Научная статья на тему 'ЯПОНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ: СТРУКТУРА, ИСТОРИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ЯПОНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ: СТРУКТУРА, ИСТОРИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
японский парламент / японская избирательная система / «система 1955 года» / японская политическая культура / ЛДП / Japanese parliament / Japanese electoral system / Japanese political culture / the 1955 system / Liberal Democractic Party

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Паксютов Георгий Давидович

Статья посвящена эволюции парламентаризма и избирательной системы в Японии начиная с первого созыва парламента и установления избирательного права в эпоху Мэйдзи. В 1955 г. установилась так называемая «система 1955 года», основанная на доминирующем положении ЛДП и ее «системного оппонента», Социалистической партии; за исключением двух непродолжительных периодов, ЛДП сохраняет лидерство в национальной политике по сей день. В статье рассмотрены причины, благодаря которым лидерство ЛДП является столь устойчивым к актуальным вызовам, стоящим перед японской политической системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAPANESE PARLIAMENT: HISTORY, STRUCTURE, TOPICAL CHALLENGES

The article discusses the development of parliamentary and electoral system in Japan, beginning with the establishment of the first parliament in 1890. The main stages of the development of the electoral system are traced over the pre-World War II period, and the particular importance of the 1947 Constitution is highlighted. In 1955, the right and the centrist political forces joined to create the LDP, which became the dominant political force in the decades to follow. We observe that the era of LDP’s dominance is marked by certain characteristics that became the persistent features of Japan’s political life, such as the de-facto prevalence of the executive branch over the parliament and the collision of interests of the business and the political circles. We also discuss the reasons of the political system’s stability, which remains even in spite of the recent corruption-related scandals and the crisis of the public trust in the LDP’s leadership. In conclusion, we argue that the stability of the Japanese political system is likely to persist.

Текст научной работы на тему «ЯПОНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ: СТРУКТУРА, ИСТОРИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

have the right to secede from India. The parliamentary system of India provides a combination of legislative and executive authorities. India is one of the most diverse multiparty democracies in the world. About 300 political parties are participating in the general elections, of which up to 10 are all-Indian. In recent decades, there has been a significant strengthening of the role of regions and regional parties, which has made it almost impossible to create one-party governments in the center or in the regions. The population of the states increasingly identifies with the states rather than with the Center, which is happening against the background of growing confessional and caste consciousness and is accompanied by the drawing of dividing lines between individual religions and castes.

Keywords: independence, sovereignty, global power, parliamentary elections, centre and states, Constitution, political parties, cast consciousness, regional parties

ПАКСЮТОВ Георгий Давидович — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра японских исследований, Институт Китая и современной Азии РАН. Адрес: 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 32. Электронный адрес: gpaksyutov@mail.ru

японский ПАРЛАМЕНТ: СТРУКТУРА, ИСТОРИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. Статья посвящена эволюции парламентаризма и избирательной системы в Японии начиная с первого созыва парламента и установления избирательного права в эпоху Мэйдзи. В 1955 г. установилась так называемая «система 1955 года», основанная на доминирующем положении ЛДП и ее «системного оппонента», Социалистической партии; за исключением двух непродолжительных периодов, ЛДП сохраняет лидерство в национальной политике по сей день. В статье рассмотрены причины, благодаря которым лидерство ЛДП является столь устойчивым к актуальным вызовам, стоящим перед японской политической системой.

Ключевые слова: японский парламент, японская избирательная система, «система 1955 года», японская политическая культура, ЛДП.

ализ истории японского парламентаризма важен для того, чтобы

онять структурные вызовы, проблемы, которые сегодня стоят перед японской политической системой. В то же время японский парламент — один из первых на Востоке парламентов западного типа, и его история тесно связана с японской модернизацией.

Начнем с нескольких важных фактов о современном японском парламенте и политической системе. Согласно Конституции, парламент Япо-

10.56700/j4655-6177-0563-v

нии — это высший орган государственной власти. Помимо законотворческой деятельности японский парламент номинирует премьер-министра, главу исполнительной власти, одобряет международные договоры, принимает государственный бюджет.

В японском парламенте две палаты — палата советников и палата представителей. Палата представителей является основной. Такие решения, как назначение премьер-министра, могут приниматься без одобрения палаты советников. Истоки такой двухпалатной системы исторические, о них я подробнее расскажу дальше.

Переходя к исторической проблематике: истоки японского парламентаризма — это эпоха Мэйдзи, с 1868 по 1912 год. Это период завершения международной изоляции Японии, ее модернизации по европейскому образцу, преимущественно прусскому образцу, частично по британскому. Важным стимулом для этой модернизации стала британская военная агрессия против Китая, так называемые «опиумные войны», о которых прекрасно были осведомлены японские элиты, которые убедились в военном, экономическом превосходстве Запада и пришли к решению, что необходимо именно в этом направлении развивать внутреннюю экономическую и политическую модель.

В 1881 году появился императорский указ о созыве парламента (в 1890 году) — этот указ, собственно, предполагал наличие двух палат парламента, которые сохраняются по сей день [Пантелеева, 2014: 127]. 29 ноября 1889 года вступила в силу первая Конституция Японии, которая гарантировала населению избирательное право. При этом право голоса имели только мужчины старше 25 лет, прошедшие определенный имущественный ценз. Этот имущественный ценз был достаточно строгим, и в итоге избирательное право имело около 1 процента населения Японии.

В последующие годы представительная система, избирательная система претерпевала некоторые трансформации. Так, в 1900 году вместо одномандатных округов были введены большие избирательные округа, был снижен имущественный ценз. В 1919 году был возврат к одномандатным округам. И наконец, в 1925 году установилась система с избирательными округами, 3—5 мандатов, которая сохранялась на протяжении нескольких десятилетий, до 1994 года [Пантелеева, 2014: 130].

Разумеется, трансформирующим событием для японской политической системы, которая до сих пор ее определяет, стало поражение Японии во Второй мировой войне и период прямого управления со стороны Соединенных Штатов Америки. Период непосредственного управления американцами длился с 1995 по 1952 год. Под влиянием американских консультантов в 1947 году была принята новая Конституция, которая в том числе гарантировала всеобщее избирательное право населению.

В 1955 году установилась система, основанная на доминировании двух партий — это так называемая Либерально-демократическая партия

(ЛДП), которая объединила правые и центристские силы, и Социалистическая партия Японии, которая также объединила различные социалистические силы, с несколько различной идеологией. И на протяжении многих десятилетий, до 90-х годов прошлого века, сохранялось фактически монопольное положение этих двух партий, которое также называют «системой полутора партий», потому что реально ЛДП имела большинство в парламенте, как правило, имела комфортное большинство, которое позволяло ей проводить свои решения, и Социалистическая партия оставалась некой системной оппозицией.

Некоторые причины стабильности на протяжении четырех десятилетий этой системы следующие (подробный анализ «Системы 1955 года» см. в [Стрельцов, 2019]). Во-первых, избирательная система с несколькими мандатами на избирательный округ позволяла ведущим политическим силам проводить несколько депутатов из одного округа. Японская политическая культура характеризуется так называемым консенсусным консерватизмом, японский избиратель тяготеет к тому, чтобы голосовать за уже устоявшихся кандидатов, поддерживать уже существующую систему. Кроме того, на протяжении этих десятилетий Япония демонстрировала солидные экономические успехи, и в этом отношении также не было стимулов для того, чтобы радикально что-то менять в политической системе.

В течение этого долгого периода политической стабильности сформировались черты японской политической системы, которые во многом сохраняются до сих пор. Во-первых, это фактическое преимущественное положение исполнительной власти. Законы в Японии имеют такой общий характер, который допускает их широкую интерпретацию чиновниками на местах. Также существует тесная связь власти и бизнеса. Зачастую чиновники и представители политических партий переходят в совет директоров, наблюдательные советы крупных компаний, и поддерживается общность интересов крупного бизнеса и политических кругов.

Однако в начале 90-х годов в Японии произошел экономический кризис, известный как крах мыльного пузыря. Комплекс факторов этому предшествовал, в частности, так называемые Плазские соглашения с Соединенными Штатами, которые привели к резкому укреплению йены и падению экспортного потенциала Японии. Произошла переоценка, резкое снижение стоимости японских финансовых активов, недвижимости. И на фоне этого экономического кризиса, и, естественно, паники населения впервые за несколько десятилетий Либерально-демократическая партия потерпела поражение на выборах. К власти в 1993 году пришла оппозиционная коалиция.

Однако уже в следующем, 1994 году, произошла очередная реформа избирательной системы. Поменялась система представительства, избирательная система. Теперь в Японии часть депутатов (изначально 300 из 500) избирается по одномандатным округам, часть — по партийным

спискам [Исаев, 2010: 209]. Эта система сохраняется по сей день. И с 1994 года, кроме небольшого периода с 2009 года по 2012 год, ДДП опять вернула себе доминирующее положение (в партнерстве с партией-спутником Комэйто).

В чем причина столь стабильного доминирования одной партии в наши дни? Принято считать, что ЛДП опирается на сельскохозяйственные регионы, которые обладают большим представительством в парламенте, имеет место клиентелизм [Стрельцов, 2013; Deol 2021]. К примеру, возьмем небольшой городок сельскохозяйственный или провинциальный, или, грубо говоря, большая деревня с населением несколько тысяч человек. Устройство избирательной системы позволяет этому населенному пункту проводить депутата в парламент. И, как правило, парламентарии имеют тесные связи с населением таких небольших населенных пунктов. Организуют там презентации, различные мероприятия, население этих людей знает и не имеет особых стимулов их менять.

Также имеет место снижение политического участия населения, так называемая «серебряная демократия», при которой преимущественно политическую активность проявляют избиратели возрастные. Это не те люди, от которых следует ждать каких-то резких трансформаций в политической системе, в политической жизни.

На сегодняшний день в Японии наблюдается ситуация, при которой опросы населения, данные социологов, показывают существенное снижение доверия к Либерально-демократической партии. Но нет никакой реальной политической альтернативы, никаких сильных персоналий, никаких реальных привлекающих население идей.

В последние годы также Либерально-демократическую партию потряс ряд коррупционных скандалов5. В 2022 году был громкий скандал с так называемой «Церковью объединения». Это крупная международная секта, которая, как оказалось, имела тесные связи с некоторыми ведущими представителями ЛДП, в том числе в отношении финансирования. Был коррупционный скандал, связанный с финансированием токийской олимпиады. И вот в конце 2023 года разгорелся, и до сих пор продолжается, коррупционный скандал, связанный с практиками финансирования, в частности, избирательных кампаний в ЛДП. На этом фоне популярность действующего премьер-министра Кисида бьет отрицательные рекорды, некоторые опросы показывали, что его одобряют меньше 20 процентов населения. Популярность партии на этом фоне самая низкая за весь период возвращения к власти, после возвращения к власти в 1996 году6.

5 Massager Y. Japan's Crisis of Confidence. — The Diplomat. Доступ: https:// thediplomat.com/2024/01/japans-crisis-of-confidence/ (проверено 30.03.2024).

6 Record-low public support sends shockwaves through LDP. — The Japan Times. Доступ: https://www.japantimes.co.jp/news/2024/01/20/japan/politics/shockwaves-ldp/ (проверено 30.03.2024).

В январе 2024 года, чтобы как-то нивелировать эффект коррупционных скандалов, Кисида провозгласил политическую реформу, в частности, призванную улучшить транспарентность системы финансирования избирательной деятельности. Впервые в истории Японии премьер предстал перед парламентским комитетом по этике, отправил в отставку 4 министров. Но пока что ему не удается по-настоящему вернуть доверие японского населения.

Наконец, нужно заметить, что экономика Японии, ее политическая система стоят перед очень существенными вызовами. Так по результатам прошлого года экономика Японии опустилась на 4-е место в мире, выпустив вперед себя Германию7. Наблюдаются негативные демографические тренды: в частности, в прошлом году был побит очередной антирекорд рождаемости8. В этой ситуации необходима экономическая, политическая ревитализации, но политическая система для этого слишком инертна. И в ситуации, когда Япония еще и тесно привязана к политике, к интересам своего гаранта безопасности, Соединенных Штатов Америки, трудно ожидать каких-то политических изменений, появления каких-то интересных новых идей и персоналий. Тем не менее изучение японского парламентаризма остается ценным уроком, в том числе и с точки зрения понимания причин возникновения подобных системных вызовов.

Список литературы

Исаев Б.А. Трансформация партийной системы Японии в середине XX - начале XXI вв. // ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 1. С. 207-225.

Пантелеева М.В. К вопросу о становлении избирательной системы Японии // Россия и АТР. 2014. № 3(85). С. 126-133.

Стрельцов Д.В. (ред.). Политическая система современной Японии. — М.: Аспект Пресс, 2013. 384 с.

Стрельцов Д.В. «Система 1955 года»: внешняя и внутренняя политика Японии эпохи холодной войны. — М.: «Издательство восточной литературы», 2019. 239 с.

Deol N. 2021. How Japan's Electoral System Promotes Patronage and Undermines Democracy // Brown Political Review, December 8.

7

Ueno H., Wakabayashi D. Japan's Economy Slips Into Recession and to No. 4 in Global Ranking. — The New York Times. Доступ: https://www.nytimes. com/2024/02/15/business/japan-q4-gdp.html (проверено 29.03.2024).

8 Takenaka K., Sugiyama S. Japan's new births fall to record low in 2023 as demographic woes deepen. — Reuters. Доступ: https://www.reuters.com/world/ asia-pacific/number-births-japan-hits-record-low-2023-2024-02-27/ (проверено 29.03.2024).

PAKSIUTOV Georgii Davidovich, Cand. Sci. (Econ.), Senior Research Fellow, Center for Japanese studies, Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences. Address: 117997, Russian Federation, Moscow, Nakhimovskiy prospect, 32. E-mail.: gpaksyutov@mail.ru

JAPANESE PARLIAMENT: HISTORY, STRUCTURE, TOPICAL CHALLENGES

Abstract. The article discusses the development of parliamentary and electoral system in Japan, beginning with the establishment of the first parliament in 1890. The main stages of the development of the electoral system are traced over the pre-World War II period, and the particular importance of the 1947 Constitution is highlighted. In 1955, the right and the centrist political forces joined to create the LDP, which became the dominant political force in the decades to follow. We observe that the era of LDP's dominance is marked by certain characteristics that became the persistent features of Japan's political life, such as the de-facto prevalence of the executive branch over the parliament and the collision of interests of the business and the political circles. We also discuss the reasons of the political system's stability, which remains even in spite of the recent corruption-related scandals and the crisis of the public trust in the LDP's leadership. In conclusion, we argue that the stability of the Japanese political system is likely to persist.

Keywords: Japanese parliament, Japanese electoral system, Japanese political culture, the 1955 system, Liberal Democractic Party

КИМ Ен Ун — кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии Российской академии наук. Россия, г. Москва, Нахимовский проспект, 32. Электронная почта: kim@iccaras.ru, kimkorea@list.ru

10.56700/и4478-7355-4637-х

особенности парламентаризма в республике корея

Аннотация. Особенности парламентаризма в Республике Корея связаны с тем, что он возник после образования Республики Корея в 1948 г. И с тех пор Корея всего год была республикой с нормальной парламентской деятельностью, а в остальное время парламент действовал в условиях либо военной диктатуры, либо президентской республики, причем около 50 лет в условиях оппозиционного большинства в парламенте. При этом Конституция страны не предусматривала роспуска парламента. В условиях демократизации, большинство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.