Научная статья на тему 'Япония и Индия: стратегическое партнерство на Индо-Тихоокеанском пространстве'

Япония и Индия: стратегическое партнерство на Индо-Тихоокеанском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
912
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Япония / Индия / японско􏰀индийские отноше􏰀 ния / Индо􏰀Тихоокеанский регион / Азия / Китай / КНР. / Japan / India / Japan􏰀India relations / Indo􏰀Pacific / Asia / China / PRC.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киреева Анна Андреевна

В статье рассматриваются основные параметры от􏰀 ношений Японии и Индии, выявляются причины, стоящие за укре􏰀 плением сотрудничества двух стран, и выделяются ограничения на пути дальнейшего сближения. Ведущим фактором, который привел к формированию стратегического партнерства, является восприятие и Японией, и Индией политики Китая в качестве ключевой угрозы безопасности. Помимо этого, отношение к китайской Инициативе пояса и пути также негативное. Обе державы не заинтересованы в доминировании КНР на Индо􏰀Тихоокеанском пространстве, вы􏰀 ступают за сохранение статус􏰀кво и поддерживают принцип свобо􏰀 ды судоходства. В то же время, по целому ряду причин они не готовы к формированию полноценного военно􏰀политического альянса, в том числе из􏰀за важности экономических связей каждой из стран с Китаем. Индия демонстрирует более осторожную позицию по пово􏰀 ду значительного углубления сотрудничества с Японией. Экономи􏰀 ческие связи Японии и Индии постепенно расширяются. Япония занимает третью позицию в списке крупнейших инвесторов в Ин􏰀 дию и реализует целый ряд крупных проектов. Однако сложный ин􏰀вестиционный климат затрудняет реализацию японских инве􏰀стиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan and India: Strategic Partnership in the Indo-Pacific

The article seeks to look into the key parameters of Ja􏰀 pan􏰀India relations, identify the reasons for the deepening cooperation and the obstacles to further rapprochement. Japan’s and India’s percepti􏰀 on of China’s policy as the key security threat has been one of the driving factors behind Japan􏰀India strategic partnership. A contributing factor is also a negative view on China’s Belt and Road Initiative. Both states are not interested in China dominating the Indo􏰀Pacific, support status􏰀quo and the freedom of navigation. At the same time, due to a number of rea􏰀 sons including the importance of their respective economic ties with Chi􏰀 na, Japan and India are not ready for a full􏰀fledged political and military alliance or bloc. India demonstrates a more cautious position towards sig􏰀 nificantly closer cooperation with Japan. Economic links between the two have been gradually on the rise, with Japan emerging as number three investor into India’s economy. However, challenging investment climate represents a major inhibiting factor.

Текст научной работы на тему «Япония и Индия: стратегическое партнерство на Индо-Тихоокеанском пространстве»

DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10010

А.А. Киреева

ЯПОНИЯ И ИНДИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО НА ИНДО-ТИХООКЕАНСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ*

Аннотация. В статье рассматриваются основные параметры отношений Японии и Индии, выявляются причины, стоящие за укреплением сотрудничества двух стран, и выделяются ограничения на пути дальнейшего сближения. Ведущим фактором, который привел к формированию стратегического партнерства, является восприятие и Японией, и Индией политики Китая в качестве ключевой угрозы безопасности. Помимо этого, отношение к китайской Инициативе пояса и пути также негативное. Обе державы не заинтересованы в доминировании КНР на Индо-Тихоокеанском пространстве, выступают за сохранение статус-кво и поддерживают принцип свободы судоходства. В то же время, по целому ряду причин они не готовы к формированию полноценного военно-политического альянса, в том числе из-за важности экономических связей каждой из стран с Китаем. Индия демонстрирует более осторожную позицию по поводу значительного углубления сотрудничества с Японией. Экономические связи Японии и Индии постепенно расширяются. Япония занимает третью позицию в списке крупнейших инвесторов в Индию и реализует целый ряд крупных проектов. Однако сложный инвестиционный климат затрудняет реализацию японских инвестиций.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 18-78-00140.

Ключевые слова: Япония, Индия, японско-индийские отношения, Индо-Тихоокеанский регион, Азия, Китай, КНР.

Автор: Киреева Анна Андреевна, кандидат политических наук, доцент кафедры востоковедения, научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО МИД России. E-mail: a.kireeva@my.mgimo.ru

A.A. Kireeva

Japan and India: Strategic Partnership in the Indo-Pacific

Abstract. The article seeks to look into the key parameters of Japan-India relations, identify the reasons for the deepening cooperation and the obstacles to further rapprochement. Japan's and India's perception of China's policy as the key security threat has been one of the driving factors behind Japan-India strategic partnership. A contributing factor is also a negative view on China's Belt and Road Initiative. Both states are not interested in China dominating the Indo-Pacific, support status-quo and the freedom of navigation. At the same time, due to a number of reasons including the importance of their respective economic ties with China, Japan and India are not ready for a full-fledged political and military alliance or bloc. India demonstrates a more cautious position towards significantly closer cooperation with Japan. Economic links between the two have been gradually on the rise, with Japan emerging as number three investor into India's economy. However, challenging investment climate represents a major inhibiting factor.

Keywords: Japan, India, Japan-India relations, Indo-Pacific, Asia, China, PRC.

Author: Anna A. KIREEVA, Ph.D., Associate Professor, Research Fellow, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University) (e-mail: a.kireeva@my.mgimo.ru).

Япония и Индия являются, наряду с Китаем, одними из ключевых азиатских держав как с международно-политической, так и с экономической точек зрения. Тренд на развитие отношений стратегического партнерства наметился в 2000-ые гг. и окончательно закрепился в 2010-ые гг. Сближение Японии и Индии и их поддержка концепции Индо-Тихоокеанского пространства ставит на повестку дня вопрос о том, каковы причины и ограничения японско-индий-

ского сближения. В данной статье рассматриваются основные параметры японско-индийских отношений и ограничения на пути их дальнейшего укрепления.

Сближение Японии и Индии: международно-политические аспекты

Японию и Индию можно назвать стратегическими партнерами, которые разделяют один из ключевых национальных интересов друг друга — не допустить доминирования Китая на Индо-Тихоокеан-ском пространстве. В этом смысле их отношения изначально формировались с учетом стратегического противостояния каждой из стран с Китаем [Mukherjee]. Развитие отношений с Индией позволяет Японии проводить более сбалансированную стратегию «перестраховы-вания» (hedging), как в военно-политической сфере, что помогает «размазывать риски» чрезмерной ориентации на США в сфере безопасности, так и в экономической сфере от чрезмерной зависимости от Китая. В японской политической элите сложился консенсус по поводу развития отношений с Индией при восприятии Китая как угрозы безопасности. При этом индийская стратегия Японии зависит от стратегии Японии в отношении Китая, и Индия рассматривается Японией в первую очередь как противовес усилению Китая. Несмотря на укрепление двухсторонних отношений, и для Индии, и для Японии центральным элементом их внешнеполитической стратегии остаются отношения с США [Green]. Помимо этого, в качестве главных интересов, которые объединяют страны, можно назвать безопасность морских путей сообщения и борьбу с нетрадиционными вызовами и угрозами безопасности. Существует и заинтересованность в экономических контактах — торговле и инвестициях.

Отношения Японии и Индии оставались холодными в течение биполярного периода, во многом вследствие ограничений японской внешней политики, ее ориентации исключительно на альянс с США, и доминированием парадигмы движения неприсоединения в политике Индии. В 1990-е годы внешняя политика обеих стран проходила достаточно сложный период адаптации, и реакция Японии

на индийское ядерное испытание 1998 г. была резко негативной. В 2000-х — 2010-х годах отношения двух стран начали укрепляться вследствие возрастания напряженности в регионе, активизации внешней политики КНР и сознательного выбора элит обеих стран развивать сотрудничество. В 2000 г. по инициативе японского премьер-министра Ё. Мори страны провозгласили «Глобальное партнерство в XXI веке», в 2005 г. подписали декларацию «Партнерство Японии и Индии в новую азиатскую эру: стратегическая ориентация глобального партнерства Японии и Индии», а в 2006 г. С. Абэ и М. Сингх придали отношениям статус «глобального и стратегического партнерства». В 2008 г. Япония и Индия подписали декларацию о сотрудничестве в области безопасности, предполагающую проведение совместных военных учений и обменов. Помимо альянса с США, подобный уровень сотрудничества Япония имеет только с Австралией и Индией [Mukherjee]. Необходимо отметить, что впервые консультации по вопросам безопасности между четырьмя странами (США, Япония, Индия и Австралия — Quad (Quadrilateral Security Dialogue)) начались в 2007 г., но это сотрудничество просуществовало только два года и было прервано в 2009 г. из-за прихода к власти в Австралии лейбористского правительства во главе с Кевином Раддом и его нежелания портить отношения с Китаем. Индия со своей стороны в течение нескольких последующих лет также не стремилась совершать какие-либо действия, которые могли привести к ухудшению отношений с Китаем. Однако более активная, жесткая и уверенная политика Китая и увеличение его присутствия в Индийском океане постепенно изменили позицию Индии и привели к более интенсивному взаимодействию с США и Японией [Pant].

Помимо этого, именно в обращении к парламенту Индии в 2007 г. японский премьер С. Абэ во время своего первого срока в 2006—2007 гг. произнес речь, в которой обозначил тенденцию «слияния Индийского и Тихого океанов» как морских пространств свободы и процветания более широкой Азии. Данное концептуальное понимание легло в основу всей Индо-Тихоокеанской стратегии, которую премьер-министр Японии выдвинул уже во время своего второго срока в Найроби в августе 2016 г. Она предполагает установление такого регионального порядка на пространстве Тихого и Индийского

океанов и Азиатского и Африканского континентов, который базировался бы на международном праве и принципе свободы судоходства, принципах демократии и верховенства права, свободной торговли, усилении взаимосвязанности в целях достижения стабильности и развития всего региона [Дзиюдэ хиракарэта...]. Кроме того, в 2012 г. С. Абэ предложил концепцию «ромба безопасности», состоящего из Японии, США, Австралии и Индии, для формирования союза демократических стран в целях обеспечения безопасности в Тихом и Индийском океанах. Таким образом, скорее именно Япония являлась основным сторонником развития японо-индийских отношений и концептуализации Индо-Тихоокеанского пространства.

Самый большой импульс отношениям двух стран придали пришедшие к власти сильные лидеры — премьер-министр Синдзо Абэ в декабре 2012 г. в Японии и Нарендра Моди в мае 2014 г. в Индии. Премьер-министр С. Абэ неоднократно посещал Индию (2014, 2015, 2016, 2017) и индийский премьер в 2014, 2016, 2018 и 2019 г. совершил визиты в Японию. Таким образом, установилась традиция ежегодных ответных визитов лидеров стран [Сайдайно Индо...].

В 2014 г. С. Абэ и Н. Моди подняли характер отношений до «особого стратегического и глобального партнерства». Для Японии Индия играет важную роль в Индо-Тихоокеанской стратегии, так как это один из ключевых партнеров по вопросам поддержания свободы судоходства и торговли, безопасности морских путей сообщения. Помимо этого, так же, как и Япония, Индия не заинтересована в том, чтобы Китай стал доминирующей державой в Восточной Азии. При этом для Японии в условиях изменения баланса сил и снижения роли США в Азии все большее значение приобретает партнерство с другими ведущими игроками, и Индия здесь играет ключевую роль наряду с Австралией. Роль Индии в японской стратегии прошла определенную эволюцию от роли потенциального партнера по вопросам обеспечения безопасности морских путей сообщения до реального стратегического партнера. Озабоченность Индии по поводу проникновения Китая в район Индийского океана, усиления его экономического и военного присутствия в регионе и «окружения» Индии, стратегическое соперничество с Китаем при наличии территориальных споров с ним, реализация Инициативы пояса

и пути (в особенности Китайско-Пакистанского экономического коридора), которую Индия видит как угрожающую ее интересам, предопределили интерес к укреплению взаимодействия с Японией с индийской стороны [Mukherjee].

Важно отметить, что у каждой из стран существует своя Ин-до-Тихоокеанская стратегия и свое видение региона, которые в большей степени носят комплементарный характер. Так, приоритеты Японии включают укрепление отношений с партнерами, которые разделяют интересы страны и универсальные ценности, с японо-американским альянсом как краеугольным камнем внешней политики, поддержку принципов свободы судоходства и верховенства закона, стимулирование экономического развития и процветания с помощью усиления взаимосвязанности и инфраструктурного развития, продвижение мира и стабильности с помощью укрепления потенциала береговой охраны, снижения рисков от стихийных бедствий и т. п. При условии, что премьер-министр С. Абэ неоднократно заявлял, что японская политика не направлена на сдерживание Китая и в настоящее время отношения между двумя странами находятся в фазе улучшения и нормализации, японская администрация старается нащупать баланс между стратегическим соперничеством и сотрудничеством с Китаем. Одним из замыслов Японии является совместно с другими странами создать такие нормы и правила, с помощью которых можно будет повлиять на поведение Китая и сделать его менее ревизионистским [Szechenyi, Hosoya].

Между Японией и Индией развивается сотрудничество в области безопасности и военное сотрудничество. В 2011 г. произошла инсти-туционализация трехстороннего стратегического диалога Япония-Индия-США, посвященного вопросам поддержания баланса сил и безопасности на Индо-Тихоокеанском пространстве. С 2014 г. Япония является участником учений Малабар, которые Индия проводит с США, а также она традиционно участвует в учениях RIMPAC. Помимо этого, в принятой по итогам саммита С. Абэ и Н. Моди в 2014 г. декларации стороны договорились сделать японское участие в учениях Малабар и двухсторонние военные учения регулярными. С 2015 г. начал проводится трехсторонний диалог между Индией, Японией и Австралией [Mukherjee]. В 2010 г. между Индией

и Японией впервые был проведен диалог «два плюс два» с участием заместителей министров иностранных дел и безопасности, а в 2018 г. такой диалог стал проводиться на министерском уровне. Подобный формат Индия поддерживает только с США и Японией, а Япония — с рядом ключевых партнеров, что показывает стратегическую значимость и особый статус данного диалога для обеих стран [Rajagopalan].

С ноября 2017 г. Япония и Индия участвуют в возобновленном формате четырехсторонних консультаций в области безопасности совместно с США и Австралией — Quad. Прежде всего, этот формат нацелен на обсуждение вопросов безопасности на Индо-Тихоокеан-ском пространстве и противодействия изменению регионального порядка, которое пытается осуществить Китай как с помощью военно-политического инструментария (например, в Южно-Китайском море), так и с помощью Инициативы пояса и пути.

Экономические отношения Японии и Индии

Экономическое взаимодействие двух стран начало активно развиваться с 2000-х годов по линии взаимной торговли и японских инвестиций в Индию. В 2011 г. стороны заключили Всеобъемлющее экономическое соглашение, предполагавшее либерализацию торговли товарами и услугами и инвестиционного режима, регулирование вопросов конкуренции и государственных закупок, защиты прав интеллектуальной собственности и др. В 2016 г. Япония и Индия подписали соглашение о сотрудничестве в сфере мирного атома, что стало первым подобным соглашением для Японии с государством, которое не является членом ДНЯО [Mukherjee].

Япония заняла третье место в списке крупнейших инвесторов в индийскую экономику. Согласно статистическим данным, за период 2000—2019 гг. японские инвестиции составили 30,7 млрд долл. (или 8 % всех ПИИ, направленных в Индию). К ключевым сферам, в которые направляются японские инвестиции, относятся автомобилестроение, инфраструктура, электроника, фармацевтика, телекоммуникации, торговля и финансы (в особенности страховые услуги). В Индии работают более чем 1,440 японских компаний с более чем

5,120 филиалами и подрядчиками, и данная страна является одним из ключевых реципиентов японских льготных кредитов в рамках Официальной помощи развитию. Товарооборот стран в 2018—2019 финансовом году составил 17,6 млрд долл., при этом 4,8 долл. — этом экспорт Индии в Японию, а 12,8 долл. — импорт Индии из Японии. Япония осуществляет целый ряд программ по профессиональной подготовке индийских профессионалов, особенно в сфере промышленности [India-Japan Economic Relations; Сайдайно Индо...]. Происходит постепенное расширение японских инвестиций в индийскую инфраструктуру и промышленность, причем в основном это форсируемый кабинетом С. Абэ процесс. В качестве ключевых проектов указывается участие Японии в строительстве промышленных коридоров «Дели-Мумбаи» и «Ченнай-Бангалор» и высокоскоростной железной дороги по маршруту Мумбаи-Ахмедабад с использованием технологий японских синакансэнов [Pajon, Saint-Mezard].

Во время визита С. Абэ в Индию в мае 2017 г. Япония и Индия договорились о совместной реализации Азиатско-Африканского коридора роста (ААКР), который должен стать многосторонним проектом, альтернативным китайской Инициативе пояса и пути. Географически он включает Азию, в особенности регион Индийского океана, и Африку. ААКР включает следующие элементы: развитие и сотрудничество; строительство качественной инфраструктуры, увеличение цифровой и институциональной взаимосвязанности; повышение квалификации; установление тесных гуманитарных контактов. В качестве ключевой цели провозглашается ускорение роста и увеличение взаимосвязанности между Азией и Африкой. Помимо этого, его строительство предполагает укрепление связей Японии и Индии с Африканским континентом, особенно в области высококачественной инфраструктуры, увеличение взаимосвязанности между Африкой и Азией и реализация свободного, открытого порядка в Индо-Тихоокеанском регионе, основанном на международном праве, в соответствии с принятым на встрече лидеров стран в 2015 г. документом «Видение 2025». Данный замысел опирается на уже существующие проекты стран — индийскую политику «Смотри на Востоке» и «Делай на Востоке» (Look East Policy/Act East Policy), индийскую и японскую политику и инвестиции в Африке (включая

японскую Токийскую международную конференцию по развитию Африки — японский многосторонний формат взаимодействия с Африканским континентом), японское «Расширенное партнерство по строительству высококачественной инфраструктуры», а также на общие интересы по структурированию Индо-Тихоокеанского региона. В то время как Индия отказывается принимать участие в китайской Инициативе пояса и пути, Япония также относится холодно к этой инициативе, так как она может привести к реструктурированию регионального порядка в Азии под лидерством Китая. ААКР представляет собой совместную альтернативу, которую Япония и Индия хотели бы представить для других стран Азии и Африки [Panda].

Ограничения японско-индийского сближения

Однако у отношений Японии и Индии существует ряд ограничений. Во-первых, стороны не готовы переходить к более серьезным формам военного сотрудничества или полноценному альянсу. Для Японии, которая надеялась на то, что Quad станет ключевым форматом именно военного сотрудничества, было неприятной неожиданностью увидеть, что Индия не готова на совместные действия в этой сфере кроме консультаций на уровне министерств обороны и министерств иностранных дел (например, на четырехсторонние военные учения). Создается впечатление, что Япония во время нахождения у власти премьер-министра С. Абэ больше заинтересована в укреплении сотрудничества с Индией, чем наоборот, и Индия демонстрирует более осторожную позицию. Одной из основных целей внешней политики Индии является превращение в глобального игрока при сохранении «стратегической автономии», которая не предполагает наличие четко фиксированных обязательств. Япония также пока явно не готова формировать полноценный анти-китайский альянс [Mukherjee]. В 2018—2019 гг. на официальном уровне вместо термина Индо-Тихоокеанская «стратегия» японский премьер стал употреблять термин «видение» или «концепция» для того, чтобы возможная коннотация с военной стратегией не стала вредить улучшению отношений с Китаем. Помимо этого, в Японии нет консенсуса, в

чем именно свободное и открытое Индо-Тихоокеанское пространство должно находить своей выражение [Szechenyi, Hosoya].

Во-вторых, при всем желании не допустить доминирующих позиций КНР, обе страны не готовы заявлять о противостоянии Китаю или о формировании какого-либо серьезного антикитайского блока, так как они заинтересованы в сохранении существующих отношений с Китаем, в особенности в сфере экономики. Заключение же альянса может наоборот спровоцировать КНР на ответные действия. В-третьих, альянс Японии с США заставляет Индию задумываться о том, какова степень самостоятельности принятия решений в Японии [Mukherjee].

В-четвертых, экономическое измерение отношений двух стран пока развито недостаточно глубоко из-за огромных барьеров на индийском рынке, которые делают его намного более сложным для японских инвесторов, чем рынки Китая и Юго-Восточной Азии. Хотя японская администрация подталкивает бизнес вкладывать инвестиции в Индию, огромное количество административных и экономических барьеров приводит к тому, что на практике реализация инвестиционных проектов затягивается на 5—10 лет [Pajon, Saint-Mezard]. Сложности реализации Азиатско-Африканского коридора роста состоят в том, что у него нет единого центра принятия решений и он должен привлекать частное, государственное и международное финансирование на принципах, которые остаются не определены. Это ставит вопрос о том, насколько страны могут в реальности предложить экономическую альтернативу китайской Инициативе пояса и пути [Panda].

Помимо этого, основные принципы внешнеторговой политики Японии и Индии сильно различаются: если Япония стала выступать за глубокую либерализацию всех сфер экономического взаимодействия (в том числе в ходе перезаключения Транстихоокеанского партнерства без США), то Индия, наоборот, демонстрирует гораздо более протекционистскую политику во всех аспектах, кроме либерализации торговли услугами. Решение Индии в ноябре 2019 г. не подписывать окончательный вариант соглашения о Всеобъемлющем экономическом партнерстве (ВРЭП) нанесло значительный ущерб данному проекту, так как в интересах Японии было вовлечение Ин-

дии в данную многостороннюю ЗСТ для того, чтобы сбалансировать в ней позиции Китая. Наметившееся стремление Японии найти способы реализации совместных инфраструктурных проектов с Китаем в третьих странах также может ослабить перспективы японо-индийского экономического сотрудничества [Pajon, Saint-Mezard].

Библиографический список

Дзиюдэ хиракарэта Индо Тайхэйё сэнряку : [Стратегия свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства] // МИД Японии. 2017. URL: https:// www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/2017/html/chapter1_02.html#T003 (дата обращения: 12.10.2019).

Сайдайно Индо дзёхо то нитиин канкэй : [Информация о современной Индии и японско-индийский отношения] // МИД Японии. Декабрь 2018. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/files/000147456.pdf (дата обращения: 01.02.2020).

Green Michael J. Japan, India and the Strategic Triangle with China // Asia Responds to Its Rising Powers: China and India / ed. by A.J. Tellis, T. Tanner, J. Keough. Seattle: NBR, 2011. pp. 131—132, 157—159.

India-Japan Economic Relations // Embassy of India. Tokyo, Japan. December 2019. URL: https://www.indembassy-tokyo.gov.in/india_japan_economic_relations. html (дата обращения: 01.02.2020).

Mukherjee Rohan. Japan's Strategic Outreach to India and the prospects of a Japan-India alliance // International Affairs, 2018, Vol. 94, No. 4. P. 835—859. DOI: 10.1093/ia/iiy030

Pajon Celine, Saint-Mezard Isabelle. The Japan-India Economic Partnership: A Politically Driven Process / Asie.Visions, No. 100, IFRI, September 2018, 35 p.

Panda Jagannath. The Asia-Africa Growth Corridor: An India-Japan Arch in the Making? / Focus Asia: Perspective & Analysis. No, 21, August 2017, 11 p.

Pant Harsh V. India, Japan, Australia, and the US: The return of Asia's 'Quad' // The Diplomat. 28.04.2017. URL: https://thediplomat.com/2017/04/india-japan-austra lia-and-the-us-the-return-of-asias-quad/ (дата обращения: 12.10.2019).

Rajagopalan Rajeswari Pillai. 2+2 Dialogue will further cement India-Japan strategic relations // Observer Research Foundation. 30.11.2019. https://www.orfonlin e.org/research/22-dialogue-will-further-cement-india-japan-strategic-relat ions-58250/ (дата обращения: 01.02.2020).

Szechenyi Nicholas, Hosoya Yuichi. Working Toward a Free and Open Indo-Pacific // Carnegie Endowment for International Peace. 10.10.2019.

References

Jiyude hirakareta Indo Taiheiyo senryaky [Free and Open Indo-Pacific Strategy]. (2017). Ministry of Foreign Affairs of Japan, URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/ bluebook/2017/html/chapter1_02.html#T003 (accessed: 12 October, 2019).

Saidaino Indo joho to nitiin kankei [Information on Contemporary India and Japan-India relationship]. (2018). Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https:// www.mofa.go.jp/mofaj/files/000147456.pdf (accessed: 01 February, 2020).

Green, Michael J. (2011). Japan, India and the Strategic Triangle with China, in A.J. Tellis, T. Tanner, J. Keough (eds) Asia Responds to Its Rising Powers: China and India, Seattle: NBR, 2011: 131—132, 157—159.

India-Japan Economic Relations. (2019). Embassy of India, Tokyo, Japan. URL: https://www.indembassy-tokyo.gov.in/india_japan_economic_relations.html (accessed: 01 February, 2020).

Mukherjee, Rohan (2018). Japan's Strategic Outreach to India and the prospects of a Japan-India alliance, International Affairs, Vol. 94, No. 4: 835—859. DOI: 10.1093/ia/ iiy030.

Pajon, Celine, Saint-Mezard, Isabelle. (2018). The Japan-India Economic Partnership: A Politically Driven Process, Asie.Visions, No. 100, IFRI, 35 p.

Panda, Jagannath. (2017). The Asia-Africa Growth Corridor: An India-Japan Arch in the Making? Focus Asia: Perspective & Analysis, No, 21, 11 p.

Pant, Harsh V. (2017). India, Japan, Australia, and the US: The return of Asia's 'Quad', The Diplomat, April 28, 2017. https://thediplomat.com/2017/04/india-japan-a ustralia-and-the-us-the-return-of-asias-quad/ (accessed: 12 October, 2019)

Rajagopalan, Rajeswari Pillai. (2019). 2+2 Dialogue will further cement India-Japan strategic relations, Observer Research Foundation, November 30, 2019. URL: https://www.orfonline.org/research/22-dialogue-will-further-cement-india-japan-stra tegic-relations-58250/ (accessed: 01 February, 2020).

Szechenyi, Nicholas, Hosoya, Yuichi. (2019). Working Toward a Free and Open Indo-Pacific, Carnegie Endowment for International Peace, October 10, 2019. URL: https://carnegieendowment.org/2019/10/10/working-toward-free-and-open-indo-pac ific-pub-80023 (accessed: 12 October, 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.