Научная статья на тему 'Япония: стратегия продвижения креативных отраслей за рубеж'

Япония: стратегия продвижения креативных отраслей за рубеж Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / JAPAN / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / CREATIVE ECONOMY / КРЕАТИВНЫЕ ОТРАСЛИ / CREATIVE INDUSTRY / COOL JAPAN / ЭКСПОРТ / EXPORT / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / STRUCTURE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимонина Ирина Львовна

В течение последних десятилетий японская экономика находится в низкоскоростном сегменте глобальной экономики, одновременно частично утрачивая международную конкурентоспособность на тех рынках, где она ранее имела заметное преимущество, а именно на рынках высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности. В течение пяти лет (2011-2015) у Японии было отрицательное сальдо торгового баланса. Низкие темпы экономического роста на фоне продолжающейся дефляции обусловливают стагнацию спроса и на внутреннем рынке. В этих условиях правительство страны и японский бизнес ищут новые сферы приложения капитала и новые экспортные возможности. В статье анализируются направления и результаты японской стратегии продвижения за рубеж креативных отраслей, в которых творческое начало и интеллектуальный потенциал являются первичной составляющей продукта. Эти отрасли рассматриваются правительством С. Абэ в качестве одного из драйверов экономического роста и расширения экспортного потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan: a Strategy for the Promotion of Creative Industries Abroad

In recent decades, the Japanese economy is in the low speed segment of the global economy, while partially losing its international competitiveness in those markets where it previously had a distinct advantage, namely high-tech markets of the manufacturing industry. For the period of 5 years (2011-2015) Japan had a negative trade balance. Low economic growth in the context of continuing deflation leads to stagnation of demand in the domestic market. In these circumstances, the country’s government and Japanese businesses are looking for new areas of capital investment and new export opportunities. The article analyzes the direction and results of the Japanese strategy aimed at overseas promotion of creative industries where intellectual property constitutes the core of the product. The government of S. Abe sees these industries as one of the drivers for economic growth and expansion of export potential of the country.

Текст научной работы на тему «Япония: стратегия продвижения креативных отраслей за рубеж»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2017. № 4

И.Л. Тимонина

ЯПОНИЯ: СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ КРЕАТИВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЗА РУБЕЖ1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Московский государственный университет имени

М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

В течение последних десятилетий японская экономика находится в низкоскоростном сегменте глобальной экономики, одновременно частично утрачивая международную конкурентоспособность на тех рынках, где она ранее имела заметное преимущество, а именно на рынках высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности. В течение пяти лет (2011-2015) у Японии было отрицательное сальдо торгового баланса. Низкие темпы экономического роста на фоне продолжающейся дефляции обусловливают стагнацию спроса и на внутреннем рынке. В этих условиях правительство страны и японский бизнес ищут новые сферы приложения капитала и новые экспортные возможности. В статье анализируются направления и результаты японской стратегии продвижения за рубеж креативных отраслей, в которых творческое начало и интеллектуальный потенциал являются первичной составляющей продукта. Эти отрасли рассматриваются правительством С. Абэ в качестве одного из драйверов экономического роста и расширения экспортного потенциала страны.

Ключевые слова: Япония; креативная экономика; креативные отрасли; Cool Japan2; экспорт; структурная политика.

Развитие креативных отраслей3 - в Японии важная часть национальной экономической стратегии и экономической политики пра-

Тимонина Ирина Львовна - доктор экономических наук, профессор, Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО (У) МИД РФ, Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (e-mail: timonina2000@yahoo.com).

1 Статья подготовлена в рамках НИР ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова по теме «Страны Азии и Африки в мировой экономике и международных хозяйственных отношениях».

2 Дословно «крутая» Япония.

3 При определении понятия «креативные отрасли» автор опирается на подход ООН, который используется в докладах ее организаций, авторы которых оперируют понятием креативных отраслей, являющихся, по их мнению, «сердцем» креативной экономики. Под креативными отраслями понимаются циклы создания («творения», «придумывания» или другой русский эквивалент «креатива» как действия), производства и распространения товаров и услуг, которые используют креативность и интеллектуальный потенциал как первичную составляющую продукта (первичное «сырье», "primary inputs"), генерируют доходы от продажи прав интеллектуальной собственности, производят материальные продукты и услуги, содержащие креативный контент, имеющие экономическую ценность и являющиеся рыночным объектом. Creative Economy Report 2008. P. 12, 13, 21 [Electronic resource] // unctad. URL: http:// unctad.org/en/Docs/ditc20082cer_en.pdf

вительства. Стимулирование и продвижение креативных отраслей и сфер деятельности (в первую очередь опирающихся на культурный контент) со стороны государства происходит, главным образом, в рамках инициативы "Cool Japan", объявленной в 2010 г. и осуществляемой под эгидой министерства экономики, торговли и промышленности Японии (МЭТП).

По мнению авторов стратегии, прогресс креативных отраслей может способствовать решению задач оживления внутреннего спроса, расширения экспортных возможностей страны, создания новых рабочих мест в случае, если удастся «соединить» традиционный японский контент с производством потребительских товаров, скооперировать между собой различные производства и виды творческой деятельности, освоение внутреннего и внешнего рынков, подключить дистрибьюторов и использовать потенциал регионов. Одновременно преследуется и внешнеполитическая цель - укрепление японского национального бренда и его продвижение за рубежом.

С чем связан такой интерес к данной группе отраслей? Как мы уже отмечали, начиная с 1990-х годов японская экономика развивается очень низкими темпами. В период мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. падение ВВП в Японии было самым глубоким среди всех развитых стран, и в последующие годы темпы роста японской экономики были ниже среднемировых и группы развитых стран (за исключением 2012 и 2013 гг.) Перспективы на ближайшее будущее, по оценке МВФ, в отношении Японии также не внушают оптимизма (табл. 1).

Низкие темпы экономического роста на фоне продолжающейся дефляции обусловливают стагнацию спроса на внутреннем рынке. В такой ситуации большие надежды возлагаются на внешние рынки. Однако и здесь ситуация для Японии не вполне благополучная. В течение пяти лет (2011-2015) у Японии было отрицательное сальдо торгового баланса, которое «выправилось» лишь в 2016 г., однако не благодаря росту экспорта, который в стоимостном выражении сократился на 7,4% (сокращение стоимости экспорта по таким важным для Японии статьям, как металлы и металлоизделия, продукция общего машиностроения, электротехника, составило в 2016 г. соответственно 22,5%, 5,6% и 7,8% по сравнению с 2015 г.), а за счет снижения стоимости и объемов импорта (на15,8%), которое произошло во многом из-за снижения мировых цен на энергоносители. Стоимость импорта минерального топлива снизилась на 33,85% в 2016 г. в сравнении с 2015 г.4 Что касается структуры японского экспорта, то, как отмечается в ежегоднике Японской организации содействия внешней торговле ДЖЭТРО, хотя Япония и

4 Statistical Handbook of Japan 2017. P. 107, 109. [Electronic resource] // stat.go.jp. URL: http:// www.stat.go.jp/english/data/handbook/pdf/2017all.pdf#page=1

остается крупным игроком на международном рынке транспортного оборудования и электротехники, опережающий рост демонстрирует экспорт промежуточной продукции и капитальных товаров5.

Таблица 1

Темпы роста реального ВВП по странам и группам стран, %

Мир Развитые страны США Зона евро Япония

1999-2008 в среднем 4,2 2,5 2,6 2,1 1,0

2009 -0,1 -3,4 -2,8 -4,5 -5,4

2010 5,4 3,1 2,5 2,1 4,2

2011 4,3 1,7 1,6 1,6 -0,1

2012 3,5 1,2 2,2 - 0,9 1,5

2013 3,5 1,3 1,7 -0,2 2,0

2014 3,6 2,1 2,6 1,3 0,3

2015 3,4 2,2 2,9 2,0 1,1

2016 3,2 1,7 1,5 1,8 1,0

2017* 3,6 2,2 2,2 2,1 1,5

2018* 3,7 2,0 2,3 1,9 0,7

2022* 3,8 1,7 1,7 1,5 0,6

*Оценка МВФ.

Составлено по: International Monetary Fund World Economic Outlook, October 2017; Seeking Sustainable Growth: Short-Term Recovery, Long-Term Challenges [Electronic resource] // imf. URL: http://www.imf.org/en/Publications/WE0/Issues/2017/09/19/world-economic-outlook-october-2017#Statistical Appendix

Относительно вялый рост экспорта промышленной продукции не компенсирует и торговля услугами: у Японии в настоящее время (2016) отрицательное сальдо по экспорту страховых, транспортных и бизнес-услуг. В то же время достигнут положительный баланс по международному туризму, главным образом благодаря растущему туристическому потоку из азиатских стран (в первую очередь из Китая)6, а также, возможно, и в результате реализации программы "Cool Japan", о которой речь пойдет далее.

Таким образом, мы видим, что в условиях вялого экономического роста, стагнации внутреннего рынка, неустойчивого положения торгового баланса Япония заинтересована в расширении присутствия своих компаний на альтернативных традиционным рынках товаров и услуг, каковыми являются рынки продукции креативных отраслей.

5 JETRO Global Trade and Investment Report 2017. P. 14. [Electronic resource] // jetro. URL: https://www.jetro.go.jp/ext_images/en/reports/white_paper/trade_invest_2017_overview.pdf

6 Ibid. P. 15.

Креативные отрасли и программа Cool Japan. Какие же отрасли считают в Японии самыми перспективными в контексте решения обозначенных выше задач?

Согласно подходу МЭТП ("Cool Japan Strategy", версия января 2012 г.), к креативным в Японии относят следующие отрасли и виды деятельности: рекламу, архитектуру, создание предметов искусства и изделий ручной работы, дизайн, моду, создание фильмов и видео, компьютерных программ, контента радио- и телепередач, японскую кухню, туризм, разработку дизайна и производство мебели, скатертей, ювелирных изделий, канцелярских принадлежностей, пищевую индустрию. При этом в контексте решения задачи повышения экспортного потенциала приоритетными считаются мода, анимэ, кухня, производство особых региональных продуктов (например, кисточки из Кумано, изготовляемые по уникальной местной технологии), туризм (например, туры с посещением «электронного рая» Акихабара). Как можно заметить, в основном это отрасли и сферы деятельности, которые создают сугубо национальный контент, независимо от того, основан он на традиционных культурных ценностях или современных достижениях.

Место креативных отраслей в структуре японской экономики по данным, приводившимся в версии Стратегии 2012 г. (январь), уже к 2004 г. было весьма заметным7. Общий объем продаж составил 45,2 трлн иен (или 7% суммарного объема производства по всем отраслям промышленности и сферы услуг), что сопоставимо с удельными весами ведущих отраслей японской промышленности - автомобилестроения и электроники (соответственно 8 и 6%), а по численности занятых они даже превосходили названные отрасли. В креативных отраслях было занято 2,2 млн человек, в то время как в автомобилестроении - 947 тыс., а в электротехнической отрасли - 1, 2 млн.

Однако, по мнению правительственных экспертов, проблема заключается в том, что даже весьма популярные за рубежом японские креативные продукты, такие как модные изделия, продукты питания, контент, недостаточно прибыльны. Так, по данным исследований, в рейтинге популярности магазинов женской одежды в Китае японские компании занимали соответственно 1 - 3, 7 и 10 места (данные на 2009 г.), а соотношение экспорта и импорта японской текстильной продукции составляло соответственно 1 к 50 в пользу импорта. Сравнение статистических показателей, приведенных в Стратегии 2012 г. (январь), представляется не вполне корректным, так как учитывается вся продукция соответствующих отраслей, в том числе и массовая, производство которой японские компании уже давно размещают за рубежом. И все же рациональное зерно в таком сравнении есть, поскольку другие раз-

7 В документе приводятся данные на 2004 г.

витые страны, где стоимость рабочей силы также высока (а это едва ли не главная причина перемещения производства в другие страны), остаются гораздо более крупными экспортерами текстильной продукции по сравнению с Японией. И смысл приведенных японскими экспертами данных, очевидно, состоит в том, чтобы показать необходимость «монетизации» и превращения в экспортные доходы достижений японских дизайнеров в области моды, уже популярных за рубежом. Примерно такая же ситуация складывается и с ресторанами японской кухни: их популярность во многих странах мира недостаточно способствует экспорту продуктов питания из Японии.

В качестве же положительного примера в Стратегии приводится продвижение продукции, основанной на образе покемонов, экспорт которой в 2009 г. составил 3 трлн иен (треть от объема продаж на внутреннем рынке). А к 2016 г., когда покемоны «отпраздновали» свой двадцатый «день рождения», общие доходы от франшизы на данный образ (игры, анимация, фильмы, продажа лицензий) составили 46 млрд долл. (45% -на внутреннем рынке и 55% - на зарубежном).

Таким образом, в качестве одной из центральных проблем развития креативных отраслей является коммерциализация интеллектуального продукта, в том числе и в первую очередь продвижение его на зарубежные рынки.

Политика стимулирования экспорта японской креативной продукции. Важнейшими количественными показателями, обозначенными в стратегии "Cool Japan", стали индикаторы объема экспорта, что вполне закономерно, учитывая сказанное ранее. К 2020 г. запланирован рост экспорта креативной продукции до 9,3 трлн иен против 4,6 трлн в 2009 г., в том числе модных изделий - до 2,1 трлн иен, продуктов питания и напитков - до 6,8 трлн, медиапродукции - до 0,4 трлн иен.

Для оценки позиций Японии в мировой торговле креативными продуктами обратимся к специальному исследованию ЮНКТАД (табл. 2).

Таблица 2

Торговля Японии креативными товарами и услугами, млрд долл.

2003 2012

Экспорт Импорт Баланс Экспорт Импорт Баланс

Всего 4,0 14,5 10,4 7,9 24,6 16,7

Товары 3,8 12,8 9,0 7,7 23,4 15,7

Услуги 0,2 1,7 1,5 0,2 1,2 1,0

Составлено по: G'eative economy outlook and Country profiles: Trends in international trade in Creative industries. P. 80 [Electronic resource] // unctad. URL: http://unctad.org/en/Publica-tionsLibrary/webditcted2016d5_en.pdf

Несмотря на увеличение объемов торговли креативными продуктами (рост стоимости экспорта креативных товаров составил 50%), у Японии сохранялось отрицательное сальдо и по товарам, и по услугам данной группы. Лучшие показатели роста экспорта в период 2003-2012 гг. продемонстрировала продукция дизайна, аудиовизуального контента и новые медиа (табл. 3). Среди ведущих экспортеров креативных товаров Япония в 2012 г. занимала седьмое место в группе развитых стран с долей рынка в 1,6% и 12 место в глобальном рейтинге. Основными экспортными рынками для японской креативной продукции являлись США, Гонконг и Китай, причем если с первыми двумя экономиками у Японии было положительное сальдо, то с Китаем - весьма значительное отрицательное.

Правительство Японии и японские компании предпринимают немалые усилия для наращивания «креативного» экспорта, в том числе в форме реализации различных проектов. Это и популяризация японской моды через коммерческий сайт Harajuku8 Street Style, и ярмарка Cool Japan в Мумбаи, и проведение выставок Craft Renaissance Project в разных странах. Все невозможно даже перечислить, отметим лишь, что работа эта ведется на постоянной основе и целенаправленно. Это не набор разовых мероприятий, а действительно общенациональная стратегия.

Таблица 3

Отраслевая структура торговли Японии креативными товарами и услугами,

млрд иен

Игры Косметика Модный текстиль Фильмы Музыка Книги Журналы Права Туризм Всего

Экспорт 293,0 129,2 37,6 4,6 2,2 7,3 4,3 131,7 875,2 1485,1

Импорт 2,1 167,4 1851,6 40,8 24,0 21,7 7,2 700,7 2171,6 4987,1

Сальдо 290,9 - 38,2 -1814,0 -36,2 -21,8 -14,4 -2,9 -569,0 -1296,3 -3501,9

Примечание: игры, фильмы, музыка, книги, журналы без учета онлайн-продаж; музыка - данные на 2005 г., остальное - 2011 г.

Источник: Cool Japan Initiative, 2014. P. 8 [Electronic resource] // meti. URL: http://www. meti.go.jp/policy/mono_info_service/mono/creative/file/1406CoolJapanInitiative.pdf

Так, в рамках программы предоставления государственных грантов на развитие и распространение за рубежом японского контента с общим фондом в 155 млн долл. поддержку получили более полутора тысяч проектов. С подобными же целями правительство поддерживает и проводящийся в Японии крупнейший в мире фестиваль контента "Co

8 Харадзюку - название торгового квартала в Токио, где зародилось направление японской молодежной (в основном тинэйджерской) моды, для которого характерно сочетание элементов японского национального костюма и элементов европейской моды.

Festa", а также различные фестивали в рамках программы "Creative Tokyo", например, "Harajuku Kawaii9!!", "Tokyo Midtown Design Touch" и др. Для привлечения дополнительного внимания за рубежом к японской индустрии контента японское правительство также практикует приглашение редакторов модных изданий, блогеров и других влиятельных в мире моды, дизайна, кино, модных изданий персон для проведения различных мероприятий.

Экспорт японского креативного продукта, по замыслу, должен способствовать притоку туристов в Японию, оживлению внутреннего спроса, росту доходов компаний. В варианте стратегии 2014 г. приводятся уже некоторые примеры результативности "Cool Japan" в части экспорта. Так, компания TSS Production из Хиросимы в 2009 г. начала трансляцию программы "Japan Motion" по французскому кабельному каналу No Life (подписчики 6,5 млн домохозяйств). Распространение информации и о Хиросиме, и о Japan Expo в Париже дало заметный эффект в виде притока французских туристов в Хиросиму и увеличения числа посетителей Expo - выставки, которая является традиционным ежегодным культурным мероприятием парижского лета. Кроме того, в Париже открылся первый хиросимский ресторан окономияки10, и по итогам 2012 г. первые два места в топ-списке достопримечательностей, посещаемых иностранными туристами в Японии, заняли остров Мияд-зима и Мемориальный музей мира в Хиросиме (позади оказались такие любимые туристами достопримечательности, как храм Кинкакудзи в Киото, Асакуса в Токио и замок Химэдзи в Хёго).

Вообще телевещание рассматривается как важнейший инструмент распространения японского контента в мире, особенно в азиатских странах. Так, международный канал NHK World был запущен еще в 1995 г. и в настоящее время вещает на 130 стран мира. Channel Japan предоставляет информацию по бизнесу, экономике и культуре Японии в Сингапуре, Индии, Тайване. В США c 2013 г. действует веб-платформа Daisuki.net, предоставляющая по запросу пользователей японскую анимацию.

В продвижение японских креативных отраслей за рубеж вовлечен и малый и средний региональный бизнес, что неудивительно, поскольку в сфере креатива малые и микропредприятия как раз преобладают. Для популяризации и расширения продаж продукции японских марок за рубежом японским девелоперам и ритейлерам предлагается отводить специальные места ("Japan Floor", "Japan Street") для японских производителей уникальных товаров в своих зарубежных торговых центрах и филиалах.

9 Каваи - в дословном переводе «милый», «прелестный», повсеместно используется для описания различных материальных и нематериальных объектов.

10 Окономияки - популярное японское блюдо, представляющее собой жареную лепешку, смазанную специальным соусом и посыпанную тонко нарезанным сушеным тунцом.

Кроме того, в целях финансовой поддержки креативных предприятий правительство Японии в ноябре 2013 г. учредило специальный государственно-частный фонд - "Cool Japan Fund", главными целями деятельности которого стали продвижение за рубеж эксклюзивных японских товаров и услуг и коммерциализация креативных сфер деятельности, включенных в стратегию "Cool Japan". Финансовые ресурсы Фонда формируются за счет средств специального счета промышленных инвестиций и инвестиций частных компаний. Фонд осуществляет финансирование различных проектов в названных сферах, в том числе так называемые «проекты в области обеспечения цепочек поставок», путем устранения узких мест распространения продукции креативными компаниями, пытающимися выйти за пределы Японии11.

Условия предоставления Фондом финансирования весьма льготные. Так, специалисты Фонда могут участвовать в формулировании стратегии и бизнес-плана компании-претендента, оказывать поддержку в реализации проекта. Кроме того, период предоставления инвестиций не ограничен определенным сроком, а обозначен формулой «до стабилизации бизнеса», что, конечно, чрезвычайно привлекательно для компаний, особенно представляющих малый или микробизнес, которые сталкиваются с проблемой коммерциализации продукта12.

К настоящему времени Фонд проинвестировал 23 проекта, среди которых проект продвижения японских модных брендов на рынки Европы и Северной Америки (компания 45 rpm studio Co., Ltd) и традиционных изделий ручной работы во Францию (компания SAS ENIS), открытие в США кафе, предлагающего аутентичный зеленый чай из префектуры Нагасаки (компания Green Tea World USA, Inc.), организация в зарубежных странах (первоначально в азиатских, а в перспективе в странах Европы и Австралии) школ для создателей контента (компания Kadokawa Contents Academy Co.,Ltd.), организация и поддержка развлекательного канала Wakuwaku JAPAN, вещающего в разных странах (компания Wakuwaku JAPAN Corporation), поддержка компании, которая использует Facebook для распространения информации о японской поп-культуре (компания Tokyo Otaku Mode Inc.).

Последним по времени проектом (июнь 2017 г.), который решил профинансировать Фонд, стала поддержка японского филиала американского венчурного фонда 500 Startups13 , который специализируется на финансировании начинающих компаний на самой начальной стадии (так называемые seed investment). По мнению экспертов Фонда, реализа-

11 What is Cool Japan Fund? [Electronic Resource] // ej-fund. URL: https://www.cj-fund.co.jp/ en/about/cjfund.html

12 Characteristics of Cool Japan Fund [Electronic resource] // со-fund. URL: https://www.cj-fund. co.jp/en/investment/specialty.html

13 Штаб-квартира в Кремниевой долине в США.

ция проекта может способствовать продвижению японских венчурных

компаний, в том числе и креативных на зарубежные рынки14.

* * *

Оценивая потенциальные возможности расширения японского экспорта креативного продукта и препятствия, стоящие на этом пути, отметим следующее. Япония, безусловно, обладает значительным потенциалом развития творческих индустрий. Более того, японский дизайн, архитектура, музыка, анимэ как культурные явления очень популярны в мире. Однако, несмотря на то что западный мир, во всяком случае, Европа познакомились с японской культурой еще в XIX в., культурная дистанция между Японией и потенциальными рынками велика. Влияние этого обстоятельства на перспективы продвижения японского креативного продукта двояко. Известно, что интерес к японской культуре и вообще к Японии после окончания периода изоляции страны во многом подпитывался именно ее необычностью. В связи с этим вопрос о том, стоит ли сейчас адаптировать и локализовать японский креативный продукт, основанный на национальном культурном контексте, остается открытым, тем более что локализация такого продукта может привести к потере его уникальности и снижению степени узнаваемости.

Заслуживает внимания также и то обстоятельство, что в Японии, как и везде в мире, большинство творческих видов деятельности и соответствующих видов бизнеса представлено микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями (собственно, творчество чаще всего дело сугубо индивидуальное). Эти люди, сосредоточенные на творчестве, часто не имеют компетенции в области управления бизнесом, знаниями, интеллектуальной собственностью, не владеют международными бизнес-практиками. Все это может существенно затруднять для них выход на зарубежные рынки. В связи с этим поощрение и стимулирование со стороны государства, финансовая и организационная помощь различных фондов жизненно необходимы. На преодоление подобных проблем, как мы показали выше, и направлена политика японского правительства, в частности в рамках инициативы "Cool Japan".

Список источников и литературы

1. Characteristics of Cool Japan Fund [Электронный ресурс] // cj-fund. URL: https://www. cj-fund.co.jp/en/investment/specialty.html

2. Cool Japan Initiative, 2014 [Электронный ресурс] // meti. URL: http://www.meti.go.jp/policy/ mono_info_service/mono/creative/file/1406CoolJapanInitiative.pdf

14 List of Invested Projects [Electronic resource] // co-fund. URL: https://www.cj-fund.co.jp/en/ investment/deal list.html

3. Cool Japan Strategy, September 2012 [Электронный ресурс] // meti. URL: http://www.meti. go.jp/english/policy/mono_info_service/creative_industries/pdf/121016_01a.pdf

4. Creative economy outlook and Country profiles: Trends in international trade in Creative industries [Электронный ресурс] // unctad. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ webditcted2016d5_en.pdf

5. Creative Economy Report 2008 [Электронный ресурс] // unctad. URL: http://unctad.org/en/ Docs/ditc20082cer_en.pdf

6. International Monetary Fund World Economic Outlook, October 2017. Seeking Sustainable Growth: Short-Term Recovery, Long-Term Challenges. Statistical Appendix [Электронный ресурс] // imf. URL: http://www.imf.org/en/Publications/WE0/Issues/2017/09/19/world-economic-outlook-october-2017

7. JETRO Global Trade and Investment Report 2017 [Электронный ресурс] // jetro. URL: https:// www.jetro.go.jp/ext_images/en/reports/white_paper/trade_invest_2017_overview.pdf

8. List of Invested Projects [Электронный ресурс] // cj-fund. URL: https://www.cj-fund.co.jp/ en/investment/deal_list.html

9. Statistical Handbook of Japan 2017 [Электронный ресурс] // stat.go.jp. URL: http://www. stat.go.jp/english/data/handbook/pdf/2017all.pdf#page=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. What is Cool Japan Fund? [Электронный ресурс] // cj-fund. URL: https://www.cj-fund.co.jp/ en/about/cjfund.html

Irina L. Timonina

JAPAN: A STRATEGY FOR THE PROMOTION OF CREATIVE INDUSTRIES ABROAD

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 11999

In recent decades, the Japanese economy is in the low speed segment of the global economy, while partially losing its international competitiveness in those markets where it previously had a distinct advantage, namely high-tech markets of the manufacturing industry. For the period of 5 years (2011-2015) Japan had a negative trade balance. Low economic growth in the context of continuing deflation leads to stagnation of demand in the domestic market. In these circumstances, the country's government and Japanese businesses are looking for new areas of capital investment and new export opportunities. The article analyzes the direction and results of the Japanese strategy aimed at overseas promotion of creative industries where intellectual property constitutes the core of the product. The government of S. Abe sees these industries as one of the drivers for economic growth and expansion of export potential of the country.

Key words: Japan; Creative Economy; Creative Industry; Cool Japan; export; Structure Policy.

About the author: Irina L. Timonina - Doctor of Sciences (in Economy), Professor, Institute of Asian and African Studies of Moscow State University, MGIMO University, Institute of Business Studies of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (e-mail: timonina2000@yahoo.com).

References

1. Characteristics of Cool Japan Fund [Electronic resource], cj-fund. URL: https://www.cj-fund. co.jp/en/investment/specialty.html

2. Cool Japan Initiative, 2014 [Electronic resource], meti. URL: http://www.meti.go.jp/policy/ mono_info_service/mono/creative/file/1406CoolJapanInitiative.pdf

3. Cool Japan Strategy, September 2012 [Electronic resource], meti. URL: http://www.meti.go.jp/ english/policy/mono_info_service/creative_industries/pdf/121016_01a.pdf

4. Creative economy outlook and Country profiles: Trends in international trade in Creative industries. [Electronic resource], unctad. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ webditcted2016d5_en.pdf

5. Creative Economy Report 2008 [Electronic resource], unctad. URL: http://unctad.org/en/Docs/ ditc20082cer_en.pdf

6. International Monetary Fund World Economic Outlook, October 2017. Seeking Sustainable Growth: Short-Term Recovery, Long-Term Challenges. Statistical Appendix [Electronic resource], imf. URL: http://www.imf.org/en/Publications/WE0/Issues/2017/09/19/world-economic-outlook-october-2017

7. JETRO Global Trade and Investment Report 2017 [Electronic resource], jetro. URL: https:// www.jetro.go.jp/ext_images/en/reports/white_paper/trade_invest_2017_overview.pdf

8. List of Invested Projects [Electronic resource], cj-fund. URL: https://www.cj-fund.co.jp/en/ investment/deal_list.html

9. Statistical Handbook of Japan 2017 [Electronic resource], stat.go.jp. URL: http://www.stat. go.jp/english/data/handbook/pdf/2017all.pdf#page=1

10. What is Cool Japan Fund? [Electronic resource], cj-fund. URL: https://www.cj-fund.co.jp/en/ about/cjfund.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.