Научная статья на тему 'Японская наградная система в государственной политике и идеологии'

Японская наградная система в государственной политике и идеологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
337
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЯПОНИИ / НАГРАДНЫЕ СИСТЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ / HISTORY OF JAPAN / AWARDS AND HONOURS SYSTEMS / STATE POLICY AND IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Розанов О. Н.

История современной японской наградной системы как инструмента государственной политики и идеологии ведет отсчет с эпохи Мэйдзи, когда в стране в 1875 г. были учреждены первый орден, первая медаль и введен в действие первый комплекс наград для широких слоев населения. После поражения во Второй мировой войне государственные институты Японии, включая и наградную систему, были разрушены. С ее возрождения и реконструкции в 1964 г. она была ориентирована на демократические принципы. Осуществляя на рубеже XXI в. комплекс мер по приданию нового импульса развитию страны, власти Японии реформировали и наградную систему. И сегодня эта система служит в качестве испытанного инструмента, обеспечивающего эффективность государственного управления, способствующего мобилизации нации на решение приоритетных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan's Awards and Honours System as an Instrument of State Policy and Ideology

The history of Japan's Awards and Honours System as an instrument of state policy and ideology traces back to the Meiji Era, when in 1875 the nation's first order and the first medal were introduced, alongside with the first set of awards designed for the general population. After the catastrophic defeat in World War II, Japan's state institutions including the above-mentioned System were in shambles. Restored and reconstructed in 1964 this System was designed for a democratic society. As the new millennium was approaching and a set of policy measures was being implemented to boost Japan's development further, the authorities took the decision to undertake a new reform of the Awards and Honours System. Today, this System continues to serve as a tried and tested instrument of effective governance, helping mobilize the nation to address key priorities and challenges.

Текст научной работы на тему «Японская наградная система в государственной политике и идеологии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1

О.Н. Розанов

ЯПОНСКАЯ НАГРАДНАЯ СИСТЕМА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И ИДЕОЛОГИИ

История современной японской наградной системы как инструмента государственной политики и идеологии ведет отсчет с эпохи Мэйдзи, когда в стране в 1875 г. были учреждены первый орден, первая медаль и введен в действие первый комплекс наград для широких слоев населения. После поражения во Второй мировой войне государственные институты Японии, включая и наградную систему, были разрушены. С ее возрождения и реконструкции в 1964 г. она была ориентирована на демократические принципы.

Осуществляя на рубеже XXI в. комплекс мер по приданию нового импульса развитию страны, власти Японии реформировали и наградную систему. И сегодня эта система служит в качестве испытанного инструмента, обеспечивающего эффективность государственного управления, способствующего мобилизации нации на решение приоритетных задач.

Ключевые слова: история Японии, наградные системы, государственные политика и идеология.

The history of Japan's Awards and Honours System as an instrument of state policy and ideology traces back to the Meiji Era, when in 1875 the nation's first order and the first medal were introduced, alongside with the first set of awards designed for the general population. After the catastrophic defeat in World War II, Japan's state institutions including the above-mentioned System were in shambles. Restored and reconstructed in 1964 this System was designed for a democratic society.

As the new millennium was approaching and a set of policy measures was being implemented to boost Japan's development further, the authorities took the decision to undertake a new reform of the Awards and Honours System. Today, this System continues to serve as a tried and tested instrument of effective governance, helping mobilize the nation to address key priorities and challenges.

Key words: history of Japan, Awards and Honours Systems, state policy and ideology.

В 2008 г. исполнилось 140 лет с начала эпохи Мэйдзи, ознаменовавшейся восстановлением в Японии прямого императорского правления с императором Муцухито во главе, вошедшим в историю в качестве одного из выдающихся реформаторов. Преобразования в эту эпоху (1868-1912) затронули все сферы жизни. Среди многочисленных проблем, которые новой власти пришлось решать уже с первых шагов, особое место занимали вопросы обеспечения эффективного централизованного руководства страной и строительства государ-

ства, способного гарантировать свою безопасность перед лицом мощных западных держав. Реализация целей и задач государства, как известно, осуществляется посредством разработки и проведения государственной политики, которая представляет собой совокупность приоритетов, стратегических программ и других целевых мероприятий, а также комплекса мер по их проведению в жизнь. Власть обязана располагать дееспособными и правильно подобранными рычагами для осуществления такого управления. Она должна быть в состоянии оказывать влияние на население и мобилизовать его на решение приоритетных государственных задач, сформулированных властью в тот или иной исторический период. По этой причине в государственном управлении используются разнообразные ресурсы, механизмы и инструменты1.

При построении нового политического режима, в рамках которого можно было бы успешно реализовывать свое право на власть, японское руководство обратило особое внимание на такой инструмент государственной политики и идеологии, как уже существовавшие в ряде зарубежных стран наградные системы. В Токио было правильно понято их главное предназначение - содействовать направлению усилий как элитарных, так и широких слоев населения на выполнение приоритетных задач, поставленных государством. В Северо-Восточной Азии (СВА) Япония занимает одно из наиболее заметных мест в деле создания современных наградных систем и обеспечения вплоть до наших дней их эффективного функционирования.

Уже на рубеже ХХ в. Япония осуществила широкомасштабные политические, экономические, военно-технические и социальные преобразования, первой из стран Азии заговорила «на равных» с ведущими мировыми державами. На протяжении новейшей истории Япония является одним из ключевых «игроков» на международной арене. Амбициозные задачи различного рода, которые ставились перед страной ее руководством, требовали максимальной мобилизации усилий широких слоев населения на приоритетных направлениях. Осознав в связи с этим важную роль, которую может сыграть отвечающая требованиям современности национальная наградная система для реализации государственной политики и идеологии и модернизации страны, правящие круги Японии первыми в СВА приступили к формированию указанной системы. Это стало одним из проявлений эффективности политических властей Японии, единственной в ре-

1 См. подробнее: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2006. С. 37-38, 48, 50, 55-56, 58; Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. СПб., 2004. С. 9-13, 17, 287; Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., 2007. С. 3-19; 56-57; Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 155-157, 162-164, 197-199; Чиркин В.Е. Опыт зарубежного управления. М., 2006. С. 26-35, 69, 80-87.

гионе не только избежавшей участи превратиться во второстепенное государство, испытать судьбу колонии или «полуколонии», но в короткие сроки сумевшей войти в «клуб» ведущих мировых держав. Анализируя «секреты» неоднократно проявлявшейся жизнеспособности Японского государства, будет правомерно отметить, что правящей элите в целом удавалось консолидировать население страны, обеспечивать связь с широкими слоями общества. Это достигалось во многом благодаря успешному государственному управлению и идеологическому воздействию на японских подданных на базе определенных доктрин, оправдывающих притязания элиты на власть и позволяющих в соответствии с намеченными целями подчинять общественное мнение своим идеям. Важную роль в этом играла и играет национальная наградная система. Приступив к всесторонней модернизации страны в последней четверти XIX в., правящие круги Японии проявили способность к мобилизации всех имеющихся в их распоряжении сил и средств (зачастую ограниченных) и в исторически короткий срок превратили отсталое полуфеодальное государство в одну из влиятельных мировых держав.

Для успешной реализации приоритетных целей государственной политики, важнейшее место в которой занимали планы вооруженной экспансии, японское руководство разработало эффективную систему идеологического воздействия на своих подданных. Был взят курс на формирование своеобразного религиозно-политического культа - государственного синто (путь богов). Он был провозглашен обязательным для всех японцев. Его главным объектом являлся божественный император. Особое значение в связи с этим приобрела задача разработки, внедрения и практического применения в политико-идеологических целях национально-государственных символов.

Одним из важнейших механизмов идеологического воздействия и концентрации «человеческих ресурсов», в том числе на таком приоритетном направлении, как подготовка и осуществление территориальных захватов, стала сформированная в Японии с последней четверти XIX в. наградная система. Ордена и медали стали символами чести и славы, приобрели особый авторитет и привлекательность у японского народа. Особое внимание было уделено тому, чтобы они стимулировали представителей разных слоев к военным подвигам во имя императора и государства.

В 1875 г. принимается решение об учреждении первого японского ордена - ордена Восходящего солнца (Кёкудзицусё). В рескрипте императора от февраля 1875 г., а также в указе № 54 Государственного совета от 10 апреля 1875 г., обнародованном в связи с учреждением государственных наград, определялись условия и принципы награждения, соответствие степеней наград заслугам награждаемых и др. Весьма показательно, что в основу композиции этого ордена легло

изображение солнечного круга. Заимствуя у европейских стран их подходы к построению и функционированию наградных систем, японцы вместе с тем с самого начала предприняли необходимые усилия для придания своей наградной системе национальной самобытности. При создании первого ордена Японии был использован символ, на протяжении длительного времени связанный с историей и традициями страны. Если в христианской Европе особое место в композиции орденов занимает крест, то в Японии таким символом по праву является солнечный круг. Как отмечают японские специалисты, орден Восходящего солнца воплотил в себе образ «Восходящего солнца на Восточном небе» (Кёкудзицу тотэн)2. Итак, главным символом первого ордена, учрежденного в эпоху Мэйдзи и положившего начало созданию полноценной наградной системы, стал не основной императорский и одновременно государственный герб - 16-лепестковая хризантема, а знак Солнца. Образ Восходящего солнца был закреплен и в самом названии ордена. Символ хризантемы будет использован как центральный при создании ряда последующих японских наград, в том числе и более высоких по своему иерархическому положению. Однако в «первенце» японцы закрепили более мощную символику для идеологии наградной системы в целом. Согласно государственному синто богиня солнца Аматэрасу, главное божество синтоистского пантеона, создала основы императорского дома Японии, «вечного и нерушимого, как небо и земля». Уже на начальном этапе существования наградной системы Японии отчетливо проявился ее политический характер. 31 декабря 1875 г. в Токио впервые в истории страны состоялись награждения и церемония вручения недавно учрежденных орденов: первые награды получили император и семь членов императорской семьи. Изначально на практике был обозначен высокий статус наград как нового инструмента для поощрения подданных Японской империи.

Одновременно декретом от того же 10 апреля 1875 г. была учреждена Медаль в честь похода на Тайвань, которая стала первой японской сугубо военной наградой, положившей начало ряду медалей, знаменовавших участие в войнах и территориальные захваты.

Создатели японской наградной системы уже на начальном этапе ее формирования также осознали потребность в упорядоченном комплексе наград, предназначенных для широких слоев населения, для «простого народа». Определенных норм и правил на этот счет не существовало до июля 1875 г., когда был издан правительственный указ № 121. Он зафиксировал три степени денежных награждений за заслуги, добрые дела и достойное поведение. Предусматривались также награды (наградные чаши) для тех, кто пожертвовал значительные денежные средства в интересах общественного блага, в

2 Кунсё хякунэн-но аюми (Столетняя история орденов). Токио, 1974. С. 46.

частности на строительство и обустройство учебных заведений, больниц, дорог, мостов и др.3

Таким образом, можно говорить о том, что история современной японской наградной системы ведет свой отсчет с 1875 г., когда в стране были учреждены первый орден, первая медаль и введен в действие первый комплекс наград для широких слоев населения. По сравнению со многими европейскими государствами, в том числе и с Россией, этот инструмент государственной политики был создан в Японии значительно позднее. Это объясняется особенностями исторического развития страны, а также длительным временем ее самоизоляции от окружающего мира.

Формируя наградную систему, правящая элита сочла необходимым без промедлений учредить высший орден страны, следуя в том числе примеру западных стран. Этот орден не должен был иметь степеней. Обладание им означало принадлежность к особому, экстраординарному кругу лиц, чьи заслуги неуместно оценивать той или иной степенью награды. Так, в 1877 г. в Японии был учрежден орден Хризантемы на Большой ленте (Дайкунъи кикка дайдзюсё). Его описание и порядок ношения на ленте через плечо были утверждены Государственным советом в декрете № 97 от 25 декабря 1877 г.4

Задуманный как высший орден, он объединил в себе два главнейших символа Японской империи: изображение солнечного круга в центре знака и звезды, а также симметрично расположенные четыре 16-лепестковых императорских хризантемы. Кроме того, у знака ордена подвеска также выполнена в виде хризантемы. Орден предназначался для награждения членов японской императорской семьи, иностранных монархов и членов их семей, глав государств, а также представителей высшей аристократии Японии и зарубежных стран.

Одновременно «отцы» японской наградной системы понимали и важность придания ей более универсального характера как инструменту эффективного воздействия, в том числе и на достаточно широкие слои населения. В этой связи после изучения практики награждения медалями за рубежом правительство 7 декабря 1881 г. декретом № 63 учредило первые Знаки за отличие (хосё). Согласно декрету Знаки предназначались для награждения широких слоев подданных, включая женщин, и вручались за конкретные заслуги в общественной деятельности, а также за «работу во имя общественного блага». Предусматривалась возможность награждать этими Знаками и иностранцев. Таким образом, с учреждением Знаков за отличие в наградной системе страны появилась новая категория наград: медали для награждения за гражданские заслуги и отличие.

3 Там же. С. 72-73.

4 См.: Накахори К. Кунсё, рэкиси-но асиато (Ордена, следы истории). Токио, 1959. С. 37-38; Peterson J.W. Orders and Medals of Japan and Associated States. Glass-boro; New Jersey, 1967. P. 5.

К концу 1880-х гг. в Японии сформировались институты и структуры, соответствовавшие тогдашним понятиям о современном государстве, в том числе министерства и ведомства, армия, образовательные учреждения. Велась подготовка к вступлению в действие Конституции и учреждению парламента. Активизировались контакты с зарубежными странами. Это вызывало потребность более широкого награждения орденами чиновников, военных. Стало понятно, что наличие в наградной системе лишь высшего ордена Хризантемы, а также ордена Восходящего солнца, предназначенного для награждения за выдающиеся заслуги, явно недостаточно. По этой причине в 1888 г. одновременно учреждаются ордена Священного сокровища и Драгоценной короны.

Поскольку орден Восходящего солнца предназначался для поощрения военных заслуг или особых заслуг на гражданском поприще, его получали сравнительно немногие. Это обстоятельство компенсировало появление ордена Священного сокровища, которым стали регулярно награждать и военных, и гражданских лиц5.

Орден Священного сокровища (Дзуйхосё) был учрежден императорским эдиктом № 1 от 4 января 1888 г. В эдикте определялось, что орден имеет восемь степеней, им награждаются лица, оказавшие «исключительные услуги государству», а сам знак ордена украшен символами зеркала и драгоценных камней6. Кавалерами ордена могли быть как гражданские, так и военные лица. В основном им награждали «за долгую и верную службу», т.е. за выслугу лет, а степень ордена зависела от ранга, государственного или общественного положения награждаемого и срока его службы.

В символике ордена воспроизведены два предмета из трех «императорских регалий - сокровищ Японии»: зеркало и яшмовые подвески. Эти символы непосредственно связаны с идеями о божественности императора, которые использовались как базис для формирования чувства национальной идентичности, концентрирующегося в почитании монарха.

Орден Драгоценной короны (Хокансё) был учрежден тем же императорским эдиктом № 1 от 4 января 1888 г. По своему статусу является сугубо женским орденом. Его появление было вызвано необходимостью жаловать наградами императрицу, других женщин - членов императорской семьи, а также «благородных дам, которые оказали исключительные услуги государству». Им могли награждаться и иностранные подданные. По иерархии считается равным ордену Восходящего солнца. Этот орден существовал как единственный, который могли получить женщины в Японии, до 1919 г.,

5 См.: НакаК. Кунсё-но рэкиси (История орденов). Токио, 1973. С. 21.

6 Эйтэн дзиму-но тэбики (Практическое руководство по вопросам протокола и церемоний). Токио, 1988. С. 22.

когда было решено награждать орденом Священного сокровища не только мужчин, но и женщин. Так же как и в случае первого японского ордена, который первым получил император, находившаяся на престоле императрица Мэйдзи стала первой награжденной орденом Драгоценной короны первой степени. При учреждении ордена Драгоценной короны японцы также учитывали наличие женских орденов в странах Запада. Формируя свою орденскую группу наградной системы, Япония, не поступаясь традициями, тем не менее стремилась во всех отношениях обеспечить ее адекватность аналогичным системам зарубежных партнеров в интересах эффективного использования для реализации внешнеполитических целей. Орденом Драгоценной короны первой степени со временем были награждены жены глав некоторых иностранных государств в порядке протокольных или взаимных награждений7.

Создатели ордена, разрабатывая его символику, прочно опирались на японские традиции, историю и мифологию. В центре знаков ордена на поверхности, имеющей форму медальона, изображен золотой головной убор, который в древние времена носили императрицы во время весенних празднеств; над ним - образ мифологической птицы Хоо, которая фигурирует в старинных японских легендах. В дальневосточной мифологии образ этой птицы происходит от китайской птицы Фэнхуан. Фэнхуан в древнекитайских мифах чудесная Царь-птица. В западноевропейской и русской литературе Фэнхуан зачастую переводится как птица Феникс8.

Орден Драгоценной короны с изображением в центре старинного головного убора императриц как бы подтверждает неразрывность связи с «венценосными» особами давних времен. Мифологическая птица Хоо («японский феникс») сулит счастье императорскому роду, ветки бамбука символизируют стойкость и несгибаемость, а цветы сакуры - неофициального символа Японии - красоту и обновление. Имеются и элементы императорского герба (цветы и листья павло-

7 См.: ТогасиДз. Кунсё (Ордена). Осака, 1972. С. 38-43; PetersonJ.W. Op. cit. P. 25.

8 Наиболее ранние упоминания о Фэнхуан встречаются уже на иньских гадательных надписях (около XV в. до н.э.). Как предполагают исследователи, слово «фэн» (чудесная птица) первоначально было обозначением божества ветра. Этимология понятия «хуан» довольно сложна. Хуан - изначально название особого гребня на голове птицы Фэн, графически представляющего собой изображение восходящего солнца, лучи которого напоминают трезубец. На рубеже нашей эры появляются подробные описания внешнего облика Фэнхуан. Так, согласно словарю первого века «Толкование знаков», у Фэнхуан клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди - как лебедь, сзади - как единорог, спина Фэнхуан - черепашья. Появление Фэнхуан считалось знаком наступления великого мира в Поднебесной и счастливым предзнаменованием. Образ Фэнхуан чрезвычайно популярен в китайском искусстве с глубокой древности. Вероятно, определенное влияние на его формирование оказало представление о павлине (Мифологический словарь // Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991. С. 578).

нии). Подвески знаков ордена со второй по шестую степень имитируют древние фамильные гербы придворных дам, как бы подчеркивая преемственность традиций императорского двора.

Одновременно с орденом Священного сокровища и Драгоценной короны тем же императорским эдиктом № 1 от 4 января 1888 г. учреждаются два ордена из категории высших наград Японии: орден Хризантемы с цепью и орден Восходящего солнца с цветами павло-нии на Большой ленте.

С тех пор и поныне самая высокая японская награда - это орден Хризантемы с цепью (Дайкунъи киккасё кэйсёку). В большинстве стран Европы высшими являются ордена с цепью. Учреждение подобного ордена должно было способствовать, в том числе обеспечению адекватности и равноправия в контактах Японии с развитыми странами Запада9.

Сохранив за орденом Хризантемы статус самой высокой награды, император Мэйдзи по существу в 1888 г. дополнительно учредил его высшую степень - с цепью. Эксклюзивный характер ордена, помимо наличия цепи, подчеркивает и факт изготовления орденского знака из золота. Весьма показательно, что цепь ордена с ажурными изображениями иероглифов «Мэйдзи» сохранилась как неотъемлемый компонент высшей награды страны на протяжении многих десятилетий богатой событиями истории Японии вплоть до наших дней и является материальным свидетельством фундаментальности и прочности символов, заложенных в японской наградной системе ее отцами-основателями в эпоху Мэйдзи.

Орден Восходящего солнца с цветами павлонии на Большой ленте (Кёкудзицу Дока Дайдзюсё) был учрежден все тем же императорским эдиктом № 1 от 4 января 1888 г., в котором подчеркивалось, что данный орден «выше на одну ступень» по сравнению с орденом Восходящего солнца на Большой ленте и этим орденом награждаются «за исключительные заслуги».

Высшие ордена Японии - Хризантемы с цепью и Хризантемы на Большой ленте, а также Восходящего солнца с цветами павлонии по их символике и внешнему виду безусловно воспринимаются как императорские награды. В них неоднократно присутствует изображение императорского герба или его элементов.

11 февраля 1890 г. учреждается орден Золотого коршуна (Кинси кунсё). Этим орденом награждали только военнослужащих, только подданных Японии и только за выдающиеся заслуги во время войны. Его внешний вид всецело связан с японской символикой и мифологией. Основным элементом знаков и звезд ордена являются два древних самурайских щита. На них изображены перекрещенные мечи в ножнах, а также алебарды и конская сбруя. В верхней части

9 См.: НакаК. Указ. соч. С. 20-21.

ордена - золотой коршун с распростертыми крыльями, «оказавший содействие» легендарному императору Дзимму в одном из решающих сражений10.

Вся символика ордена Золотого коршуна - главной военной награды Японии - должна была побуждать военнослужащих к выполнению «священной миссии»: ведению войн в интересах укрепления мощи империи согласно приказам императора, его военачальников и в соответствии с идеологией и духом государственного синто. Сам орден в этих условиях казался освященным образом Дзимму, «основателя» Великой Японии. В народе этот орден считался самой почетной наградой. Учреждение специального военного ордена, который мог быть пожалован императором своему воинству, послужило дополнительному укреплению среди офицерского и рядового состава авторитета монарха в качестве верховного главнокомандующего. Тесная связь символики этого ордена с древними мифами и легендами, обожествлявшими императорскую династию, способствовала беспрекословному подчинению армии и флота главе государства и назначенным им военачальникам. Орден Золотого коршуна стал эффективным инструментом воздействия на японских военнослужащих в преддверии будущих военных кампаний и территориальной экспансии.

Несмотря на то что наградная система Японской империи, ориентируясь на государственные стратегические цели, в значительной степени «обслуживала» агрессивную внешнюю политику страны, тем не менее практика функционирования этой системы неоднократно дает подтверждение тому, что она использовалась властями и как многовекторный инструмент.

Так, накануне «китайского инцидента» 11 февраля 1937 г. императорским эдиктом № 9 был учрежден орден Культуры (Бунка кунсё). Он предназначался для награждения тех, кто внес исключительный вклад в развитие культуры, науки и искусства. До этого их заслуги могли быть отмечены другими орденами, но подобные награждения были немногочисленны11. Таким образом, после учреждения в 1890 г. ордена Золотого коршуна японская наградная система впервые пополнилась новым орденом лишь в 1937 г. Это свидетельствует о том, что в ходе создания наградной системы в последней четверти XIX в. ее орденская группа была сформирована весьма продуманно и в достаточной степени отвечала поставленным задачам как инструментарий, способствующий реализации государственной политики и идеологии. Вводя в действие указанный орден, японское руководство создавало инструмент для эффективного поощрения заслуг в области культуры, науки и искусства. Это говорит о понимании правящими

10 См.: Накахори К. Указ. соч. С. 51-52.

11 Кунсё хякунэн-но аюми. С. 69; Нака К. Указ. соч. С. 22.

кругами страны необходимости стимулировать развитие государства и нации в этих сферах, без чего невозможно поддержание статуса мировой державы.

По своему внешнему виду, по четкой простоте формы орден Культуры принципиально отличается от других японских орденов, которые были учреждены на полвека раньше его в эпоху Мэйдзи. Можно сказать, что в орденской группе наградной системы Японии в 1937 г. появился знак ордена, отражающий стиль ХХ в.

Орден не имеет степеней или, иначе говоря, он учрежден лишь в одной степени, так как считается, что классифицировать заслуги в области культуры по степеням было бы неуместно. Кроме того, учитывалось, что в Европе награды аналогичного характера обычно учреждались в одной степени. Сегодня в Японии орден Культуры, возможно, относится к числу наиболее почитаемых наград.

В первый период после учреждения награждение им осуществлялось один раз в 2-3 года. С 1949 г. награждение проводится ежегодно и приурочивается к государственному празднику - Дню культуры 3 ноября. Ордена вручаются в императорском дворце в Токио. При первом награждении 29 апреля 1937 г. (в день рождения правившего императора Хирохито) орден получили девять человек, при втором им было награждено четыре человека, при третьем - семь человек. В последующем более семи человек одновременно, как правило, не награждались. Первым кавалером ордена Культуры из числа получивших его в 1937 г. стал известный японский ученый-физик

Н. Нагаока, о котором современники говорили, что он «может из

12

ртути делать золото»12.

Среди награжденных выдающиеся ученые, актеры национальных театров, искусствоведы, писатели, художники, деятели кинематографии, возраст которых, как правило, составлял не менее 60-70 лет13. Самым молодым по возрасту на момент награждения этим орденом (1943) был 36-летний специалист в области теоретической физики Юкава Хидэки. Х. Юкава (1907-1981) внес крупный вклад в разработку теории мезонов. В 1949 г. стал первым в Японии лауреатом Нобелевской премии. В настоящее время его имя носит Институт теоретической физики в г. Киото.

После катастрофического поражения во Второй мировой войне государственные институты Японии были разрушены. Это напрямую затронуло и такой инструмент государственной политики и идеологии, как наградная система. Все основы, на которых создавалась эта система и ее знаковые национальные символы, в глазах широких масс населения по меньшей мере были поставлены под сомнение. Произошел своего рода частичный демонтаж японской наградной системы в рамках общего крушения системы ценностей,

12 Тогаси Дз. Указ. соч. С. 54.

13 См.: Нака К. Указ. соч. С. 101.

господствовавших в японском обществе. Были упразднены некоторые награды, признанные милитаристскими и реакционными; сведена к ничтожному минимуму возможность прижизненных награждений; прекращены посмертные награждения погибших во Второй мировой войне; отменены привилегии для обладателей орденов и медалей. Таким образом и в части, касающейся наградной системы, «подводилась черта» под эпохой, которая изжила себя и институты которой утратили способность к управлению и гармонизации общественных отношений.

Когда первый шок от национальной катастрофы прошел, Япония встала перед необходимостью противопоставить износившемуся политическому и идеологическому ресурсу новую национальную идею, новые символы. Это оказалось непростой задачей. Сначала была сделана ставка на достижение крупных успехов в сфере экономики. Одновременно принимались усилия по возвращению статуса полноценного члена международного сообщества. Однако по мере постепенной реализации этих задач цель обеспечения выживания, спасения и возрождения государства уже не могла рассматриваться в качестве достаточной основы для государственной идеологии и национальной идеи. Не случайно с 1960-1970-х гг. в Японии находит распространение теория «нихондзинрон» («учение о японцах»), получившая также название «культурный национализм». В ее основу были положены тезисы об уникальности японской нации, японской цивилизации и культуры, навевающие воспоминания о государственной идеологии времен Японской империи. Показательно, что примерно в то же время (1964) последовательные усилия по возрождению национальной наградной системы, начатые японским правительством после завершения иностранной оккупации, увенчались успехом. Важный инструмент государственной политики и идеологии возобновил свое функционирование.

Наградная система Японии на новом этапе своей эволюции была достаточно отчетливо ориентирована на демократические принципы и тем самым отвечала характеру приоритетных задач, которые японское руководство стремилось решать с ее помощью. Новые критерии отбора награждаемых способствовали тому, что награды все чаще стали получать лица, работающие (в том числе по неправительственной линии) в сферах, связанных с повседневными нуждами населения. Будучи кардинально обновленной, «новая» система одновременно не вступила в антагонистическое противоречие со «старой». Можно сказать, что японская наградная система продолжила свое существование как своеобразное национальное достояние, из которого не могут быть исключены базовые ценности, в том числе носящие знаковый характер. Последнее обусловило и то обстоятельство, что обновленная система и порядок ее функционирования складывались не без влияния религиозно-философских идей

5 ВМУ, востоковедение, № 1

времен Японской империи, а также воззрений националистического характера. Показательно, что японское правительство с 1964 г. возобновило и посмертные награждения погибших в ходе «Великой восточноазиатской войны». Несмотря на все сложности, этот процесс в целом был завершен в 1980-х гг. Всего посмертно были награждены свыше 2 млн человек, среди которых и несколько лиц, причисленных к категории военных преступников.

Осуществляя на рубеже XXI в. комплекс мер по приданию нового импульса развитию страны, японское руководство в декабре 1999 г. приняло решение осуществить реформу наградной системы, с тем чтобы «привести ее в соответствие с требованиями нового века»14. Созданный под председательством премьер-министра Ё. Мори Совет по вопросам наградной системы в октябре 2001 г. принял итоговый документ с рекомендациями по ее реформе. Прежде всего Совет счел необходимым зафиксировать современное видение значения и смысла наградной системы Японии.

Были отмечены «универсальные положения», характерные для наградных систем, вне зависимости от их принадлежности к той или иной стране («во всем мире - и на Востоке, и на Западе»):

- наградные системы призваны обеспечивать надлежащее поощрение государством своих граждан за многолетнюю успешную работу в интересах страны и общества, за выдающиеся достижения в различных сферах деятельности;

- существующие длительное время ордена и медали (такие, как орден Подвязки в Великобритании, орден Почетного легиона во Франции) стали уже не просто важными элементами наградных систем, но и представляют собой воплощение исторических и культурных традиций соответствующего государства;

- протокольные награждения орденами высших руководителей и других представителей зарубежных государств, в том числе взаимные протокольные награждения в ходе госвизитов, имеют важное значение с точки зрения международных отношений и соблюдения международного этикета;

- осуществляя практические награждения, государство показывает, какие деяния с государственной и общественной точки зрения заслуживают особого одобрения и поощрения. Способствуя таким путем формированию правильных критериев оценки деятельности отдельных лиц, наградная система является одним из необходимых инструментов построения здорового общества в целом.

Касаясь особенностей японской наградной системы, Совет в своем итоговом документе указал, что «награждения в Японии

14 Эйтэн сэйдо-но кайкаку-ни цуйтэ. Дзиюминсюто найкаку букай. Эйтэн сэйдо кэнто пуродзэкуто тиму (О реформе наградной системы. Комитет Либерально-демократической партии Японии по вопросам деятельности кабинета министров. Группа по разработке проекта реформы наградной системы). 13 апреля 2000 г. (www8.cao.go.jp/intro/kunsho/kondankai).

входят в число государственных функций императора и, таким образом, играют роль одной из связующих нитей между императором и народом», т.е. «идеологические традиции» наградной системы предлагалось сохранить. В частности, говорилось, что в стране «уже свыше 120 лет существует своя наградная система, отражающая самобытность национальной культуры. Эта система, ядром которой являются ордена и знаки за отличие (медали для достаточно массовых награждений за гражданские заслуги), прошла длительный путь в своем историческом развитии, неразрывно связанный с историей страны и народа в целом. К настоящему времени японская наградная система с ее ежегодными весенними и осенними награждениями прочно утвердилась в глазах японского народа. Многие награжденные, видя оценку своих заслуг, испытывают чувства радости и энтузиазма. Награды повсеместно в стране являются мощным стимулом для повседневных усилий в деятельности на благо государства и общества». Подчеркивалось, что реформирование не подразумевает создания новой наградной системы, а должно усовершенствовать применение существующей системы при сохранении японских орденов с их давними историей и традициями.

Отдельно отмечалось, что с расширением связей между государствами многие японские граждане стали все активнее участвовать в международных акциях, прежде всего гуманитарного характера: помощь развивающимся странам, работа с беженцами и др. Таким образом, для японцев понятие «вклада в общественное благо» вышло за пределы границ своего государства и приобрело глобальный характер. Кроме того, была особо отмечена необходимость чаще награждать орденами иностранцев, имеющих заслуги на поприще содействия японской политике, дипломатии, промышленности, экономике, образованию, культуре и т.п. Подчеркивалось, что таких людей, живущих за рубежами Японии, следует выявлять более активно. В частности, в ноябре 2008 г. ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий был награжден орденом Восходящего солнца с двойными лучами (по старой терминологии - орденом Восходящего солнца второй степени) за выдающийся вклад в развитие научных связей и укрепление взаимопонимания между Японией и Россией.

В части, касающейся орденской группы, Совет подтвердил целесообразность наличия в наградной системе как орденов, имеющих несколько степеней, так и учрежденных в одной степени. Имеется в виду, что ордена с одной степенью, т.е. высшие ордена Японии (ордена Xризантемы и Павлонии) и орден Культуры, предназначаются для награждения относительно небольшого числа людей (по аналогии с орденом Подвязки в Великобритании). Ордена Восходящего солнца и Священного сокровища, которыми награждают относительно массово, должны иметь несколько степеней, чтобы, оценивая конкретные заслуги каждого из сравнительно многих награждаемых, можно было обеспечить максимальную точность и сбалансированность, выбрав

подобающую степень ордена. Одновременно было отмечено, что использование в наименованиях орденов терминов «первой степени», «второй степени» и т.д. создает впечатление, что людей с их заслугами как бы «выстраивают по ранжиру», а это снижает престижность наград низших степеней и не способствует эффективности наградной системы. Предлагалось отказаться от этой «нумерации», дав каждой степени ордена собственное наименование.

Совет рекомендовал устранить дисбаланс в награждениях госчиновников и представителей негосударственных организаций, уделив внимание последней категории. При этом предлагалось прежде всего учитывать конкретные результаты деятельности, не сбрасывая тем не менее со счетов и такой фактор, как многолетний добросовестный труд (без переоценки значения самой по себе «выслуги лет»). Совет указал на необходимость награждать тех, кто успешно трудится на незаметных для общественности участках, преодолевая морально-психологические и физические тяготы.

Поскольку количество ежегодно награждаемых в Японии лиц лимитировано определенными пределами, Совет признал весьма важным скорректировать эти «лимиты», чтобы обеспечить своевременное получение наград теми, «кто трудится днем и ночью в напряженной обстановке в сопряженных с опасностью условиях», имея в виду в первую очередь военнослужащих и сотрудников полиции.

Опираясь на результаты работы Совета, правительство Японии в августе 2002 г. приняло постановление «О реформе наградной системы». В нем отмечалось, что при отборе кандидатов для награждения не следует делать различия между госслужащими и работниками негосударственной сферы. Необходимо объективно оценивать заслуги перед государством и обществом и тех, и других, соблюдая справедливость и сбалансированность и не отдавая предпочтение госсектору, в том числе при награждении высшими орденами. Следует с большим вниманием подходить к тем, кто идет на личные жертвы во имя общественного блага и интересов и в связи с этим увеличить количество награждаемых из числа работающих в тяжелых с морально-психологической или физической точки зрения условиях, а также тех, кто трудится в малозаметных для широкой публики областях деятельности. При оценке заслуг исходить нужно не только из формальных показателей, таких как стаж работы, но учитывать и степень служебной ответственности, которую нес кандидат на награждение, и конкретные результаты его деятельности. Помимо традиционных ежегодных награждений предписывалось отдельно предусмотреть награждения военнослужащих, сотрудников полиции и других, работающих в условиях повышенной опасности, и снизить для них «возрастной ценз».

При выдвижении кандидатов на награждение всем министерствам и ведомствам, местным муниципальным и общественным

органам и организациям было рекомендовано предусмотреть меры, обеспечивающие участие населения в этом процессе.

В части, касающейся конкретного «наградного инструментария», отмечалось, что за многолетний труд на благо общества, результатом которого стали положительные достижения, удостаивают ордена Священного сокровища. Орденом Восходящего солнца награждают за выдающиеся заслуги, обращая особое внимание на их существо. Каждой из степеней указанных орденов было присвоено собственное наименование. Подчеркивалось, что орденов Восходящего солнца и Священного сокровища удостаиваются за заслуги как на государственном, так и на общественном поприще и мужчины, и женщины. Учрежденный в XIX в. как сугубо женский орден Драгоценной короны был сохранен в наградной системе для использования в особых случаях. Было рекомендовано изучить возможность учреждения памятных медалей для награждения лиц, участвовавших в международных спасательных и гуманитарных операциях15.

В мае 2003 г. правительство приняло решение ежегодно в период весенних и осенних награждений удостаивать орденами по специальной «квоте» примерно по 3600 человек из числа тех, чья служебная деятельность сопряжена с опасностью для жизни16. «Возрастной ценз» для этой категории лиц был снижен до 55 лет. Таким образом, реформа наградной системы 2002-2003 гг. предоставила японскому руководству хорошую возможность использовать наградной инструмент для эффективного влияния на силовую составляющую «государственной машины» и на спецслужбы. В период весенних награждений 2004 и 2005 гг. в общей сложности в рамках отдельной «квоты» для лиц, чья работа сопряжена с высокой опасностью, орден Священного сокровища с парными лучами получили 1792 человека, а орден Священного сокровища с одинарными лучами - 5236 человек. Среди награжденных было 15 женщин17. Заданный «темп» сохранился и в последующие годы. Во время весенних награждений в конце апреля 2008 г. по указанной «квоте» ордена Священного сокровища с парными лучами удостоились 1522 человека, того же ордена с одинарными лучами - 2095 человек. Среди награжденных - 5 женщин18. «Люди в погонах» вновь вошли в число основных контингентов, которые являются объектами воздействия японской наградной системы. Это свидетельствует о том, что значение силового компонента в японской политике будет возрастать.

15 Эйтэн сэйдо-но арикакта-ни кансуру ронтэн-но сэйри (Обобщение и анализ проблемных вопросов функционирования наградной системы). Токио, 2001.

16 Лица, входящие в эту категорию, в зависимости от конкретной ситуации могут быть награждены и без увязки с весенними и осенними награждениями.

17 http://www8.cao.go.jp/intro/Kunsho/list

18 http://www8. cao.go.jp./intro/kunsho/list_hp/03kiken_list.html

В мае 2003 г. правительство утвердило Критерии отбора кандидатов на получение ордена. Их анализ позволяет определить, на какие приоритеты ориентируется японское руководство:

- развитие образования, здравоохранения, науки, техники, культуры, спорта, средств массовой информации;

- обеспечение дальнейшего развития главных отраслей промышленности и сельского хозяйства, как «традиционных», так и «постиндустриальных», а также финансов, страхования и сферы услуг;

- улучшение условий жизни и работы населения, социальное обеспечение, охрана окружающей среды;

- формирование благоприятной для развития Японии международной ситуации. Содержащаяся в Критериях отбора кандидатов на награждение формулировка «внесшие вклад в дело обеспечения стабильности и развития международного сообщества» связана с необходимостью соответствия наградной системы Японии эпохе глобализации ее внешней политики;

- повышение боеспособности и поднятие престижа вооруженных сил, полиции и спецслужб.

Документы, регламентирующие принципиальные подходы и конкретные процедуры, касающиеся всех основных аспектов нынешнего функционирования наградной системы, соответствуют современному положению Японии как одной из ведущих мировых держав, планы которой обращены в будущее. Вместе с тем по существу во многом осталась в силе «традиционная» база старой японской наградной системы. Сохранились прежние правила награждений членов императорской семьи. Вновь, как и до 1945 г., стали широко награждаться орденами военные и полиция. Не коснулись «новации» и главного «инструментария» наградной системы - орденов, которые продолжают оставаться устойчивыми национальными символами, формировавшимися еще в духе идеологии Японской империи. Как мы отмечали, последний раз в истории страны новый орден (орден Культуры) был учрежден в 1937 г. Все остальные были введены в действие в период между 1875 и 1890 гг. Лишь один из них - орден Золотого коршуна был упразднен в 1947 г. Иными словами, японцам в ходе реформирования наградной системы удалось внести в нее вызванные требованиями современности принципиальные изменения, сохранив практически в неприкосновенности ее основную составляющую часть и главные символы - ордена. Не является ли это свидетельством стремления части руководящих кругов Японии использовать современную национальную наградную систему с глубоко интегрированной в нее старой символикой в качестве одного из инструментов, способствующих выработке и внедрению в стране «новой национальной идеи», реанимирующей некоторые традиции довоенной идеологии?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так или иначе японское руководство понимает важность наградной системы как инструмента государственного управления. Хотя ее история короче, чем у наградных систем России и ряда европейских стран, роль, которую она сыграла в бурный период своего существования, по важности сопоставима с ними. Ордена и медали и сейчас являются незаменимым по эффективности средством, позволяющим продемонстрировать наличие у их обладателей реальных заслуг перед государством.

На современном этапе развития российской государственности задачи совершенствования управления, улучшения качества работы всех звеньев госслужбы, стимулирования ее кадрового состава, а также населения в целом к активной и творческой деятельности по решению приоритетных задач, поставленных руководством России, объективно предопределяют повышение значения отечественной наградной системы. Развитие и совершенствование этой системы, обеспечение ее должной эффективности, несомненно, послужат на благо национальным интересам. Положительную роль в этом могли бы сыграть учет и творческое осмысление опыта в данной области ведущих держав мира, включая Японию.

Список литературы

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2006. Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. М., 2003. Кунсё хякунэн-но аюми (Столетняя история орденов). Токио, 1974. Нака К. Кунсё-но рэкиси (История орденов). Токио, 1973. Накахори К. Кунсё, рэкиси-но асиато (Ордена, следы истории). Токио, 1959. Тогаси Дз. Кунсё (Ордена). Осака, 1972.

Эйтэн дзиму-но тэбики (Практическое руководство по вопросам протокола и

церемоний). Токио, 1988. Эйтэн сэйдо-но арикакта-ни кансуру ронтэн-но сэйри. (Обобщение и анализ проблемных вопросов функционирования наградной системы). Токио, 2001. Эйтэн сэйдо-но кайкаку-ни цуйтэ. Дзиюминсюто найкаку букай. Эйтэн сэйдо кэнто пуродзэкуто тиму (О реформе наградной системы. Комитет Либерально-демократической партии Японии по вопросам деятельности кабинета министров. Группа по разработке проекта реформы наградной системы). 13.4.2000 (www8.cao.go.jp/intro/kunsho/kondankai). http://www8.cao.go.jp/intro/Kunsho/list

Peterson J.W. Orders and Medals of Japan and Associated States. Glassboro; New Jersey, 1967.

Сведения об авторе: Розанов Олег Николаевич, канд. ист. наук. Тел.: 768-7147. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.