Научная статья на тему 'ЯПОНСКИЙ САД - СИНТЕЗ ЭКОЛОГИИ И МИСТИКИ'

ЯПОНСКИЙ САД - СИНТЕЗ ЭКОЛОГИИ И МИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
356
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЯПОНСКИЙ САД / КИТАЙСКАЯ ГЕОМАНТИЯ / САДЫ / ПАРКИ / ПЛАНИРОВКА ГОРОДА И САДА / ФЭН-ШУЙ / JAPANESE GARDEN / CHINESE GEOMANCY / GARDENS / PARKS / CITY AND GARDEN PLANNING / FENG SHUI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голосова Елена Владимировна

В статье рассматривается ряд причинно-следственных связей, исторических событий и традиционных верований, оказавших непосредственное влияние на структуру и планировку японского сада. Приводятся данные адаптации японским этносом китайской теории фэн-шуй. На основании обследования 27 объектов ландшафтной архитектуры г. Киото, созданных на протяжении 1000 лет от периода Хэйан до конца периода Мэйдзи, сделан вывод, что одним из наиболее важных метафизических понятий, на котором основаны планировочные решения японского сада, является полярность горы и воды в садах по оси север-юг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAPANESE GARDEN AS ECOLOGY AND MYSTICISM SYNTHESIS

The article examines a number of causal relationships, historical events and traditional beliefs directly influenced on the Japanese garden structure and layout. The data on the adaptation of the Chinese theory of Feng Shui by the Japanese ethnic group are presented. Based on the survey of 27 landscape architecture objects in Kyoto, created over 1000 years from the Heian period to the end of the Meiji period, the author concludes that one of the most important Japanise garden planning concept is the mountain and water polarity on the North-South axis in gardens.

Текст научной работы на тему «ЯПОНСКИЙ САД - СИНТЕЗ ЭКОЛОГИИ И МИСТИКИ»

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 009, 504.03, 712.01

DOI 10.29003/m1773.0514-7468.2020_42_4/443-450

ЯПОНСКИЙ САД - СИНТЕЗ ЭКОЛОГИИ И МИСТИКИ

Е.В. Голосова1

В статье рассматривается ряд причинно-следственных связей, исторических событий и традиционных верований, оказавших непосредственное влияние на структуру и планировку японского сада. Приводятся данные адаптации японским этносом китайской теории фэн-шуй. На основании обследования 27 объектов ландшафтной архитектуры г. Киото, созданных на протяжении 1000 лет от периода Хэйан до конца периода Мэйдзи, сделан вывод, что одним из наиболее важных метафизических понятий, на котором основаны планировочные решения японского сада, является полярность горы и воды в садах по оси север-юг.

Ключевые слова: японский сад, китайская геомантия, сады, парки, планировка города и сада, фэн-шуй.

Ссылка для цитирования: Голосова Е.В. Японский сад - синтез экологии и мистики // Жизнь Земли. 2020. Т. 42, № 4. С. 443-450. DOI: 10.29003/m1773.0514-7468.2020_42_4/443-450

Поступила 07.09.2020 / Принята к публикации 25.11.2020

JAPANESE GARDEN AS ECOLOGY AND MYSTICISM SYNTHESIS

E.V. Golosova, Dr.Sci (Agr.)

N.V. Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences

The article examines a number of causal relationships, historical events and traditional beliefs directly influenced on the Japanese garden structure and layout. The data on the adaptation of the Chinese theory of Feng Shui by the Japanese ethnic group are presented. Based on the survey of 27 landscape architecture objects in Kyoto, created over 1000 years from the Heian period to the end of the Meiji period, the author concludes that one of the most important Japanise garden planning concept is the mountain and water polarity on the North-South axis in gardens.

Keywords: Japanese garden, Chinese geomancy, gardens, parks, city and garden planning, Feng Shui.

1 Голосова Елена Владимировна - д.с.-х.н., г.н.с. Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН, eastgardens@mail.ru.

Жизнь Земли 42(4) 2020 443-450 443

Введение. В период тесных контактов с Китаем в Японию были импортированы не только теории религиозного и философского буддизма, конфуцианское государственное устройство, культура чая и сады [5], но и многие даосские теории и практики, в т. ч. геомантия, известная более как даосская теория фэн-шуй (дословно «ветер и вода»), которая представляет собой национальное китайское учение об экологической гармонии, или учение о равновесии в природе. Оно сформировалось на основе тысячелетних наблюдений за широким спектром земных природных явлений, систематизации знаний по астрономии, астрологии, медицине, биоэнергетике и ландшафтове-дению; в него вошли элементы буддийского учения о карме, конфуцианского учения о добродетели и теория гармонизации пространства с потоками земной энергии ци. В область интересов китайской геомантии включены небесные и земные энергии, а также воздушные потоки и вода, как переносчики этих энергий [4].

В Японии этот же объём знаний был назван «лицом земли» и направлен на выбор наиболее подходящих мест для расположения города, дома с садом, а также захоронений в пределах естественной или техногенной среды.

Китайско-японская геомантия базируется на целостном представлении о мире, в котором человек рассматривается как неотъемлемая часть природы и её энергетических полей. Сюда входит ряд геофизических факторов, таких как география местности, рельеф, климат, магнитные поля, а также астрономические явления - движение звёзд и солнца, лунные фазы. Древние философы и мистики связывали это ещё и с психоэмоциональным состоянием человека, что явилось весьма существенным для развития садового дизайна на протяжении длительного времени.

О важности геомантии в жизни японского государства говорит тот факт, что во время тринадцатилетнего правления 40-го императора Ямато - Тэмму (631-686) во второй половине VII века был создан специальный правительственный орган, который занимался исключительно вопросами геомантии - Оммё-рё, или управление Инь и Ян (на вооружении чиновников управления были «Книга перемен», учение фэн-шуй, календари и астрономия) [3, 7, 8].

При том, что в этом мистическо-философском учении современный исследователь находит достаточное количество суеверий, оно отражает глубокое понимание экологических взаимосвязей между человеком и силами природы. Если не углубляться в истинную суть процессов, то на поверхности учения лежит обширный набор правил и предписаний, истоки которых берут начало в страхах перед неконтролируемыми силами природы или перед натиском более сильного врага. Именно эти явления, наложенные на учение об энергиях земли, долгое время не признаваемое западной материалистической наукой, демонстрируют взаимосвязь всех уровней реальности - природных, социальных, а в дальнейшем и техногенных, подчинённых одним правилам.

Китайская геомантия, адаптированная японской культурой и японской научной мыслью ранних исторических периодов, является сложным сплавом двух течений, одно из которых основано на рациональной космологии, а другое - на интуитивном познании мира. Ранние формы космологии представляли собой религиозные мифы о сотворении мира, в которые постепенно включались знания по астрономии, математике и физике.

Методы и объекты. Автором проанализирована структура и история города Киото и 27 исторических киотских садов, относящихся к функционально разным типам на момент их создания - императорские сады, сады феодальных замков, сады буддистских храмов и синтоистских святилищ, а также частные и городские сады. Период по-444

стройки этих садов охватывает более чем 1000 лет с IX по XIX век н.э., т. е. от эпохи Хэйан до конца эпохи Мэйдзи (табл. 1). Для лучшего понимания японской периодизации приводится таблица 2.

Таблица 1. Сады Киото Table 1. Kyoto Gardens

Объект Год создания Период истории Японии Категория территории

1 Сад святилища Гокономия-дзиндзя 862 Хэйян синто святилища

2 Сад Дзё-Дзю-ин храма Киемидзу 870 Хэйян храмовый

3 Сад храма Бёдо-ин 1052 Хэйян храмовый

4 Сад храма Рёандзи (старый сад) к. XII в. Камакура храмовый

5 Сад храма Нандзендзи 1264 Камакура храмовый

6 Сад святилища Хатидай Дзингу 1294 Камакура синто святилища

7 Сад императорского дворца Киото Госе 1331 Камакура императорский

8 Сад храма Сайходзи 1339 Намбокосе храмовый

9 Сад храма Тенрюдзи 1339 Намбокосе храмовый

10 Сад храма Миосиндзи (старый сад) 1342 Намбокосе храмовый

11 Сад храма Рокуондзи (Кинкакудзи) 1400 Муромати храмовый

12 Сад храма Конти-ин 1400 Муромати храмовый

13 Сад камней Рёандзи 1400 Муромати храмовый

14 Сад храма Дзисёдзи (старый сад) 1480 Муромати храмовый

15 Сад храма Дайзен-ин 1509 Муромати храмовый

16 Сад храма Сампо-ин 1598 Момояма храмовый

17 Сад храма Кото-ин 1601 Эдо храмовый

18 Сад замка Нидзё-дзё 1602 Эдо феод. замка

19 Сад виллы Кацура 1605 Эдо императорский

20 Сад храма Хосин-ин 1617 Эдо храмовый

21 Сад храма Сисендо 1641 Эдо храмовый

22 Сад виллы Сюгакуин 1655 Эдо императорский

23 Парк Маруяма 1886 Мэйдзи городской

24 Сад святилища ХейанДзингу 1894 Мэйдзи храмовый

25 Сад виллы Мури-ан 1894 Мэйдзи частный

26 Сад святилища Хэйан дзингу 1895 Мэйдзи синто святилища

27 Сад храма Тенрюдзи (внешний сад) 1899 Мэйдзи храмовый

Таблица 2. Периоды японской истории от эпохи Хэйан до Эпохи Мэйдзи [2] Table 2. Periods of Japanese history from the Heian era to the Meiji Era [2]

Исторический период Японии Даты

Хэйян 794-1185

Камакура 1185-1333

Намбокусё 1333-1392

Муромати 1392-1568

Момояма 1568(1573)-1600(1603)

Эдо 1603-1867

Мэйдзи 1868-1912

^^SetMUii-

2020, том 42, № 4

Основным инструментом, позволяющим прогнозировать события, связанные с потенциалом пространства, является удивительное изобретение, называемое «лопань» (китайский компас), с помощью которого можно охарактеризовать энергию данной местности, зависящую не только от форм и географии рельефа, но и от положения небесных тел (рис. 1).

В основе компаса лежат 64 гексаграммы из трактата «И-цзин», положение звёзд и планет, элементы географии и фактор времени [4, 6]

Концентрические кольца компаса со знаками вокруг магнитной стрелки в центре показывают полярность всех явлений природы, на которые ориентируется в свой деятельности и человек. Благодаря этому сады, дворцы и города Китая, а потом и Японии были ориентированы с юга на север.

Китайская геомантия и планировка японских садов (обсуждение и результаты). Структура любого земного объекта с точки зрения восточной науки и философии основывается на знаниях древних учёных о видимом вращении звёзд вокруг Полярной звезды, которую китайцы называли «Великий Небесный Император». В соответствии с небесным устройством, на земле все государственные, религиозные, общественные события вращаются вокруг Сына Неба - императора Поднебесной, а поскольку Полярная звезда находится в части видимого небосклона почти на севере, то и ритуальное положение императора на земле тоже должно находиться на севере. Эта космологическая китайская аксиома мотивировала японцев ориентировать свои столичные города, дома знати, дворцы императоров, синтоистские святыни, буддийские храмы и, в конечном счёте, сады по оси юг-север (рис. 2, 3). В периоды постройки садов их главный вход чаще всего был с юга, а главные элементы архитектурно-садового комплекса тяготели к северу.

Рис. 1. Лопань - китайский компас. Fig. 1. Lopan is a Chinese compass.

Рис. 2. Планировка древней японской столицы Хэйан (г. Киото). Fig. 2. Layout of the ancient Japanese capital Heian (Kyoto).

Рис. 3. Планировка жилого комплекса в

г. Киото эпохи Хэйан. Fig. 3. Layout of a residential complex in Kyoto, Heian era.

В общем комплексе учения фэн-шуй были приняты японским обществом и основные понятия так называемой Школы Формы, в основе которой лежат тысячелетние наблюдения за природными явлениями. В результате гора или любая другая защитная преграда в виде стен или зданий на севере, а дополнительные холмы или изгороди на западе и востоке легли в основу японской планировки территорий. Место воды было определено с юга, как и прописывали китайские правила планировки. Таким образом, классическая китайская схема благоприятного места для жизни человека (а самое благоприятное расположение должен иметь, естественно, императорский дворец) как в масштабах города, так и в масштабах резиденции была полностью принята японцами. Однако можно найти целый ряд исключений, когда при рассмотрении планировки храма или святилища вдруг оказывается, что расположение водоёма соответствует северной экспозиции по отношению к зданию. При более детальном анализе видно, что во всех случаях расположение водоёмов по отношению к императорскому дворцу, как главенствующему объекту в городской застройке, будет с южной стороны.

Более того, вместе с космологической схемой планировки и конфуцианской иерархической доктриной японской культурой была принята и терминология: китайский шань-шуй («горы-воды» - один из первых жанров живописи внутри живописной традиции Китая, перешедший впоследствии в сады) звучит на японском языке как сан-суй, имеет то же значение и подразумевает пейзаж. Однако необходимо учесть, что главный смысл - не в дословном переводе этих понятий, а в их концептуальной и визуальной дифференциации: гора - это север, а вода - юг [1]. Наглядным примером использования китайской геомантии является расположение столицы Хэйан-кё (Киото), которое было выбрано, как считается, в соответствии с четырьмя мифологическими животными, символизирующими четыре стороны света и отражающими классическую схему фэн-шуй. Согласно этой схеме, Чёрная Черепаха, она же полночь и зима, обитает на севере, Красный Феникс живёт на равнинах на юге и контролирует полдень и лето (солнце в северном полушарии всегда будет видно в южной части небосклона), Лазурный Дракон живёт в горном потоке на востоке и отвечает за весну и восход, а Белый Тигр, отвечающий за вечер и осень, обитает в горах на западе.

Действительно, Киото окружён с трёх сторон горами - с севера город защищают горы Китаяма (с высшей точкой 971 м), в западной части пролегают горы Нисияма, на северо-востоке - горная гряда Хиэй, переходящая на востоке от центра города в холмы Хигасияма. Южная часть этого географического ландшафта является Киотской впадиной, на которой, собственно, и был заложен город. Место в точности соответствует всем канонам китайской геомантии.

Планировка Киото с улицами, проложенными с севера на юг и с запада на восток, повторяет планировку китайской столицы Чанъань периода Тан (618-907). Особенно опасным с точки зрения энергетического благополучия считался северо-западный сектор, где, как полагали, имело место сосредоточение негативной энергии и злых духов. Чтобы уберечь от них население города, именно на северо-западе строились синтоистские святилища, а затем и буддийские храмы.

В традиции религии синто соль и вода позиционируются не только как средство очищения, но и как средство борьбы с негативом, поэтому переступить границу священной территории возможно лишь после ритуального омовения. Соль в виде небольших пирамидок принято было ставить в северо-западном и юго-восточном углах помещений.

^^Seu¿uíí-

2020, том 42, № 4

В определённой мере эта традиция перешла и в ландшафт, и белые пирамиды гравия можно иногда видеть на территории святилищ, например, у главного здания синтоистского святилища Хатидай Дзингу в Киото (рис. 4).

Рис. 4. Гравийные холмы перед главным зданием святилища Хатидай Дзингу, Киото. Fig. 4. Gravel hills in front of the main building of the Hachidai Jingu Shrine, Kyoto.

Рис. 5. «Океан пустоты» - фрагмент сада храма Дайзэн-ин храмового комплекса Дайтоку-дзи, Киото [9].

Fig. 5. «Ocean of Void» fragment of the Daizen-in temple of the Daitokuji temple complex garden, Kyoto [9].

Подобные гравийные холмы в «океане пустоты» знаменитого сада буддийского храма Дайзэн-ин имеют символ очищения наряду с символической гравийной «водой» (рис. 5). Переход многих синтоистских традиций и символов в японский буддизм произошёл ещё в период Хэйан, когда возникла религиозная школа рёбу-синто, сделавшая попытку объединения двух религий.

Многочисленные сады Киото приурочены к разным типам архитектурных комплексов - императорским дворцам и аристократическим виллам, тяготеющим к центру и полностью подчинённым их структуре, другие расположены на окраинах города и представляют собой посредническое пространство между городской застройкой и природным ландшафтом (в основном крупные синтоистские святилища), третьи находятся на территории буддийских храмов. Самые древние из них - сады при храмах школы Чистой Земли и других, имеющих сады в стиле дзёдо, или буддийского рая. Их главными живописными эле-448

ментами являются пруды и холмы, обозначающие ось север-юг. В отличие от европейской традиции, когда ось в архитектурных комплексах является чуть ли не основным планировочным (визуальным и осязаемым) элементом, ось север-юг в садах востока может быть обозначена всего лишь двумя основными элементами - горой и водой, но трактоваться достаточно широко - от северо-востока до северо-запада и от юго-востока до юго-запада. Водоёмы символизируют образ океана с одним или несколькими островами, в которые с искусственных или естественных холмов сбегают извилистые потоки, обрамлённые каменистыми берегами, демонстрируя модель идеального (природного) ландшафта. Пространственное противопоставление горы на севере и воды на юге можно увидеть в старейших храмах Киото, таких как Сайхо-дзи, Тэнрю-дзи, Дайкаку-дзи, Рёан-дзи (рис. 6, 7).

Рис. 6. Вид на гору Арасияма через пруд Осава храма Дайкаку-дзи, Киото. Фото автора. Fig. 6. View of Mount Arashiyama across Osawa Pond of Daikaku-ji Temple, Kyoto.

Рис. 7. Вид на гору Арасияма из храма Тэнрю-дзи, Киото. Фото автора (см. цв. фото на 3 с. обложки). . Fig. 7. View of Mount Arashiyama from Tenryu-ji Temple, Kyoto.

Выводы.

1. Традиция тысячелетних наблюдений за природой в Китае, воспринятая и продолженная японскими мастерами, в совокупности с культурными и религиозными традициями Японии нашла своё воплощение в планировке городов, религиозных комплексов, садах самых разных типов.

2. Полярность горы и воды в садах по оси север-юг является одним из наиболее важных метафизических понятий, на котором основаны планировочные решения японского сада.

Исследование проведено лабораторией ландшафтной архитектуры в рамках государственного задания ГБС РАН «Биологическое разнообразие природной и культурной флоры: фундаментальные и прикладные вопросы изучения и сохранения» (№118021490111-5).

ЛИТЕРАТУРА

1. Голосова Е.В. Сады восходящего солнца. Ландшафтное искусство Японии. М.: Памятники исторической мысли. 2017. 600 с.

2. История Японии. Т. I. С древнейших времён по 1868 г. / Отв. редактор А.Е. Жуков. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. 659 с. ISBN 5-89282-107-2.

3. Кикнадзе Д. Духи сикигами в японской магии оммёдо: от средневековой литературы до поп-культуры XXI века // Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретации. Мат. межд. науч. конф. / Д.И. Антонов. М.: РАНХиГС, 2005. С. 109-113.

4. Классический фэншуй / Пер. с англ. М.Е. Ермакова. СПб: Петербургское востоковедение, Азбука. 2003. 267 с.

5. Сэнсом Дж. Б. Япония: Краткая история культуры. СПб: Евразия, 1999. 576 с.

6. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М.: «Восточная литература», 2003. 606 с.

7. Kuroda T., Dobbins J.C. and Gay S. Shinto in the History of Japanese Religion // The J. of Japanese Studies. V. 7, No 1 (1981). P. 1-21. DOI: 10.2307/132163.

8. Yamakage M. The Essence of Shinto, Japan's Spiritual Heart. Tokyo; New York; London: Kodansha International. 2007. ISBN 978-4-7700-3044-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Монастырь Дайтокудзи в Киото (https://edo-tokyo.livejournal.com/9300784.html).

REFERENCES

1. Golosova E.V. Rising Sun Gardens. Japanese landscape art. 600 p. (Moscow: Pamyatniki istoricheskoj mysli, 2017) (in Russian).

2. Zhukov A.E. (ed.). History of Japan. V. I. From ancient times to 1868. 659 p. (Moscow: Institute of Oriental Studies RAS, 1998). ISBN 5-89282-107-2. (in Russian).

3. Kiknadze D. Shikigami spirits in Japanese magic onmyodo: from medieval literature to pop culture of the XXI century. Werewolves and werewolves: strategies of description and interpretation. Mat. of the inter. sci. conf. P. 109-113 (Moscow: RANHiGC, 2005) (in Russian).

4. Classical FengShui (trans. from English by M.E. Ermakov). 267 p. (Petersburg: Azbuka, 2003) (in Russian).

5. Sansom J.B. Japan: A Brief History of Culture. 576 p. (Petersburg: Eurasia, 1999) (in Russian).

6. Shutsky Yu.K. Chinese classical "Book of Changes". 606 p. (Moscow: Vostochnaya literatura, 2003) (in Russian).

7. Kuroda Toshio, Dobbins J.C. and Gay S. Shinto in the History of Japanese Religion. The J. of Japanese Studies. 7 (1), 1-21 (1981).DOI: 10.2307 / 132163.

8. Yamakage M. The Essence of Shinto, Japan's Spiritual Heart. Tokyo; New York; London: Kodansha International. 229 p (2007). ISBN 978-4-7700-3044-3.

9. Daitokuji monastery in Kyoto (https://edo-tokyo.livejournal.com/9300784.html) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.