ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2012. № 4
Т.В. Щербакова
«ЯРЬ» СЕРГЕЯ ГОРОДЕЦКОГО И «ЯР» СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
(к истории взаимоотношений поэтов)
В статье исследуются взаимоотношения С.М. Городецкого и С.А. Есенина в 10-е годы ХХ в. Автор проанализировал влияние Городецкого на творчество младшего современника, в частности, указав на сходство мотивной организации первого стихотворного сборника Городецкого «Ярь» и прозаического произведения Есенина «Яр».
Ключевые слова: крестьянская поэзия, народность, фольклор, биография, литературные объединения, мотивы.
The article presents an investigation into the relationship between two poets — Sergei Gorodetsky and Sergey Esenin in the 1910s. The subject of the article is Goro-detsky' influence on Esenin's work. In particular, the similarity of Gorodetsky's first book ("Yarh' ") and the story of Esenin's "Yar" on the motive level is shown.
Key words: village poetry, nationality, folklore, biography, literary associations, motives.
Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967), в начале ХХ в. известный и успешный поэт, был одним из тех, кто ввел Сергея Есенина в литературу. Они познакомились в 1915 г. в Петрограде. В автобиографии Есенин кратко упоминает об этом: «19 лет попал в Петербург проездом в Ревель. Зашел к Блоку. Блок свел с Городецким, Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление»1. Городецкий же рассказал об этом подробнее: «Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник весны. <.. .> Тут же мне Есенин сказал, что, только прочитав мою "Ярь", он узнал, что можно так писать стихи, что и он поэт, что наш общий тогда язык и образность уже литературное искусство»2.
О дружественных отношениях, сложившихся в то время между ними, свидетельствуют и письма поэтов. Так, в письме Городецкого от 6 июня 1915 г. читаем: «Много о тебе думаю и радуюсь, в темные свои дни, что ты еси. <...> Всё мне кажется, что я на тебя не на-
1 Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 1 т. М., 2010. С. 656.
2 Городецкий. С.М. Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания. М., 1984. С. 38.
гляделся и стихов твоих не наслушался. Пришли мне книжку свою теперь же <подчеркнуто автором. — Т.Щ.>, хоть, как она есть»3. Та же интонация и в письме от 7 августа: «Мне всё еще нова радость, что ты есть, что ты живешь, вихрастый мой братишка. Так бы я сейчас потягал тебя за вихры кудрявые! Я тебе не скажу, что ты для меня, потому что ты сам знаешь. Вот такие встречи, как наша, это и есть те чудеса, из-за которых стоит жить»4. Даже по частушке, которую Есенин написал о старшем товарище, ясно, как тепло он к нему относился:
Сделала свистулечку Из ореха грецкого. Веселее нет и звонче Песен Городецкого5.
Именно Городецкий приложил немало усилий, чтобы стихи Есенина увидели свет. С просьбой о публикации его стихов он обращался во многие журналы. 23 октября 1915 г. рекомендовал Есенина редактору петроградского отделения газеты «Русское слово» А.В. Ру-манову: «Юный златокудрый, который принесет тебе это письмо, — поэт Есенин (я тебе говорил — рязанский крестьянин). Не издашь ли его первую книгу "Радуница" у Сытина? Если поможет делу, я напишу предисловие. Стихи медовые, книга чудесная. Приласкай!»6. А первый сборник рязанского поэта, посвященный, кстати, именно Городецкому, он собирался выпустить в своем издательстве «Краса», которое намеревался создать.
Позже, уже после смерти Есенина, в статье, опубликованной в журнале «Новый мир», Городецкий попытался уяснить (достаточно самокритично) меру своего влияния на молодого поэта: «Что я дал ему в этот первый, решающий период? Положительного — только одно: осознание первого успеха, признание его мастерства и права на работу, поощрение, ласку и любовь друга. Отрицательного — много больше: всё, что воспитала во мне тогдашняя питерская литература: эстетику рабской деревни, красоту тлена и безвыходного бунта»7. Как видим, характеристика предельно резкая, возможно, вызванная обстоятельствами времени, когда требовалось во что бы то ни стало «расквитаться» с «декадентством». Но все же, думается, не только этим. Были и другие обстоятельства, предрешившие охлаждение поэтов друг к другу.
3 Письма С. Городецкого С. Есенину // РГАЛИ. Ф. 190. Оп.1. Ед. хр. 107. С. 2.
4 Там же. С. 3.
5 Вдовин В.А. Факты — вещь упрямая. Труды о С.А. Есенине. М., 2007.С. 123.
6 Там же. С. 223-224.
7 Городецкий. С.М. Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания. М., 1984. С. 40.
Вот одно из них, самое существенное. В 1915 г. формируется группа «Краса», куда вошли крестьянские поэты Есенин, Николай Клюев, Александр Ширяевец, Сергей Клычков, Павел Радимов. Как вспоминал Городецкий, «не был чуждым ей Вячеслав Иванов и художник Рерих»8. А «верховодил в этой группе»9, помимо автора вышеприведенных строк, еще Алексей Ремизов. Группа просуществовала недолго. Чёткой программы у объединения не было. Спустя 11 лет Городецкий писал о ней так: «... острый интерес к русской старине, к народным истокам поэзии, к былине и частушке был у всех нас»10. Единственным печатным свидетельством существования группы была сделанная от ее лица публикация стихотворения Городецкого, посвящённого А.С. Пушкину. Оно вышло весной 1915 г. отдельной брошюрой тиражом 500 экземпляров. Развернутую характеристику группе дал исследователь творчества Есенина В.А. Вдовин: «Обратив свой взор к далекому прошлому, к славянской мифологии, русской старине, языческой Руси, где жизнь якобы шла по законам гармонии и красоты, "Краса" стремилась воскресить поэтический мир народных песен, сказок, преданий. В современной деревне участники группы видели хранительницу обрядов и обычаев далёких предков, а религиозность народа и наивная крестьянская патриархальность казались им вечными и непреходящими ценностями»11.
Вдохновителем начинания с полным правом можно назвать Городецкого. В этом движении он объединил две свои «страсти» — к народной стихии, Древней Руси и к покровительству молодым поэтам. С оттенком иронии характеризовал позицию Городецкого Георгий Иванов в своей книге «Петербургские зимы»: «У Городецкого, при всей переменчивости его взглядов и вкусов, было одно "устремление", которое не менялось: страсть к лубочному "русскому духу". <.> Естественным дополнением пристрастия к "русскому духу" было стремление Городецкого открывать таланты из народа и окружать себя ими. <.. .> Приезжает в Петербург Есенин. Шестнадцатилетний, робкий, бредящий стихами. Его мечта — стать настоящим писателем. Он приехал в лаптях, но с твердым намерением сбросить всю свою "серость". Вот он уже как-то "расстарался", справил себе "тройку", чтобы не отличаться от "городских", "ученых". Но он понимает, что главное отличие не в платье. И со всем своим шестнадцатилетним "напором" старается стереть это различие. <.> Понятно, что Есенин и вообще "Есенины", пообмерзнув в традиционном петербургском "холоде", — были счастливы, когда встречали Городецкого. <. > Холодное одобрение Блока. Строгий взгляд через лорнетку З. Гип-
8 Там же.
9 Там же. С. 42.
10 Там же.
11 Вдовин В.А. Факты — вещь упрямая. Труды о С.А. Есенине. М., 2007. С. 116.
пиус... Придирчивый разбор Сологуба — вот эта строчка у вас не дурна, остальное зелено. И ко всем этим скупым похвалам — один и тот же припев: учиться, учиться. Работать, работать, работать.
И вдруг знакомство с Городецким, таким сердечным, ласковым, милым, такой "родной душой". И в первой же беседе с этой родной душой — полная переоценка ценностей. <.. .> Скорее вон из головы "мертвую учебу", скорее лапти обратно на ноги, скорее обратно поддевку, гармонику, залихватскую частушку»12.
Единственное выступление группы на публике состоялось 25 октября 1915 г. в Петрограде в концертном зале Тенишевского училища. Городецкий отмечал, что это был первый публичный успех Есенина. Это подтверждает и присутствовавшая на вечере К. Ясинская: «Читал Есенин на этом первом вечере великолепно. Он имел успех»13. Молодой поэт предстал перед публикой в голубой рубашке, сапогах, а своим стихам аккомпанировал на балалайке.
В периодических изданиях тут же появились отклики, однако многие из них были негативного характера: «Дегтярные сапоги и парикмахерски завитые кудри дают фальшивое впечатление пастушка с лукутинской табакерки. Этого мнимого "народничества" лучше избегать»14. В «Журнале журналов» было напечатано сатирическое стихотворение «Краса» с подзаголовком «Вдохновенный отчет», в котором высмеивалась «псевдонародная» манера выступавших:
Словно древние славяне Поднялися из земли, — Берегитесь, бусурмане! Ой-дид-ладо, ой-люли! <...>
Слышен посвист молодецкий, Все заборы расцвели, То Сережа Городецкий. Ой-дид-ладо, ой-люли! Плохостишьем незабвенен (Где такого и нашли!) Заливается Есенин. Ой-дид-ладо, ой-люли!15
Георгий Иванов отрицательно оценил не только «лубочность» облика и поведения Есенина, но и псевдонародную ориентацию участников группы. Вспоминал он, правда, не о вечере в Тенишев-ском училище, а о вечере на квартире Городецкого, но и здесь он в первую очередь обратил внимание на вычурность облика молодого
12 Иванов Г. Петербургские зимы. СПб., 2000. С. 94-96.
13 С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 1. М., 1986. С. 257.
14 Биржевые ведомости. 1915. № 15 179. Цит. по: Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 7. Кн. 2. М., 2000. С. 572.
15 Журнал журналов. 1915. № 30. С. 9.
5 ВМУ, филология, № 4
поэта: «Выходит Есенин. На нем косоворотка — розовая, шелковая. Золотой кушак, плисовые шаровары. Волосы подвиты, щеки нарумянены. В руках — о Господи! — пук васильков — бумажных. <.> Есенина я видел полгода тому назад, до его знакомства с Городецким. Как он изменился, однако. И стихи как изменились.
... Лады, Лели, гусли-самогуды, струны-самозвоны. — Вряд ли раньше Есенин и слыхал об этих самогудах и Ладах.»16.
Вскоре группа «Краса» прекратила свое существование, однако вместо нее появилось общество «Страда», председателем которого стал И.И. Ясинский, а товарищем председателя — Городецкий. Среди почетных членов значились И. Репин, Ф. Шаляпин, В. Короленко, К. Бальмонт. Входил туда и Есенин. Первое собрание прошло 17 октября 1915 г. Однако ни в своей автобиографии «Мой путь», ни в статье «Воспоминания о С.А. Есенине» об этом объединении Городецкий не упоминает. Причина этого явления подробно исследована в статье В.А. Вдовина «Есенин и литературно-художественное общество "Страда"». «Документы позволяют утверждать, — пишет ученый, — что в основе конфликта лежали расхождения принципиального характера, связанные с участием Городецкого в "Страде" и его отношением к Есенину»17. Главную причину разрыва еще недавних друзей Вдовин увидел в разном понимании поэтами народности: Городецкий хотел сформировать из Есенина и Клюева «крестьянских поэтов», они же мыслили себя поэтами народными. Кроме того, Городецкий пытался придать новому литературному объединению неонародническое направление, сходное с тем, которое имела ранее образованная им группа «Краса», а сами же участники «Страды» иначе формулировали свои цели, что следует из предисловия к первому литературному сборнику объединения: «Служение народной словесности — наша главнейшая задача, как незыблемой основе русской общественности в ее развивающихся и совершенствующихся формах выявления. Народность, как преобладающее направление деятельности "Страды", не есть, однако, народничество; народность не приспособляется к тем или другим преходящим идеалам. Это широкое течение, в котором живое творческое благородное русское слово должно преображать разнообразные и почему-либо враждующие между собою духовные, сословные и расовые русские стихии неустойчивой природы в великое, единое и вечное, неколебимое целое, одушевляемое одинаковыми любовными идеалами равноправного во всех отношениях общежития»18.
Сборник появился уже после того, как группу покинул Городецкий, который принял участие лишь в первом вечере «Страды»
16 Иванов Г. Указ. соч. С. 97.
17 Вдовин В.А. Указ. соч. С. 105.
18 Страда. Литературный сборник. Кн. 1. Пг., 1916-1917. С. 8.
19 ноября 1915 г., где выступил с чтением стихов. Впоследствии Городецкий прислал Ясинскому резкое письмо, которое вызвало недовольство членов «Страды», в том числе Есенина и Клюева. «На Клюева и Есенина письмо Городецкого к Вам произвело ужасное впечатление, и они открыто говорят о полной своей от Городецкого отчуждённости»19, — писал Ясинскому секретарь «Страды» В. Игнатов.
Однако упомянутые разногласия не отменяют того факта, что Городецкий не только помог Есенину войти в литературную среду, но и оказал влияние на его творчество. В этом плане показательны совпадения (и не только в созвучии названий) «Яри» Городецкого и повести Есенина «Яр» (напомним ещё раз про восторг Есенина, вызванный прочтением первого сборника стихов петербургского поэта).
В 1916 году в журнале «Северные записки» выходит есенинская повесть, работать над которой поэт начал предположительно в июне 1915 г. Уже в ее названии явно слышны отзвуки заглавия самого известного сборника стихотворений Городецкого. И хотя «Яр» произведение прозаическое, а у Городецкого лирические стихотворения, переклички обнаруживаются даже в отношении ритма есенинской прозы. В этой связи можно указать на мнение известного стиховеда Ю.Б. Орлицкого, отметившего уникальную стилистику «Яра», ориентированную одновременно на стих и прозу, что объясняется изначальной двойной установкой автора, присущим ему стихотворным типом мышления: «При этом строфы группируются в соразмерные главки, а те — в не менее соразмерные главы и части; таким образом, вертикальная урегулированность текста, характерная
для стихотворных произведений, переносится в «Яре» на структуру
20
художественной прозы.» .
Трудно определенно установить, с какой версией «Яри» был знаком Есенин. Если с первым, вышедшим в 1906 г. сборником, то его, как и Волошина, могла захватить «яровая чувственность вечных рождений, которые еще помнят путы утробные»21. Если же с первым томом собрания сочинений поэта (1910), куда под названием «Ярь» вошли стихи из сборников «Ярь» и «Перун» (1907), а также еще 63 не издававшихся ранее стихотворения, то он не мог не почувствовать дыхания «какого-то великого эпоса»22, мощь которого ощутима и в прозаическом произведении Есенина. Однако учитывая дружбу
19 ОР ГНБ. Ф. № 901. Оп. 1/Ш. Ед. хр. 327. Л. 7. Цит. по: Вдовин В.А. Указ. соч. С. 107.
20 Орлицкий Ю.Б. О стихосложении новокрестьянских поэтов (к постановке проблемы) // Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997. С. 156.
21 Волошин М.А. Лики творчества. М., 1988. С. 465.
22 Городецкий С.М. Ярь. 2-е изд. СПб., 1910. С. 6.
двух поэтов и тот факт, что Есенин некоторое время жил в квартире Городецкого, с большой вероятностью можно утверждать, что поэт был знаком с обеими редакциями «Яри».
Сам Есенин считал «Яр» произведением неудачным и не любил о нём вспоминать. Критических откликов появилось немного. Как на главный недостаток в них указывалось на обилие диалектизмов. В целом же оценка критики была равнодушно-снисходительной: «Повесть «Яр» не хуже, не лучше многих повестей из крестьянской жизни, которым предстоит недолгое существование. Читаешь ее без раздражения, но и без любопытства даже»23. При этом ни один критик не обратил внимания на сходство названия повести со сборником стихов Городецкого, хотя фантастический успех первого сборника Городецкого был еще у всех на слуху. А при его появлении значение слова «ярь» наиболее точно было раскрыто в рецензии Волошина: «Ярь — это всё, что ярко: ярость гнева, зелёная краска — ярь-медянка, ярый хмель, ярь — всходы весеннего сева, ярь — зелёный цвет. <.> Но самое древнее и глубокое значение слова Ярь — это производительные силы жизни, и древний бог Ярила властвовал над всей стихиею Яри»24.
У Есенина «Яр» выступает, с одной стороны, в своем первоначальном словарном значении — «крутой берег», «обрыв», «склон оврага». Но, по мнению сестры писателя, название произошло от местного топонима: «.в четырех километрах от Константинова, на опушке леса, на берегу Старицы (старого русла Оки), отделяющей луга от леса, стоял хутор, принадлежавший константиновскому помещику Кулакову. Этот хутор носил название Яр»25. Однако когда Есенин жил на квартире Городецкого, тот усердно читал исследование А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», а в нем был дан подробный разбор значения самого корня «яр», что также могло явиться отправной точкой при написании повести: «Корень яр совмещает в себе понятия а) весеннего света и теплоты, Ь) юной, стремительной, до неистовства возбуждённой силы, с) любовной страсти, похотливости и плодородия: понятия, неразлучные с представлениями весны и ее грозовых явлений»26.
Есенин, имевший крестьянские корни, писал о том, что хорошо знал: о сельской жизни, обычаях, заговорах, приметах, быте. Городецкий — житель города, однако тяга к народной стихии была у него
23 Отклики Кавказа. 1916. 27 апреля. К. 93. Цит. по: Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1997.
24 Волошин М.А. Указ. соч. С. 464.
25 Есенин С.А. Собр. соч. Т. V: Проза. Статьи и заметки. Автобиографии. М., 1979. С. 304.
26 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. Т. 1. М., 1995. С. 439.
всегда, именно она объединяет все его книги. Вот как он сам писал об обстоятельствах своего творчества: «Летом [1904 г.] я поехал на «кондиции» (уроки) в усадьбу тогдашней Псковской губернии. Всё свободное время я проводил в народе, на свадьбах и похоронах, в хороводах, в играх детей. Увлекаясь фольклором еще в университете, я жадно впитывал язык, синтаксис и мелодии народных песен»27.
Есенин пишет о жителях яра. При этом яр у него предстаёт в двояком обличии: и как естественное, природное начало, и как дикое, тягостное, дурманящее. Именно «яровое» чувство, ощущение связи с этим местом, с этой природой проходит через всю жизнь деревенских обитателей. Для героини повести Лимпиады лучше яра ничего нет, она нигде, кроме яра, не была и любила его всей душой, чувствовала его каждой клеточкой тела: «Знала любую тропинку в лесу, все овраги наперечёт пересказывала и умела находить всегда во всём старом свежее»28. Даже ради любимого она не может оставить родной дом — для неё оказывается проще умереть. А вот Карев потому и уходит, что яр его давит, и он «загадал выплеснуть всосавшийся в его жилы яровой дурман»29. Все жители так или иначе находятся под властью яра, чувствуя себя, как звери, его неотъемлемой частью. И дед Иен верно говорит о Ваньчке и всех остальных: «... я ведь знаю его, он человек лесной, мы все медведи, не он один»30. На «двойственность содержания»31 своей «Яри» указывал и Городецкий. Однако у Есенина связь с яром всё же чаще окрашивается в мрачные тона («Глух наш яр-то, жисть надо поджечь в нём»32, — говорил Афонька). А у Городецкого в большей степени присутствует именно «яровая чувственность», радость весны, приятие светлого начала в природе:
Расцветает, голубеет, Зеленеет — это я. Посветлеет, заалеет — Это зов: зовут меня33.
Сопоставимы описания вихря в третьей главе «Яра» и в цикле Городецкого «Хаос». Вихрь в конце есенинской повести знаменует собою беду (ссылка деда Иена, уход Карева, смерть Анны и Лим-пиады). И яр словно чувствует наступление трагедии: «Откулева-то выползло на востоке черное пятнышко и, закружившись, начало свертываться в большой моток.
27 Городецкий С.М. Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания. М., 1984. С. 8.
28 Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 1 т. С. 542.
29 Там же. С. 557.
30 Там же. С. 539.
31 Литературное наследство. Т. 92. Кн. 3. М., 1981. С. 33.
32 Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 1 т. С. 506.
33 Городецкий С.М. Стихотворения и поэмы. Л., 1974. С. 56.
По яру дохнувший ветерок трепыхнул листочки клёнов, и вдогон зашептал вихорь. <.> Сердце его <Карева. — Т.Щ.> кружилось с вихрем, думал, как легко бы и привольно слиться с грозою и унестись далеко-далеко, так далеко, чтобы потерять себя.
Яр зашумел, закачался, и застонала земля»34.
Как видим, здесь имеется намек и на очищающее начало происходящих изменений. У Городецкого хаос предшествует рождению новой жизни. Первый раздел, «Зачало», заканчивается следующими строчками:
И заплещет хаос пенный, Возвращенный и бессменный, Вырываясь из вселенной35.
Таким образом, при общем компоненте корня «яр» у двух авторов он часто выступает в диаметрально противоположных значениях. У Городецкого — «яровая» радость жизни, подъем, у Есенина — овраг, обрыв.
В повести Есенина есть образ, явно впитавший импульсы «Яри». Это девушка Лимпиада, лесная русалка. Ее сопоставление с языческим персонажем возникает неоднократно (при первом же упоминании о ней: «Лимпиаду звали лесной русалкой.»36). Сходство фиксируется и в поведении героини, и в её портретных описаниях: «Волосы ее светились, на ресницах дрожали капли, а платок усыпали зеленые иглы.
— Недаром тебя зовут русалка-то. ты словно из воды
вышла»37.
Но мифические существа, лесные русалки, или древеницы, возникают и в стихах Городецкого:
Древеницы в лесу заплетали Замурудные мхи-волоса. Высоко пряди-космы взлетали, Заметали, мели небеса38.
В лирике Городецкого постоянно присутствуют фольклорные персонажи. Поэт почти всегда придавал их образам что-то свое, как бы «переиначивал» их на свой лад, а зачастую и создавал новых богов и богинь языческого пантеона. У Есенина сквозь образ реальной девушки проступают мифологические черты, причём они предопределяют и ее судьбу: русалка не может покинуть место своего обитания и должна погибнуть. И Лимпиада говорит возлюбленному:
34 Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 1 т. С. 553.
35 Городецкий С.М. Стихотворения и поэмы. С. 82.
36 Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 1 т. С. 497.
37 Там же. С. 524.
38 Городецкий С.М. Стихотворения и поэмы. С. 126.
«Но я, лесная русалка, полюбила тебя живого, тут и я несчастлива,
39
и ты» .
Судьба Лимпиады даже в чем-то может быть соотнесена с сюжетом стихотворения Городецкого «Прощание с женами» (цикл «Виринеи» в сборнике «Ива», 1912). Виринеи — это сказочные образы, придуманные Городецким. Это юные, страстные, но и жестокие существа. При прощании с мужем Виринея говорит, что ждет ребенка:
— Ты хмельна ль, жена? — Хмельна.
— Тяжела ли? — Тяжела.
— Ночь темна ль тебе была?
— Ночь была темным-темна40.
И прощание Лимпиады с Каревым завершается такими словами: «почувствовала, что под сердцем зашевелился ребенок»41.
Соотносимо и композиционное членение произведений. Первоначально у Есенина отсутствовало деление на три части, оно появилось, только когда вышла вторая часть. У Городецкого же деление «Яри» на три части — «Зачало», «Ярь» и «Темь» — присутствует только в редакции 1910 г. Части эти отличаются друг от друга как тематически, так и стилистически, но при этом формируют целостность сборника: «Зачало» — философские размышления автора о таинстве рождения, жизни, смерти, любви, они символизируют собой возникновение мира, его истоки; «Ярь» — Древняя Русь с ее языческими верованиями и обрядами, что, по убеждению автора, воплощает расцвет жизни; «Темь» — современность, падение нравов, почти полное отсутствие красоты. И у Есенина первая часть — это экспозиция, начало, знакомство с яром и его обитателями, вторая — кульминация, наиболее важные события в жизни героев, третья — пожар, гибель и обступающая многих героев «темь».
Когда-то Городецкий, говоря о своем недовольстве первым сборником: «Книжечка жалконькая по виду и двойственная по содержанию — такова и должна быть моя <курсив автора. — Т.Щ.> "Ярь"», одновременно пророчествовал: «Когда-ниб<удь> будет настоящая, не моя <курсив мой. — Т.Щ.>, конечно»42. И, возможно, в есенинском «Яре» его предсказание сбылось.
Список литературы
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. Т. 1. М., 1995.
39 Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 1 т. С. 558.
40 Городецкий С. Ива. Пятая книга стихов. СПб., 1913. С. 153.
41 Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 1 т. С. 567.
42 Литературное наследство. Т. 92. Кн. 3. М., 1981. С. 33.
Вдовин В.А. Факты — вещь упрямая. Труды о С.А. Есенине. М., 2007. Волошин М.А. Лики творчества. М., 1988. Городецкий С. Ива. Пятая книга стихов. СПб., 1913.
Городецкий С.М. Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания. М., 1984.
Городецкий С.М. Стихотворения и поэмы. Л., 1974. Городецкий С.М. Ярь. 2-е изд. СПб., 1910. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 1 т. М., 2010.
Есенин С.А. Собр. соч. Т. V: Проза. Статьи и заметки. Автобиографии. М., 1979.
Иванов Г. Петербургские зимы. СПб., 2000. Литературное наследство. Т. 92. Кн. 3. М., 1981.
Орлицкий Ю.Б. О стихосложении новокрестьянских поэтов (к постановке
проблемы) // Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997. Письма С. Городецкого С. Есенину // РГАЛИ. Ф. 190. Оп. 1. Ед. хр. 107. С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 1. М., 1986. Страда. Литературный сборник. Кн. 1. Пг., 1916-1917.
Сведения об авторе: Щербакова Татьяна Валерьевна, аспирант кафедры истории русской литературы XX века филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]