гурлянд и А.А. Потехин, философ К.Н. Леонтьев и др.

В целом Демидовский юридический лицей относился к числу наиболее демократических вузов России. Большинство студентов университетов принадлежало к дворянскому сословию. Так, в середине XIX в. из 3,9 тыс.

-5

обучавшихся в университетах студентов 2,5 тыс. (60%) являлись дворянами . В составе же студентов Демидовского лицея доминировали разночинцы. Дело в том, что обладание аттестатом зрелости, отличавшее окончивших гимназию от выпускников других средних учебных заведений, не было обязательным условием для поступления в Ярославский лицей. А гимназическое образование являлось преимущественно дворянским.

Среди студентов лицея было много малообеспеченных воспитанников духовных семинарий. Так, в период с 1870 по 1884 гг. из 1012 обучавшихся в лицее 845 (более 80%) относились к бывшим семинаристам4. Зачастую поступление молодых людей в семинарии диктовалось не столько мечтой о духовном сане, сколько тягой к получению доступного образования. В лицее воспитанников семинарий привлекала более низкая, чем в других вузах плата за обучение, а также весьма широкие возможности социальной поддержки нуждающихся («недостаточных») студентов. Например, в 1881 г. от оплаты за обучение была освобождена половина лицеистов - 157 из 3135.

Поддержка лицеистов осуществлялась по нескольким направлениям. В 1871 г. по инициативе директора учебного заведения М.Н. Капустина было

1 Емельянова И.А. Всеобщая история права в русском дореволюционном правоведении (XIX в.). Ч. 1. Казань, 1981. С. 91.

2 Очерки истории высшей школы Ярославского края / отв. ред. А.М. Селиванов. Ярославль, 2003. С. 19.

3 Галай Ю.Г. Указ. соч. С. 44, 73.

4 Егоров С.А. «На честное дело жизни»: Ярославская юридическая школа. С. 66.

5 Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее. С. 78.

26

учреждено Попечительство о недостаточных студентах, средства которого формировались из пожертвований частных лиц (в основном ярославского купечества и дворянства), из взносов преподавателей лицея, выручки от спектаклей, публичных лекций и др. За счет средств Попечительства оказывалась материальная поддержка учащимся, в частности, оплачивались медицинские услуги в земской больнице и приобретались лекарства. В начале XX в. недостаточные студенты поучили возможность пользоваться кассой взаимной помощи, выдававшей краткосрочные (до одного месяца в пределах 10 рублей) и долгосрочные (до одного года в пределах 100 рублей) ссуды. С 1880 г. в здании лицея стал действовать интернат. Студенты, принятые в интернат (решение об этом принимал директор), обеспечивались питанием, одеждой, учебными пособиями и «необходимыми средствами художественного образования»1. Интернат стал одним из первых открытых в российском учебном заведении университетского типа студенческих общежитий.

В Демидовском лицее получила широкое развитие система стипендий. Плату за обучение не вносили Демидовские стипендиаты, то есть студенты, содержавшиеся за счет средств основателя лицея - П.Г. Демидова (первоначально 20 человек). Также учреждались именные стипендии. Например, в 1902 г. в лицее была учреждена стипендия им. Ф.Г. Волкова в честь основателя первого в России провинциального театра. К 1914 г. число стипендий для недостаточных студентов возросло до 54 (из них 27 демидовских, 11 - от ярославского дворянства, 2 - от города Ярославля, 1 -от адвокатов лицеистов и т. д.)2.

Доступность обучения, высокий уровень образования, престижность профессии юриста привлекали в Демидовский лицей абитуриентов. В 1880 г. в отчете директора констатировалось: «нет почти ни одной местности в России, которая бы не выслала свой контингент студентов в лицей. И в нынешнем году получены прошения из тридцати трех губерний»3. По числу студентов-юристов лицей уступал только столичным университетам, в 1882 г. в нем обучалось 327 студентов, в 1908 г. - 1053.

В Ярославский лицей нередко принимались лица, отчисленные из других учебных заведений по политическим мотивам, что свидетельствует о распространенных в нем либеральных взглядах. Так, в число студентов был принят исключенный из духовной семинарии социалист Н.И. Подвойский. Студентом лицея стал также исключенный из Казанского университета А.М. Стопани, создавший в 1895 г. в Ярославле первый марксистский кружок. Аналогичный подход имел место и в отношении преподавательского состава. Например, приват-доцентом в лицее работал Р.М. Орженцкий,

1 Головщиков К.Д. Павел Григорьевич Демидов и история основанного им в Ярославле училища (1803-1886). Ярославль, 1887. С. 171. Егоров С.А. Ярославское высших наук училище. Ярославль, 1980. С. 54. Летопись Демидовского юридического лицея за 1879/1880 учебный год // Временник

Демидовского юридического лицея. Ярославль, 1880. Кн. 23. С. 12.

27

уволенный из Новороссийского университета за политическую деятельность. Также были приняты в Демидовский лицей неблагонадежные с точки зрения властей социалисты Н.Н. Полянский, Б.А. Кистяковский и Б.В. Чредин. Первая кадетская организация в Ярославской губернии была создана во многом на базе лицея, а возглавил ее приват-доцент В.Н. Ширяев.

Достаточно большое внимание в Демидовском лицее уделялось популяризации права. В 1896 г. при учебном заведении было образовано Юридическое общество, поставившее целью разработку теоретических и практических вопросов права, а также распространение юридических знаний. В обществе насчитывалось около 100 членов, а его первым председателем стал директор лицея С.М. Шпилевский. В скором времени при «Обществе» было учреждено особое отделение для собирания на территории губернии и научной обработки правовых обычаев населения. Результаты проведенных исследований были отражены в труде профессоров С.П. Николаева и Е.И. Якушкина «Гражданское право по решениям Крестобогородского волостного суда Ярославской губернии и уезда»1. В рамках просветительской работы профессора лицея (С.М. Шпилевский, В.Г. Щеглов, И.Т. Тарасов и др.) регулярно выступали перед населением Ярославля с публичными лекциями, которые пользовались большим успехом.

На протяжении существования Демидовского лицея его руководством регулярно предпринимались усилия по преобразованию учебного заведения в классический университет либо академию с целью придания ему более высокого статуса (зачастую лицей в обществе ассоциировался со средним образованием) и, как следствие, расширения возможностей для учебной и научной деятельности. Так, в середине 70-х гг. XIX в. в связи с принятием нового устава, предлагалось переименовать лицей в юридическую академию. По мнению Совета лицея «название лицея Демидовской юридической академией подняло бы его в глазах всего общества»2. Одновременно с этим предлагалось предоставить лицею право присуждать ученые степени магистра и доктора и ввести должность ректора. В ходатайстве указывалось следующее: «Высшее учебное заведение с такими самостоятельными задачами научной деятельности, обещающими создание в нем своеобразной научной школы, должно быть поставлено в полную независимость от внешних условий. Демидовский юридический лицей в настоящем составе своего Совета обладает достаточным научным авторитетом для возведения в научные степени магистра и доктора лиц, которые окажутся того достойными»3. Указанные предложения отклонялись правительством, по всей видимости, основным препятствием было близкое территориальное расположение Ярославля от Москвы, где уже действовал свой университет. В итоге идея о преобразовании лицея в университет была реализована только в 1918 г. при советской власти.

1 Егоров С.А. Ярославское высших наук училище. С. 53.

2 Щеглов В.Г. Указ. соч. С. 241.

3 Цит по: Щеглов В.Г. Указ. соч. С. 244-245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, Демидовский юридический лицей в Ярославле был во многом уникальным и выдающимся вузом. Образованное в 1803 г. по инициативе П.Г. Демидова высших наук училище на волне судебной реформы 1864 г. получило юридическую специализацию, что придало новый импульс его развитию. На рубеже XIX-XX вв. Демидовский лицей стал крупным научным и образовательным центром Российской империи в области правоведения. По многим параметрам лицей не только не уступал классическим университетам, но даже превосходил их (учебно-методическая работа, издательская деятельность, доступность образования без потери его качества и др.). Ярославская научная школа, сформировавшаяся в стенах Демидовского лицея, оказала большое влияние на развитие в стране юридической доктрины и практики.

Библиографический список

1. Галай Ю.Г. Подготовка юристов в университетах Российской империи. Н.Новгород: Нижегородский филиал ИБП, 2011. - 310 с.

2. Головщиков К.Д. Павел Григорьевич Демидов и история основанного им в Ярославле училища (1803-1886). Ярославль: Тип. Г. В. Фальк, 1887. - 225 с.

3. Головщиков К.Д. Род дворян Демидовых. Ярославль: Тип. Губ. правл., 1881. - 106 с.

4. Головщиков К.Д. Черты жизни и деятельности Ярославского Демидовского высших наук училища и потом лицея, с краткой биографией П.Г. Демидова. Ярославль: Тип. Губ. правл., 1869. - 72 с.

5. Егоров, С.А. «На честное дело жизни»: Ярославская юридическая школа. Ярославль: Верхняя Волга, 1997. - 288 с.

6. Егоров С.А. Ярославское высших наук училище. Верхне-Волжское книжное изд-во, 1980. - 80 с.

7. Емельянова И.А. Всеобщая история права в русском дореволюционном правоведении (XIX в.). Ч. 1. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1981. - 160 с.

8. Летопись Демидовского юридического лицея за 1879/1880 учебный год // Временник Демидовского юридического лицея. Ярославль, 1880. Кн. 23. С. 1-22.

9. Нестеренко Л.С. Реализация судебной реформы 1864 г. на пространстве Российской империи: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

10. Очерки истории высшей школы Ярославского края / отв. ред. А.М. Селиванов. Ярославль: б.и., 2003. - 383 с.

11. Покровский С.П. Демидовский лицей в Ярославле в его прошлом и настоящем. Ярославль: Тип. Губ. правл., 1914. - 264 с.

12. Попова А.Д. Правда и милость да царствуют в судах (из истории реализации Судебной реформы 1864 г.). Рязань: Изд-во «Поверенный», 2005. - 311 с.

13. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб.: Издание Министерства народного просвещения, 1902. - 889 с.

14. Соловьев А.А. Статус - «вузовская»: библиотека Демидовского лицея // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 142.

15. Чумаков В.Ю. Демидовы. Пять поколений металлургов России. М.: ЗАО «Бизнеском», 2011. - 272 с.

16. Юркин И.Н. Демидовы. М.: Молодая гвардия, 2017. - 447 с.

17. Щеглов В.Г. Высшее учебное заведение в г. Ярославле имени Демидова в первый век его образования и деятельности. Ярославль: Тип. Губернского Правления, 1903. - III, 277, V с.

18. Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее / под ред. С.А. Егорова, М. А. Лушникова, Н.Н. Тарусиной. Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 835 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.