Д А. ФИЛИППОВ*. ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ БАЙДЕНА : ПЕРВЫЕ ИТОГИ.
Аннотация. В статье рассматриваются последние события в японо-американских отношениях в сфере безопасности за первое полугодие 2021 г. Несмотря на смену администрации в США и создание позитивной повестки в двусторонних отношениях, в них не наблюдается заметных перемен, и ситуация скорее всего останется прежней до конца года вследствие продолжающейся пандемии. В статье обращается внимание на дипломатические контакты двух стран, включая первую встречу президента Байдена и премьер-министра Суга, и на сотрудничество в военной сфере.
Ключевые слова: Япония; США; японо-американский союз; Байден; Суга.
D.A. PHILIPPOV. Japan-Us Security Relations Under the Biden Administration : First Results.
Abstract. The article examines the latest developments in the US-Japan security relations during the first half of 2021. Despite the change of power in the US and the generation of a positive agenda in bilateral ties, they have not yet seen significant changes and it will most likely stay that way until the end of the year due to the coninuing pandemic. The article focuses on both diplomatic contacts between the two states, including the first meeting between President Biden and Prime Minister Suga, and military cooperation.
Keywords. Japan; US, US-Japan alliance; Biden; Suga.
* Филиппов Дмитрий Александрович - PhD; научный сотрудник отдела Азии и Африки Института научной информации по общественным наукам РАН.
143
Для цитирования: Филиппов Д.А. Японо-американские отношения в сфере безопасности при администрации Байдена : первые итоги // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 19: Востоковедение и африканистика. - 2021. - № 4. - С. 143— 154. Б01: 10.31249/гуэ/2021.04.10
Для японо-американских отношений в сфере безопасности первое полугодие 2021 г. характеризовалось отсутствием заметных изменений, несмотря на смену администрации в США и приход власти Джо Байдена. Связано такое спокойствие как с продолжением пандемии коронавирусной инфекции, вследствие чего оба государства сфокусировались в основном на внутренней политике, так и в целом с традиционной устойчивостью двусторонних отношений к региональным переменам и сменам власти как в Вашингтоне и в Токио. В марте и апреле США и Япония провели встречи на высшем и высоком уровне, которые заложили фундамент для будущего развития японо-американского союза при новой администрации в обеих странах, а также наметили пути сотрудничества двух государств в различных областях. Ниже будут рассмотрены ключевые события в двусторонних отношениях за первое полугодие 2021 г. и их значимость в рамках японо-американского союза.
20 января 2021 г., в день инаугурации президента США Джо Байдена, генеральный секретарь кабинета министров Японии Ка-цунобу Като провел очередную пресс-конференцию, во время которой заявил, что японо-американский союз никогда не был так прочен, как при уходящем президенте Дональде Трампе. За столь хвалебной характеристикой скрывался тот факт, что победа в ноябре 2020 г. на американских президентских выборах Байдена была встречена в Японии с облегчением, поскольку к Трампу японская политическая элита относилась с неодобрением. Бывшему премьер-министру Синдзо Абэ удалось в кратчайшие сроки установить с Трампом позитивные отношения (Абэ стал первым иностранным лидером, встретившимся с ним после победы на выборах в 2016 г., они регулярно играли в гольф, и Абэ даже рекомендовал наградить американского президента Нобелевской премией мира), и это сыграло значительную роль в поддержании стабильности двусторонних отношений [3]. Тем не менее за четыре года президентства Трампа у Японии накопилось множество претензий к его внешней политике. Как считали в Токио, 45-й пре-
зидент США был непредсказуем и не понимал ценности и фундаментальных механизмов американских союзов в регионе. Япония не одобряла его изоляционистский внешнеполитический курс и жаждала более сильного и надежного американского лидерства в Восточной Азии. В Японии также осуждали выход США из Транстихоокеанского партнерства, которое Токио воспринимает как механизм сдерживания политического и экономического влияния Китая. Наконец, в Японии негативно относились к тиражируемой администрацией Трампа теории о том, что коронавирус был создан в китайской лаборатории в провинции Ухань. И хотя некоторые японские политики полагали, что при всех своих недостатках жесткая политика Трампа в отношении Китая (а первоначально и КНДР) в целом лучше отвечает японским интересам, чем более «примирительный» курс Барака Обамы, американская внешняя политика при Трампе воспринималась в Японии как чересчур изменчивая и зависящая от прихотей самого президента.
Байден же в большинстве внешнеполитических вопросов является жестким оппонентом Трампа, а потому, по его собственным словам, делает акцент на укреплении союзов США и возвращении утерянного при Трампе международного престижа [2]. Еще в ноябре, спустя несколько дней после победы на выборах, Байден заверил союзников США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что его внешнеполитический курс будет отличаться от курса Трампа и принимать в расчет нужды и интересы американских партнеров. В частности, новый президент подтвердил в разговоре с японским премьер-министром Ёсихидэ Суга, что США готовы защищать Японию согласно пятой статье двустороннего договора безопасности, которая распространяется и на спорные острова Сэнкаку (кит. Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, на которые также претендует Китай. Если Трамп также быстро дал аналогичную гарантию Абэ, то Обама избегал подобной формулировки до 2014 г., не желая обострять отношения с Китаем, который и теперь раскритиковал Байдена за нарушение «интересов третьих сторон» в регионе.
В марте 2021 г. Япония и США провели очередную встречу Совещательного комитета по безопасности в формате 2+2 между министрами обороны и иностранных дел. Данное заседание было первым с момента смены администраций в обеих странах (преды-
дущая встреча прошла в апреле 2019 г., при Абэ и Трампе), и по его итогам было опубликовано совместное заявление [9]. В нем обе стороны, как обычно, подтвердили роль двустороннего союза как краеугольного камня мира, безопасности и процветания в Ин-до-Тихоокеанском регионе. Япония заявила о готовности усиления оборонного потенциала в целях обеспечения национальной безопасности и дальнейшего укрепления союза. США в свою очередь подчеркнули свои обязательства по защите Японии согласно пятой статье договора безопасности, включающей острова Сэнкаку. Примечательным в данном документе является тот факт, что в отличие от совместного заявления 2019 г. [9], в котором обтекаемо говорилось о неодобрении односторонних попыток изменить статус-кво в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, в новом заявлении речь идет конкретно о Китае. По мнению США и Японии, поведение Китая, несовместимое с текущим международным порядком, представляет собой вызов как для двустороннего союза, так и для международного сообщества в политической, экономической, военной и технологической сферах. Обе стороны также выразили глубокую озабоченность ситуацией с правами человека в Гонконге и Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
18 апреля Суга в ходе визита в США провел встречу с Бай-деном в Вашингтоне, и хотя японская пресса уделила данному событию куда больше внимания, чем американская, встреча имела важное символическое значение для обоих лидеров. Для Байдена она стала возможностью показать как американской, так и международной публике, что он отвергает внешнеполитический курс Трампа и укрепляет связи с американскими союзниками. Тот факт, что Суга стал первым иностранным лидером, встретившимся с Байденом после его инаугурации, подчеркивал, что президент США придает важное значение отношениям с Японией. Что касается японского премьер-министра, то в Японии он имеет репутацию человека, неопытного во внешней политике, предпочитающего заниматься внутриполитическими вопросами. Таким образом, Суга использовал встречу с Байденом, чтобы продемонстрировать японским избирателям свою компетенцию в области дипломатии [4]. Как писала японская газета «Асахи симбун», порядок встречи японских премьер-министров с президентами США является своего рода «табелем успеваемости», и даже если встреча на высшем
уровне не принесет очевидных результатов, она добавит японскому лидеру баллов [1]. Кроме того, установление близких личных отношений с американскими коллегами традиционно является частью стратегии японских премьер-министров. Суга уже достиг на этом поприще успехов - в ходе встречи с Байденом они обращались друг к другу Ёси и Джо, что вызывает ассоциации с крепкой дружбой между президентом Рональдом Рейганом и премьер-министром Ясухиро Накасонэ в 1980-х гг., называвших друг друга Рон и Ясу.
В целом же США и Японии впервые за несколько лет представилась возможность добиться значительного прогресса в двусторонних отношениях после президентства Трампа, во время которого Япония скорее пыталась предотвратить ухудшение отношений и сдерживать худшие импульсы американского президента. По итогам встречи было опубликовано три документа, намечающих сотрудничество США и Японии по ряду областей: «Американо-японское глобальное партнерство в новую эпоху», «Американо-японское партнерство, основанное на состязательности и устойчивости» (CoRe) и «Американо-японское партнерство в целеустремленности, экологически чистой энергии и отказе от угольной энергетики». В контексте японо-американских отношений в области безопасности интерес представляет первый документ, служащий своего рода компасом для будущего развития союза [15]. Во многом он закрепляет тезисы, озвученные во время встречи в формате 2+2 месяцем ранее, например, критику Китая за агрессивные действия в Индо-Тихоокеанском регионе или полную поддержку Японии в соответствии с пятой статьей договора безопасности. Внимание в документе привлекает пассаж о необходимости поддержки мира и стабильности в Тайваньском проливе, поскольку это первое упоминание Тайваня в совместных заявлениях лидеров США и Японии с 1969 г. После публикации документа появилась информация о том, что Япония изначально выступала против этого, желая избежать последовавшей негативной реакции Пекина, - Тайвань не упоминался в японо-американских документах со времен нормализации отношений Японии и Китая в ходе Холодной войны. Тема Тайваня вновь стала актуальна в начале июля этого года, после того как известный своими неоднозначными высказываниями заместитель премьер-министра Таро
Асо заявил, что в случае нападения Китая на Тайвань «вовсе не будет странным» оказать Тайваню военную поддержку согласно праву коллективной самообороны. Его слова вызвали шквал критики в Китае, который обвинил Японию в «одержимости» Тайванем [13].
Следует отметить, что отношения между Японией и Китаем после Второй мировой войны развиваются циклично, колеблясь между конфликтом и примирением: несмотря на то что сейчас между двумя странами сохраняется напряженность (в «Белой книге», выпущенной министерством обороны Японии в июле 2020 г. отмечается, что Пекин продолжает накалять обстановку вокруг островов Сэнкаку [7]), Япония в последние годы в целом сохраняет примирительный курс по отношению к Китаю. В 2018 и 2019 гг. Абэ провел встречи с Си Цзиньпином, которые заложили дипломатическую основу для «разморозки» связей. В 2020 г. китайский лидер должен был посетить Японию, однако визит был отложен вследствие пандемии. После того как Абэ с его правонационали-стическими взглядами сменил более прагматичный консерватор «старой школы» Суга, еще более вероятно, что в ближайшее время курс на улучшение японо-китайских отношений или, как минимум их поддержание на рабочем уровне будет продолжен.
В совместном заявлении США и Японии также упоминается четырехсторонний диалог по безопасности, или Quad - стратегический диалог между Японией, США, Австралией и Индией по вопросам безопасности, регулярно проводимый с 2017 г. Создателем диалога выступил Абэ еще в 2007 г., однако «четверка» распалась в том же году, когда Австралия покинула диалог, чтобы не портить отношения с Китаем. Спустя десятилетие Абэ сумел убедить Трампа в важной роли Индо-Тихоокеанского региона, и встречи Quad стали проводиться ежегодно, а в 2017 г. США и Япония выдвинули концепцию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», изначально предложенную бывшим госсекретарем США Хиллари Клинтон и служащую своего рода альтернативой китайской инициативы «Один пояс и один путь». Видение «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» даже стало частью официальной стратегии США [16], что было особенно значимо, поскольку многие страны в регионе до этого ставили под сомнение вовлеченность администрации Трампа в
происходящие там процессы. В совместном заявлении 2021 г. говорится, что «четверка» сильна как никогда и страны-участницы будут стремиться к построению свободного, открытого, доступного, разнообразного и процветающего Индо-Тихоокеанского региона.
Помимо заседания в формате 2+2 и встречи Байдена и Суга в первой половине 2021 г. продолжалось постепенное усиление сотрудничества Японии и США в области космоса. Еще в декабре 2019 г. США объявили о создании космических сил, независимом виде вооруженных сил, предназначенном для операций в космическом пространстве, а уже в январе 2020 г. Абэ во время выступления, посвященного 60-летию японо-американского союза, заявил, что сделает его опорой мира и безопасности в космическом и ки-берпространстве. Также в январе было принято решение о переименовании в 2023 г. воздушных сил самообороны Японии в воздушно-космические силы обороны. Вскоре после этого министерство обороны Японии подготовило законопроект о создании отдельного военного подразделения, занимающегося исключительно операциями в космосе. Хотя в данное подразделение входили всего 20 человек, что делало законопроект скорее символическим, столь быстрая реакция на новости из США говорит о готовности Японии адаптироваться к новым веяниям в области безопасности, в том числе, и в структуре союза с США [17]. Новое подразделение под названием «Эскадрилья космических операций» было формально учреждено в мае 2020 г. и располагается на военно-воздушной базе Футю в Токио. 1 апреля 2021 г. США и Япония подписали соглашение о более тесном сотрудничестве в сфере космической безопасности [14]. Соглашение предполагает, что представитель японских воздушных сил самообороны будет находиться в штабе космического командования США в штате Колорадо и будет ответственен за поддержание японо-американского военного сотрудничества в области космоса как на стратегическом, так и на тактическом уровнях, включая более активный обмен информации и участие Японии в американских космических учениях.
Наконец, развивается ситуация вокруг американских наземных комплексов ПРО «Иджис Эшор», сделку о приобретении которых Япония подписала с США еще в 2017 г. Данные комплексы, которые планировалось разместить в префектурах Акита и Ямагу-ти, должны были усилить оборону Японии от китайских и северо-
корейских баллистических ракет, а также обеспечить большую гибкость в действиях американских эсминцев, защищающих Японию, дав им возможность при необходимости передислоцироваться в другие регионы. Однако за годы с момента заключения сделки многое изменилось: стоимость комплексов резко возросла с двух миллиардов долларов до четырех; в префектурах Акита и Ямагути прошли протесты местных жителей, которые опасались, что исходящие от радаров «Иджис Эшор» электромагнитные волны окажут негативное влияние на их здоровье; у японского правительства появились вопросы к технической стороне системы ПРО - ускорители, которые отсоединяются от ракет-перехватчиков, могли упасть на жилые районы. В результате в июне 2020 г. тогдашний министр обороны Таро Коно внезапно и без согласования с США объявил, что Япония не станет закупать наземные комплексы [8].
Может показаться, что неожиданный отказ Японии от покупки противоракетных комплексов был связан с недовольством администрации Абэ в отношении политики Трампа и являлся своего рода сигналом Вашингтону о возросшей автономии Японии в своей оборонной политике. Некоторые аналитики высказывали мысль о том, что Япония планировала использовать судьбу «Иджис Эшор» в качестве разменной монеты в ходе переговоров с США относительно продления в 2021 г. соглашения о пребывании вооруженных сил США на японской территории [12]. Тем не менее подобные мотивы видятся маловероятными. Во-первых, Япония высказывала заинтересованность в покупке комплексов начиная с 2014 г., задолго до победы Трампа на выборах, и само решение об их покупке было основано на объективных недостатках текущей японской системы ПРО, а не желании угодить президенту США [5]. Более того, Абэ сумел выстроить довольно теплые отношения с Трампом, а потому едва ли стал бы перечеркивать годы планов и переговоров по размещению «Иджис Эшор» лишь для того, чтобы таким образом заявить Трампу о независимости Японии в рамках двустороннего союза, особенно незадолго до выборов, на которых Байден уже тогда считался фаворитом.
Впрочем, как показали дальнейшие события, отказ Японии от покупки комплексов вряд ли был обусловлен исключительно финансовыми соображениями. Осенью 2020 г. министерство обороны Японии объявило, что в качестве альтернативы размещению
комплексов ПРО на территории Японии оборудование «Иджис Эшор», предназначенное для наземного использования, будет установлено на двух эсминцах вдобавок к семи уже существующим эсминцам, оборудованным системами «Иджис». Тем не менее данная альтернатива потребует куда больших расходов - согласно внутреннему документу министерства обороны 2019 г., покупка и поддержание двух подобных эсминцев будет стоить около 700 млрд иен, т.е. в полтора раза больше, чем приобретение наземных комплексов. Более того, подготовка эсминцев и оснащение их наземным оборудованием может быть на три года дольше, чем размещение комплексов на территории Японии. Вместе с тем правительство приняло в декабре новый оборонный бюджет, составивший рекордные 5,3 трлн иен, или 52 млрд долларов, на 1,1% выше, чем бюджет на 2020 г. [11]. К маю 2021 г. разница в предполагаемой стоимости выросла еще больше - как минимум, до 900 млрд иен, что более чем в два раза выше, чем цена сделки, от которой Япония отказалась годом ранее. Осложнил ситуацию и ставший известным в феврале 2021 г. факт: в отличие от наземных комплексов ПРО, которые обеспечивали бы постоянную защиту от вражеских баллистических ракет, оборудованные этими системами эсминцы смогут проводить наблюдение и перехват только 126 дней в году. Более того, оказалось, что министерство обороны знало об ограниченной функциональности новых эсминцев, но скрыло эту информацию от правящей Либерально-демократической партии, обозначив в своих отчетах лишь, что установка системы «Иджис Эшор» на эсминцы будет менее удовлетворительна, чем ее наземное использование [6]. Несмотря на данное обстоятельство, а также существенно возросшую стоимость установки американских комплексов на японских эсминцах, правительство Японии не намерено отказываться от данной альтернативы и возвращаться к первоначальному плану наземного размещения.
С одной стороны, внезапный отказ японского правительства в 2020 г. от покупки «Иджис Эшор», чрезвычайно важных для национальной безопасности противоракетных систем, спустя почти три года после заключения сделки с США ставит под вопрос серьезность намерений Японии в отношении других элементов военного сотрудничества двух стран. Хотя США были в курсе сомнений Японии по поводу растущей стоимости комплексов и их
технических характеристик, заявление министра обороны Таро Коно было воспринято в Вашингтоне с неожиданностью. В то же время спустя несколько месяцев Япония подтвердила желание приобрести «Иджис Эшор», хотя комплексы и будут размещены на японских кораблях. Такая изменчивость позиции японского правительства может вызывать определенное недоверие у США, однако едва ли приведет к заметным проблемам в двусторонних отношениях. Мнения Японии и США неоднократно не совпадали по различным вопросам, а проблема перемещения военно-воздушной базы Футэмма на Окинаве остается камнем преткновения между двумя странами уже более двадцати лет, однако это не мешает двустороннему союзу развиваться в позитивном ключе.
Хотя за первые месяцы после инаугурации Джо Байдена конфигурация японо-американского союза не претерпела существенных изменений, встреча лидеров двух стран в апреле 2021 г. создала позитивную повестку в двусторонних отношениях, а ряд согласованных документов явился хорошим первым шагом в укреплении союза после хаотичного президентства Трампа. Несмотря на то что немедленных результатов ждать не приходится, от проведения встречи выиграли как Байден, так и Суга, которые также установили теплые личные отношения, они послужат дополнительной гарантией стабильных, крепких отношений между Японией и США. В то же время обе страны будут сосредоточены на борьбе с пандемией коронавируса, а потому какие-либо значимые события в их военно-политических отношениях будут редки и во второй половине 2021 г.
Список литературы
1 Анализ значения первой встречи президента США и премьер-министра Суга, а также прошлых встреч.
2 Асахи симбун. Бэйдай то : рё: то Суга сюсе: итибан ни ау ими како кайдан о бунсэкисита. - URL : https://www.asahi.com/articles/ASP4D354BP45UHBI00G. htm. - Яп. яз.
3 Biden J.R. Why America Must Lead Againro/ - URL: https://www.foreignaffairs. com/articles/united-states/2020-01 -23/why-america-must-lead-again
4 Fujiwara Kiichi. Abe-Trump Bromance Yet to Bring Rewardsю/ - URL : https: //www.eastasiaforum. org/2019/11/01/abe-trump-bromance-yet-to-bring-rewa rds
5 Fukushima Glen S. The United States and Japan Agree in Principle, but Implementation is Key. - URL : https://www.eastasiaforum.org/2021/04/28/the-united-states-and-japan-may-face-a-growing-perception-gap/
6 Hornung J.W. Japan Is Cancelling a U.S. Missile Defense System. - URL : https://foreignpolicy.com/2020/07/02/japan-aegis-ashore-expense-cancel-united-sta tes-alliance/
7 Ito Yoshitaka. Aegis Ashore Alternative Only Available for a Third of the Year. -URL : https://www.asahi.com/ajw/articles/14197355
8 Japan Ministry of Defense. Белая книга по обороне 2020 г. - оборонная политика в отношении иностранных государств.
9 Japan Ministry of Defense. Рэйва нинэмбан Бо : эй хакусе - сегайкоку-но бо: эй сасаку надо. - URL : https://www.mod.go.jp/j/publication/wp/wp2020/pdf/R 02010202.pdf. - Яп. яз.
10 Kyodo News. Japan Aegis Ashore Missile Defense System Deployment Scrapped: Kono. - URL : https://english.kyodonews.net/news/2020/06/5cd95541475a-brea king-news-japan-scraps-plan-to-deploy-aegis-ashore-missile-defense-system-kono. html
11 Ministry of Foreign Affairs of Japan : Japan-U.S. Security Consultative Committee (Japan-U.S. «2+2»). - URL : https://www.mofa.go.jp/na/fa/page3e_001008.html
12 Ministry of Foreign Affairs of Japan : Japan-U.S. Security Consultative Committee (Japan-U.S. «2+2»). - URL : https://www.mofa.go.jp/na/st/page3e_001112.html
13 Reuters: Japan sets record $52 Billion Military Budget with Stealth Jets, LongRange Missiles. - URL : https://www.reuters.com/article/japan-defence-budget-idUSKBN28V03X
14 Schoff J.L. The Critical 6 Months for US-Japan Defense Cooperation We Never Saw Coming. - URL: https://thediplomat.com/2020/08/the-critical-6-months-for-us-japan-defense-cooperation-we-never-saw-coming/
15 South China Morning Post: Aso Walks Back Claim Japan Would Join US in Defence of Taiwan in Mainland Chinese Forces Invade. - URL : https://www. scmp.com/week-asia/politics/article/3139995/aso-walks-back-claim-japan-would-join-us-defence-taiwan-if
16 Space News : Japanese Military Strengthens Ties with U.S. Space Command. -URL : https: // spacenews .com/j apanese-military- strengthens-ties-with-u- s- space-command/
17 The White House : U.S. - Japan Joint Leaders' Statement: «U.S. - Japan Global Partnership for a New Era». - URL : https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/16/u-s-japan-joint-leaders-statement-u-s-japan-global-partnership-for-a-new-era/
18 United States Department of State : A Free and Open Indo-Pacific: Advancing a Shared Vision. - URL : https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/11/Free-and-0pen-Indo-Pacific-4Nov2019.pdf
19 Wright J. Where No Alliance Has Gone Before : US-Japan Military Cooperation in Space. - URL : https://thediplomat.com/2020/02/where-no-alliance-has-gone-before-us-japan-military-cooperation-in-space/